Платим блогерам

Новости 17 сентября 2003 года

Как мы уже знаем, официальный анонс NV38 в сентябре не состоится. Последние известия гласят, что NV38 будет анонсирован примерно в середине октября, анонс более дешевого NV36 состоится в конце октября.

Тем не менее, это не означает, что демонстрация видеокарт на базе этих решений не может произойти раньше. Некоторые источники сообщают, что тайваньская компания Sparkle пригрозила показать на выставке Computex 2003 "продукты на базе новейшего графического чипа Nvidia". Судя по всему, речь идет об NV38, который несколько ближе к готовности анонса, чем NV36.

Существует также информация, что рабочие образцы NV38 (и, возможно, NV36) будут показаны на Computex 2003 представителям прессы силами самой Nvidia, но исключительно в узком кругу и при непременном заключении соглашения о неразглашении (т.н. NDA).

Sparkle также представит серию видеокарт на базе NV35 с пониженной частотой памяти, которые принято называть GeForce FX 5900 SE. Видеоплата с системой жидкостного охлаждения также будет продемонстрирована на стенде Sparkle. Кроме того, компания планирует начать выпуск материнских плат! Скорее всего, они будут основаны на чипсете Nvidia NForce 2 Ultra 400.

Тем временем ATI полным ходом готовится к анонсу R360. Мы уже сообщали об интригующих подробностях церемонии анонса, а сегодня на сайте ATI можно увидеть рекламный баннер, возвещающий о близости анонса дуэта "R360 + Half Life 2":

Желающие могут пройти процедуру регистрации и получить в момент анонса кучку спама, рассказывающую о церемонии анонса и некоторых других подробностях :). Во всяком случае, раньше все происходило именно так. Пока считается, что R360 будет анонсирован 30 сентября, и частоты действительно не достигнут прогнозируемых ранее высот. Скорее всего, все ограничится относительно скромными 415/730 МГц. Очевидцы утверждают: система охлаждения первых прототипов видеокарт на базе R360 не создает впечатления, что придется иметь дело с чрезмерно горячими элементами.

Поскольку многие источники уже упомянули, что на проходящем в эти дни IDF Fall 2003 компанией ATI был продемонстрирован действующий образец видеоплаты на "еще не анонсированном видеочипе" с поддержкой шины PCI Express, то мы также посчитали нужным рассказать об этом таинственном решении подробнее.

Прежде всего, запомним две детали. ATI утверждает, что этот чип обеспечивает "нативную" поддержку PCI Express, хотя в прежние времена для реализации этого интерфейса использовался мост AGP-PCI Express. Примером подобной возможности служит вот эта новость с весенней сессии IDF 2003, когда демонстрировался Radeon 9700 Pro с интерфейсом PCI Express. Кстати, в этой новости довольно подробно рассказано об этом интерфейсе, так что желающие пройти небольшой "ликбез" также могут ее прочесть.

Во-вторых, выглядит нынешний образец видеокарты достаточно схоже с эталонной видеокартой ATI Radeon 9600 Pro, но лишен разъема дополнительного питания:

Таким образом, мы можем предположить, что на IDF Fall 2003 демонстрировалась видеоплата класса RV350. Поскольку ATI называет этот чип еще не анонсированным, то это вполне мог быть RV360, если бы не одно "но". Нативная поддержка PCI Express появится в изделиях этого класса только в момент выхода RV380. Поскольку мы не знаем, будут ли RV360 и RV380 как-то отличаться, кроме интерфейсов, можно с некоторой долей уверенности говорить, что на фотографии изображен прототип RV380. Хотя это может быть и RV360 с мостом AGP-PCI Express, ведь для демонстрационных целей его использовать проще.

Кстати, сегодня достоверные источники вносят ясность в структуру обозначений видеокарт ATI с поддержкой PCI Express. Например, R420 будет поддерживать только AGP 8x, а версия того же чипа с поддержкой PCI Express уже получит обозначение R423.

