Chaintech 7600 GS 256Mb DDR3 PCI-E – разгон, модификация, вольтмод

11 августа 2006, пятница 00:54
для раздела Лаборатория

Содержание

1. Введение
2. Дизайн и комплектация
3. Вольтмод и разгон с воздушным и водяным охлаждением
4. Определение оптимального значения дельты
5. Тайминги памяти
6. Тестирование
6.1. Тестовая конфигурация и драйверы
6.2. Температурный режим
6.3. Тестирование в бенчмарках и играх на стабильных частотах
6.4. Максимальные результаты в бенчмарках на предельных частотах
7. Заключение

1. Введение

Модификации видеокарт GeForce 7600 GS с DDR3 памятью уже известны оверклокерам и имеют хорошее соотношение цена/производительность среди других middle-end видеокарт. Ранее уже была протестирована одна из таких карт – Palit 7600 GS Sonic и ее разгонный потенциал оказался очень неплох для уровня GeForce 7600 GS. Но со временем Palit менял в своей карте все, что угодно (от коробки и комплектации до некоторых изменений в расположении элементов на самой плате) и в результате ее разгон превратился в лотерею. На форуме появилось множество недовольных владельцев карт Palit 7600 GS Sonic с не очень хорошим разгоном и даже с сообщениями о том, что описанный ранее вольтмод уже не подходит к некоторым новым модификациям. Я не стал тестировать карту от Palit с новым дизайном, а вместо этого решил проверить, на что способна 7600 GS с DDR3-памятью от Chaintech, имеющая цену всего на $10 больше, чем у Palit 7600 GS Sonic. Одного взгляда на фотографию Chaintech 7600 GS 256Mb DDR3 было достаточно, чтобы понять, что это ничто иное, как настоящая референсная 7600 GT. И на этот раз у меня было достаточно времени, чтобы протестировать карту не только в бенчмарках, но так же и в играх, в том числе в такой новой как Prey.

2. Дизайн и комплектация

На коробке перечислены основные характеристики карты и краткое сравнение с картами на других графических чипах. Наклейка на коробке указывает на то, что видеокарта соответствует требованиям RoHS.

Комплектация:

  • руководство пользователя;
  • диск с драйверами ForceWare;
  • диск с набором программ Inter Video Win Cinema;
  • диск с набором игр Game Pack V1.0 (Age of Wonders 2, Serious Sam 2, Rally Trophy, Max Payne, Tropico);
  • переходник DVI/D-SUB;
  • кабель S-Video;

Наличие в комплекте переходника для HDTV-out опционально и в моем экземпляре карты он отсутствовал.





Видеокарта с установленной системой охлаждения выглядит следующим образом:

Радиатор системы охлаждения сделан из плоского медного основания, к которому в виде "гармошки" припаян тонкий медный лист. Ребра продуваются маленьким высокооборотистым вентилятором, создающим очень высокий уровень шума (особенно в момент включения компьютера и при работе в 3D-режиме). Оборотами вентилятора можно управлять программно (например, при помощи RivaTuner), но их снижение так же понизит и без того невысокую эффективность этой системы охлаждения.

Основание обработано не идеально, но вполне нормально. В качестве термоинтерфейса использовано какое-то сухое серое вещество, напоминающее то, что я уже видел раньше под крышкой теплораспределителя процессора Athlon 64.

По дизайну PCB карта ничем не отличается от референсной GeForce 7600 GT PCI-E:





На карту установлен GPU G73 ревизии A2, выпущенный на 10-й неделе 2006 года:

256Mb GDDR3 1.4-ns памяти Infineon в виде 4-х чипов HYB18H512321AF-14 имеют плотность 512 Mbit и выпущены на 4-й неделе 2006 года. Все 4 чипа расположены на лицевой стороне карты. Datasheet по всем микросхемам памяти Infineon серии HYB18H512321AFLXX и HYB18H512321AF-XX 512-Mbit GDDR3 можно скачать по этой ссылке (PDF, 1884Kb).

С другими характеристиками карты можно ознакомиться по ссылке на сайт производителя. Образ BIOS можно скачать из файлового архива.

По умолчанию карта работает на частотах 560/1300 MHz, т.е. отличается от обычной GeForce 7600 GT только пониженной на 100 MHz частотой памяти. Но это незначительное отличие легко можно устранить при помощи разгона, т.к. номинальная частота используемой 1.4-ns памяти как раз составляет 1400MHz.

Без модификаций и замены системы охлаждения разгон по GPU составил 655 MHz, а по памяти – 1674 MHz. Это значительно лучше, чем разгон без модификаций у Palit 7600 GS Sonic (540/1494 MHz). Такой разгон по чипу вполне предсказуем и не стал неожиданностью, т.к. напряжение GPU у Palit 7600 GS Sonic соответствует тому, что устанавливается на большинство карт GeForce 7600 GS, а на Chaintech 7600 GS DDR3 оно примерно такое же, как и у карт GeForce 7600 GT. А разница в разгоне по памяти говорит о том, что чипы Infineon 2.0-ns и 1.4-ns, скорее всего, отличаются не только маркировкой и уровнем напряжения.

3. Вольтмод и разгон с воздушным и водяным охлаждением

Вольтмод Chaintech 7600 GS DDR3 делается также же, как и на референсных картах GeForce 7600 GT. Описание вольтмода было опубликовано на сайте VrZone почти полгода назад, а немного позже появился и русский перевод. Кроме того, на эту тему есть статья и на сайте Modlabs. Можно было бы на этом и закончить данный раздел статьи, но я не во всем согласен с тем, что уже написано про вольтмод этих карт и поэтому решил сделать свой вариант.

В качестве контроллеров напряжений на чипе и памяти используются две микросхемы Intersil ISL6549CBZ (datasheet, 445Kb), расположенные на обратной стороне карты справа. Контроллер Vgpu наверху, а Vmem внизу. По умолчанию память работает на 2.01V, а напряжение на GPU составляет 1.36V в 2D режиме и при переходе в 3D возрастает примерно 0.02V (т.е. до 1.38V). Далее по тексту, где я буду приводить значения Vgpu, они будут указаны для 3D-режима работы карты. Вольтмод на этой карте может быть выполнен как с использованием переменных резисторов, так и при помощи карандаша. Отдельный вольтмод Vddq не требуется (Vdd = Vddq).





Вольтмод GPU:

Соединяем 4-ю ногу ISL6549CBZ (Vgpu-feedback) c 7-й (земля) через переменный резистор 10k Ом. Для мониторинга можно использовать ноги одного из двух конденсаторов цепи питания GPU (С78 или C54).

Карандашный вольтмод GPU: для повышения напряжения на GPU нужно закрасить резистор, указанный на картинке как "Pencil Vgpu-mod". Проверить полученное после закрашивания сопротивление можно по этой таблице:

Rfb(gpu) Vgpu/3D
395 1.38V
382 1.44V
371 1.48V
350 1.58V
346 1.60V
330 1.65V
324 1.69V
321 1.71V
315 1.75V

Вольтмод памяти:

Соединяем 4-ю ногу ISL6549CBZ (Vgpu-feedback) c 7-й (земля) через переменный резистор 20k Ом. Для мониторинга можно использовать ноги одного из двух конденсаторов цепи питания памяти (С67 или С69).

Карандашный вольтмод памяти: для повышения напряжения на памяти нужно закрасить резистор, указанный на картинке как "Pencil Vmem-mod". Проверить полученное после закрашивания сопротивление можно по этой таблице:

Rfb(mem) Vmem
620 2.01V
583 2.13V
573 2.18V
557 2.23V
545 2.30V
531 2.35V
512 2.44V





Отличия от других описаний вольтмодов референсных карт GeForce 7600 GT:

  • Если хотите, то можете припаивать переменные резисторы к тем же самым SMD-резисторам, которые используются для карандашного вольтмода. Но я считаю, что на 7600 GT удобнее использовать для этого именно ноги контроллеров ISL6549CBZ.
  • То же самое касается точек измерения напряжений на карте. Кроме конденсаторов есть и другие точки, можете использовать те, которые вам удобнее.
  • Очень часто для вольтмода рекомендуется использовать как для GPU, так и для памяти переменные резисторы 10k Ом. Но применение для вольтмода памяти резистора на 10k Ом приведет к тому, что даже если он будет выкручен на максимальное сопротивление, то после его припайки напряжение на памяти сразу же поднимется с 1.99V до 2.13V. А что делать, если для памяти оптимальным окажется что-нибудь в районе 2.07V? В таком случае придется использовать резистор на 20k Ом.

Рассчитать итоговое сопротивление после припайки переменного сопротивления можно по следующей формуле:

Rmax = 1 / ( (1/Rfb) + (1/Rvr) )

Rfb – это уже имеющееся сопротивление между feedback и землей, Rvr – сопротивление добавляемого переменного резистора, выставленного на максимум.

А приблизительно оценить уровень минимального поднятия напряжения можно так (Vdef – напряжение по умолчанию):

Vmin = Vdef * Rfb / Rmax

Таким образом, после припайки переменного резистора 10k Ом получаем снижение сопротивления с 620 до 583 (что и приведет к повышению Vmem с 1.99V до 2.13V), а при использовании 20k Ом сопротивление не понизится даже на 1 Ом и его можно будет настроить на нужный уровень.

Теперь о результатах разгона карты после вольтмода:

  • Без замены системы охлаждения GPU заработал на 726 MHz с напряжением 1.48V;
  • После установки водяного охлаждения GPU заработал на 810 MHz с напряжением 1.73V;
  • Разгон памяти после установки радиаторов и дополнительного обдува поднялся до 1740 MHz с напряжением 2.30V;

Результаты хорошие, но этих частот удалось достичь только при вольтмоде и разгоне чипа и памяти по отдельности. Если вольтмод только памяти никак не влиял на разгон GPU, то вольтмод GPU (примерно начиная с 1.50V и выше) приводил к сильному снижению стабильной частоты памяти. Не могу точно сказать, в чем причина такого поведения карты, но не помогло даже охлаждение всей карты двумя 120-мм вентиляторами на полных оборотах. Возможно не хватило мощности БП или конденсаторы в цепях питания оказались недостаточной емкости (на карте установлены два 1200 µF в цепи Vgpu и два 330 µF в цепи Vmem). К сожалению, у меня не было возможности сделать cap-mod, чтобы это проверить.

Одновременных частот 810/1740 MHz достичь не удалось, поэтому пришлось искать наиболее удачную комбинацию напряжений и частот. После снижения напряжений до 1.69V/2.25V карта заработала на частотах 792/1692 MHz.

4. Определение оптимального значения дельты

Карты на чипах NVIDIA G73 (7600 GT, 7600 GS, 7300 GT) по умолчанию работают с нулевой дельтой. При разгоне это приводит к тому, что частота geometric domain становится ограничивающим фактором и чтобы продолжить разгон, нужно сделать дельту отрицательной. Оптимальное значение дельты зависит от экземпляра карты, от эффективности охлаждения, от напряжения на GPU и если что-то из них изменилось, то и дельту нужно определять заново.

Для изменения дельты был использован редактор BIOS'ов NiBiTor v2.9a. Отрицательную дельту в нем надо указывать по формуле "256 - delta". Для прошивки измененного образа BIOS использовался nvFlash v5.31.

Подбор оптимальной дельты был проведен дважды – без модификаций карты и после вольтмода и замены охлаждения. До вольтмода и замены охлаждения все блоки GPU работали на частоте 655 MHz, но для ROP/Shader domain это был далеко не предел – после смены дельты на минимальную -128 частоты составили 783(655) MHz! Но при повышении напряжения на GPU дальнейший разгон блоков был непропорциональным. Geometric domain отреагировал на поднятие напряжения до 1.69V намного лучше, чем ROP/Shader domain. Оптимальное значение дельты после вольтмода снизилось до -56, а окончательные частоты составили 848(792) MHz.

5. Тайминги памяти

Тайминги по умолчанию у Chaintech 7600 GS DDR3 точно такие же, как и у Palit 7600 GS Sonic:

Их удалось достаточно сильно понизить, сохранив при этом такой же разгон по частоте:

  • tRC с 30 на 12
  • tRFC с 38 на 14
  • tRAS с 18 на 8
  • tRP с 12 на 4
  • tRcdRD с 12 на 4
  • tRcdWR с 8 на 4
  • tRRD с 8 на 2

6. Тестирование

6.1. Тестовая конфигурация и драйверы

Тестирование проводилось на открытом стенде при комнатной температуре равной +23° Цельсия.

Конфигурация:

  • Процессор: AMD Opteron 148 (Venus/E4), разогнанный до частоты 2920 MHz при напряжении 1.63V
  • Материнская плата: DFI LanParty UT nF4 SLI-D rev.AB0, Socket 939, BIOS 702-2, питание памяти от линии +3.3V
  • Система охлаждения: модифицированная СВО Aucma CoolRiver
  • Термоинтерфейс: термопаста Алсил-3
  • Оперативная память: Kingston HyperX PC3200 на чипах Winbond BH-5 2*512Mb, была разогнана до 243MHz и работала с таймингами 2.0-2-2-5 1T при напряжении 3.44V
  • HDD: Western Digital WD1200JB (120Gb, 7200RPM, 8Mb)
  • Корпус: отсутствует (открытый стенд)
  • Блок питания: Golden Power 450W (28A на линии +12V), линия +3.3V поднята до 3.7V.
  • Монитор: CTX VL950 (19" CRT)

Операционная система и драйверы:

  • Windows XP Pro Service Pack 2
  • DirectX 9.0c (Feb2006)
  • nForce4 driver v6.86
  • NVIDIA ForceWare v91.31

Настройки драйвера NVIDIA ForceWare:

  • Intellisample Settings: High Quality
  • Trilinear Optimization: Off
  • Anisotropic mip filter optimization: Off
  • Anisotropic sample filter optimization: Off
  • VSync: Always Off

Тестирование проводилось на следующих частотах:

  • 560/1300 – номинальные частоты Chaintech 7600 GS DDR3.
  • 655/1674 – разгон карты без каких-либо модификаций.
  • 792/1692 – Vgpu=1.69V, Vmem=2.25V, водяное охлаждение на GPU, радиаторы на чипах памяти, дополнительный обдув карты.
  • 848(792)/1692 – то же что и 792/1692, но с дельтой -56 и модифицированными таймингами памяти.

6.2. Температурный режим

Чтобы выяснить температуру графического процессора под нагрузкой и без нее, после загрузки системы запускался модуль мониторинга программы RivaTuner 2.0 RC16. Далее я ждал, пока температура стабилизируется (т.е. пока график не станет ровным) и записывал полученную температуру без нагрузки. Затем запускал 3DMark05 и после прохода game-тестов записывал максимальную температуру. Полученные результаты сведены в таблицу:

Clocks Voltages Temperatures Cooling
655/1674 1.38V/2.01V 46°c/69°c stock air
726/1674 1.46V/2.01V 48°c/75°c stock air
726/1674 1.60V/2.01V 51°c/89°c stock air
771/1692 1.65V/2.25V 42°c/60°c water
792/1692 1.69V/2.25V 43°c/65°c water

Во всех режимах дельта была равна нулю. При режиме без модификации охлаждения напряжение на памяти не поднималось.

6.3. Тестирование в бенчмарках и играх на стабильных частотах

Для тестирования были использованы следующие бенчмарки и игры:

  • 3DMark06 v1.0.2 - 1280x1024, NoAA/NoAF
  • 3DMark05 v1.2.0 - 1024x768, NoAA/NoAF
  • 3DMark03 v3.6.0 - 1024x768, NoAA/NoAF
  • 3DMark2001 SE build 330 - 1024x768, NoAA/NoAF
  • Aquamark3 - 1024x768, NoAA/4xAF
  • F.E.A.R. v1.0.4. Soft Shadows = Off, все остальное на максимальное качество. Для тестирования использовалось встроенный в игру бенчмарк
  • Quake4 v1.2.0. High Quality. VSync = Off. Демо из программы HardwareOC Quake4 Benchmark v1.3 (HOCdemo.demo)
  • Prey v1.0.103. Максимальное качество графики. VSync = Off. Демо из программы HardwareOC Prey Benchmark v1.0 (guru3d-6.demo)
  • Half-Life 2: Lost Coast (Source Engine 7 build 2547). HDR = Off, все остальное на максимальное качество. Демо d2.dem by Jordan.
  • Serious Sam 2 v2.070. HDR = Off, все остальное на максимальное качество. Встроенное демо на уровне "GREENDALE"
  • Need For Speed: Most Wanted v1.3. Максимальное качество графики. Тестирование на уровне "Black Edition Challenge"
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion v1.1.0.425. Установки качества видео: Ультра. Textures = High, Bloom = On, HDR = Off, VSync = Off. О том, как проходило тестирование, вы можете прочитать в этой статье.

Настройки в бенчмарках были оставлены по дефолту, а в играх были установлены на максимальное качество (за исключением High Quality в Quake 4 и выключенного HDR в остальных играх). HDR был выключен по двум причинам. Во-первых, потому, что эта опция слишком сильно снижает производительность и я не вижу смысла использовать ее на middle-end картах (тоже самое касается и Soft Shadows в F.E.A.R.). Во-вторых, тестируемая карта основана на графическом чипе от NVIDIA и поэтому пришлось бы делать выбор между включением Antialiasing и HDR.

Теперь насчет Quake 4. Раньше я использовал для тестирования версию игры 1.0.4 и демо guru5.demo состава программы HardwareOC Quake 4 Benchmark v1.0. Но после установки обновления до версии 1.2.0 обнаружил, что формат демо-файлов изменился и стал несовместим, что привело к невозможности использовать то же самое демо с новой версией игры. За это время программа HardwareOC Quake 4 Benchmark тоже обновилась до версии v1.3 и теперь содержит новое демо HOCdemo.demo, совместимое с Quake 4 версии 1.2.0. Но при тестировании с новым демо выяснилось, что оно намного сильней загружает систему и, самое главное, требует существенно большего выделения памяти при тестировании с настройками Ultra Quality. Для нормального тестирования в Ultra Quality оказалось недостаточно не только 256 Mb видеопамяти, но и 1024 Mb оперативной. Это приводило к постоянному использованию HDD во время тестирования и получению некорректных результатов.

Даже при попытке провести тестирование в специально настроенной на минимальное использование памяти системе Windows 2000 максимальное использование памяти Quake 4 доходило до 1200 Mb (причем сама система умещалась в 50-60 Mb). Поэтому мне пришлось отказаться от режима Ultra Quality и использовать High Quality. На видеокартах, имеющих на борту 512 Mb, скорее всего, все было бы иначе.

На этот раз я отказался от тестирования в достаточно старой OpenGL игре The Chronicles of Riddick, вместо нее в список игр был добавлен Prey.

6.4. Максимальные результаты в бенчмарках на предельных частотах

Для получения максимальных результатов процессор и видеокарта были разогнаны до максимальных частот, на которых они были способны пройти тест. Процессор и GPU видеокарт охлаждались проточной водой с температурой +14°C. Opteron 148 работал на частотах около 3000 MHz, память – около 250 MHz с таймингами 2.0-2-2-5 1T. Предел разгона Chaintech 7600 GS DDR3 составил от 850(796)/1692 до 864(810)/1740, в зависимости от теста. Настройки операционной системы (Windows 2000 Pro SP4), BIOS материнской платы и драйверов были установлены на максимальную производительность.

Во всех тестах 3DMark использовался LOD=+15 (оптимально для карт с G73 и DDR3). Качество картинки при этом крайне низкое, но почти все максимальные результаты получаются при положительном значении LOD. Выглядит это вот так:

Результаты получились следующие:

  • 3DMark 2001: 37372, world record в категории 7600 GS (среди одиночных карт)
  • 3DMark 2003: 18309, world record в категории 7600 GS (среди одиночных карт)
  • 3DMark 2005: 8737, world record в категории 7600 GS (среди одиночных карт)
  • 3DMark 2006: 4354, 2-е место в категории 7600 GS (среди одиночных карт)
  • Aquamark3: 101693

Причина относительно низкого результата в 3DMark 2006 – одноядерный процессор.

7. Заключение

Плюсы:

  • одно из лучших среди middle-end карт соотношение цены и производительности
  • дизайн от GeForce 7600 GT и 256 Mb DDR3-памяти
  • хороший разгонный потенциал и частоты по умолчанию почти как у GeForce 7600 GT

Минусы:

  • очень шумная и недостаточно эффективная система охлаждения;
  • отсутствие мониторинга ambient-температуры;
  • в комплекте отсутствуетHDTV-переходник;

В целом карта очень неплохая и понравилась мне больше, чем Palit 7600 GS Sonic. Так же она должна понравиться тем, кто по каким-то причинам не хочет делать вольтмод. Изначально более высокое (по сравнению с другими 7600 GS) напряжение на GPU позволит разогнать ее до обычного уровня разгона карт GeForce 7600 GT, а на Palit 7600 GS Sonic для достижения подобных частот без вольтмода уже не обойтись. Но назвать Chaintech 7600 GS DDR3 лучшей среди подобных карт я тоже не могу. 1.2-ns память, устанавливаемая на Galaxy 7600 GS DDR3, после вольтмода способна работать на более высоких (около 1800 MHz) частотах, чем те, на которые способны 1.4-ns чипы Infineon.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Комментарии 36 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают