Платим блогерам

Новости 18 июля 2003 года

Р fin

Nvidia решила последовать примеру ATI и, совместно с сайтом nForcersHQ.com, запустила программу бета-тестирования программного обеспечения и драйверов для чипсетов серии nForce. Видимо, это решение было "навеяно" последними проблемами с драйверами nForce, и, без сомнения, будет способствовать повышения качества ПО и стабильности драйверов в будущем. 

Бета-тестеры будут получать самые свежие версии ПО и драйверов, а также смогут своими отзывами влиять на их развитие. При этом на тестера налагаются обязанности своевременно тестировать новинки и предоставлять отчеты "обратной связи", а также требуется принять соглашение "О неразглашении информации и нераспространении ПО".

Число бета-тестеров ограничено. Полностью текст приглашения в бета-программу и условия участия можно найти здесь.

Способность высказывать своеобразные технические "пророчества" иногда выглядит забавной, иногда пугающей. Стоит в шутку высказать какую-нибудь дикую идею, как через некоторое время она воплощается в жизнь. Точно так произошло с моим высказыванием о мышках с вентиляцией :)...

Одна корейская фирма с призывным названием Click'n'Joy начала продажу оптических мышей со встроенным вентилятором.

В месте контакта ладони с корпусом мыши предусмотрены вентиляционные щели, а непосредственно в корпусе установлен "пропеллер".

Сама по себе мышь более ничем экзотическим не отличается – разрешающая способность 800 dpi и интерфейс USB или PS/2.

В нижней части корпуса предусмотрен трехпозиционный переключатель. Допустимые режимы: ON, OFF и Auto. В первом случае вентилятор работает постоянно, во втором отключен, а в третьем активируется только при движении мыши.

Испытавшие действие мыши на себе японцы утверждают, что ладонь подобная мышь охлаждает достаточно эффективно, но жужжание и вибрация от вентилятора немного настораживают. Вспомните хотя бы популярные некоторое время назад мыши "с обратной связью" (force feedback) – большинство пользователей не смогло привыкнуть к ощущению, что манипулятор живет своей жизнью. Очевидно, у вентилируемой мыши также найдется не очень много сторонников.

В Японии за такое чудо придется отдать порядка $17, что с учетом достаточной заурядности потребительских качеств этого "грызуна" достаточно много. Кстати, компания-производитель выпускает вариант мышки без встроенного вентилятора, а также беспроводные модели. Последние комплектуются двумя Ni-MH "пальчиковыми" аккумуляторами. Надо полагать, что постоянное использование вентилятора в данных моделях достаточно быстро истощает заряд элементов питания.

Если подобные изыски вам чужды, но желание охлаждать мышь присутствует, можно оснастить ее жидкостным охлаждением :).

Р fin
Не прекращается множество споров относительно системных требований будущего Doom 3. Команда сайта The Phobos Lab связалась лично с Джоном Кармаком, и он назвал официальные требования для запуска Doom 3.

Итак, для запуска игры вам понадобятся:

  • Процессор с частотой 1 ГГц.
  • 256 МБ оперативной памяти.
  • Видеокарта GeForce или Radeon 7xxx.

Еще раз обращаю внимание на то, что это минимальные системные требования. Для того чтобы увидеть Doom 3 таким, каким он задумывался, и чтобы при этом игра не превращалась в слайд-шоу, вам наверняка понадобится намного более мощная конфигурация.

Некоторое время назад мы уже сообщали, что память XDR DRAM (известная также под кодовым названием Yellowstone) будет использоваться в коммуникационных устройствах и игровой консоли Sony PlayStation 3. Японский сайт PC Watch опубликовал сегодня подробные планы уже лицензировавших эту технологию производителей памяти.

Безусловно, что для массового потребителя этот тип памяти интересен прежде всего тем, что будет применяться в PlayStation 3, а также небывало высокой пропускной способностью (первые образцы смогут обеспечить до 51.2 Гб/с). По причине радикальных отличий в архитектуре и интерфейсе от существующих типов памяти, Sony придется основательно переработать существующую структуру PlayStation 2 для совместимости с памятью XDR DRAM. Из-за этого появление на рынке XDR DRAM и PlayStation 3 произойдет практически одновременно – в первом полугодии 2005 года. Если быть точнее, массовое производство XDR DRAM начнется в первом квартале 2005 года, а во втором квартале игровые консоли нового поколения появятся в продаже.

Toshiba начнет производить опытными партиями 512-мегабитные модули XDR DRAM в конструктиве mBGA по 0.13 мкм техпроцессу уже в текущем году. Эти чипы будут иметь 108 контактов, рабочая частота составит 2.4 ГГц. Память будет использовать восьмибанковую организацию. Рабочее напряжение чипов XDR DRAM составит 1.8 В, потребляемая мощность - около 2.5 Вт. Переход на 0.11 мкм техпроцесс Toshiba завершит к 2006 году.

Elpida и Samsung начнут производство сразу с более совершенных 0.10 мкм и 0.11 мкм техпроцессов. К 2006 году Samsung перейдет на использование 0.09 мкм техпроцесса, а Elpida – только в 2007 году. Заметим, что чипы Samsung должны иметь более совершенное исполнение CSP с неизменными 108 контактами. Плотность в 256 Мбит большинство производителей планирует освоить в 2006 году.

Разумеется, что без активной поддержки производителей совместимого с XDR DRAM оборудования перспектив у этого типа памяти остается не так много. По этой причине все перечисленные производители памяти во многом рассчитывают на тесное сотрудничество с Sony в области разработки PlayStation 3. В этом плане дела лучше всего обстоят у Toshiba, так как именно эта компания участвует в разработке центрального процессора для новой игровой консоли.

Довольно долгий промежуток времени ничего не было слышно о будущем чипе R360, который должен был окончательно утвердить решения ATI на позиции лидерства в сегменте игровых видеокарт. Внимание общественности как-то отвлеклось на 256 Мб версию Radeon 9800 Pro, затем на китайскую диковинку по имени Radeon 9800 SE. Кстати, согласно последним слухам, этот последователь Radeon 9500 будет продаваться в ограниченных количествах в Европе и странах СНГ.

И вот вчера английский сайт The Inquirer сообщил, что фактическое производство R360 уже началось две недели назад. Кстати, частоты видеокарт на его основе должны составить 400 МГц для чипа и 800 МГц DDR для памяти. Вполне вероятно, что на видеокарты этого типа будет устанавливаться память DDR-II. Radeon 9800 Pro 256 Мб весьма неудачно "освоил" этот тип памяти, поэтому для R360 может понадобиться более серьезная адаптация.

С равной вероятностью видеокарты на базе R360 могут оснащаться памятью DDR-I, ведь новая версия GeForce FX 5600 Ultra спокойно использует подобную память со временем выборки 2.2-2.5 нс и успешно разгоняется до частот свыше 900 МГц DDR. Скорее всего, вопрос с выбором типа памяти будет зависеть от экономической целесообразности использования тех или иных чипов.

Кстати, готовые видеоплаты на базе R360 появятся не ранее сентября. Вероятно, что анонс этого графического решения состоится в сентябре на выставке Computex 2003. "Задача максимум" для R360 – обогнать с уверенным отрывом GeForce FX 5900 Ultra, и с ней он вполне может справиться.

Окончательного названия для R360 пока не существует, и наиболее вероятное Radeon 9900 может быть на деле заменено на Radeon 9800 с каким-нибудь замысловатым суффиксом :). В начале следующего года в битву с новейшим решением от Nvidia по имени NV40 вступит R420, однако это уже будет "совсем другая история" :).

Всем известный радиатор Zalman ZM80-HP долгое время оставался единственной альтернативой активным системам охлаждения для видеокарт. После выхода пресловутого радиатора перспективность подобных систем осознали многие производители, и Sapphire принял на вооружение ZM80-HP в качестве кулера для видеокарт серии Ultimate. Чуть позже Thermaltake выпустил конкурирующее решение Giant II, и Zalman начал осознавать, что монополия на рынке пассивных радиаторов для видеокарт не будет длиться вечно – необходимо модернизировать свои решения.

Итак, замеченный вчера на видеокарте Sapphire Radeon 9800 Pro 256 Мб радиатор на деле оказался анонсированным некоторое время назад ZM80C-HP. Кстати, пресловутое решение Sapphire будет стоить в Европе около 550 евро, так что для "понимающих" людей привлекательность этого продукта будет низка.

Модернизированный ZM80C-HP прежде всего характерен тем, что дополнительно оснащается 80 мм вентилятором для активного охлаждения.

При этом сам радиатор состоит из двух основных частей, скрепляемых тепловой трубкой. Именно она обеспечивает равномерное распределение отводимого от видеочипа тепла.

Конструкция отличается простотой сборки – для этого в радиаторах предусмотрены пазы, а крепежные винты имеют насечку, так что дополнительные инструменты для сборки не требуются.

Дополнительный 80 мм вентилятор ZM-OP1 имеет декоративную решетку с логотипом компании. Ротор оснащен двумя шарикоподшипниками, срок наработки на отказ ограничивается внушительной цифрой в 50 000 часов.

В комплекте с вентилятором поставляется удобный разветвитель питания, имеющий два разъема 5 В и два разъема 12 В. В зависимости от напряжения питания скорость вращения вентилятора может ограничиваться: для 5 В - 1400 об/мин (уровень шума 20 дБ), для 12 В – 2800 об/мин (уровень шума 33 дБ). Важно отметить, что вентиляторы Zalman являются одними из самых эффективных по соотношению "производительность/шум".

Даже в пассивном режиме охлаждения ZM80C-HP способен обеспечить приличную эффективность охлаждения, поэтому вентилятор может понадобиться лишь для охлаждения самых горячих видеочипов. Наверняка этот кулер сможет стать отличным выбором для оверклокеров, не имеющих устойчивой терпимости к шуму.

Почти месяц назад мы сообщили о появлении в продаже видеокарты Tyan Tachyon G9600 Pro, которая не только отличалась оригинальным дизайном и продвинутой системой охлаждения, но и оснащалась системой аппаратного мониторинга. Кроме того, данная видеоплата должна иметь модификацию с двумя выходами DVI, чем не могла порадовать до сих пор ни одна видеокарта на базе чипа RV350. Безусловно, кому-то наличие второго выхода DVI может казаться избыточным, да и двухмониторные конфигурации используют далеко не все, но в будущем качественный цифровой выход может понадобиться, и такая забота о потребителе подкупает :).

Итак, обзор модификации Tachyon G9600 Pro с обычным набором выходов (D-Sub, S-Video и DVI) был опубликован сайтом Tech Report. Поскольку данная плата оснащена рядом новаций, способных принести пользу оверклокеру, то мы считаем нужным ознакомить вас с некоторыми особенностями этого продукта.

Характеристики этого решения вполне обычны: частоты 400/600 МГц, 128 Мб памяти и четыре пиксельных конвейера. Из общей картины потенциального оверклокерского благополучия выбивается только память, но об этом чуть позже...

Как уже неоднократно отмечалось, дизайн печатной платы у Tachyon G9600 Pro отличается от эталонного. Дело не только в стремлении производителя выделиться, но и в необходимости разместить на плате крупный радиатор.

Для обеспечения эффективного отвода тепла между видеочипом и радиатором установлена термопрокладка. Она обладает достаточной эластичностью и легко удаляется при необходимости, так что противники различных "жвачкообразных нашлепок" смогут от нее быстро избавиться.

Память Hynix со временем выборки 3.6 нс обескураживает большим временем выборки – для нее частота 550 МГц DDR является номинальной, а фактически ей приходится работать на частоте 600 МГц DDR. При этом эталонные видеоплаты Radeon 9600 Pro обычно имели память со временем выборки 2.8 нс, которая разгонялась до 730-750 МГц DDR. Сторонние же производители проявляют в вопросе подбора памяти традиционную вольность, и 3.3 нс память для них – не редкость. Tyan же в этом смысле "переплюнул" всех. Мы и не предполагали, что выражение "оверклокерская видеоплата" может означать "плата с предельно разогнанной по умолчанию памятью" :(.

Кроме того, термоинтерфейсом чипы памяти не оснащаются – его роль выполняют резиновые прокладки. Судя по всему, производитель считает, что нагреваемый видеочипом радиатор может лишь дополнительно подогревать чипы памяти, и эффекта от соприкосновения памяти с радиатором ожидать бесполезно. В любом случае, такая медленная память хорошо не разгонится, поэтому чрезмерно заботиться о ее охлаждении нет смысла.

Одним из главных достоинств видеоплаты является система аппаратного мониторинга и фирменная утилита для разгона. Утилита не только позволяет изменять тактовые частоты, но и отслеживать температуру, а также регулировать скорость вращения вентилятора в пределах от 3000 об/мин до 5400 об/мин. Важно, что утилита позволяет поднимать напряжение на памяти, но таким медленным чипам это не помогает. Единственным видимым недостатком системы мониторинга является отсутствие возможности автоматического изменения скорости вращения вентилятора согласно температуре чипа.

Кстати, движок частоты памяти в окне утилиты выдвигается максимум до 630 МГц DDR. С видеочипом ситуация гораздо лучше – можно выставлять частоты выше 500 МГц. В ходе эксперимента по разгону видеоплаты стабильности удалось достичь на отметке 515/612 МГц. Это далеко не самый лучший результат, особенно в плане разгона памяти.

В плане уровня шума система охлаждения демонстрирует следующие результаты: при частоте вращения вентилятора 3000 об/мин достигнут показатель 52.8 дБ, при частоте 5400 об/мин – 58.4 дБ. Учтите, что измерения производились на удалении 7,5 см от видеокарты, поэтому в закрытом корпусе на расстоянии свыше метра уровень шума будет гораздо меньше. Тот же GeForce FX 5600 в сопоставимых условиях создает уровень шума 55.4 дБ.

При цене порядка $195 и хорошей комплектации эта видеокарта может представлять интерес для любителей "тонких настроек", но оверклокеры явно останутся недовольны. Энтузиастов двухмониторных конфигураций может привлечь модификация видеоплаты с двумя выходами DVI. Возможно, что будущие ревизии видеоплаты будут комплектоваться более быстрой памятью, а способ ее охлаждения будет усовершенствован - тогда она сможет пригодиться и оверклокерам.

Сейчас обсуждают