Увеличиваем производительность Radeon 9600XT

11 июня 2004, пятница 09:48

Эта работа была прислана на наш "бессрочный" конкурс статей и автор получил приз – Thermaltake HardCano III.


Начало данной статье положил Alpher, попросив Меня описать все те извра... нет, модификации, которые я произвёл со своей видеокартой, в попытке довести до ума то, что сотворили инженеры славной фирмы ATI.

Содержание:

  • Мой выбор видеокарты до 200 долларов.
  • Краткий обзор купленной видеокарты.
  • Модификация охлаждения.
  • Разгон и вольтмодификация.
  • Бенчинг.

Disclaimer. Некоторые действия, описанные в данной статье, ведут к потере гарантии от компьютерной фирмы, где была куплена видеокарта. Я не несу ответственности за поломки, которые могут быть вызваны модификациями системы охлаждения и вольтмодификациями. Если Вы не имеете навыков работы с паяльными инструментами – либо доверьте это кому-нибудь другому, либо лучше не беритесь вообще. Ну вот, disclaimer. Я закончил.

Начнем. На мысль поменять видеокарту меня натолкнул неудовлетворительный FPS в некоторых играх, а так же просто слово "ХАЧУ!". Так как Я – студент, то с деньгами, а тем более с американскими деньгами у Меня туго. Верхняя планка цены будущей видеокарты обозначилась как 190 долларов США, что на момент покупки примерно равнялось 5500 рублей.

Я не фанат, и одинаково лояльно отношусь и к ATI и к nVidia, но по причине того, что последнее время у последней, на Мой взгляд, не выходило ничего путного в районе до 200$, выбор делался из ассортимента канадского производителя чипов.

Основными критериями выбора, в порядке убывания, являлись:

  • Производительность, достаточная для современных игр и запас на игры ближайшего будущего;
  • Аппаратная поддержка DirectX 9;
  • Неупрощенный дизайн текстолита платы;
  • Пригодность ядра к разгону (принципиально);
  • Быстрая память известного производителя;
  • Именитый производитель.

Оказалось, что всем этим критериям соответствует карта от Connect3D, на чипе RV360, то есть Radeon9600XT.





Средних размеров коробка содержала саму карту, шнур "видеовыход-телевизор", переходник "DVI –Dsub", мануал на английском и купон на бесплатное получение игры Half-Life2, естественно, после официального выхода;).

Карта выполнена на стандартном текстолите, то есть на таком же, который используется, для изготовления видеоадаптеров самой ATI. Мне думается, что и завод у них один и тот же ;).

Технические характеристики карты:

  • количество конвейеров рендеринга – 4;
  • число текстурных блоков – 1;
  • разрядность шины памяти 128bit;
  • поддержка DirectX 9.0, технологии HyperZ III и шейдеров версий 2.0.

Стандартная частота GPU составляет 500MHz. Ядро сделано на основе 0,13мкм с использованием low-k диэлектриков. Это дает надежду на приличный разгон...

На карте стоит память Samsung, с временем доступа 2.86нс, т.е. рассчитана она на 700 MHz. Но память работает на частоте 600MHz (что Я, в конце концов, исправил.)





Продолжаем. Для начала я осмотрел стандартный кулер, установленный на карте. Сразу скажем – не внушает. Его было решено сменить на более подходящий. То есть на медный куллер для серверов типоразмера U1 (тонкие).

Чтобы радиатор плотно прилегал к видеочипу, пришлось основательно его "доработать". Я спилил несколько рёбер, сточил пару мешающих углов, и ... процессорный Spire стоит как влитой! Не думаю, что лишившись части своего медного брюха, он сильно потерял в производительности. Просверлив два отверстия, я продел шурупы через них и специальные отверстия в текстолите. Чтобы не повредить видеокарту, и ничего не замкнуть, были использованы картонные "шайбы" между текстолитом и головкой болта.

Важный момент. Закручивайте гайки очень аккуратно, т.к. пренебрежительное отношение к этому действу, может закончиться сколом ядра, и следовательно "негарантийной" потере видео. Нужно следить за тем, чтобы текстолит не прогибался, в то же время крепление должно быть прочным.

На радиатор был привинчен вентилятор, шедший в комплекте. Послушав, как этот "койот" воет, я впаял в красный провод его "хвоста" подстроечник на 100 Ом (ППВ-не помню какой, на 1 ампер). Крутящуюся ручку вывел сзади корпуса.

На память я поставил алюминиевые, предварительно распиленные радиаторы от старых процессоров. Дабы не клеить их на термоклей, а тем более, не использовать для крепления китайские поделки, т.е. суперклей, было решено посадить радиаторы просто на термопасту, а их прижать большими канцелярскими зажимами для бумаги. Что и было с успехом сделано. Получился примерно такой вот бутерброд:

Обдувается память 80мм вентилятором SUNON подключенным к 7 вольтам (т.е к желтому и красному проводам молекса). Пропеллер просто висит, на пружинках, прикрепленных к верхней крышке кейса.

Ну вот и подошла очередь разгона. Поначалу меня он не вдохновил. Со стандартных 500MHz чип погнался до 553, а память с 600 до 688, что несколько ниже частоты, на которую она (память) рассчитана. При этом наблюдались глюки в 3DMark, хотя и не очень заметные. Выше этих частот карта не хотела гнаться ни в какую. Крохотное повышение по любой частоте давало лишь VPU Recovering (ЭТО придумали в недрах ATI. Когда видео перестаёт адекватно себя вести, частоты сбрасываются до номинальных), либо система перезагружалась.





Решено было делать вольтмод. Прочитав несколько общих статей и перерыв тонны обрывочной информации с зарубежных форумов и сайтов, были найдены проверенные варианты, которые было решено воплотить в жизнь.

Итак, Я использовал:

  • 3 переменных резистора на 15КОм (какой корпус – не важно, лишь бы только сопротивление выставлялось достаточно точно и плавно, и удобный в креплении);
  • небольшой кусок тонкого провода (думаю, понятно зачем ;));
  • мультиметр (без комментариев);
  • паяльник на 25Вт;
  • канифоль и оловянный припой.

Всё паялось так: В синих рамках – контакты к которым припаиваются резисторы, в зеленых – контакты, с которых мультиметром снимается напряжение.

Память: Маркировка микросхемы – SC1175CW. Пайка производится к 18 и 20 ногам.

GPU: При пайке резистора для GPU легче паять не к ножкам, а к контактным площадкам, находящимся возле микросхемы. Их цвета расставлены соответственно.

Куда паять, и где смотреть напругу – показано на рисунках, единственный вопрос возникает по поводу второго мода для GPU. Микросхемы называются ISL6522CB. Резистор был впаян между 5 и 7 ногами, с установленным максимальным сопротивлением (15КОм).

Значение не менялось, при этом смотреть напругу по идее надо на этом дросселе:





... но аккуратно подобраться к нему Я пока не смог. Прирост, в стабильном разгоне по ядру, этот мод дал – 25MHz. Итог:

Значение напряжения выставляется на работающей карте (не обязательно в 3D) путём подкрутки ползунка резистора и одновременного мониторинга напряжения на контрольных точках. В Моём случае:

Напряжение VGPU VMem
Стандартное 1.28v 2.86v
С вольтмодом 1.51v 3.00v

Дальнейшее повышение либо никак не сказывалось на разгонном потенциале (память), либо вызывало нестабильную работу, даже на стандартных частотах (GPU). После мода GPU2 – напряжения VGPU и VMem – не изменились.

Мною была произведена попытка подвести дополнительное питание к карте. Для этого, в отверстия в текстолите карты впаивался 4х-жильный провод. С другой его стороны – стандартный молекс, подключаемый к одному из разъемов БП. Можно в карту впаять штекер питания, например, от старого флопа.

К сожалению, попытка "провалилась". На данном экземпляре карты, не присутствуют некоторые элементы, необходимые для подачи питания, от внешнего источника. Они просто не распаяны. Прежде чем делать этот мод, убедитесь в присутствии данных элементов (подробнее читайте здесь)

Частоты:

До всех модификаций начальные 500/600
Разгон без вольтмода стабильные 540/660
проходит 3DM 553/688
Разгон с вольтмодом стабильные 635/715
проходит 3DM 675/760

И напоследок – цифры. Тестирование проводилось на:

Hardware:

  • CPU: Palomino 1500+@1690Mhz on 1.950v
  • M/B: Epox 8Rda3
  • Mem: 256mb Kingmax 338 MHz DDR 2-2-2-5 on 2.77v
  • Custom liquid cooling on CPU
  • Case: 3RSystem AIR with 300W ATX + 200W AT
  • Monitor: LG Flatron 795FT+

Software:

  • Windows 2000 +sp4
  • DX9
  • Forsage 4.5
  • RivaTuner NY Edition
  • 3DMark2001SE build 330
  • 3DMark2003 build 340

Все ненужные сервисы – отключены, Windows оптимизирован (файл подкачки, реестр), оптимизация для скорости во всех настройках драйверов.

Частоты Результаты
3DMark2001SE 3DMark2003
500/600 11949 3744
540/660 12496 4061
553/688 12508 4178
635/715 12859 4530
675/760 13205 4800

Вместо вывода. Когда Я покупал свою карту, она стоила 186$. На данный момент существует более привлекательные карты для разгона стоимостью менее 200 долларов (FX5900xt ;)), но и Radeon 9600xt тоже подешевел. (150$ для карты, дающей, при желании хозяина, 5000 в 3DMark03 – по Моему, очень не плохо.) Стоит заметить, что в сети есть информация о таких картах, с памятью со временем доступа в 2,2нс, а это – 900MHz –стандартно. Т.е. можно надеяться и на GHz при небольшом разгоне. Конечно занимательно было бы посмотреть на работу этого чуда... Ищите и найдёте!

Удачи в начинаниях, продолжаниях и заканчиваниях!

Ссылки на сайты, информация с которых, в той или иной мере, использовалась:

http://overclockers.ru (идеи)
http://connect3d.ru/vc.asp?cid=37&s=v (фотографии)
http://ixbt.com (фотографии)
http://spire-coolers.com фотография)
http://ati.com (спецификации видеокарты)

Надеюсь, статья будет полезна. По всем вопросам обращайтесь: aircase@bk.ru

При работе с железом использовались: hands.dll; brains.dll

Best regards. Eujin! The Posthuman!


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают