Palit 7600GS Sonic 256Mb DDR3 PCI-E – разгон и вольтмод

для раздела Лаборатория

Содержание

1. Введение
2. Дизайн и комплектация
3. Вольтмод и разгон с воздушным и водяным охлаждением
4. Определение оптимального значения дельты
5. Тайминги памяти
6. Тестирование
6.1. Тестовая конфигурация и драйверы
6.2. Температурный режим
6.3. Тестирование в бенчмарках 3DMark и Aquamark на стабильных частотах
6.4. Максимальные результаты в бенчмарках на предельных частотах
7. Заключение

1. Введение

Когда начали появляться в продаже видеокарты GeForce 7600GT, они казались очень перспективными, и на тот момент действительно в среднем сегменте не было лучшего выбора, чем они. Но время не стоит на месте, и случились два события, которые заставили пересмотреть вопрос о целесообразности покупки 7600GT. Во-первых, цены на более быстрые Radeon X1800GTO опустились до уровня, сравнимого с ценой на GeForce 7600GT. А во-вторых, в продаже появились карты GeForce 7600GS, оснащенные памятью DDR3 в полном объеме (256 Mb), и после разгона не уступающие в скорости 7600GT. Данная статья посвящена одной из таких карт – Palit 7600GS Sonic.

2. Дизайн и комплектация

Коробка такая же, как и у видеокарт Palit серии GeForce6 (6600 и 6600GT), сверху есть только наклейки с информацией о том, что внутри находится 7600GS Sonic:

Сбоку перечислены возможности карты:





Последним пунктом сказано, что SLI будет работать только на 6600GT, что может ввести в заблуждение неподготовленного пользователя. Конечно же, это не так, Palit 7600GS Sonic (как и все остальные 7600GS) имеет поддержку SLI.

Комплектация:

  • CD-диск с драйверами ForceWare (v84.21 для Windows 2000/XP/x64 и v77.72 для Windows 9x/ME/NT4.0);
  • CD-диск Cyberlink Power DVD 5.0;
  • DVD-диск с полной версией игры Conflict Global Storm;
  • переходник DVI/D-SUB;
  • переходник HDTV.

Видеокарта с установленной системой охлаждения выглядит следующим образом:

Радиатор системы охлаждения алюминиевый, с достаточно неровным основанием и если вы не планируете менять систему охлаждения, то его желательно отполировать. Вентилятор средний по шумности, но карта не имеет возможности управлять его оборотами. Крепление очень удобное, легко снимается и устанавливается без отвертки, такое же, как и на многих других картах Palit, выпущенных в последнее время.

Palit 7600GS Sonic имеет дизайн PCB, отличный от референсного, но точно такой же, как и у другой карты из этой же серии - Palit 7600GT Sonic:





На карту установлен GPU G73 ревизии A2, выпущенный на 8-й неделе 2006 года:

256Mb GDDR3 памяти в виде 4-х микросхем в корпусе BGA-136 и временем доступа 2.0ns. Чипы Infineon HYB18H512321AFL20 были выпущены на 38-й неделе 2005 года. Datasheet по всем микросхемам памяти Infineon серии HYB18H512321AFLXX и HYB18H512321AF-XX 512-Mbit GDDR3 можно скачать по этой ссылке (PDF, 1884Kb).

Страница на сайте производителя содержит ошибки: обе фотографии не соответствуют действительности и частота GPU указана 400MHz, а на самом деле она равна 450MHz. Образ BIOS можно скачать по этой ссылке.

По умолчанию карта работает на частотах 450/1000 MHz. Без модификаций и замены системы охлаждения разгон по GPU составил 540 MHz, а по памяти – 1494 MHz! После такого разгона по памяти я выключил компьютер, вытащил карту и еще раз проверил маркировку... все правильно, чипы, промаркированные как 2.0, без вольтмода разогнались до невероятной для них частоты. Причем у меня оказался не самый лучший экземпляр карты – по сообщениям других владельцев подобных видеокарт на нашем форуме, такой разгон по памяти является скорее нормой, чем исключением. Было даже высказано предположение, что это 1.4 чипы, перемаркированные в 2.0. Но дело оказалось вот в чем: если посмотреть на сайте производителя страницу, посвященную чипам серии HYB18H512321AFLXX и HYB18H512321AF-XX, то можно заметить, что AFLXX работают на 1.8V, а AF-XX на 2.0V. Palit просто закупил чипы AFL20 и поставил их на 1.98V, поэтому они и разогнались как 1.4ns! Это ничто иное, как предустановленный вольтмод по памяти, сделанный самим производителем.

3. Вольтмод и разгон с воздушным и водяным охлаждением

В качестве контроллеров напряжений на чипе и памяти используются две микросхемы Richtek RT9214, расположенные на обратной стороне карты наверху слева. По умолчанию напряжение на GPU составляет 1.12V, а на памяти 1.98V. Причем, как уже было сказано, напряжение на памяти уже является завышенным на 0.18V. При этом нагрев памяти и так немаленький, а после поднятия напряжения он становится еще выше. Поэтому, перед тем, как делать вольтмод памяти, я установил на нее радиаторы Zalman и поставил 80-мм вентилятор на обдув. Но даже в этом случае ее максимальная стабильная частота ограничивалась именно перегревом.





Вольтмод на этой карте может быть выполнен как с использованием переменных резисторов, так и при помощи карандаша. Сначала рассмотрим карандашный вольтмод:

Для повышения напряжения на GPU нужно закрасить резистор R37. Проверить полученное после закрашивания сопротивление можно по этой таблице:

R37 (Ом)Vgpu
8331.12V
8171.14V
7551.23V
6911.35V
6051.52V
5801.62V
5551.66V
5341.75V

Для повышения напряжения на памяти нужно закрасить резистор R34. Проверить полученное после закрашивания сопротивление можно по этой таблице:

R34 (Ом)Vmem
6651.98V
6382.03V
6092.17V
5792.27V

Вольтмод GPU и памяти методом пайки с использованием переменных резисторов (а так же альтернативный карандашный вольтмод GPU):

Вольтмод GPU: соединяем 6-ю ногу RT9214 (Vgpu-feedback) c 3-й (земля) через переменный резистор 10k Ом. Для мониторинга можно использовать ноги конденсаторов CP1, CP2 или CP3.

Вольтмод памяти: соединяем 6-ю ногу RT9214 (Vmem-feedback) c 3-й (земля) через переменный резистор 20k Ом. Для мониторинга можно использовать ноги конденсаторов CP4, CP5 или CP11.





Альтернативный карандашный вольтмод GPU: вместо резистора R37 можно для этой же цели использовать SR74. Путем закрашивания обоих резисторов легче получить более высокое напряжение, чем закрасив лишь один из них.

Результаты разгона после вольтмода:

  • Без замены системы охлаждения GPU заработал на 713 MHz с напряжением 1.52V
  • После установки водяного охлаждения GPU заработал на 765 MHz с напряжением 1.66V
  • Память с установленными радиаторами и обдувом заработала на 1656 MHz с напряжением 2.27V.

4. Определение оптимального значения дельты

Карты на чипах nvidia G73 (7600GT, 7600GS, 7300GT) по умолчанию работают с нулевой дельтой. При разгоне это приводит к тому, что частота geometric domain становится ограничивающим фактором и, чтобы продолжить разгон, нужно сделать дельту отрицательной. Оптимальное значение дельты зависит от экземпляра карты, от эффективности охлаждения и от напряжения на GPU и если что-то из них изменилось, то и дельту нужно определять заново.

До изменения дельты GPU работал на частоте 765 MHz при напряжении 1.66V на водяном охлаждении. Для начала я изменил дельту на -100 и определил, что при частоте geometric domain, сниженной до 729 MHz, предел разгона ROP/Shader domain составляет 828 MHz, т.е. на 63 MHz больше, чем предел у geometric domain при нулевой дельте. Затем изменил дельту на -63, но на частотах 828(765) MHz получил фризы. Окончательные стабильные частоты составили 820(756) MHz.

5. Тайминги памяти

Тайминги по умолчанию на Palit 7600GS Sonic такие:

С помощью NiBiTor v2.9a я изменил следующие тайминги:

  • tRcdRD c 12 на 7
  • tRcdWR с 8 на 2
  • tRRD с 8 на 2

Это не повлияло на максимальную стабильную частоту памяти (1656 MHz при напряжении 2.27V), но при той же частоте дало прибавку 3.2 fps в тесте Mother Nature. Что касается остальных таймингов, то на моем экземпляре карты снижение tRC, tRFC и tRAS не привело к какому-либо росту производительности, а снижение tRP приводило к нестабильной работе.

6. Тестирование

6.1. Тестовая конфигурация и драйверы

Тестирование проводилось на открытом стенде при комнатной температуре равной +26° Цельсия. В конфигурации произошли некоторые изменения. Во-первых, из-за летней жары пришлось снизить частоту процессора на 51 MHz (с 2920 до 2869), а частоту памяти соответственно с 243 до 239 MHz. Во-вторых, у меня закончился запас Arctic Silver 5, и вместо нее пришлось использовать Алсил-3.

Конфигурация:

  • Процессор: AMD Opteron 148 (Venus/E4), разогнанный до частоты 2869MHz при напряжении 1.60V
  • Материнская плата: DFI LanParty UT nF4 SLI-D rev.AB0, Socket 939, BIOS 702-2, питание памяти от линии +3.3V
  • Система охлаждения: модифицированная СВО Aucma CoolRiver
  • Термоинтерфейс: термопаста Алсил-3
  • Оперативная память: Kingston HyperX PC3200 на чипах Winbond BH-5 2*512Mb, была разогнана до 239MHz и работала с таймингами 2.0-2-2-5 1T при напряжении 3.44V
  • HDD: Western Digital WD1200JB (120Mb, 7200RPM, 8Mb)
  • DVD±RW: NEC ND-3500A
  • Корпус: отсутствует (открытый стенд)
  • Блок питания: Golden Power 450W (28A на линии +12V), линия +3.3V поднята до 3.7V.
  • Монитор: CTX VL950 (19" CRT)

Операционная система и драйверы:

  • Windows XP Pro Service Pack 2
  • DirectX 9.0c (Feb2006)
  • nForce4 driver v6.70
  • NVIDIA ForceWare v84.21

Настройки драйвера NVIDIA ForceWare:

  • Intellisample Settings: High Quality
  • Trilinear Optimization: Off
  • Anisotropic mip filter optimization: Off
  • Anisotropic sample filter optimization: Off
  • VSync: Always Off

Тестирование проводилось на следующих частотах:

  • 450/1000 – номинальные частоты Palit 7600GS Sonic.
  • 540/1494 – разгон карты без каких-либо модификаций.
  • 713/1656 - Vgpu-1.52V, Vmem-2.27V, охлаждение на GPU не менялось, на память были установлены алюминиевые радиаторы Zalman.
  • 765/1656 - Vgpu-1.66V, Vmem-2.27V, водоблок на GPU (одноконтурная замкнутая СВО), радиаторы на чипах памяти.
  • 820(756)x1656 – то же, что и 765/1656, но дельтой -63 и модифицированными таймингами памяти..

6.2. Температурный режим

Чтобы выяснить температуру графического процессора под нагрузкой и без нее, после загрузки системы запускался модуль мониторинга программы RivaTuner 2.0 RC16. Далее я ждал, пока температура стабилизируется (т.е. пока график не станет ровным) и записывал полученную температуру без нагрузки. Затем запускал 3DMark05 и после прохода game-тестов записывал максимальную температуру. Полученные результаты сведены в таблицу:

ClocksVoltagesTemperaturesCooling
450/10001.12V/1.98V43°c/53°cstock air
540/14941.12V/1.98V44°c/57°cstock air
713/16561.52V/2.27V49°c/84°cstock air
765/16561.66V/2.27V47°c/65°cwater
776/16561.75V/2.27V49°c/69°cwater

Во всех режимах дельта была равна нулю. При 1.75V на GPU работа видеокарты была нестабильной.

6.3. Тестирование в бенчмарках 3DMark и Aquamark на стабильных частотах

Настройки в бенчмарках были оставлены по дефолту. Настройки драйвера выставлены на максимальное качество.

Тестирование в бенчмарках показало, что прирост производительности от увеличения частот, изменения дельты и модификации таймингов есть, и немаленький (примерно 65%, если сделать все модификации). После разгона Palit 7600GS Sonic работает на уровне разогнанной 7600GT.

Тестирование в играх не было проведено из-за недостатка времени, карта была у меня в наличии только в течение 48-ми часов.

6.4. Максимальные результаты в бенчмарках на предельных частотах

Для получения максимальных результатов процессор и видеокарта были разогнаны до максимальных частот, на которых они были способны пройти тест. Процессор и GPU видеокарты охлаждались проточной водой с температурой +13°C. Opteron 148 работал на частотах от 2980 до 3020 MHz, память – от 232 до 250 MHz с таймингами 2.0-2-2-5 1T. Предел разгона Palit 7600GS Sonic составил от 850(769)x1656 до 864(783)/1692, в зависимости от теста. Настройки операционной системы (для этого, как обычно, использовалась Windows 2000 Pro SP4), BIOS материнской платы и драйверов были установлены на максимальную производительность. Во всех тестах 3DMark использовался LOD=+15.

Результаты получились следующие:

  • 3DMark2001: 36702, world record в категории 7600GS
  • 3DMark2003: 17712, world record в категории 7600GS (среди одиночных карт)
  • 3DMark2005: 8349, 2-е место в категории 7600GS (среди одиночных карт)
  • 3DMark2006: 4214, 2-е место в категории 7600GS (среди одиночных карт)

Лучшие результаты в 3DMark2005/2006 были получены участниками нашей конференции – DarthEx и M!nd, и так же на Palit 7600GS Sonic.

7. Заключение

Плюсы:

  • производительность 7600GT по цене 7600GS;
  • использование памяти DDR3 вместо DDR2 без уменьшения её объёма;
  • отличный разгонный потенциал, как по GPU, так и по памяти;

Минусы:

  • отсутствие возможности регулировать обороты вентилятора и отсутствие мониторинга ambient-температуры;
  • плохое качество обработки основания радиатора системы охлаждения;
  • в комплекте отсутствуют кабели (S-Video и RCA), есть только HDTV-переходник;

Особенности:

  • завышенное на 0.18V напряжение на чипах памяти относительно номинального и отсутствие на них радиаторов (но в конференции есть информация, что появилась версия этой карты с другой комплектацией и с алюминиевыми радиаторами на памяти). Это можно считать за минус, потому что в условиях плохо продуваемого корпуса может привести к перегреву памяти. Но с другой стороны – это плюс для тех, кому хочется повыше разогнать память, но при этом не делать вольтмод самому;
Плюсы для оверклокеров очень значительные, а минусы несущественные и при желании их можно устранить самостоятельно (докупить при необходимости кабели и модифицировать систему охлаждения). Эта карта – отличный вариант для тех, кого не устраивает скорость обычной 7600GS с DDR2 памятью и кому не хочется переплачивать дополнительные $50 за "полноценный"

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.5 из 5
голосов: 198

Комментарии 224 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают