Статистика уходящего года показывает, что отсутствием прямых рук можно испортить любую игру, даже «Цивилизацию». Релиз шестой номерной части великой серии состоялся два месяца назад, и за это время её результаты можно лишь с натяжкой назвать успехами. Начиналось всё великолепно, но с течением времени начали обнажаться многочисленные недостатки и недоработки, которые до сих пор никак не могут быть исправлены.

По состоянию на сегодняшний день актуальный пользовательский рейтинг Civilization VI в Steam составляет всего 65%, что иначе как катастрофой для серии язык не поворачивается назвать. С сожалением приходится говорить, что претензии игроков полностью обоснованы. За два месяца так и не исправлен ИИ, из-за чего вторую букву в этой аббревиатуре следует расшифровывать вовсе не как «интеллект». Компьютерный игрок продолжает нападать по любым поводам и просить у вас полцарства за свои несчастные благовония, при этом он абсолютно не умеет воевать и проигрывает даже при численном превосходстве. Отсутствие адекватного ИИ в игре, полностью заточенной на одиночное прохождение, можно без зазрения совести назвать огромным недостатком.
Имеются серьёзные претензии к игровым механикам, в частности, к системе районов. Возводятся они слишком медленно (причём, их нельзя купить за золото, и чем дальше вы развиваетесь по технологиям, тем выше становится их стоимость, то есть в новых городах промышленный район можно строить 50—60 ходов, а фабрики в нём – 11 ходов, что, согласитесь, немного неадекватно) и имеют колоссальный лимит по населению, что приводит к однообразию. Скажем, для внятного развития империи каждый её город обязан иметь коммерческий, культурный, научный, развлекательный и промышленный районы. Причина: деньги кучами улетают на покупку клеток для города, улучшение и содержание армии и экстренную смену политических курсов, наука и культура необходимы для эффективного продвижения по древам технологий, производства много не бывает, а довольство требуется хотя бы для предотвращения появления мятежников. Как следствие, вплоть до урбанизации и связанного с ней резкого увеличения количества жителей ни один город не может пожертвовать лимитом ради религиозных, военных и других, куда менее полезных районов.
Также игроки продолжают жаловаться на неудобный интерфейс, отсутствие очереди производства, недоработанное окно торговли и торговых путей, неудобное городское меню с избыточным количеством лишних кнопок и общую игровую рутину. А игра не должна быть рутиной, она должна доставлять удовольствие.

Что мы на текущий момент имеем помимо 65-процентного рейтинга? Civilization VI давным-давно вылетела из десятки самых популярных игр в Steam и даже уступила место своей предшественнице — Civilization V. За два месяца у Civilization VI полтора миллиона проданных копий, а за последние две недели в неё играли всего 40% от всех владельцев.
Как и предполагалось, Civilization VI приходится конкурировать с Civilization V, и эту конкуренцию новинка пока выдерживает с трудом. Во многом тому виной слишком ранний и сырой релиз, сомнительные патчи, упрощающие геймплей, высокая цена на «шестёрку» и низкая цена на «пятёрку», особенно на распродажах. Будем ждать три—пять лет?