Методика тестирования ЖК мониторов
реклама
- Вступление
- Тестовый стенд
- Используемое программное обеспечение
- Технические характеристики и комплект поставки
- Внешний вид, эргономика и коммутация
- Меню и управление
- Цветовой охват
- Яркость и контрастность
- Гамма-кривые
- Оценка точности цветопередачи
- Равномерность градиентов
- Стабильность цветовой температуры
- Стабильность контрастности
- Input-lag (Инпут-лаг)
- Время отклика (скорость матрицы)
- Углы обзора
- Равномерность подсветки
Вступление
В сознании интернет-сообщества давно сложилось мнение о том, кто есть оверклокер, чем он занимается и интересуется. По мнению многих, если ты с Overclockers.ru, то твоя единственная цель выжать из своего “железного друга” больше, чем в него заложено, а ничего кроме “крутых” материнских плат, оперативной памяти, видеокарт и киловаттных блоков питания его не интересует. К счастью это не так. После нескольких недель\месяцев\лет потраченных на upgrade главных составляющих и последующей борьбы (разгона) со своим обновленным ПК человек успокаивается, и в дальнейших планах появляется покупка совершенно другого типа железа, к которому относятся: принтеры, сканеры, акустика, мониторы. Из этого списка мы решили выбрать последнее.
Именно с этой статьи на нашем сайте открывается новая обзорная колонка по тестированию ЖК мониторов. За счёт большого объёма методики, для неё было решено выделить отдельную статью.
Кроме самой методики, в этой статье даются пояснения по самым важным аспектам тестирования, а так же несколько советов по тому, на что стоит обратить внимание при выборе ЖК монитора.
По мере обновления и совершенствования методики, все соответствующие изменения и дополнения вы сможете обнаружить в конце этой статьи.
Тестовый стенд
реклама
С учётом того что в тестировании мониторов основная часть комплектующих ПК не играет никакой роли, приведём лишь важные составляющие:
- Видеокарта - Inno3d GeForce 8800GTS (G92) 512Mb OC Edition с двумя разъёмами DVI-D
- Колориметр - Gretagmacbeth Eye-one Display 2
Мониторы для субъективного сравнения с тестируемыми экземплярами:
- BenQ FP241W (1920x1200) - матрица MVA
- LG W2600HP (1920x1200) - матрица S-IPS
Оба монитора откалиброваны по стандарту sRGB для ЖК мониторов (Гамма 2.2, 6500K, 100 кд\м2).
Используемое программное обеспечение
- LaCie Blue Eye Pro 4.2.2
- BasICColor Display 4.1.9
- Profile Maker 5.0.7
- Colorimetre HCFR 2.1
- ColorLab 2.77
- CLTest 2.20
- TFTTest 1.52
- MonitorTest (Flash)
- EIZO Monitor Test
- InputLag Tester
- Pixel Persistence Analyzer 1.011e
- Display Profile
- Calibration Tester
Технические характеристики и комплект поставки
Кроме указания паспортных данных, мы даём оценку комплекту поставки. Наличие в комплекте необходимых сигнальных кабелей, а так же полного руководства по установке и настройке монитора приветствуется.
реклама
Внешний вид, эргономика и коммутация
Здесь мы даём субъективную оценку по дизайну монитора. Определяются возможности регулировки экрана: по наклону, повороту монитора вокруг вертикальной оси, регулировке высоты (из расчёта высоты от стола до нижней кромки экрана). Так же учитываются дополнительные возможности в виде разворота экрана в портретный режим и установке VESA-совместимого кронштейна на место стандартной подставки.
Наличие таких портов как HDMI, D-Sub, S-Video, компонентного (YPbPr), желательно, впрочем, отсутствие таковых вовсе не является недостатком. Коммутационный разъём DVI является основным, поэтому при его отсутствии тестируемому монитору ставится жирный минус.
Меню и управление
В первую очередь здесь мы оцениваем удобство управления монитором. Имеется ли возможность настройки яркости и контрастности без входа в основное меню. Оценивается возможность переключения предустановленных режимов изображения, при условии, что таковые имеются. Даётся оценка по организации экранного меню и удобства навигации в нём.
Цветовой охват
Цвет может быть представлен в природе, на экране монитора, на бумаге. Во всех случаях возможный диапазон цветов, или цветовой охват (gamut), будет разным.
Для оценки цветового охвата монитора используется инструмент комплекса Profile Maker - Profile Editor. Важно отметить, что цветовой охват выводится по данным созданного профиля монитора, после замера соответствующей цветовой мишени, представленной на картинке ниже.
В дальнейшем полученный цветовой охват накладывается на CIE диаграмму, так же известную как цветовое пространство CIE 1931. Оно представляет собой модель, описывающую весь цветовой спектр воспринимаемый человеческим глазом. По полученным данным цветовой охват монитора сравнивается с цветовыми пространствами sRGB, AdobeRGB и делается соответствующий вывод.
Отдельно хочется затронуть тему современных мониторов с так называемым “расширенным” цветовым охватом. “Расширен” он относительно стандартного sRGB, за счёт использования CCFL ламп подсветки с улучшенным люминофором, либо светодиодной подсветки. Из плюсов можно отметить - более чистые, естественные цвета по сравнению с монитором стандартного цветового охвата. В первую очередь это преимущество используется в полиграфии и дизайне. Для простого же пользователя могут возникать некоторые сложности, за счёт того что большая часть всего графического контента представлена в пространстве sRGB. При его просмотре на мониторах с “расширенным” цветовым охватом весь цветовой спектр смещается, изображение приобретает совершенно иной вид:
На приведённом примере - два рядом стоящих монитора подключенных к одному ПК: левый со стандартных цветовым охватом sRGB, правый с “расширенным”. Оба монитора откалиброваны под яркость 100кд\м2, цветовую температуру 6500K, и гамма 2.2. Разница видна невооруженным глазом. Фиолетовый цвет стал розовым, жёлто-зелённые оттенки превратились в оттенки зелёного. О точности цветопередачи тут говорить не приходится. Некоторые могут задаться вопросом, почему при откалиброванных мониторах изображение на них разное. Всё дело в том, что при работе с мониторами с разным цветовых охватом на одном ПК, корректная работа CMS (Color Management System), при которой оба монитора будут показывать изображение одинаково, невозможна.
реклама
В случае же использования одного монитора с “расширенным” цветовым охватом, единственным выходом из сложившейся ситуации станет калибровка монитора и дальнейшее профилирование (программная корректировка гамма-кривых и создание профиля с описанным в нём цветовым охватом монитора). Но даже после этого, обладателю такого монитора придётся попотеть. При желании увидеть настоящие цвета на фотографии (то, как видел их сам создатель) вам придётся использовать специальные программные продукты, которые при выводе изображений на экран будут работать с созданными профилями. К таким программам можно отнести некоторые продукты Adobe, а так же несколько популярных средств просмотра изображений (FastStone Image Viewer, FastPicture Viewer, XnView, ACDSee Prof). При работе с профилями, программы учитывают описанное в них цветовое пространство рабочего монитора, вследствие чего весь цветовой спектр приводится в норму, а точнее к sRGB настолько, насколько это возможно.
К сожалению и здесь без ложки дёгтя не обойдётся. Хотя мониторы с “расширенным” цветовым охватом и занимают большую площадь CIE диаграммы по сравнению со стандартным охватом, но весь диапазон цветов sRGB подобные мониторы не покрывают – жёлто-зелённые оттенки они показывают хуже стандартных мониторов. Поэтому даже при работе в специальных программах с поддержкой профилей получить изображение в sRGB пространстве до конца не удастся.
Остальные же программные продукты, как сама оболочка ОC Windows, так и любимые всеми игры, на используемый профиль монитора отзываться не будут. Если же вы используете операционные системы Mac, то никаких ограничений на использование профилей не накладывается, они работают везде. Именно в связи с этим многие дизайнеры и фотографы переходят на Mac ОС… меньше проблем, больше времени на работу.
Впрочем, если вы приобретаете монитор исключительно для кино, работы с текстом, игр, общения в интернете, и точность цветопередачи стоит на последнем месте, то описанные выше недостатки можно списать на НЕТ.
Яркость и контрастность
В нашей лаборатории показатели яркости и контрастности измеряются для каждого из режимов монитора. Колориметром Eye-One с помощью программного обеспечения LaCie Blue Eye Pro производится замер яркости белого и чёрного полей, отношение этих величин даёт нам значение контрастности монитора. Полученные значения заносятся в таблицу.
В дополнение к полученным результатам, проводятся дополнительные измерения при специальных настройках монитора:
- Значения яркости и контрастности выставляются в максимально возможное значение
- Значения яркости и контрастности регулируются для достижения на мониторе яркости белого поля 100 кд\м2
Значение яркости 100 кд\м2 выбрано как среднее, из расчёта того, что стандарт sRGB регламентирует использовать для ЖК мониторов яркость от 80 до 120 кд\м2.
Яркость мониторов, которая указывается в характеристиках, зачастую избыточна. Ничего хорошего в значениях 400-500 кд\м2 нет. При работе в интернете, редакторах текста, такая яркость будет давить на ваши глаза, а при частой продолжительной работе возможно резкое снижение остроты зрения.
Использование яркости 200 кд\м2 и больше может быть оправдано только в двух случаях. К первому относится - прямой поток света на экран монитора. В таком случае при малой яркости изображение на мониторе будет казаться блеклым, малоконтрастным. Ко второму случаю можно отнести игры и просмотр фильмов при очень ярком комнатном освещении.
Для показателя контрастности никаких ограничений на большие значения нет. Чем она выше при постоянном значении яркости, тем чернее будет выглядеть чёрный цвет на экране монитора. Но т.к показатель контрастности - это всего лишь отношение яркости белого и чёрного полей, то обращать внимание мы будем именно на последний показатель.
Гамма-кривые
Одним из основных параметров качества цветопередачи мониторов являются так называемые гамма-кривые. Они измеряются отдельно для красного, зелёного и синего цветов. Сам параметр представляет собой степенную зависимость между сигналом, приходящим с видеокарты, и яркостью пикселя на мониторе. Существует большое кол-во вариантов гаммы, но на данный момент по стандарту sRGB идеальная гамма должна быть равна 2.2 для каждого из каналов RGB - это современный стандарт как для PC, так и на Macintosh.
Если за точку отсчёта брать показатель гаммы 2.2, то при меньше значении - картинка будет выбеленной, малоконтрастной, при большем - более тёмная, контрастная.
На приведённой диаграмме хорошо видно, что из себя представляют гамма-кривые отличные от показателя гаммы 2.2. Так же можно заметить, что на самых тёмных областях и самых светлых графики сливаются воедино, и никакой разницы в цветопередачи на этих участках мы не увидим; другое дело оттенки от 30 до 240.
Для визуальной оценки правильности настройки гаммы используется программа CLTest. Если гамма больше, чем 2.2, то градиент "разваливается" на три части - с красным, синим и зеленым оттенком. Если гамме меньше 2.2, то ее части превращаются в градиенты цвета полиграфической триады: сине-зелёный (Cyan), красно-розовый (Magenta), жёлтый (Yellow). Впрочем, этим тестирование не ограничивается.
Для замера гамма-кривых используется колориметр Gretagmacbeth Eye-One Display 2 и следующая последовательность действий:
- C помощью программы Color Lab создаётся тестовая мишень в формате .txt с градиентами трёх основных цветов: красного, зелёного, синего (R\G\B). Количество цветовых патчей каждого градиента составляет 25 шт.
Основой для выбора именно такого количества цветовых патчей, стала более высокая точность получаемых данных относительно колориметров других известных фирм, где для оценки гамма-кривых используется ПО, идущее в комплекте, с замером всего лишь 10-15 цветовых патчей на каждый градиент.
- Замер тестовой мишени проводится через программу Profile Maker, при помощи инструмента Measure Tools. Перед каждым измерением с помощью утилиты Calibration Tester проводится очищение корректировочных таблиц LUT (Look Up Table) видеокарты от профилей, установленных в системе.
- Данные обрабатываются средствами Microsoft Excel, где на выходе мы получаем диаграмму с измеренными гамма-кривыми по каждому цвету. Горизонтальная ось (Input RGB values) нормирована до значения 255, соответствующего крайней точки насыщения каждого цвета. Вертикальная ось (Output luminance) показывает яркость пикселя на мониторе.
Для большей наглядности на графике жирной чёрной линией отмечена целевая гамма 2.2 (Target), принятая за эталон.
На представленном выше примере, мы видим, что гамма-кривые практически ложатся на целевую прямую. Картину портит синяя кривая, приподнятая относительно гамма-кривой 2.2. На практике это может означать, что часть тёмных оттенков будет светлее, чем положено, причём некоторые из них будут совершенно не отличимыми за счёт одинаковой яркости.
Все остальные возможные примеры, как более удачные, так и наоборот, будут подробно рассмотрены в наших будущих обзорах.
реклама
Страницы материала
Теги
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила