Платим блогерам

Новости 25 декабря 2002 года

Война стандартов подключения периферийных устройств не один раз за историю компьютерной индустрии изматывала нервы и истощала кошельки пользователей. Если с малотребовательной периферией типа клавиатур и мышей все было относительно просто - перешли от COM и DIN-5 на PS/2 с сохранением совместимости посредством несложных переходников, то любители внешних приводов, скоростных сканеров и цифровых видеокамер оставались явно недовольными. С пользователями Apple Mac'ов было проще - те изначально наслаждались скоростью интерфейсов SCSI и AppleTalk, а затем и Firewire (aka IEEE1394). Но многомиллионная армия "писишников" требовала скоростных и универсальных интерфейсов, и недавно на арену вышли USB 2.0 и все тот же IEEE1394. Теоретическая пропускная способность USB 2.0 составляет 480 Мбит/с, в то время как у Firewire она несколько ниже - 400 Мбит/с. Но это обманчивое впечатление - на практике Firewire дает преимущество по скорости при пересылке больших объемов данных типа видео или звука, а USB 2.0 выигрывает при интенсивной пересылке маленьких порций данных. Исторически оба стандарта имеют общие корни, просто Firewire появился раньше - в 1998 г. Стандарт USB 2.0 имеет сходный принцип действия, но использует только четыре провода вместо шести в случае IEEE1394. До сих пор наличие на компьютере какого-то одного интерфейса требовало для подключения альтернативного устройства наличие другого интерфейса. Но теперь проблема разрешена - появились переходники USB 2.0 -> IEEE1394.

Конкретный образец имеет разъем USB типа А с одной стороны, и мини-разъем IEEE1394 с другой стороны. Вообще же существует несколько разновидностей этих переходников - с полноразмерными разъемами обоих типов и с мини-разъемами различных типов. Таким образом, любое оборудование с разъемом IEEE1394 может подключаться к компьютеру, оснащенному разъемом USB 2.0. Обратная совместимость со стандартом USB 1.1 присутствует, однако скорость передачи данных при этом пропорционально снижается (теоретически до 12 Мбит/с). Насколько это переходник снижает скорость передачи данных по сравнению с прямым соединением по Firewire, сказать сложно, но по опыту аналогичных адаптеров можно сказать, что особой резвости от него ждать не стоит. Самое приятное, что стоит такой переходник около $5 (это в Китае). К слову, у нас столько стоит обычный кабель IEEE1394. Поэтому любителям "яблочного интерфейса" осталось страдать недолго - эти переходники должны появиться и у нас, так как ничто китайское нашей рознице не чуждо :).

По материалам сайта Bear Eyes.

Давненько у нас на сайте не было новостей, посвященных моддингу. Хотя это направление современного технического творчества не имеет прямого отношения к оверклокингу, но роднит эти два "состояния души" (с вашего позволения) желание выделиться из "серой массы". В самом деле, оверклокер - это человек с максималистским взглядом на жизнь: выжать все до последнего мегагерца! Моддер руководствуется другим принципом: нужно отличаться во что бы то ни стало. В конце концов, весь католический мир в эти дни отмечает Рождество, и нет ничего более близкого этому яркому празднику, чем моддинг с его разноцветными лампочками и мерцающими огнями подсветки :).

У нас на Руси издавна была известна зимняя забава - строить снежные городки. С развитием "снежной архитектуры" появилось направление ледяной скульптуры, которым увлекались еще во времена Петра Первого. В наши дни на площадях всех более-менее крупных городов зимой можно увидеть ледяные городки, завораживающие своим великолепием. С наступлением темноты в ход идет подсветка, и лед оживает, играя и переливаясь разными цветами...

Если вы решили, что я чересчур увлекся предвкушением новогодних праздников, то будете не совсем правы. Просто мне попался на глаза обзор самодельного корпуса, очень эффектно воссоздающего ощущение прозрачного льда. Сделан этот шедевр был неким Гэретом Пауэллом (Gareth Powell), разместившим свою историю создания шедевра на сайте Pheaton. Точнее говоря, это даже не корпус, а монолитный компьютер, поскольку место для ЖК-монитора в этой системе тоже нашлось. Завершенное изделие выглядит так:

Одним словом, "потолок ледяной, дверь скрипучая..." :)

А теперь позвольте вкратце рассказать технологию создания этого "ледяного кубика". Первым делом был создан каркас из акрила необходимого оттенка (светло-зеленого). Затем деревянная форма изнутри устилалась мятой фольгой, которая была призвана имитировать структуру колотого льда. Каракас устанавливался внутрь формы, и в пространство между стенками каркаса и деревянной формы заливалась эпоксидная смола.

После некоторого затвердевания смолы форма разбиралась, и с еще не до конца застывшей поверхности снималась фольга. Как признался автор, проще это было сделать при уже остывшей смоле, тогда на стенках не оставалось прилипших кусков фольги:

Задняя стенка плоской формы делалась аналогичным образом. Эта стенка шарнирно крепилась к общему каркасу, чтобы при необходимости открыть доступ к компонентам системы.

Материнская плата крепилась к этой же стенке, а окно для установки монитора было предусмотрено в противоположной стенке изначально. Перечислять всю начинку системы я не буду, отмечу лишь главные особенности. Во-первых, для установки видеокарты потребовался специальный Г-образный переходник, поскольку внутреннее пространство корпуса было несколько ограничено встроенным монитором. Винчестер использовался также низкопрофильный, и крепился "плашмя" на стенку рядом с монитором. От использования внутреннего CD-ROM было решено отказаться, поскольку он не очень органично вписывался в "ледяную концепцию". Вместо этого применялся внешний CD-RW привод с интерфейсом USB 2.0. О "флопповоде" не могло быть и речи - мы же живем в двадцать первом веке! :) Блок питания тоже был подвергнут доработке - вместо "родного" металлического корпуса применялось его некоторое подобие из акрила, так как полноразмерный блок в корпус не помещался и портил вид своей "непрозрачностью". Вся картина довершалась двумя 12" катодными лампами и одним 80 мм "вытяжным" светящимся вентилятором - ведь несмотря на "ледяную внешность", компоненты внутри корпуса нагревались и требовали вентиляции. Свежий воздух поступал через отверстия в основании и боковых стенках.

Все кнопки и выключатели были выдержаны в общем стиле - сами переключатели прятались в глубь корпуса, а в роли кнопок выступали болтовидные стержни из акрила.

Такая конструкция позволила спрятать кнопки управления питанием и монитором, оставив снаружи лишь маленькие прозрачные кнопочки, которые в темноте непосвященный человек еще и не сразу найдет.

На работу над этим шедевром автор потратил чуть больше месяца, и по праву признает его одним из лучших своих творений. Что же касается "отечественного производителя", то российские (а еще раньше - советские) радиолюбители очень широко практиковали изготовление из эпоксидной смолы корпусов для своих детищ. Поэтому неизвестно, стоит ли уважаемому Г.Пауэллу так гордиться оригинальностью своего корпуса - неровен час, какой-нибудь Левша российский слепит чудо-корпус получше "ихнего аглицкого" :). Глядишь, скоро и международные моддерские конкурсы начнутся - зимой будут "лепить корпуса под лёд", а летом "из песка". И у нашей богатейшей на талантливые руки страны есть все шансы победить!

По материалам сайта Pheaton.

Я думаю, вам приходилось видеть видеомонтажный пульт, на котором присутствует джойстик типа "shuttle". Стараниями японских инженеров эта технология перекочевала и на домашние видеомагнитофоны и музыкальные центры, одним словом – все, что умеет воспроизводить видео/музыку и регулировать громкость. Стоп, а разве все эти функции не присущи современному компьютеру? Конечно, но вот удобных средств управления видеопотоком для компьютера до сих пор не производилось – дело ограничивалось манипуляциями с клавиатурой и мышью. Авторитетно могу заявить, как человек, определенную часть жизни посвятивший редактированию звука, что инструменты эти не самые удобные :(.

Поняв потребности профессионалов и любителей в области редактирования цифрового контента (так это теперь называется), японская компания InfoMagic предложила всем страждущим проводной программируемый пульт управления с USB-интерфейсом. Называется он Space Shuttle – НАСА определенно может оспаривать авторские права на название :).

Этот джойстик имеет следующие габариты: диаметр 11 см и толщина 3 см, а весит 105 гр. Пять программируемых кнопок позволяют настраивать запуск любимых приложений одним нажатием, а для программ обработки видео типа Adobe Premiere имеются предустановки, позволяющие вращением центрального диска перемещать бегунок видеоряда.

Все это отнюдь не означает, что использовать такой пульт могут только любители режиссуры и монтажа. Поскольку в мировой практике уже существуют регуляторы скорости вентиляторов с программным управлением, то велик соблазн настроить этот пульт на бесступенчатое регулирование скорости вентиляторов. Представляете, сидите себе спокойно с этим пультиком в руке, плавно вращаете диск и слышите, как волшебным образом затихает гул вентилятора. Можно и напрямую подключить, аппаратно, но это уже будет не так изящно. Программный способ может позволить настроить кнопки пульта на переключение между вентиляторами, которых в оверклокерской системе может быть до пяти и больше. Таким образом, каждый вентилятор можно будет регулировать по очереди (при условии, что настройка скорости будет запоминаться).

Такой симпатичный джойстик продается за $68. Не самое дешевое устройство, но зато уникальное. Любители видеомонтажа и моддеры-энтузиасты должны расстаться с этой суммой "с легким сердцем".

По материалам сайта Akiba 2Go!.

Наиболее актуальной проблемой в современном радиаторостроении является поиск оптимального сочетания материалов и способа их соединения. То есть, выпускать цельномедные радиаторы очень дорого (медный радиатор в среднем в 3,8 раза дороже алюминиевого радиатора того же объема), а удельной теплопроводности алюминия для эффективного охлаждения современных процессоров недостаточно (медь почти в 1,5 раза быстрее отводит тепло). Проблема усугубляется тем, что при тенденции уменьшения размеров кристалла объемы тепловыделения ничуть не снижаются, а чаще даже возрастают. То есть, маленький кристалл интенсивно нагревается, и отводить от него тепло надо еще быстрее, на что алюминиевая подошва радиатора уже не способна. При использовании медной подошвы возникает другая проблема – запрессовка алюминиевых ребер не всегда обеспечивает необходимую плотность прилегания пластин ребер к стенкам паза в основании. Тепловые потери увеличиваются. При использовании цинкосодержащего припоя тепловые качества соединения ухудшаются, а свинцовый припой экологически вреден (потому брезгливые иностранцы не любят его использовать :)). Одним словом, использование гибридных медно-алюминиевых радиаторов тоже имеет свои недостатки.

Японская компания Furukawa, специализирующаяся, кроме всего прочего, на решениях для охлаждения электронных элементов, решила проблемы гибридизации меди и алюминия по-своему. Она предлагает технологию "crimped fin" (буквально значит гофрированное ребро), которая подразумевает использование медного основания, в пазы особой формы которого запрессовываются тонкие (0,4 мм) алюминиевые ребра с интервалом 1,9 мм. Пример такого решения приведен на фотографии:

Кроме этого, предлагается центральные ребра, расположенные над процессором, выполнять медными. При такой технологии запрессовки материалы основания радиатора и ребер плотно притираются друг к другу, и контакт двух металлов получается почти идеальный.

Для наглядности эффективности новой технологии по сравнению с существующими аналогами компания провела эксперимент, результаты которого представлены на диаграмме:

В ходе эксперимента сравнивались пять типов радиаторов:

  • классический штампованный алюминиевый радиатор;
  • медно-алюминиевый радиатор при соединении пайкой;
  • радиатор с технологией "гофрированные ребра" (алюминиевое основание и алюминиевые ребра);
  • радиатор с технологией "гофрированные ребра" (медное основание и алюминиевые ребра);
  • радиатор с технологией "гофрированные ребра" (алюминиевое основание и комбинированные медно-алюминиевые ребра).

Как видно из диаграммы, наиболее эффективным оказался четвертый вариант, когда использовалось медное основание и алюминиевые "гофрированные ребра". В относительном выражении это превосходство составляет до 80% по сравнению с существующими технологиями. Себестоимость производства таких радиаторов примерно находится на уровне радиаторов с применением пайки, а эффективность гораздо выше, поэтому компания видит за этой технологией большое будущее. Чтобы еще сильнее снизить себестоимость, фирма планирует производить радиаторы в Китае, где невысокий уровень оплаты труда позволяет снизить издержки.

Единственными техническими проблемами, препятствующими высокой эффективности реальных радиаторов, выполненных по этой технологии, являются невозможность крепления вентилятора непосредственно на ребра из-за их маленькой толщины и вероятность быстрого забивания пылью межреберного пространства. Если с первой проблемой можно бороться использованием отдельного крепежного кожуха, то во втором случае многое зависит от чистоплотности пользователя. Конечно, можно придумать хитроумные фильтры и создавать в области над процессорным кулером избыточное давление, но самое простое и дешевое решение – не лениться периодически прочищать кулер.

Вот так мировая научная мысль ищет узкие места в технологиях охлаждения и успешно их устраняет. Нам остается лишь порадоваться за успехи японцев и ждать появления радиаторов нового поколения в продаже. Настораживает только доверие к китайским производителям: где гарантия, что они не начнут халтурить и нарушать технологический процесс, а также не выпустят многочисленные подделки? Ведь проверить качество сопряжения ребер с основанием на микроуровне может далеко не каждый пользователь :(. Придется надеяться на порядочность производителя и удачу, которая оверклокеру всегда необходима...

Сейчас обсуждают