Влияние количества ядер на производительность в современных играх

Оглавление

Вступление

На сегодняшний день все большее распространение получают игровые системы на базе многоядерных процессоров. Век одноядерных процессоров давно прошел и даже бюджетные процессоры класса Celeron и Sempron обзавелись двумя ядрами.

Мощные игровые системы постепенно перестают быть уделом энтузиастов, и уже мало кого удивишь наличием в системном блоке четырехъядерного процессора. Современная игровая индустрия тоже не стоит на месте и с каждым годом количество игр, оптимизированных под многоядерные процессоры, возрастает.

При покупке процессора для системного блока перед пользователем встает нелегкий вопрос: "А что брать для комфортной игры в современных играх?". Действительно, оба крупнейших производителя процессоров - Intel и AMD - предлагают большой выбор двух-, трех- и четырехъядерных процессоров с диапазоном тактовых частот 2400 - 3330 МГц.

В сегодняшнем материале мы постараемся максимально исследовать этот вопрос, чтобы практическими советами помочь покупателям в нелегком деле выбора процессора.

Для тестов нами были взяты сорок три игры, за последние три года привлекшие внимание широких масс геймеров. Также для полноты картины мы использовали процессорные тесты 3DMark 06 и 3DMark Vantage.

Тестовая конфигурация





Конфигурация тестового стенда:

  • Процессор: Intel Core 2 Quad Q6600, 2.4 ГГц, 1.3 В, L2 2 x 4 Мбайт, FSB: 1066 МГц (Kensfield, G0);
  • Материнская плата: GigaByte GA-X38-DS4;
  • Система охлаждения CPU: Zalman VF 9700 LED (~1000 об/мин);
  • Оперативная память: 4 x 1024 Мбайт DDR2 Hynix (Spec: 800 МГц / 5-5-5-15-2t / 1.9 В);
  • Дисковая подсистема: SATA-II 500 Гбайт, WD 5000KS, 7200 об/мин, 16 Мбайт;
  • Оптический привод: IDE DVD RAM & DVD±R/RW & CD±RW Pioneer DVR-109;
  • Видеокарта: MSI GeForce GTX 275 896 Mбайт (666/1476/2230 МГц);
  • Корпус: ATX CoolerMaster Centurion 590 ;
  • Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC2;
  • Блок питания: FSP Epsilon 700 Ватт (штатный вентилятор: 120-мм на вдув);
  • Монитор: 24" BenQ V2400W (Wide LCD, 1920x1200 / 60 Гц);
  • Програмное обеспечение:

  • RivaTuner 2.24;
  • Операционная система Windows Vista Ultimate Edition x86 SP2;
  • Драйверы видеокарт ATI Catalyst 9.8 и NVIDIA Display Driver 190.62.
  • В корпусе на вдув и выдув установлены 120-мм корпусные вентиляторы GlacialTech на ~1000 об/мин, на боковой стенке - такие же два вентилятора на ~1000 об/мин, в верхней стенке еще два вентилятора на ~1000 об/мин.

    Инструментарий и методика тестирования

  • Call of Juarez, Crysis (gpu_test / cpu_test), Crysis Warhead (ambush / frost), Devil May Cry4 (scene1), Far Cry 2 (ranch small), Lost Planet: Colonies (area1), Tom Clancy's H.A.W.X. и World in Conflict: Soviet Assault - тестирование проводилось игровым бенчмарком.
  • Call of Duty 4: Modern Warfare, Left 4 Dead и Stalker: Clear Sky тестировались с помощью записанных игровых демок.
  • Cryostasis, PT Boats: Knights of the sea и X3: Terrain Conflict тестировались с помощью технических демок игры.
  • Armed Assault 2, Assassins Creed, Battle station: Pacific, Brothers in Arms: Hell's Highway, Clive Barker's: Jericho, Colin McRae: Dirt, Dead Space, Demigod, Fallout 3: The Pitt, FEAR 2: Project Origin, Gears of War, Ghost Recon: Advanced War fighter 2, Gothic 3: Forsaken Gods, Grand Theft Auto 4, Kane & Lynch: Dead Men, Mass Effect, Mirrors Edge, Need for Speed: Pro Street, Oblivion: Shivering Isles, Prince of Persia, Race Driver: GRID, Sacred 2: Fallen Angel, Supreme Commander, The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, The Witcher, Tomb Raider: Underworld, Total War: Empire, Velvet Assassin, и Warhammer 40000: Dawn of War 2 тестировались с помощью утилиты FRAPS v2.9.6 build 7637.
  • Во всех играх замерялись min и avg значения FPS.





    В бенчмарках и демках, у которых отсутствовал показатель min fps, это значение замерялось при помощи утилиты FRAPS.

    Тестирование игровых приложений проводилось в разрешениии 1680х1050.

    VSync при проведении тестов был отключен.

    Методика тестов представляет собой трехкратный прогон каждой игры вне зависимости от утилиты, которой она тестировалась: бенчмарком, демкой или FRAPS. Полученные три результата обрабатывались, и за итоговое бралось среднестатистическое значение.

    В тестировании мы решили применить разрешение 1680х1050, так как разрешение 1280х1024 является устаревшим (19" мониторы с соотношением сторон 4:3 в настоящее время почти не производятся и не продаются), а разрешение 1920х1200 максимально загружает видеокарту, что может негативно сказаться на результатах тестов.

    Практическая часть по выбору метода отключения процессорных ядер из ОС Windows Vista SP2 x86.

    Как было указано выше, для тестов мы применяли процессор Intel Core 2 Quad Q6600. Для эмуляции двух- и трехъядерных процессоров нами было принято решение отключать их из операционной системы.

    Существует четыре способа отключения процессорных ядер:

    1. Из диспетчера задач, задавая соответствие процессоров для конкретного приложения (в нашем случае для игры).
    2. Из конфигурации системы (вызываемой командой msconfig), задавая число процессоров в дополнительных параметрах загрузки.
    3. При помощи утилиты CPU Control.
    4. При помощи утилиты bcdedit (аналог файла boot.ini в Windows XP, отсутствующий в Windows Vista), задавая количество процессорных ядер командой в командной строке: bcdedit /set {current} numproc 2





    После перезагрузки система и приложения будут видеть только заданное число ядер (процессоров), что почти аналогично физическому наличию.

    В нашем небольшом тестировании при помощи указанных выше способов, мы отключили в Core 2 Quad Q6600 два ядра.

    В качестве инструментария для тестов мы использовали следующие игры: Crysis (cpu_test), Crysis Warhead (cargo flythrough), Far Cry 2 (ranch small) и World in Conflict.

    Чтобы получить более точные результаты в данном мини исследовании тестирование проводилось в разрешении 1280х1024.

    Для выявления наиболее точного способа отключения процессорных ядер из ОС мы сравнили полученные результаты с системой на базе процессора Core 2 Duo E6420 (огромное спасибо за помощь камраду Rodyanin).

    Конфигурация стенда №1 (Phoenix):

  • Процессор: Intel Core 2 Quad Q6600 2400 @ 3200 МГц;
  • Материнская плата: GigaByte GA-X38-DS4;
  • Оперативная память: 4 x 1024 Мбайт DDR2 Hynix (Spec: 800 МГц / 5-5-5-15-2t / 1.9 В);
  • Видеокарта: GigaByte Radeon HD 4870 512 Мбайт 750/3600 @ 840/4000 МГц.
  • Конфигурация стенда №2 (Rodyanin):

  • Процессор: Intel Core 2 Duo E6420 2130 @ 3200 МГц;
  • Материнская плата: ASUS COMMANDO;
  • Оперативная память: 4 x 1024 Мбайт DDR2 Hynix (Spec: 800 МГц / 5-5-5-15-2t / 1.9 В);
  • Видеокарта: HIS Radeon HD 4870 512 Мбайт 810/4000 @ 840/4000 МГц.
  • Crysis (cpu-test)

    DirectX 9.0, полноэкранное сглаживание (АА) 2, анизотропная фильтрация (AF) 0, качество текстур - high, качество объектов - high, качество теней - high, качество физики - high, качество шейдеров - high, качество объемного освещения - high, качество спецэффектов - high, качество постобработки - high, качество частиц - high, качество воды - high, качество размытия - high.





    Crysis Warhead (cargo flythrough)

    DirectX 9.0, полноэкранное сглаживание (АА) 2, анизотропная фильтрация (AF) 0, качество текстур - high, качество объектов - high, качество теней - high, качество физики - high, качество шейдеров - high, качество объемного освещения - high, качество спецэффектов - high, качество постобработки - high, качество частиц - high, качество воды - high, качество размытия - high.

    Far Cry 2 (ranch small)

    DirectX 9.0, полноэкранное сглаживание (AA) 4, реалистичность деревьев - very high, огонь - very high, физика - very high, растительность - very high, затенение - very high, ландшафт - very high, геометрия - very high, пост-обработка - high, текстуры - very high, тени - very high, детализация - high.

    World in Conflict: Soviet Assault

    DirectX 9.0, полноэкранное сглаживание (AA) 4, анизотропная фильтрация (AF) 16, пиксельные шейдеры - high, проработка физики - high, качество текстур - high, текстуры поверхности - high, качество воды - high, тени - on, динамическая детализация - very high, качество анимации - high, следы от техники - very high, размеры отражений - 1024, все дополнительные настройки включены.

    По приведенным выше результатам тестов отчетливо видно, что наиболее близкие результаты к Core 2 Duo E6420 показывает эмулированный двухъядерный процессор, полученный при помощи утилиты bcdedit и из конфигурации системы (вызванной командой msconfig). Эти результаты далеко не самые корректные, но они объясняются тем, что при отключении ядер вышеуказанными способами, скорее всего, остается задействован L2=8Мбайт кэш процессора.

    Тем не менее эти способы доказали свою корректность и в дальнейшем для отключения процессорных ядер мы будем пользоваться одним из них - утилитой bcdedit.

    Для отражения полной картины о возможностях современных процессоров мы протестировали двух-, трех- и четырехъядерный процессоры на частотах 2400, 2800, 3200, 3600 МГц.

    При тестировании использовались следующие параметры FSB процессора и тактовой частоты оперативной памяти:

  • 2400 МГц - FSB 300x8 - DDRII 900 МГц
  • 2800 МГц - FSB 350x8 - DDRII 840 МГц
  • 3200 МГц - FSB 400x8 - DDRII 800 МГц
  • 3600 МГц - FSB 450x8 - DDRII 900 МГц
  • Современные архитектуры процессоров Intel и AMD (Core 2 Duo/Quad и K10.5) обладают приблизительно равной производительностью, поэтому полученные ниже результаты тестов будут отражать приблизительный расклад сил на современном рынке процессоров.

    Приступим непосредственно к тестам.

    Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
    Страница 1 из 10
    Оценитe материал
    рейтинг: 4.3 из 5
    голосов: 185

    Комментарии 249 Правила



    Возможно вас заинтересует

    Популярные новости

    Сейчас обсуждают