Платим блогерам

Новости 15 сентября 2004 года

Перспективы распространения видеокарт с интерфейсом PCI Express x16 можно оценивать по-разному. С потребительской точки зрения насущной необходимости в покупке видеокарты с подобным интерфейсом сейчас нет. Между тем, корпоративные клиенты руководствуются несколько иными доводами, и уже в следующем квартале при обновлении компьютерного парка могут отдать предпочтение решениям с интерфейсом PCI Express x16.

Тайваньский сайт DigiTimes только что опубликовал материал, посвященный оценке перспектив распространения графических решений с интерфейсом PCI Express x16 различными производителями.

Представители ATI прогнозируют заметный прирост спроса на видеокарты этого класса в четвертом квартале текущего года. В частности, в структуре поставок видеокарт на чипах ATI доля решений с интерфейсом PCI Express x16 должна увеличиться до 30% уже к ноябрю. В текущем квартале эти решения не превышали 20% доли.

Представители Asus и TUL (PowerColor) отметили, что в розничных каналах существует серьезный дефицит флагманских решений с интерфейсом PCI Express x16 типа GeForce 6800 или Radeon X800, что может указывать на появление интереса со стороны потребителей к подобным продуктам.

Надо сказать, что на четвертый квартал многие производители чипсетов запланировали анонс соответствующих наборов системной логики с поддержкой PCI Express x16, что позволит разрядить ситуацию на рынке, в настоящее время монополизированном Intel. Разумеется, что повышение спроса на видеокарты с данным интерфейсом является предсказуемым результатом подобных анонсов.

Интересно, что несмотря на явные признаки появления видеокарт класса GeForce 6600 в продаже, массовые поставки все же не начнутся до середины октября. По крайней мере, так считают некоторые тайваньские производители видеокарт. В такой ситуации AGP-вариант GeForce 6600 GT может появиться на рынке не ранее ноября, так что потенциальным покупателям придется запастись терпением.

Еще в начале августа компания Asus обнародовала технологию PEG Link Mode, позволяющую разгонять видеокарту средствами BIOS материнской платы. Достаточно необычный подход был выявлен компанией Gigabyte, которая протестовала против использования подобного "допинга". Характерной особенностью PEG Link Mode оставалась совместимость только с видеокартами на чипах ATI с интерфейсом PCI Express x16.

Очевидно, такая избирательность объяснялась врожденной поддержкой PCI Express x16 новейшими решениями ATI, в то время как все продукты Nvidia (кроме недавно вышедших GeForce 6600 GT и GeForce 6600) в той или иной форме использовали переходный мост HSI, искажавший "прозрачность" интерфейса. Подобная особенность также позволяла видеокартам на чипах ATI лучше разгоняться в системах на базе чипсетов i915x/i925X, которые одновременно с частотой системной шины поднимали и частоту PCI Express x16.

Наши коллеги с сайта Adrian's Rojak Pot решили выяснить, способна ли технология Asus PEG Link Mode увеличить производительность видеосистемы при использовании графической платы на базе чипа NV45. Точнее говоря, в эксперименте участвовала видеокарта GeForce 6800 GT с интерфейсом PCI Express x16, реализованным через переходной мост HSI.

Материнская плата Asus P5AD2 Premium на базе чипсета i925X прогонялась в тестах при включенном режиме PEG Link Mode и без него. Были проведены замеры производительности в приложениях, использующих OpenGL и DirectX. Характерно, что в обоих случаях изменение производительности лежало в пределах 1-2%! При этом Asus в описании данной технологии утверждает, что именно приложения под DirectX 8 и DirectX 9 способны выигрывать от использования PEG Link Mode. Получается, что в случае с видеокартами на чипах Nvidia с использованием переходного моста HSI это утверждение не имеет силы.

Безусловно, для настоящих оверклокеров несовместимость PEG Link Mode и видеокарт на чипах Nvidia не станет трагедией – они всегда могут разогнать видеокарту при помощи специальных утилит в среде Windows, стандартных средств драйверов или BIOS самой графической платы. Немного расстраивает лишь тот факт, что владельцам решений на базе чипов ATI досталась очередная "фишка", отсутствующая в перечне возможностей видеокарт на базе чипов Nvidia. Кстати, с появлением видеокарт на базе чипов NV48, NV43, NV44 и NV46, обладающих врожденной поддержкой PCI Express x16, справедливость может быть восстановлена.

О первых результатах сравнительного тестирования Radeon X700 Pro и GeForce 6600 GT наши корейские коллеги писали еще 6 сентября. Насыщенность бенчмарков была испорчена отсутствием достоверной информации о конфигурации тестовой платформы, да и рассмотренные видеокарты не являлись прямыми конкурентами. И все же, подобные тесты смогли выявить потенциальные сильные и слабые стороны новых решений на базе чипа RV410.

Так или иначе, на сегодняшний день нам известны не только основные технические характеристики представителей семейства Radeon X700, но и в очередной раз переназначенная дата анонса. Из этих сведений мы можем узнать, что Radeon X700 Pro будет являться промежуточным решением, в разных условиях способным конкурировать как с GeForce 6600 GT, так и с GeForce 6600.

Интригует также тот факт, что видеокарты Radeon X700 Pro будут оснащаться производительной памятью типа GDDR-3, что наверняка позволит разогнать их до частот Radeon X700 XT. "Темной лошадкой" остается разве что разрядность шины памяти Radeon X700 Pro, которая с высокой степенью вероятности может быть ограничена 128 битами против 256 бит у Radeon X700 XT.

Впрочем, производители видеокарт на чипах ATI всегда проявляли достаточную независимость в вопросах дизайна печатных плат. Скорее всего, варианты Radeon X700 Pro с 256-битной шиной тоже появятся, даже если эталонный дизайн будет подразумевать 128-битную шину памяти. Проблема заключается в том, что подобную "самодеятельность" производители видеокарт смогут себе позволить только спустя некоторое время после анонса эталонного варианта. Разумеется, что 256-битный дизайн также будет обходиться дороже, так что в погоне за снижением себестоимости большинство производителей может сохранить приверженность 128-битному варианту.

Недавно на страницах китайского сайта GZeasy появились данные о новых бенчмарках Radeon X700 Pro. Впрочем, множественное число в этом контексте не очень уместно, так как речь идет всего лишь о тестировании в 3DMark 2003:

Итак, система на базе процессора Pentium 4 2.66 ГГц и материнской платы на чипсете не от Intel с поддержкой PCI Express x16 и 256 Мб памяти DDR-II позволила видеокарте Radeon X700 Pro набрать результат в 6376 "попугаев" 3DMark 2003. Графическая плата работала на частотах 425/860 МГц, что очень близко к эталонным значениям.

Этот пример наглядно демонстрирует, что заявленные для Radeon X700 Pro семь тысяч "попугаев" могут быть набраны только при помощи достаточно производительного процессора, и модели Pentium 4 с частотой менее 3.0 ГГц на такой подвиг вряд ли способны. Владельцы систем схожей конфигурации могут прикинуть, какого уровня производительности удалось бы добиться при переходе на Radeon X700 Pro.

Проблема подобной "примерки" заключается в том, что ATI не собирается выпускать AGP-версию Radeon X700 Pro, и в настоящее время для использования такой видеокарты приходится ориентироваться на покупку платформы класса LGA 775. С другой стороны, появление в этой новости таинственного чипсета от альтернативного производителя (судя по всему, VIA) позволяет говорить о том, что возможности выбора скоро расширятся.

В прошлом месяце компания ATI устами одного из своих представителей заявила, что концепция SLI представляет ограниченный интерес для массового потребителя, а потому компания не собирается выпускать подобное решение в ближайшем будущем. Напомним, что технология Video Array от Alienware должна позволять использовать две видеокарты, даже если они основаны на видеочипах ATI, так что "точки" пересечения у ATI и SLI все же найдутся.

Сотрудники сайта Gaming Nexus попытались выяснить у ATI подробности относительно официальной позиции по поводу перспектив технологии SLI. Вот что им удалось услышать...

Во-первых, ATI выражает беспокойство относительно возможности надежного сосуществования в режиме SLI двух видеокарт разных ревизий или даже одинаковых видеокарт с разными версиями BIOS. Сейчас известно, что технология SLI в исполнении Nvidia подразумевает использование идентичных видеокарт, и любое отклонение от этого требования может повлечь за собой определенные проблемы.

Вряд ли кто-то из потенциальных потребителей SLI будет покупать обе видеокарты сразу. Точнее говоря, это справедливо только для бенчмаркеров и экстремалов, которые возьмут сразу парочку GeForce 6800 GT или GeForce 6800 Ultra с интерфейсом PCI Express x16, чтобы получить уровень производительности в 1.87 раза больше, чем у "одиночных" флагманских решений от Nvidia.

Если же более экономный пользователь купит вначале одну видеокарту GeForce 6600 GT, а вторую приобретет несколькими месяцами позже, то не существует никакой гарантии, что плата новой ревизии сможет работать в режиме SLI без проблем.

Кроме того, целесообразность покупки двух видеокарт класса middle-end не всегда присутствует – к стоимости видеокарт придется добавить и более мощный блок питания. Иногда выгоднее будет просто заменить видеокарту на флагманское решение нового поколения, чем "городить частокол" из более слабых видеокарт в режиме SLI.

Между прочим, меньшим из всех зол ATI считает подход Alienware – готовая система с двумя видеокартами на борту будет наверняка лишена всех потенциальных проблем, которые возникнут у сторонников сценария "сделай сам". Alienware уже закладывает в свою систему и повышенное энергопотребление двух видеокарт, и нюансы охлаждения, а главное – единую сервисную поддержку. Покупателя же отдельных компонентов в случае возникновения неполадок ждут долгие скитания между службами поддержки производителей материнской платы, видеокарт и сервисным центром дистрибьютора.

Так или иначе, первые системы с поддержкой SLI по относительно умеренной цене появятся уже в четвертом квартале, так что практические нюансы этого режима некоторые из наших читателей наверняка "почувствуют на собственной шкуре".

Проблема борьбы с шумом от системы вентиляции и охлаждения преследует оверклокеров уже давно. Поскольку доминирующим методом охлаждения компонентов компьютера по-прежнему остается воздушное, предпосылок к тотальному переходу на жидкостные системы охлаждения пока нет.

По мере роста тепловой мощности видеочипов и центральных процессоров производительность систем охлаждения росла пропорционально. Сначала этого удавалось добиться экстенсивным путем – за счет установки более быстрых вентиляторов. Наличие трения и вибрации в роторе вентиляторов неизбежно вызывало усиление шума по мере роста скорости вращения. Тогда вентиляторы стали увеличиваться в размерах, а их численность в составе системного блока неуклонно росла. Современные системные блоки некоторых производителей поставляются с 9 корпусными вентиляторами, и лишь за счет использования регуляторов скорости вращения уровень шума удается снизить.

Оказывается, от шума систем охлаждения страдают не только оверклокеры, но и... космонавты! Как сообщают наши коллеги из информационного агентства РИА Новости, на международной космической станции (МКС) до последнего времени тоже существовала проблема высокого уровня шума от бортовых вентиляторов. Поскольку обходиться без них космонавты не могли, назойливый шум присутствовал в космическом безмолвии постоянно, и некоторым членам экипажа приходилось по полгода спать в берушах ("затычках для ушей"). Помнится, нечто подобное маркетологи AMD в шутку предлагали всем владельцам процессоров Prescott в рамках акции по распространению Prescott Survival Kit.

Бороться с шумом вентиляторов космонавты намерены путем установки виброизоляторов. Сегодня монтаж виброизоляторов будет завершен, при помощи шумомера будут проведены контрольные измерения, и данные об изменении уровня шума поступят с бортового компьютера на Землю. По результатам эксперимента можно будет судить об эффективности принятых мер.

Кстати, производители систем охлаждения для компьютеров тоже выпускают виброизоляторы. Например, силиконовые прокладки для корпусных вентиляторов продает компания Vantec. Любящие мастерить все своими руками пользователи могут сделать виброизоляцию при помощи резиновых шайбочек, установленных в местах крепления корпусных вентиляторов. Приятно осознавать, что две прогрессивных сферы человеческой деятельности, оверклокинг и космонавтика, используют схожие методы для решения возникающих технических проблем :).

Очевидно, что по мере появления новых архитектурных решений стандарты управления электропитанием тоже не стоят на месте. Производители процессоров все чаще задумываются о внедрении энергосберегающих технологий даже в настольном сегменте, Cool'n'Quiet от AMD и Enhanced SpeedStep от Intel являются наглядным тому подтверждением. PCI Express, Serial ATA и прочие веяния нового времени аналогичным образом не могут обходиться без механизмов управления энергопотреблением, а потому спецификации ACPI нуждаются в обновлении.

