Кошмар для оверклокера

30 августа 2002, пятница 10:13
Почти сразу после обнадёживающих тестов Sapphire Radeon 9000 Atlantis Pro (обнадёживающих в плане скорости, а не оверклокерского потенциала), я получил на проверку видеокарту на основе Radeon 9000 от той же компании.

Хотя формально чип один и тот же, RV250, только отличаются частоты, даже беззащитным (невооружённым) взглядом заметны серьёзные отличия между видеокартами. Прежде всего, это отсутствие активного охлаждения, кстати, поэтому я при разгоне использовал дополнительный вентилятор, направленный на видеокарту. Разводка тоже очень сильно отличается, появился джампер, переключающий формат видосигнала – NTSC или PAL.

На видеокарте установлено 64 МБ DDR-памяти, произведённой Hynix. Её время доступа 4 нс и рабочая частота 200 (400DDR) МГц. Ядро тоже работает на рекомендованной частоте – 250 МГц. Я не очень долго провозился с разгоном и в итоге получил частоты 285 МГц на ядре и 225 (450DDR) МГц на памяти. Да, если Radeon 9000 Pro гнался не очень впечатляюще, то здесь изменённая разводка и медленная память сделали своё чёрное дело: прирост в 25 МГц по ядру и 50 МГц по памяти иначе, как провальным, не назовёшь :о(.

Тестовая система выглядела таким образом:

  • Мать – EPoX EP-4G4A рев. 1.0, BIOS от 17.06.02
  • Память – 512 Мбайт PC2700 DDR SDRAM CL2.5 SEC
  • Видео - Sapphire Radeon 9000 Atlantis (модель 1024-1192-03-SA)
  • Хард - IBM DTLA 305020
  • Процессор – Intel Pentium 4 1.6A
  • Операционная система - Windows XP (драйвер версии 6118)

Поскольку видеокарта не самая слабая, для тестов было выбрано разрешение 1600х1200. В 3DMark 2001SE проводился весь цикл тестов с настройками по умолчанию, а в Quake 3 Arena в режиме High Quality измерялось время прохождения демки FOUR.

Для начала, ещё до разгона, я проверил скорость видеокарты в номинальном режиме: 3DMark выдал 3712 единиц, а Q3 – 72.8 FPS. Ничего экстраординарного, но очень неплохо для столь недорогой видеокарты. Затем я подбирал максимальные частоты, перегружал систему, запускал тесты и, определившись с итоговыми частотами - 285/450 МГц, для построения диаграммы запустил троекратный цикл тестов 3DMark 2001SE. Результат – 3736 попугаев. Но ведь практически то же было получено на неразогнанной видеокарте! Запускаю тест ещё раз и получаю 3732 попугая :о(.

Я решил, что в процессе разгона из-за зависаний и перезагрузок я порушил что-то в системе. Может что-то в драйвере, но не могут же скорости быть совершенно одинаковы! Переустановил Windows, заново запустил тесты и получил 3709 попугаев в 3DMark 2001SE и 72.8 (один в один, с точностью до десятых!) кадров в секунду в Q3.

Пошарив по форумам и поспрашивав знающих людей, я раскопал мнение, что в Radeon 9000 аппаратно или на уровне BIOS запрещён разгон. Не важно, какие устанавливаются частоты, но видеокарта сама сбрасывает их на номинальные. Мотивируется это тем, что так недобросовестные производители не будут ставить более дешёвые чипы Radeon 9000 в видеокарты Radeon 9000 Pro. На мой взгляд, такое обоснование не выдерживает никакой критики. Такие меры не удержат noname от того, чтобы выпустить видеокарту на чипе Radeon 9000 и приписать к названию "Pro" – пока не проверишь частоты или производительность, разницы не увидишь. Кроме того, возможны другие способы борьбы с недобросовестными производителями. Вспомните, какая творилась неразбериха и путаница с частотами видеокарт на TNT или GeForce 2, но все проверенные нами видеокарты, начиная с GeForce 3, работали на рекомендуемых частотах.





Потом непонятно, как именно и в какой момент происходит сброс частот. Если при смене видеорежима или задействовании 3D-функций, то тогда можно было бы устанавливать любые произвольные частоты, например, 500 МГц на ядро и 900 МГц на память – всё равно они будут сброшены на стандартные. Но при частотах выше 285/450 МГц наблюдались дефекты изображения или зависания, значит частота хоть немного, но всё же повышалась.

Полагаю, что никакого аппаратного запрета на разгон не существует. Просто разводка видеокарты не позволяет значительно увеличить частоты на ядре и памяти и поэтому прирост скорости от разгона практически незаметен. Было бы интересно посмотреть на видеокарту, сделанную по дизайну Radeon 9000 Pro, но на основе чипа Radeon 9000, по аналогии с платами GeForce 4 Ti4200 от Asus и SUMA, выполненными по дизайну для Ti4600. Действительно ли есть разница между чипами Radeon 9000 и 9000 Pro или всё дело в разводке и частотах?

Для итоговой диаграммы я выбрал максимальные результаты, полученные при тестах.

Разгон – бесполезен, карточка – проклятие для оверклокера, но её скорость в сочетании с ценой очень привлекательны. Когда стоимость этих видеокарт снизится до уровня GeForce 4 MX420, это будет оптимальный и достаточно производительный выбор для недорогой системы, но оверклокерам и заядлым геймерам лучше держаться от Sapphire Radeon 9000 Atlantis подальше.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Популярные новости

Сейчас обсуждают