Платим блогерам

Новости 15 февраля 2003 года

Информация о будущих продуктах микропроцессорной индустрии в эти дни прямо-таки обрушивается снежной лавиной на замороченные кодовыми названиями и предполагаемыми характеристиками будущих чипов головы пользователей. Вслед за данными о характеристиках NV40 вчера на российском англоязычном сайте X-bit Labs, известном благодаря своим информированным источникам, которые выдают некоторые интригующие данные задолго до даты официальных анонсов, появилась интригующая информация относительно будущих процессорных планов AMD и Intel.

Собственно, отдавая дань уважения нашим коллегам, я рекомендую всем ознакомиться с приведенными "роадмапами" самостоятельно, тем более, что в русскоязычных новостях эта информация должна вскоре появиться на сайте Fcenter. В данный момент я лишь предлагаю сопоставить предложенную информацию с имеющимися у нас данными.

В отношении процессоров на ядре ClawHammer вырисовывается довольно четкая картина: они достигнут частоты 3 ГГц, что в рейтинговом выражении составит 4400+. Шаг между моделями будет составлять 200 МГц по частоте и 200 пунктов рейтинга. Очевидно, что для Athlon 64 будет использоваться иная система определения рейтинга, чем для Athlon XP.

Если переходу AMD на 0,09 мкм техпроцесс ничто не помешает, то в течение 2004 года свет должны увидеть процессоры на ядре San Diego с 1 Мб кэша и 0,09 мкм техпроцессом. Эволюционировав до более высоких частот, за 2004 год ядро San Diego должно достичь 3,4 ГГц и рейтинга 4800+.

Остается надеяться, что к сентябрю этого года AMD все-таки сможет разродиться долгожданным Athlon 64, и платформа х86-64 в паре с новой версией Windows и альтернативных операционных систем начнет эру 64-разрядных вычислений в "бытовой сфере" :).

В плане процессоров Intel возникает гораздо больше неопределенности. Во-первых, наши коллеги предрекают ядру Prescott переход на 1066 МГц шину, хотя в наших рассуждениях на эту тему вывод напрашивался отрицательный. В принципе, в таком переходе не будет ничего сверхъестественного - при выходе Willamette тоже никто не задумывался о переходе на шину 533 МГц, а он случился в эпоху царствования ядра Northwood. Внедрение поддержки новой частоты шины может диктоваться требованиями рынка, а потому исключать в этом плане ничего нельзя.

Во-вторых, стало известно, что изначально последователь Prescott по имени Tejas будет производиться по 0,09 мкм техпроцессу и иметь частоту шины 1066 МГц, лишь потом ядро будет переведено на 0,065 мкм техпроцесс и шину 1200 МГц, одновременно обретя 2 Мб кэша второго уровня. Случиться это должно на рубеже 2005-2006 годов, первой моделью с новой версией ядра станет процессор с частотой 6 ГГц.

Кроме того, Tejas будет поддерживать новый набор инструкций TNI (вероятно, нечто вроде SSE4) и технологию Hyper-Threading III. Любопытно, если для второй версии последней предлагают поддержку четырех виртуальных процессоров, то сколько же их будет в третьей версии? Возможно, шесть или восемь, если таким экстенсивным путем вообще можно увеличить эффективность работы. Нельзя исключать вероятность появления качественных улучшений в новой версии Hyper-Threading.

Согласно новейшей информации, частота старшего процессора семейства Tejas составит 7,2 ГГц, в то время как другие источники предсказывали ему "жизнь" до 9,2 ГГц. В конце концов, дело это относится к 2006-2007 году, поэтому точной информации в этом отношении нет даже у самой Intel :)...

Что характерно, уже в течение 2004 года разрыв в тактовых частотах процессоров Intel и AMD должен составить порядка 40-50%, а рейтинговый эквивалент старших изделий AMD при этом должен сохраняться на уровне скоростей конкурента. То есть, порядка 1,4 "виртуальных" гигагерц владельцы процессоров Athlon 64 4800+ (3,4 ГГц) должны будут получить "из воздуха". Интересно, куда заведет AMD вся эта затея с рейтингом?..

Поскольку с приближением даты поступления первых плат на базе чипа NV30 в розничную продажу новостей и обзоров, касающихся этой одиозной графической платы, становилось все больше, то по сложившейся традиции я решил обобщить все последние известия, связанные с этой платой. В результате должно было получиться познавательное и достаточно интересное субботнее чтиво :).

Первые обзоры GeForce FX были сделаны европейскими сайтами - они испытывали тогда еще достаточно "сырые" опытные образцы видеокарт. Азиатские обозреватели не торопились делать поспешных выводов, и с восточной мудростью и терпением дождались выхода первых "почти серийных" плат.

Итак, прежде всего обратим внимание на обзор, появившийся на китайском сайте Gzeasy.com. Поскольку демонстрацией быстродействия этой карты в наши дни уже никого не удивишь, то я заострю внимание лишь на ключевых моментах, которые до настоящего времени нигде не освещались.

Первым делом, получив карту в руки ("... погадать на короля" :)), наши китайские коллеги кинулись разбирать ее на части. Когда крышка была удалена с чипа, взору испытателей-натуралистов предстало множество конденсаторов и транзисторов. Наш блистательный эксперимент по трансформации Radeon 9500 128 Мб в Radeon 9700 оставил в сердцах наших китайских коллег такой неизгладимый след, что они "денно и нощно" бредили желанием сделать подобное открытие и поведать о нем миру. Иначе никак нельзя объяснить их предположение о том, что путем перепайки резистора из положения А-В в положение В-С можно получить из GeForce FX 5800 Ultra профессиональный видеоадаптер Quadro FX 2000:

Предположить-то они предположили, но до практических действий дело не дошло - рука не поднялась пустить "на мясо" (даже ради великих целей оверклокерской науки) такую дорогую видеокарту. Видимо, факт проведенной полнейшей "детализации" платы их ничуть не смутил - дескать, паять - это уже совсем другое дело :(. Эх, был бы там наш Twinhead :)...

Между тем, такая гипотеза о возможности подобной трансформации весьма небезосновательна. Главное отличие между профессиональными Quadro и игровыми GeForce заключается в том, как идентифицируется чип посредством своего DeviceID. Именно этот параметр позволяет плате корректно работать с профессиональными драйверами под Quadro. Драйверы в данном случае дают ощутимый прирост производительности в профессиональных графических приложениях, а вот в играх семейство Quadro не снискало себе особой славы. Соблазн такого превращения усиливается ценовым фактором - цены на профессиональные платы Quadro FX могут достигать $1500 и выше, что в несколько раз превышает стоимость и без того недешевого GeForce FX. Еще одна любопытная истина открылась сотрудникам этого китайского сайта в процессе тестирования GeForce FX. Поскольку уже давно было известно, что аппаратные требования этой графической платы включают такой пункт, как блок питания мощностью 350 Вт, то возникшая в данном тесте ситуация должна послужить первым прецедентом, когда это требование "дало о себе знать". Итак, в тестовой системе с 300-ваттным блоком питания ютились процессор Pentium 4 3,06 ГГц, 1 Гб памяти DDR 266, материнская плата Microstar на чипсете Granite Bay (E7205), три жестких диска и один DVD-привод, то места для прожорливого 75-ваттного GeForce FX в этом "теремке" не оставалось...

Однако, в случае с данной картой Nvidia выходит из затруднительной ситуации весьма деликатно:

Поясняю - драйвер платы определил, что мощности используемого блока питания недостаточно для полноценного функционирования видеоадаптера, а потому в целях безопасности снизил рабочие тактовые частоты. Работать в такой ситуации можно нормально, Nvidia лишь честно предупреждает, что "в некоторых приложениях вы заметите некоторое снижение производительности". Что ж, похвально - система с Radeon 9700 Pro в таких случаях просто не стартует.

Забегая вперед, скажу, что протестировать вполне серийный образец платы Leadtek WinFast A300TD Ultra удалось и пионерам разгона Barton - команде тайваньского сайта OC.com.tw. Среди прочих менее интересных открытий примечательно то, что они приводят фотографию чипа GeForce FX 5800 Ultra с серийной маркировкой:

Буква "U" должна служить отличительной чертой чипа от версии "не-Ultra". Забавно, что чип имеет ревизию А2 - если и была когда-то в природе ревизия А1, то можно судить о ведущейся работе по совершенствованию NV30. Кстати, косвенно о более "выдержанной" в технологическом отношении плате может говорить прозрачный кожух кулера данного экземпляра платы. Постоянные читатели наших новостей должны помнить, что это символизирует модернизированную систему охлаждения, которая должна шуметь меньше первых опытных образцов.

Тем не менее, описанные в статье параметры используемого вентилятора заставляют усомниться во влиянии цвета кожуха на шумность системы охлаждения. Дело в том, что вентилятор Y.S.Tech имеет максимальную скорость 7200 об/мин. На таких оборотах издаваемый шум должен быть весьма назойливым, а в технических характеристиках значится предельный уровень шума 46,5 дБ.

Среди прочих интересных фрагментов этих тестов можно отметить испытание в новоиспеченном "генераторе попугаев" 3DMark 2003. Поскольку тестовая платформа была уже описана выше, предлагаю просто посмотреть на результаты тестов:

Кроме того факта, что GeForce FX наконец-то относительно уверенно вырвался на лидирующие позиции, заслуживает внимания следующая информация: по свидетельствам тестеров, с драйверами версии 42.63 GeForce FX не дотягивал и до 4000 "деноминированных попугаев", но с переходом на драйверы версии 42.67 уверенно взял планку в 5166 "пернатых злодеев" в режиме 1024 х 768. Налицо улучшение драйверов - не зря программисты Nvidia пожирают свой хлеб (или рис - для проживающих в Азии).

Жаль, что китайцы не привели результатов тестирования плат в разрешении 1600 х 1200, ибо в высоких разрешениях Radeon 9700 Pro имеет все шансы на победу. Видимо, спонсором обзора выступала Nvidia :)...

Собственно, теперь мы можем перейти к другим новостям "мира GeForce FX". На немецком сайте Tweak PC появились фотографии и описание видеокарты Abit Siluro FX5800 DTH - на этот раз реального образца, а не картонного.

Официальные характеристики, предоставленные Abit, умиляют одной фразой, касающейся дизайна кулера FX Flow. Буквально указывается следующее: "Abit OTES-подобный дизайн". То есть, Abit тем самым мягко намекает Nvidia на то, кто "все это первый придумал" :). Что ж, это их право...

Тем временем, французский сайт TT-Hardware публикует некоторые размышления на тему соответствия реальных технических характеристик GeForce FX заявленным на бумаге. Главная гипотеза, которая должна объяснять не очень высокие результаты NV30 в большинстве тестов в сравнении с R300, заключается в том, что на самом деле GeForce FX имеет не восемь конвейеров с одним текстурным блоком на каждом, а четыре конвейера с двумя текстурными блоками на каждом - подобно GeForce 4 Ti. Свои догадки они подкрепляют предположениями о том, что пропускная способность 128-битной шины NV30 была достаточной только для четырех конвейеров; что уменьшение числа конвейеров помогло достичь 500 МГц без существенного повышения тепловыделения (что весьма оспоримо); что оптимизировать драйверы для 8 конвейеров было слишком сложно (но ведь у ATI это получилось); что просто "не успели" все 8 конвейеров включить в состав чипа...

Откровенно говоря, это достаточно смелое и необоснованное предположение, но на фоне творящегося в сознании многих обозревателей после неудачного дебюта NV30 смятения даже такие мысли не кажутся бредовыми :).

Наконец, немного приятных для самых стойких поклонников Nvidia новостей - первые платы на базе NV30 должны начать поступать в продажу на следующей неделе. В западную розницу, разумеется. Когда стоит ожидать появления этих плат в нашей стране, мы сказать не можем. С другой стороны, обобщив все минусы и подумав о цене GeForce FX, стоит ли вообще их ожидать? Приемлемый для большинства пользователей уровень производительности пока обеспечивает Radeon 9700 Pro при более низкой цене, скоро ему на смену придет R350, а Nvidia выпустит более доступные решения типа NV31 и NV34. Само собой, тягаться с R300 они не смогут, но при доступной цене станут хорошей альтернативой устаревающей линейке GeForce 4.

Сейчас обсуждают