Комплексный разгон low-end системы или игры на компьютере офисной конфигурации


Эта работа была прислана на наш "бессрочный" конкурс статей.


Про разгон новых высокопроизводительных процессоров и видеокарт все и всегда говорят очень много, так было, есть и будет. В то же время нельзя забывать, что более чем у половины пользователей ПК вовсе не топовые конфигурации. Эта статья посвящена комплексному разгону так называемой low-end системы, т.е. речь пойдет о конфигурации, составленной из комплектующих нижнего ценового диапазона, не претендующих на высокие скорости работы. Есть ли и какой смысл от их разгона, я и попытался выяснить.

Пациент:

  • iCeleron Northwood 2.0GHz\128Kb FSB 400MHz
  • Gigabyte (i865PE) GA-8IPE1000 (Rev. 2) BIOS ver. FC
  • Sapphire ATi Radeon 9000 SERIES VIVO 64Mb (RV250, 128bit, AGP 4x)
  • Transcend 512Mb DDR400
  • OS Windows XP SP1 + Catalyst 4.2

На overclockers.ru уже публиковались материалы о комплектующих этой системы. Вкратце напомню о них:

  • статья, посвященная разгону Sapphire Radeon 9000 Atlantis - Кошмар для оверклокера. Разгон до частот ядра/памяти 285/225(550) не дал автору практически никаких результатов, и видеокарта получила нелестное прозвище
  • статья об оверклокерском потенциале материнской платы Gigabyte GA-8IPE1000 Pro. Этой плате была незаслуженно, на мой взгляд, поставлена оценка 2 (два). Кстати, она отличается от тестируемой здесь GA-8IPE1000 только кулером на чипсете и дополнительными микросхемами вроде контроллера FireWire и встроенного Ethernet адаптера
  • материалы о Celeron 2.0 (Скромное обаяние трёх гигагерц), показавшего незаурядную разгоняемость, которая, однако, не обеспечила серьезного прироста производительности в реальных приложениях.

Я решил посмотреть, что можно выжать из такой вот low-end конфигурации.

Штатный режим. Диагноз

Пациент прекрасно справляется с офисными задачами и даже позволяет вполне нормально работать с ресурсоемкими приложениями (такими, например, как Photoshop 7.0). В общем и целом, если не считать установленного на материнской плате "продвинутого" i865PE чипсета (естественно, что на данной конфигурации не понадобилась ни поддержка HyperThreading, ни DualDDR), перед нами то, что в прайсах компьютерных фирм именуется компьютером для офиса.

По умолчанию (как показывает CPU-Z) процессор работает на частоте 2019МГц (КУ равен 20), частота шины 404МГц, памяти - 269МГц. Тайминги памяти по SPD 2-2-2-6. Частоты ядра/памяти видеокарты (RivaTuner) 252/200 МГц, т.о. эффективная частота памяти 200*2 = 400МГц.





Для синтетических тестов использовалась SiSoftware Sandra Standart 2004.10.9.89. Производительность тестировалась в 3DMark03 3.4.0. Professianal и 3DMark2001 SE Pro Build 330 (969/5837 3DMarks соответственно). Также пользу от разгона помог определить WinRAR 3.20.

Субъективные тесты (или два основных типа проблем):

  1. В Command&Conquer Generals: Zero Hour (максимальные настройки качества) на самых больших картах небольшие лаги. Предположительно не хватает скорости чтения/записи ОЗУ.
  2. В Need For Speed: Underground (максимальные настройки качества) заметные тормоза, иногда из-за низких FPS становится сложно править. От видеокарты, обгоняющей из "современных" только MX440, другого трудно ожидать.

Все тесты запускались с разрешением 1024x768x32bbp.

Операция: CPU

Справедливости ради надо сказать, что первая же попытка воспользоваться фирменной утилитой Gigabyte Easy Tune 4 привела к полному зависанию, поэтому в дальнейшем для разгона процессора/памяти я пользовался стандартными настройками в BIOS.

Для начала я решил проверить, что собой представляет динамический оверклокинг в исполнении Gigabyte. Под динамическим оверклокингом понимается изменение частоты работы процессора в зависимости от его загрузки. Его включение запрещает традиционный разгон (во всяком случае, на платах Gigabyte). Фактически происходит следующее: материнская плата аппаратно отслеживает во времени занятость процессора (за это отвечает установленный на плате специальный чип) и, когда она достигает некоторой критической отметки, увеличивает частоту работы на заданную в настройках величину. Мне не удалось непосредственно зафиксировать это изменение частоты какими-либо программами, т.е. формально шина/процессор/память остаются на номинальных частотах.

Сейчас динамический оверклокинг присутствует на материнских платах многих других марок, например, Asus или MSI. Для выбора режима динамического оверклокинга у различных производителей материнских плат предусмотрены различные режимы. У Gigabyte эти настройки (advanced settings) открываются путем нажатия CTRL+F1 в биосе. Ни в мануале материнской платы, ни на официальном сайте компании мне не удалось найти нормального описания дополнительных настроек, но смысл их угадывался. Я решил сразу выставить верхнее значение под названием Full Thrust (FT).

Время архивирования уменьшилось со 185с в номинальном режиме до 173с в максимально возможном режиме динамического оверклокинга. Также заметен незначительный прирост попугаев. Как оказалось, примерно такого же результата можно достичь, увеличив частоту шины на 10%.

Механизм работы другой фирменной фичи - Top Performance (TP не относится к динамическому оверклокингу) остался для меня загадкой. Однако видно, что ее включение (также доступно в advanced settings) ускоряет все вычисления на 5-10%. Как говорится, "действует изнутри - результат налицо".

После этого я увеличил частоту шины до 130МГц (FSB 520МГц) - все тесты были пройдены. К сожалению, мне не удалось увеличить ее еще более чем на 2МГц. Сначала мне показалось, что при выключенном Top Performance система более стабильна. Удалось загрузить Windows при 133 и 134МГц, но уже через минуту (при приличной нагрузке) ОС безнадежно висла. Меня также несколько удивило, что повышение напряжения на процессоре никак не сказывается на стабильности его работы. Итог 132МГц по шине при включенном TP.





SiSoft Sandra зафиксировала пропускную способность памяти на 351МГц равную 2478/2629 Мб/с против 1824/1975 в штатном режиме. Рейтинг CPU Multimedia Benchmark (кол-во инструкций в секунду) возрос в таком же отношении. Performance Rating (PR) увеличился с 2220 до 2890. Конечно, это только лишь синтетика, но все равно приятно.

Для сравнения - TP влияет на производительность аналогично заметному повышению частот.

Разгон WinRAR 3DMark2001SE 3DMark03
CPU@2.00G 185 5837 969
FT + CPU@2.00G 173 5994 996
TP + CPU@2.00G 171 6071 1007
CPU@2.60G 167 6394 1058
TP + CPU@2.60G 157 6722 1079

Теперь надо было посмотреть чем же меня порадует "кошмар для оверклокера" под названием Sapphire Radeon 9000. А он порадовал :)

Операция: видеокарта

Большое спасибо Сергею П. за обзор Снятие защиты, разгон и охлаждение видеокарт Radeon. Благодаря этой полезной информации, я успешно и без особого труда модифицировал драйвер Catalyst 4.2, используя RivaTuner. Кто не читал – советую обязательно почитать. Теперь стало возможным изменять частоту ядра/памяти видеокарты с помощью той же RivaTuner или не менее популярной PowerStrip. Без повышения напряжения на AGP карта корректно работала на частотах 280/240 против дефолтных 250/200. При частоте GPU в 280МГц система повесилась на первом же тесте в 3DMark03. Дальнейший разгон по памяти продолжался до появления первых артефактов - пикселей/линий разных цветов в произвольных частях экрана в различных тестах. Пришлось повысить напряжение на AGP на 0.2В (до +1.7В). Затем методом проб и ошибок был найден окончательный предел в 286/261 МГц при напряжении +1.8В. И это, заметьте, при пассивном-то охлаждении! Все же смысл в разгоне этой видеокарты есть. Вот некоторые результаты.

Разгон 3DMark2001SE 3DMark03
CPU@2.00G 5837 969
TP + CPU@2.60G 6722 1079
TP + CPU@2.64G + 286/261 (1.8В) 7404 1201

Тайминги выставлялись по SPD и в последнем случае составили 2.5-4-4-8, что, конечно же, недопустимо много.

Операция: RAM

Увеличить скорость обращения к оперативной памяти - дело нехитрое. С таймингами 2-3-3-7 все тесты были пройдены. Но у установленной памяти Transcend DDR400 еще был запас. С третьего раза мне удалось установить оптимальную комбинацию 2-3-2-6, память работала на частоте 351МГц. Как видно, меньшие задержки доступа к памяти позволили заметно ускорить сжатие файлов, а так же сказались в лучшую сторону на рейтингах тестов real-performance.





Разгон 3DMark2001SE 3DMark03
CPU@2.00G 5837 969
TP + CPU@2.64G + 286/261 (1.8В) 7404 1201
TP + CPU@2.64G + 286/261 (1.8В) + 2-3-2-6 7684 1247

Разгон WinRAR
CPU@2.00G 185
TP + CPU@2.64G 157
TP + CPU@2.64G + 2-3-2-6 139

Жить будет!

Общие диаграммы результатов разгона:

Немного цифр. Выигрыш в WinRAR составил 25%, в 3DMark03 – 29%, а в 3DMark2001SE – 32%. Были решены две проблемы, о которых говорилось выше

  1. разгон шины/процессора привел к увеличению частоты работы памяти, C&C Generals:ZH заработал как положено (при видеокарте, работающей на частотах по умолчанию)
  2. комплексный разгон шина/процессор + видеокарта позволил избавиться от всех нежелательных эффектов в NFS:U

Из полученных результатов также хорошо видно, что динамический оверклокинг никому не нужен (если не сказать круче :). Конечно же, это только мое мнение. Используя эту технологию невозможно добиться более 10% увеличения быстродействия.

Если вернуться к данной конфигурации, то можно смело утверждать, что разгон не прошел даром и что даже забракованное оверклокерами железо, собранное в одну кучу, может себя неплохо проявить. Максимальный результат в 7684 попугаев 3DMark2001SE в разы меньше чем те, которые показывают новомодные конфигурации. Но разогнанная хотя бы настолько low-end система уже способна решать многие задачи, для которых изначально не была предназначена, например, подавляющее число современных игр. Проверено.





xPeltier

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 3.6 из 5
голосов: 16


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают