Платим блогерам

Новости 11 октября 2003 года

Еще в начале августа мы затрагивали такой теоретический вопрос, как проблема поиска новых термоинтерфейсов для современных кулеров и процессоров. Разумеется, тема эта очень глубокая, таящая в себе много противоречий и трактовок. И все же, для "идеальных условий" эксперимента в ходе своих рассуждений мы пришли к выводу, что идеальная термопаста должна иметь хорошее сочетание таких характеристик, как теплопроводность и способность заполнять микронеровности. Другими словами, консистенция пасты играет не меньшую роль, чем теплопроводность.

Наши коллеги на сайте Lost Circuits продвинулись в вопросе изучения реальных свойств новых термоинтерфейсов гораздо дальше. Они добыли баночку с пресловутой угольной сажей, чьи чудесные свойства так ярко расписаны изобретателем.

Прежде чем перейти к практическому эксперименту, важно осознать одну зависимость. Равномерность слоя термопасты, ее консистенция и постоянство свойств во времени играют не менее важную роль, чем непосредственно способность отводить тепло. Для убедительности приводится такой пример: слой любой термопасты толщиной 25 мкм для снижения температуры процессора на один градус Цельсия должен увеличить свою теплопроводность в сотни раз! Таким образом, для сколько-нибудь заметного преимущества над аналогичными составами термопаста должна иметь существенно отличающиеся тепловые свойства. Не секрет, что плотность теплового потока современных процессоров так велика, что различия между эффективностью термопаст практически сводятся на нет.

Способность заполнять микронеровности не менее важна, чем теплопроводность. Проблема в том, что достаточно текучие термопасты не обеспечивают нужной эффективности, да и часто просто вытекают из-под радиатора.

Разумеется, что в условиях лаборатории можно создать состав, который обладает хорошим балансом теплопроводности и текучести, однако этого не всегда достаточно. Дело в том, что некоторые термоинтерфейсы-чемпионы лишены стабильности свойств во времени, то есть после некоторого периода меняют свойства и теряют эффективность. Понятно, что на роль серийной термопасты они не годятся.

Не будем забывать, что пресловутая угольная сажа наивысшей эффективности должна достигать при определенном механическом давлении, позволяющем ей лучше заполнять микронеровности. Наибольшей эффективности сажа должна достигать при давлении свыше 0.69 МПа. Авторы эксперимента посчитали, что используемый ими радиатор Thermalright SLK800 прижимался к ядру процессора Barton 3200+ с давлением порядка 4.1 МПа, так что необходимый минимум был перекрыт почти в шесть раз.

Особо мудрить с условиями эксперимента они не стали. Показания температуры считывались при помощи программы Motherboard Monitor 5. После прогрева процессора на "холостых оборотах" запускался 3DMark 2001 SE. График температур для различных термоинтерфейсов получился таким:

Чем выше расположена кривая, тем хуже паста справляется с работой. Заметим, что победителем стала Arctic Silver "Ceramique", красным цветом выделена смесь из угольной сажи и Arctic Silver (2:1). Подобная смесь позволила улучшить способность заполнения микронеровностей для Arctic Silver и поднять теплопроводность угольной сажи.

Хотя угольная сажа и выглядит аутсайдером в данном составе "забега", она лишь незначительно проигрывает одной из самых лучших (и дорогих) термопаст. Стало быть, теория не так далека от практики, и применение угольной сажи в составе современных термопаст может повысить их эффективность. Она достаточно дешева, но полностью раскрывает свои преимущества главным образом при использовании достаточно гладких контактных поверхностей. Полировка и притирка радиатора - дело достаточно хлопотное, а в заводских условиях еще и дорогое. Так что панацеей от всех классических недостатков термоинтерфейсов сажа не стала :).

Судя по всему, ведущие производители графических решений в этом сезоне решили не только побить все рекорды по частоте выпуска новых чипов, но и окончательно сбить с толку потребителей введением замысловатых и дублирующих суффиксов.

Например, некоторые китайские источники сообщают, что Nvidia в ближайшее время неофициально выпустит на рынок видеокарты GeForce FX 5600 XT, представляющие собой ответ на Radeon 9600 SE. Да-да, именно Radeon 9600 SE, а не Radeon 9600 XT :).

Сообщается, что частоты нового решения Nvidia составят 235/400 МГц, в то время как ближайший родственник в лице GeForce FX 5600 128 Мб работает на частотах 325/550 МГц. Вот так будет выглядеть один из вариантов видеокарты GeForce FX 5600 XT:

Дизайн платы достаточно простой, чипы памяти TSOP будут формировать объемы памяти 128 или 64 Мб, в зависимости от модификации.

О разрядности шины памяти пока ничего неизвестно, но с учетом низких частот, Nvidia вряд ли пожелает дополнительно ограничивать производительность этой бюджетной видеокарты 64-битной шиной памяти.

Чип имеет собственную маркировку - GeForce FX 5600 XT, упаковка аналогична старой ревизии NV31, поэтому успехов в разгоне этот чип наверняка не покажет. Стоить подобные видеокарты будут порядка $80-90. Скорее всего, Nvidia пытается избавиться от запасов старых ревизий NV31 и заодно наполнить рынок бюджетными решениями с поддержкой DirectX 9. Обычный вариант GeForce FX 5600 128 Мб с частотами 325/550 МГц стоит сейчас порядка $110, так что решение выпустить еще более дешевую видеокарту вызвано лишь желанием занять бюджетный сегмент рынка, поскольку в плане производительности данное поколение GeForce FX уступает решениям от ATI.

Видеопамять со временем выборки 4 нс позволяет рассчитывать на преодоление частоты 500 МГц DDR в разгоне, но привлекательности такой видеокарте это не добавит.

Если предположить, что шина памяти все же останется 128-битной, позиционировать GeForce FX 5600 можно в качестве дешевой альтернативы GeForce FX 5600. Новинку можно лишь чуть разогнать, и получить аналог видеокарты, стоящей $110.

Возможно, что это не последний сюрприз от Nvidia, и в свете анонса GeForce FX 5700 и GeForce FX 5950 она решит в массовом порядке избавляться от чипов NV34, NV31 и NV35, перемаркировывая их, понижая частоты и выбрасывая на рынок по демпинговым ценам.

Только вчера мы могли убедиться в том, что "расписание анонсов" процессоров Prescott претерпело заметные изменения. Шумной оравой в первом квартале 2004 года появляются процессоры с частотами 2.8-3.4 ГГц, и лишь затем частоты Prescott постепенно вырастают до 4 ГГц к концу года.

В очередной раз появляется информация об отсрочке анонса Prescott, и снова аналитики и просто любители спекуляций не упускают шанс высказать сомнение, что 0.09 мкм техпроцесс Intel или его компоненты заметно "буксуют" при внедрении.

Тем не менее, представители Intel и партнеры компании продолжают настаивать на том, что уровень выхода годных чипов достаточно высок. Какую роль в этой задержке играют упоминавшиеся проблемы с реализацией технологии "растянутый кремний", мы не знаем, но выдать нужное количество чипов уже сейчас Intel теоретически готова.

Как сообщают сайту The Inquirer "тайные доброжелатели", существующий в настоящее время уровень выхода годных чипов "достаточно высок в сравнении с другими попытками реализации 0.09 мкм технологий". Тысячи кремниевых пластин с доброкачественными кристаллами уже прошли обработку. И вообще, в технологическом плане у Intel все замечательно...

Почему же переносится анонс Prescott? Пресловутый источник эту ситуацию не комментирует, но большинство экспертов сходится во мнении, что Intel желает улучшить показатели удельного тепловыделения процессоров Prescott. Не для того, чтобы сделать младшие процессоры менее горячими, а для того, чтобы позволить старшим процессорам достичь предела расчетного тепловыделения в 120 Вт на как можно более высокой частоте. Пока планируется, что это произойдет на отметке 3.8-4.0 ГГц.

Тем временем, в Сети плодятся слухи о возможности выхода процессоров Northwood с 1 Мб кэша. Считается, что Intel сможет таким образом заполнить нишу, подготовленную для Prescott, но пустующую по причине отсрочки его анонса. Пойдет ли компания по сценарию добавления кэша третьего уровня, или отважится впихнуть еще 512 Кб кэша второго уровня в ядро Northwood, мы судить не беремся. Возможно, что все это лишь последствия с путаницей в обозначении Prescott, которые "ведь тоже Pentium 4" :).

Несмотря на неожиданное появление на арене, процессор Pentium 4 Extreme Edition в руки обозревателей попал отнюдь не сразу. По этой причине обзоры этого процессора появляются несколько растянуто во времени. Каждый из них добавляет крупицу новой информации в нашу копилку знаний.

Известный благодаря своим фундаментальным исследованиям сайт Lost Circuits наконец порадовал своих посетителей обзором Pentium 4 EE (или Pentium 4 XE, как его стали называть в последнее время). Увы, под крышку теплораспределителя наши коллеги еще не залезли (рисковать $1000 даже ради интересов науки никто не отважится :)), но "виртуальному рентгену" процессор подвергли.

Во-первых, они очень точно рассчитали число транзисторов на кристалле. За основу были взяты 55 млн. транзисторов ядра Northwood. Еще 100.7 млн. пришлись на кэш третьего уровня. Примерно 25 млн. транзисторов отводятся под интерфейс кэша, в итоге получается порядка 180 млн. транзисторов. Как утверждает Intel, ядро Pentium 4 EE содержит 178 млн. транзисторов.

Разумеется, что вторым количественным показателем для любого процессора является площадь ядра. Чтобы все транзисторы разместились на небольшом кусочке кремния, площадь ядра пришлось увеличить до 237 кв. мм. Примерно такую же площадь имело ядро Willamette.

Как утверждают наши коллеги, переход на 0.09 мкм техпроцесс и использование 52 Мбит ячеек памяти SRAM позволят размещать до 330 млн. транзисторов на площади 109 кв. мм. Переведя на понятный потребителю язык, получаем следующее: на площади порядка 100 кв. мм можно будет интегрировать до 6 Мб кэша третьего уровня. Разумеется, что для развития линейки Extreme Edition на ядре Prescott это открывает большие перспективы. Известно, что выше 4 ГГц ядро "разогнаться" не сможет, поэтому для дальнейшего увеличения производительности Intel начнет одной рукой готовить ядро Tejas, а другой - Prescott Extreme Edition старших моделей.

Между прочим, площадь кэша в процессоре Pentium 4 EE 3.2 ГГц составляет 88% от общей площади кристалла. Надо сказать, что выпустить процессор с таким внушительным (по нынешним временам) объемом кэша стоит достаточно много. Эксперты заявляют, что процессор обходится Intel в три раза дороже обычного Pentium 4. Во-первых, кэш стоит достаточно дорого, во-вторых, процессоров с такой частотой и таким объемом кэша выпускается очень мало, поэтому экономию на масштабах производства мы здесь не наблюдаем. Пресловутые $925 оптовой цены - это не чисто маркетинговый ход, это цена на уровне рентабельности.

Если говорить об организации кэша, то в архитектуре Pentium 4 он формируется банками по 256 Кб. По этой причине решение оснастить Celeron на ядре Prescott именно 256 Кб кэша (вместо классических 50% от полноценных вариантов) может объясняться соображениями экономии. Утверждается, что за счет подобных мер до трети потенциально предназначенных для отбраковки чипов теперь будут проходить контроль и поступать в продажу. Опять же, рентабельность производства это только повысит.

Актуальность повышения объема кэша в будущих процессорах сотрудники сайта Lost Circuits подтверждают тенденцией перехода на использование памяти DDR-II. Как известно, она будет обладать высокой пропускной способностью, но высокими задержками. Увеличенный кэш процессора сможет компенсировать медлительность памяти на операциях обращения к часто запрашиваемым данным, они в таком случае будут храниться в кэше.

Кстати, процессоры Pentium 4 EE тоже будут иметь множественный VID, и номинальные напряжения ядра могут принимать любое из трех значений (1.475 В, 1.5 В или 1.525 В). Скорее всего, большинство экземпляров будет работать именно на максимальном напряжении. Увеличенное до 30 число конденсаторов на оборотной стороне процессора призвано сгладить некоторые пульсации напряжения и, в целом, улучшить условия питания.

И все-таки, любопытно было бы посмотреть на обнаженное ядро Pentium 4 EE в сравнении с обычным Northwood :)...

Р fin

Nvidia выпустила несколько вариантов новых WDM-драйверов для своих видеокарт.

Для видеокарт серии Personal Cinema с TV-тюнером:

Для видеокарт с VIVO:

Также доступен набор драйверов для Personal Cinema, состоящий из Detonator 45.33 и WDM 2.13 и имеющий сертификацию WHQL. В описании драйвера указано, что он первый, получивший WHQL-сертификат для серии Personal Cinema GeForce FX, а по производительности и совместимости аналогичен Detonator 45.23. Про наличие функции "устранения мерцания" GeForce FX ничего не сказано, но можно предположить, что она имеется.

Скачать перепакованный дистрибутив (меньше оригинала на 11 МБ - более чем в два раза) международной версии драйвера можно из нашего файлового архива:

Р fin

В Gathering нашли прекрасный способ привлечь внимание к скорому выходу игры Hidden and Dangerous 2 - первая ее часть, оригинальный Hidden and Dangerous, теперь доступен совершенно бесплатно! В 260-мегабайтный Deluxe-пакет с игрой уже включены все патчи и обновления, дополнительные mission-паки и редактор уровней.

Так что, если вы желаете "прописать" на своей машине еще одну лицензионную игру по цене носителя, скачивайте ее со следующих зеркал (264 МБ):

Hidden and Dangerous 2 обещан к выходу уже в этом месяце.

Р fin

Продолжают постепенно появляться новые версии Release Candidate норвежского браузера Opera

Исправления в Opera 7.21 с версий RC3 по RC5:

  • Улучшена обработка MIME-типов.
  • Устранен сбой при добавлении закладки с недопустимыми символами в заголовке.
  • Устранены сбои при изменении масштаба страницы.
  • Исправлено агрессивное определение содержимого файлов для ненадежных MIME-типов.

Скачивать можно отсюда:

  • Opera 7.21 RC5 без Java (3,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Opera 7.21 RC5 с Java (12,4 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
Р fin

Не успел Unwinder выпустить обновление популярных скриптов для RivaTuner в связи с выходом Catalyst 3.8, как пришлось это делать еще раз, теперь по следующим причинам:

  • Скрипт SoftR9x00 для Windows 2000/XP при выполнении модификации R9x00->R9800 форсировал ID R9700 Pro. Если же вы используете схему R9x00->R9700 или Windows 9x/ME, то можете не скачивать обновление.
  • По многочисленным просьбам владельцев Windows 9x/ME в скрипт ATIOverclockingAntiprotection добавлена экспериментальная поддержка этих операционных систем.

Скачать обновления можно отсюда:

Р fin
Появилась новая версия оффлайн-браузера Teleport Pro, позволяющего весьма удобно создавать локальные зеркала веб-сайтов или их частей для автономного просмотра.

Изменения в версиях 1.29.1979-1.29.1990:

  • Улучшен и исправлен анализатор скриптов.
  • Исправлена ошибка поиска старых файлов справки.
  • Улучшен интерфейс и добавлен новый стиль для Windows XP.
  • Улучшен диалог свойств стартового адреса.
  • Улучшена имитация Internet Explorer.
  • Исправлена ошибка, приводившая к свертыванию окна программы при восстановлении из системного трея.
  • Исправлена ошибка неправильного редиректа стартового адреса.
  • Некоторые другие изменения и исправления.

Программа распространяется как trialware, стоимость регистрации составляет 40$.

Скачивать можно отсюда: 

Р fin

Видимо спохватившись, что уже целый месяц не выходили новые версии универсальной утилиты для настройки видеокарт PowerStrip, разработчики порадовали нас сразу финальной версией. Даже со списком изменений .

В финальной версии 3.46 build 420:

  • Обновлена поддержка новейших драйверов ATI и Nvidia.
  • Улучшена поддержка двух DVI для Wildcat VP.
  • Для видеокарт Rendition включена калибровка цвета в драйвере.
  • Переработан доступ к расширенным регистрам видеокарт SiS/XGI.
  • Добавлена поддержка трёх DAC для видеокарт Matrox серии P.
  • Добавлена опция "Color boost" для видеокарт ATI Radeon.

Утилита распространяется на принципах shareware, стоимость лицензии - 30$.

Так как текущая версия финальная, то для нее доступен интернациональный вариант с поддержкой русского языка, который и можно скачать из нашего файлового архива:

Сейчас обсуждают