Платим блогерам

Новости 13 марта 2003 года

Как поется в старой песне о белом пароходе, "не солгали предчувствия мне" :), и лучшие новости о проходящей в Ганновере выставке CeBIT 2003 начали поступать именно с немецких и других европейских сайтов. В конце концов, отправить корреспондента в зал "за углом" было по карману даже не самым раскрученным сайтам – при условии, что штаб-квартира сайта находилась в Германии. Ничуть не умаляя популярности указанного далее сайта, спешу сообщить, что на страницах форума Hardware Luxx появилась обширная фотогалерея со снимками многих интересных экспонатов выставки. В первую очередь, там представлено колоссальное количество материнских плат различных производителей. Однако, мое внимание было привлечено графическими платами, поскольку в данном случае было "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" :). "Выцарапав" из недр указанного форума избранные фотографии и придав экспонатам более выгодные ракурсы, я решил разместить их на наших страницах.

Во-первых, "пробежимся" по стенду компании Abit, ибо именно ей мы обязаны появлением такого феномена современности, как система охлаждения Siluro. Тем более, что на выставке видеоплаты Abit красовались во всех ее разновидностях.

Итак, качественное фото родоначальника семейства Abit Siluro FX вы уже имели возможность видеть. Сделанные в "полевых условиях" снимки экспонатов выставки не могут похвастаться хорошим качеством, но основные очертания уловить можно.

Удивительным образом на плате класса GeForce FX 5600 (не-Ultra) мы замечаем память в конструктиве TSOP!

Собственно, об обязательности наличия памяти в конструктиве BGA на платах этого класса никто не заявлял, и для версии GeForce FX 5200 память TSOP выглядела вполне уместно. Частоты решений GeForce FX 5600 должны составлять 325/550 МГц для чипа и памяти соответственно, поэтому вполне возможно наличие памяти в конструктиве TSOP. Разгонный потенциал памяти при этом должен быть подорван не только менее выгодным конструктивным исполнением, но и отсутствием радиаторов. Учтите, карта по-прежнему занимает два слота, поскольку система охлаждения унифицирована со "старшим братом". Объем поддерживаемой памяти для этой модели платы составляет 64/128 Мб, так что, вполне возможно, что перед нами как раз более дешевый вариант.

Другое решение на базе GeForce FX 5600 – от компании MSI, однако судить об используемом типе памяти из фотографии мы не можем. Однако, в имеющейся под картой аннотацией можем ясно наблюдать частоты чипа и памяти (325/550 МГц), объем памяти 128 Мб и двойной BIOS в паре с системой аппаратного мониторинга. Видимо, о некоторых аспектах работы такой системы мы уже говорили позавчера.

Более высокое по статусу решение от Abit – видеоплата на базе чипа GeForce FX 5600 Ultra, демонстрирует не только схожесть дизайна с флагманским решением на основе NV30, но и поддержку 256 Мб памяти:

Младшая видеоплата семейства на базе чипа GeForce FX 5200 оснащена 128 Мб памяти DDR в конструктиве TSOP и имеет пассивное охлаждение. Abit также будет выпускать версию с 64 Мб памяти.

Теперь перебросим внимание на стенд MSI. Первым делом, оригинальностью конструкции системы охлаждения отличается плата на основе чипа GeForce FX 5800:

Чипа работает на частоте 400 МГц, память – на 800 МГц DDR. Напомню, что GeForce FX 5800 Ultra в исполнении MSI содержал революционно-зеленую наклейку с логотипом компании на эталонной плате Nvidia :). В лице сегодняшнего экземпляра мы видим пример конструктивной самостоятельности MSI...

А вот платы MSI на базе GeForce FX 5200 Ultra и GeForce FX 5600 Ultra имеют не только разительно схожий дизайн, но и частотами чипа и памяти они не отличаются: 350 МГц для ядра и 700 МГц DDR для памяти.

Поскольку дизайн плат идентичен эталонному, то есть вероятность, что серийные образцы получат иную систему охлаждения. Равенство частот не означает равенства в производительности – чип GeForce FX 5200 Ultra лишен поддержки технологии IntelliSample. Кроме того, частота RAMDAC этой более дешевой версии составляет 350 МГц против 400 МГц у версии GeForce FX 5600 Ultra, техпроцессы изготовления чипов различаются, а конфигурация конвейеров имеет фиксированную формулу "2 х 2" (согласно некоторым данным). Стало быть, и равной производительности от этих плат ожидать не стоит.

Видеокарта Leadtek WinFast A310 Ultra TD MyVIVO на основе чипа GeForce FX 5600 Ultra не поражает воображение какими-то экзотическими характеристиками, но демонстрирует устройство эталонного кулера.

Фотография крайне неудачна, поэтому поясню для верности на словах: под прозрачной крышкой кулера видны веерообразные ребра радиатора. Такой кулер установлен на всех эталонных видеоплатах класса GeForce FX 5200 Ultra/5600 Ultra.

Собственно, на этом нашу фотоэкскурсию можно и завершить. На примере рассмотренных сегодня образцов вы имеете возможность еще раз убедиться, что разновидностей видеоплат семейства GeForce FX будет великое множество, и не всегда GeForce FX 5200 Ultra одного производителя будет сопоставим по главным характеристикам с идентичной по названию платой другого производителя. Все это внесет привычную путаницу в процесс выбора видеокарты, поэтому для нужной осведомленности советуем читать обзоры и новости. Например, на нашем сайте :)...

Видеокарты семейства GeForce FX не перестают удивлять своими скрытыми возможностями – как в плохом, так и в хорошем смысле. После скандального ряда новостей про конфигурацию пиксельных конвейеров чипов NV30 в Сети появляются сообщения о более приятных открытиях. Так, в форуме NVnews опубликовано сообщение о том, что новые драйверы Nvidia Detonator 43.30 позволяют включать на видеокартах GeForce FX 5800 Ultra режим полноэкранного сглаживания 16х. Напомню, что данный режим официально поддерживается платами Radeon 9700/9700 Pro, а вот среди новинок Nvidia такая функция присуща только профессиональным видеоадаптерам серии Quadro FX. Собственно, о данной проблеме мы уже размышляли некоторое время назад, но тогда все наши доводы существовали на уровне догадок.

Согласно имеющейся на данный момент информации, на аппаратном уровне чипы, которыми комплектуются платы Quadro FX и GeForce FX, идентичны, и все отличия в их функциональности объясняются драйверами. Само собой, что от различных превращений Nvidia защищается идентификационной информацией типа Device ID, которая не позволяет использовать драйверы профессиональной серии на игровых видеоплатах. Но подобные трудности преодолевались умельцами и ранее, и трансформация GeForce FX в Quadro FX не должна носить сенсационного характера.

В указанном форуме приводятся некоторые скриншоты, демонстрирующие разницу между режимами 8xAA и 16xAA, однако переносить эти массивные картинки на наши страницы я не решился – желающие могут изучить их здесь.

Более того, автор сообщения приводит данные сравнительной производительности в двух режимах:

Режим сглаживания Общий счет 3DMark 2003 Wings of Fury, кадров/сек Battle of Proxycon, кадров/сек Troll's Lair, кадров/сек Mother Nature, кадров/сек
8 x AA 1293 44,7 7,4 6,5 10,0
16 x AA 1211 50,3 6,3 5,5 9,1
Изменение, % -6 +13 -15 -15 -9

Немного необычным выглядит увеличение производительности в первом тесте при переходе от режима 8 x AA к 16 х АА. Напомню – тест Wings of Fury основан на технологиях DirectX 7 и является самым "легким" из всего набора 3DMark 2003.

Конечно, мы не станем делать поспешных заявлений на основе информации из форумов, но повод поэкспериментировать данная информация дает. К слову, в конце дискуссии в указанном форуме вполне обосновано высказывается предположение, что в эксперименте использовались драйверы для Quadro FX, что и позволило активизировать режим 16 x FSAA. Драйверы версии 43.30 можно скачать здесь, однако помните – это еще бета-версия и данный релиз может не обеспечивать успешного исхода эксперимента. Тем не менее, в списке поддерживаемых плат присутствуют как GeForce FX 5800 Ultra, так и платы серии Quadro FX. Возможно, в окончательной версии драйверов подобный "приятный недочет" с активизацией режима 16 х FSAA будет устранен.

Поскольку выставка CeBIT 2003 началась вчера в Германии, то часть поступающих новостей в ближайшие дни будет связана именно с этим событием. Собственно, о готовящихся на выставке анонсах было заблаговременно сказано так много, что особых сюрпризов уже никто не ждет :).

Понятно, что ряд преимуществ в освещении проходящей выставки имеют немецкие сайты – "дома стены помогают" :). Поэтому одним из первых любопытную информацию опубликовал на своих страницах немецкий сайт Chip.de. В частности, немецкие журналисты смогли поведать миру о результатах сравнительного тестирования процессоров Athlon 64 1,8 ГГц и Pentium 4 2,4C (тот, что поддерживает 800 МГц шину и технологию Hyper-Threading).

Информация указанного источника достаточно скудна, но некоторые факты представляют определенный интерес.

Так, демонстрируется фото с изображением поддержки операционной системой двух виртуальных процессоров с тактовой частотой 2,4 ГГц:

Напомню, что поддержку технологии Hyper-Threading процессоры Pentium 4 2,4 ГГц получат с выходом степпинга D1 ядра Northwood. Одновременно будет введена поддержка частоты шины 800 МГц. Несмотря на многочисленные заявления в отдельных форумах о возможности активизации поддержки Hyper-Threading на процессорах степпинга С1 (частота шины 533 МГц), убедительных доказательств таких превращений пока предоставлено не было. Процессоры с 533 МГц шиной вообще лишены официальной поддержки Hyper-Threading, единственным исключением является модель 3,06 ГГц.

Самое забавное в переходе на новый степпинг D1 – процессоры с 533 МГц шиной также будут на него переводиться, и как будут обстоять дела с поддержкой Hyper-Threading у этих экземпляров (официальной или неофициальной), пока никто сказать не берется.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению результатов тестирования. Во-первых, нужно сразу сказать, что прямого сравнения между столь разными платформами не получилось. Хотя архитектура Athlon 64 предусматривает совместимость с 32-разрядными приложениями, что-то не позволило использовать тестовую машину в таких тестах, как Quake III и 3DMark 2001 SE :(.

Аппаратная конфигурация сравниваемых систем описана весьма скупо. Известно, что Athlon 64 с тактовой частотой 1,8 ГГц дополнялся памятью DDR 333. Процессор Intel был установлен на материнскую плату на основе чипсета i865G, а объем памяти DDR 400 этой системы составлял 512 Мб. Судя по всему, в последнем случае использовался двухканальный режим работы с памятью.

Процессор Пропускная способность памяти, Мб/с Quake III, кадров/сек 3DMark 2001 SE
Athlon 64 1,8 ГГц 825 - -
Pentium 4 2,4C HT 760 120 2063

Единственным приложением, в котором напрямую сопоставляются процессоры, оказалась утилита тестирования памяти Bench 32. Мы видим, что при меньшей на 25% тактовой частоте ядра, процессор Athlon 64 показывает преимущество 9% в пропускной способности памяти. Опять же, нельзя забывать, что сопоставление этих различных платформ в данном случае весьма грубое и ограниченное.

Немного настораживает результат системы на основе Pentium 4 2,4C в тесте 3DMark 2001 SE – две тысячи "попугаев" еще допустимы для 3DMark 2003, но в 3DMark 2001 SE выглядят не очень уместными. Немцы указывают для данного теста настройки "по умолчанию". Впрочем, если для тестирования использовалось встроенное графическое ядро, то это все объясняет – уровень производительности вполне соответствует скудным возможностям этого решения. Таким образом, попутно мы еще узнаем о производительности графического ядра чипсета i865G.

В целом, проходящая в Германии выставка "насквозь пропитана" духом готовности компьютерной индустрии к поддержке настольных процессоров Athlon 64, впрочем как и мобильных. И только AMD "набивает себе цену", учитывая ее решение отложить выход этих процессоров на осень. На выставке присутствовала целая стена, увешанная платами для платформы AMD К8 производства различных производителей:

Одним словом, складывается ситуация, когда "семеро ждут одного" :). Однако, судя по растущей тактовой частоте мелькающих в новостях образцов процессоров Athlon 64, производственные проблемы AMD по получению достаточного процента годных изделий для высоких частот постепенно устраняются. Будем надеяться, что осенью AMD наконец выполнит свои обязательства по выпуску столь долгожданных процессоров.

Сейчас обсуждают