Платим блогерам

Новости 23 февраля 2004 года

Создается такое ощущение, что компания Nvidia решила просто завалить "жителей бедных негритянских кварталов" дешевыми видеокартами с поддержкой DirectX 9.0. Для этого она анонсирует дикое количество урезанных решений типа GeForce FX 5100 и GeForce FX 5200SE, а также GeForce FX 5700LE и GeForce FX 5700VE. Итого, на данный момент различные источники намекают на существование трех новинок на базе чипа NV34:

  • GeForce FX 5100;
  • GeForce FX 5200SE;
  • GeForce FX 5500...

... и двух новинок на базе чипа NV36:

  • GeForce FX 5700LE;
  • GeForce FX 5200VE.

Если с характеристиками GeForce FX 5500 и GeForce FX 5700LE все более или менее понятно, то о значении суффикса "VE" в названии одной из производных форм GeForce FX 5700 мы могли лишь догадываться...

Оказывается, у этого решения есть вполне определенные характеристики - их сообщают сотрудники немецкого сайта 3D Center. Итак, видеоплаты класса GeForce FX 5700VE будут представлять собой промежуточное решение между GeForce FX 5700 и GeForce FX 5700LE, их частоты будут равны 300 МГц для чипа и 500 МГц DDR для памяти.

Любопытно, что наши немецкие коллеги сообщают о некоторых урезаниях, которым подвергнутся видеокарты серии GeForce FX 5700VE. В частности, уровень производительности Z-буффера должен быть искусственно занижен. Возможно, это справедливо и для GeForce FX 5700LE.

Другими словами, теперь дружное семейство решений на базе чипа NV36 будет иметь следующие характеристики:

  • GeForce FX 5700 Ultra -> 475/900 МГц;
  • GeForce FX 5700 -> 425/550 МГц;
  • GeForce FX 5700VE -> 300/500 МГц;
  • GeForce FX 5700LE -> 250/400 МГц.

Все варианты имеют 128-битную шину памяти, однако среди бюджетных решений мы запросто можем встретить 64-битные модели. Более того, некоторые источники сообщают о планах Nvidia выпустить вариант GeForce FX 5700 Ultra с поддержкой памяти типа GDDR-3. Частоты этого решения будут несколько отличаться - 475/950 МГц, то есть память по умолчанию будет работать на несколько увеличенной частоте. Если учесть, что современная 2.5 нс память GDDR-2 позволяет разгонять себя до частот 1 ГГц DDR и выше, то для GDDR-3 этот потолок будет еще выше. В частности, производимая Samsung память этого типа может работать на частотах вплоть до 1.6 ГГц DDR. Если дизайн печатной платы и системы охлаждения будут способствовать успешному разгону, GeForce FX 5700 Ultra может обрести "второе дыхание", ибо на фоне появления GeForce FX 5900XT с отличными перспективами разгона решения на базе NV36 несколько поблекли.

Известно, что на ранних этапах конкуренции платформ Pentium 4 и Athlon XP процессоры Intel обладали важным преимуществом - они имели встроенную защиту от перегрева, выражающуюся в том, что при достижении определенной температуры процессор начинал пропускать такты, снижая вычислительную нагрузку и сохраняя температуру в заданных пределах. Механизм получил название Thermal Throttling. Считалось, что процессоры Pentium 4 практически нельзя сжечь, когда подобная технология успешно работает, даже если функция отключения системы по достижении определенной температуры отключена в BIOS.

Вскоре похожие технологии взяли на вооружение процессоры Athlon XP и производители материнских плат, предложившие свои варианты защиты от перегрева. Разгон процессоров Athlon XP стал более безопасным.

Процессоры Northwood имели одинаковый предварительно настроенный температурный порог Thermal Throttling для всех представителей одной частоты. Тем не менее, некоторые источники утверждают, что процессоры Prescott этот механизм используют несколько иначе.

Мы уже могли убедиться, что процессоры на 0.09 мкм ядре Prescott имеют высокие значения рабочих температур, и в подобном неблагоприятном тепловом режиме следует винить токи утечки. Сообщается, что каждый экземпляр Prescott имеет свое значение токов утечки, определяющее температурный режим. По этой причине решено назначать порог включения Thermal Throttling для каждого процессора индивидуально.

Не беремся судить, насколько подобная информация правдива и применима к степпингу C0 ядра Prescott, но определенный разброс тепловых и разгонных характеристик среди представителей одной модели процессоров на этом ядре позволяет не исключать актуальности этой гипотезы. Разброс характеристик существует всегда, но для "сыроватого" степпинга C0 внедрение таких "индивидуальных" настроек не кажется неуместным. Возможно, степпинг D0 будет обладать более предсказуемыми характеристиками.

Мы уже могли воочию убедиться в готовности процессоров Athlon 64 FX-53 (2.4 ГГц) на степпинге CG к серийному производству. AMD открыто демонстрирует системы на его основе, здесь можно найти ряд бенчмарков. В кругах, близких к производителю, курсируют слухи о намерении AMD анонсировать этот процессор в середине или конце марта, в то время как судьба процессоров в исполнении Socket 939 еще не решена - они появятся либо в конце марта, либо в конце апреля. Характерно, что все большее число аналитиков начинает склоняться к последнему варианту.

Некоторое время назад представители AMD уже разъяснили политику компании в отношении позиционирования процессоров Athlon 64 FX - одновременно на рынке может существовать только одна модель. Процессор имеет свободный множитель, и каждая новая модель как бы поднимает частотную планку, а номинальная частота остается незначительной формальностью, ведь ее можно легко изменить посредством увеличения множителя. Цена на процессоры Athlon 64 FX тоже должна оставаться неизменной - $733 для всех моделей, приходящих на смену друг другу.

Английский сайт The Inquirer подтверждает приверженность AMD подобной модели поведения в отношении позиционирования Athlon 64 FX. Сообщается, что уже сейчас поставки Athlon 64 FX-51 заметно сокращаются, и после анонса Athlon 64 FX-53 они полностью прекратятся. Разумеется, что Athlon 64 FX-51 будет некоторое время встречаться в продаже и после анонса новой модели с частотой 2.4 ГГц, но это явление будет крайне редким.

Ранее мы предположили, что остатки Athlon 64 FX-51 будут перемаркированы в Opteron 148, благо все характеристики у них совпадают (кроме множителя, который на процессорах Opteron жестко зафиксирован). Ценовая политика в отношении старших моделей Opteron тоже весьма недвусмысленна - это показало недавнее снижение цен. Старшая модель Opteron 148 с частотой 2.2 ГГц стоит одинаково с Athlon 64 FX-51, в то время как Opteron 146 с частотой 2.0 ГГц уже уценен до $278. Неплохая 2.6-кратная наценочка за дополнительные 200 МГц частоты, неправда ли? :)

Скорее всего, вместе с анонсом Athlon 64 FX-53 выйдет процессор Opteron 150, работающий на частоте 2.4 ГГц. Opteron 148 подешевеет до уровня $417-438, остатки Athlon 64 FX-51 будут продаваться под видом Opteron 148. Процессор Athlon 64 FX-53 ($733) станет последней моделью в исполнении Socket 940, ибо его последователь, Athlon 64 FX-55, будет основан не только на 0.09 мкм ядре San Diego, но и будет иметь исполнение Socket 939, подразумевающее использование более дешевой небуферизованной памяти DDR 400 и совместимость с материнскими платами для Athlon 64 с разъемом Socket 939. Впрочем, вариант Athlon 64 FX-53 в исполнении Socket 939 тоже появится одновременно с анонсом платформы. Уменьшенные задержки нерегистровой памяти должны обеспечить ему преимущество над Socket 940-собратом.

В новейшей версии планов на 2004 год AMD не обозначила намерений выпускать процессоры Athlon 64 с рейтингом ниже 3000+. Тем не менее, главный конкурент по имени Intel может вносить свои коррективы в планы AMD. Как мы могли убедиться, Intel не ограничивает спектр процессоров на ядре Prescott моделями с частотой 2.8 ГГц, делая "шаг назад" в лице модели с частотой 2.4 ГГц, поддерживающей 533 МГц шину.

Судя по всему, AMD видит в платформе Socket 754 достаточно весомый рыночный потенциал. Пока платформа Socket 939 найдет своих сторонников, пройдет не менее шести месяцев с начала 2004 календарного года. Учитывая агрессивную ценовую политику Intel, можно предположить, что AMD нуждается в процессоре, способном эффективно противостоять младшим моделям Prescott - как по цене, так и по производительности. Конечно, вышедший в декабре Newcastle 3000+ можно назвать таким решением, но его оптовая цена ($218) позволяет ему конкурировать лишь с Pentium 4 3.0 ГГц, модели с частотой ниже 3.0 ГГц остаются неохваченными.

Ценовая политика AMD претерпела изменения - теперь компания собирается предоставлять покупателям более производительные процессоры по сопоставимой с продукцией Intel цене. Появление процессора Newcastle 2800+ в исполнении Socket 754 с реальной частотой 1.8 ГГц и 512 Кб кэша как нельзя луче вписалось бы в современную конкурентную обстановку - при цене порядка $178 он удачно конкурировал бы с Pentium 4 2.8 ГГц всех разновидностей. О соотношении реальных уровней производительности мы сейчас не говорим - маркетологи AMD решили противопоставлять каждой сотне мегагерц процессоров Intel сотню баллов рейтинга производительности Athlon 64. По этой причине Pentium 4 2.8 ГГц и Athlon 64 2800+ могут быть прямыми конкурентами в сознании массового покупателя.

Все эти рассуждения мы приводим неспроста - согласно информации, опубликованной на сайте The Inquirer, в скором времени нас может ожидать анонс процессора Athlon 64 2800+, обладающего сопоставимой с Pentium 4 2.8C ценой, то есть $178. Примечательно, что подобные слухи вызывают у представителей AMD некоторое двусмысленное удивление. Стало быть, либо этим слухам не суждено оправдаться, либо Athlon 64 2800+ на ядре Newcastle выйдет без лишнего шума - подобно тому, как это произошло с первенцем семейства Newcastle, имеющим рейтинг 3000+.

Не будем забывать, что экономических ограничений для производства младших моделей Newcastle с рейтингом ниже 3000+ не существует. По приблизительным оценкам, себестоимость производства одного 0.13 мкм процессора Athlon 64 не превышает $100-150, вне зависимости от объема кэша. Процессоры Newcastle обретают урезанный вдвое объем кэша второго уровня по причине наличия бракованных кристаллов с частично нерабочим кэшем, а также из маркетинговых соображений. То есть, выпустить Athlon 64 2800+ с 512 Кб кэша и частотой 1.8 ГГц для AMD проще, чем Athlon 64 2800+ с частотой 1.6 ГГц и 1 Мб кэша. Тем более, что тактовая частота в реальных приложениях для Athlon 64 значит больше, чем объем кэша.

Если Newcastle 2800+ все же появится, в число оверклокерских фаворитов он попасть рискует нескоро. Дело даже не в самом процессоре или ограниченности разгонного потенциала степпинга C0, к которому он будет первое время принадлежать. Проблема кроется в характеристиках современных чипсетов для платформы Socket 754, а точнее - в отсутствии фиксации частот шин AGP/PCI. Разгон процессоров происходит синхронно с шиной PCI, и для фиксированного максимального множителя 9х модели 2800+ это может стать проблемой. Предположим, что процессор удастся разогнать до частоты эталонной шины 220 МГц - тактовая частота процессора составит 1980 МГц, а синхронная шина PCI будет работать на частоте 37 МГц. Это уже может вызвать нестабильность системы, именно шина PCI станет ограничивающим фактором разгона.

Появление новых чипсетов с асинхронной архитектурой шин лишь немногим улучшит ситуацию - не все производители материнских плат возьмутся изготавливать материнские платы для устаревающей платформы Socket 754 на новых чипсетах. Тем не менее, такие планы вынашивают некоторые производители, в частности, MSI и Asus. Последняя планирует анонсировать плату Asus K8N-E Deluxe, основанную на чипсете NForce 3 250Gb, предназначенную для процессоров Athlon 64 в исполнении Socket 754.

На платах с асинхронной организацией работы шин удастся достичь более заметных успехов в разгоне младших процессоров Athlon 64. Тем не менее, встроенный контроллер памяти может стать новым препятствием на пути к разгону - считается, что он не очень хорошо переносит повышение частоты шины памяти. Для таких случаев используются понижающие делители частоты памяти, привязанные к тактовой частоте процессора. Возможно, что процессоры на новом степпинге CG будут обладать несколько улучшенными разгонными характеристиками, но младшие модели Athlon 64 на этот степпинг перейдут нескоро.

Пока стоит относиться к перспективам появления Athlon 64 2800+, как к гипотезе. Мы постараемся выяснить, насколько подобные слухи близки к истине.

Хотя планы ATI на 2004 год были достаточно подробно освещены сайтом Anandtech, наши немецкие коллеги на сайте 3D Center вчера представили свою версию роадмапа ATI на 2004 год, дополненную важной информацией из проверенных источников.

Прежде всего, нужно упомянуть, что надежды поклонников ATI на поддержку чипом R420 шейдеров версии 3.0, скорее всего, не сбудутся. По крайней мере, в этом уверены упомянутые выше немецкие источники. Дело даже не в том, что ATI оказалось не по силам реализовать поддержку Pixel Shader 3.0 и Vertex Shader 3.0 к обозначенному сроку. Здесь следует сделать небольшой экскурс в "биографию" чипа R420, таящую в себе некоторые скрытые от публики факты...

На протяжении всего прошлого года усилено обсуждались перспективы выхода чипа R400, который должен был появиться осенью 2003 года и принести поддержку шейдеров версии 3.0. В действительности этот чип был разработан и существовал в виде прототипов, но производительность шейдеров версии 3.0 оказалась такой низкой, что от идеи производства этого чипа решено было отказаться. Надо заметить, что R400 был основан на принципиально новой архитектуре (что скрывается за этой формулировкой, остается только гадать :)).

После подобной неудачи решено было выпустить разогнанную версию R350 под кодовым наименованием R360 (Radeon 9800 XT), а в недрах лабораторий начать проектирование нового чипа под названием R420. Решение о смене "вывески" с R400 на R420 было принято не зря - чип имел новую архитектуру, отличную от R400. Точнее говоря, R420 был эволюционным развитием архитектуры R3xx, так долго верой и правдой служившей ATI и приносившей канадской компании успех.

Разница в архитектуре R360 и R420 должна заключаться в улучшениях на уровне пиксельных конвейеров (возможно, число текстурных блоков будет увеличено), производительности шейдеров (не только за счет увеличения числа блоков вершинных шейдеров с 4 до 6, но и, предположительно, за счет увеличения разрядности пиксельных шейдеров с 24 до 32 бит). Кроме того, R420 станет первым флагманским чипом ATI, выпускаемом по 0.13 мкм технологии с использованием low-k диэлектриков. Алгоритмы сглаживания и фильтрации тоже должны быть усовершенствованы. Одним словом, увеличение числа транзисторов со 110 до 160 млн. транзисторов не прошло даром - готовые образцы R420 уже демонстрируют производительность в 2-3 раза выше современных решений.

Именно из-за близкого родства R360 и R420 последний не может поддерживать шейдеры версии 3.0. Вместо этого ATI решила сосредоточиться на совершенствовании производительности шейдеров версии 2.0. В качестве аргумента, доказывающего актуальность такого подхода, называется некоторая инертность индустрии в отношении освоения шейдерных технологий нового поколения. Если игры с поддержкой PS 2.0 и VS 2.0 только начинают появляться, то на век R420 вполне хватит поддержки только этих технологий.

Заметим, что поддержка шейдеров версии 3.0 так и не фигурирует в списке характеристик ни одного решения, намеченного к выпуску в 2004 году. ATI надеется сразу перескочить на поддержку DirectX 10.0 и Pixel Shader 4.0 с выходом R500 в 2005 году.

Надо сказать, что подобные известия оставляют достаточно поводов для злорадства и гордости поклонникам Nvidia - флагманские решения серии NV4x поддержку шейдерных технологий версии 3.0 должны реализовать в полной мере. Возможно, Nvidia наконец сможет отыграть корону первенства у ATI в области производительности шейдеров. Справедливо это будет, прежде всего, для поддержки шейдеров версии 3.0 - в части технологий предыдущего поколения ATI не собирается сдаваться и делает все возможное для безоговорочной победы.

R423 должен быть полным аналогом R420, единственным различием станет поддержка PCI Express x16, которая для R423 станет врожденной. Поскольку ATI является ярым противником различных переходных мостов, не совсем ясно, как будет реализована поддержка PCI Express x16 для чипа R423. На этот счет существует гипотеза, что чипы R420 и R423 поддерживают оба интерфейса, AGP 8x и PCI Express x16, просто на стадии создания видеокарты в BIOS прошивается указание на активацию поддержки одного из них.

Кстати, сегодня появились сообщения о том, что чип R420 имеет достаточно зрелую ревизию A12, все готово к массовому производству графических плат, и все ждут лишь отмашки маркетингового отдела. Поскольку Nvidia не собирается выпускать NV40 ранее апреля, ATI подстраивается под планы конкурента, попутно "вылизывая" дизайн плат.

ATI не планирует анонсировать R420 ранее мартовской выставки CeBIT 2004, равно как не будет анонсировать это решение и во время проведения выставки. Сообщается, что анонс R420 будет сделан сразу после завершения выставки, где-то в течение последней недели марта. Кроме привязки к планам Nvidia, подобная задержка имеет внутренние причины - запасы Radeon 9800 XT еще далеки от истощения, и даже после 20% снижения цен на эти видеокарты ATI не желает портить картину продаж.

По поводу других решений ATI, запланированных к выпуску в текущем году, следует сделать несколько дополнений. Например, решение перейти в производстве RV370 на более "тонкий" 0.11 мкм техпроцесс имеет не только "опытно-конструкторское" объяснение (на простых чипах гораздо проще отрабатывать новый техпроцесс), но и сугубо экономическую подоплеку. Даже снизив цену Radeon 9600 SE на 25-30%, ATI по-прежнему не может конкурировать с бюджетными DirectX 9-решениями Nvidia. Себестоимость производства родственников NV34 и NV36 типа GeForce FX 5500 и GeForce FX 5700LE ниже аналогичных показателей для Radeon 9600 SE, поэтому ATI крайне тяжело конкурировать с Nvidia ценой.

Перейдя на 0.11 мкм техпроцесс, ATI сможет снизить себестоимость производства бюджетных чипов с поддержкой DirectX 9.0 до приемлемых величин. Других архитектурных улучшений RV370 получить не должен - необходимость его появления диктуется простой экономией. Кстати, врожденная поддержка PCI Express x16 станет для RV370 важным аргументом в борьбе с гибридными решениями Nvidia, использующими переходный мост HSI, несколько снижающий и без того невысокое быстродействие бюджетных решений.

Аналогичным образом обстоят и дела с характеристиками RV380 - это будет лишь версия RV360 (Radeon 9600 XT) с врожденной поддержкой PCI Express x16. Частота памяти должна быть слегка увеличена, ведь от недостатка пропускной способности памяти архитектура RV3x0 страдает еще со времен Radeon 9600 Pro. Поддержка контроллером памяти RV380 чипов DDR-I, GDDR-2 и GDDR-3 позволит производителям графических плат создавать любые мыслимые комбинации частот чипа и памяти. Увеличенная пропускная способность шины PCI Express x16 позволит использовать все преимущества телевизионного стандарта HDTV при создании мультимедийных комбайнов серии All-In-Wonder.

Чипы R480 и RV410 должны стать разогнанными 0.11 мкм версиями R420 и RV380 соответственно. Они появятся в третьем квартале 2004 года, хотя вопрос об их принадлежности к носителям 0.11 мкм техпроцесса еще остается открытым. Об архитектурных улучшениях в этих чипах ничего не сообщается.

Собственно, в графическом виде планы ATI на 2004 год можно представить подобной таблицей, где решения с поддержкой AGP 8x обозначены красным цветом, а решения с врожденной поддержкой PCI Express x16 - синим цветом.

Р fin

Радует, что конкуренция на рынке менеджеров закачек способствует быстрому внедрению в них уникальных функций конкурентов. Так, в одном из лучших и мощнейших менеджеров закачек ReGet Deluxe теперь тоже имеется чрезвычайно удобная функция предпросмотра содержимого ZIP-архивов и закачки отдельных файлов из него. Для активации функции требуется из меню "Закачка" выбрать команду "Partially Zip download":

Открывшийся диалог закачки полностью стандартен за исключением вкладки "ZIP", на которой собственно и происходит работа с архивом.

Кроме того, в программу добавлена столь давно выпрашиваемая у разработчиков функция закачки файла с нескольких зеркал одновременно, чрезвычайно удобная в условиях перегруженности / плохой связи с серверами каких-либо крупных файлов. Теперь в свойствах закачки присутствует еще одна вкладка - "Mirrors", на которой можно указать произвольное количество зеркал (с полным набором собственных стандартных настроек закачки) и их приоритет:

А полный список изменений новейшей бета-версии ReGet Deluxe 4.0 build 197 по сравнению с последней официальной 3.3 build 188 таков:

  • Build 197:
    • Мелкие исправления.
  • Build 196:
    • Функция закачки отдельных файлов из ZIP-архивов.
    • В свойства закачки SaveAs, SaveTo добавлен макрос [param:].
  • Build 195 (ReGet Deluxe 4.0 Alpha):
    • Функция ручного управления зеркалами закачки.

Стоимость программы составляет 250 рублей для частных пользователей, о покупке и регистрации можно узнать здесь.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

  • ReGet Deluxe 4.0 Beta build 197 (1,5 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
Р fin

Продолжается постепенное совершенствование утилиты для быстрого управления 3D-режимами видеокарт Radeon из системного трея ATI Tray Tools от Ray Adams. В несколько последних сборок вносились такие изменения:

  • Build 213:
    • Исправления RefreshOverride под Direct3D.
    • Исправлена ошибка с определением профиля Direct3D при измененном RefreshOverride.
    • Некоторые другие исправления.
  • Build 207
    • Исправлена ошибка определения одинаковых профилей Direct3D.
    • Мелкие внутренние изменения.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Отзывы же и пожелания автору можно оставить в этой ветке нашей конференции.

Сейчас обсуждают