Среди всей оравы блоков питания отдельной категорией можно выделить полностью пассивные модели. Их отряд по-прежнему невелик, даже несмотря на то, что прогресс шагает и шагает, а ведущие производители соревнуются количеством сертифицированных (80PLUS Gold, Platinum, Aurum) устройств. Можно сказать иначе – список моделей, переделанных умельцами из обычных БП в полностью пассивные больше, чем перечень серийно производящихся безвентиляторных блоков.
Видимо, компания FSP решила исправить этот недочет, пополнив линейку своих продуктов пассивной моделью FSP AU-500FL. Ей и посвящен этот обзор.
Как заметит внимательный читатель, в подзаголовке отсутствует слово «упаковка». Все потому, что она частично пала смертью храбрых в сражении с турникетом. Точнее, не вся коробка, а ее красиво расписанная кольцевая этикетка. Картонная конструкция, несущая в себе БП с кабелями и винтиками, выглядит так:
Внутри, кроме самого блока, нашлись фирменные плоские модульные шнуры, инструкция и три стяжки-липучки.
Винты крепления в этот раз черненые, приспособленные для закручивания руками.
Также в комплекте шел отдельный переходник на FDD, «зараунденный» правильно: оплетка достаточно мягкая, чтобы не мешать сгибу шнура.
Вот они, достоинства новой платформы: полностью пассивный полукиловаттник совершенно не отличается внешне от оснащенных вентилятором моделей:
На месте вентилятора штампованная решетка с фигурной ячейкой.
По бокам в стальном корпусе блока вырезаны фигурные отверстия, но более половины закрыто изолирующим пластиком. В общем, первое впечатление от продукта двоякое: с одной стороны, радуют его малый вес и традиционная компоновка (без выступающих элементов, как у ранних пассивных моделей Thermaltake), с другой, интересно, хватит ли охлаждения для этого устройства. Или, говоря проще, не будет ли он перегреваться при работе на полную мощность.
Как видно, канал +12 можно нагрузить на 492 Вт, что вполне реализуемо в игровом компьютере начального-среднего уровня. Но вряд ли кто-нибудь будет покупать в игровые системники такой блок, его удел – тихие мультимедиа-центры и домашние файловые серверы.
На «внутренний» торец блока выведены модульные разъемы в количестве пяти штук:
Примечательно, что для экономии места разъемы доппитания матплаты и видеокарт объединены. Неотключаемый кабель в этом блоке только один, ATX24, длина его - 52 см. Все остальные - отсоединяемые:
Под крышкой – новая платформа FSP, адаптированная для работы без вентилятора.
Складывается впечатление, что изменений в схему не вносилось, лишь подросли ввысь радиаторы на силовых элементах. Что неудивительно – платформы последнего поколения у FSP вышли очень удачные, потери (а значит, и тепловыделение) мало, и городить алюминиевые конструкции большой площади более не нужно.
Входной фильтр на своем обычном месте – нижнем (ближнем к «внешнему» торцу) блока.
Левее – диодный мост с огромным радиатором, дроссель APFC и второй большой радиатор с силовыми транзисторами:
Видимо, из соображений электробезопасности торец радиатора на диодном мосте закрыт пластиком, хотя сам мост, насколько я знаю, выполнен полностью в пластиковом корпусе и дополнительной изоляции от задней решетки блока не требуется.
Хорошо видно, что воздушный поток, проходящий вдоль ребер радиатора, не встречал бы на своем пути препятствие в виде куска пластика, и температура моста была бы меньше при прочих равных. Поскольку в ветке обсуждения этой статьи у меня вышел спор с пользователем shevalier, то считаю нужным предупредить, что демонтаж пользователем этого куска пластика может привести к поражению электрическим током в случае выхода диодного моста из строя. Шанс мал, но он есть.
На радиаторе закреплены три высоковольтных мосфета STB22NM60N и один диод Шоттки.
Еще пара мосфетов STB22NM60N размещены на втором радиаторе, правда, за высоковольтными конденсаторами (220 мкФ 450В) их плохо видно.
За конденсаторами установлена дополнительная плата с микросхемой CM6901:
Рядом с ними распаян дроссель с приклеенным на терморезинку немалой площади радиатором.
Чуть левее виден силовой трансформатор.
По верхнему краю платы распаяны модульные разъемы:
Хороший ход: нет надобности городить дополнительную плату и выносить на нее разъемы, нет жгута проводов от основной платы к дополнительной. Для пассивного устройства это немаловажный момент.
Прямо за разъемами распаяны конденсаторы в канале +12: пять 470 мкФ 16 В и четыре электролита (два на 2200 мкФ 16 В, один на 1000 мкФ 16 В и еще один на 470 мкФ 16 В). Электролиты производства Nippon Chemi-Con.
Пластины, торчащие из платы – радиаторы припаянных на обратной стороне четырех мосфетов IPD036N04L. Поскольку сопротивление перехода у них очень мало (3.6 миллиОма), то таких теплоотводов вполне достаточно.
Преобразователи напряжения для каналов +3.3 и +5 смонтированы на отдельной печатной плате, установленной перпендикулярно основной в низковольтной части. Как видно, дроссели скрыты экранами для исключения наводок.
Обратную сторону закрывает радиатор, контактирующий с мосфетами и микросхемой-контроллером через терморезинки:
Рядом распаян преобразователь напряжения для канала +5 Vsb. Микросхема распаяна прямо за пластинчатым радиатором, поэтому на фото ее не видно. Зато хорошо заметно трансформатор и верхнюю часть реле.
На отдельной печатной плате распаяна микросхема мониторинга напряжений GR8323N.
На стенде блок показал себя неожиданно (для меня) хорошо. Даже нет, не так – очень хорошо! Начну, вопреки обыкновению, с температурных показателей, поскольку добиться нормального терморежима при конструировании пассивного БП – самая большая проблема.
Когда тестировал его на стенде, сначала предположил неисправность. Однако проверка падения напряжения на шунтах показала, что при токе 38 ампер температура силовых транзисторов-выпрямителей в низковольтной части блока не превышает 55 градусов Цельсия, а «пальцевый» метод подтвердил такие же низкие температуры на других элементах. Это при том, что к блоку ввиду «тепличных» условий (температура 25 градусов) был полностью исключен подвод холодного воздуха путем перекрытия вентиляционных отверстий сверху и сбоку. Да, так пассивные БП не тестируются, но я решил сразу перейти к «жестким» тестам, дабы проверить живучесть устройства в самых отвратительных условиях.
Напряжение на канале +12 В «держится» хорошо: дельта между минимальным и максимальным показаниями вольтметра составляет 0.27 В, а минимальное значение – 11.9 В. Да, из схемы с раздельной стабилизацией всех трех каналов можно «выжать» больше, но и текущих показателей вполне достаточно для стабильной работы ПК.
Уровень высокочастотных пульсаций невелик - менее 25 мВ:
На линии +5 дельта составила 0.15 В при минимальных 4.98 В. Редкий случай, когда канал +5 стабильнее, чем +12 В, пусть и самую малость.
Линия +3.3 В, прямо скажем, не очень, но падение на 4% ниже номинала допускается спецификацией (максимальное отклонение – 5%), так что на работу комплектующих это не повлияет. Да и вообще, надо сильно постараться, чтобы в современном «системнике» создать такую значительную нагрузку на этот канал.
Пульсации на линиях +3,3 и +5 ещё меньше, амплитуда менее 10 мВ. У редких высокочастотных выбросов амплитуда больше, но за малой длительностью их наличие на работе ПК не скажется.
Результаты, показанные FSP AU-500FL, очень хороши: высокая стабильность напряжений, низкий (для пассивной модели) нагрев, и, как следствие отсутствия вентилятора, полная бесшумность. Полагаю, что он одинаково хорошо будет себя чувствовать и в полностью пассивных системах, и в мультимедиа-центрах с одним малооборотистым вентилятором, создающим слабый сквознячок. Медаль «Enthusiast’s Choice» по праву достается ему.