Новости 01 октября 2004 года

Р fin

Всего два дня понадобилось разработчикам 3DMark05 для выпуска горячего исправление к этой программе, устраняющего возможность публикации подделанных результатов, столь же оперативно найденную "пользователями-энтузиастами" (как назвали их представители Futuremark) . В сумме, патч, обновляющий 3DMark05 до версии 1.1.0 (Hotfix 110), вносит в него следующие исправления:

  • Устранена возможность искусственного завышения результатов в исходной версии 3DMark05 v.1.0.0 (build 100).
  • Обновлен модуль Entech.
  • Исправлена ошибка при передаче данных в Microsoft Excel.

Теперь для публикации результатов 3DMark05 в онлайновую систему ORB в обязательном порядке требуется новый 3DMark05 build 110.

Конечно, не слишком приятно почти сразу после загрузки 283-мегабайтного дистрибутива качать для него обновления, но пара мегабайт при этом покажется сущим пустяком и особых проблем создать не должна . Скачать исправление можно по ссылке:

Р fin

Похоже, нам надо уже свыкнуться с неотвратимой неизбежностью постоянного и очень скорого появления очередных драйверов Nvidia и начать коллекционировать прошедшие цензуру интересные высказывания обладателей ее видеокарт по этому поводу . Как бы там ни было, сегодня нам доступны сразу две новинки - ForceWare 66.72 и обновление ForceWare 66.51.

Драйвер ForceWare 66.72 был получен из каких-то источников традиционно поднаторевшем в этом вопросе французским сайтом Station-drivers.com. О нем известно следующее:

  • Датирован 20 сентября.
  • Имеет WHQL-сертификат от 23 сентября.
  • Поддерживает всю серию видеокарт GeForce и Quadro.
  • Имеет многоязычный интерфейс.
  • В комплекте присутствует инсталлятор.

Среди имеющихся отзывов пользователей больше негативных сообщений, в частности, о низкой производительности при активации полноэкранного сглаживания и об аномально высоких результатах в некоторых тестах. Поэтому данный выпуск можно рекомендовать только самым смелым .

Зато драйвер ForceWare 66.51, официально одобренный для тестирования в 3DMark05 и получивший большое количество положительных отзывов пользователей, был "практически официально" выложен в полной версии сайтом Guru3d.com. Он, в числе прочих, получил этот драйвер для проведения тестов в 3DMark05, но не выкладывал его из-за NDA соглашения с Nvidia. К нашей радости, Nvidia разрешила обозревателям выложить драйвер для общего доступа, поэтому теперь у нас есть "наиболее официальная" версия с инсталлятором.

Дистрибутивы обеих новинок были перепакованы и размещены в нашем файловом архиве, откуда их и можно скачать:

  • ForceWare 66.51 English (8,0 МБ, Windows 2000/XP).
  • ForceWare 66.72 Multilanguage (13,6 МБ, Windows 2000/XP, WHQL).

ForceWare 66.51 доступны по той же ссылке, что и раньше, отличить обновленный дистрибутив можно по увеличившемуся на 1,5 МБ объему. Присоединиться же к обсуждению драйверов 66.xx и узнать мнения других людей можно в этой ветке нашей конференции.

Р fin

Только что вышедший 3DMark05 буквально не оставил нам никакого другого выбора, как обратить наконец-то пристальное внимание на тянущиеся уже достаточно длительное время непонятные проблемы с последними выпусками драйверов ForceWare. Если тезисно просуммировать доступные нам факты, то получим следующую картину:

  • Последний официальный драйвер Nvidia ForceWare 61.77 был выпущен больше двух месяцев назад (27 июля) и не имел WHQL-сертификации (это первый драйвер без сертификата со времен ForceWare 43.45 полуторагодовалой давности).
  • Последний драйвер с WHQL-сертификатом ForceWare 61.76 был выпущен еще на неделю раньше - 20 июля.
  • Новые версии неофициальных драйверов ForceWare просачиваются в сеть постоянно, с перерывами от 1 дня до двух недель, последние доступные выпуски - ForceWare 66.72 от 20 сентября и ForceWare 66.51 от 24 сентября, но чего-нибудь официального и финального мы, тем не менее, давно не видели.
  • Для тестирования в 3DMark05 официально принимаются только WHQL-драйверы, но для запусков новых версий пакетов и новых линеек видеокарт обычно делаются исключения, в данном случае для тестирования Futuremark одобрены только драйверы ForceWare 66.29 и ForceWare 66.51, ни один из которых (!) официально не доступен.
  • Для 3DMark03 одобрен единственный (!) драйвер с поддержкой GeForce 6800 - также недоступный официально и морально устаревший ForceWare 60.85, остальные видеокарты довольствуются еще более древним ForceWare 52.16.

Как видим, перед нами находится достаточно свидетельств, чтобы вывод о наличии неких проблем Nvidia с сертификацией драйверов (причем одновременно и в Microsoft, и во Futuremark) напрашивался сам собой. Наличие же сертификации в первом случае означает корректность и беспроблемность работы вообще, во втором - отсутствие нечестных оптимизаций под 3DMark в частности. Что же нам остается думать, раз сертификатов нет?.. 

Сотрудников британского сайта The Inquirer тоже очень заинтересовал вопрос отсутствия WHQL-драйверов в последние месяцы, хотя Nvidia уже несколько раз грозилась "вот-вот" их выпустить. Сначала им стало известно, что драйвер ForceWare 61.77 совместно с видеокартой GeForce FX 5950 Ultra так или иначе проваливает все этапы WHQL-тестирования Microsoft, а отсутствие WHQL-драйверов для более новых видеокарт также говорит само за себя. 

Затем наконец-то последовал ответ из Nvidia с очередными уверениями. В частности, сообщается, что WHQL-драйверы для новейших видеокарт GeForce 6800 и GeForce 6600 уже доступны партнерам Nvidia (следовательно, в ближайшее время мы можем ожидать их появления в свободном доступе). А сами трудности с получением WHQL-сертификата в объясняются сложностями, связанными с разработкой и последующим тестированием единого драйвера для всех своих продуктов, исчисляемых уже не одним десятком.

Конечно, наиболее очевидное решение такой проблемы - создание отдельных драйверов для каких-то линеек видеокарт, но совсем не для этого Nvidia громогласно объявляла о преимуществах единого программного обеспечения и устраивала широкую разрекламированное переименование Detonator в ForceWare. Также возникает логичный вопрос - а как с этой проблемой справлялись раньше и почему конкуренты их не испытывают, с неотвратимой периодичностью выпуская WHQL-драйверы Catalyst для всех видеокарт Radeon?

Как бы то ни было, Nvidia предоставила обозревателям драйвер ForceWare 66.75 WHQL (также WHQL-сертификация имеется в появившемся сегодня драйвере 66.72) и пообещала исправить ситуацию ориентировочно через две-три недели, официально произведя соответствующий выпуск. Тем не менее я не стал бы лишний раз тешить себя надеждой и слепо верить ни названным причинам, ни указанным срокам их устранения .

Р fin

Компания Sun Microsystems завершила работы над пятой версией Java 2SE, переименованной по маркетинговым соображениям из первоначального номера вида 1.5.0. Хоть под какой цифрой или буквой не был новый выпуск, больше всего нас интересует множество внесенных в него усовершенствований, а в первую очередь - ожидаемое существенное повышение скорости работы, более оптимальное использование оперативной памяти, улучшенная стабильность. В остальном в Sun Java 5.0 (J2SE 1.5.0) внесено множество улучшений, более 100, перечислять которые было бы слишком утомительно .

Скачать клиентский дистрибутив J2SE Runtime Environment (JRE, используется, например, в браузере Opera), традиционно можно с несколько неудобной официальной станицы загрузки:

Р fin

Довольно тихо на сайте разработчиков появилась финальная версия одного из лучших менеджеров закачек - российского ReGet Deluxe. Собственно, новый ReGet Deluxe 4.1 был выпущен настолько "спокойно", что многие приняли его обновление за очередную бета-версию Build 240 .

О достоинствах программы много говорить не надо - есть, кажется, всё, что можно пожелать, мне лично очень помогает в жизни функции автоматического поиска и использования зеркал для закачки, а время от времени возможность закачки отдельных файлов из ZIP-архивов. Остальные же функции (планировщик, FTP-браузер, удобная история,  "шпион" загружаемых в Internet Explorer файлов и множество других мелочей) постоянно находят себе применение и реализованы на хорошем уровне .

В новой версии ReGet Deluxe 4.1 build 240 разработчики делают ударение на еще двух полезных возможностях:

  • Добавлена поддержка потоковых протоколов (MMS и RTSP).
  • Добавлена поддержка FTP компрессии (MODE Z).

Кроме того, из истории изменений бета-версий можно узнать, что со времен ReGet Deluxe 4.0 были добавлены и несколько других полезных функций, в частности, отображение скорости закачки в КБ/с, улучшенная работа с прокси-серверами и перехват закачек, также исправлены найденные ошибки.

Стоимость регистрации программы для наших соотечественников вполне демократична и для частных пользователей составляет 250 рублей. Коммерческая же версия для юридических лиц и частных предпринимателей стоит 360 рублей (и ниже, до 270 рублей, в зависимости от числа копий), а студентам повезло больше всех - от них требуется всего 210 рублей. Скачать полнофункциональную пробную версию (базовое ограничение на 30 дней работы) можно из нашего файлового архива:

  • ReGet Deluxe 4.1 (Build 240) (1,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).

P.S. А вот украинские разработчики программы Download Master, похоже, всё никак не могут выйти из "зимней спячки" летних отпусков . Ждем их "симметричного" ответа .

Р fin

Хотя в названиях традиционных и часто ежедневных подборок различных мелких (и не очень) и/или промежуточных обновлений различного программного обеспечения и отсутствует нумерация, на самом деле "внутреннее исчисление" ведется - для порядка и удобства. И, хотя мне и самому не верится, что время пролетело так быстро, сегодняшний выпуск является юбилейным, сотым по счету! . К сожалению, разработчики ПО не подстраиваются под наши праздники и годовщины, поэтому нельзя сказать, что нас сегодня будет нечто особенное, но кое чем интересным порадовать всё-таки можно .

Все так же часто продолжают появляться бета-версии комплексной информационно-диагностической программы Lavalys EVEREST, ранее имевшей название AIDA32. Об изменениях традиционно ничего не известно, скачать новую версию 1.50 build 177 можно из нашего файлового архива:

Методично и уверенно появляются очередные Beta/RC версии почтового клиента The Bat! В этот раз в выпуске The Bat! 3.0.1 RC2 кроме традиционного исправления ошибок (14 штук) появились и более существенные изменения: добавлены мастера настройки, обновлена заставка и вкладка "О программе", переработан модуль S/MIME. Скачать новинку можно по ссылке:

Выпущены финальные версии популярной линейки персональных брандмауэров, часть из которых предлагается в комплекте с дополнительным ПО для обеспечения безопасности - ZoneAlarm Free, ZoneAlarm with Antivirus, ZoneAlarm Pro и ZoneAlarm Security Suite. В новых версия 5.1.033.000 всех пакетов исправлены по три ошибки: проблемы инсталляции на системах с 64-битным процессором и 32-битной операционной системой, проблемы совместимости с PC-Cillin 2004, некоторые проблемы безопасности. Скачать предпочитаемый вами вариант можно по одной из ссылок:

Выпущена и финальная версия менеджера закачек InstantGet. В версии 1.97 сильно много изменений нас не ждет - внесены мелкие улучшения, исправлена парочка ошибок и нарисована новая инконка программы. Скачивать пробную версию можно ниже:

После некоторой паузы решила напомнить о себе программа для чтения новостных лент RSS Captor Pro. В новой ее версии 2.34 добавлены два фильтра по датам ("эта неделя" и "прошлая неделя"), в списки добавлен разделитель голубого цвета. Скачивать можно отсюда:

После выхода тестового пакета 3DMark05 забот добавилось как у производителей графических решений, так и у рядовых пользователей. Первые кинулись оптимизировать драйверы под новый "интеллектуальный" бенчмарк и подыскивать наиболее производительные конфигурации аппаратного обеспечения, а вторые начали скачивать дистрибутив, новые драйверы и откладывать деньги на покупку новых видеокарт, так как результаты купленных три месяца назад решений их уже не удовлетворяют :).

В тот же день компания Nvidia опубликовала впечатляющий результат: система на базе двух видеокарт GeForce 6800 Ultra в режиме SLI достигла отметки 7729 "попугаев" образца 2005 года, и это казалось новым рекордом, на покорение которого уйдет не один месяц. Но не тут-то было!

Канадцы делегировали финскому оверклокеру-экстремалу по имени macci все полномочия по разгону Radeon X800 XT PE. Имевшийся у него на руках экземпляр видеокарты был специально отобран для этих целей, и ранее уже показывал себя в отдельных рекордах рейтинга Futuremark. Теперь же "летающий финн" достиг результата в 8250 "попугаев" нового образца, перекрыв тем самым достижения связки из двух GeForce 6800 Ultra, работающих в номинальном режиме.

Итак, система состояла из разогнанного до 2.93 ГГц процессора Athlon 64 FX-53 в исполнении Socket 939, охлаждаемого при помощи "фреонки" до –40 градусов Цельсия, а также видеокарты Radeon X800 XT PE, работающей на частотах 806/1296 МГц (против номинальных 520/1120 МГц). Охлаждением видеочипа занимался не то сухой лед, не то двухкаскадная "фреонка", выдающая на выходе –85 градусов Цельсия.

Так или иначе, (не без помощи новых драйверов, надо полагать :)) система на базе одиночной видеокарты ATI обогнала с большим запасом систему на базе двух видеокарт Nvidia в связке SLI. Далее наверняка последуют утомительные разборки на предмет выявления запрещенных трюков в драйверах, а Nvidia постарается разогнать систему на базе SLI-варианта GeForce 6800 Ultra. Другими словами, скучно не будет :).

Знание своеобразной "хиромантии", помогающей почерпнуть из маркировки процессора данные об его технических характеристиках, во многих случаях позволяет пользователю понять, какой именно процессор находится в его распоряжении. В других случаях эти знания помогают определиться, какой процессор следует искать в продаже, ибо продукты в OEM-исполнении обычно не сопровождаются подробными комментариями о тактико-технических характеристиках.

Для тех, кому "подобной ерундой" не хочется забивать голову, но в редких случаях нужно истолковать маркировку процессоров семейства AMD64, на немецком сайте OC Inside выложена очередная версия интерактивного толкователя маркировок.

Его особенность в том, что в базу данных занесены сведения о маркировке самых экзотических процессоров, которые даже не существуют. Впрочем, этот факт объясняется просто – утилита не проверяет подлинность процессора, она лишь дает расшифровку значения каждого символа маркировки. Что выберет в соответствующих полях сам пользователь – это уже сфера его личной ответственности :).

Например, вашему покорному слуге удалось получить толкование маркировки ADA2600AEP4AX, которая должна была бы принадлежать процессору Athlon 64 2600+ на ядре Newcastle. Поскольку в продаже он реально не появлялся, а недавно AMD опровергла слухи о его существовании, мы как раз можем убедиться в любви толкователя к фантазиям на тему несуществующих процессоров.

Интересно, что в базе данных можно обнаружить упоминания о процессорах с 2 Мб кэша. Судя по всему, подразумеваются двуядерные версии Athlon 64 FX и Opteron. На факте разделения этого кэша на две части по 1 Мб акцента не делается.

Так или иначе, теперь у всех настоящих и будущих владельцев процессоров класса AMD64 есть еще один быстрый и информативный инструмент для толкования маркировок.

Индустрия флэш-накопителей и карт памяти стремительно развивается, параллельно с прочими микропроцессорными устройствами осваивая новые техпроцессы и технологии. Пропорционально снижается и цена, а емкость твердотельных накопителей планомерно увеличивается. К великому удовольствию покупателей, цена популярных ныне флэш-брелоков и карт памяти за год может снижаться в четыре и более раз.

Компания Samsung недавно заявила о покорении 8 Гбит рубежа для ячеек памяти. Новые устройства производятся по 0.06 мкм технологии и имеют на 30% меньшую площадь, что сказывается не только на возрастании плотности записи, но и на снижении себестоимости производства. Подобные ячейки памяти позволят создавать накопители емкостью до 16 Гб уже в следующем году. Массовое производство 4 Гб устройств хранения начнется в первом квартале 2005 года.

Твердотельные накопители конкурируют с микродисками типа MicroDrive, представляющими собой миниатюрные винчестеры. Если микродиски планируют покорить 20 Гб рубеж только в 2007 году, то флэш-карты сделают это уже в 2006 году. Samsung обещает удваивать емкость подобных носителей информации каждые 12 месяцев. Вот вам и продолжение Закона Мура :).

Твердотельные накопители обладают большей надежностью, а потому при условии соразмерного снижения цен они могут найти широкое применение в мобильных устройствах, сотовых телефонах и даже настольных компьютерах промышленного назначения. Там, где обычный винчестер страдает от вибрации и прочих вредных факторов, постепенно изнашивая свои механические части, твердотельный накопитель способен его заменить.

Можно предположить, что флэш-накопители имеют больший потенциал снижения цены, чем микродиски. Если в перспективе этот прогноз оправдается, то последние вообще могут отмереть как класс. На 8 Гб накопителе уже можно разметить "настольную" операционную систему и несколько ключевых приложений, что дополнительно привлекает к данным технологиям владельцев мобильных и настольных компьютеров.

В начале прошлого месяца мы сообщили, что 0.13 мкм процессоры Intel серии Pentium 4 и Celeron с 25 октября должны будут поставляться в упаковке нового типа, имеющей несколько увеличенную высоту и иное расположение навесных элементов на "брюшке". Для чего предусматривалась подобная модернизация, Intel не уточняла, но мы продолжали надеяться, что на разгонном потенциале она отразится лучшим образом.

Кроме того, с 8 ноября планировалось перевести на новый тип упаковки процессоры класса Mobile Pentium 4, выпускаемые по 0.13 мкм технологии. Процессоры в старой и новой упаковке продолжали бы поставляться параллельно, пока запасы первых не истощились.

Вчера компания Intel официально заявила, что переход на новый тип упаковки отменяется. Если кратко выразить причину отказа от подобных планов, компания просто "передумала". Дело в том, что оптимизации новой упаковки были направлены на повышения уровня выхода годных процессоров, выпускаемых по 0.13 мкм техпроцессу. Хотя в розничном сегменте объемы поставок 0.09 мкм процессоров уже перевешивают, в совокупности retail и OEM версии выровняются в соотношении только в середине второго полугодия, то есть как раз сейчас. Другими словами, объемы поставок 0.09 мкм процессоров достигнут объемов поставок 0.13 мкм процессоров. Примерно в первом квартале следующего года доля 0.13 мкм процессоров уменьшится до 10%, пока же 0.13 мкм процессоры остаются заметными участниками рынка, особенно его OEM-части.

Intel сообщает, что нашла способ улучшить ситуацию с поставками 0.13 мкм процессоров, не требующий замены упаковки. Поскольку в данном случае говорится о неких оптимизациях техпроцесса, мы можем рассчитывать на небольшое улучшение разгонного потенциала процессоров, основанных на степпинге D1 ядра Northwood. При этом маркировка и внешний вид упаковки останутся прежними...

..., так что идентифицировать более свежие процессоры придется исключительно по номеру партии или дате упаковки. Надеемся, что разгонный потенциал все же несколько улучшится, ибо в тени прогрессирующего частотного потенциала ядра Prescott последних степпингов он несколько меркнет.

К слову, процессоры Mobile Pentium 4 на 0.13 мкм ядре Northwood тоже не будут переводиться на новый тип упаковки. Не берите в голову все то, о чем Intel говорила по этому поводу в прошлом месяце :).

Характеристики чипсетов серии nForce 4 были достаточно подробно описаны нашими французскими коллегами еще в августе, чуть позже мы узнали о намерениях Nvidia анонсировать чипсеты в середине октября. Из особенностей чипсета в тот момент запомнилась возможность переключать режимы "PCI Express x16 + PCI Express x0" и "PCI Express x8 + PCI Express x8". Последний можно использовать на материнских платах, поддерживающих SLI.

Китайский англоязычный сайт OC Workbench со ссылкой на собственные источники уточнил дату анонса чипсетов этой серии. Ожидается, что случится это 20 октября, что не так уж далеко от середины месяца :).

Забавнее всего выглядит информация о двух модификациях nForce 4, о которых прежде ничего не сообщалось. Например, под обозначением nForce 4 якобы будет скрываться модификация с поддержкой AGP 8x, хотя ранее о такой возможности Nvidia умалчивала. Если это не ошибка наших коллег, то nForce 4 в базовом исполнении будет мало чем отличаться от nForce 3 250Gb, разве что появится поддержка PCI Express x1 в "южной части", выполненной заодно с "северной".

Таинственный чипсет по имени nForce 4 scaled edition (дословно "масштабная копия") должен обеспечить поддержку процессоров в исполнении Socket 754 с 800 МГц шиной HyperTransport, о функциональности графической подсистемы ничего не сообщается. Интегрированная версия nForce 4 не должна появиться на свет, поэтому все мысли о наличии встроенного графического ядра мы решительным образом отгоняем.

Таким образом, Nvidia станет третьим по счету производителем, после VIA и ATI, объявившим о готовности начать поставки чипсета для платформы AMD64 с поддержкой PCI Express x16 уже в этом месяце. Огорчает лишь одно: темпы доведения чипсетов Nvidia до состояния серийных продуктов обычно оставляют желать лучшего, и лишь некоторые производители успеют анонсировать решения на базе nForce 4 в этом году.

Как сообщил сайт The Inquirer, версия чипсета nForce 4 SLI выйдет чуть позже, когда Nvidia устранит некоторые проблемы с поддержкой этого режима в драйверах.

Ряд информационных ресурсов на этой неделе опубликовал новые подробности о характеристиках и сроках выхода первого видеочипа ATI с поддержкой Pixel Shader 3.0, коим должен стать R520. Точнее говоря, речь шла преимущественно о чипе R500, который все же выйдет в первом квартале 2005 года, но будет предназначен сугубо для использования в составе игровой приставки Xbox 2 от Microsoft. От своего "писишного" собрата он будет отличаться только наличием интегрированного кадрового буфера (своего рода кэш-памяти на видеочипе).

Итак, сайт DigiTimes со ссылкой на местных производителей сообщает, что чип R500 будет выпускаться по 0.09 мкм техпроцессу на фабриках TSMC уже в первом квартале следующего года. Любопытно, что непосредственно заказчиком производства будет выступать Microsoft, а ATI будет лишь получать отчисления (роялти) с каждого выпущенного видеочипа.

Предполагается, что R520 обеспечит сопоставимый уровень производительности, однако о конкретных сроках его выхода ничего не сообщается. Известно лишь, что это будет 0.09 мкм чип с 16 пиксельными конвейерами с двумя текстурными блоками на каждом (16 х 2). Современные видеочипы класса R420/R423 имеют шестнадцать пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком на каждом (16 х 1). Предполагается, что производительность R520 в сложных сценах с мультитекстурированием минимум в два раза превысит показатели Radeon X800 XT.

Сайт The Inquirer сообщает еще более интригующие подробности о производительности R500/R520. Хотя сейчас в качестве платформы для разработки игр под Xbox 2 используется система на базе Radeon 9800 XT, обеспечивающая скорость воспроизведения 5-10 кадров в секунду, готовое решение на базе R500 сможет гарантировать скорость в 60 кадров в секунду. Это позволяет предположить, что R500 (и R520) превзойдет скоростные показатели Radeon 9800 XT почти в шесть раз. По сравнению с Radeon X800 XT эта разница может выразиться в троекратном приросте.

В качестве бонуса тайваньские источники сообщают, что чип R480 уже прошел стадию подготовки к производству, и первые инженерные образцы должны быть готовы. Сегодня мы вступили в четвертый квартал, и анонс этого графического решения состоится в оставшееся до конца года время. Чип выпускается TSMC по 0.11 мкм техпроцессу, наличие low-k диэлектриков не уточняется.

Поскольку мы уже могли убедиться, что R420 имел проблемы с уровнем выхода годных чипов по частоте, R480 должен решить эти проблемы за счет перехода на более тонкий 0.11 мкм техпроцесс, попутно соперничая с NV48 за счет более высоких частот. Разумеется, что Nvidia может так же выжать из NV48 все возможное, в результате R480 может не хватить частотного потенциала для безоговорочной победы. Чип будет поддерживать интерфейс PCI Express x16, но не обзаведется поддержкой Pixel Shader 3.0, ограничившись Pixel Shader 2.0b.

Надо полагать, что подробности об NV48 мы тоже узнаем в ближайшее время, так как этот чип должен выйти в текущем квартале. Если анонс R500 намечен на конец первого квартала следующего года, то R520 наверняка выйдет во втором квартале, ближе к лету.

Вчера в ходе описания новинок от Gainward мы узнали, что в качестве примерного срока доступности видеокарт серии GeForce 6600 с интерфейсом AGP 8x указывается начало ноября.

Сегодня на сайте ComputerBase.de нам удалось обнаружить официальную версию подобной информации. Как сообщают наши немецкие коллеги со ссылкой на Nvidia, поставки видеокарт семейства GeForce 6600 с интерфейсом AGP 8x начнутся в конце октября. При этом производители графических плат корректируют это сообщение: реальные видеокарты появятся в розничной продаже не ранее середины ноября.

AGP-варианты GeForce 6600 GT и GeForce 6600 будут использовать переходный мост HSI, применяемый Nvidia еще со времен выхода решений семейства GeForce PCX. Поскольку этот чип обладает свойством реверсивности, заставить его выполнять преобразование "PCI Express x16 -> AGP 8x" ничего не стоит. Более того, поскольку непосредственно видеочип обладает врожденной поддержкой PCI Express x16, "сужение" интерфейса AGP 8x на выходе не станет причиной потерь производительности. По крайней мере, на сегодняшнем этапе развития игр и графических плат разница в уровне производительности PEG- и AGP-варианта не должна ощущаться.

С переходом на AGP 8x видеокарты GeForce 6600 GT потеряют возможность поддержки режима SLI, так как он реализуется только через интерфейс PCI Express x16. Кроме того, видеокарты наверняка обретут дополнительный разъем питания, который на PEG-версии был упразднен по причине "вписываемости" уровня потребляемой мощности в рамки 75 Вт, подаваемых по разъему PCI Express x16.

Между тем, инженерные образцы GeForce 6600 GT шестиштырьковым разъемом питания все же снабжались, в большей степени из соображений перестраховки. Кроме того, видеокарты на базе чипа NV43 переняли у NV40 одну неприятную черту: сильный "крен" баланса электропитания в сторону линии 12 В. По этой причине эксплуатировать GeForce 6600 GT лучше в системах с качественным блоком питания.

ATI не торопится представить AGP-версии видеокарт семейства Radeon X700. Компания ставит приоритет следующим образом: сначала нужно насытить рынок видеокартами с интерфейсом PCI Express x16 (зря, что ли, она билась над реализацией этого интерфейса целый год в тесном сотрудничестве с Intel? :)), и лишь потом думать о потребностях тех, кто хочет "быстрой езды", но располагает лишь системой с интерфейсом AGP 8x.

Появившиеся недавно потенциальные проблемы с уровнем выхода годных чипов RV410 по частоте заставляют предположить, что поставки Radeon X700 XT в достаточных объемах начнутся глубокой осенью. Пока же ATI увеличивает объемы производства 0.15 мкм чипов R350 и R360, чтобы выпустить достаточное число недорогих видеокарт типа Radeon 9800 с интерфейсом AGP 8x. Производители графических плат стремятся к дополнительной экономии, беспощадно урезая шину памяти до 128 бит, и в итоге мы получаем убогое решение, которое не в силах конкурировать с GeForce 6600.

Поставки первых 0.09 мкм процессоров Athlon 64 на ядре Winchester с рейтингами 3000+ и 3200+ начались еще 15 сентября, но в рознице первые счастливчики смогли их застать только на этой неделе. В отношении сроков поставок еще одной 0.09 мкм модели Athlon 64 с рейтингом 3500+ сообщалось, что это произойдет несколько позже. Самые оптимистичные дистрибьюторы обещали начать продажи Winchester 3500+ уже 10 октября, что позволило нам получить некоторое представление о реальном графике поставок.

Между тем, производители любят "круглые даты", а потому поставки Winchester 3500+ компания AMD собирается начать не ранее 15 октября, то есть месяц спустя после начала отгрузки моделей с рейтингом 3000+ и 3200+ в исполнении Socket 939. Во всяком случае, так утверждают наши немецкие коллеги с сайта Planet3DNow.de со ссылкой на собственные источники.

Сомневаться в достоверности этой информации почти не приходится, ибо дистрибьюторы оповещаются о графике поставок новых процессоров заблаговременно, и дата "10 октября" всплыла в Сети неспроста. Новым этот процессор можно считать лишь условно, так как AMD не будет делать каких-либо шумных анонсов. Аналогичная модель на 0.13 мкм ядре Newcastle степпинга CG уже существует, и процессор на 0.09 мкм ядре Winchester степпинга D0 будет выпускаться параллельно.

Напомним, что модель будет работать на номинальной частоте 2.2 ГГц, поддерживать 1 ГГц шину HyperTransport, двухканальную память DDR 400 и оснащаться 512 Кб кэша. Напряжение питания будет понижено до 1.4 В, предельная температура корпуса – до 65 градусов Цельсия, TDP останется в пределах 89 Вт. Более того, даже процессор Winchester 3800+ с частотой 2.4 ГГц будет соответствовать уровню TDP в 89 Вт.

Кстати, после вчерашних открытий нам удалось получить информацию от источников, близких к AMD. Увы, но в настоящее время компания не планирует выпускать процессоры Athlon 64 с рейтингом ниже 2800+. Появится ли процессор Athlon 64 2800+ в исполнении Socket 939, пока не удалось установить. Планы AMD имеют свойство неожиданно меняться согласно требованиям рынка и конъюнктуре, поэтому в будущем описанные процессоры могут появиться.

Р Doors4ever
Октябрь пришёл стремительно и неожиданно. Только с началом нового месяца я осознал, что последняя конкурсная статья была опубликована три дня назад и давно пора начать традиционное голосование по выбору лучших статей сентября. Вот полный список работ, присланных на конкурс в прошлом месяце:

Предлагаю вспомнить статьи и выбрать лучшие, авторы которых достойны получения призов. Своим мнением прошу делиться в специально созданной ветке конференции.

Сейчас обсуждают