Платим блогерам

Новости 31 июля 2004 года

Инженерный образец процессора Pentium 4 550 (3.4 ГГц) промелькнул в наших новостях лаконичным скриншотом, но никакой практической пользы от знакомства с ним мы не получили. Точнее, просто удостоверились, что он существует.

Между тем, согласно опубликованной на официальном сайте Intel информации, переводу на степпинг E0 подлежат в том числе и процессоры в исполнении Socket 478. Конечно, с переходом на этот степпинг они не получат поддержку технологий SpeedStep или XD, но тепловые характеристики в паре с разгонным потенциалом немного улучшат.

Кстати, мы бы не советовали возлагать больших надежд на улучшение разгонного потенциала ядра Prescott с переходом на ближайшие степпинги D0 и E0. Это ядро не демонстрирует тех разительных улучшений, которые наблюдались при смене степпингов ядра Northwood. Процессоры на ядре Prescott идут к повышению частотного потолка мелкими шажками, и самые амбициозные оверклокеры могут разочароваться в возможностях новых степпингов.

Косвенные признаки говорят, что после перехода на степпинги D0 и E0 чуда не произойдет. Сейчас уровень выхода годных чипов на частоте 3.6 ГГц не так высок, чтобы решить проблемы с дефицитом процессоров модели Pentium 4 560. Анонс процессора с частотой 4.0 ГГц перенесен на целый квартал, а частоту 4.2 ГГц ядро Prescott вообще может никогда не покорить.

Тем не менее, из спортивного интереса все-таки стоит ознакомиться с первыми результатами разгона инженерного образца процессора Prescott 3.4E в исполнении Socket 478 на степпинге E0, которые появились в форуме наших австрийских коллег и тезок на сайте o.v.e.r.clockers.at с подачи уже знакомого вам счастливчика по имени Stylist.

Следует сразу отметить, что разгон проводился на модифицированной материнской плате Asus P4C800-E Deluxe с использованием воздушного охлаждения. Модель кулера не указывается, зато приводятся интересные подробности о поведении блока питания Enermax мощностью 466 Вт. В системе находится разогнанная видеокарта GeForce 6800, некоторые другие устройства, так что при частоте процессора 4.0 ГГц периодически происходят защитные отключения питания. То есть, на системе с большим запасом мощности результаты могут быть лучше.

Если обобщить впечатления от разгонного потенциала процессора Prescott 3.4E на степпинге E0, то с воздушным охлаждением стабильной работы удавалось достичь на частоте 3.8-4.0 ГГц. Все бенчмарки проходили без проблем, а вот на частотах свыше 4.0 ГГц обычно удавалось только снять скриншот или загрузить операционную систему.

Поскольку степпинг E0 даст жизнь процессорам Prescott с частотой 3.8 ГГц и 4.0 ГГц, свою "программу-минимум" он выполнил. Возможно, серийные экземпляры при качественном охлаждении будут работать и на частотах чуть выше 4.0 ГГц, по одному инженерному образцу судить сложно.

Приятно отметить, что на частоте 4.0 ГГц данный процессор нагревается под нагрузкой до 59 градусов Цельсия - практически рекорд "хладнокровия" для данного ядра. Естественно, что при этом мы не забываем о способности встроенных в материнскую плату термодатчиков безбожно врать :).

Ждем новых достижений степпинга E0...

Р fin

Ray Adams подготовил новую версию утилиты ATI Tray Tools, ставшей самым длительным выпуском - работы над ней продолжались две недели. Традиционно напомню, что данная утилита является очень удобным средством для тонкой настройки и разгона видеокарт ATI из системного трея, обладает массой дополнительных возможностей.

Сравнительно длительное время работы над утилитой не прошло даром - ATI Tray Tools не только впервые получила номер версии, отличный от 1.0.0, но и чрезвычайно полезные новые функции. В сумме в ATI Tray Tools 1.0.1.358 внесены такие изменения:

  • Добавлен "Артефакт Тестер" с возможностью поиска максимальных значений для чипа и памяти видеокарты с функцией одновременного прогрева центрального процессора для эмуляции игровой среды.
  • Добавлено окно по управлению аппаратными установками. На данный момент можно изменять параметр PCI Latency для видео карты - иногда это помогает избежать лагов в игре.
  • Добавлена контекстная помощь по функциям программы на английском языке.
  • Добавлена полная русская справка по программе (доступна отдельно).
  • Улучшен инсталлятор. Теперь можно выбирать, в какой папке меню создавать ярлыки для программы. При инсталляции поверх старой версии, инсталлятор будет автоматически выбирать предыдущую папку.

Пользователи очень довольны новой функцией тестирования на предмет артефактов, хотя она пока реализована в тестовом режиме. Скачать полезное обновление можно из нашего файлового архива:

Официальное обсуждение утилиты продолжается в этой ветке нашей конференции. Просьба к владельцам видеокарт Radeon 9600SE (желательно от ASUS) ответить на этот вопрос автора программы.

Вчера официальные представители AMD подтвердили факт существования процессоров Sempron на ядре Thorton в исполнении Socket A. Между тем, никаких разграничений по моделям не указывалось, и было неясно, какие процессоры могут быть основаны на ядре Thoroughbred-B, а какие - на ядре Thorton.

Сегодня случайное погружение в недра сайта компании ASRock выявило в обновлении BIOS материнской платы K7V88 следующее интересное разделение:

Как видите, процессоры Sempron с рейтингами до 2800+ включительно основаны на ядре Thoroughbred, а ядро Thorton упоминается только в лице Sempron 2800+. На самом деле, мы пока видели только один "живой" процессор Sempron на ядре Thorton, и он имел рейтинг 2800+.

Можно предположить, что процессоры Sempron на ядре Thorton будут встречаться только в виде старших моделей с рейтингом 2800+. Возможно, готовящийся к выходу Sempron 3000+ будет основан как раз на ядре Thorton.

Судя по всему, осознавая неизбежность сосуществования процессоров Athlon XP на ядре Barton и процессоров Sempron на ядре Thorton, компания AMD предпочитает давать последним только старшие рейтинги. Это позволит лучше оправдать затраты на таких производство процессоров, ведь ядро Barton обходится дороже. Выпускать же младшие модели Sempron на основе Thorton невыгодно, и здесь используется более "рентабельное" ядро Thoroughbred-B.

В плане разгонного потенциала обе модификации процессоров должны показывать сопоставимые результаты. Хотя номинально ядро Barton имеет более высокие показатели TDP, увеличенная площадь кристалла, по некоторым оценкам, способствует более эффективному отводу тепла. Другими словами, "перекос" в тепловых характеристиках слегка компенсируется.

Наше небольшое открытие, выражавшееся в обнаружении на сайте ECS упоминаний о процессоре Athlon 64 3600+, через несколько часов было подвергнуто обсуждению нашими друзьями и коллегами на сайте X-bit Labs, и с их легкой руки на следующий день стало достоянием мировой общественности, которая на удивление активно начала обсуждать эту новость.

Некоторые мысли о причинах появления Athlon 64 3600+ заставили нас вернуться к этой теме в рамках отдельной заметки. В частности, американские тезки с сайта Overclockers.com считают, что у процессора с такими необычными характеристиками есть своя миссия.

Заключается она, как несложно догадаться, в реинкарнации старого доброго Athlon 64 FX-51. Уже сообщалось, что процессор Athlon 64 3600+ имел бы все основания называться "Athlon 64 FX-51 в исполнении Socket 939", если бы не одна маленькая идеологическая формальность. Согласно принятой AMD тактике, процессоры Athlon 64 FX могут существовать только в лице одной модели. Как только выходит новая модель, старая отправляется на свалку. Ну, если не на свалку, то на перемаркировку точно.

Если вспомнить биографию Athlon 64 FX-51, то в рамках платформы Socket 940 он представлял собой аналог Opteron 148. Считалось, что после выхода процессора Athlon 64 FX-53 с частотой 2.4 ГГц и разъемом Socket 940 существующие запасы Athlon 64 FX-51 будут переделаны в Opteron 148.

Причины такой "эксклюзивности" крылись в свободном множителе процессора Athlon 64 FX. Поскольку формально он может работать на любой из допустимых текущим ядром частот, то и продавать две модели с разными номиналами не имеет смысла. Проще и выгоднее продавать одну разновидность Athlon 64 FX, из которой энтузиасты потом могут "приготовить" посредством разгона тот процессор, который их больше всего устраивает в плане производительности.

Любопытно, но процессоры Athlon 64 FX-51 до сих пор встречаются в продаже по цене от $700 до $1000. Судя по всему, рост официальной цены Athlon 64 FX-53 до уровня $827 позволил продавцам поднять цену и на предыдущую модель. Так или иначе, Athlon 64 FX-51 обойдется конечному покупателю дешевле своего более свежего собрата.

Наши коллеги считают, что AMD решила дать Athlon 64 FX-51 второй шанс увидеть этот мир, перемаркировав его в Athlon 64 3600+. Вывеска "Athlon 64" в данном случае применяется исключительно для отвода глаз - двух моделей Athlon 64 FX существовать не может, а потому "новый старый процессор" конспирируется под лейблом Athlon 64.

Если бы такой процессор действительно вышел в серию, его цена могла бы составить $425. Этим самым он как раз заполнил бы нишу между Athlon 64 3500+ и Athlon 64 3700+, которая еще недавно составляла обширные $210. Увеличение ассортимента предложений - это еще одна миссия Athlon 64 3600+ в представлении наших американских коллег.

Появится ли процессор Athlon 64 3600+ официально, будет ли он обладать разблокированным множителем - пока сказать нельзя. Неизвестность усугубляется тем, что период летних отпусков в самом разгаре, и представителей различных компаний-производителей сложно застать на рабочем месте для получения разъяснений. Так или иначе, и эта тайна будет в конечном счете раскрыта, нужно лишь подождать...

Несколько дней назад мы подробно изучили характеристики материнской платы ASRock P4 Combo, предоставляющей возможность плавно перейти от процессора в исполнении Socket 478 к процессору в исполнении LGA 775. Неизвестной переменной в уравнении успеха этого продукта оставалась лишь цена. К счастью, в японских магазинах эта плата должна появится 20 августа, и ориентировочная цена для местного рынка уже известна...

Прежде чем перейти к обсуждению ценового вопроса, остановимся на некоторых деталях, привлекающих внимание при знакомстве с "живым" образцом этой материнской платы, выставленном в японских магазинах.

Судя по всему, согласовать поддержку процессоров в двух разных исполнениях оказалось настолько сложно, что инженеры ASRock не отважились доверить конфигурирование критически важных параметров BIOS программным средствам. Вместо этого пространство вокруг процессорного разъема оказалось испещрено множеством джамперов, отвечающих за самые разные параметры настройки системы.

Одним словом, возвращение к старым добрым временам :).

Поддержка одного из двух процессорных разъемов тоже включается при помощи джамперов. Как мы уже говорили, установить в плату два процессора одновременно нельзя.

Интересно, что разъем питания процессорного кулера имеет четыре штырька, как и предусматривает спецификация LGA 775. Тем не менее, трештырьковый разъем от старого кулера можно свободно подключить к этому же гнезду, чтобы охлаждать процессор в исполнении Socket 478.

Разъем питания материнской платы совместим с 20-штырьковой вилкой, так что владельца P4 Combo смогут использовать старые блоки питания. Для бюджетной конфигурации это вполне естественная опция.

Если все же говорить о цене этой материнской платы, то в дорогой стране Японии она должна стоить порядка $80. Это означает, что в других регионах ее цена будет ближе к заветному уровню $60-70. Скорее всего, сложность дизайна добавит с десяток долларов к цене материнской платы, и она будет слегка выделяться из общего модельного ряда ASRock. Тем не менее, для экономных пользователей P4 Combo будет доступна.

Познакомившись с разгонным потенциалом эталонной видеокарты GeForce 6800 LE, многие поклонники продукции Nvidia уже зажали в кулаке заветные $200, которые они были готовы потратить на это перспективное решение. Нужен был лишь сигнал, возвещающий о начале продаж этих видеокарт в рознице, и поддержка DirectX 9.0c стала бы реальностью для потребителей сегмента middle-end.

Пока ситуация с объемами производства чипов NV40 не достигла стабильного уровня, говорить что-либо о близости момента начала поставок GeForce 6800 LE достаточно сложно. Тем не менее, наши японские коллеги обнаружили в одном из местных магазинов рекламное объявление, в котором анонсировались продажи видеокарты GV-R68128DH производства компании Gigabyte.

Поскольку на сайте производителя никаких упоминаний о характеристиках новинки не содержалось, нам пришлось всецело довериться информации, размещенной на том бумажном плакате, который появился в японских магазинах.

Выяснялось, что кроме типичных для GeForce 6800 не-Ultra частот 325/700 МГц и 256-битной шины памяти, это решение от Gigabyte имело 8 пиксельных конвейеров. Стандартный вариант GeForce 6800 при этом имеет 12 пиксельных конвейеров - нестыковка получилась достаточно интересная.

Кстати, плата якобы должна поддерживать память типа GDDR-3, что уж совсем странно для такого недорогого решения. GeForce 6800 и GeForce 6800 LE спокойно обходятся 2.8 нс, 2.5 нс или 2.2 нс памятью DDR-I. При этом она разгоняется до частот 800-900 МГц DDR, так что более дорогие чипы типа GDDR-3 в данном случае выглядят просто роскошью.

Привлекает внимание и уникальная система охлаждения, состоящая из низкопрофильных пассивных радиаторов и двух тепловых трубок. Судя по всему, чипы памяти с оборотной стороны тоже закрыты радиатором, так что условия охлаждения памяти вполне располагают к успешному разгону.

Если обратиться к истории эволюционного развития видеокарт GeForce 6800, можно вспомнить о существовании ранней версии этого продукта с 8 пиксельными конвейерами. Заметим, что в серийное производство эта модификация так и не была запущена. Стало быть, если в сообщении японских коллег нет ошибки, перед нами вполне может предстать первый образец GeForce 6800 LE, благо от номинальных характеристик изделие Gigabyte отличается только частотой видеочипа.

Возможно, компания Gigabyte просто отключила 4 конвейера с целью снижения уровня тепловыделения видеочипа. Хотя радиатор наделен тепловыми трубками, совокупная площадь его поверхности охлаждения не позволяет говорить о том, что чип с 12 конвейерами охлаждался бы столь же успешно.

Точная цена и дата начала продаж видеокарты GV-R68128DH не сообщается, но по опыту подобных анонсов мы можем предположить, что серийные образцы появятся на полках японских магазинов уже на следующей неделе. Надеемся, тогда ситуация с принадлежностью этой видеокарты к определенному классу решений прояснится.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают