Новости 26 мая 2004 года

Наши постоянные читатели должны знать, что компания Gainward оказалась в числе счастливчиков, удостоившихся чести поставлять видеокарты серии GeForce 6800 Ultra Extreme с разогнанным до 450 МГц чипом. Помимо известной модификации с фирменной системой охлаждения Cool FX, компания должна была выпустить версию с частотами 430/1150 МГц, работающую с воздушным охлаждением.

Как мы могли убедиться, розничные образцы GeForce 6800 Ultra разгоняются вполне успешно, и для этого далеко не всегда требуется использовать экстремальное охлаждение. Казалось бы, все указывает на улучшение разгонного потенциала чипа NV40, и для официально ускоренных GeForce 6800 Ultra Extreme настало время дебюта.

Однако, британский сайт Hexus.net со ссылкой на представителей Gainward сообщает о некоторых задержках в графике поставок изделий данного класса. Теперь компания собирается начать поставки только после выставки Computex 2004, проходящей в первую неделю июня.

Судя по всему, данная задержка не имеет глобального характера, и применима только к продукции Gainward. Видеокарты серий GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 поставляются в розницу, и задержка поставок так называемых GeForce 6800 Ultra Extreme вряд ли на них отразится.

Скорее всего, Gainward требуется некоторое время для отладки уникального BIOS, в котором будут прошиты более высокие частоты и прочие фирменные сюрпризы. Кроме того, система охлаждения тоже наверняка требует доработки.

Интересно, что наши британские коллеги теперь указывают на возможность выхода более быстрой версии GeForce 6800 Ultra с частотой чипа 440 МГц. Возможно, речь идет только о продукции Gainward, ибо о планах Nvidia ускорить все платы этого семейства ничего не знают даже самые осведомленные источники. Не совсем понятно, будет ли работать на частоте 440 МГц чип видеокарты с воздушным охлаждением, либо вариант с фирменной "водянкой" будет слегка приторможен с 450 до 440 МГц. Скорее всего, ближе к моменту начала поставок этих продуктов мы узнаем больше подробностей.

Только недавно мы без всякой задней мысли сообщили о начале поставок 0.11 мкм чипов RV370, которые должны стать основой для видеокарт Radeon X300 с поддержкой PCI Express x16 и DirectX 9.0. "Поставки чипов" и "поставки плат" - события несколько далекие друг от друга, поэтому мы не рассчитывали на скорый анонс решений с поддержкой нового графического интерфейса.

Тем не менее, сегодня многие источники распространили информацию, согласно которой ATI планирует анонсировать решения на базе чипов RV380 и RV370 уже на следующей неделе. Более того, мы располагаем точной датой - это случится 1 июня, в период открытия выставки Computex 2004 и анонса платформы Socket 939.

Видеокарты на базе чипа RV380 будут называться Radeon X600 Pro и Radeon X600. Последние будут являться полным аналогом Radeon 9600 Pro, "пересевшего" на PCI Express x16. Даже частоты должны остаться прежними - 400/600 МГц.

Radeon X600 Pro станет несколько более производительным решением, работающим на частотах 500/740 МГц. Обе видеокарты будут иметь 128-битную шину памяти и схожий с Radeon 9600 Pro или Radeon 9600 XT дизайн печатной платы. Поскольку решения на базе чипов RV350 и RV360 давно используют 2.8 нс память в упаковке BGA, теперь появился реальный шанс выжать из нее все, увеличив номинальную частоту до 740 МГц DDR. Впрочем, Radeon X600 Pro может комплектоваться и более быстрой памятью.

Серия плат на базе RV370 будет состоять из двух решений: Radeon X300 и Radeon X300 SE. Как мы уже объяснили, тактовые частоты обеих модификаций будут равны 325/400 МГц, отличие будет заключаться только в ширине шины памяти - 128 и 64 бита соответственно.

