Нюансы разгона NVIDIA GeForce 7600 GT – дельта и фризы

4 апреля 2006, вторник 06:27
Не знаю, насколько для вас необходимо длинное, нудное вступление, в котором говорится об очевидных фактах. И без того всем известно, что видеокарты NVIDIA GeForce 7600 GT – это одна из самых многообещающих новинок этой весны. Карты идут на смену всё ещё популярному, но стремительно устаревающему семейству GeForce 6600 GT. При сохранении неизменными основных параметров, таких как цена, 128-битная шина памяти и даже используя тот же дизайн, карты серии GeForce 7600 GT будут превосходить предков по количеству конвейеров и по частотам, а значит, будут быстрее и привлекательнее для покупателей. Кроме того, чип G73, производимый по технологии 0.09 мкм, должен неплохо разгоняться, но это предположение нам только предстоит подтвердить практикой.

Первой в нашей Лаборатории посчастливилось побывать видеокарте Palit GeForce 7600 GT и это радостное событие приключилось в прошедшую пятницу. Я почему-то полагал, что нам достанется разогнанная версия, о которой сообщалось в нашей колонке новостей, но это оказалась самая обыкновенная GeForce 7600 GT, причём пришла она в обычном антистатическом пакетике и богатой комплектностью не отличалась.

Насколько можно судить, дизайн карты референсный, если сравнивать с фотографиями GeForce 7600 GT других производителей.

Частотные характеристики тоже совершенно стандартные: ядро работает на частоте 560 МГц, а 256 МБ памяти со временем доступа 1.4 нс. на 700 (1400) МГц.

В роли радиатора выступает крупная пластина с напаянными "гармошкой" рёбрами.





Кое-что интересное удалось узнать уже при первом же запуске. Вы, вероятно, в курсе, что скоростью вращения вентиляторов на видеокартах ATI управляет BIOS карты, а у NVIDIA эта задача раньше возлагалась на драйвер. При старте видеокарты ATI серии X800 вентилятор взвывает на полной скорости и тут же её снижает. Когда же запускается видеокарта NVIDIA серии GeForce 6800, то она продолжает шуметь вплоть до загрузки Windows, то есть до тех пор, пока не загрузится драйвер и не возьмёт управление на себя.

У видеокарты GeForce 7600 GT регулировка оказалась двухступенчатой: сначала, как и у ATI, карта запускается с максимальной скоростью вращения вентилятора и сразу её уменьшает. Слегка, до 65%. При этом шум остаётся довольно высоким. Окончательно вентилятор утихомиривается по-прежнему только после загрузки Windows, снижая скорость до 31% в 2D-режиме, после чего становится почти неслышимым. Проблема в том, что при запуске любого 3D-приложения скорость вращения вентилятора немедленно увеличивается опять до 65%, а это слишком громко. Шум изрядно достаёт даже в том случае, если видеокарта установлена в системном блоке, а на открытом стенде и подавно.

Впрочем, подробности выяснились чуть позже, сначала же пришлось убедиться, что комплектность Palit GeForce 7600 GT даже беднее, чем кажется на первый взгляд. CD диск, который входит в комплект, бесполезен и прилагается только для приличия. Драйвер ForceWare версии 81.98, который записан на диске, ещё не знает о существовании таких карт, как GeForce 7600 GT, и устанавливаться отказался.

Ситуацию исправил драйвер ForceWare 84.21, но тут же выяснилась новая проблема – утилита RivaTuner последней версии 2.0 RC 15.8 тоже ничего не знает о новых видеокартах. Это, пожалуй, самая досадная неприятность, на протяжении всех четырёх дней тестов я регулярно сокрушался по этому поводу: ни конвейеры разблокировать, ни частоты по-человечески изменить, ни график температуры посмотреть...

В принципе, можно прописать в реестре CoolBits=3 и получить возможность изменения частот из панели управления драйвера. Сначала я так и поступил, но автоматический подбор оптимальных частот предложил установить 603/794 МГц и очень неохотно соглашался их превысить. Пришлось воспользоваться утилитой PowerStrip версии 3.63, датирующейся декабрём прошлого года. Несмотря на возраст, утилита правильно определила частоты и смогла работать с GeForce 7600 GT.

Конечно, PowerStrip не настолько удобен, как RivaTuner, да и возможностей поменьше, зато почти универсален.

Подбор максимальных частот я начал с памяти – пусть ядро пока хорошенько прогреется. Кстати, его температура в покое на открытом стенде составляла порядка 40°С, а во время тестов вплотную приближалась к 50 – чип G73 оказался не очень горячим на штатных частотах. Чего нельзя сказать о памяти. Под нагрузкой она просто раскалялась, особенно при разгоне, установка радиаторов очень желательна.

Итак, с номинальных 700 (1400) МГц память разогналась до 880 (1760) МГц. Я, признаться, ещё не привык к таким гигантским цифрам и тем более непривычно наблюдать их не на какой-нибудь топовой видеокарте, а на самой обычной, из среднего ценового диапазона. А вот ядро против ожиданий порадовало несильно, разогнавшись всего лишь до 615 МГц. Температура при этом по-прежнему оставалась не очень высокой, порядка 55°С под нагрузкой.





В некотором недоумении, за дополнительной информацией я отправился в нашу конференцию. Хотелось узнать, действительно ли память 1.4 нс. способна разгоняться до таких частот или меня обманывают глаза и PowerStrip, а так же неужели 615 МГц – это предел для G73 или мне попалась настолько неудачная карта? Полистав тему "Всё о GeForce 7600 GT\GS" я выяснил, что память действительно погналась неплохо, а вот для хорошего разгона ядра предлагалось уменьшить частоту блока геометрии...

Вы, вероятно, должны уже знать, что различные блоки ядер видеокарт NVIDIA могут работать на разных частотах. Такой подход компания практикует уже давно, но широкой общественности это стало известно лишь с появлением серии GeForce 7. У видеокарт GeForce 7800 GT и GeForce 7800 GTX блок геометрии работал на частоте, превышающей на 40 МГц частоту блока растеризации и шейдерного блока. Эта разница частот получила название "дельта". Зачастую разгон таких карт ограничивался именно высокой частотой блока геометрии, которая увеличивалась синхронно с частотой остальных блоков.

Выход есть – нужно уменьшить частоту этого блока, чтобы побольше разогнать оставшиеся два. Об этом на нашем сайте рассказывалось в статье "GeForce 7800 GT/GTX – разгоняем по-новому", а в следующей – "Разгон блока геометрии на примере 7800GT: есть ли смысл?", было наглядно показано, что такой метод полностью оправдан. Да, уменьшение частоты блока геометрии снижает скорость, но заметить это можно только в 3DMark05. В большинстве же случаев увеличившаяся частота блока растеризации и шейдерного блока с лихвой перекрывает это падение скорости, поскольку для сегодняшних приложений частота работы блока геометрии серьёзной роли не играет.

Однако всё вышесказанное относилось к GeForce 7800 GT и GTX, где частота блока геометрии была изначально завышена, а у GeForce 7600 GT все блоки должны работать на одной и той же частоте, дельта равна нулю, зачем её уменьшать? Оказалось, что один из первых владельцев видеокарт GeForce 7600 GT, известный в нашей конференции под ником MaXFull, обнаружил, что даже при равенстве частот блоков, при нулевой дельте, разгон по-прежнему ограничивает блок геометрии. Если уменьшить его частоту ниже частоты остальных блоков, установить дельту отрицательной, то разгон ядра можно существенно повысить.

Конечно, вполне возможно, что разгону помешал блок геометрии только на конкретной видеокарте, а вдруг это характерная особенность всего семейства GeForce 7600 GT? Попробуем, проверим? Операция требует перепрошивки BIOS видеокарты, но она довольно проста, требует наличия всего двух программ и на этот случай очень неплохо обзавестись источником бесперебойного питания, чтобы обезопасить себя от лишних проблем. Да и вообще, при общем плачевном состоянии наших электросетей UPS лишним не будет.

Итак, с помощью загрузочной дискеты (USB Flash Drive или CD) запускаем NVIDIA Firmware Update Utility. Чтобы сохранить оригинальный BIOS нашей видеокарты, нужно ввести команду "nvflash –b original.rom". Название файла может быть любым, я выбрал original.rom, но следует использовать расширение ".rom", поскольку именно его понимает nvflash. Затем, уже в Windows, открываем сохранённый файл с помощью nVIDIA BIOS Modifier версии 3.3, поскольку эта утилита не только работает с прошивками GeForce 7600 GT, но и позволяет устанавливать отрицательную дельту.

Перемещаемся на вкладку Performance Table и видим, что по умолчанию дельта действительно равна нулю.

Чтобы не перепрошивать BIOS лишний раз, устанавливаем сразу минимально возможное значение дельты "-128", применяем сделанные изменения (Apply Changes) и сохраняем BIOS под любым новым именем, не забывая использовать расширение ".rom", например, newbios.rom.





Опять стартуем с дискеты, флешки или CD и прошиваем изменённый BIOS командой "nvflash newbios.rom", подтвердив серьёзность своих намерений нажатием клавиши "Y", когда утилита это попросит. Всё, можно вновь приступать к экспериментам.

Результат оказался феноменальным – с жалких 615 МГц частоту ядра удалось задрать выше 700 МГц! После цикла 3DMark на частоте 705/880 МГц карта разогрелась всего до 57°С. Правда, вскоре пришлось опуститься до 695 МГц по ядру, поскольку на частотах выше карта зависала или проскакивали артефакты, дефекты изображения, но всё равно – очень неплохо! Кстати, дефекты отлично отлавливаются тестом Trolls Lair из 3DMark03, они видны в самом начале, ещё до появления троллей. Впрочем, можно использовать и любое другое приложение, нагружающее видеокарту.

Итак, для завершающего аккорда не хватает только конкретных чисел. Какой именно прирост скорости мы получили при таком отличном разгоне? А вот тут-то и возникли проблемы. Почему-то получалось, что с разгоном скорость ниже, чем на штатных частотах. Бред какой-то... Этого просто не может быть! Однако за всеми этими хлопотами пятница незаметно подошла к концу и тесты решено было закончить в субботу.

На выходных видеокарта тестировалась уже не на открытом стенде, а в системном блоке. То ли повлияла возросшая температура, то ли проверка проводилась тщательнее, но полученные в пятницу частоты пришлось заметно скорректировать. Прежде всего, выяснился виновник заниженных результатов при разгоне. Это оказались "фризы" – кратковременные замирания картинки из-за переразгона. Очень хорошо их выявляет тест Firefly Forest из 3DMark05, светлячок останавливается, а потом вновь продолжает движение. Однако заметить это можно далеко не всегда, иногда никаких остановок не видно и кажется, что вроде тест прошёл без фризов, но результат получается намного ниже ожидавшегося... Итог оказался просто удручающим, трёхдневные тесты пошли псу под хвост. Без изменения дельты карта была способна на работу без фризов лишь на частоте ядра 590 МГц, а с уменьшением дельты... на 610 МГц. Такой мизерный прирост частоты почти не давал увеличения скорости и уж никак не оправдывал возню с уменьшением и подбором нужной дельты. Факты говорили, что уменьшение дельты бессмысленно, разгону почти не помогает и не даёт существенного прироста скорости, однако у меня оставались сомнения.

Видеокарта работала без дефектов изображения при частоте ядра 695 МГц, однако частоту пришлось уменьшить до 610 МГц, чтобы избежать фризов. Не слишком ли велик разрыв? Возможно, что карте просто не хватает питания, она ведь лишена дополнительного разъёма и вся энергия поступает через слот PCI Express. Ещё одна возможная причина – недостаточное охлаждение.

Если говорить о температуре ядра, то она оставалась достаточно невысокой, лишь немного превышала 60°С, но следует учесть, что это не очень точное значение. Температуру я смотрел сразу после окончания цикла 3DMark, а падает она очень быстро. Кроме того, различные тесты, входящие в пакет, по-разному нагружают ядро, вполне возможно, что в середине проверки температура была выше, чем в конце. Прежде, чем делать окончательные выводы, следует попробовать сменить систему охлаждения видеокарты.

К счастью я вспомнил, что после статьи "Швейцарские "мельницы": тестируем кулеры для видеокарт ATI Silencer 1 (Rev. 2) и NV Silencer 5 & 6 (Rev. 2) от Arctic Cooling" в нашем распоряжении остался кулер NV Silencer 6 (Rev. 2). Он предназначен для GeForce 6600 и 6600 GT, но, поскольку дизайн карт почти такой же, может его получится установить и на GeForce 7600 GT?

Появившись в понедельник в Лаборатории, первым делом я примерил Arctic Cooling NV Silencer 6 (Rev. 2) на GeForce 7600 GT – он встал, как влитой.





Кстати, раз уж штатная система охлаждения была демонтирована, теперь можно полюбоваться голенькой видеокартой...

... а так же рассмотреть её сердце – чип G73.

Что касается штатного кулера, то, к моему удивлению, пластина в его основании оказалась медной, судя по весу.

Впрочем, сравнения с NV Silencer 6 стандартный кулер не выдержал по всем параметрам. Прежде всего – по температуре. На штатных частотах видеокарты при использовании Arctic Cooling температура составила 37/43°С в покое и под нагрузкой против 40/48°С у стандартного. При разгоне температура поднялась до 40/48°С против 43/57°С соответственно. Я сравниваю температуры на открытом стенде, однако у Arctic Cooling есть ещё одно преимущество – он выдувает нагретый воздух из системного блока. Для таких относительно "холодных" видеокарт, как GeForce 6600 или GeForce 7600 GT это, может быть, и не очень существенно, но для горячих топовых и для разогнанных видеокарт это очень важно. В вашем системном блоке постоянно работает печка мощностью 50-100 Вт, а такой нагреватель нельзя просто так сбросить со счёта.

Ещё одно существенное преимущество кулеров от Arctic Cooling – это шум, вернее, его отсутствие. Штатный кулер GeForce 7600 GT можно терпеть только при скорости 31% от номинала, когда карта работает в 2D. А вот во время тестов с NV Silencer 6 я записал в BIOS скорость вращения в 3D-режиме не 65, а все 100% и всё равно 72 мм. вентилятор работал неслышно, вращаясь со скоростью 1500 об/мин.

Несмотря на относительно небольшое снижение температуры, результаты разгона GeForce 7600 GT после установки Arctic Cooling NV Silencer 6 (Rev. 2) существенно возросли. Без уменьшения дельты карта без артефактов и фризов заработала на частоте ядра 605 МГц, а с дельтой -128 частота составила 685 МГц. Победа? Да, но есть ещё один нюанс.

Чтобы полностью устранить влияние на разгон блока геометрии, я максимально уменьшил его частоту, записав в BIOS дельту -128. Теперь нужно обратно увеличить частоту блока, зачем нам зря терять производительность? Я рассуждал просто: без уменьшения дельты карта разогналась до 605 МГц по ядру, при этом все блоки работали на той же частоте, следовательно, блок геометрии может работать на частоте 605 МГц. Итоговая частота ядра составила 685 МГц, чтобы блоки растеризации и шейдерный работали на этой частоте, а блок геометрии на частоте 605 МГц, нужно записать в BIOS дельту -80 (Δ=685-605=80). Так я и сделал, но, неожиданно, ко мне опять вернулись фризы...

Поразмышляв, я понял свою ошибку. Действительно, блок геометрии работоспособен на частоте 605 МГц, но только в том случае, если остальные блоки тоже работают на той же частоте. А когда два блока на частоте 685 МГц, то они дополнительно подогревают блок геометрии и дельту нужно увеличивать.

Как найти нужное значение? Опытным путём, тестами в 3DMark05, поскольку эта программа реагирует на изменение частоты блока геометрии. С шагом в 5 МГц я увеличивал дельту, начиная с -80, а после каждой перепрошивки BIOS запускал троекратный тест 3DMark05. Тесты проходили с процессором AMD Athlon 64 3000+ Socket 939 (1800 МГц). Вот результаты:

  • Δ -80 – 6112;
  • Δ -85 – фриз, тест прерван;
  • Δ -90 – 6824;
  • Δ -95 – 6821;
  • Δ -100 – 6813.

Дельты -80 и -85 сразу отбрасываем, поскольку фризы очевидны, дельта -100 слишком велика, лишнее падение скорости. Результаты дельт -90 и -95 близки, но скорость при -90 должна бы быть побольше, возможно, что всё же повлияли микрофризы, для верности выберем дельту -95, в итоге частоты блоков ядра составят 685/685/590 МГц.

Итак, долгожданные итоговые результаты, а стоит ли жертвовать частотой блока геометрии ради увеличения частоты остальных блоков?

Как видите, стоит. Даже 3DMark05 благосклонно отнёсся к увеличению частот шейдерного блока и блока растеризации, несмотря на уменьшение частоты блока геометрии. Разумеется, наибольший прирост дал разгон и ядра, и памяти с 560/700 до 605/880 МГц, но и дополнительный разгон ядра до 685 МГц лишним не оказался.

Поскольку видеокарта Palit GeForce 7600 GT основана на референсном дизайне и обладает стандартными характеристиками, результаты проверки можно отнести и на другие карты этого класса. Таким образом, примерный алгоритм разгона GeForce 7600 GT может быть примерно следующим:

  1. Очень желательно сменить штатную систему охлаждения на более эффективную.
  2. Выясняем максимальные стабильные частоты без модификации BIOS.
  3. Уменьшив частоту блока геометрии, определяем новый предел разгона ядра без фризов и артефактов.
  4. По разнице частот, полученных в пунктах 2 и 3, выясняем примерное значение дельты и окончательно определяем его экспериментальным путём.
  5. Прошиваем итоговые значения в BIOS видеокарты, при этом можно скорректировать и скорость вращения вентилятора.
  6. Наслаждаемся возросшей скоростью.

Вообще-то после пункта 4 можно подобрать оптимальные тайминги памяти, а ещё до него, но при обязательном условии замены охлаждения, можно провести вольтмод карты. Надеюсь, на нашем сайте появится отдельная статья на эту тему.

Также в нашем списке очередных задач сравнение скорости GeForce 7600 GT с другими видеокартами. Преимущество над GeForce 6600 GT очевидно заранее и в подтверждении не нуждается, GeForce 6800 GS тоже вряд ли устоит при разгоне, кроме того, карты 6800 GS пока не очень распространены и дороговаты. Кстати, за Palit GeForce 7600 GT, даже сегодня, в самом начале продаж, просят не так много – всего $220-230. Очень интересно будет сравнить GeForce 7600 GT с Radeon X1800 GTO, несомненным преимуществом которого является 256-битная шина, а недостатком – ожидаемая более высокая цена, но этих карт пока в продаже не видно.

Пока же, для затравки, приведу ещё пару цифр. На той же системе были проведены тесты в 3DMark'ах на ATI Radeon X850 XT. Результаты: 6073 3DMark05 и 11944 3DMark03, а теперь сравните с GeForce 7600 GT... Разумеется, сравнение не совсем корректно, поскольку видеокарта Radeon X850 XT не разгонялась. Конечно, при включении качественных режимов в её пользу сыграет большее количество конвейеров и более широкая шина... Важен сам факт, что сегодняшний середнячок на равных соревнуется с топовой видеокартой прошлого поколения и это не может нас не радовать.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Комментарии 85 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают