Ретроклокинг: битва за Socket 754 и самый быстрый в мире ПК на базе Windows 98SE
Оглавление
- Вступление
- Немного истории
- Битва за Socket 754
- 3D битва за золото в 3DMark 2005
- Заключение
- Бонус-раунд: самый быстрый в мире ПК на базе Windows 98SE
Вступление
Продолжаем вести беседу о ретроклокинге. На этот раз речь пойдет о Socket 754, о том самом, на котором появились первые AMD Athlon64. А так же вам предстоит узнать чей компьютер носит гордое звание самого быстрого в мире ПК на базе Windows 98SE. Ретро снова в моде, хотя оно никогда и не выходило из нее. Тем, кто читает впервые данную публикацию про ретроклокинг, рекомендую вначале прочесть предыдущий материал «Ретроклокинг: битва за Socket 478/479 и покорение вершин 3DMark 2003».
реклама
Итак, все тот же ведущий оверклокерский портал HWBOT.org, который является организатором ретро-оверклокерских состязаний в 5-м этапе 2-го сезона чемпионата Old School is Best School подготовил следующие задания:
- Используя процессор на Socket 754 получить максимально возможный прирост разгона в % от номинальной величины;
- В тесте 3DMark2005 используя процессор AMD на Socket 754 и видеокарту ATI Radeon X800-й серии получить лучший итоговый результат.
Организаторы так же приготовили, остававшийся долгое время в секрете, специальный бонус-раунд, который состоял только из одного задания: Получить лучший результат в 3DMark 2001SE используя в качестве операционной системы давно устаревшую Windows 98SE. А ведь данной ОС в 2016 году стукнуло 18 лет, самое время отметить ее совершеннолетие .

Удастся ли на ней завести Skylake вместе с GeForce GTX 1080? Узнаем чуть позже, а пока настало время вспомнить, что собою представлял Socket 754 и какие CPU для него выпускались AMD.
Немного истории
Десктопный старт новой архитектуре AMD64 был официально дан 23 сентября 2003 года, когда AMD представила миру два своих процессора: AMD Athlon 64 3200+ (Socket 754) и AMD Athlon 64 FX-51 (Socket 940). Стоимость новинок составляла $417 за Athlon 64 3200+ и $733 за Athlon 64 FX-51.
В прессе в то время развернулась бурная компания по продвижению 64bit’a в массы. Microsoft была готова предложить свою Windows 64-bit Edition, а производители софта начали по не многу писать 64-х битный код. В сети шли дискуссии на тему, что лучше старые 32 бита или новые 64. С появлением первых 3D шутеров с поддержкой 64-бит, а таким был известный, и мною до сих пор любимый, Far Cry от Ubisoft (если быть точнее, то отдельный патч, который добавлял поддержку 64 бит) обстановка была похожа на теперешнею, с обсуждением и сравнением Windows 10 и DirectX 11Vs12.
Тогда, в мае 2005 года, внимание геймеров было приковано к сравнению скриншотов 32-х и 64-х битный версий игры и если качество картинки при переходе на новый уровень однозначно воспринималось как благо, то производительность в 64-х битных приложениях хромала. 32-битная Far Cry под 32-битной версией Windows XP давала самую высокую частоту кадров в секунду, а производительность при переходе к 64-битной версии напротив падала.

реклама
Первым ядром новых десктопных процессоров на Socket 754 было ClawHammer, которое относилось к новой микроархитектуре AMD K8. Чем же всеми любимые Athlon XP, принадлежащие к микроархитектуре AMD K7 отличались от AMD Athlon 64?
Перечислю наиболее значимые отличия: поддержка новых SSE2 инструкций, наличие встроенного в процессор контроллера памяти, отказ от FSB и появление новой двунаправленной шины «HyperTransport» с пропускной способностью до 3.2 Гбайт в секунду в каждую сторону, улучшенные алгоритмы предсказания ветвлений, размер кэша 2-го уровня равный 1024кб, увеличение длины конвейера и соответственно рост тактовых частот, ну и набор команд x86-64, позволяющий выполнять 64-битные приложения. Процессоры AMD Athlon 64 так же сохранили привычный AMD Athlon XP Pr-рейтинг.
Да, чуть не забыл о самом «главном» технологическом преимуществе AMD Athlon 64 на Socket 754 перед Athlon XP на Socket A (462), это металлическая крышечка, которая защищала ядро от сколов и других повреждений. Данную крышечку вы можете и по сей день видеть на самых современных процессорах AMD, поистине выдающееся достижение после прощания со слотовым картриджем AMD Slot-A. Оверклокерам почему-то эта крышечка все время мешает и они придумывают хитроумные устройства ее избавления. Но вернемся к Socket 754.
Ядро ClawHammer, производимое по 0.13 nm процессу, добралось до частоты в 2.4 ГГц. Процессор с такой частотой и 1Мб кэш памятью 2-го уровня носил индекс AMD Athlon 64 4000+. Стоимость такого процессора на момент анонса в октябре 2004 года равнялась 729 долларам США.
Новый 0.09 нм техпроцесс дал имя новому ядру – Venice. За счет более тонкого техпроцесса уменьшилось напряжение на ядре CPU, уменьшился TDP и появились новые SSE3 инструкции. Процессоры на ядре Venice намного лучше разгонялись чем на ядре ClawHammer. Так же были выпущены мобильные версии AMD Athlon 64 по 0.13 nm тех. процессу на ядре ClawHammer и по 0.09 nm на ядре Newark.
Линейка бюджетных процессоров Sempron 64 так же сменила оба техпроцесса, но нас будут интересовать только самые последние, на ядре Palermo, с объемом кэш-памяти второго уровня 256 Кбайт и 128 Кбайт, в связи с улучшенными оверклокерскими способностями.
Битва за Socket 754
Первым условием битвы за Сокет 754 был максимально возможный разгон процессора в процентах от номинальной величины. Если в предыдущих битвах приходилось искать топовое железо и процессоры на подобии Pentium Extreme Edition, то в данном случае стратегия оказалась противоположенной.
Усредненный разгон Athlon и Sempron 64 лежит в пределах 2400-2600 МГц. Athlon64 разгонять сложнее за счет более емкого кэша второго уровня, поэтому топовые процессоры с 1Мб кэша второго уровня тут не подойдут. Выбор пал на Sempron с Pr рейтингом 2500+, 2600+ и 2800+. AMD Sempron 2500+ работает на частоте 1400 МГц и имеет кэш L2=256кб, Sempron 2600+ и 2800+ работают на частоте 1600 МГц и отличаются только размером кэш памяти L2, у 2600+ его размер составляет 128Кб у 2800+ - 256кб.
Проблем с нахождением Sempron на 754-м сокете у меня не было, я приобрел с десяток разных, опробовал их на воздухе и парочку отложил для экспериментов с LN2. Сложность возникла с поиском подходящей материнской платы, если уже брать, то чтобы наверняка. Чтобы получить 70% прироста по частоте и выше, нужно чтобы материнская плата была в состоянии работать с шиной HyperTransport (далее HT) на частотах выше 340 МГц, а для покорения 100% разгона от номинальной частоты, так и вовсе 400 МГц и более. Номинал HT напомню равен 200 МГц.
Мною были найдены Abit NF8 на чипсете Nvidia nForce3 и ASUS K8N4-E Deluxe на Nvidia nForce4-Х. Изначально я планировал разгон на ASUS K8N4-E Deluxe, но забыл об одной неприятной особенности данной материнской платы, она не умеет повышать VCore для процессоров Sempron. О таком неоднозначном поведении рассказывается в обзоре «Кому нужна материнская плата Asus K8N4-E Deluxe?»
Выдержка из статьи: «Практическая проверка показала, что рекламные лозунги не лгут и материнская плата Asus K8N4-E Deluxe действительно неплохо разгоняет процессоры. Доказательством служит частота тактового генератора 330 МГц, при которой плата смогла обеспечить стабильную работу. На сегодняшний день это лучший результат из всех плат на чипсете Nvidia nForce 4-4X, которые я проверял.
P.S. Важно! Из сообщений наших читателей выяснилась неприятная особенность платы – при установке процессора AMD Sempron 2600+ исчезают возможности по изменению напряжения Vcore!»
Да плата хорошая, но под мои цели она не подходит. Хотя Athlon 64 3400+ на ядре Clawhammer я на ней разогнал до 3 ГГц с использованием жидкого азота.

Но ничего, данная плата хорошо подойдет для второго задания в 3DMark2005.
реклама
Abit NF8 на чипсете Nvidia nForce3 без всяких проблем подымает напряжения, даже выше чем Asus K8N4-E Deluxe для Athlon64. Взяв наиболее удачный экземпляр AMD Sempron 2500+ (Palermo), который лучше других повел себя на воздухе и водрузив на него стакан для азота, я начал погоню за мегагерцами и процентами заодно.

Подав на процессор 1,8В и хорошо его охладив, итоговый результат составил 2425 МГц или 73%. HT при этом работала на 346 МГц.

Процессор, думаю, способен на большее, но вот материнская плата достигла своего предела. Множитель HT был установлен в положение х3. Существует известная проблема чипсета Nvidia nForce3, когда при множителе HT = x1 или x2 разгон практически отсутствует, с множителем, равным 3, такой проблемы нет.
В запасе у меня оставался AMD Sempron 2600+ (Palermo). Данный процессор при аналогичных условиях удалось разогнать до 2840 МГц. Что составило 77.5%.

Частота HT составила 355 МГц. Это конечно лучше чем у Sempron 2500+ но до 80% я так и не добрался.

В этот раз я не стал играть в поддавки и выложил результат с 73.27% полученный на Sempron 2500+ (Palermo) разогнанном до 2425 МГц.
Американский оверклокер Mr.Scott который поменял команду с предыдущего 3-го этапа Чемпионата на Warp9-systems начал с разгона Athlon64 3200+ на ядре Vinice. Используя водяное охлаждение вместе с TEC модулем, процессор удалось разогнать до 3063 МГц.

Итоговая цифра впечатляет, но в процентах это всего лишь 39%.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Интересные материалы
Возможно вас заинтересует
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила