Платим блогерам

Новости 19 августа 2004 года

Р fin

Немецкие программисты последнюю неделю не бездействовали и нам постепенно стали доступны обновления многих программ известного пакета для работы с оптическими накопителями Nero. Но, обо всем по порядку.

Пакет для записи на оптические накопители Nero Burning Rom обновился до версии 6.3.1.20. В различные компоненты новой версии пакета внесены значительные изменения:

  • Добавлена поддержка новых записывающих приводов.
  • Добавлена проверка на наличие необходимой версии DirectX в Nero Express и Nero StartSmart.
  • Значительно переработан модуль Nero Recode 2 (почти два десятка изменений).
  • Исправлено более 60 (!) ошибок.
  • А также некоторые другие изменения, полный список находится здесь.

Скачать можно по ссылкам:

  • Nero Burning Rom 6.3.1.20 (27,7 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 60$).
  • Зеркало 1.
  • Зеркало 2.
  • Зеркало 3.
  • Зеркало 4.
  • Зеркало 5.
  • Русификатор, зеркало (2,2 МБ).
     

Программа для пакетной пакетной записи на перезаписываемые CD/DVD диски Nero InCD обновилась до версии 4.3.0, в новинке:

  • Значительно улучшена работа функции перепроверки записанных данных (verify).
  • Исправлено более 20 ошибок, полных список исправлений здесь.
Скачивать отсюда:
  • Nero InCD 4.3.0 (8,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware).
  • Зеркало 1.
  • Зеркало 2.
  • Зеркало 3.
     

Буквально только что обновились и две небольшие программки Nero CD-DVD Speed, и Nero InfoTool, до версий, соответственно, 3.21 и 2.27. Напомню, что эти два продукта предназначены для получения информации об оптических накопителях и носителях, тестирования и проведения бенчмарков, а также для быстрого и наглядного предоставления списка возможностей установленных в системе оптических накопителей и сопутствующей информации. Списки изменений новых версий следующие:

  • Nero CD-DVD Speed 3.21:
    • Тест качества дисков: добавлена поддержка приводов AOpen DVD1648/AAP, AOpen 48x/52x с чипсетом Ricoh.
    • Добавлена возможность отображении информации Disc Type / Book Type в главном окне программы.
    • Улучшена производительность записи на внешние USB приводы.
    • А также множество других мелких улучшений и исправлений.
  • Nero InfoTool 2.27:
    • Улучшено определение скоростей чтения/записи.
    • И другие мелкие улучшения и исправления.

Скачать эти две небольшие, но полезные и при этом бесплатные утилиты можно из нашего файлового архива.

  • Nero CD-DVD Speed 3.21 (0,4 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware).
  • Nero InfoTool 2.27 (0,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware).
Стоило нам отчитаться о первом официальном анонсе розничной версии GeForce 6800 LE, как наши коллеги с сайта iXBT.com поделились важной информацией.

Они сообщили, что в московской рознице появились видеокарты GeForce 6800 LE в OEM-поставке, продаваемые под лейблом Leadtek. И все бы в этой новости было замечательно, если бы эти видеокарты не продавались под видом и по цене GeForce 6800 не-Ultra, то есть за сумму порядка $380!

Оказывается, что славящаяся чудесами отечественная торговая сеть распространяет OEM-вариант видеокарт GeForce 6800 LE, имеющих только 8 пиксельных конвейеров, работающий на частотах 325/700 МГц. Самое неприятное, что остальные 8 пиксельных конвейеров гарантировано имеют дефекты, и включить их не представляется возможным.

Отличить "самозванцев" можно по внешнему виду:

Как видите, эталонный дизайн GeForce 6800 скрывает видеокарту GeForce 6800 LE, которая имеет восемь конвейеров вместо двенадцати. Эталонный кулер класса GeForce 6800 покрывает и микросхемы памяти. Кто знал, что моя шутка о завалявшемся в хозяйстве кулере типа GeForce 6800 Ultra будет иметь такое зловещее воплощение - за его наличие покупатель этой "скрытой" GeForce 6800 LE вынужден отдать все $130, а то и больше :(.

Это отнюдь не означает, что все продающиеся видеокарты серии GeForce 6800 с такой внешностью имеют только восемь конвейеров, просто в данном конкретном случае совпадение носит роковой характер.

Настоящая "фирменная" GeForce 6800 от Leadtek оснащается оригинальным кулером:

Что ж, еще одной историей из серии "Не все ... одинаково полезны" в копилке наших знаний стало больше. Надеемся, что пострадавших от подобного недоразумения будет не очень много :).

Р fin

Стало известно про обновление отечественной утилиты для контроля температуры жестких дисков HDD Temperature, которая является "младшим братом" программы SIGuardian. Утилита умеет собирать данные о температуре жестких дисков и отображать ее иконкой в системном трее, при значительном изменении уведомлять пользователя, а при высоких ее значениях перевести компьютер в спящий режим во избежание возможной потери данных. Коммерческая версия HDD Temperature Pro при этом дополнительно поддерживает до 4-х жестких дисков, против 1 в бесплатном варианте, и обладает расширенным механизмом рассылки уведомлений.

С новой версии HDD Temperature Pro 1.4 Beta Build 175 утилита обрела единственное, но очень полезное свойство - теперь коммерческая и бесплатная версия объединены в одном дистрибутиве. Более нет необходимости искать ссылки, скачивать и сравнивать два варианта программы - теперь после пробного периода в 30 дней утилита просто перейдет к функциональности базового своего варианта.

Полнофункциональная коммерческая версия HDD Temperature Pro для отечественных пользователей стоит всего 195 рублей, хотя для жителей остального мира за нее просят уже 25$. Скачать новый единый дистрибутив бета-версии можно по ссылке:

  • HDD Temperature Pro 1.4 Beta Build 175 (1,4 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).

Напомню, что в нашем форуме под ником SIGuardian support время от времени появляются разработчики утилиты и пообщаться с ними можно, например, в этой ветке конференции.

Только сегодня мы обращались к теме сравнения уровня производительности GeForce 6800 LE и GeForce 6600 GT. Между тем, новая информация о существующем на неофициальном уровне решении по имени GeForce 6800 LE заставляет задуматься над тем, что в противоборстве этих двух решений еще рано ставить точку.

На страницах китайского сайта GZeasy появилось сообщение об анонсе местным производителем Colorful видеокарты GeForce 6800 LE, и это обстоятельство вынудило нас пересмотреть характеристики подобных решений.

Прежде всего, официальные частоты GeForce 6800 LE должны равняться 300/700 МГц, а не 325/700 МГц, как предполагалось ранее. В этой связи мы внесли исправления в опубликованные за последние два дня новости, в которых упоминались характеристики данных видеокарт.

В принципе, в этом сегменте рынка нравы царят весьма свободные, и производители могут спокойно выпускать видеокарты с частотами выше 300/700 МГц. Однако, указанные частоты встречаются в описании видеокарт этой серии чаще всего, что дает повод считать их эталонными.

Подобные откровения заставляют нас пересмотреть концепцию противопоставления GeForce 6600 GT и GeForce 6800 LE. Здесь следует вспомнить о младшей версии NV43, которая имеет схожие с GeForce 6800 LE характеристики:

  • GeForce 6800 LE -> 0.13 мкм, 8 пиксельных конвейеров, 300/700 МГц, 256-битная шина, 128 Мб DDR-I;
  • GeForce 6600 -> 0.11 мкм, 8 пиксельных конвейеров, 300/550 МГц, 128-битная шина, 128/256 Мб DDR-I;
  • GeForce 6600 GT -> 0.11 мкм, 8 пиксельных конвейеров, 500/1000 МГц, 128-битная шина, 128/256 Мб GDDR-3.

Единственное неизвестное в этих уравнениях - частота памяти GeForce 6600. Лишь эталонная плата использовала память в упаковке TSOP со временем выборки 3.6 нс, розничные образцы могут использовать более быструю 2.8 нс память, которая доведет частоту до 700-800 МГц DDR. Между тем, для существующих номинальных характеристик этих видеокарт будут верны следующие показатели:

  • GeForce 6800 LE -> 2.4 млрд. текселей в секунду, пропускная способность памяти 22.4 Гб/с;
  • GeForce 6600 -> 2.4 млрд. текселей в секунду, пропускная способность памяти 8.8 Гб/с;
  • GeForce 6600 GT -> 4.0 млрд. текселей в секунду, пропускная способность памяти 16.0 Гб/с.

Хотя производительность графического ядра GeForce 6600 и GeForce 6800 LE лежит в сопоставимых пределах, пропускная способность бюджетного варианта NV43 в два с лишним раза меньше! Другими словами, называть GeForce 6600 не-GT и GeForce 6800 LE "побратимами" нужно с поправкой на ширину шины памяти.

Кстати, разнятся и ценовые категории этих двух решений: GeForce 6800 LE производства Colorful стоит порядка $250, а GeForce 6600 должна стоить $149. Разница в $100 для видеокарт с сопоставимым уровнем производительности может оправдываться только "голубой кровью" GeForce 6800 LE, произошедшей от знаменитого чипа NV40.

Именно в этом родстве может скрываться дополнительный бонус - наши китайские коллеги выражают надежду, что специализированная версия утилиты RivaTuner все же позволит включать программно все 16 пиксельных конвейеров.

Вот тут-то и раскроется в полной мере потенциал ядра NV40 и 256-битной шины памяти! Впрочем, говорить об этом, как о свершившемся факте, пока преждевременно.

Дизайн анонсированной китайским производителем видеокарты ничем не отличается от эталонного.

Восемь чипов памяти DDR-I производства Hynix со временем выборки 2.2 нс расположены с лицевой стороны платы. Если бы не нависающий местами кулер видеочипа, их вполне можно было бы снабдить радиаторами. Впрочем, если в вашем хозяйстве водится невостребованный heatpipe-кулер от GeForce 6800 Ultra, он здесь придется к месту :).

Поскольку и GeForce 6600 с интерфейсом AGP 8x, и GeForce 6800 LE в равной степени претендуют на появление в рознице, точку в их противостоянии ставить рано. В октябре появятся видеокарты на базе NV43 с интерфейсом AGP 8x, и одному богу известно, как наличие переходного моста HSI будет сказываться на их разгонном потенциале и эксплуатационных характеристиках...

Р fin

Отчет подразделения Internet Storm Center американского института SANS Institute показал, что в среднем через 20 минут после подключения компьютера с неприкрытыми брешами в системе безопасности (то есть с неустановленными "заплатками") он может быть поражен какой-либо вредоносной программой. Подобные исследования регулярно проводились и в прошлом, поэтому известно, что в 2003 году "опасное время" было вдвое больше и составляло 40 минут.

Эта цифра говорит о том, что опасность нахождения в сети постоянно растет, и что пользователь может просто не успеть загрузить необходимые заплатки для своего ПО до заражения. Конечно, этим показывается насколько велика опасность заражения полностью незащищенного компьютера, с другой же стороны, использование специальных программ для защиты может многократно снизить угрозу от пребывания в интернете даже без установки самых последних обновлений.

Поэтому в очередной раз напомним о необходимости поддержания должного уровня защищенности системы, своевременной установки патчей и использования дополнительных программ для комплексной защиты системы: антивируса, брандмауэра и других.

Р fin

Весьма долгожданная финальная версия медиа-плеера Zoom Player наконец-то вышла. Данный продукт разрабатывался как простой в использовании для начинающих, но предоставляющий адекватные возможности профессионалам, поддерживает большинство современных аудио/видео форматов, воспроизводит DVD и пользуется популярностью у определенной части пользователей. Плеер отличается многообразием поставок, начиная от бесплатной Zoom Player Standard и заканчивая коммерческими вариантами Zoom Player Pro и WMV Professional, различающимися по количеству поддерживаемых функций.

В финальную версию Zoom Player 4.02 вошли все изменения, исправления и новшества, которые во многом уже освещались на страницах нашего сайта с появлением очередных бета-версий программы. Чтобы не повторяться и не озабочиваться публикацией длиннющего списка изменений, для желающих ограничимся оригинальным англоязычным его вариантом.

Стоимость различных версий программы составляет 20$ для варианта Zoom Player Pro и 30$ для Zoom Player WMV Professional, стандартная версия, напомню, распространяется бесплатно. Ссылки на закачку и русификатор находятся ниже:

  • Zoom Player Standard 4.02 (1,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Zoom Player Pro 4.02 (1,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Zoom Player WMV Professional 4.02 (1,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Полный русификатор от slo.ru (55 КБ)
Р fin

Уже довольно давно ходили слухи, что в ответ на поставки "Half-Life 2 + видеокарты ATI" компания Nvidia может ответить поставками Doom3 со своими видеокартами. Предоставление Half-Life 2 совместно с видеокартами ATI уже очень долгое время, по известным причинам, так и остается не более чем эфемерными (несмотря на наличие у многих на руках "купона на получение"), а вот выпущенный уже несколько недель назад Doom3 все как-то не торопится повсеместно появляться в продаже с видеокартами Nvidia.

Но, первые ласточки уже есть - европейский производитель видеокарт Point of View объявил в специальном пресс-релизе (332 КБ, WinWord) о начале ограниченной по времени программы поставок Doom3 совместно с GeForce 6800 GT собственного производства.

Сколько будет реально стоить нам в деньгах и во сколько обходится партнерам Nvidia "Doom3 в комплекте" пока достоверно неизвестно. Хотя уже точно известно, что еще один производитель, PNY, совместно с магазином CompUSA предлагает Doom3 вместе с Verto GeForce 6800 GT за все ту же рекомендованную цену видеокарты в 399$.

Так что, если данная политика "Doom 3 с видеокартами бесплатно, видеокарты за ту же цену" будет подхвачена другими производителями, то это будет только хорошо . Главное, чтобы вы не купили свою копию Doom3 раньше .

Р fin

Сотрудники британского информационного ресурса The Inquirer вновь доказывают свою способность снабжать нас самыми "горячими" фактами. К ним, ни много, ни мало, попал совершенно новый драйвер ATI Catalyst с рядом не упоминавшихся ранее функций!

Первое, что привлекает внимание, панель управления драйвера будет иметь новый графический интерфейс, информация о чем уже давно витала по сети:

Кроме приобретения некоторой схожести с панелью управления драйверов Nvidia, новый Catalyst также получит и новую функциональность, например, возможности по автоматическому обновлению драйвера, новые механизмы управления цветом/видео и ряд других. Управление драйвером также будет выполняться из ниспадающих меню в его заголовке.

Автоматическое обновление будет проверять доступность новой версии драйвера и давать рекомендации по его закачке. Функции по использованию мультимониторных конфигураций и TV-out также сделаны более легкими в использовании.

Новая система оформления позволит менять внешний вид драйвера, использовать сторонние скины, вставлять собственный логотип (полезно для системных интеграторов и различных сборщиков драйвер-паков), сообщается также о более глубоких возможностях по изменению интерфейса.

Управление 3D-настройками драйвера будет упрощено, пользователю в реальном времени будет предоставляться окно с возможностью просмотра эффекта от применения тех или иных настроек, например, полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Это сильно упростит управление драйвером слабо подготовленными пользователями.

Предполагается, что драйвер будет выпущен под именем Catalyst 4.9 (доступного сейчас в виде официальной бета-версии) уже 2 сентября, то есть совсем скоро! Первый выпуск полностью обновленного драйвера будет поддерживать видеокарты на базе чипов R3xx и R4xx, в следующих выпусках будет добавлена поддержка всех прочих видеокарт Radeon.

Но, к сожалению, хорошее почти никогда не происходит "просто так". Новый дизайн драйвера и новые функции потребуют значительно большего его дистрибутива - сообщается о росте объема до более чем 40 МБ!

Кроме того, для обеспечения работоспособности драйвера потребуется загрузить Microsoft .NET framework, что потребует еще 23 МБ трафика, но, тем не менее, необходимо проделать всего один раз. Зато данный пакет позволит с большей легкостью создавать плагины к драйверу и будет стандартно поставляться с очень далекой Windows Longhorn .

Нам остается только подождать - если драйвер и правда выйдет 2 сентября и будет таким хорошим, как про него рассказывают, то это не столь уж томительное ожидание .

Заявив о начале поставок 0.09 мкм процессоров, AMD особо подчеркивала, что освоение новой технологии станет важным шагом на пути к выпуску двуядерных процессоров. Поскольку выход двуядерных процессоров Toledo запланирован на середину следующего года, переход на степпинг E0 станет важным этапом в приближении этого события.

Сегодня двуядерные процессоры присутствуют в планах всех основных игроков рынка. Даже спешащая анонсировать Smithfield в середине следующего года компания Intel собирается обрисовать общие очертания этой архитектуры уже в следующем месяце. В период с 7 по 9 сентября будет проведен IDF Fall 2004, и аналитики предсказывают, что Intel расскажет участникам о своих планах в отношении двуядерных процессоров.

Между прочим, AMD тоже не собирается хранить информацию о Toledo в секрете. В период с 5 по 6 октября представители компании выступят на Microprocessor Forum 2004 с презентацией на тему "Multicore Processors Go Mainstream with AMD64 Technology", то есть "Многоядерные процессоры поколения AMD64 идут в массы". Конечно, AMD может ограничиться размытыми фразами, описывающими собственную проницательность, за счет которой возможность использования шины HyperTransport для объединения ядер была предусмотрена еще в момент анонса процессоров Opteron. Также будет сказано об успешном освоении 0.09 мкм техпроцесса. Впрочем, серьезность мероприятия обязывает сказать пару слов и технических подробностях, а отголоски этих высказываний должны докатиться до ушей уважаемой публики с легкой руки журналистов :).

Надо сказать, что MPF 2004 не обойдется без повествования о двуядерных процессоров другого производителя – компании Freescale, выделившейся из состава Motorola. Компания Motorola до недавнего времени производила процессоры PowerPC для Apple, так что многие наработки Freescale будут перекликаться с новинками от IBM.

Известно, что компания IBM рассчитывает выпустить 0.065 мкм двуядерный процессор Antares уже в начале следующего года, опережая конкурентов. Freescale в этом плане не желает сильно отставать, и готовится представить двуядерную версию PowerPC G4 этой осенью. Этот процессор будет иметь встроенный контроллер памяти с поддержкой DDR-II, а частоты процессора будут простираться за пределы 2.0 ГГц. Детище IBM по имени Antares сможет работать на частоте до 3.0 ГГц.

Другими словами, к середине октября поклонники AMD и Intel должны обогатиться новой порцией знаний о такой актуальной тенденции, как переход на многоядерные процессоры. Наверняка каждая из компаний будет противопоставлять свои процессоры решениям конкурента, подчеркивать преимущества и умалчивать о недостатках :). Мы же отмечаем в нашем календаре следующую важную дату – 7 сентября, именно в этот день начнется осенняя сессия IDF 2004.

Р fin

Компания Microsoft постепенно продолжает развивать версии Windows для 64-битных процессоров. Стало известно, что линейка данных ОС переименована: если раньше нам приходилось произносить длинное название Windows XP 64-bit for Extended 64-bit Systems, то теперь оно звучит проще и удобнее - Windows XP Professional x64 Edition

Кроме того, наконец-то появилась официальная поддержка и новых 64-битных процессоров Intel с технологией EM64T - соответствующих версий Xeon и Pentium 4. Если раньше у нас возникали сомнения в существовании такой версии Windows, то теперь они развеяны. Получить очередную сборку (ту самую build 1218) бета-версии Windows XP Professional x64 Edition можно, заказав ее на CD или для закачки на этой странице.

А вот операционная система Windows Server 2003 for 64-Bit Extended Systems хоть также и обновилась, получила поддержку процессоров Intel EM64T, но своё длинное название почему-то не поменяла на более благозвучное . И получить ее официально пока можно максимум на CD.

Хорошая новость - когда операционные системы для 64-битных процессоров будут официально выпущены, их стоимость не должна отличаться от обычных вариантов этих ОС.

Пока процессоры Sempron 2400+ в коробочном исполнении осваивают японскую розницу, российский потребитель нервно ожидает появления OEM-версий процессоров Sempron 2200+ и Sempron 2300+. Как мы выяснили в день официального анонса этих процессоров, уникальность младших моделей заключается в выгодности их покупки с точки зрения соотношения "цена/производительность".

Да-да, вы не ослышались :). Если в случае со старшими моделями Sempron класса Socket A изменения в ценовой политике и системе рейтинга привели к негативным последствиям, то Sempron 2200+ и Sempron 2300+ остались в стороне от этих неприятностей.

По сути, за сумму $39 и $45 (оптовые цены) вам предлагаются аналоги прежних Thoroughbred-B 1700+ и Thoroughbred-B 1800+ соответственно. Можно ли было мечтать в прошлом году, что за такую цену будут предлагаться подобные процессоры? Ну, разве что если речь шла о переделанных в Athlon XP процессорах Duron на ядре Applebred :).

Более того, процессоры Semrpon 2200+ (1500 МГц) и Sempron 2300+ (1583 МГц) фактически работают на чуть более высоких номинальных частотах, чем Thoroughbred-B 1700+ (1467 МГц) и Thoroughbred-B 1800+ (1533 МГц) соответственно. Частота шины 333 МГц DDR тоже не поддерживалась "ветеранами рынка", и во многих приложениях ее появление дает заметный выигрыш.

Кстати, процессор Sempron 2200+ может существовать и в исполнении на ядре Thorton, что если и не откроет доступ к включению всех 512 Кб кэша, то уж точно будет способствовать лучшим условиям отвода тепла от кристалла за счет большей площади ядра.

Разумеется, есть во всей этой бочке меда и ложка дегтя. Дело в том, что процессоры Sempron рассчитаны на работу с 333 МГц шиной, а потому имеют более низкие множители – 9.0х (Sempron 2200+) против 11.0х (Athlon XP 1700+), и 9.5x (Sempron 2300+) против 11.5х (Athlon XP 1800+). Если учесть, что множитель процессоров Sempron будет заблокирован, то в разгоне более низкое значение сыграет отрицательную роль. Впрочем, существовали предположения и о возможности разблокирования множителей Sempron, однако правду расскажут только первые эксперименты.

Пожалуй, от теоретических выкладок теперь можно перейти к приятным новостям из практической сферы. Дело в том, что в поисковой системе Price.ru вчера начали появляться предложения процессоров Sempron с рейтингами 2200+ и 2300+:

  • Sempron 2200+ -> $46-52 ($39);
  • Sempron 2300+ -> $53-56 ($45).

В скобках мы указали официальные оптовые цены. О наличии процессоров на складе пока с уверенностью говорить нельзя, но можно быть уверенными в близости момента начала поставок этих любопытных процессоров на отечественный рынок.

Характерно, что процессоры будут поставляться в OEM-исполнении, в то время как AMD пытается отойти от практики поставок tray-процессоров в розничный сегмент. Судя по всему, мы имеем дело с очередными "серыми поставками", однако на качестве продуктов это никак не скажется. Просто потребитель будет лишен необходимости платить за идущий в комплекте поставки коробочной версии процессоров кулер.

Что ж, преданные идеалам Socket A оверклокеры могут отправляться на охоту за первыми экземплярами процессоров Sempron :)...

Как только характеристики GeForce 6600 GT и GeForce 6800 LE были окончательно определены, единственной интригой в расстановке сил оставалось преимущество 256-битной шины над 128-битной, а также разгонный потенциал этих решений. Естественно, что несмотря на запрет, касающийся разглашения информации о производительности GeForce 6600 GT до 1 сентября, некоторые азиатские сайты не удержались от соблазна "проболтаться".

Одним из первых оказался тайваньский сайт D-Cross, который уже публиковал фотографии видеочипа NV43 задолго до анонса. Теперь в руках наших коллег оказалась эталонная видеокарта GeForce 6600 GT, которую они поспешили установить в систему на базе процессора Pentium 4 560 (3.6 ГГц) в исполнении LGA 775, материнской платы Asus P5AD2 (i925X), а также двух планок DDR2-533 объемом по 512 Мб.

Прежде всего, стоит обратить внимание на наличие шестиштырькового разъема питания на видеокарте GeForce 6600 GT. Хотя чип NV43 выполнен по 0.11 мкм техпроцессу и должен отличаться относительно низким энергопотреблением, Nvidia считает нужным использовать дополнительный разъем питания. Возможно, видеокарты GeForce 6600 GT тоже сильно нагружают канал питания +12 В, а потому дополнительный разъем питания используется для подстраховки. В общем же случае разъем PCI Express x16 способен обеспечивать до 60-70 Вт мощности собственными силами.

Теперь сразу перейдем "к сладкому", то есть описанию экспериментов по разгону. Нашим коллегам удалось добиться относительной стабильной работы видеокарты на частотах 591/1170 МГц:

По сравнению с номинальными частотами 500/1000 МГц, разгон по ядру составил 18%, по памяти – 17%. Нужно сказать, что предсерийный экземпляр GeForce 6600 GT может не отражать разгонных характеристик розничных видеокарт этой серии, и в будущем положение дел может улучшиться. Так или иначе, близкая к 600 МГц частота вполне точно отражает оверклокерские способности 0.11 мкм ядра.

Если обратиться к статистике разгона ядра NV40, то частота 600 МГц ему покорялась только при использовании вольтмодов и экстремального охлаждения фреоном. Другими словами, разогнать GeForce 6800 LE до такой частоты практически невозможно, так что в плане оверклокерского потенциала GeForce 6600 GT определенно выигрывает у соперницы.

Говоря о производительности GeForce 6600 GT в номинальном режиме, можно привести два графика. На первом отображены результаты видеокарт GeForce 6600 GT и GeForce PCX 5900 в бенчмарке 3DMark 2003:

Следует напомнить, что GeForce PCX 5900 является продолжателем дела GeForce FX 5900 XT, имеет восемь пиксельных конвейеров, 256-битную шину и частоты 390/700 МГц. То есть, в некотором приближении ее можно рассматривать в качестве "близкого родственника" GeForce 6800 LE с интерфейсом PCI Express x16.

Как видим, во всех режимах GeForce 6600 GT получает практически полуторакратное преимущество. Возможно, в системах с менее производительным процессором (использовался Prescott 3.6 ГГц) результат будет ниже, но обещанные 8000 "попугаев" 3DMark 2003 новинкой однозначно покорены.

Следующий бенчмарк волнует любителей игр еще больше – это Doom III, timedemo demo1, High Quality:

Эти результаты можно с некоторыми оговорками (на разницу в конфигурации систем) сравнить с достижениями GeForce 6800 LE. Для интереса можно сравнить показатели в виде таблицы:

Режим Результат GeForce 6600 GT, fps Результат GeForce 6800 LE, fps Преимущество GeForce 6600 GT, %
800 x 600 93.9 77.3 21.5
1024 x 768 83.5 61.3 36.2
1280 x 1024 62.8 32.7 92.0
1600 x 1200 46.1 24.6 87.4

Интересно, что с повышением разрешения преимущество GeForce 6600 GT возрастает, и 128-битная шина памяти в этом случае не является помехой. Впрочем, в других приложениях ограниченность ширины шины памяти может проявиться негативно. Характерно, что даже в самых тяжелых условиях число кадров в секунду остается на вполне приемлемом для игры уровне. Nvidia не зря позиционирует GeForce 6600 GT в качестве лучшей видеокарты для Doom III. Пока этому утверждению сложно возражать – за такие деньги ($229) действительно нельзя найти ничего более подходящего :).

Говоря о масштабировании производительности при разгоне, можно рассмотреть приведенную нашими тайваньскими коллегами диаграмму. Соответствие для GeForce 6600 GT получается таким:

  • Разгон на 15%/15% (ядро/память) -> прирост производительности 13%;
  • Разгон на 18%/17% (ядро/память) -> прирост производительности 16%.

Разумеется, результатов тестирования в 3DMark 2003 недостаточно для объективного анализа, но мы можем заметить, что разгон с 574/1150 МГц до 591/1170 МГц не обеспечивает заметного роста производительности. В этом и проявляется коварство 128-битной шины памяти – прирост производительности в разгоне происходит "медленнее", чем в случае с 256-битной шиной.

По этой причине гнаться за предельными частотами владельцам GeForce 6600 GT не имеет смысла – при прочих равных условиях разумнее остановиться на том рубеже, где видеокарта демонстрирует стабильность.

Мы можем вспомнить и первые эксперименты по разгону GeForce 6800 LE, чтобы сопоставить показатели масштабируемости. Видеокарта была разогнана с частот 300/700 МГц до частот 400/850 МГц, то есть на 33% для ядра и 21% для памяти соответственно. Уровень производительности тогда изменился согласно перечню:

  • 3DMark 2001 SE -> прирост производительности 11%;
  • Aquamark 3 -> прирост производительности 22%;
  • FarCry -> прирост производительности 11%;
  • Unreal Tournament (1024 x 768) -> прирост производительности 2%;
  • Unreal Tournament (1600 x 1200) -> прирост производительности 20%.

Во-первых, мы можем видеть разнородность реакции приложений на разгон – производительность масштабируется по-разному. Во-вторых, мы замечаем выигрыш от 256-битной шины в UT 2004 при переходе к более высокому разрешению.

Кстати, даже при отставании GeForce 6800 LE от GeForce 6600 GT у первой есть важное преимущество – врожденная поддержка интерфейса AGP 8x. Как известно, GeForce 6600 GT на поддержку AGP 8x перейдет только в октябре, при помощи чипа HSI. Владельцы систем с интерфейсом AGP могут насладиться преимуществами GeForce 6800 LE уже сейчас, а появления GeForce 6600 GT с соответствующим интерфейсом придется ждать пару месяцев. Так или иначе, с оверклокерской точки зрения GeForce 6600 GT является более перспективным решением.

Р fin

Вслед за выходом новой ключевой версии стандарта OpenGL обновилась и утилита OpenGL Extension Viewer, предназначенная для отображения информации о поддерживаемых драйвером видеокарты расширениях OpenGL. Кроме этого, программа имеет массу дополнительных возможностей, среди которых "быстрый отчет" о важных недочетах и преимуществах в поддержке тех или иных функций драйвером/видеокартой и 3D-тест/бенчмарк поддержки различных версий OpenGL с возможностью настройки некоторых функций рендеринга.

В сумме в новую версию OpenGL Extension Viewer 2.11 Build 178 внесены такие изменения:

  • Добавлен тест на соответствие OpenGL 2.0, основанный на финальной версии стандарта.
  • Добавлена обширнейшая база данных с отображением поддерживаемых расширений выбранной комбинацией драйвера/видеокарты на основе отчетов, присылаемых пользователями.
  • Обновлен 64-битный вариант программы.

Скачать утилиту можно из нашего файлового архива:

  • OpenGL Extension Viewer 2.11 Build 178 (383 КБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • OpenGL Extension Viewer 2.11 Build 178 (453 КБ, Windows XP/2003 64-bit).

Сейчас обсуждают