Платим блогерам

Новости 13 февраля 2003 года

Материнские платы ECS хоть и не входят в круг оверклокерских предпочтений, но имеют определенную популярность в нашей стране за счет своей демократичной цены. Более того, "ареал их популярности" не ограничивается постсоветским пространством - компания ежеквартально заявляет о росте объемов продаж, стало быть - берут люди эти простые и дешевые платы.

Возможно, видя усилия некоторых компаний по привлечению клиентов дополнительными факторами типа богатой комплектации (я имею в виду прежде всего Chaintech с их сериями Apogee, Zenith и Summit), тайваньский производитель "платформенного ширпотреба" решил предпринять похожие попытки завоевать сердца и кошельки потребителей дополнительными возможностями комплектации. В пределах своей ценовой ниши, конечно :).

Японским журналистам удалось разузнать, что с 20 февраля начнутся поставки материнской платы ECS L7S7A2, основанной на чипсетной связке SiS 746 + SiS 963. Северный мост чипсета позволяет реализовать поддержку процессоров Athlon с частотой системной шины 200/266 МГц и памяти DDR 333/DDR 266. Более того, инженеры ECS немного расширили функциональность северного моста, предусмотрев возможность работы с процессорами с частотой шины 333 МГц и памятью DDR 400.

Среди прочих возможностей интересны поддержка режима AGP 8x, четырех портов USB 2.0 (плюс еще двух дополнительных) и трех портов IEEE 1394 (дополнительно). Последние возможности предоставляются южным мостом SiS 963, который соединяется с северным мостом шиной MuTIOL, обладающей пропускной способностью 1 Гб/с.

Но самое любопытное в этом анонсе - это комплектация платы устройством чтения flash-карт, встраиваемого в 3,5" отсек и подключаемого к шине USB. Устройство совместимо с шестью наиболее распространенными на сегодня типами флэш-карт: Compact Flash, MicroDrive, SmartMedia, MultiMediaCard, SecureDigital и Memory Stick.

Такое решение выглядит весьма уместным в свете увеличения популярности карманных компьютеров и цифровых камер, а также прочих устройств, использующих флэш-карты. Даже располагая двумя считывателями на разных компьютерах, можно организовать простой и мобильный способ переноса информации или синхронизации данных.

Конечно, купить такое устройство отдельно не составляет труда, но отдельно оно стоит около $35 (в Москве), а в комплекте поставки вместе с материнской платой оно обойдется дешевле, ведь такой комплект стоит около $82 в Японии, где цены традиционно выше. Поскольку обычная стоимость материнских плат ECS составляет порядка $50-60, то с учетом новизны материнской платы, считыватель флэш-карт достается покупателю почти как "бесплатное приложение".

Думаю, нашим постоянным читателям не нужно объяснять, почему иногда полезно снизить множитель процессора, чтобы добиться лучших результатов в разгоне. Наиболее убедительные примеры из числа последних приведены в нашей статистике разгонов Barton. Конечно, новые процессоры на ядре Thoroughbred не имеют заблокированного множителя, но иногда все-таки разблокировать множитель приходится. Снижение множителя в пределах до 12,5х непосредственно из BIOS - это функция лишь немногих материнских плат, основанных на чипсете NForce 2.

Так вот, наши коллеги с известного сайта AMDnow.ru нашли способ простого разблокирования процессоров средствами материнской платы и... куска проволоки. Методику они очень доступно изложили здесь.

Собственно, зарубежные исследователи данного вопроса предлагали несколько иной способ, но зачем же рисковать и напрягаться, когда можно все решить при помощи смекалки и куска проволоки :).

Итак, в арсенале оверклокеров появился еще один способ подчинить себе более высокие частоты системной шины. Ведь разгон процессоров в наши дни стал делом почти филигранным, требующим тонкого баланса таких компонентов, как напряжение на ядре, частота системной шины и множитель. Чем больше составляющих, от которых зависит разгон, тем больше шансов найти вариант стабильного разгона с хорошей производительностью.

Владельцам процессоров Intel одновременно и проще, и сложнее - процессор имеет заблокированный множитель, и манипулировать можно лишь напряжением и частотой шины. Разогнать такой процессор проще, но достичь оптимального результата можно не всегда :(.

А у владельцев платформ AMD сегодня появился еще один повод для радости...

Наша вчерашняя статья о "новых попугаях" не претендовала на звание "обзора обзоров", хотя некоторые читатели ожидали от нее именно глобальности покрытия всех написанных о свежем 3DMark 2003 отзывов и обзоров, а также глубокого анализа вышедшего продукта. Я же подчеркнуто не стал углубляться в обобщение таких разносторонних мнений, какими являются существующие отзывы о 3DMark 2003. Задача была другая – показать "расстановку сил" среди сильнейших в новом тесте (Radeon 9700 Pro vs. GeForce FX 5800 Ultra) и обозначить официальную реакцию некоторых незаинтересованных лиц (Nvidia).

Собственно, в продолжение весьма актуальной для многих темы (если судить по различным форумам и количеству статей) я решил немного ознакомить вас с наиболее интересными новостями, в которых фигурирует 3DMark 2003.

Итак, прежде всего – статья на сайте Tech-Report, в которой сошлись в неравном поединке 7 современных видеокарт от трех производителей. Забавно, что кроме шести характерных представителей со стороны двух гигантов (по 3 от ATI и по 3 от Nvidia), в тестировании участвовала и Matrox Parhelia. Поклонникам Matrox будет любопытно узнать, сколько "попугаев-2003" сможет выжать детище их любимой компании :).

Собственно, "вся подноготная" участников теста наглядно представлена в таблице:

Видеокарта Частота ядра, МГц Число пикс. конв-ров Макс. скорость заполн-я, Мпикс./с Число текст-х модулей на конвейер Макс. скорость заполн-я, Мтекс./с Частота памяти, МГц Ширина шины памяти, бит Макс. проп. спос-сть памяти, Гб/с
GeForce 4 Ti4200-8x 250 4 1000 2 2000 512 128 8,2
Radeon 9500 Pro 275 8 2200 1 2200 540 128 8,6
Radeon 9000 Pro 275 4 1100 1 1100 550 128 8,8
GeForce 4 MX460 300 2 600 2 1200 550 128 8,8
GeForce 4 Ti 4600 300 4 1200 2 2400 650 128 10,4
Parhelia-512 220 4 880 4 3520 550 256 17,6
Radeon 9700 Pro 325 8 2600 1 2600 620 256 19,8

Заметьте, что среди "приглашенных" GeForce FX не числится – видимо, не имелась в наличии, да и перспективной не считается :).

Тестовая платформа удивляет выбором достаточно раритетной материнской платы на чипсете VIA P4X400, который не часто фигурирует в бенчмарках:

  • Процессор Intel Pentium 4 2,4B;
  • Материнская плата SOYO SY-P4X400 DRAGON Ultra (VIA P4X400) + драйверы Hyperion 4.45;
  • Оперативная память 512 Мб (2 х 256 Мб) CAS 2 PC2700 DDR SDRAM;
  • Винчестер Maxtor 740X-6L 40 Гб 7200 об/мин ATA-133;
  • Драйверы NVIDIA Detonator 42.68; ATI CATALYST 3.1; Matrox 1.03.00.043;
  • Windows XP Professional SP1.

Диаграммы со скоростью заполнения сцен для каждой из карт приведены на этой странице обзора. Radeon 9700 Pro показывает самый лучший результат, чего и следовало ожидать.

Сравнение всех приведенных карт в четырех тестах из состава 3DMark 2003 дает наглядное представление о том, что можно ожидать от аналогичных систем. Во всех тестах с уверенным отрывом лидируют изделия ATI – Radeon 9500 Pro и 9700 Pro. Четвертый тест, воспевающий красоту матушки природы, носорогов и слонов :), вообще выполняется только на этих двух картах – для его работы требуется поддержка Pixel Shader 2.0.

Тестирование производительности в шейдерных технологиях выявляет безоговорочное превосходство двух лидирующих карт на базе R300, а также безнадежное отставание бюджетных карт, особенно GeForce 4 MX460, который DirectX 8.1 вообще не поддерживает.

В заключение стоит упомянуть и об официальной реакции разработчика теста 3DMark – компании Futuremark. Во-первых, сообщается, что данный набор тестов разрабатывался как "точное и независимое средство оценки производительности трехмерных акселераторов современного поколения". Видимо, под словом "современное" подразумеваются новейшие решения класса NV30 и R300, которые еще не успели прижиться в машинах рядовых пользователей.

В свете негативной реакции Nvidia разработчики теста решили несколько оправдать себя, заявив, что "набор тестов не направлен на дискредитацию или обособление преимуществ продукции какого-то конкретного производителя", что разработка методики тестирования была взята "не с потолка", и все желающие принять участие в разработке были приглашены к сотрудничеству посредством программы бета-тестирования.

Все свои доводы, которыми Futuremark руководствовался при разработке теста, они приводят в официальном документе, доступном для всех желающих по этому адресу. В заключение своего заявления представитель компании заверил всех "обиженных", что все претензии они готовы выслушать, и учесть различные пожелания при разработке будущих версий продукта.

В развернувшихся спорах о том, "насколько хорош новый 3DMark", либо "что он нам реально может дать" сейчас еще слишком рано делать какие-то выводы. Главная идея значительной части обозревателей – тест разработан на перспективу. Ведь до последнего времени все мы использовали версию 2001 SE, а ведь на дворе уже 2003 год. И только недавно мы стали получать десятки тысяч "попугаев" при запредельном разгоне на мощнейших платформах современности. Так что существующие скорости в 5-6 кадров в секунду в 3DMark 2003 на современных видеокартах вполне могут обернуться несколькими десятками уже через год, ведь разработчики игр и разработчики графических чипов – это "две руки", одна из которых "моет" другую, стимулируя взаимное развитие :).

Современные тенденции увеличения тепловыделения компонентов ПК таковы, что усиленного охлаждения требуют все большее число комплектующих. Когда-то и процессоры обходились простенькими радиаторами, а видеокарты вообще не издавали ни звука по причине отсутствия кулеров. Но закон Мура неизбежно увлекает производителей в "гонку мегагерц", и увеличивающееся тепловыделение становится неотделимым "побочным эффектом" этого процесса :(. Наконец, мы вплотную подходим к рубежу, когда в системах охлаждения наступает время качественных перемен – воздушное охлаждение постепенно уступает место жидкостному. По крайней мере, в высокопроизводительных оверклокерских системах :).

Увлекшись этой тенденцией, большой любитель пива и смелых экспериментов по имени Profezzor BoB выложил на сайте Rabid Hardware интересное описание модификации по внедрению жидкостного охлаждения в клавиатуру и мышь. Собственно, для детального знакомства с экспериментом я советую прочитать статью-оригинал, ибо иллюстрации там достаточно подробные - даже для тех, кто "не в ладах с английским".

Например, клавиатура обзавелась таким "водопроводом":

Мышь тоже не осталась в стороне от всеобщей "водоканализации":

В комплекте с персональным насосом и резервуаром эти устройства ввода выглядели вот так:

Я призываю вас отнестись к данному эксперименту с изрядной долей юмора и снисходительности, поскольку реальной потребности в жидкостном охлаждении подобные устройства не испытывают. Разве что в жаркий день приятнее будет держать мышь – ладонь не вспотеет. Но вся эта система трубок несколько снизит подвижность мыши, что само по себе является недостатком. Если после ночного веб-серфинга или deathmatch'а уснете на клавиатуре, то журчание воды может придать процессу засыпания дополнительные приятные ощущения. Заодно и разгоряченный мозг охладится :)...

Р BESS
Большинство случаев разгона связано с тем, что тот человек (как правило, оверклокер), которому хочется выжать некоторое количество дополнительных единиц (сотен) производительности от своего\не своего компьютера разгоняет процессор и, если никаких проблем не возникло, - разгон считается успешным, все хорошо, так и оставляем. Если же что-то пошло не так - стоит призадуматься: а все ли мы делаем правильно? Если ответ на этот вопрос утвердительный, то, скорее всего - попались непригодные с точки зрения разгона компоненты (процессор в первую очередь).

Все то же самое применимо и к практике разгона компонентов ноутбуков. Правда, ограничений больше :) Ну, например, поменять что-то сложнее, да и с теплообменом у ноутбуков похуже. Некоторые говорили, что "работает быстро и зимой колени в метро греет, когда на работу едешь..". Представляете, да? Зимой… коленки…

Так вот, один владелец ноутбука ( Mixam) настолько проникся идеей оверклокинга своего не без того достаточно мощного процессора (Intel Pentium4-1.8A), что его не останавливает в этом деле даже отсутствие результата :)

Нет, ну не совсем конечно, но тем не менее. Суть дела в том, что на поверхности радиатора он обнаружил несколько царапин и подумал что это очень плохо и жутко мешает теплообмену его процессора... В общем, было принято решение его отполировать (радиатор :). На весь этот процесс ушло довольно много времени, привлечена невеста в качестве полевого фотографа, - чтобы энтузиаст-оверклокер не отрывался от своего увлекательного и творческого процесса :) Много фотоматериалов (чуть ли не с точностью до царапины на поверхности кулера) и все подробное описание опыта можно найти в статье-оригинале.

Я ни в коей мере не уменьшаю заслуг автора сего проекта, наоборот - поощряю его активность и целеустремленность в длостижении желаемого результата. А цель, собственно и была невелика - добиться устойчивой работы камня на частоте 2.4 ГГц. Но.. это ноутбук, процессоры в них тоже не совсем обычные, греется все это хозяйство сильнее...

И вот, когда все сделано, отполировано до блеска, собрано.. что же мы имеем в итоге? То, чего так хотелось достичь - так и осталось недоступным. Результирующие 2.4 ГГц как были недоступны (точнее, компюьтер постоянно зависал при таких установках), так и остались мечтой. Хотя кое-каких результатов добиться удалось: снизилась темпереатура процессора аж .. на 4 градуса Цельсия! С 57oС до 53o. Но и это еще не конец. Человек планирует снять IHS крышку с процессора. И все ради того, чтобы добиться устойчивой и стабильной работы при шине FSB 133 МГц. Т.е. продолжение следует. Остается только пожелать ему успехов в этом нелегком деле! Хотя лично я уже склонен поставить на отрицательный результат и увидеть еще один из немногих Northwood в черном списке с меткой "Еще один сгорел на работе.."

Источник: http://www.monster-hardware.com/

Сейчас обсуждают