Платим блогерам

Новости 31 декабря 2004 года

Р fin

Бытует мнение, что в Новый Год нельзя входить с незавершенными делами. Его, видимо, и учитывал Дмитрий Постригань, подготовив в последних днях декабря последнюю в этом году версию утилиты MHDD32, известной как очень мощное средство для низкоуровневой диагностики и восстановления работоспособности жестких дисков. 

Особенность нового выпуска в том, что утилита получила следующий, ключевой номер версии, и, предположительно, на ближайшие несколько месяцев именно она останется финальной. Всего же в MHDD32 4.0 внесены такие изменения:

  • Добавлена поддержка IDE контроллеров SiS.
  • Добавлена поддержка контроллера ITE8212.
  • Увеличена скорость работы функции Erase через BIOS до 50 МБ/с и выше на контроллерах, BIOS которых поддерживает DMA.
  • Добавлено отображение скорости стирания функцией Erase.
  • Процедура CX теперь измеряет среднее время задержки при операции поиск+чтение одного сектора
  • RAW-значения SMART теперь отображаются корректно.
  • Файл cwsdpmi.exe больше не нужен.
  • Исправлено определение контроллеров Promise.
  • Внесены некоторые мелкие исправления.

Отмечу также тот факт, что сайт разработчика и некоторая часть документации стали доступны также и на украинском языке, к удовольствию тех, для кого этот язык родной.

Как обычно, напомню, что для установки утилиты требуется дискета или ее эмулятор, а для запуска программы необходим защитный код активации, который необходимо найти внимательным чтением документации. Часть пользователей программы, особенно те из них, у которых отсутствует дисковод, одобрили подготовку дистрибутива загрузочного CD-диска с образом инсталлированной MHDD32. Поэтому, начиная с этой версии, соответствующий дистрибутив будет выкладываться в нашем файловом архиве в дополнение к основному.

Скачать все необходимое можно отсюда:

  • MHDD32 4.0 (0,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • MHDD32 4.0 boot CD ISO (0,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).

Обсуждение утилиты продолжается в этой ветке нашей конференции.

В современном мире слияния или разделения компаний являются обычным делом, но некоторые из них могут затрагивать интересы любителей разгона. Так, вчера британский сайт The Inquirer сообщил, что тайваньское представительство компании Gainward будет приобретено компанией Palit Microsystems, обитающей по соседству. Последняя выпускает видеокарты как под собственной торговой маркой, так и владеет рядом брендов типа Yuan и Xpert Vision.

Поскольку каждая торговая марка сохраняет свою самобытность, мы можем рассчитывать, что и Gainward после смены владельца не сменит основной профиль деятельности. Нашим читателям компания известна по видеокартам, ориентированным на разгон. Эти дорогие, но добротные решения всегда гарантируют разгон до определенных частот. Система охлаждения видеокарт Gainward отличается не только эффектным внешним видом, но и эффективностью.

Покупателями видеокарт Gainward являются сторонники разгона, предпочитающие заплатить за гарантированный результат. Более экономные оверклокеры предпочитают играть в "лотерею", разгоняя обычные видеокарты. Оба подхода имеют право на жизнь. Например, в мире автотюнинга находятся желающие купить приближенный к раллийному автомобилю Mitsubishi Lancer Evo за сумму порядка $50 000. Прочие умельцы кустарным способом форсируют свои "Лады" в полутемных гаражах. И те, и другие одинаково довольны результатом. Надеемся, что Gainward тоже не растеряет свою целевую аудиторию.

Китайские коллеги уже опубликовали тесты видеокарты Gigabyte 3D1, предоставив нам пищу для размышлений и общения с представителями компании на несколько дней вперед. Между тем, объективное представление о каком-либо решении можно получить, лишь ознакомившись с несколькими обзорами.

Один из них появился на сайте Firing Squad. Это ресурс особое внимание уделяет аспектам использования видеокарт в играх, а также не упускает из виду оверклокерские качества новинок, так что обзор Gigabyte 3D1 получился актуальным.

Разочаровывает только разгонный потенциал. Как и в прошлый раз, разогнать чипы свыше 525 МГц не удалось. Очевидно, для подобного "тандема" задача эффективного разгона является непосильной. Например, как парный бег в мешках для человека :). Либо фирменная утилита V-Tuner пока не оптимизирована под разгон этой видеокарты. Память же работает на близких к пределу частотах - 1120 МГц DDR для 1.6 нс чипов оставляют лишь небольшой запас для дальнейшего "роста".

Есть еще один неприятный момент. Оказывается, в режиме SLI эта видеокарта отключает систему температурного мониторинга. Это означает, что в азарте очередной упорной попытки разгона владелец этой видеокарты может перегреть видеочипы. Возможно, в будущем этот недостаток будет устранен.

Кстати, работать 3D1 действительно может только с единственной материнской платой Gigabyte, но в будущем перечень совместимых плат может немного расшириться. Для этого инженерам нужно будет поработать над BIOS.

Интересно, что для включения режима SLI на видеокарте достаточно лишь установить галочку в драйверах - сам SLI-переключатель на материнской плате остается в положении "Single Mode". Это позволяет видеокарте задействовать полосу пропускания PCI Express x16, тогда как в обычном сочетании "GeForce 6600 GT + GeForce 6600 GT" включалась бы комбинация "PCI Express x8 + PCI Express x8". Сложно сказать, как это влияет на производительность, но установить вторую видеокарту в систему не позволяет - второй слот PCI Express x16 во время работы Gigabyte 3D1 попросту выключен. Собственно, и поддержки четырех видеочипов в драйверах Nvidia еще пока не предусмотрено. При этом Gigabyte все равно поставляет в комплекте с материнской платой SLI-переключатель, ведь владелец может пожелать построить систему на базе двух GeForce 6800 GT или GeForce 6800 Ultra.

Приятно, что для работы с Gigabyte 3D1 не требуется специальное программное обеспечение - стандартные драйверы ForceWare справляются с задачей без проблем. Далее следует сказать об общих результатах тестов, в ходе которых сравнивались Gigabyte 3D1 и одиночные видеокарты GeForce 6600 GT, GeForce 6800 GT, GeForce 6800 Ultra. Несмотря на амбициозные заявления Gigabyte, видеокарта 3D1 лишь в редких случаях догоняет одиночную GeForce 6800 GT. Падение производительности особенно заметно в играх при высоких разрешениях и включенных сглаживании/фильтрации. Характерно, что и одиночную GeForce 6600 GT в тяжелых режимах 3D1 обгоняет совсем незначительно. Зато в низких разрешениях преимущество 3D1 над своей одиночной версией может достигать 60-70%.

Как мы уже говорили, комплект рассчитан на достаточно небольшой круг потребителей, потому тираж будет ограничен. Интересно, что наши коллеги предвкушают появление видеокарт на базе двух видеочипов GeForce 6800 GT и GeForce 6800 Ultra, и представители Gigabyte не исключают такой возможности. Судя по всему, комплект на основе "тандема" из двух чипов NV45 обойдется покупателю в сумму свыше $1000. Собственно, Nvidia уже дала всем понять, что SLI будет оставаться развлечением для обеспеченной части общества, поэтому удивляться ценам не стоит.

Недавно наши французские коллеги уже затрагивали тему проблем с некоторой частью видеокарт GeForce 6600 GT, оснащенных интерфейсом AGP 8x. Были выявлены две проблемы: общая и частная. Первая могла касаться всех владельцев AGP-версии GeForce 6600 GT, так как имела отношение к качеству питания. Чип NV43 унаследовал от NV40 неравномерность нагрузки на блок питания ("крен" в сторону линии 12 В), а потому блоки питания с хроническим проседанием напряжения на этой линии вели себя очень нестабильно после установки в систему GeForce 6600 GT. Производители видеокарт пытались как-то предостеречь покупателей, но в сложившихся условиях могли только рекомендовать использовать блоки питания мощностью не менее 350 Вт.

Частная проблема заключалась в перегреве некоторой части видеокарт, вызванном, по-видимому, некачественной сборкой системы охлаждения. Сегодня наши коллеги с сайта Hardware.fr рассказали об этой проблеме подробнее.

Итак, этот дефект проявляется лишь на некоторой части видеокарт GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP 8x. При этом производитель может быть разным, хотя наши коллеги выявили, что продукция Point Of View страдает от указанной проблемы в чуть большей степени, чем прочие решения. Опять же, это не означает, что будущие партии видеокарт этого производителя будут страдать от данного дефекта.

На обратной поверхности кулера имеются резиновые опоры. Они слегка приподнимают подошву радиатора над поверхностью видеочипа. Образовавшийся зазор не полностью насыщается термопастой, и плотного контакта между кулером и видеочипом нет. Даже если зазор заполнен термопастой, то слишком толстый слой одинаково вреден для условий охлаждения.

Проявляется этот дефект лишь на некоторых видеокартах. Очевидно, значение зазора имеет какой-то допуск, в пределах которого меняется положение поверхности видеочипа относительно плоскости печатной платы. Где-то чип утоплен сильнее, где-то кулер приподнят выше. В любом случае, зазор неодинаков для разных экземпляров видеоплат. Это неизбежные издержки массового производства.

Самое интересное, что видеокарты на эталонном дизайне подобных резиновых опор вообще лишены, и описанная проблема там вообще не возникает. Очевидно, это "рационализаторское предложение" по установке резиновых опор будет признано неудачным, и в будущем они исчезнут со всех видеокарт семейства.

Разумеется, что бороться с этим злом можно двумя способами. Во-первых, можно сдать видеокарту по гарантии, как только появятся признаки перегрева. Во-вторых, можно удалить резиновые опоры с поверхности кулера. Их отсутствие ничем не грозит дальнейшей успешной эксплуатации видеокарты. Понятно, что такое "хирургическое вмешательство" лишает видеокарту гарантии.

Помнится, некогда видеокарты Radeon 9500 и Radeon 9700 "доводились до ума" похожим способом. Окружающая видеочип по контуру рамка сошлифовылась, и кулер мог плотнее прилегать к чипу. Даже простая замена штатной "липучки" на термопасту позволяла устранить перегрев или повысить разгонный потенциал видеокарты. Можно предположить, что видеокарты нового поколения тоже позволяют совершенствовать систему охлаждения в широких пределах. Лишь бы покупатели не были вынуждены делать это из-за заводских дефектов :).

Удивительно, что "под занавес" 2004 года так много приходится говорить о планах Intel и AMD на следующий год. Уже через несколько часов мы вступим в тот мысленно недосягаемый ранее период, который в роадмапах обозначался "Q1 2005", то есть первый квартал 2005 года. Накануне было достаточно сказано о том, что первый квартал станет решающим для AMD - начнется освоение 0.09 мкм техпроцесса второго поколения, использующего "растянутый кремний" (strained silicon), в последнее время эта технология фигурирует под названием Dual Stress Liner.

При этом остается абсолютнейшей загадкой, когда массовые процессоры начнут переходить на новый техпроцесс. Недавние экономические обоснования доказали, что AMD заинтересована в скорейшем переводе как можно большей части ассортимента на 0.09 мкм ядра. Пока она это не сделает, производственных мощностей не будет хватать для покрытия спроса.

Кстати, это не пустые слова. Тот самый 0.09 мкм Sempron 3100+ на урезанном ядре Winchester был обещан нам еще в ноябре. В рознице эти процессоры так и не появились. Если они выпускаются, то расходятся по OEM-каналу. Даже 0.09 мкм процессоры Athlon 64 в последнее время стали дефицитом, если верить некоторым сообщениям. AMD заинтересована в том, чтобы скорее наладить выпуск 0.09 мкм процессоров Sempron на ядре Palermo с уменьшенной площадью ядра. Пока это не произойдет, придется малыми партиями выпускать промежуточный вариант 0.09 мкм Sempron 3100+ на ядре Winchester - спрос со стороны OEM-партнеров нужно удовлетворять.

Наши японские коллеги предположили, что процессоры Sempron на ядре Palermo появятся примерно в феврале 2005 года. Они будут иметь как исполнение Socket 754, так и исполнение Socket 939. Собственно говоря, на первый квартал запланированы четыре новых модели Sempron:

  • Sempron 3000+ (Socket 939);
  • Sempron 3200+ (Socket 939);
  • Sempron 3000+ (Socket 754);
  • Sempron 3200+ (Socket 754).

Есть основания полагать, что они будут основаны уже на 0.09 мкм ядре Palermo, хотя первое время может наблюдаться и "параллелизм" с 0.13 мкм ядрами или Winchester. Вчера мы обнаружили один интересный слайд, вошедший в октябрьскую презентацию одного из производителей материнских плат:

Несмотря на некоторые очевидные ляпы типа последовательности "Q1'05 -> Q2'04", этот роадмап дает понять, что главная задача AMD при переходе на 0.09 мкм техпроцесс - снизить себестоимость производства. Ради этого в сентябре-октябре начались поставки процессоров Winchester. Скорее всего, и процессоры Sempron перейдут на 0.09 мкм техпроцесс в ближайшее время. Авторы слайда считают, что это случится в первом квартале 2005 года.

При этом совсем не уточняется, какое ядро даст жизнь новым 0.09 мкм моделям Sempron. Оно в любом случае будет более рентабельным, даже если на первых порах придется отключать часть кэша на ядре Winchester. Остается надеяться, что совокупность рассмотренных прогнозов позволит нам в последующие два месяца встретить в продаже 0.09 мкм версии Sempron - недорогие и неплохо разгоняющиеся.

С ценами на процессоры семейства Pentium 4 6xx мы определились, а вот о стоимости двуядерных процессоров Smithfield до сих пор приходится гадать. Официальные цены будут определены в феврале, после анонса семейства Pentium 4 6xx, а сейчас эта тема дает пищу для размышлений многим из наших коллег.

Например, молчавший пару дней подряд гонконгский сайт HKE PC неожиданно разродился серией коротких новостей, созданных на основе материалов свежей презентации Intel, посвященной перспективам выхода двуядерных процессоров Smithfield. Прежде всего, забавной выглядит аналогия между реальной многопоточностью SMT и приготовлением блюд двумя поварами :). В частности, прежняя концепция Hyper-Threading напоминает ситуацию, когда один повар готовит два блюда на двух разных конфорках. Руки у него только две, а голова и вовсе одна, поэтому некоторые задержки неизбежно происходят. Двуядерный же процессор напоминает двух поваров, которые готовят два блюда независимо, на двух разных газовых плитах. Пусть конечный продукт попадает в одно блюдо, но делает это он быстрее, чем в случае с Hyper-Threading.

Кстати, из этого примера становится ясно, почему процессоры Smithfield не будут поддерживать Hyper-Threading - предпочтение отдается реальной многопоточности (SMT). Это отнюдь не означает, что будущие двуядерные процессоры не будут использовать технологию Hyper-Threading в модернизированном виде. Просто для собранного наспех ядра Smithfield предпочтительнее от Hyper-Threading отказаться.

Все остальные новомодные технологии процессоры Smithfield будут поддерживать: это XD (NX-бит), EM64T и даже IEST (Enhanced SpeedStep). Впрочем, последнее справедливо только для двух старших моделей - процессор x20 с частотой 2.8 ГГц обойдется без поддержки IEST. Это означает, что он сможет работать даже в недорогих материнских платах с относительно невысоким значением предельного TDP.

Судя по всему, надежды владельцев современных плат с разъемом LGA 775 на совместимость с процессорами Smithfield могут рухнуть. Наши коллеги утверждают, что поддержку двуядерных процессоров обеспечат лишь материнские платы на базе чипсетов i945x (Lakeport) и i955X (Glenwood). Они выйдут во втором квартале 2005 года, и к моменту анонса Smithfield в третьем квартале должны получить некоторое распространение.

Безусловно, технически наверняка можно было предусмотреть поддержку Smithfield и на современных платах класса i915x/i925XE. Но кто тогда бы купил платы на базе чипсетов поколения i945x/i955X? Дело в том, что новые чипсеты несут не так много преимуществ, чтобы стимулировать переход на очередную платформу. Основными достоинствами можно считать поддержку Serial ATA-II, RAID 5 и 10, NCQ и IHDA (Azalia). Северный мост i945P получает поддержку 1066 МГц шины и двухканальной памяти DDR2-667. Более дорогой северный мост i955X наконец обеспечит поддержку ECC, а также откроет доступ к 8 Гб памяти - этой возможностью должны воспользоваться процессоры с поддержкой EM64T. Интегрированный чипсет i945G получит модернизированное ядро IGMA 950, производительность которого должна вдвое перекрыть показатели предшественника.

Согласитесь, значимых преимуществ не так много, чтобы стимулировать переход от дешевых решений на базе i915PL к более дорогим типа i945P. Если же украсить все нововведения новым брендом Lyndon, добавить эксклюзивную поддержку Smithfield, то новые системы будут раскупаться гораздо охотнее. Все-таки это бизнес - поддержка Smithfield дешевыми чипсетами Intel невыгодна. Ничего личного.

Информация об ориентировочной стоимости Smithfield в очередной раз подается с искажениями. Мы уже изучали эту тему в начале ноября, и сейчас наши коллеги идут по граблям, уже погнутым о лоб немецких журналистов :). Как и ранее, приводится следующий диапазон цен:

  • x20 (2.8 ГГц) -> $800-1099;
  • x30 (3.0 ГГц) -> $1100-1399;
  • x40 (3.2 ГГц) -> от $1400.

Опять же, делается поспешный вывод о том, что двуядерные процессоры Smithfield будут стоить $800, $1100 и $1400 соответственно. Потенциальные покупатели намыливают веревки, закладывают патроны в револьверы, тянутся к пузырькам с ядом. Праздник испорчен?

К счастью, справедливость на свете временами существует :). Указанные цены обозначают стоимость готовых систем (без учета монитора) на базе двуядерных процессоров, а отнюдь не самих Smithfield. Если соотнести ожидаемый уровень производительности процессоров этого класса и стоимость конкурирующих одноядерных решений, то прайс-лист на Smithfield может обрести такой вид:

  • x20 (2.8 ГГц) -> $278 <- Pentium 4 550J (3.4 ГГц) <- Pentium 4 640 (3.2 ГГц);
  • x30 (3.0 ГГц) -> $417 <- Pentium 4 560J (3.6 ГГц) <- Pentium 4 650 (3.4 ГГц);
  • x40 (3.2 ГГц) -> $637 <- Pentium 4 570J (3.8 ГГц) <- Pentium 4 660 (3.6 ГГц).

Спрашивается, почему же в этом перечне нет позиции $850, принадлежащей Pentium 4 670 (3.8 ГГц), или позиции $999, которая наверняка достанется процессору Pentium 4 730 (Pentium 4 XE 3.73 ГГц)? Очень просто. Хотя процессоры Smithfield и должны ускорить обработку многопоточных задач, в значительной части приложений они будут проигрывать одноядерным моделям, работающим на более высоких частотах. По этой причине заламывать цену на старшую модель Smithfield было бы как-то неудобно.

Кстати, все тот же гонконгский сайт утверждает, что процессоры Pentium 4 с поддержкой EM64T получат суффикс "P" после обозначения модели. Например, "Pentium 4 650P". Если же поддержка EM64T постепенно переберется на всю линейку Pentium 4 5xx, то и эти процессоры получат обозначения вида "Pentium 4 550P". Чтобы не путать с тем же Pentium 4 550J, например, который EM64T не поддерживает. Сейчас поддерживающие EM64T процессоры этого класса именуются суффиксом "F". Все тот же Pentium 4 3.2F стоит $278 - это на $60 больше, чем аналогичный процессор без поддержки EM64T. Честно говоря, мы склонны считать, что суффикс "P" изначально прилепится только к процессорам семейства Pentium 4 6xx, а процессоры Pentium 4 5xx будут доживать свой век без поддержки EM64T. В конце концов, надо же как-то оправдывать 30% разницу в цене между одинаковыми по частоте процессорами серии Pentium 4 6xx и Pentium 4 5xx. Если дополнительный мегабайт кэша и 6-7% прироста производительности этого сделать не могут, то пусть хотя бы бонус в виде EM64T станет утешением.

Можно предположить, что со временем поддержка EM64T появится во всех 0.09 мкм процессорах Intel. В конце концов, недавно руководство компании пообещало в 2005 году расширить подобную функциональность даже на семейство Celeron D. Нужно лишь дождаться момента, когда программная индустрия подтянется, и выпустить достаточное количество продуктов, оптимизированных под EM64T.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают