Платим блогерам

Новости 09 января 2005 года

Выставка CES 2005 не является сугубо "компьютерной", а потому на данном мероприятии свои продукты представляли многие производители электроники. Поскольку без электронной начинки в наши дни не обходится практически ни одно устройство, интересных разработок на CES 2005 было продемонстрировано предостаточно.

Как сообщает сайт The Inquirer, компания Nvidia представила прототип автомобильного компьютера, получившего кодовое название "3D Car Info-tainment". Современные автомобили ведущих мировых производителей уже давно оснащаются бортовыми компьютерами, способными отображать эксплуатационные параметры, управлять климатической установкой, регулировать режимы работы трансмиссии, проигрывать музыку и DVD, а также осуществлять GPS-навигацию. Разработка Nvidia ничуть не уступает подобным решениям, объединяя все эти функции под единым трехмерным интерфейсом.

Самая интересная особенность концепции - система позволяет осуществлять навигацию по виртуальной трехмерной карте выбранного населенного пункта. Современные системы GPS-навигации уже давно применяются на западе, но большинство из них отображает карту местности в привычном "виде сверху". Основные объекты на карте отображаются в виде условных знаков, а автомобиль показывается в виде движущегося значка. Внедрению таких систем в нашей стране во многом мешает отсутствие качественных цифровых карт населенных пунктов и соответствующего программного обеспечения, которое в условиях процветания "пиратства" не так выгодно разрабатывать.

Впрочем, жители столицы России уже могут воспользоваться услугами подобных информационных систем. Для этого нужно приобрести соответствующее оборудование (как правило, карманный ПК с GPS-приемником) и заключить договор на абонентское обслуживание. Системы позволяют выбирать оптимальный маршрут движения и имеют некоторые другие полезные для автомобилиста функции.

Решение Nvidia переводит навигационную систему в трехмерный режим "от первого лица". Вы как бы передвигаетесь по городу, отображенному на дисплее бортового компьютера, и он указывает знаками места поворота при прохождении выбранного маршрута. Наши коллеги уверяют, что Манхэттен на демонстрационном стенде был отображен очень реалистично :).

Согласитесь, что переход на трехмерные варианты геоинформационных систем значительно упростит навигацию, приблизив ощущения водителя к реальности. Ожидается, что первые автомобили с использованием разработок Nvidia появятся через два-три года. Остается лишь сожалеть, что гости многострадального города Мухосранска еще долго вынуждены будут ориентироваться в хитросплетениях улиц старым дедовским способом - по сбивчивым указаниям местных жителей :).

О том, что видеокарты серии GeForce 6200TC будут обладать очень запутанной системой обозначений, мы предупреждали еще в день анонса этих решений с поддержкой технологии TurboCache. Производители видеокарт получили эффективный инструмент для выманивая денег из карманов покупателей: на коробках с GeForce 6200TC разрешалось указывать, какой совокупный объем памяти поддерживает данная видеокарта. По сути, неискушенный покупатель видел надписи "128 Мб" или "256 Мб", и уже не задумывался, что в действительности плата оснащается лишь 16 Мб, 32 Мб или 64 Мб памяти. Остальное "пространство" отнималось у системной памяти, но об этом сообщалось "мелким шрифтом". Покупатель был ослеплен обещаниями поддержки PCI Express x16, DirectX 9.0c и низкой ценой, так что об объеме памяти он задумывался меньше всего.

В эти дни японские магазины начали пополняться очередными видеокартами GeForce 6200TC производства Albatron, и наши коллеги решили изучить проблему на практике. Хотя на коробке отчетливо написано, что видеокарта поддерживает технологию TurboCache, объем поддерживаемой памяти вводит покупателей в заблуждение - все 128 Мб доступны лишь за счет использования разделяемой системной памяти. Размытая формулировка "поддерживает 128 Мб" не отражает истинных характеристик видеокарты.

Ярлычок на оборотной стороне коробки уже говорит правду: объем интегрированной памяти достигает 32 Мб.

В данном случае на плате распаян один чип BGA со временем выборки 2.8 нс емкостью 32 Мб. Учтите, что все видеокарты этого класса с одной микросхемой памяти имеют лишь 32-битную шину памяти. Только модификация с двумя микросхемами памяти может похвастаться 64-битной шиной памяти. Очевидно, подобные ограничения негативно сказываются на уровне производительности видеокарты.

Заметим, что видеокарты на базе чипа RV370HM, поддерживающие аналог TurboCache по имени HyperMemory, будут обладать 64-битной шиной памяти, так как будут оснащаться двумя микросхемами емкостью по 16 Мб. Частоты составят 325/600 МГц, доступный объем памяти будет равен 128 Мб. Используя шину PCI Express x16 в качестве второго канала памяти, эти видеокарты смогут имитировать 128-битный доступ к памяти. Это уже дает преимущество решениям на чипе RV370HM по сравнению с видеокартами GeForce 6200TC, оснащенными одной микросхемой памяти.

Странно, что рабочие частоты видеокарт Albatron составляют 350/600 МГц, ведь рекомендованная Nvidia частота памяти равна 700 МГц DDR, да и микросхемы Samsung со временем выборки 2.8 нс рассчитаны на работу в таком режиме.

Как можно догадаться, модификация GeForce 6200TC с 16 Мб памяти в любом случае обладает 32-битной шиной, так что самые дешевые версии подобных видеокарт следует обходить стороной. Стоимость такой платы с 16 Мб памяти в Японии достигает $74, что вполне соответствует рекомендованному уровню "менее $79".

Р fin

Евгений Азаров (Jaz) радует нас первым в этом году обновлением утилиты RaBiT (Radeon BIOS Tuner), прочно занявшей место основного и, фактически, единственного редактора БИОСов видеокарт ATI. Такой "статус" утилита получила вполне заслуженно, обладая рядом уникальных функций и постоянно развиваясь. На текущий момент она имеет такие возможности:

  • Поддержка всех видеокарт Radeon вплоть до новейших Radeon X850.
  • Предоставление общей информации о БИОСе: дата, описание, основные значения параметров.
  • Отображение и возможность изменения значений Device ID, Subsystem ID, Subvendor ID; их расшифровка при помощи встроенной базы данных.
  • Изменение частоты ядра/памяти видеокарты с возможностью тестирования в режиме реального времени.
  • Редактирование объема и типа памяти (SDR/DDR), разрядности ее шины (32/64/128/256 бит).
  • Изменение огромного количества таймингов видеопамяти с возможностью тестирования их в режиме реального времени.
  • Возможность включения/отключения поддержки TV-out, изменения режимов его работы (PAL/NTSC), отключения и восстановление VIVO/AIW функций, редактирование списка внешних разъемов карты (TV, DVI).
  • Отображение низкоуровневой информации о видеокарте ATI и возможность сохранения отчета в текстовый файл.

В новейшей версии RaBiT 1.7, выпущенной почти ровно через три месяца после предыдущей, появились такие новшества:

  • Добавлена поддержка БИОСов Radeon X850.
  • Введен улучшенный алгоритм коррекции CRC для старых ("non ATOM") БИОСов.
  • Теперь указывается не только серия чипсета, но и его модель.
  • Размер памяти также корректируется в блоке настроек VESA BIOS Extension.
  • Исправлено изменение значения Device ID для Radeon X850.
  • Исправлено место размещения реального SSID на ATOM BIOS.
  • А также некоторые другие изменения.

Скачать только что выпущенную новинку можно, как всегда, из нашего файлового архива:

  • RaBiT 1.7 (0,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).

А обсуждение утилиты с участием автора ведется в этой ветке нашей конференции.

В начале этого года мы уже писали, что анонс AGP-версии GeForce 6600 намечен на 10 января. Для тех, кто потерял в ходе рождественских каникул счет дням недели и числам, уточняем: 10 января наступит завтра, в понедельник. А 11 января уставшая "праздновать" страна в большинстве своем пойдет на работу :).

Собственно, о близости анонса AGP-версии GeForce 6600 сегодня напомнил еще один факт: в японских магазинах появились видеокарты этого класса производства Sparkle, продаваемые под брендом Kuroutoshikou. Компания Sparkle и ранее славилась оперативностью, не изменяет она своему имиджу и сейчас.

Хотя ранее мы могли видеть образцы видеокарт GeForce 6600 (AGP) с близким к традиционному дизайну печатной платы, вариант от Sparkle наверняка является эталонным. Как и в случае с AGP-версией GeForce 6600 GT, переходный мост, видеочип и микросхемы памяти оказались развернутыми на 45 градусов. Очевидно, такая компоновка позволяет экономить пространство и оптимизирует разводку с точки зрения обеспечения быстродействия.

Модификация видеокарты с 256 Мб памяти в упаковке TSOP оснащена и микросхемами с оборотной стороны. Вариант с 128 Мб памяти работает на частотах 300/550 МГц, вариант с 256 Мб памяти - на частотах 300/500 МГц. Это классический пример паритета частот и объема памяти - модели с 256 Мб памяти оснащаются более медленной памятью. Впрочем, на представленных видеокартах установлена память со временем выборки 3.6 нс, так что даже 256 Мб модификация может быть разогнана по памяти до 550 МГц DDR.

Цены японского рынка остаются завышенными относительно прочих регионов, но для видеокарт с поддержкой DirectX 9.0c и приличным уровнем производительности они кажутся приятно низкими: $160-170 за 256 Мб версию, $150 за 128 Мб версию. Тем более, что устанавливать эти видеокарты нужно в системы с интерфейсом AGP 8x, пока что сохраняющим доминирующие позиции. Платы оснащены дополнительным разъемом питания, то есть могут отличаться типичным для семейства NV4x "креном" в сторону линии 12 В. Это может стать причиной проблем при разгоне в системах с не очень качественным блоком питания.

Кстати, во втором квартале этого года Nvidia выпустит версию GeForce 6600 с врожденной поддержкой AGP 8x. Скорее всего, компания просто выжидает время, пока цена GeForce 6600 снизится до окрестностей $100 - только тогда выпуск подобного чипа будет оправдан с экономической точки зрения.

О приличном разгонном потенциале чипсета nForce 5 SLI (Crush19) мы сообщали дважды. Различные источники подтвердили, что эталонные материнские платы на основе этого чипсета могут разгонять процессоры в исполнении LGA 775 до 300 МГц по шине - среди чипсетов Intel подобными способностями мог похвастаться только i925XE.

В свете появления первых материнских плат на базе i915P с поддержкой SLI нас беспокоил и другой вопрос: насколько эффективной окажется реализация SLI в чипсетах Intel по сравнению с продуктами Nvidia. Первые данные о производительности материнской платы GA-8I915P Dual Graphic позволяют предположить, что у Nvidia реализация режима SLI получается более эффективной. По этой причине чипсет nForce 5 SLI должен был превзойти по своим характеристикам аналогичные решения класса i915P.

Тем сильнее было нетерпение, с которым мы ждали появления на выставке CES 2005 образцов материнских плат на базе этого чипсета. Самое интересное, что представители Nvidia в беседе с сотрудниками сайта The Inquirer заявили, что на проходящем в Лос-Анджелесе мероприятии образцы материнских плат на основе чипсета nForce 5 SLI (Crush19) не выставлялись. Такие платы должны появиться несколько позже, анонс состоится в первом квартале этого года, а массовые поставки начнутся уже во втором квартале. Во всяком случае, зная привычку Nvidia растягивать выпуск нового чипсета на многие месяцы, сложно считать иначе :). Предполагается, что формальный анонс nForce 5 SLI состоится в марте 2005 года.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не появились некоторые интригующие "фотофакты". Сразу два сайта, The Inquirer...

... и Hot Hardware...

... опубликовали фотографии материнской платы, якобы основанной на чипсете nForce 5 SLI. Если первый сайт скрывал происхождение этой платы, то второй откровенно признался, что плата выпущена компанией eVGA, известной в США своими видеокартами. Представители компании якобы даже подтвердили, что данная плата основана на чипсете Nvidia, и поддерживает SLI одновременно с процессорами Intel в исполнении LGA 775.

Самое интересное, что плата использовала южный мост Intel, отдаленно напоминающий ICH6:

Проблему совместимости северного моста Crush19 и южного моста ICH6 мы обсудим чуть позже, а сейчас предлагаю обратить внимание на разъемы Serial ATA, расположенные рядом с микросхемой южного моста. Как можно заметить, это обычные разъемы Serial ATA-I, хотя чипсет Crush19 силами южного моста MCP04 должен поддерживать Serial ATA-II. Предположим, что используемый рассматриваемой платой южный мост относится к семейству ICH7, которое тоже поддерживает Serial ATA-II. Для чего же тогда распаивать на материнской плате, поддерживающей Serial ATA-II, разъемы предыдущего поколения? По логике вещей, целесообразнее установить четыре разъема Serial ATA-II, которые обладают обратной совместимостью с устройствами Serial ATA-I. Стало быть, материнская плата использует какой-то другой южный мост...

Собственно, наличие на разъемах Serial ATA окантовки, позволяющей надежнее крепить штепсель, не является прямым признаком принадлежности к стандарту Serial ATA-I или Serial ATA-II. Хотя некоторые платы на базе чипсетов nForce 4 имеют разграничение разъемов Serial ATA именно по признаку наличия дополнительных фиксаторов (у Serial ATA-II они есть) и цвету (у Serial ATA-II он черный, а у Serial ATA - оранжевый), оно достаточно условно. Некоторые платы с поддержкой Serial ATA обладают разъемами с окантовкой и снабжаются соответствующими шлейфами. Более надежный разъем придумала Western Digital в сотрудничестве с другими разработчиками, а производители материнских плат просто решили внедрить это усовершенствование на платах с поддержкой Serial ATA-II. Кстати, часть из них этого до сих пор не сделала :).

Непосредственно объединить северный мост Crush19 и южный мост ICH6 достаточно сложно. Первый использует для сообщения с южным мостом интерфейс HyperTransport. Второй подключается к северному мосту через интерфейс DMI, фактически идентичный шине PCI Express x4. Хотя оба интерфейса являются последовательными, нам ничего неизвестно о совместимости шин HyperTransport и DMI. Другими словами, южный мост Intel, установленный на изучаемой материнской плате, вряд ли может соседствовать с северным мостом Nvidia.

В конце концов, перейдем к рассмотрению последней "улики". Если присмотреться к фотографии материнской платы, отображающей крупным планом два черных слота PCI Express x16, то можно заметить подписи у каждого из слотов:

При увеличении надписи уже можно различить:

Верхний слот подписан как "PCI_Express x16", нижний слот PCI Express x16 имеет подпись "PCI_Express x1/x2/x4". При этом чипсет nForce 5 SLI должен унаследовать от nForce 4 SLI схему разделения слотов по формуле "PCI Express x8 + PCI Express x8". В "одиночном" режиме слоты работают по схеме "PCI Express x16 + PCI Express x0". Таким образом, слот PCI Express x4 на рассматриваемой материнской плате был бы неуместен, окажись она решением на базе nForce 5 SLI.

Кстати, на общем плане видны четыре слота PCI и два слота PCI Express x16, и это весь арсенал. У "настоящего" nForce 5 SLI наверняка нашлось бы место для слотов типа PCI Express x1. Поскольку этого не произошло, мы можем сделать вывод, что материнская плата основана на чипсете Intel, поддерживающем SLI в комбинации "PCI Express x16 + PCI Express x1". Возможно, компания eVGA и хочет анонсировать плату на базе nForce 5 SLI, но на выставке CES 2005 она показала другой продукт.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают