Близнецы GeForce 7800 GTX: Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample и LeadTek WinFast PX7800 GTX TDH MyVIVO

Введение

Анонс GeForce 7800 GTX (NVIDIA G70) состоялся 22 июня 2005 года. От первых упоминаний о новом чипе в новостях до официального релиза любая информация о GeForce 7800 GTX сопровождалась помпезностью, восторженным ожиданием чего-то мега-, гипер-, сверхбыстрого. За третий год тестирования железа невольно начинаешь воспринимать подобные заявления со здоровым скептицизмом, однако только после проведения тестов GeForce 7800 GTX понимаешь, что эта видеокарта действительно достойна перечисленных эпитетов...

Сегодняшняя статья посвящена знакомству и тестированию сразу двух GeForce 7800 GTX, которые, по сути, являются удачными клонами референсной видеокарты. Отсюда и слово "близнецы" в названии статьи. Смотрите сами:

Помнится, в детских журналах были такие картинки – игры на внимательность "найдите десять отличий". Так же и на примере GeForce 7800 GTX от Gainward и Leadtek можно потренировать свое внимание. Хотя, сняв пластиковые крышки с систем охлаждения видеокарт, найти эти самые десять отличий вам вряд ли удастся :).

Перед тем как перейти к рассмотрению видеокарт, предлагаю ознакомиться с техническими характеристиками GeForce 7800 GTX.

1. Технические характеристики GeForce 7800 GTX

Посмотрим на основные технические характеристики видеокарты в следующей таблице:

Характеристики GeForce 7800 GTX
Графический чип G70 (NV47)
Техпроцесс, мкм 0.11
Число транзисторов, млн 302
Рабочие частоты, MHz (GPU /память) 430/1200
(275 GPU в 2D режиме)
Объем памяти, Mb 256
(512 в перспективе)
Тип памяти и ширина шины GDDR 3, 256 bit
Интерфейс PCI Express x16
Число пиксельных конвейеров, шт. 24
TMU на конвейер, шт. 1
Число вершинных процессоров, шт. 8
Поддержка Pixel Shaders версии 3
Поддержка Vertex Shaders версии 3
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s 6900
Теоретическая скорость выборки текстур, Mpix./s 10400
Полоса пропускания памяти, Gb/s 38.4
Поддержка версии DirectX 9.0c
Потребляемая мощность, W <110
Требования к мощности блока питания, W 350
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм (Д х В х Т) 205 x 100 x 15
Разъемы 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, SLI,
  поддержка HDCP
Дополнительно VIVO (Philips 7115)
Примерная стоимость*, долларов США 650–690
* - в среднем по данным price.ru на момент подготовки статьи.





Несколько слов в дополнение таблицы. Выпущенный по более тонкой технологии производства, графический процессор имеет заметно большее число транзисторов, чем его предшественники (например, на 37 % больше, чем у Hi-End видеокарты прошлого поколения – GeForce 6800 Ultra). При этом техническим специалистам NVIDIA удалось даже несколько уменьшить энергопотребление видеокарты, снизив таким образом требования к блоку питания. Число пиксельных конвейеров увеличено с 16 до 24, кроме того, увеличена их производительность. Вершинные процессоры остались без изменения, однако их число увеличено с 6 до 8. Частота работы графического чипа в сравнении с GeForce 6800 Ultra повышена всего на 30 MHz, а частота работы видеопамяти на 100 MHz. Кроме всего прочего в G70 реализована аппаратная поддержка воспроизведения видео в формате HDTV, чего не было у его предшественников NV40 и NV45. Наконец, GeForce 7800 GTX поддерживает новые алгоритмы полноэкранного сглаживания, которые продолжают оттачиваться с каждым очередным релизом драйверов ForceWare.

2. Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb

Дизайн коробки, в которой поставляется Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb, уже хорошо знаком нашим читателям, так как Gainward не меняет оформление своих продуктов достаточно давно. Впрочем, одно незначительное отличие все-таки есть – золотистого цвета стикер-медаль, обозначающая отнесение продукта к серии Golden Sample, здесь уже не просто наклеена, как было прежде, а нанесена краской непосредственно на коробку:

Обратная сторона ничем примечательным не выделяется:

Все те же описания новых технологий, использованных в графическом процессоре нового поколения, и контактные адреса и телефоны различных служб поддержки (которых, кстати, в сравнении с Gainward GeForce 6800GT Ultra/2400 Golden Sample GLH стало несколько меньше).

Внутри коробки все аккуратно разложено по отсекам. Причем сама видеокарта Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb находится, кроме антистатического пакета, еще и в пенополиуретановом боксе, который предотвращает болтание и повреждение устройства во время транспортировки:

Комплект поставки видеокарты выглядит следующим образом:





В числе аксессуаров Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb значатся:

  • кабель-разветвитель для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • пара переходников с 15 pin DVI на D-Sub;
  • компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой EXPERTool;
  • компакт-диск с лицензионной версией программы PowerDVD 5;
  • компакт-диск с Muvee AutoProducer3;
  • фирменная логотип-наклейка Gainward;
  • руководство пользователя.

Игр в комплекте поставки не числится, хотя для видеокарты такого уровня нелишне было бы положить пару новинок или хотя бы их демо-версий.

Внешне Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb представляет собой копию эталонного дизайна GeForce 7800 GTX, отличие заключается только в пластиковой крышке, закрывающей систему охлаждения:

Видеокарта оснащена двумя разъемами DVI, VIVO, разъемом для реализации SLI-режима и 6-контактным коннектором для подключения дополнительного питания. С обратной стороны платы расположены две алюминиевые пластины:

X-образная пластина предназначена для обеспечения жесткости и надежности крепления системы охлаждения видеокарты, а вторая, повторяющая линию расположения памяти на обратной стороне печатной платы и также принимающая участие в креплении кулера, через термопрокладки закрывает еще и чипы памяти, что должно способствовать снижению их температуры при высокой нагрузке в 3D режиме.

Под пластиковой крышкой скрывается однослотовая система охлаждения, состоящая из турбины и двух радиаторов, соединенных тепловой трубкой:





Радиаторы алюминиевые, поэтому общий вес системы охлаждения небольшой. Радиатор на графическом процессоре имеет несколько иную структуру металла, чем радиатор, закрывающий чипы памяти. Полировка основания радиатора удовлетворительная. На графический процессор нанесена термопаста, а на чипах видеопамяти установлены термопрокладки:

После снятия системы охлаждения (по всей видимости, уже не первого) некоторые термопрокладки приходят в негодность и их лучше сразу заменить на термопасту. С обратной стороны состояние термопрокладок заметно лучше:

Турбина системы охлаждения сделана в Китае фирмой Delta Electronics:

Звук, издаваемый турбиной, слышим только при старте компьютера, причем запускается она не сразу, а спустя 3-4 секунды после включения системного блока. В процессе работы система охлаждения очень тиха, хотя и не совсем бесшумна.

Освободив Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb "от оков" системы охлаждения, можно пристально рассмотреть плату:

Первое, что бросается в глаза, – это свободные места на текстолите платы для добавления еще 256 Mb видеопамяти, реализация которых некоторыми производителями уже началась.





Графический процессор просто гигант по площади в сравнении с ранее мною виденными GPU:

G70 ("в девичестве" NV47), судя по маркировке, был выпущен на 20-й неделе 2005 года, то есть примерно за месяц до официального анонса. Чип работает на частоте в 470 MHz, что на 40 MHz выше номинальной (430 MHz). Однако этот момент достаточно спорный, так как здесь указана частота работы графического процессора, выставляемая с помощью драйверов видеокарты. Напомню, что у G70 есть как минимум три частоты (геометрического блока, блока растеризации и блока шейдерных операций). Учитывая, что ситуация с частотами работы G70 еще далека от полной ясности, здесь и далее в статье указана та частота работы чипа, которая устанавливается драйвером видеокарты. Применительно к Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb такой частотой будет 470 MHz.

Чипы видеопамяти расположены на лицевой и оборотной сторонах печатной платы:

Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample оснащена 256 Mb памяти типа GDDR 3 производства Samsung с номинальным временем доступа 1.6 нс, соответствующим частоте работы в 625 (1250) MHz. Реальная частота работы памяти видеокарты от Gainward составляет 1300 (!) MHz, что на 50 MHz выше теоретической и на 100 MHz выше частоты работы памяти по спецификациям GeForce 7800 GTX. Причем частоты GPU и памяти прошиты в BIOS видеокарты, следовательно, потребность в использовании фирменной утилиты EXPERTool для разгона отпадает. Напомню, что у референсных плат на GeForce 7800 GTX частота работы памяти равна 1200 MHz. Маркировка чипов – K4J55323QF-GC16, и ее datasheet вы можете скачать отсюда (1.05 Mb).

Кроме всего прочего видеокарта оснащена чипом Philips 7115, отвечающим за обработку видео и реализацию функций VIVO:

Оверклокерский потенциал данного экземпляра Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb оказался достаточно скромен. Графический процессор с "номинальной" частоты 470 MHz разогнался до 486 MHz, а разгон видеопамяти увеличил ее частоту с и без того завышенных 1300 MHz до 1385 MHz:

По всей видимости, Everest считывает информацию о частоте какого-то другого блока графического процессора, поэтому указанная мною частота и частота, показанная Everest, не совпадают.

Пару слов об EXPERTool. Gainward представляет в достаточной степени функциональную утилиту, позволяющую осуществлять разгон видеокарты и мониторинг температуры ядра и видеопамяти, а также управлять параметрами дисплея и цветовыми профили:

Кроме того, можно использовать данную программу в качестве информационной утилиты:

С другой стороны, заменить RivaTuner эта программа все же не может. В завершение обзора видеокарты: оригинальный BIOS Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb вы можете забрать отсюда (41.3 Kb).

Теперь перейдем к рассмотрению второго участника сегодняшних тестов – Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO.

3. Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO

Коробка GeForce 7800 GTX от Leadtek, безусловно, производит более сильное впечатление, чем упаковка Gainward. Будь эти два бокса на витрине магазина рядом, покупатель выбрал бы Leadtek:

Глянцевая поверхность толстого картона, ярко-желтый цвет и крупные надписи больше привлекают внимание, чем матовая поверхность коробки Gainward. Да и обратная сторона содержит не только текстовую информацию, но и графики производительности GeForce 7800 GTX в сравнении с предыдущим поколением видеокарт:

Там же можно найти сведения об основных технических характеристиках как графического чипа, так и видеокарты в целом, минимальных системных требованиях, комплектации и прочие мелочи.

Внутри коробки, также как и у Gainward, все расположено по отсекам. Видеокарта находится в толстом и мягком пакете. Риск повреждения устройства при доставке минимален.

Достав из коробки все ее содержимое, понимаешь, что особым богатством оно также не отличается:

Тем не менее, в комплект поставки Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO входят:

  • два переходника с 15 pin DVI на D-Sub;
  • кабель-разветвитель для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • компакт-диск с драйверами и многофункциональной утилитой WinFox;
  • компакт-диск с демонстрационной версией программы COOL 3D;
  • компакт-диск с Video Studio 8;
  • два DVD с играми Splinter Cell 3 и Prince of Persia: Warrior Within;
  • руководство пользователя на нескольких языках (включая и русский).

За исключением верхней пластиковой крышки с нанесенным в углу фирменным логотипом WinFast, который переливается различными цветами при изменении угла зрения, видеокарта идентична референсному образцу и, соответственно, рассмотренному выше экземпляру от Gainward:

Если эту крышку снять, то отличить близнецов GeForce 7800 GTX можно только по маленьким бумажным наклейкам – правда, также типичным для большинства видеокарт. Например, по этой ;):

Все прочие компоненты Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO, включая систему охлаждения и используемую память, полностью аналогичны компонентам рассмотренной видеокарты от Gainward. Только графический процессор тестируемой сегодня видеокарты от Leadtek на неделю моложе, чем у Gainward:

Выпущенный в мае 2005 года GPU работает на 430 MHz тактовой частоты (по показаниям драйверов). В разгоне этот экземпляр смог стабильно работать на 513 MHz, что на 27 MHz выше, чем у Gainward. В то же время видеопамять с номинальных 1200 MHz (Leadtek представляет неразогнанную карту, в отличие от Gainward и некоторых других производителей) достигла частоты в 1365 MHz, что на 20 MHz ниже, чем максимальный разгон памяти у Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb:

Наконец, BIOS видеокарты Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO можно найти здесь (41.7 Kb).

Думаю, отдельно стоит рассказать о многофункциональной утилите WinFox, поставляющейся практически со всеми новыми видеокартами от Leadtek.

Загрузившись после старта Windows XP со звуковым приветствием, WinFox предоставляет пользователю... мда, проще сказать, чего она не предоставляет :). Смотрите сами:

Особенно интересна, на мой взгляд, утилита VGA BIOS Flash Utility, предназначенная для прошивки BIOS видеокарты прямо из-под Windows XP:

Не надо запоминать или записывать ключи nvflash, не нужно специально перезагружаться под DOS и уметь в нем работать. (А что улыбаетесь? Эта проблема для подрастающего поколения оверклокеров будет посложнее, чем сама прошивка... :)). В общем, все просто, наглядно и удобно.

Для разгона видеокарты в WinFox есть отдельный модуль – Speed Runner:

Здесь у пользователя каких-либо вопросов возникнуть не должно, поэтому после знакомства с методикой тестирования перейдем к тестам рассмотренных сегодня видеокарт.

4. Тестовая конфигурация, драйверы, условия тестирования и используемые бенчмарки

Все тесты проводились на закрытом стенде следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUS A8N-SLI rev.1.02 (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.1008.
  • Процессор: AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz, 512 Kb (Venice, E3).
  • Система охлаждения: Thermaltake Big Typhoon (16 dB, ~1350 RPM, Heatpipe 6x6 мм, Cu+Al).
  • Термоинтерфейс: КПТ-8.
  • Оперативная память: 2 x 512 Mb DDR G.Skill F1-4400DSU2-1GBFC PC4400 (CAS (tCL)=3; RAS to CAS delay (tRCD)=4; Row Precharge (tRP)=4; tRAS=10; 2T).
  • Дисковая подсистема: 200 Gb SATA Seagate Barracuda 7200.8 (3200826AS) 7200 RPM, 8 Mb.
  • Привод: DVD±R/RW & CD-RW TSST SD-R5372.
  • Корпус: InWin S508 + блок питания 420 W (Thermaltake W0009) + два корпусных 80-мм кулера Zalman (~1750 RPM, 7 V).
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

Процессор был разогнан до максимально возможной (на использованном воздушном охлаждении) частоты данного экземпляра:

Оперативная память при разгоне работала на частоте 308 (616) MHz с таймингами 3-4-4-10-2Т.

Все тесты были проведены в операционной системе Windows XP Home Edition Service Pack 2, установленной на первый раздел жесткого диска объемом 8 Gb. Все бенчмарки и игры были установлены на второй раздел винчестера объемом 60 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все сервисы, за исключением четырех необходимых, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей). Система настроена на максимальное быстродействие.

Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.39 и библиотек DirectX 9.0c. В качестве драйверов видеокарт был использован ForceWare версии 77.77, в котором активировались оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации. Вертикальная синхронизация (VSync) на время проведения тестов выключалась.

Тестирование производительности видеокарт производилось в двух разрешениях: 1024x768 и 1280x1024. Учитывая невозможность тестирования видеокарт в разрешении 1600x1200 (из-за ограничения максимально поддерживаемого монитором разрешения), а также высокую производительность рассматриваемых сегодня видеокарт, были выбраны следующие режимы настроек драйверов ForceWare:

  • "Quality+AF16x" – настройки драйвера на "Quality", AF16x, AA Off.
  • "Quality+AF16x+AA4x" – настройки драйвера на "Quality", AF16x, AA4х.
  • "Quality+AF16x+AA8xS" – настройки драйвера на "Quality", AF16x, AA8хS.

Производительность GeForce 7800 GTX была проверена в следующих синтетических и полусинтетических бенчмарках и играх:

  • 3DMark 2003 – build 3.6.0, 1024x768, default settings.
  • 3DMark 2005 – build 1.2.0, 1024x768, default settings.
  • Aquamark 3 – тесты были проведены только в разрешении 1024x768.
  • Far Cry (DirectX 9.0) – версия игры 1.31 (build 1337), уровень "Volcano", демо-запись с одноименным названием от Ubisoft, максимальная детализация, два последовательных прогона бенчмарка. Технологии "Geometry Instancing" и сжатия карт нормалей "Normal-maps compression" активированы.
  • DOOM 3 (OpenGL) – версия игры 1.0.1262, стандартное демо "demo1", детализация графики в самой игре – "Ultra Quality", двойной прогон демки.
  • Half-Life 2 (DirectX 9.0) – версия игры 1.0.1.0, для тестирования были выбраны достаточно требовательная к производительности видеокарты демо-запись "d1_canals_09" и максимальные настройки графики в самой игре (в файле dxsupport.cfg предварительно убраны предустановки для разных типов карт).
  • The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay (OpenGL) – версия игры 1.0.0.1, максимальное качество графики, Shader 2.0, demo_ducche.
  • F.E.A.R. Multiplayer beta (DirectX 9.0) – встроенный бенчмарк, все настройки тестирования выставлены на "Maximum", Soft shadows.

В режиме SLI видеокарты-близнецы не заработали. Для того чтобы добиться активации соответствующих галочек на заветной закладке в драйверах ForceWare, понадобилось в Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO прошить BIOS от Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb (после завершения тестов оригинальная прошивка Leadtek была возвращена). После этого драйвер определил возможность включения SLI-режима. В собранном системном блоке GeForce 7800 GTX SLI смотрится очень даже серьезно:

Я бы добавил, что еще и очень скромно в сравнении с недавно рассмотренной ASUS EN6800GT Dual 512 Mb. Но вот производительность этой связки ложной скромностью явно не страдает, в чем мы с вами и убедимся в следующем разделе.

5. Производительность GeForce 7800 GTX при разгоне и в режиме SLI

Видеокарты на базе R520 пока еще не вышли, а предыдущее поколение графических чипов и видеокарт на их основе против GeForce 7800 GTX совершенно неконкурентоспособно. По результатам тестов, проведенных коллегами с англоязычных и российских сайтов, преимущество над GeForce 6800 Ultra иногда достигает 50–70 %, а в SLI-режиме и того больше. Сравнить, конечно, хотелось бы и самому, но в наличии свободной GeForce 6800 Ultra не оказалось. Поэтому предлагаю оценить производительность новых видеокарт в абсолютных показателях, а также оценить рост скорости при разгоне одиночной GeForce 7800 GTX и в режиме SLI.

При работе в SLI-режиме максимальный разгон видеокарт составил 486/1365 MHz. Соответственно, в одиночном режиме из пары описанных выше GeForce 7800 GTX тестировалась Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb при аналогичном 486/1365 MHz разгоне (в целях сопоставления прироста производительности в одиночном и SLI-режимах работы). Кроме того, тестирование было проведено и в номинальном режиме работы GeForce 7800 GTX на частотах 430/1200 MHz (графический процессор/видеопамять).

3DMark 2003

Прирост производительности от разгона в одиночном режиме выше, чем в SLI, что, впрочем, логично – производительность пары GeForce 7800 GTX явно ограничивается центральным процессором. Вкратце об одном впечатлении: казалось бы, совсем недавно удивлялся мгновенному показателю FPS, который немного превышал 700 кадров в секунду в первом тесте 3DMark 2003 (Wings of Fury). Сейчас же этот показатель зашкаливает за 3000 FPS...

3DMark 2005

Не столь впечатляющий прирост производительности от SLI-режима GeForce 7800 GTX, но даже при активированной анизотропной фильтрации и режиме "Quality" десятитысячный барьер в 3DMark 2005 взят.

Aquamark 3

Вплоть до установки ForceWare в режим "Quality AF16x AA8xS" можно наблюдать явное ограничение скорости видеокарт производительностью центрального процессора. В Aquamark 3 при использовании разрешения 1024х768 разогнанные GeForce 7800 GTX SLI вообще равнодушны к установкам ForceWare в смысле выбора режимов качества графики.

Far Cry

Отбросив в сторону результаты в разрешении 1024х768 и режиме "Quality AF16x" в разрешении 1280х1024 как непоказательные ввиду высокой процессорозависимости, по "Quality AF16x AA4x" можно оценить прирост производительности GeForce 7800 GTX от перехода к режиму SLI в 42.7 % и 33.6 % (в номинальном режиме и при разгоне соответственно). Несколько странными выглядят результаты в режиме "Quality AF16x AA8xS", рост скорости очень мал (возможно, оптимизации в драйверах либо поддержка самой игрой данного режима реализованы не в полной мере).

DOOM 3

Half-Life 2

В DOOM 3 и Half-Life 2 ситуация аналогична Far Cry, только показатели кадров в секунду несколько иные.

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Вполне мощный процессор ограничивает производительность SLI-связки из двух GeForce 7800 GTX в этой довольно сильно нагружающей графическую подсистему игре. Однако прирост производительности как от разгона одиночной видеокарты, так и от перехода к SLI-режиму с последующим разгоном пары GeForce 7800 GTX достигает 40 %.

F.E.A.R. (Multiplayer beta)

Хотите комфортно чувствовать себя в F.E.A.R.? GeForce 7800 GTX SLI – ваш выбор! Остаются сущие пустяки, какие-то 1300 долларов США, чтобы наслаждаться всеми красотами и скоростью в этой игре ;).

Буду краток: производительность потрясающая, а качество графики при этом еще выше. Владельцам GeForce 7800 GTX остается только ждать выхода свежих игровых хитов либо испытывать различные новые режимы полноэкранного сглаживания (благо реализовано в последних драйверах их предостаточно, но в рамках данной статьи они рассматриваться не будут). Как вариант, можно ожидать выхода более мощных центральных процессоров, наращивая таким образом производительность GeForce 7800 GTX, но целесообразность этого шага я все же предлагаю рассмотреть в следующем разделе статьи.

6. Зависимость производительности GeForce 7800 GTX от скорости платформы на базе процессора AMD: блиц-тест

Сначала о том, почему же именно "блиц-тест"? Логично, что для проведения полноценного тестирования процессорозависимости GeForce 7800 GTX с платформой на базе процессора AMD необходимо иметь как минимум четыре различных процессора. К примеру: Sempron (для Socket 939), Athlon 64, Athlon 64 FX и Athlon 64 X2. Такими запасами я не располагаю и могу вам представить только небольшое исследование процессорозависимости на базе одного процессора Athlon 64 3000+ (Venice), работающего на номинальной частоте в 1800 MHz, при разгоне до 2300 MHz (+500 MHz к номиналу) и до почти 2800 MHz (+974 MHz к номиналу). К полученному рейтингу AMD привязываться не будем, поэтому на диаграммах указана реальная частота центрального процессора. Оперативная память при разгоне работала синхронно с процессором, то есть на частотах в 200/255/308 MHz соответственно, и с одинаковыми на всех частотах таймингами 3-4-4-10-2Т. Видеокарта работала на номинальных частотах: 430 MHz по графическому процессору и 1200 MHz по памяти.

Посмотрим на результаты:

3DMark 2003

Что интересно, наблюдаем очень скромный прирост числа попугаев как реакцию на увеличение частоты центрального процессора. Если брать самый "легкий" из тестируемых сегодня режимов "Quality + AF16x", то максимальная разница между процессором, работающим на номинальной частоте в 1800 MHz, и его разогнанным до почти 2800 MHz вариантом составила ~10 %. И это при том, что рост частоты процессора составил 54 %! Но не будем забывать, что линейного прироста производительности здесь никто и не ждал. Кроме того, в тестах были использованы не скоростные настройки драйверов ForceWare, при которых расклад был бы, мягко говоря, несколько иным.

3DMark 2005

В 3DMark 2005 наблюдаем минимальное снижение скорости в зависимости от настроек драйверов, а также небольшой прирост производительности GeForce 7800 GTX в зависимости от скорости центрального процессора.

Aquamark 3

Первый же максимально приближенный к реальной игре полусинтетический бенчмарк подтверждает сильную процессорозависимость GeForce 7800 GTX. Вплоть до активации тяжелейшего режима полноэкранного сглаживания AA8xS, с ростом частоты CPU прирост производительности Hi-End видеокарты линейный.

Far Cry

Наблюдается линейный прирост в режимах "Quality AF16x" и "Quality AF16x AA4x" и в Far Cry в разрешении 1024х768 (которое до сих пор является самым популярным среди геймеров). Однако при увеличении разрешения до 1280х1024 с использованием полноэкранного сглаживания зависимость производительности GeForce 7800 GTX от скорости GPU минимальна. На мой взгляд, видеокарты такого уровня приобретаются именно для использования максимально качественных режимов в играх, а, значит, актуально в первую очередь рассматривать именно такие установки ForceWare. Что же касается выбора игрового разрешения, то и здесь ответ очевиден: геймер, способный потратить более 650 долларов США на GeForce 7800 GTX, уже наверняка является обладателем как минимум 17-дюймового LCD монитора, "родное" разрешение которого как раз 1280х1024.

DOOM 3

В DOOM 3 ситуация аналогична Far Cry. Хватит ли вам 65 FPS в разрешении 1280х1024 при AF16x и AA4x с использованием Ultra Quality на AMD Athlon 3000+ (1800 MHz)? Если нет, то в первую очередь целесообразнее докупить еще одну GeForce 7800 GTX, чем бежать в магазин за килобаксовым Athlon 64 FX57 :).

Half-Life 2

Так же, как и в двух предыдущих рассмотренных играх, в Half-Life 2 кардинальных изменений не наблюдается. Все та же высокая процессорозависимость в разрешении 1024х768, исчезающая при увеличении разрешения до 1280х1024 и активации качественных режимов сглаживания. При использовании AA8xS GeForce 7800 GTX неважно, какой у вас процессор, при этом даже в таком экстремальном режиме качества в разрешении 1024х768 можно себя комфортно чувствовать в этой игре. А вот в 1280х1024 50 FPS уже может не хватить...

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Несмотря на достаточно большой срок, прошедший с момента выхода The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay, эта игра в плане нагрузки на графическую подсистему компьютера остается игрой будущего. Лишь в самом скоростном режиме "Quality AF16x" можно наблюдать небольшую зависимость производительности GeForce 7800 GTX от скорости платформы. В остальных режимах скорость графического адаптера выходит на первый план.

F.E.A.R. (Multiplayer beta)

F.E.A.R. – уже в полной мере игра будущего (пусть и не такого отдаленного). Ожидаемый с нетерпением осенний релиз этой игры будет несколько омрачен ее системными требованиями. Судить об этом по результатам тестов бета-версии не совсем корректно, однако лишь 87 кадров в секунду на мощнейшей видеокарте и достаточно быстром процессоре заставляют задуматься о возможном снижении качества графики в самой игре (на более слабых видеокартах). Что же касается зависимости производительности GeForce 7800 GTX от скорости платформы, то говорить об этом по результатам тестов F.E.A.R можно только в режиме "Quality AF16x".

Подводя итог данному разделу тестов, можно сказать, что предварительная информация о высокой процессорозависимости новой мощнейшей видеокарты с чипом от NVIDIA, конечно же, находит свое подтверждение. Но при этом необходимо учитывать существование двух точек зрения. Если смотреть со стороны бенчера, выжимающего все соки из тестовой системы и не использующего качественные режимы в бенчмарках и играх, то, безусловно, скорость центрального процессора и платформы в целом для GeForce 7800 GTX первостепенна. Чем мощнее процессор и выше частота оперативной памяти вкупе с минимально возможными таймингами ее работы, тем большую отдачу вы получите от GeForce 7800 GTX. Если же посмотреть со стороны игрока, который наслаждается максимальными установками качества графики в играх и всецело использует анизотропную фильтрацию с полноэкранным сглаживанием, а также высокие разрешения, то даже такой мощной видеокарте, как GeForce 7800 GTX, не требуется процессора выше чем AMD Athlon 3400+ (2200 MHz). Причем необходимо учитывать, что с выходом новых игр и, как следствие, ростом требований к скорости GPU процессорозависимость будет снижаться. Хотите знать мое мнение? Однозначно, второй вариант :).

Выводы сделаны, тем не менее, напомню, что все же это был лишь блиц-тест.

7. Температурный режим работы GeForce 7800 GTX в номинальном режиме и при разгоне

Так как обе рассмотренные сегодня видеокарты имеют одинаковую систему охлаждения, думаю, вполне логичным будет рассмотреть температурный режим работы только одной из видеокарт. Кроме того, проверенный температурный режим обеих видеокарт на номинальных частотах 430/1200 MHz (у Gainward частоты специально для этого занижались) не отличался ни на один градус.

Для прогрева видеокарты был использован 7-кратный прогон демо-записи "Volcano" с одноименного уровня из игры Far Cry в разрешении 1280х1024 при активированном полноэкранном сглаживании уровня 4x и анизотропной фильтрации степени 16x. Тесты были проведены в закрытом корпусе системного блока при комнатной температуре в 28 градусов Цельсия. Мониторинг осуществлялся с помощью соответствующего модуля мониторинга программы RivaTuner версии 2.0 RC15.6.

Сначала посмотрим на температурный режим работы видеокарты Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO в номинальном режиме при частоте GPU 430 MHz и памяти 1200 MHz:

Температура ядра видеокарты очень высока, но не будем забывать, что на улице все же жара, да и комнатная температура равна 28 градусам.

Насколько изменится температурный режим GPU при разгоне до 486 MHz и видеопамяти до 1365 MHz? Вот и ответ:

Всего лишь один градус прироста температуры при таком достаточно приличном разгоне ядра. В результате, несмотря на высокую температуру графического процессора и видеокарты, проблем со стабильностью не было ни при разгоне, ни в режиме SLI. Вполне возможно, что это лишь вопрос времени, но ответ на него получить мне уже не доведется...

Заключение

Рассмотренные сегодня видеокарты – Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb и Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO – не представляют собой что-то кардинально отличающееся от референсных карт GeForce 7800 GTX. Да и слишком наивно было бы ожидать каких-то особых изысков и отличий от оригинала. "От добра добра не ищут" – говорится в русской народной поговорке. Выпущенный в июне GeForce 7800 GTX оказался настолько удачным продуктом, что проще и дешевле было просто выпускать его копию, чем изобретать велосипед. На GeForce 7800 GTX установлена самая быстрая из серийно выпускаемых сегодня видеокарт память. Тихая система охлаждения на тепловой трубке эффективна? Для 302 млн транзисторов – да. Видеокарты при установке не перекрывают соседний PCI-слот, и это также хоть и небольшой, но все же плюс. Энергопотребление GeForce 7800 GTX как минимум не выше показателей видеокарт предыдущего поколения – чем не радость? Кроме того, сразу же после анонса можно было свободно приобрести такие видеокарты. Но без "ложки дегтя", как обычно, не обошлось. Потратить сегодня более 650 долларов США только на видеокарту пока непозволительная роскошь для большинства российских оверклокеров. Увы, но Hi-End видеокарты никогда дешевыми не были.

Если все же вам придется выбирать из рассмотренной сегодня пары GeForce 7800 GTX, то необходимо учесть, что видеокарта от Gainward имеет изначально повышенные частоты графического процессора и видеопамяти, хотя при разгоне обе видеокарты показывают примерно одинаковые результаты. В то же время бокс от Leadtek кому-то может показаться более привлекательным, да и наличие двух DVD с играми в комплекте не стоит сбрасывать со счетов. Кроме того, Leadtek WinFast PX7800 GTX TDH 256 Mb MyVIVO уже можно свободно приобрести, тогда как Gainward Ultra 3500PCX XP Golden Sample 256 Mb еще очень редкое явление в российской рознице. В остальном – все одинаково. Близнецы, однако :).

Сергей Лепилов aka Jordan

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.1 из 5
голосов: 20

Комментарии 75 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают