Россия заняла третье место среди крупнейших экономик мира по показателю наименьшего государственного долга на душу населения. В этой категории наш показатель составляет всего 2076 долларов на человека, тогда как средний уровень среди стран G20 составляет 23,6 тыс. долларов. Лидируют в этом списке Индия и Индонезия с показателями 1316 и 1747 долларов соответственно.
Однако стоит отметить, что эти данные могут вводить в заблуждение. Несмотря на то что государственный долг России действительно один из самых низких в мире по сравнению с ВВП и на душу населения, истинная картина заключается в расходах на его обслуживание. Эти затраты являются значительными. В текущем году они составят около 2 трлн рублей, а к концу 2026 года могут вырасти до 3-3,5 трлн рублей. Основная причина заключается в высоких процентных ставках. При текущей политике Центрального банка расходы на обслуживание государственного долга становятся серьезным бременем для бюджета и несут в себе долгосрочные риски. К тому же стоит обратить внимание на действия Минфина. С 2020 года он разместил значительное количество облигаций федерального займа (ОФЗ) с плавающей ставкой, доля которых в общем объеме государственного долга сейчас составляет 35-40%. При неустойчивой политике Центробанка, который в любой момент может повысить ключевую процентную ставку без достаточных на то оснований, такое положение дел слишком рискованное.
Поэтому чиновники наших финансовых ведомств могут сколько угодно ссылаться на «безопасный уровень» государственного долга, но суть проблемы находится в другом. Основное внимание следует уделять процентным расходам, а не просто объему долга.
Определять безопасный уровень долга относительно ВВП — это не что иное, как оксюморон. Такой подход навязан международными финансовыми организациями, в частности, МВФ, для контроля и финансового обременения стран третьего мира. Императивом было следующее: если у вас низкий уровень государственного долга по отношению к ВВП, значит, вы можете безопасно брать новые кредиты.
На практике невозможно разработать универсальную формулу для всех стран, поскольку в каждой из них существуют свои налоговые системы и особенности денежно-кредитной политики. Одни государства способны обслуживать долговые обязательства на уровне 100% от ВВП, в то время как для других баланс бюджета может быть подорван уже при 25%.
Например, государственный долг Китая составляет около 80% от ВВП, однако он размещается по низким процентным ставкам, а полученные средства инвестируются в отрасли с рентабельностью 5-6%. Это приводит к ускоренному экономическому развитию, и, как следствие, доходы бюджета растут быстрее, чем расходы на обслуживание долга.
В России, в условиях текущей политики Центрального банка, новые выпуски ОФЗ проходят по ставкам 15-16%. Однако непонятно, куда можно инвестировать эти средства, чтобы хотя бы выйти в ноль. В результате этого возникает вопрос: зачем чиновники финансовых ведомств продолжают говорить о «безопасном уровне» государственного долга, если расходы на его обслуживание уже поглощают 1% ВВП? И эта цифра будет расти.