Новости 18 апреля 2005 года
Графические чипы тоже "попадают" в схожие такты технологического развития, но шаг между техпроцессами несколько мельче. Например, видеочипы ещё недавно использовали 0.15 мкм техпроцесс, потом перешли на 0.13 мкм, далее на 0.11 мкм, а скоро перейдут и на 0.09 мкм техпроцесс. По крайней мере, чипы G70/G80 от Nvidia и семейство R5xx от ATI будут производиться по 0.09 мкм техпроцессу.
Сотрудники сайта The Inquirer имели возможность побеседовать с главой ATI в Канаде, и получили достаточно интересную информацию. Сообщается, что вслед за 0.09 мкм видеочипами выйдут 0.08 мкм чипы. Другими словами, ATI дополнительно уменьшает шаг техпроцессов, не желая сразу переходить к 0.065 мкм нормам. Точнее говоря, здесь проектировщикам из ATI приходится делать поправку на возможности подрядчиков, занимающихся производством графических чипов. Для ATI крупнейшим партнёром является TSMC, и осуществить скачок сразу от 0.09 мкм техпроцесса к 0.065 мкм техпроцессу не представляется возможным.
Важно также учитывать, что переход на рискованный и новый 0.065 мкм техпроцесс в следующем году просто не будет нужен. Видеочипы 0.09 мкм поколения появятся только во второй половине этого года, и ATI успеет выпустить в рамках этого техпроцесса ещё одно семейство графических чипов. По крайней мере, раньше ATI стремилась выпускать полностью обновлённое семейство чипов каждые 12 месяцев, а раз в полгода выпускать разогнанную версию существующих чипов на том же техпроцессе. Однако, "гонка графических вооружений" изрядно утомила не только ATI, но и Nvidia, в ближайшем будущем цикличность выхода новых видеочипов может растянуться до 18 месяцев.
Важно понимать, что наращивать производительность графических чипов прежними темпами в экономически целесообразных рамках ATI и Nvidia тоже не могут. Скорее всего, и здесь произойдёт некоторое замедление темпов, и больше внимания будет уделяться решениям с несколькими ядрами или технологиям типа SLI/AMR.
Если же ATI предусмотрит переход на менее рискованный 0.08 мкм техпроцесс во второй половине следующего года, то связанные с этим мероприятия имеют все шансы пройти без сбоев и затруднений. Впрочем, официально сроки перехода на 0.08 мкм техпроцесс пока не были озвучены, и всё изложенное выше является лишь нашими прогнозами. Несмотря на кажущуюся незначительно разницу между 0.09 мкм и 0.08 мкм, частотный потенциал и тепловые характеристики выпущенных с использованием последней технологии чипов могут заметно отличаться в лучшую сторону. Базовый 0.08 мкм техпроцесс может обрасти разного рода "присадками" вроде low-k диэлектриков или прочих прогрессивных методов изготовления полупроводниковых решений.
Похоже, более чем полугодовое ожидание новой финальной версии отличного норвежского браузера Opera подошло к концу. Хотя официальный сайт еще молчит, на его FTP-сервере выложен дистрибутив Opera 8.00. Так как подобное частенько случалось и раньше, есть все основания полагать, что это именно финальный выпуск и о нем будет объявлено немного позже, чем был выложен его дистрибутив.
Напомню, что изначально новая версия браузера должна была появиться под номером 7.60, но позже она просто была переименована в 8.00 и с этим номером было выпущено еще несколько бета-версий. Список изменений сравнительно с предыдущим официальным выпуском Opera 7.54u2 пока недоступен, можно лишь отметить, что он должен быть довольно большим.
Как вы, вероятно, знаете, Opera распространяется бесплатно с отображением либо контекстных рекламных ссылок, либо рекламного баннера (по вашему выбору), или же без всякой рекламы при условии приобретения лицензии за 39$.
Скачать предположительно финальную версию программы можно по ссылкам:
- Opera 8.00 без Java (3,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP/2003).
- Opera 8.00 для прочих операционных систем.
Обсуждение новинки ведется в посвященной браузеру ветке нашей конференции, там же вы найдете ссылки на дополнительные зеркала для закачки - мощность официального сервера ограничена.
Наши коллеги с сайта OC Workbench рассказали о характеристиках материнской платы Foxconn 955X7AA-8EKRS2. Эта активно сотрудничающая с OEM-производителями и непосредственно Intel компания претендует на звание "первого партнёра, анонсировавшего плату на базе i955X". Перечислять функциональные возможности платы мы сейчас не будем, а заострим внимание на конструктивных особенностях и оверклокерском потенциале.
Прежде всего, хочется отметить наличие трёх слотов PCI Express x1 и одного слота PCI Express x16. Модные в последнее время комбинации типа "PCI Express x16 + PCI Express x16" значительно сокращают число доступных слотов PCI Express x1, однако в условиях отсутствия поддержки SLI со стороны драйверов на платах класса i955X оказываются практически бесполезными. Foxconn же проявляет здравый рационализм.
Следует также отметить, что страшилки по поводу наличия дополнительного разъёма питания для центрального процессора этой материнской платой не подтверждаются. Данная модель имеет один 24-штырьковый разъём питания ATX и один 4-штырьковый разъём питания ATX12V. Судя по всему, использование дополнительного разъёма Molex для питания процессора носит рекомендательный характер, и в большей степени относится к платам и блокам питания, наделённым 20-штырьковым разъёмом. Дополнительные четыре штырька в разъёме стандарта ATX 2.0 содержат и канал питания +12 В, который может использоваться для более стабильного питания процессора или видеокарты. В остальных случаях 24-штырьковый разъём позволяет снизить нагрузку на контакты, отвечающие за линию +12 В, из-за чего они реже обгорают. Эти и другие сведения о некоторых современных блоках питания вы можете узнать, изучив новую статью Олега Артамонова на сайте Fcenter.ru.
Возвращаясь к оверклокерским способностям материнской платы Foxconn 955X7AA-8EKRS2, хочется зафиксировать факт разгона процессора Pentium 4 XE 3.73 ГГц до 3920 МГц при значении множителя 14х, что соответствует частоте шины 280 МГц. Наверняка плата способна на большее, ведь она изначально рассчитана на работу с 266 МГц шиной. Это пример позволяет нам убедиться, что оверклокерский потенциал чипсета i955X реализован не хуже, чем на платах предыдущего поколения, которые часто страдали из-за синхронности шин и работы арбитра.
В пятницу сразу несколько сайтов со ссылкой на официальных представителей Intel сообщили, что 18 апреля 2005 года крупнейшие производители компьютеров действительно начнут принимать заказы на поставку систем на базе Pentium XE 840, а некоторые даже готовы начать поставку таких решений. Хотя изначально объёмы поставок будут весьма ограниченными, до конца года Intel обязуется поставить несколько миллионов процессоров на ядре Smithfield.
Младшие версии Smithfield серии Pentium D будут анонсированы чуть позже, но до конца текущего квартала. Сегодняшний анонс Intel представляет себе следующим образом: покупатели смогут сделать заказы на поставку систем, основанных на процессоре Pentium XE 840 (3.2 ГГц) и чипсете i955X. При этом не уточняется, когда партнёры Intel фактически смогут покрыть все заказы товарными изделиями. OEM-производители начали получать процессоры Pentium XE 840 только неделю назад.
Выясняется, что неожиданный перенос анонса Pentium XE 840 на 18 апреля вовсе не связан с соответствующим мероприятием AMD, которая в четверг собирается анонсировать процессоры Opteron с двумя ядрами. Если последняя решила приурочить данное событие к двухлетнему юбилею семейства Opteron, то Intel решила "играть по-крупному". Сообщается, что анонс Pentium XE 840 приурочен к сороковой годовщине знаменитого Закона Мура :).
Всего несколько дней понадобилось для подготовки очередной бета-версии почтового клиента The Bat!, что отразилось и в небольшом количестве изменений - в выпуске с номером 3.0.9.16 исправлено 7 ошибок. Скачивать обновление (только исполняемый файл) можно по ссылке:
- The
Bat! 3.0.9.16 Return Beta (3,8 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware
- 25-35$), домашняя
страница.
Неожиданно часто стал обновляться комплексный тест производительности системы PerformanceTest от PassMark Software, который кроме большого количества тестов может похвастаться использованием в фирменном ПО для материнских плат Intel. Информация о двух последних выпусках 5.0 build 1034 и build 1035 ограничивается сведениями об исправлении ошибки в тесте SSE. Скачать дистрибутив можно с нашего сервера:
- PerformanceTest
5.0.1035 (1,4 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP, Shareware - 24$), домашняя
страница.
А еще чаще появляются новые версии Easy CD-DA Extractor, неплохой программы, предназначенной для оцифровки аудио CD и кодирования в различные форматы мультимедиа сжатия. Со времен версии 8.1.1 по текущую 8.1.2 build 3 в нее были внесены такие изменения:
- Добавлены кнопки открытия и закрытия лотка привода.
- В инсталлятор добавлена локализация на итальянский, французский, испанский и немецкий языки.
- Обновлены существовавшие локализации интерфейса программы.
- В конвертер файлов добавлена возможность преобразования тегов ID3V2.
- Исправлена работа с файлами Cue Sheet на некоторых моделях накопителей Lite-On, Sony и, возможно, других.
- Исправлено несколько более мелких ошибок.
Скачать текущую версию можно по ссылке:
- Easy CD-DA
Extractor 8.1.2 build 3 (5,5 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware -
30$), домашняя
страница.
Оказалось, что кроме новой альфа-версии 9.50 достаточно качественного архиватора PowerArchiver существует и его более ранней тестовый выпуск без статуса "альфа" под номером 9.21. Какие улучшения или исправления были внесены в него по сравнению с финальной версией 9.20 неизвестно, скачать можно отсюда:
- PowerArchiver
9.21 beta (2,4 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 20$), домашняя
страница.
Популярный среди некоторой части пользователей интернет-пейджер &RQ продолжает совершенствоваться отечественными энтузиастами. В новую версию &RQ 0.9.6.5 добавлены такие функции:
- Добавлена возможность видеть то, что вам пишут, а также возможность собеседнику видеть, то, что вы пишете (опционально).
- Добавлена принудительная отправка положительного ответа на запрос авторизации.
Скачивать можно отсюда:
- &RQ
0.9.6.5 (0,9 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware), домашняя
страница.
Александр Леменков постепенно вносит улучшения в программу Power Supply Calculator, предназначенную для оценки потребляемой компьютером мощности в текущей и задаваемой конфигурации, требований к блоку питания и соответствия популярных моделей БП этим требованиям. В PSC версий 2.062-2.064 сделана еще одна попытка уменьшить вероятность "писка" системного динамика из-за проблем с чипом мониторинга и исправлены несколько ошибок. Скачать программу можно из нашего файлового архива:
- Power
Supply Calculator 2.064 (0,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware), домашняя
страница, обсуждение
в форуме.
Обновился фирменный пакет для работы с мобильными телефонами Nokia PC Suite, позволяющий обмениваться файлами между ПК и телефоном, управлять адресной книгой, устанавливать Java-приложения, конвертировать мелодии, задействовать встроенный модем, синхронизировать информацию с приложениями на ПК и т.д. В Nokia PC Suite 6.5 добавлено несколько новых функций: мастер подключения с компьютером через Bluetooth, ИК-порт или кабель; соединение с интернет в одно нажатие; автоматическое получение фото и видео с телефона при подключении к ПК; также была повышена стабильность и удобство работы ряда модулей и внесены другие улучшения. Скачать русскую или английскую версию пакета можно по ссылкам:
- Nokia PC Suite 6.5 Русский (21,8 МБ, Windows 2000/XP, Freeware).
- Nokia PC Suite 6.5 English (21,4 МБ, Windows 2000/XP, Freeware).
- Домашняя страница.
Собственно говоря, это случилось 16 апреля. Участники форума VR-Zone опубликовали свой отчёт о покорении новой высоты в 3DMark05. Результат в 3DMark 2003 нас интересует в меньшей степени, так как прошлый рекорд не был побит - сингапурские экстремалы набрали только 29 463 "попугая".
Интересной выглядит и сама конфигурация системы. Например, использовались видеокарты GeForce 6800 Ultra от разных производителей - XFX и Asus. Ранее считалось, что видеокарты для работы в режиме SLI должны быть строго идентичными, вплоть до версии BIOS и ревизии PCB. Судя по всему, теперь ситуация меняется к лучшему, и новые версии драйверов приносят послабления.
Небольшое исследование на эту тему опубликовали наши коллеги с французского сайта TT-Hardware. Они использовали две видеокарты GeForce 6600 GT одного производителя, выпущенные с интервалом в три месяца. Как удалось установить в ходе продолжительных экспериментов, только драйверы ForceWare 71.80 позволили реализовать конфигурацию SLI на базе эти видеокарт. Драйверы ForceWare 71.84 расширили возможности такой системы за счёт появления функции создания пользователем профилей для каждой игры. Теперь можно выбирать между режимом AFR и SFR, что позволяет найти оптимальный режим для каждой игры.
Таким образом, очевидных препятствий к использованию двух видеокарт одного типа от разных производителей или из разных партий в связке SLI сейчас не существует. Собственно говоря, проблем не возникло даже при использовании драйверов версии ForceWare 66.93.
Есть у рассматриваемой тестовой системы ещё одна особенность - материнская плата DFI на базе nForce 4 Ultra была переделана в аналогичный продукт на базе nForce 4 SLI. При этом слоты PCI Express x16 не работали в симметричном режиме "PCI Express x8 + PCI Express x8", что должно было сказаться на производительности. Надеемся, что использование платы на базе настоящего чипсета nForce 4 SLI улучшит ситуацию.
Как можно догадаться по фото, видеокарты охлаждались при помощи "фреонки", равно как и процессор. На процессор подавалась температура минус 94 градуса Цельсия, на первый видеочип - минус 55 градусов Цельсия, на второй видеочип - минус 91 градус Цельсия. Результат разгона может улучшиться после перехода охлаждающего первый видеочип каскада на более совершенный газ. Пока удалось разогнать видеокарты до частот 614/1386 МГц, что несколько ниже (по чипу) достижений при использовании жидкого азота - 641/1370 МГц. Центральный процессор Athlon 64 FX-55 был разогнан до 3464 МГц, что выше предыдущего достижения - 3173 МГц.
В итоге удалось набрать 13 356 "попугаев" 3DMark05:
В тесте 3DMark 2003 результат составил 29 463 "попугая":
Очевидно, что у этой системы ещё есть запас наращивания производительности, и новые рекорды ждут нас впереди.
Оригинальными пояснениями сопровождаются результаты сравнения процессоров в игровом бенчмарке, в качестве которого используется Doom III. Очевидно, что Pentium XE 840 оказывается на 11% медленнее своего предшественника из-за низкой тактовой частоты и отсутствии оптимизации данной игры под многопоточность. Intel спешит успокоить потенциальных покупателей Pentium XE 840 заверениями в том, что на "сбалансированной платформе" удастся достичь приличного уровня быстродействия в большинстве современных игр. Более того, в будущих играх появится оптимизация под многопоточность, выражающаяся в использовании разных потоков для расчётов, связанных с искусственным интеллектом и "физикой". Утверждается, что 3DMark05 CPU Test показывает примерный прирост производительности, который можно получить после такой оптимизации. В данном случае он достигает 9%. Впрочем, специализированный бенчмарк Mechanoids уже доказал, что преимущество Pentium XE 840 в оптимизированных играх может достигать пятикратного значения.
В объективно сильных сторонах Pentium XE 840 типа кодирования аудио Intel уже не приводит "извиняющихся" комментариев - здесь преимущество новинки достигает 38%. Впрочем, относиться к "бенчмаркам собственного производства" нужно с некоторой долей скепсиса, ведь объективности от "заинтересованной стороны" ждать практически не приходится. Тем не менее, заплутавший в море интернет-обзоров потребитель всегда может найти приют на соответствующей страничке сайта Intel, где ему уделят должное внимание, рассказав о преимуществах того или иного процессора :).
Наконец, эти неуловимые процессоры попали в руки одного из участников форума XtremeSystems.org, который в последние дни просто пестрит сообщениями о тестировании не анонсированных официально процессоров AMD. Точнее говоря, эксперименты по разгону проводились с участием процессора Sempron 3200+ в исполнении Socket 939 на степпинге D0.
При напряжении 1.616 В и использовании стандартного кулера от Athlon 64 4000+ удалось разогнать процессор до 2.7 ГГц. Автор эксперимента утверждает, что лимитирующим фактором в данном случае может выступать материнская плата, и после её замены надеется улучшить результат. Тем не менее, лишних иллюзий строить не следует - процессор имеет множитель 9х, так как работает на номинальной частоте 1.8 ГГц. То есть, для увеличения результирующей частоты свыше 2.7 ГГц нужно разогнать материнскую плату свыше 300 МГц "по шине". Среди плат с разъёмом Socket 939 способных на это моделей гораздо больше, чем в семействе решений с разъёмом Socket 754, однако степпинг D0 тоже накладывает свои ограничения. Лишь с переходом на степпинг E разгонный потенциал таких процессоров раскроется полностью.
Скриншот красноречиво свидетельствует о двухканальном режиме работы памяти. Именно этот фактор добавляет 100 баллов рейтинга процессору, идентичному по характеристикам модели Sempron 3100+ в исполнении Socket 754. Кроме того, процессор Sempron 3200+ в исполнении Socket 939 обладает и более быстрой шиной HyperTransport - 1000 МГц вместо 800 МГц для Socket 754. Наконец, переход на степпинг E позволит таким процессорам обрести поддержку SSE3 и улучшенного контролера памяти. Именно последний фактор положительно скажется на уровне производительности, а сам степпинг E обеспечит определённый прирост частотного потенциала. Другими словами, в лице Sempron 3200+ степпинга E можно найти практически идеальную стартовую площадку для покорения оверклокерских высот в рамках платформы Socket 939.
Из тестов собственно процессора можно привести лишь один результат - расчёт числа "пи" с точностью до 1 млн. знаков после запятой. Это задание было выполнено за 32 секунды при работе на частоте 2.7 ГГц - весьма достойный результат.
По каким-то причинам некоторые участники упомянутого форума рассчитывали увидеть в процессорах Sempron с разъёмом Socket 939 поддержку AMD64. В этом плане первые модели семейства не оправдают ожиданий - поддержка AMD64 появится в процессорах Sempron до конца года, однако наверняка сразу для моделей в исполнении Socket 754 и Socket 939. Впрочем, к моменту легализации процессоров Sempron с разъёмом Socket 939 в розничном сегменте поддержка AMD64 для них может стать реальностью.
Коллеги с сайта VR-Zone идут ещё дальше, дополняя эту информацию не только характеристиками чипа, но и заявлениями отдельных производителей о планах по использованию новинки в своих продуктах.
Прежде всего, немного технических подробностей. PhysX будет выпускаться по 0.13 мкм техпроцессу и содержать 125 млн.транзисторов - вполне серьёзная цифра, сопоставимая с "плотностью населения" ядра Prescott. Для увеличения эффективности работы и снижения себестоимости чип PhysX будет оснащаться памятью типа GDDR-3. Очевидно, она будет играть роль своеобразного буфера для хранения наиболее востребованных данных. По мере интеграции чипа непосредственно на графические платы память GDDR-3 будет заимствоваться у них.
Разработчики игр могут использовать предоставляемые PhysX возможности для создания более зрелищных персонажей, сцен и эффектов. Предполагается, что игровые движки типа Unreal Engine третьего поколения получат поддержку PhysX.
Как стало известно нашим коллегам, по меньшей мере один производитель графических плат уже изъявил желание выпускать специальную дочернюю плату с интерфейсом PCI Express x1, которая будет работать в паре с видеокартой для увеличения производительности в части "физики" игр. Поставляться такие платы будут в виде отдельных решений, либо в комплекте с основной видеокартой. Цена не уточняется, но такая плата должна оставаться относительно доступной.
Новинка наверняка понравится соревнующимся в бенчмарках серии 3DMark - по предварительным данным, наблюдается некоторый прирост производительности в "попугаях" от использования дочерней платы на базе PhysX. Хочется верить, что сил и возможностей компании AGEIA хватит на доведение прогрессивных идей до стадии реализации.
Сейчас обсуждают