Заметим, что Nvidia такой четкой дифференциации не делает, и в переходный период будут выпускаться чипы NV36X и NV40, оба из которых смогут работать с PCI Express. При этом будут существовать и AGP-версии NV40. По крайней мере, так выглядит перспектива сейчас. Флагманским решением Nvidia с нативной поддержкой PCI Express станет лишь NV45, выпускаемый по 0.11 мкм технологии. В среднем и младшем сегментах нативную поддержку нового интерфейса будут обеспечивать NV41 и NV43 соответственно. Такое деление весьма условно, и к моменту появления первых решений Nvidia с интерфейсом PCI Express все может измениться.

В том жутком шквале сообщений, который приносит с IDF Fall 2003 ветер новостных сайтов, нам удалось обнаружить весьма интересные новости о графических решениях двух долго остававшихся в тени производителей: XGI, принявшей наследие Trident и Xabre/SiS, а также S3 Graphics, теперь функционирующей под покровительством VIA.

Пойдем по порядку. XGI недавно достаточно неожиданно выдала характеристики графических чипов семейства Volari, среди прочих возможностей которых больше всего интриговала возможность построения двухчиповых видеокарт. Сегодня мы можем привести данные о примерном уровне производительности решений серии Volari, традиционно приводимых самим производителем.

Итак, на системе с процессором Pentium 4 3.0 ГГц и 512 Мб памяти, при использовании бета-версии драйверов достижения в 3DMark 2003 соответственно составили:

  • Volari Duo V8 Ultra -> 5600+ "попугаев";
  • Volari Duo V5 Ultra -> 4000+ "попугаев";
  • Серия Volari V8 -> 3000+ "попугаев";
  • Серия Volari V5 -> 2000+ "попугаев";
  • Серия Volari V3 -> 1000+ "попугаев".

Как видите, не так уж страшны Volari, как их характеристики на бумаге :). Заметим, что система на основе Radeon 9800 показывает результат свыше 4800 "попугаев", так что лишь "двухголовые" решения Volari смогут тягаться с флагманскими решениями ATI и Nvidia. Впрочем, задача продуктов XGI будет заключаться в другом - насытить рынок дешевыми решениями с поддержкой DirectX 9.

Низкие цены будет гарантировать сотрудничество с UMC, а реальные образцы плат должны быть выставлены на всеобщее обозрение во время выставки Computex 2003. Поставки видеоплат начнутся чуть позже, конкретные сроки и диапазон цен не сообщаются.

Другой герой нашего повествования, компания S3 Graphics, отличилась на другом фронте. Она продемонстрировала действующий образец видеоплаты на базе чипа серии Delta Chrome:

Конкретные характеристики этого решения нам неизвестны, но достаточно простой дизайн позволяет предположить, что частоты чипа и памяти не очень высоки. Утверждается, что чип сможет работать даже при пассивном охлаждении. Скорее всего, от запланированных 300/600 МГц далеко уйти не удалось. Прежние заявления о достижении производительности порядка 15 000 "попугаев" 3DMark 2001 SE мы пока сверить с реальностью не можем, но в плане цены хочется надеяться на заманчивый уровень менее $90.

Вот такие настают времена - видеокарты с аппаратной поддержкой DirectX 9.0 и ряда других прогрессивных технологий наперебой предлагаются разными компаниями, причем уровень цен лишь обостряет конкуренцию. Надеемся, что от этого выиграют все потребители, вне зависимости от предпочтений в плане продукции конкретного бренда.

Р fin

Появилась новая версия патчера биосов от Rom.by, предназначенного для устранения ошибок, недоработок и ограничений биосов материнских плат.

В BIOS Patcher 4.20 внесены несколько существенных изменений:

  • Для процессоров AMD K7 добавлена поддержка режима bus disconnect для всех чипсетов AMD, Nvidia, SiS и VIA, кроме чипсетов Ali и ATI, поддержка которых будет добавлена в ближайшем будущем. Теперь ощутимо снизить температуру процессора при низкой загрузке /простое можно без использования специальных программ (CPUIdle, WCPREDIT/WCPRSET и других)!
  • Код программы переписан с целью уменьшения требований к свободной памяти для работы под DOS. Теперь патчер требует на 128 КБ меньше и для его работы необходимо порядка 450 КБ памяти.
  • Другие, более мелкие изменения и исправления.

В настоящее время автор программы Роман Севко (Apple_rom), проводит эксперименты по разблокированию дополнительного кэша новых Duron Applebred прямо из биоса, и, в связи с этим, предлагает объединить усилия и/или поделиться личным опытом и наработками по MSR для K7 (в т.ч. "секретным" и паролям к ним). Кроме того, автору требуются PCR-файлы для WCPREDIT для  различных чипсетов. Предложения отправляйте на e-mail автора.

Скачать патчер можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Все необходимые для работы программы файлы (cbrom.exe, lha.exe, reall.cod) добавлены в архив.

Р fin

После длительного молчания появилась новая бета-версия универсальной утилиты для настройки видеокарт PowerStrip. Список изменений в текущей версии по древней программисткой традиции оставлен в тайне .

Утилита распространяется на принципах shareware, стоимость лицензии - 30$.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архиве:

Первые эксперименты по разгону процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX вселили в сердца сторонников AMD надежду на то, что от перегрева новейшие системы страдать не будут. В самом деле, самый мощный процессор Athlon 64 FX-51 на частоте 2.2 ГГц нагревался при использовании штатного кулера до 43 °С в режиме "холостого хода" и до 55 °С под нагрузкой. Более того, некоторые удачные примеры разгона этого процессора до 2.4 ГГц при номинальном напряжении и штатном охлаждении дополнительно воодушевили потенциальных владельцев систем класса AMD64.

Более массовый Athlon 64 3200+ при реальной частоте 2.0 ГГц будет демонстрировать температуру от 40 °С до 50 °С в зависимости от режима нагрузки и производительности системы охлаждения. Это весьма приемлемо, ведь даже старшие модели Barton сильнее нагревались при разгоне.

Любой уровень тепловыделения для новейших процессоров AMD будет казаться невысоким в сравнении с показателями ядра Prescott, о которых представители Intel не стесняясь говорят, что 100 Вт - это нормально :).

Наши коллеги с сайта Ace's Hardware отправились на поиски истины к представителям AMD. Многие источники сообщали о расчетном уровне тепловыделения процессоров класса AMD64, составлявшем 89 Вт. Откуда взялись такие высокие показатели, если даже для более горячего Barton пределом является отметка 75 Вт?

Оказывается, AMD в свое время изрядно намучилась с сертификацией кулеров и материнских плат на соответствие вновь выпускаемым моделям процессоров. Чтобы избежать подобной волокиты впредь, она решила установить планку тепловыделения на уровне 89 Вт. Это так называемый "наихудший случай", когда самый мощный процессор использует самый плохой кулер и т.п. Все производители материнских плат и кулеров рассчитывают свои изделия именно из условий этого наихудшего случая. Этим они обеспечивают гарантию того, что все будущие процессоры Athlon 64 или Opteron/Athlon 64 FX смогут работать и на "старых платах" со "старыми кулерами". При этом в настоящих конструктивных исполнениях эти процессоры могут и никогда не достигнуть это самой планки в 89 Вт. Здесь AMD основательно перестраховывается, но совершенно оправданно.

Тем временем с полей IDF Fall 2003 доносятся все более "горячие" сообщения. Например, пресловутый уровень тепловыделения Prescott в 103 Вт может оказаться лишь нижней границей "термоядерного кошмара". Сообщается, что старшие модели Prescott могут выделять до 110 Вт тепла. При этом напряжение питания ядра составит 1.35 В, а необходимая сила тока - от 88 до 103 А!

Последователь Prescott в лице ядра Tejas может требовать силу тока в пределах 95-110 А, а напряжение питания составит порядка 1.15 В. При этом пределы тепловыделения могут колебаться от 105 до 125 Вт! Возможно, что уровень тепловыделения удастся немного уменьшить, например - путем снижения напряжения питания до 1.05 В. Тем не менее, вся эта информация пока остается на уровне догадок и предположений.

Появляются обрывочные сведения и о новом форм-факторе материнских плат, предположительно именуемом BTX. Основные изменения будут внесены в дизайн силовой обвязки, процессорный разъем может быть повернут на 45 градусов. Кроме прочих выгод, это позволит размещать на процессоре более габаритные кулеры.

Максимальное энергопотребление видеокарт также не изменится с переходом на конструктив PCI Express. Сообщается, что видеоплаты ближайшего будущего потребуют мощность до 75 Вт. При этом одного внешнего 12-вольтового разъема питания уже будет недостаточно - будет использоваться специальный спаренный разъем 2 х 12 В. Эта проблема наложит свой отпечаток и на дизайн корпусов системных блоков. Дополнительные вентиляторы и вытяжные системы для охлаждения видеокарт станут обычным явлением. Представители Nvidia заявляют, что сам по себе переход на PCI Express позволит увеличить производительность видеоподсистемы на 10%, так что мириться с генерируемым жаром пользователи будут не зря :).

Р fin

Терри Мейкдон, ответственный за выпуск драйверов и программного обеспечения в ATI, в недавнем интервью одному из сайтов сделал очень интригующее заявление относительно будущего Catalyst 3.8. После этого на него обрушился шквал писем с единственным вопросом "Будет ли в новых драйверах значительный рост производительности?".

К нашему разочарованию, ответ на этот вопрос отрицательный - Catalyst 3.8 будет значительным шагом вперед только благодаря множеству новых функций и новым версиям большинства компонентов (драйверы, Multimedia Center, HydraVision). Хотя, "дежурные" изменения в производительности видимо будут присутствовать, и производительность в некоторых приложениях и режимах может быть повышена.

Р fin

Противостояние между ATI и Nvidia перерастает в своеобразные "бенчмарковые войны". Как вы помните, первые сведения о низкой производительности видеокарт Nvidia в реальных игровых приложениях DirectX 9 поступили на примере игры Tomb Raider: Angel of Darkness. Теперь же, по сообщению сайта gamersdepot.com, издатель игры Eidos Interactive официально выпустил патч 49, в котором... убрана возможность использовать эту игру в качестве бенчмарка! Слова представителя Eidos достойны дословного воспроизведения:

"Внимание Eidos привлекло использование официально не выпущенного патча для Tomb Raider: Angel of Darkness как основы для бенчмарков видеокарт. Хотя Eidos и Core понимают необходимость в современных бенчмарках, полноценно использующих шейдеры новейшего графического оборудования, Patch 49 для Tomb Raider: Angel of Darkness никогда не предназначался для общедоступного выпуска и не является основой для адекватных сравнений производительности. Core и Eidos верят, что игра показывает исключительно хорошую производительность на видеокартах Nvidia".

В этих действиях без проблем угадывается рука Nvidia - игра распространяется в рамках фирменной программы "The way it's meant to be played", и значит Eidos получила от Nvidia деньги на маркетинговую кампанию. Следовательно, игра никак не должна бросать тень на видеокарты Nvidia - за это "уплачено".

В продолжение "войн бенчмарков", английский сайт The Inquirer запустил новую порцию "самых надежных сплетен", утверждающих, что за право поставлять Half-Life 2 со своими видеокартами, ATI и Nvidia устроили настоящий аукцион, причем финальная сумма сделки оценивается в 6-8 миллионов долларов. При этом сотрудники ATI подозревают Nvidia в наличии аналогичного соглашения с Джоном Кармаком относительно совместного продвижения Doom 3. Представители же Valve утверждают, что решение о сотрудничестве с ATI было принято не из-за денег, а из-за низкой производительности решений Nvidia, а значит более выгодного стратегического партнерства с ATI.

Наша воскресная заметка, описывающая способ безвозвратного пережигания мостиков, вызвала справедливый критический отзыв специалистов, осознающих всю опасность подобного метода. Спешим опубликовать дополнение к этой методике и пару альтернатив, доступных к реализации на процессорах Athlon XP в новом типе упаковки.

Итак, пресловутое пережигание мостиков при помощи двух трехвольтовых больших батареек кроет в себе следующие опасности:

  • Сила тока от двух элементов питания такого типа в большинстве случаев избыточна. Достаточно использовать один "пальчиковый" аккумулятор типа АА или ААА, предварительно убедившись в его заряженности.
  • Соблюдение полярности имеет важную роль при пережигании мостика. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что неправильная полярность может вызвать необратимые разрушения внутри процессора. "Минусовой" контакт аккумулятора нужно подключать к "земляной" ножке, а "плюсовой" - к "неземляной". Тип ножек определяется прозвонкой уже правильно модифицированного эталонного процессора.

Если все это кажется вам слишком сложным и непонятным, гораздо проще воспользоваться интерактивным справочником по модификации ножек процессора. Метод не только позволяет получать нужные состояния мостиков без повреждений процессора, но и при необходимости "замести следы" модификаций. Одним словом, если вы не занимаетесь изготовлением модифицированных процессоров на продажу, проще использовать проволоку и ножки процессора. Кроме того, подробная статья на нашем сайте рассказывает о проблеме изменения множителей через ножки процессора на русском языке с необходимыми иллюстрациями.

Между прочим, метод с проволочными замыканиями ножек позволяет как "размыкать", так и "замыкать" мостики, поэтому видимых препятствий умелому оверклокеру новая упаковка процессоров не несет.

Тем не менее, для ценителей "хирургического вмешательства" наша лаборатория уже объяснила методику замыкания мостиков при помощи пайки. Днем раньше свою версию модификации предложили сотрудники сайта OC Prices, запуганные прошлой своей неудачей до полусмерти :). Теперь наши коллеги немного оправились от потрясения, и даже при помощи активных участников собственной конференции нашли способ замыкать мостики на новых процессорах.

Как и в старые добрые времена, предлагается соединить "перебитый" мостик путем "обходной" С-образной канавки, заполняемой токопроводящим составом. Разница лишь в том, что пространство вокруг разделяющего контакты отверстия придется очистить от покрывающего слоя лака. Делать это лучше острым инструментом. Добравшись до золотистых контактов, можно продолжить "земляные работы" до тех пор, пока не образуется обходная канавка. Заполнить ее можно токопроводящим клеем или графитом, хотя в последнем случае гарантий надежности соединения никто не дает.

Еще раз напомним, что аналогичную модификацию можно сделать при помощи проволочек через ножки процессора, так что прибегать к "хирургическому вмешательству" нужно только в исключительных случаях. В любом случае, прибегая к модификации, вы действуете на свой страх и риск, и должны осознавать возможные последствия и меру ответственности.

Казалось бы, все основные события текущего IDF Fall 2003 были предопределены, и если кто-то и ждал от Intel новинок в области настольных процессоров, то на 99% эти ожидания были связаны с ядром Prescott. Кстати, системы на основе Prescott действительно демонстрировались на форуме: кроме самого процессора, в их состав входило мистическое графическое решение от ATI с поддержкой PCI Express. На демонстрационном стенде крутили Half Life 2. Имя этого графического решения не называется, но по формулировкам "первый в мире графический процессор с поддержкой PCI Express" мы можем сделать вывод, что это был прототип R420. Вероятно, демонстрационная платформа была основана на чипсете Granysdale, хотя на этапе прототипов могут существовать самые причудливые сочетания компонентов.

Собственно, возвратимся к сюрпризу от Intel в области настольных процессоров. Как оказалось, компания анонсировала свой ответ на Athlon 64 FX под названием Pentium 4 Extreme Edition. Последнее словосочетание интерпретируется не иначе как "экстремальная версия". Вся экстремальность заключается в дополнительной кэш-памяти третьего уровня объемом 2 Мб. Вместе с кэшем второго уровня получается 2.5 Мб. Процессор поддерживает 800 МГц шину и технологию Hyper-Threading, дебютная модель работает на частоте 3.2 ГГц.

Как признаются представители Intel, "сырьем" для изготовления этого процессора стали Xeon MP, которые в настоящее время уже достигли частот 2.8 ГГц, имеют 2 Мб кэша третьего уровня и поддерживают Hyper-Threading. При этом "прародитель" поддерживал только 400 МГц шину, и неожиданный скачок частоты шины может говорить о хорошей масштабируемости ядра (Gallatin - вот его настоящее имя) и приемлемом уровне выхода годных чипов.

Уже через 30-60 дней процессоры Pentium 4 EE поступят в продажу в ОЕМ-вариантах и в составе готовых систем. Боксовые варианты начнут поступать в продажу только в следующем году. Утверждается, что прирост производительности от увеличения общего объема кэша в пять раз составит от 5% до 20% в зависимости от приложения. Увеличение объема кэш-памяти должно дать сопоставимый с интеграцией контроллера памяти в Athlon 64 FX эффект - задержки при обращении к наиболее часто используемым данным сократятся.

Число транзисторов Pentium 4 EE возросло до 169 млн. шт. против 55 млн. у Northwood и 125 млн. у Prescott. Разумеется, что такая заметная прибавка к объему кэша скажется и на цене - модель 3.2 ГГц будет стоить не менее $740 (оптовая цена). Процессор не будет массовым. В сущности, он должен противостоять Athlon 64 FX. По крайней мере, по цене и позиционированию в сегменте высокопроизводительных настольных систем :).

Скорее всего, последующие модели семейства будут выпускаться уже по 0.09 мкм техпроцессу, так что разовой акцией выход Pentium 4 EE 3.2 ГГц не ограничится. Любопытно, что число рыночных сегментов увеличивается с каждым годом - для геймеров и экстремалов уже выделили отдельную нишу, в которой ютятся адаптированные версии серверных процессоров. Подход совершенно оправданный - серверная инфраструктура не обладает столь широкими мультимедийными возможностями, и "пересаженный" в настольную материнскую плату серверный процессор будет гораздо больше соответствовать запросам "домашнего" пользователя.

Кстати, пару слов о происхождении этого процессора. Выход его не был столь уж неожиданным. Как мы уже отмечали, таинственный степпинг M0 ядра Northwood роднит настольные процессоры с серверными Xeon 3.06 ГГц. Хотя кэш третьего уровня на последних ограничен 1 Мб, а частота шины составляет 533 МГц, некоторое технологическое родство нельзя исключать.

Между прочим, процессоры Xeon MP в настоящее время достигли степпинга B1 - модели с частотами 2.0 ГГц, 2.5 ГГц и 2.8 ГГц производятся именно на нем. Любопытно, но идентифицируется степпинг B1 процессоров Xeon MP точно такой же последовательностью символов, что и степпинг M0 процессоров Pentium 4 - 0F25h. Понятно, что конструктивно эти типы процессоров различаются, но общие признаки поведения в будущих Pentium 4 EE и Northwood-M0 мы наверняка заметим.

Вот и фотография демонстрационной системы на базе нового процессора:

Приятно радует глаз корпус InWin S508 - текст данной заметки написан на идентичной по внешности системе :). Значит, в "настольности" Pentium 4 Extreme Edition можно не сомневаться. Кстати, в обозримом будущем именно эти процессоры смогут стать последним шансом на модернизацию систем класса Socket 478, так что присмотреться к жизненному циклу процессоров Pentium 4 EE рекомендуется даже экономным пользователям.

Увеличение объемов выпуска процессоров на ядре Gallatin позволит Intel получить некоторую экономию на масштабах производства, в итоге серверные варианты подешевеют и смогут увереннее противостоять натиску Opteron. Не следует воспринимать выход Pentium 4 EE как сигнал о проблемах с выпуском Prescott - Intel официально заявляет, что процент выхода годных кристаллов по новой 0.09 мкм технологии достиг нормального уровня и к производству все готово. Просто Intel не желает проигрывать ни на минуту, и решительно противопоставляет Athlon 64 FX процессор Pentium 4 EE с 2.5 Мб кэша и технологией Hyper-Threading.

Сейчас обсуждают