Собственно говоря, прошедший недавно IDF Fall 2004 отметил новую веху в этом процессе – на сайте ACPI появился 618-страничный документ, описывающий требования ACPI 3.0. Судя по всему, в следующем году все новые компьютеры будут соответствовать данным требованиям.

Изменения в версии 3.0 касаются преимущественно новых интерфейсов и технологий: PCI Express, Serial ATA и IHDA (Azalia). Кроме того, учитываются особенности будущих двуядерных процессоров, которые также будут обладать функциями "динамического разгона". Как мы уже не раз отмечали, появление на одном кристалле двух ядер с пониженными до 3.2 ГГц частотами (в случае с процессором Smithfield) скажется положительно на уровне производительности далеко не во всех случаях, и немалое внимание производители таких решений будут уделять вопросам снижения тепловыделения и шума.

Полтора месяца назад мы рискнули заглянуть в казавшееся тогда однозначным будущее процессоров Intel, и к великому удивлению обнаружили массу экзотических продуктов. Приятно осознавать, что многие из них впоследствии появились в официальных документах Intel и прайс-листах дистрибьюторов, и наше толкование перспективных планов компании постепенно оправдало себя.

Восьмого сентября спецификации выпускаемых по 0.09 мкм техпроцессу Pentium 4 на ядре Prescott в очередной раз обновились, и после беглого знакомства со списком изменений мы выявили очередной новый процессор:

Точнее говоря, нам встретилось официальное упоминание о том самом low-end процессоре на ядре Prescott, который в некоторой степени конкурировал с Pentium 4 2.4A. Модель Pentium 4 2.26A на степпинге C0 ядра Prescott в исполнении Socket 478 работает на частоте шины 533 МГц, оснащена всего 512 Кб кэша второго уровня против 1 Мб у полноценных сородичей. Этот процессор имеет маркировку SL7D7, лишен поддержки технологии Hyper-Threading, должен устанавливаться в материнские платы класса Prescott FMB 1.0 (04A).

Понять мотивы, сподвигшие Intel на выпуск этого процессора, достаточно просто. Себестоимость производства 0.09 мкм процессоров несколько ниже, чем аналогичный показатель 0.13 мкм процессоров. Уже сейчас 0.09 мкм варианты Pentium 4 доминируют в структуре розничных поставок, а к концу года их доля может достичь 90%. Одновременно все процессоры с частотой до 2.8 ГГц снимаются с производства, да и моделям с частотой 2.8 ГГц предстоит в скором будущем покориться этой участи. При этом спрос на недорогие процессоры с частотой порядка 2.26-2.4 ГГц сохраняется в ряде специфических сегментов – OEM и встраиваемые решения входят в их число.

Судя по всему, процессор Pentium 4 2.26A как раз предназначен для замещения снимаемого с производства Northwood 2.26 ГГц. Любопытно, что объем кэша второго уровня у новинки приведен в соответствие с характеристиками ядра Northwood, так как равен 512 Кб. Очевидно, что Prescott 2.26A будет обладать более низким уровнем быстродействия по сравнению со своим предшественником на ядре Northwood. Увеличенный до 1 Мб кэш несколько компенсировал удлиненный конвейер и увеличенную латентность кэша, поэтому "возвращение на исходные позиции" скажется на производительности Prescott-512 не самым лучшим образом.

Где можно будет встретить этот процессор, мы с уверенностью говорить не беремся. Так или иначе, отдельные партии могут просочиться в розницу, ведь в момент анонса Prescott 2.4A тоже мало кто верил в перспективы широкого распространения этой модели. Характерно, что процессор основан на устаревающем степпинге C0 и пока замечен лишь в исполнении Socket 478, так что поддержка новомодной технологии XD ему не светит, а разгонный потенциал будет ограничен 3.6-3.8 ГГц при воздушном охлаждении. "Подсластить пилюлю" сможет только высокий множитель (17.0х), который позволит разгонять процессор на материнских платах со скромными возможностями увеличения частоты системной шины.

Интересно, что в этом же обновлении спецификаций упоминается процессор Prescott 3.4E на степпинге C0 с маркировкой SL7B9. Если обратиться к истории вопроса, в момент анонса уровень выхода годных кристаллов для этого степпинга был относительно низким, поэтому модель с частотой 3.4 ГГц долгое время была в дефиците. Судя по всему, теперь все проблемы устранены даже для дебютного степпинга, и Intel сочла возможным прописать этот процессор в официальных документах.

Сейчас обсуждают