Поставки чипов RV380 и RV370 начнутся на следующей неделе, а вот дату появления готовых видеокарт не берется предсказывать даже сама ATI. Дело в том, что здесь все будет зависеть от графика анонса платформы LGA 775, обеспечивающей поддержку PCI Express x16 в числе первых. Официально чипсеты Grantsdale (i915x) и Alderwood (i925X) дебютируют 21 июня, к этому моменту ATI надеется снабдить обозревателей тестовыми образцами видеокарт класса Radeon X600. Технически это сделать несложно, так как эталонные платы на базе RV380 "ходят по рукам" с сентября прошлого года.

Другое дело, что массовые поставки графических плат Radeon X300 и Radeon X600 будут привязаны к срокам появления материнских плат с разъемом PCI Express x16. Здесь опять все упирается в планы Intel, которая должна наладить поставки соответствующих материнских плат только во второй половине июля. Вряд ли в таких условиях мы можем стать очевидцами скорейшего распространения графических решений класса Radeon X600 и Radeon X300.

Р fin

Неожиданно быстро обновилась утилита OpenGL Extension Viewer, предназначенная для отображения информации о поддерживаемых драйвером видеокарты расширений OpenGL и имеющей ряд дополнительных функций. В версию 2.09 build 171 внесены такие изменения:

  • Добавлена поддержка 64-битных версий Windows.
  • Улучшен пользовательский интерфейс (увеличено окно программы, добавлен новый логотип ATI).
  • Улучшена функция поиска расширений.
  • Исправлены мелкие ошибки.

Скачать эту небольшую и полезную утилиту всегда можно из нашего файлового архива:

  • OpenGL Extension Viewer 2.09 Build 171 (0,3 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
Р fin
В этот раз новая версия оригинального английского варианта браузера MyIE2 обновилась всего лишь на "единичку". Браузер MyIE2 пользуется у нас значительной популярностью как самый мощный и настраиваемый мультиоконный браузер на движке Internet Explorer. 

В MyIE2 0.9.27 внесены следующие изменения и исправления:

  • Добавлена возможность активации панели задач в полноэкранном режиме.
  • Функция "Восстановить последний браузер по умолчанию" ("Restore Last Default Browser") изменена на "Восстановить Internet Explorer как браузер по умолчанию" ("Restore IE as Default Browser").
  • Теперь кнопка подсветки может выделять несколько слов.
  • Добавлен параметр "%us", конвертирующий текст в строке поиска в формат Unicode.
  • Улучшена поддержка тем оформления панелью статуса.
  • Некоторые другие изменения.

Адаптированный русский вариант браузера MYiE2 RU уже долгое время задерживается (у автора сессия ), новая версия сразу на базе MyIE2 0.9.27 ожидается до первого июня, "пропатченный exe-шник" можно скачать уже сейчас (0,5 МБ). А скачивать желаемый вариант браузера полностью можно по ссылкам:

  • MyIE2 0.9.27 Combo (3,3 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • MyIE2 0.9.27 Lite (0,8 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Официальный русификатор MyIE2, прямая ссылка (15 КБ).
Р Doors4ever
Месяц май стремительно близится к завершению, всё ближе надвигается неотвратимый момент раздачи призов и этот рядовой, казалось бы, факт, повергает меня в совершенное смятение. В чём проблема? Да в том, что вы мне не помогаете! Согласно обновлённым правилам конкурса я не раздаю призы в момент публикации статьи по собственному усмотрению, а руководствуюсь вашим мнением, которое, обычно, высказывается при обсуждении статьи в конференции. Предлагаю заглянуть в форум "Пожелания и критика", в котором проходит обсуждение и ознакомиться с мнением наших читателей, относительно любой статьи. Подчёркиваю – любой!

Вы увидите, с каким жаром статьи громятся в пух и прах: здесь автор не прав, тут он ошибается, это не проверено, а большинство утверждений ошибочны! Постойте! Я прекрасно понимаю, что идеальных статей не бывает, согласен со многими критическими высказываниями, однако вы забываете, что нужно не только ругать, но и хвалить. Авторы отложили все дела, чтобы написать статью, ждут конструктивной оценки, надеются на понимание, а получают только критику. Несправедливо! Я не требую от вас хвалить любую опубликованную работу, я прошу быть объективнее, не только ругать, но и отмечать удачные моменты в статьях. Учитывать, что подавляющее большинство авторов – это непрофессионалы, обычные люди, такие же, как мы.

В итоге я просто не знаю, кого из авторов поощрить наградой. На мой взгляд, в этом месяце не было идеальных статей гениального уровня, за которые немедленно хочется дать главный приз или сразу два. Возможно, такое впечатление сложилось оттого, что было много работ от tim'а, Gavric'а, Jordan'а и любительские конкурсные статьи проигрывают в сравнении. Зато было много просто хороших статей, которые так и хочется наградить. Чтобы облегчить вам выбор, я составил список статей, которые запомнились, чем-то выделились и, на мой взгляд, претендуют на награды:

Мда... Получилось, что я перечислил почти все конкурсные статьи за этот месяц. В этом списке не хватает обзоров материнских плат, но об этих статьях я собираюсь поговорить отдельно. Кроме того, нет статей, которые успеют появиться до конца этого месяца, но я полагаю, что вы сами добавите их в этот список. Разумеется, вы можете добавить любую конкурсную статью, которую я пропустил.

Итак, чего я от вас хочу – помощи в определении победителей. Не нужно заново указывать на ошибки и недостатки – мы о них уже знаем из обсуждения. Постарайтесь найти хорошие стороны, интересные моменты, полезные идеи, выдвинутые в конкурсных статьях. Вы можете выбрать только одну понравившуюся работу или сказать пару слов обо всех. Высказывайтесь кратко и по существу, но только не молчите. Жду ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

В настоящее время мониторы с цифровым входом DVI получили весьма широкое распространение, а некоторые продвинутые пользователи готовы использовать их в двухдисплейных конфигурациях. В такой ситуации пригодилось бы наличие двух портов DVI на видеоплате, но подобную возможность обеспечивают далеко не все производители. Приятным исключением стала видеокарта GeForce 6800 Ultra, которая за скромную сумму от $500 до $650 предлагает данную опцию по умолчанию :).

Почему же ATI не решилась устанавливать два порта DVI на видеокартах Radeon X800 XT или Radeon X800 Pro, если некоторые партнеры компании позволяли себе это еще на платах класса Radeon 9600 Pro или Radeon 9600 XT? Подобный вопрос задали сотрудники сайта Tech-Report представителю ATI в ходе интересного и многогранного интервью.

Высокопоставленная персона ответила, что в настоящее время не существует препятствий к появлению видеокарт Radeon X800 XT или Radeon X800 Pro с двумя портами DVI. Точнее говоря, препятствий не существует теоретически. На деле же все видеокарты этих серий производятся по эталонному дизайну ATI, и модификации с двумя портами DVI могут появиться еще не скоро.

Несмотря на тенденцию перехода на цифровой интерфейс DVI, многие поставщики готовых решений с использованием видеокарт ATI все же считают нужным оставлять за пользователем право эксплуатации аналогового интерфейса D-Sub без каких-либо переходников.

Кроме того, переход на двойной DVI оборачивается дополнительными расходами (которые не так уж велики на фоне текущей стоимости решений на базе R420, нужно заметить). Платы Radeon X800 Pro уже начинают предлагаться по оптовой цене от $370, так что ценовой фактор в этом случае действительно не располагает к излишествам.

Кстати, в среднесрочной перспективе ATI не исключает возможности выхода потомков R420 стоимостью менее $200, однако четкого графика компания в настоящее время ее представляет. Все пойдет по обычному сценарию - скорее всего, в данном ценовом сегменте расположатся видеокарты Radeon X800 SE, имеющие 8 пиксельных конвейеров, 128-битную (или 256-битную) шину памяти, частоты 400/800 МГц, комплектуемые 128 Мб более дешевой памяти DDR-I со временем выборки 2.5 нс. Тем не менее, до уровня $199 цена этих решений опустится только к осени этого года, незадолго до выхода чипа следующего поколения, которым должен стать R480.

Приятно осознавать, что розничные экземпляры видеокарт в этом сезоне демонстрируют несколько более впечатляющие результаты разгона. Касается это не только Radeon X800 Pro, но и GeForce 6800 Ultra, так как вчера первые платы производства Inno3D легли на полки японских магазинов. К счастью, наши сингапурские коллеги с сайта VR-Zone заполучили одну из этих плат в свои руки.

Первые данные гласят о разгоне с 400/1100 МГц до 465/1180 МГц без дополнительных модификаций, только при использовании штатной системы охлаждения. Если вспомнить первую статистику, то подобный результат можно считать весьма успешным.

Либо господину Shamino чертовски везет с разгонным потенциалом видеокарт :), либо возможности серийных изделий действительно превосходят показатели ранних тестовых образцов. В конце концов, с момента анонса GeForce 6800 Ultra прошло уже полтора месяца, и некоторое улучшение частотного потенциала вполне предсказуемо.

Возможности по разгону памяти на платах GeForce 6800 Ultra еще шире, чем в случае с Radeon X800 Pro. Изделия на основе NV40 не только комплектуются более быстрой 1.6 нс памятью GDDR-3, но и обладают более серьезной системой охлаждения чипов памяти.

Данная плата позволила достичь результата в 13 889 "попугаев" 3DMark 2003:

Конфигурация тестовой системы не уточняется, но мы подозреваем, что центральный процессор был не слабее Pentium 4 XE 3.4 ГГц, и мог быть разогнан.

Мы видим, что "в попугаях" GeForce 6800 Ultra практически не уступает Radeon X800 Pro и даже Radeon X800 XT. Дело осталось за малым - узнать разгонный потенциал GeForce 6800 Ultra при использовании вольтмодов и экстремального охлаждения. Надо полагать, наши зарубежные коллеги этим и займутся в ближайшее время.

P.S. Известный мастер разгона Coolaler разогнал серийный экземпляр видеокарты GeForce 6800 Ultra до частот 540/1250 МГц, в паре с работающим на частоте 4.0 ГГц процессором Prescott эта плата достигла результата в 15 377 "попугаев" 3DMark 2003. Берегись, Radeon X800 XT! :)

Мы уже точно знаем, что в третьем квартале этого года Intel планирует перевести высокопроизводительные настольные процессоры на 1066 МГц шину. Точнее говоря, в это время появится чипсет i925XE с поддержкой 1066 МГц шины и технологии EM64T, а также процессор Pentium 4 XE 3.46 ГГц в исполнении LGA 775. Лишь в четвертом квартале появится процессор Prescott 3.73 ГГц (Pentium 4 720), поддерживающий 1066 МГц шину и увеличенный до 2 Мб кэш второго уровня. В принципе, в этом элитном ценовом сегменте существования двух данных моделей будет вполне достаточно для соответствия имиджу перехода на более быструю шину :).

Процессоры Xeon исторически менее охотно перенимали у Pentium 4 поддержку более быстрой шины. Можно было бы предположить, что где-то в следующем году и процессоры Xeon перейдут на использование 1066 МГц шины, однако до последнего времени такая догадка никак не подкреплялась данными об истинных планах Intel.

К счастью, британский сайт The Register обнаружил в конфиденциальных презентациях Intel упоминания о чипсетах для процессоров Xeon DP, поддерживающих 1066 МГц шину. Эти чипсеты называются Blackford и Greencreek, они должны заменить собой Lindenhurst и Tumwater соответственно. Напомним, что отличие Tumwater от Lindenhurst заключается преимущественно в поддержке графического интерфейса PCI Express x16, что делает первый чипсет пригодным для использования в графических станциях. Судя по всему, в будущем году двухпроцессорные решения с поддержкой PCI Express x16 и процессоров Xeon с 1066 МГц шиной будут основаны на чипсете Greencreek.

Сроки миграции Xeon на 1066 МГц шину пока не обозначены четко - указывается интервал от середины 2005 года до 2006 года. Судя по всему, здесь Intel еще не выработала точной стратегии, и данный шаг может сделать уже в 2006 году.

Вчера наша импровизированная галерея славы пополнилась результатом в 16 774 "попугая" 3DMark 2003, достигнутом с применением жидкого азота на разогнанной до частот 760/1304 МГц видеокарте Radeon X800 XT. Пока этот рекорд остается непоколебимым в свете отсутствия графических плат данного класса, народ попроще разгоняет видеокарты Radeon X800 Pro. Надо сказать, получается неплохо, да и прочие розничные образцы приятно удивляют. Интересно, сможет ли Radeon X800 Pro доказать главную теорему оверклокинга, согласно которой все чипы определенной марки имеют примерно одинаковый частотный потенциал?

Одно из доказательств появилось на страницах форума VR-Zone, где наш сингапурский коллега по имени Shamino экстремально разогнал тот самый экземпляр видеокарты Radeon X800 Pro, который он недавно мучил карандашным вольтмодом. Плата попалась удачной - после более серьезной модификации системы питания чипа (1.79 В) и применения каскадной "фреонки" для его охлаждения удалось разогнаться до частот 779/1274 МГц!

Обратите внимание, что чип R420 разогнался даже выше, чем в случае с Radeon X800 XT, охлаждаемым при помощи жидкого азота. Память разогналась "лишь до" 1274 МГц, но для 2.0 нс чипов это очень хорошо. Radeon X800 XT комплектуется более быстрой 1.6 нс памятью GDDR-3, однако данный пример позволяет утверждать, что и среди 1.6 нс чипов попадаются удачные экземпляры. Кстати, для памяти производства Samsung одной серии подобное явление совершенно привычно.

Собственно говоря, новый рекорд разгона видеокарты Radeon X800 Pro запечатлен здесь. Процессор Pentium 4 XE 3.4 ГГц был разогнан до частоты 4578 МГц (14 х 327 МГц), что определенно способствовало достижению результата в 14 250 "попугаев" 3DMark 2003:

Вот и подробности конфигурации системы:

Напомним, что Radeon X800 Pro имеет лишь 12 пиксельных конвейеров, поэтому отставание от разогнанного до сопоставимых частот Radeon X800 XT составляет в данном случае почти 15%. Вот она, цена четырех дополнительных пиксельных конвейеров в "попугайном эквиваленте" :).

В недрах сингапурского форума VR-Zone уже начался поиск источников жидкого азота для проведения следующего этапа экстремального разгона Radeon X800 Pro :)...

Р fin
Некоторое время назад мы писали о новых подозрениях в подтасовке результатов бенчмарков драйверами Nvidia в игре Far Cry, когда переименование исполняемого файла игры приводило в среднем к 20%-му падению производительности. Еще тогда представители компании опровергли обвинения, заявив что драйвер по имени приложения определяет его и устраняет ошибку в реализации Z culling, но не предоставили ни дополнительных разъяснений, ни каких-либо доказательств этого.

Теперь же представители Nvidia и разработчика игры CryTek заявили, что данная аномалия вызвана особенностью взаимодействия игры с панелью управления драйвера. Предпочтительным методом включения полноэкранного сглаживания в игре является его включение из самой игры, а не из панели управления. Поэтому, в сотрудничестве с разработчиком и для устранения возможности случайной активации сглаживания пользователями, Nvidia отключила возможность включения сглаживания для данной игры из панели управления. Подобно другим функциям игровых профилей панели управления для определения запуска приложения используется как раз имя исполняемого файла.

Таким образом, можно предположить, что немцы, проводя тестирование в режиме 1600x1200 со включенными из панели управления сглаживанием степени 4x и анизотропной фильтрацией степени 8x, путем переименования файла получили неожиданный результат - активацию полноэкранного сглаживания, что и привело к падению результатов. Непонятно только как можно было не заметить отсутствие сглаживания .

Сейчас обсуждают