Платим блогерам

Новости 11 августа 2004 года

Многие любители "виртуальной" реальности помнят те времена, когда часть видеокарт Asus на базе чипов Nvidia поставлялась с так называемыми трехмерными очками. Данное устройство позволяло создавать эффект присутствия в трехмерном пространстве за счет создания ощущения глубины изображения. На практике это достигалось за счет попеременного затемнения левой и правой части очков при одновременном выводе на мониторе изображения для каждого глаза в отдельности. В результате мозг человека воспринимал картинку, как трехмерное изображение, наделенное реальной глубиной.

Тем не менее, некоторые медики высказывали опасения в части безопасности подобных устройств, ведь мерцание очков с частотой 50 Гц приводило к быстрому утомлению. Да и наличие на переносице постороннего предмета несколько снижало эффект реалистичности :).

В итоге некоторые производители LCD панелей предложили свое решение. Так называемые 3D-дисплеи формировали картинку таким образом, что левый глаз видел предназначавшуюся только ему часть изображения, а правый – свою часть. Сидя перед таким монитором на определенном расстоянии по центру экрана, можно было видеть трехмерные изображения, существующие как бы перед плоскостью дисплея.

До недавнего времени такие решения были крайне дорогими, и предназначались для профессиональных нужд архитекторов, медиков, художников, дизайнеров и инженеров. Купить такой дисплей в магазине было крайне сложно. В этот понедельник компания Sharp заявила о начале продаж 3D-дисплея потребительского класса по имени LL-151-3D.

Этот дисплей имеет диагональ 15", позволяет переключаться в режим 3D автоматически (по сигналу от USB-кабеля) или вручную, трехмерное изображение формируется только при разрешении 1024 х 768 пикселей. Время отклика 25 мс, яркость 370 кд/кв.см и контрастность 500:1 позволяют использовать этот монитор в бытовой сфере, в том числе для игр. Характерно, что в трехмерном режиме яркость снижается до 140 кд/кв.см, а углы обзора не так уж велики для современного монитора – 130 градусов по горизонтали, 110 градусов по вертикали. Скорее всего, "трехмерность" накладывает свои ограничения и на эти характеристики.

Важно отметить, что для реализации трехмерного изображения в играх должна быть предусмотрена программная поддержка. Производитель заявляет, что поддержка данного монитора предусмотрена большинством моделей видеокарт и игровых приложений, совместимых с VR-очками. Если игра и драйверы видеокарты поддерживают подобные очки, то и с Sharp LL-151-3D они наверняка будут работать без проблем.

Монитор имеет встроенные стереодинамики мощностью 1 Вт, так что реалистичность будет достигаться и в звуке :). Подставка позволяет регулировать положение экрана в пределах 60 мм от номинала, а также поворачивать его на 90 градусов.

Теперь о самом интересном – цене этой диковинки. Если фраза "монитор потребительского класса" заставляет вас думать о решениях стоимостью $400, то спешим разочаровать - Sharp LL-151-3D стоит в США примерно $1499. С другой стороны, для устройства виртуальной реальности это не так уж много :).

Р fin

На проходящей в Лос-Анджелесе выставке SIGGRAPH 2004 компания Silicon Graphics совместно с организацией OpenGL Architecture Review Board анонсировали новую версию стандарта OpenGL. Главное новшество в OpenGL 2.0 - поддержка возможностей современных программируемых видеочипов через поддержку новых типов шейдеров, для которых разработан OpenGL Shading Language (GLSL). Кроме этого, в OpenGL 2.0 добавлен еще ряд важных возможностей, которые уже присутствовали в нескольких последних версиях DirectX (Multiple Render Targets, Non-Power-of-Two-Texture support, Double sided stencilling, Point sprites).

Хотя ATI и Nvidia весьма положительно встретили выход новой версии OpenGL, сроки реализации ее в драйверах остаются под вопросом. Можно надеяться, что благодаря инициативам ATI по написанию нового OpenGL-драйвера и традиционно хорошей поддержке этого стандарта в Nvidia, мы дождемся достаточно скорых подвижек в этом вопросе .

Полный текст пресс-релиза можно прочитать здесь.

Немецкая компания Innovatek известна нашим читателям не только по собственным системам жидкостного охлаждения, но и по OEM-решениям для серии видеокарт Gainward на базе чипов NV38 и NV40. Будучи одними из немногих серийно поставляемых видеокарт класса GeForce 6800 Ultra с усиленной системой охлаждения, продукты Gainward вполне справедливо заняли ведущие позиции в статистике разгона. Надо сказать, немалая часть этих заслуг принадлежит и компании Innovatek, обеспечивающей видеокарты Gainward эффективными водоблоками.

Недавно Innovatek решила начать поставки подобных систем охлаждения и на розничный рынок. Водоблок по имени CoolMatic NV40 предназначен для установки на все видеокарты семейства GeForce 6800 эталонного дизайна. Наши коллеги с сайта K-Hardware получили в распоряжение фотографии этого "кулера":

Как видно, водоблок не только охлаждает видеочип и память, но и заботится об элементах подсистемы питания видеокарты. Для любителей разгона это тоже немаловажная деталь, ведь оверклокеры прибегают не только к повышению частот видеокарты, но и модификациями подсистемы питания, направленным на повышение напряжения на видеочипе. Дополнительное охлаждение для силовых элементов в этом случае не будет лишним.

Водоблок легко интегрируется в существующие системы охлаждения Innovatek. Малые габариты в высоту позволяют оставить пространство соседнего PCI слота свободным. Стоимость данного водоблока составляет 79 евро, поставки уже начались.

Для видеокарт серии Radeon X800 компания Innovatek также приготовила специальный водоблок. В отличие от штатной системы охлаждения, он охватывает и чипы памяти, что также благоприятно сказывается на разгонном потенциале.

Стоимость этой модификации водоблока составляет от 75 до 90 евро в зависимости от комплектации.

Р fin

По прошествии некоторого времени необходимо признать: "долгострой" Doom 3 по полной программе "утер нос" товарищам из Valve с их "неумением планировать" разработку крупных проектов по типу Half-Life 2 . Сейчас Джон Кармак может позволить себе высказывания "Финансируемый мною прототип космической ракеты взорвался. Ну и ладно, зато Doom 3 очень хорошо продается" , а неудачливым конкурентам из Valve приходится пытаться хоть как-то привлечь внимание и напомнить о себе.

Вероятно, одним из таких шагов и стал официальный запуск в бета-тестирование римейка классического Counter-Strike на базе движка Source, используемого в Half-Life 2. Данное тестирования позволить проверить не только новую версии Counter- Strike, но и механизмы работы движка Source в целом - в преддверии выхода Half-Life 2. 

Объявлено, что бета-версию Counter-Strike: Source могут скачать все компьютерные кафе, подписавшиеся на соответствующую программу Valve. Некоторое время скачать Counter Strike: Source через систему Steam мог любой желающий, но в Valve уже заблокировали эту возможность. Позже в этом месяце в бета-тестирование смогут вступить владельцы Counter-Strike: Condition Zero и обладатели купонов ATI (наконец-то от них хоть какая-то польза! ).

Р fin

Легендарный ветеран 3D-акселераторов Voodoo2, несмотря на весьма почтенный возраст, может похвастаться вполне регулярным обновлением драйверов, чего многим его конкурирующим "сверстникам" и нескольким поколениям их "наследников" и не снилось . В этот раз сообщество энтузиастов поддержки 3dfx-карт выпустило новые драйверы FastVoodoo2 4.6 для Windows 9x/ME.

Основная особенность данного выпуска - стандартная поддержка двух различных карт Voodoo2 (от разных производителей и с разным объемом памяти) в режиме SLI, для чего ранее требовался особый ("Mismatched") и уже довольно старый драйвер. Кроме того, улучшена работа драйвера с некоторыми играми.

FastVoodoo2 не вызывает конфликтов при работе с новейшими выпусками DirectX 8/9 и позволяет акселераторам Voodoo2 корректно работать с новейшими видеокартами ATI/Nvidia. В комплекте поставки включен ряд патчей к играм, демонстрационных роликов, файлов реестра для установки оптимальной частоты на мониторе и несколько обоев рабочего стола. Для запуска новейших игр на базе OpenGL (например, Unreal Tournament 2004) рекомендуется использование драйвера совместно с библиотеками MesaFX.

Скачать дистрибутив драйвера можно с сервера разработчиков, перепакованная версия будет выложена в нашем файловом архиве в ближайшее время:

Р fin

Утилита Far Cry Benchmark предназначена для автоматизации проведения бенчмарков в одноименной игре. Она позволяет выбрать желаемые разрешения экрана, движок рендеринга, уровень детализации и прочие параметры, а затем запустить тестирование и после его завершения получить полный отчет в формате HTML.

В новую версию Far Cry Benchmark 1.3 внесены следующие изменения:

  • Добавлено обнаружение неподдерживаемых версий игры.
  • Добавлены настройки качества Ultra.
  • Улучшен интерфейс.
  • Компилятор HLSL обновлен до официальной версии 5.4.0.2904.
  • А также несколько других изменений и исправлений.

В случае наличия предыдущей версии утилиты, перед установкой обновления 1.3 требуется выполнить следующую последовательность действий:

  • Деинсталлировать предыдущую версию Far Cry Benchmark.
  • Найти файл fxc.exe в папке \Bin32 игры.
  • Если файл существует, удалить его.
  • Перейти к инсталляции новой версии утилиты.

Скачать обновление можно по одной из ссылок:

Р fin

Продолжают постепенно появляться новые бета-версии отличного российского менеджера закачек ReGet Deluxe. В очередной выпуск Build 234 Beta программы внесены такие новшества:

  • Добавлена возможность выбора качества трансляции медиа (пропускной ширины канала).
  • Добавлен HTTP-прокси для протокола MMAS.
  • Исправлены некоторые ошибки в реализации работы с протоколами MMS и RTSP.

Стоимость регистрации программы для отечественных пользователей составляет 250 рублей. Полнофункциональную пробную версию (базовое ограничение на 30 дней работы) можно скачать из нашего файлового архива:

  • ReGet Deluxe 4.1 Beta Build 234 (1,5 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
     

Необычный же перерыв в выходе обновлений бесплатного украинского менеджера закачек Download Master, имеющего обширную армию собственных поклонников, объясняется на официальном сайте программы. На главной его странице вывешен график работы сотрудников в августе и сентябре, который многое проясняет:

  • 1-22 августа: отпуск у главного программиста.
  • 22-30 августа: обычный режим; выпуск Download Master 3.3.
  • 1-12 сентября: отпуск у руководителя; возможен выход Download Master в случае обнаружения ошибок.
  • 12+ сентября: обычный режим.

Так что ждем новую версию к концу августа, морально готовимся к перерыву в первой половине сентября и желаем сотрудникам компании WestByte приятного отдыха .

Недавно на знаменитом аукционе eBay был замечен любопытный лот – видеокарта GeForce 6800 Ultra в исполнении для компьютеров Apple PowerMac. Дело в том, что подобные продукты компания распространяет самостоятельно, и хотя на сайте Apple уже присутствует описание этого решения, поставки должны начаться только в конце августа.

Сообщается, что функция Dual Link DVI, встречающаяся также на профессиональных видеокартах серии Quadro FX 4400, позволит пользователям PowerMac G5 одновременно подключать два 30" дисплея Apple Cinema HD. Удовольствие не из дешевых, но приверженные бренду Apple профессионалы привыкли платить много за эксклюзивные возможности. К слову, сама видеокарта стоит $599 – практически столько же, сколько и PC-версия.

При взгляде на фотографию видеокарты удивляет наличие обширной задней части, напоминающей палубу авианосца. В действительности Mac-версия GeForce 6800 Ultra использует разъем AGP Pro, просто из-за отличий в схеме питания модификаций видеокарт пришлось сделать силовую разводку более сложной. Именно она размещается на этой "палубе".

Кстати, версия GeForce 6800 Ultra для Mac не использует вспомогательного разъема питания, и обходится штатными разъемами питания на материнской плате и видеокарте. Судя по всему, это также дополнительно усложняет силовую разводку графической платы.

Между прочим, отличий в характеристиках версий GeForce 6800 Ultra для Mac и для PC практически нет: частоты 400/1100 МГц, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3, шестнадцать пиксельных конвейеров и фирменная система охлаждения. Именно габариты последней не позволяют использовать соседний с AGP слот PCI или PCI-X, и об этом потенциальные покупатели видеокарты тоже не должны забывать.

Компания ATI еще не анонсировала официально модификации Radeon X800 Pro и Radeon X800 XT PE для PowerMac, так что Nvidia в этом смысле удерживает лидерство. Если будущие владельцы PowerMac G5 будут помышлять об играх нового поколения, то наиболее производительным решением для них будет оставаться GeForce 6800 Ultra DDL.

Характерно, что размещенный на eBay лот был продан за $560, что несколько ниже официально рекомендованной цены. Что ж, с появлением подобных продуктов можно будет считать, что эра освоения Doom III началась и для владельцев систем класса Apple PowerMac G5.

Хотя в начале месяца многие источники выражали надежду, что первые партии процессоров Sempron появятся в рознице уже 11 августа, официальная позиция AMD по этому вопросу указывала 17 августа в качестве "времени Ч". Более того, подобные сроки подтверждала и передовая японская розница, не привыкшая получать новые процессоры позже всех.

Сегодня на календаре как раз 11 августа, и можно было бы проверить соблюдение прогнозируемых сроков поставки Sempron теми из продавцов, которые начали принимать заказы еще в конце июля. Например, на страницах интернет-магазина Monarch Computers можно обнаружить сообщение о переносе даты ожидаемого начала поставок процессоров Sempron (Socket A) в OEM-исполнении на 18 августа:

Безусловно, слышать об отсрочке начала поставок процессоров Sempron в исполнении Socket A несколько странно, ведь они мало чем отличаются от аналогов на ядре Thorton и Thoroughbred. Имеющиеся кристаллы нужно было просто "научить" работать на новых частотах, упаковать и промаркировать согласно новой системе рейтинга. Однако, AMD изначально рассчитывала начать поставки данных процессоров после 17 августа, на которое был запланирован анонс, так что смещение сроков поставки на самом деле таковым не является. Все просто идет по "старому плану".

Характерно, что и единственный на данный момент процессор Sempron в исполнении Socket 754 с рейтингом 3100+ не торопится появляться в розничной продаже. Более того, ряд магазинов, включая Lynn Computer Products, называет еще менее оптимистичные сроки поставки – конец августа:

Другие магазины в некоторых случаях надеются получить Sempron 3100+ после 17 августа, что тоже можно считать, с некоторой натяжкой, второй половиной месяца.

Кстати, производители ноутбуков обещают начать поставки решений на базе Mobile Sempron к концу августа. Учитывая, что эти процессоры тоже имеют исполнение Socket 754, рассчитывать на скорое появление настольного процессора Sempron 3100+ в розничной продаже пока не приходится.

Между тем, по оценкам некоторых аналитических агентств, за второй квартал этого года присутствие AMD на рынке микропроцессоров увеличилось на 0.5%, и теперь достигло 15.5%. Еще 82.7% занимает Intel, а оставшиеся 1.8% делят между собой VIA и Transmeta.

Характерно, что на фоне общего спада в сегменте производительных решений, во втором квартале объемы продаж бюджетных процессоров сохранялись на высоком уровне. В принципе, это явление вполне закономерно, учитывая интерес к подобным предложениям со стороны рынков развивающихся регионов.

Intel представила во втором квартале семейство Celeron D, которое при прежней цене демонстрирует 10-20% прирост производительности. AMD тоже сделала решительный шаг по направлению к популяризации бюджетных платформ в третьем квартале. Для этого был анонсирован специальный бренд Sempron, отделяемый от всех остальных семейств процессоров AMD. Компания не скрывает, что связывает с Sempron достаточно амбициозные планы, и данные процессоры будут доминировать в структуре поставок вплоть до середины следующего года.

Скорее всего, к концу августа Sempron наконец перестанет быть "бумажным" процессором, и продажи начнутся в полном объеме.

На страницах нашего сайта мы не раз писали о полностью буферизованной памяти FB-DIMM, и лишь недавно рассказ о характеристиках чипсетов Glenwood и Lakeport выявил упоминание об этой технологии применительно к настольным решениям. Так или иначе, переход на поддержку FB-DIMM приносит больше выгод серверным решениям, однако перспектива распространения технологии EM64T делает это свойство значимым и для настольных систем. По крайне мере, Intel признает, что одно из главных преимуществ EM64T - возможность обращения к памяти свыше 4 Гб предела.

Разумеется, что распространение памяти типа FB-DIMM будет зависеть от усилий Intel и непосредственных производителей памяти. Вчера компания Infineon заявила об успешном проведении испытаний чипа AMB (advanced memory buffer), который станет тем самым волшебным коммутатором, согласующим передачу данных на модулях FB-DIMM поколения DDR-II.

Собственно говоря, подобные чипы будут устанавливаться на модули DDR2-667, DDR2-800 и DDR-III, так что появление первого образца служит знаком начала опытных работ по производству инженерных образцов первых FB-DIMM моделей.

Чип AMB производства Infineon обеспечивает пропускную способность порядка 6.0 Гб/с, что заметно выше требований JEDEC для DDR2-800, устанавливающих рекомендуемую пропускную способность на уровне 4.8 Гб/с. Такой запас скорости передачи данных позволит не только "подружить" чип с новыми типами памяти, но и уменьшить задержки, возникающие на уровне коммутатора.

Сообщается, что поставки опытных образцов модулей DDR-II типа FB-DIMM начнутся в четвертом квартале этого года, а массовые поставки намечены на вторую половину следующего года. В принципе, чипсеты Glenwood, Lakeport и процессоры Smithfield как раз появятся на рынке в этот период. Если инициатива Infineon будет поддержана другими производителями памяти, то дефицита модулей FB-DIMM к моменту анонса соответствующих решений не возникнет. Впрочем, память этого типа будет востребована преимущественно в серверном сегменте, так что рядовых пользователей все эти перемены коснутся нескоро.

Оживление в рейтингах Futuremark происходит всякий раз, когда ATI и Nvidia выпускают новые флагманские продукты. Сначала первые образцы видеокарт демонстрируют свои достижения в паре с мощнейшими процессорами современности - эти бенчмарки часто проводятся производителями видеочипов в рекламных целях. Затем первые счастливые обладатели серийных решений или тестовых образцов разгоняют новые видеокарты и фиксируют свои достижения в онлайновой системе рейтинга. Так устанавливается новый эталон быстродействия - так отметка, к которой каждый наделенный честолюбием оверклокер стремится до момента покупки следующей видеокарты :).

В конце концов, максимум из флагманских видеокарт выжимают сторонники экстремального разгона, в темных подземельях ваяющие свои двухкаскадные "фреонки". В момент анонса Radeon X800 XT PE подобный эталон задал финский оверклокер Macci, который разогнал эту видеокарту до частот 760/1304 МГц, и в паре с работающим на частоте 4.4 ГГц процессоре Pentium 4 XE новинка достигла результата 16 774 "попугая".

Собственно говоря, видеокарта GeForce 6800 Ultra впоследствии подверглась экстремальному разгону усилиями сингапурского оверклокера по имени Shamino, и вполне успешно покорила высоту 17 000 "попугаев". Тем не менее, к рубежу 18 000 "попугаев" передовым любителям разгона предстояло подбираться шаг за шагом, по сантиметру...

Надо сказать, что Shamino из команды VR-Zone этот рубеж уже успешно покорил вчера, о чем свидетельствует запись в рейтинге Futuremark:

Для достижения результата в 18 076 "попугаев" 3DMark 2003 новому рекордсмену потребовался переделанный в Radeon X800 XT продукт по имени HIS Excalibur X800 Pro VIVO, охлаждаемый при помощи двухкаскадной самодельной "фреонки" (98 градусов Цельсия ниже нуля). Видеокарта была разогнана до частот 756/1386 МГц, что позволяет формулировать возражения на опубликованные вчера сведения: не бывает предела у частотного потенциала, если позаботиться о хорошем охлаждении :).

Процессор Pentium 4 XE 3.4 ГГц в инженерном исполнении был разогнан до частоты 4578 МГц (14 х 327 МГц), и "за свое счастливое детство" он должен сказать слова благодарности все той же "фреонке", выдающей минус 93 градуса Цельсия.

Одним словом, они "нашли друг друга": одна из самых мощных видеокарт ATI (так называемый "скрытый" Radeon X800 XT PE) и один из самых мощных процессоров Intel. Осталось лишь подождать, какой дуэт преодолеет следующий рубеж 3DMark 2003. Что-то подсказывает нам, что это будет трио из мощного процессора Intel и двух видеокарт Nvidia, работающих в режиме SLI. Или даже квартет с участием двух процессоров...

Только вчера мы сообщили, что ближе к концу сентября компания Intel должна отважиться анонсировать процессор Celeron D 340 (2.93 ГГц), а в начале октября состоится анонс процессора Pentium 4 570J (3.8 ГГц).

Между тем, в третьем квартале Intel предприняла и собирается предпринять ряд шагов, направленных на повышение популярности платформы LGA 775. Прежде всего, 18 июля компания снизила оптовую цену на процессор Pentium 4 520 в исполнении LGA 775, работающий на частоте 2.8 ГГц. Теперь он стоит $163, и является самым младшим из официально поставляемых процессоров на ядре Prescott в данном конструктивном исполнении.

Примерно 22-23 августа должны быть снижены не только цены на процессоры Prescott, но и цены на процессоры Celeron D. Этот шаг должен вызвать дополнительный интерес к процессорам в исполнении LGA 775. Кстати, на сегодняшний день не существует веских оснований полагать, что 22 августа состоятся анонсы каких либо процессоров. Это просто предварительное по отношению к анонсу Pentium 4 570J и Celeron D 340 снижение цен, усиливаемое тенденцией повышения спроса в сезон back-to-school.

В конце концов, во второй половине сентября Intel собирается снизить цены на чипсеты серии i915x. По крайней мере, так утверждает тайваньский сайт DigiTimes со ссылкой на местных производителей. Возможно, в этот период выйдут чипсеты i915GV и i910GL, предназначенные для бюджетных решений с поддержкой LGA 775.

Следует отметить, что цена чипсета i925X останется неизменной ($50), так как этот набор системной логики предназначен для сегмента производительных настольных систем и рабочих станций, а потому не может продаваться по сниженным ценам. Кроме того, он единственный в семействе поддерживает EM64T.

Судя по всему, материнские платы на базе чипсетов i915P и i915G потеряют в цене уже к началу сентября, так как запасы этих чипов на складах производителей плат невелики, и снижение цен быстро отразится на рознице.

Вялый спрос на новые решения заставил многих производителей предлагать материнские платы в комплекте с видеокартами класса PCI Express x16, однако стоимость таких наборов весьма далека от привлекательной для большинства потребителей.

Надеемся, что к осени производители материнских плат смогут выпустить новые ревизии своих творений, успешно игнорирующие защиту от разгона на аппаратном уровне. Платы станут не только дешевле, но и будут лучше разгоняться.

Характерно, что спрос на материнские платы, основанные на чипсете i865PE и ему подобных, заметно вырос после анонса платформы LGA 775 и предшествующего ему снижения цен. Старые добрые чипсеты серии i8xx не только обеспечивали хороший разгонный потенциал по низкой цене, но и силами некоторых производителей поддерживали процессоры в исполнении LGA 775. Совокупность этих факторов позволила устранить некоторый избыток чипсетов данного поколения, наблюдавшийся на конец июня. Более того, розничные цены даже немного подросли :).

Пожалуй, начало октября можно назвать достаточно удобным временем для перехода на платформу LGA 775, если уж отдельным пользователям не терпится это сделать. Во-первых, материнские платы с разъемом PCI Express x16 будут дешевле и лучше (в плане разгона). Во-вторых, поставки видеокарт с этим интерфейсом должны наладиться в полном объеме, включая потенциальный хит сезона по имени GeForce 6600 GT.

Сейчас обсуждают