Платим блогерам

Новости 24 мая 2004 года

Внешние признаки идентификации процессоров Athlon 64 3500+ и Athlon 64 3800+ на 0.13 мкм ядре Newcastle в исполнении Socket 939 были нами тщательнейшим образом изучены. Оставалось лишь дождаться появления первых данных о производительности новинок, и сделать заключение, достойны ли эти процессоры присвоения дополнительных 100 баллов рейтинга и обеспечивают ли обещанные 5% преимущества над своими собратьями в исполнении Socket 754, работающими на равных частотах.

Что ж, сегодня все посетители французского сайта x86-secret смогли частично ответить на эти вопросы, так как наши коллеги опубликовали традиционно полный и насыщенный информацией обзор процессора Athlon 64 3800+ в исполнении Socket 939, работающего на частоте 2.4 ГГц, имеющего 512 Кб кэша второго уровня и поддерживающего двухканальную память DDR 400.

Собственно, вот так выглядит скриншот этого процессора:

CPUID новых процессоров на ядре Newcastle в исполнении Socket 939 равняется 0FF0h, на практике же они относятся к прежней ревизии DH7-CG. Напряжение питания ядра остается равным 1.5 В.

Заметим, что процессоры в исполнении Socket 939 не будут обладать конструктивной совместимостью с разъемом Socket 940 или Socket 754, поскольку "защита от дурака" предусмотрена на уровне компоновки штырьков. По этой причине помышлять о возможности разного рода экспериментов с установкой новых процессоров в старые платы даже не стоит, равно как об обратном.

Надежды на поддержку памяти DDR 500 пока не воплощаются в реальность, по крайней мере, на официальном уровне. Зато поддержка двухканальной памяти реализована хоть и не идеально, но вполне сносно.

Например, владелец системы класса Socket 939 не сможет запустить память в режиме DDR 400, если будут заняты все четыре слота DIMM. Точнее говоря, эксплуатация памяти на этой частоте при использования тайминга 1T будет невозможна. При ослабленном тайминге 2T четыре попарно равных модуля DDR 400 смогут работать в номинальном режиме, но задержки несколько увеличатся. Поддержка таймингов 2T появилась в процессорах класса Socket 754 после перехода на степпинг CG.

В общем случае предпочтительно использовать два одинаковых модуля DDR 400, имеющих одностороннюю или двухстороннюю организацию. Скорее всего, производительность будет выше, если устанавливать модули в ближайшие к процессорному разъему слоты DIMM, так как встроенный в процессор контроллер памяти от этого должен выиграть на задержках.

Говорить об общем уровне производительности достаточно сложно, так как процессоры в исполнении Socket 939 ведут себя неоднозначно. Тесты, требовательные к высокой пропускной способности памяти, выигрывают от перехода на платформу Socket 939. Например, синтетический тест SiSoft Sandra 2004 на пропускную способность памяти демонстрирует результат в 5967 Мб/с - это практически 95% от теоретического максимума 6.4 Гб/с для двухканальной памяти DDR 400. Даже знаменитый i875P способен достигать от силы 75% от номинального предела. Сказываются преимущества встроенного контроллера памяти Athlon 64, который теперь обрел силу двухканального решения.

Тесты и приложения, чувствительные к объему кэша, не очень радостно приветствуют процессоры в исполнении Socket 939. Например, в подавляющем большинстве использованных тестов (включая игры) процессор Athlon 64 3400+ (Socket 754) оказывается быстрее Athlon 64 3500+ (Socket 939). Вот вам и ответ на справедливость разницы в рейтинге :).

С другой стороны, ряд приложений демонстрирует обещанный 5% отрыв новичка от своего предшественника в исполнении Socket 754. Так что не будем судить AMD строго - она просто не говорит всей правды, как обычно :).

Самым сбалансированным (и дорогим) процессором с этой точки зрения остается Athlon 64 FX-53 в исполнении Socket 939 - он сохраняет 1 Мб кэша второго уровня и обретает поддержку более быстрой небуферизованной двухканальной памяти DDR 400. Универсал в прямом смысле этого слова :).

В плане температурного режима следует сказать, что процессоры в исполнении Socket 939 нагреваются несколько больше своих частотных аналогов в исполнении Socket 754. Очевидно, сказывается наличие второго канала памяти на кристалле. Например, под нагрузкой процессор Athlon 64 3800+ прогревается до 50 градусов Цельсия, а после разгона с 2.4 до 2.6 ГГц температура вообще увеличивается до 60 градусов. Это уже близко к показателям Prescott!

Кстати, размещенный ниже график доказывает справедливость этого утверждения.

Дело в том, что процессоры в исполнении Socket 939 действительно рассчитаны на TDP = 104 Вт и силу тока 80 А. Судя по всему, эти требования начнут действовать уже сейчас, а не к моменту выхода моделей Athlon 64 FX-55 и Athlon 64 4200+ (4300+?). Получается, что выходящие в этом квартале материнские платы с разъемом Socket 939 уже будут поддерживать процессоры мощностью 104 Вт, и дальнейшая модернизация по этому признаку уже не потребуется.

Разогнать имеющийся у наших коллег процессор Athlon 64 3800+ удалось до частоты 2.6 ГГц, что не является неожиданностью. Частотный потенциал 0.13 мкм ядра Newcastle ревизии CG давно изучен, и Socket 939 мог внести только незначительные нюансы типа более тяжелого теплового режима или ограничений из-за стабильности контроллера памяти. Впрочем, здесь еще рано делать какие-либо выводы - следует накопить статистику по серийным образцам процессоров.

Если говорить об оправданности рейтинга 3800+ в сравнении с процессорами Intel, то здесь нельзя однозначно одобрить решение AMD. В большинстве рассмотренных тестов процессор Northwood 3.4 ГГц лишь незначительно отстает от Athlon 64 3800+, а иногда и обходит флагмана AMD. Надо полагать, что с выходом Prescott 3.8 ГГц очевидность превосходства Athlon 64 3800+ померкнет еще сильнее.

Кстати, игровые тесты выявили еще одну интересную закономерность - большинство современных игр больше выигрывает от использования производительной видеокарты, чем от смены центрального процессора. Буквально говоря, если вы планируете отказаться от старого доброго Athlon XP 2500+ в пользу Athlon 64 3800+ исключительно ради игровых целей, лучше купите более мощную видеокарту и слегка разгоните имеющийся процессор (если не сделали этого ранее).

По большому счету, в плане производительности платформа Socket 939 не приносит очевидных преимуществ. Владельцы систем класса Socket 754 могут спокойно эксплуатировать свои процессоры, не боясь отстать от прогресса. Другое дело, что приносимые свежими чипсетами новации позволят платам с разъемом Socket 939 смотреться более выигрышно в плане функциональности. Но это уже совсем другая история, не вписывающаяся в рамки сравнения уровня производительности двух платформ...

Сразу после анонса GeForce 6800 Ultra на сайте nZone появился душещипательный рассказ о тяжелых буднях флибустьеров, на первой иллюстрации к которому был замечен российский триколор. Любопытно, но сейчас на этом сайте можно обнаружить рассказ создателей виртуальной русалки Nalu о всех особенностях ее биографии.

Прежде всего, нас занимает следующий факт. Поскольку ранее символом видеокарт серии GeForce FX являлась знаменитая эльфийка, дизайнеры и художники решили не "изобретать велосипед", и создать русалку по образу и подобию предшествующего персонажа. Ради усиления реалистичности и увеличения нагрузки на мощный видеочип решено было сделать волосы новой героини более длинными – шейдерные технологии как раз призваны проявлять себя с лучшей стороны в данной сфере.

Пикантность ситуации заключалась в том, что изначально Nalu должна была иметь относительно темные волосы:

Лишь потом "художественный совет" решил, что с точки зрения игры света и тени светлые волосы более зрелищны. Кроме того, Голливуд в свое время приложил немало усилий к созданию имиджа повышенной привлекательности именно светловолосых женщин, и подсознательно этот фактор тоже должен был сыграть в пользу популярности Nalu.

Кстати, имя русалки переводится с гавайского наречия как "волна", что вполне соответствует естественной среде обитания персонажа.

Лицо эльфийки было несколько переработано, прежде чем получило имя Nalu. Глаза и губы остались прежними, нос и уши решено было заменить. Разумеется, что кинематика персонажа тоже была усовершенствована – передвигаться в жидкой среде при помощи рыбьего хвоста предстояло несколько иначе, чем порхать с ветки на ветку при помощи крыльев :).

Каркас модели Nalu, разработанный в 3D Studio Max и перенесенный потом в Maya, изначально выглядел довольно неуклюже, но за полгода обрел достаточно реалистичные очертания.

Другими словами, на этом примере мы можем наблюдать, что все новое – это хорошо забытое старое. Nalu "не сразу строилась", однако возможности современных видеокарт Nvidia по созданию реалистичных миров она наглядно продемонстрировала. Остается лишь некоторое разочарование от того факта, что блондинка получилась не совсем натуральная :).

Причины, побуждающие людей совершать те или иные поступки, подчас бывают необъяснимы. В человеческой натуре обычно соседствуют энергия созидания и энергия разрушения. Первая позволяет достигать вершин творчества, грызть гранит науки или разгонять компьютер :). Второй вид энергии далеко не всегда направляется на мирные цели, и пример подобной деятельности мы сегодня рассмотрим в иллюстрациях.

Один из участников форума Guru of 3D по имени Xerus опубликовал фотографии, от вида которых у многих наших читателей сердце начнет обливаться кровью. Расположив видеокарту Radeon 9800 Pro на ровной асфальтовой поверхности...

... этот веселый человек взял в руки кувалду...

... и хорошенько приложился к левой нижней части платы. Живописная картина разрушений следует далее...

Особенно интересно наблюдать, как сплющиваются конденсаторы – теперь видеокарта будет занимать не один слот расширения, а скажем, 0.75 слота расширения :).

Алюминиевый радиатор не выдерживает ударов и слетает с пластмассовых крепежных шпилек. Его ребра складываются, подобно выстроенным в ряд костяшкам домино.

Видеочип тоже легко отделяется от печатной платы. Кто сказал, что его нужно аккуратно выпаивать? Да вы просто кувалду в руках никогда не держали!

В итоге натюрморт получается менее правильный, чем в начале фотосессии, но в таком виде графическая плата гораздо более интересна глазу обывателя. Заметим, что чипы памяти тоже прекрасно отделяются от печатной платы, и обращаться к мастерам миниатюрной пайки для этого вовсе не обязательно.

Подумайте, к чему нас призывает подобный пример. Если человек испытывает потребность разжиться чипами памяти или видеочипом, достаточно вооружиться кувалдой и комплектной видеокартой, чтобы "нащелкать" себе недостающие элементы.

Самое интересное, что опубликовавший эти фотографии "вандал" утверждает, что видеокарта была работоспособна. Уничтожить ее человека по имени Xerus сподвигли некоторые другие причины, служащие препятствием к дальнейшей эксплуатации. Истинных мотивов он не раскрывает, но друзья-доброжелатели уже донесли, что у парня были проблемы с гарантией на видеокарту (а вот с доступом к кувалде у него проблем не было). В любом случае, мы советуем сохранять хладнокровие в подобных ситуациях, так как после рассмотренных действий компоненты компьютеров имеют свойство вообще терять работоспособность :).

Недавно мы узнали, что процессоры Celeron D тоже обретут поддержку технологии EM64T, и после появления японского варианта толкования известного выступления руководителей Intel на конференции в Нью-Йорке практически не оставалось места для дополнительных подробностей. Тем не менее, они все-таки появились...

Сотрудники сайта Extremetech имели возможность присутствовать на этом мероприятии и задать "с глазу на глаз" некоторые вопросы главе Intel, Полу Отеллини (Paul Otellini). Прежде всего, их интересовала возможность включения поддержки 64-битных расширений EM64T для имеющихся процессоров Prescott.

Напомним, что подобный интерес имеет свои исторические корни. После появления процессоров Northwood с поддержкой Hyper-Threading некоторые исследователи архитектуры ядра доказали существование скрытой поддержки этой технологии еще со времен ядра Willamette. Далее последовали попытки активировать технологию Hyper-Threading на процессорах, не предусматривающих такой функции. Единичные попытки приблизили человечество к этой возможности, но твердых гарантий не дали. Большинству пользователей пришлось смириться с тем, что включить поддержку Hyper-Threading на не приспособленных для этого процессорах нельзя.

Существование 64-битных расширений в ядре Prescott тоже неоднократно доказывалось специалистами разных уровней, и лишь недавно мы узнали о планах Intel легализовать поддержку EM64T на некоторой части процессоров Prescott, поставляемых системным интеграторам. Вполне естественно, что многих пользователей волнует вопрос о возможности включения поддержки EM64T на имеющихся процессорах Prescott.

Президент Intel в качестве ответа на данный вопрос категорически заявил, что "включить" поддержку EM64T на существующих процессорах Prescott в домашних условиях будет нельзя. Более того, даже Intel может внести некоторые изменения в ядро Prescott существующей ревизии, чтобы обеспечить полную совместимость с операционной системой, поддерживающей EM64T. Другими словами, мы сможем стать очевидцами выхода новой ревизии ядра Prescott, которая среди прочих запланированных изменений будет содержать улучшенную поддержку EM64T. Подобная гипотеза легко вписывается в существующие предположения, согласно которым до появления процессора Prescott с частотой 3.8 ГГц (22 августа) должна выйти еще одна ревизия ядра.

Интересно, что о сроках начала перехода продукции Intel на 0.065 мкм техпроцесс наши коллеги говорят более определенно – середина 2005 года. При этом не уточняется, идет ли речь о процессорах или другой продукции, а также не говорится о характере производства – будут ли это поставки опытных образцов, либо нечто более близкое к серийному производству. Скорее всего, готовые 0.065 мкм настольные процессоры Intel мы увидим ближе к концу следующего года.

Опубликованный вчера материал о разгоне видеокарты Radeon X800 Pro при помощи вольтмода оставлял некоторую недосказанность. Стоит ли всем покупателям Radeon X800 Pro рассчитывать на достижение частоты чипа 570 МГц только при помощи модификаций, либо розничные экземпляры позволят получить такой результат без лишних ухищрений? Ответить на этот вопрос мы постараемся сегодня.

Итак, после изучения достаточно скудной на новости информационной подборки сегодняшнего утра, мы обнаружили пару обзоров розничных видеокарт Sapphire Radeon X800 Pro, которые содержали описания экспериментов по разгону. Напомним вам, что платы с лейблом Sapphire на эталонном дизайне ATI начали поступать в продажу в числе первых.

Рассмотрим некоторые результаты, которых смогли добиться наши коллеги:

  • Hardware.fr -> 533/1178 МГц;
  • ATI-News.de -> 567/1060 МГц.

Заметим, что все эксперименты по разгону производились без модификации видеокарт и использования дополнительного охлаждения. Больше всего поражает частота чипа, которой удалось достичь нашим немецким коллегам – 567 МГц для нашей ранней статистики кажутся абсолютным рекордом.

Закономерно ли это явление? Что ж, не все так просто :). Разгонный потенциал розничных видеокарт часто бывает выше, чем у тестовых образцов. С другой стороны, для анонсных обзоров компании обычно предоставляют специально отобранные экземпляры, обладающие хорошим уровнем производительности и нередко прилично разгоняющиеся.

Между тем, в случае с Radeon X800 Pro может наблюдаться несколько иная картина. Если вспомнить предшествующие анонсу этой видеокарты события, то даже тестовых образцов за две недели до 5 мая было крайне мало. То есть, чип R420 на тот момент был "сыроватым" в плане уровня выхода годных кристаллов – в понятиях массового производства, разумеется :).

Резонно предположить, что частотный потенциал розничных экземпляров несколько улучшился, но он по-прежнему остается непредсказуемым. Сравните сегодняшние результаты: 533 МГц в одном случае и 567 МГц в другом. Надо понимать, что более зрелый с точки зрения технологии чип способен обеспечивать меньший разброс разгонных характеристик, чего мы пока не наблюдаем.

Тем не менее, по мере накопления "зрелости" 0.13 мкм чип R420 наверняка сможет порадовать нас увеличением разгонного потенциала. Остается лишь присматриваться к статистике, чтобы отслеживать новейшие тенденции этого процесса :).

Корпорация TUL, владеющая торговой маркой PowerColor, оказалась в числе первых поставщиков видеокарт Radeon 9550 на японский рынок, ознаменовав тем самым начало поставок этих решений по всему миру.

Рассмотренная видеокарта работала на частотах 250/400 МГц, имела 128-битную шину и оснащалась 256 Мб памяти. Между тем, некоторое время назад в наших новостях уже появлялись низкопрофильные видеокарты Radeon 9550 SE с урезанной до 64 бит шиной памяти. Оставалось лишь выяснить, будут ли аналогичные решения легализованы. Сомневаться в этом почти не приходилось, и мы отправились на сайт PowerColor, чтобы ознакомиться с характеристиками видеокарты Radeon 9550 SE (R96L-LC3).

Из фотографии становится ясно, что плата получена из Radeon 9550 путем урезания шины – вместо 256 Мб памяти теперь используются только 128 Мб, а число микросхем класса TSOP уменьшилось в два раза.

Естественно, что плата при этом стала низкопрофильной, а разъем D-Sub теперь вынесен на специальном шлейфе. Качество аналогового сигнала подобные меры обычно снижают, а вот разъем DVI распаян непосредственно на плате. Любопытно, что телевыход имеет исполнение RCA ("тюльпан"), для недорогих телевизоров его наличие более уместно, чем в случае с классическим S-Video.

Частоты видеоплаты не подверглись изменению – все те же 250/400 МГц, лишь шина памяти очевидным образом была урезана до 64 бит. Как повлияет такой ход на стоимость видеокарты, догадаться несложно, но обычно разница в цене между 64-битными и 128-битными вариантами не оправдывает заметного падения производительности.

Р fin

Утро понедельника традиционно не слишком богато на новости. Тем не менее, несколько обновлений интересных нам программ все же произошло.

Бесплатный чешский антивирус AVG Free Edition, являющийся "упрощенным" по функциональности вариантом коммерческого AVG Professional Single Edition, обновился до версии 6.0 Build 688. Об изменениях ничего не известно, скачивать можно по ссылке:

  • AVG Free Edition 6.0 Build 688 (7,0 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware), домашняя страница.
     

Известная утилита для измерения быстродействия в любом Direct3D/OpenGL приложении (даже не имеющих встроенных средств для этого) путем отображения количества кадров в секунду (FPS), а также записи видеороликов Fraps стала доступна в новой версии. К сожалению, об изменениях во Fraps 2.1.1 разработчики пока не сообщили. Напомню, что при бесплатном использования утилита содержит ограничения только в создании видеороликов и свою основную функцию исполняет в полной мере. Новинка помещена в наш файловый архив:

В завершение списка утилит, об изменениях в новых версиях которых забыли упомянуть разработчики, осталось сообщить о новой бета-версии информационной утилиты для процессоров AMD, известной нам как Central Brain Identifier (CBId). Скачать обновление этой бесплатной программы также можно из нашего файлового архива:

Сейчас обсуждают