Платим блогерам

Новости 19 января 2005 года

Р fin

Хотя недавно на нашем сайте и освещался выход драйверов Catalyst 5.1, наши читатели требуют развернутого освещения этой новости . Итак, первый в этом году ежемесячный выпуск новых драйверов для видеокарт Radeon готов, как и ожидалось, он получил новый номер версии, став уже известным нам Catalyst 5.1. Версии компонентов новинки следующие:

  • Radeon display driver 8.09.
  • Multimedia Center 9.03:
    • HydraVision 3.25.0006.
    • HydraVision Basic Edition 3.25.9006.
    • Remote Wonder 2.5.1.
    • WDM version 4.07.
    • Catalyst Control Center 5.1.

Констатируем, что в очередной раз новый номер версии получил сам драйвер видеоадаптера. Кроме того, несколько изменена и формулировка самого названия драйвера - на "Catalyst Windows XP 5.1", что можно отнести скорее к символическим маркетинговым изменениям .

В качестве ключевых новшеств очередного драйвера заявлено четыре пункта:

  • Новая панель управления Catalyst Control Center наконец-то функционирует на всех видеокартах семейства Radeon.
  • Catalyst Control Center теперь поддерживает режим предварительного просмотра влияния изменений настроек на 3D-изображение для видеокарт серий Radeon 9500-9800 и X300-X850 (за исключением Radeon 9550), кроме того, в этот режим добавлена функция "паузы".
  • Теперь для режима клонирования используется стандартный видеорежим 1024x768 60 Гц - с целью использования не поддерживающих стандарт DCC ЭЛТ-устройств.
  • Теперь страница информации Catalyst Control Center предоставляет данные о версии WDM-драйвера ATI.

И, конечно, заявлены традиционные исправления в играх и приложениях:

  • Men of Valor: ошибки буферизации на видеокартах серии Radeon 8500/9100 в Windows XP.
  • Myst URU Ages Beyond Myst: зависание при повороте на 180 градусов в сторону колючей проволоки на Radeon X800 XT PE в Windows XP.
  • Richard Burns Rally: мерцание деревьев на видеокартах серии Radeon 8500/9100/9200 в Windows XP.
  • Sid Meier's Pirates: "мигание" видеороликов при запуске игры с активным полноэкранном сглаживанием.
  • Исправлено 10 различных ошибок драйвера и панели управления, в том числе при работе с DVD/HDTV, подключении второго монитора, воспроизведении видео, инсталляции и запуске некоторых приложений.

Зато программисты компании ATI приготовили нам неприятный сюрприз: список известных недостатков драйвера по количеству пунктов заметно превосходит количество исправленных ошибок . Конечно, это может быть объяснено не только слабой подготовкой к выпуску Catalyst 5.1, но и улучшившейся методикой их обнаружения . В этот неприятный список попали игры Call of Duty, Pacific Fighters, Serious Sam, Rainbow six3, World Fables, а также еще 14 ошибок в компонентах драйвера или при работе с другими приложениями. Полный список улучшений/исправлений/недостатков доступен на официальном сайте здесь.

Обычно при выходе нового драйвера Catalyst пользователей более всего интересует его производительность в сравнении с предшественниками. В данном конкретном случае, так как драйвер вышел еще вчера, нам доступны уже четыре полноценных тестирования производительности на западных сайтах, которые мы разграничим по наименованию онлайн-изданий:

Благодаря этим исследованиям можно сделать такой вывод: в большинстве приложений Catalyst 5.1 быстрее предшественника в виде 4.12 на совершенно микроскопическую величину, и даже еще на меньшую в случае сравнения с Catalyst 4.11; иногда он даже слегка медленнее. Тем не менее, в таких игровых приложениях как Doom 3 и Half-Life 2, пользователи могут надеяться на прирост производительности, по крайней мере, больший, чем при использовании термина "в пределах погрешности измерений" . Говоря более конкретно, единственный существенный прирост в Half-Life 2 был замечен сайтом Hexus.net (15-30%) чей обзор отличается от прочих... использованием видеокарты Radeon X700 вместо Radeon X800. Можно еще отметить рост в наиболее тяжелых видеорежимах (1600x1200, полноэкранное сглаживание + анизотропная фильтрация) в последних версиях 3DMark, обнаруженный сайтом 3dcenter.org, но он представляет из себя скорее теоретический интерес, так как в реальных игровых приложениях подобных прирост не замечен (в них тем же сайтом замечено скорее падение скорости), а "бенчмаркеры" используют режимы 3DMark по умолчанию .

Традиционное напоминание: для работы Catalyst Control Center требуется установка Microsoft .NET Framework 1.1 (23,2 МБ). Ссылки на компоненты драйвера по отдельности:

Ссылки на полные пакеты с основными компонентами драйвера:
  • Catalyst 5.1 (22,8 МБ, Windows 2000/XP) - без Catalyst Control Center.
  • Catalyst 5.1 (28,1 МБ, Windows 2000/XP) - с Catalyst Control Center.

Одновременно были выпущены новые драйверы для операционных систем семейства Linux:

И традиционная ссылка на обсуждение в нашей конференции (там же вы найдете ссылки на модифицированный драйвер Forsage).

Р fin

Наконец-то, кроме очередной порции "неофициальных утечек", корпорация Nvidia подготовила нам более приятный сюрприз в виде драйвера ForceWare 67.66. Хоть он и выпущен только в бета-версии, зато является официальным, новейшим из известных (впервые разработанным уже в 2005 году), да еще и имеет сопроводительную документацию со списком изменений. Просуммируем общие сведения о новом выпуске:

  • Датирован 10 января.
  • WHQL-сертификации не имеет.
  • Доступен и в английской, и в многоязычной версии с инсталляторами.
  • В INF-файле присутствует поддержка видеокарт от Riva TNT до GeForce 6800 (все чипы Nvidia до NV43 включительно).

А из сопроводительной документации узнаём, что в ForceWare 67.66 внесены такие изменения:

  • Задействована технология PureVideo для всей линейки GeForce 6.
  • Обновлена поддержка режима SLI для всех видеокарт серии GeForce 6800 (в том числе устранена ошибка с отсутствие прироста от режима SLI в игре Lock On Modern Air Combat на GeForce 6800 Ultra).
  • Исправлены ошибки:
    • Низкая производительности видеокарт в режиме SLI при запуске демо-ролика "canals" игры Half-Life 2, а также мерцание теней во всех играх на движке Source (Half-Life 2,  Counter-Strike и другие).
    • GeForce 6800 и Half- Life 2: неверное отображение тумана вокруг подводных объектов.
    • GeForce 6600 и Windows XP Media Center Edition: графические аномалии; переключение HDTV-режима с 1080i или 720p на 480p.
    • GeForce 6600 GT: неработоспособность функций управления цветовой гаммой при воспроизведении видео через VMR.
    • GeForce 6800 LE PCI-Express: проблемы переключения режимов HDTV в режиме клонирования дисплеев.
    • GeForce PCX 5300 и Windows Media Center Edition: некорректное функционирование HDTV-режима 1080i.
    • GeForce2, GeForce4 MX и Windows XP: сбой игры City of Heroes.

Сообщения пользователей о производительности и стабильности работы новинки достаточно противоречивы, пока известно о том, что в драйвере 67.66 исправлена "желтая вода" в Half-Life 2, но есть сообщения о зависаниях в той же игре. Производительность по сравнению с ForceWare 67.03, похоже, находится примерно на таком же уровне.

При помощи архиватора 7-Zip официальные дистрибутивы в очередной раз удалось значительно сжать для размещения на нашем сервере, пока там выложена английская версия, за которой скоро последует международная:

  • ForceWare 67.66 English (8,1 МБ, Windows 2000/XP).

Официальные же ссылки следующие:

Обсуждение драйвера начато в этой ветке нашей конференции.

Р fin

Программный пакет Nero 6 Reloaded по общему признанию является наиболее популярным средством для записи на оптические накопители и выполнения сопутствующих действий; иногда обилие встроенных функций программ пакета просто приятно удивляет . Про выход новинки Nero Reloaded 6.6.0.6 стало известно еще вчера, но, к сожалению, список изменений до сих пор не доступен, он не обновлялся разработчиками еще со времени версии 6.6.0.3...

Пока дополнительная информация отсутствует, придется ограничится ссылками на новую версию:

  • Nero 6.6.0.6 (28,9 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 60$).
    • Зеркало 1.
    • Зеркало 2.
    • Зеркало 3.
    • Зеркало 4.
    • Зеркало 5.
  • Русификатор (1,2 МБ), зеркало 1, зеркало 2.
Р fin

Традиционно высокой популярностью пользуется файловый менеджер Total Commander, обладающий огромным набором возможностей. Работы над новой версией программы начались еще в мае прошлого года. С тех пор было выпущено 12 бета-версий и две RC-версии, в которые в процессе разработки было внесено более 450 изменений и исправлений! Сам автор программы сообщает о появлении большого количества новых функций, и приводит в качестве примера отображение уменьшенных изображений ("thumbnails") в окне списка файлов, расширенные функции поиска, определяемые пользователем столбцы. Поклонники файлового менеджера наверняка найдут еще массу полезных для себя изменений.

Стоимость программы в данный момент составляет 34$. Скачать 30-дневную пробную версию и русификатор можно по ссылкам:

Р fin

Постепенно обновляется широко известная утилита для создания "снимков" экрана и их последующей обработки HyperSnap-DX. Программа позволяет создавать скриншоты из обычных оконных программ, при воспроизведении видеофайлов, в играх или других трехмерных приложениях. Кроме того, она обладает функциями, позволяющими сразу провести обработку полученных изображений и тем самым избавить необходимости от использования в этих целях ряда других программ, а разработчики попытались сделать ее максимально легкой в применении. 

Основные возможности HyperSnap-DX можно в общем виде описать так:

  • Различные функции по захвату изображений, в том числе автоматическое "пролистывание" не помещающихся на мониторе документов, захват произвольно выбранного участка, захват с нескольких мониторов и т.д.
  • Широкие возможности по обработке изображения и наложения эффектов (штампы, рамки, тени, автоматическая замена цвета, аннотации, поддержка макросов и другие).
  • Функция автоматического сохранение снимков в файлы.
  • Возможность использования программы для просмотра и конвертирования графических файлов, их распечатки.
  • Настраиваемый многооконный интерфейс, интеграция с буфером обмена Windows
  • Функция автоматической закачки полученных файлов на FTP-сервер.
  • Поддержка горячих клавиш, функций голосового управления, управления из командной строки.
  • И ряд других.

В двух январских выпусках программы устранялись найденные ошибки:

  • HyperSnap-DX 5.62.02:
    • Устранено чрезмерное использование системных ресурсов при наличии прозрачного фона у изображения и масштабе, отличном от 100%.
    • Исправлено повышенное использование системных ресурсов при работе с раскрывающимися списками панели инструментов.
  • HyperSnap-DX 5.62.03:
    • Исправлено чтение файлов TIF CCITT Group 4.
    • Исправлена вставка скопированных объектов с текстом или штампами в изображение с прозрачным фоном.
    • Исправлено отсутствие сообщений об ошибках при сохранении файлов в несуществующую папку.
    • Устранены аномалии фона панели инструментов.

Стоимость лицензии на программу составляет 35$. Скачать пробную версию можно по ссылке:

  • HyperSnap-DX 5.62.03 (3,0 МБ, Windows Windows 9x/ME/NT/2000/XP/2003).
Мы уже говорили о перспективах появления так называемого чипсета nForce 4 Pro, прототипы материнских плат на его основе продемонстрировали TYAN и Asus (K8N-DL). Если в самой примитивной конфигурации этот чипсет позволял обеспечить поддержку PCI Express x16 и двух процессоров Opteron, то в максимальной конфигурации можно было реализовать поддержку SLI по формуле "PCI Express x16 + PCI Express x16". Опять же, в нагрузку к поддержке двух процессоров Opteron.

Вчера мы смогли получить информацию о сроках анонса этого чипсета. Ожидается, что он выйдет до конца этого месяца. Данный факт еще не говорит о доступности чипсетов, из которых можно было бы делать серийные материнские платы. Даже сейчас количество инженерных образцов материнских плат на базе nForce 4 Pro весьма ограничено. Учитывая традицию Nvidia затягивать поставки чипсетов на несколько месяцев, можно ждать появления готовых материнских плат только в марте.

Кстати, на базе nForce 4 Pro вполне успешно можно было бы создавать графические станции с поддержкой SLI для профессиональных видеоадаптеров Quadro. Не беремся утверждать, что чипсетом Nvidia моментально заинтересуются крупные бренды, но более мелкие компании наверняка выпустят мощные решения подобного типа.

Хотя мы ожидали анонса AGP-версии GeForce 6200 только 24 января, сайт Tech Report со ссылкой на официальный пресс-релиз Nvidia сообщил, что данное событие состоялось 17 января. Учитывая скрытность, с которой появляются в этом году все AGP-модификации видеокарт Nvidia среднего ценового диапазона, в этом нет ничего удивительного.

Напомним вам, что AGP-версия GeForce 6200 в своем нынешнем исполнении основывается на чипе NV43-V и использует переходный мост HSI. Это означает, что можно будет программно включать пиксельные конвейеры в количестве четырех штук. Наличие же переходного моста может как мешать разгону, так и повысить себестоимость видеокарты. Именно последнее обстоятельство отпугивает от выпуска AGP-версии GeForce 6200 некоторых производителей. Прочие готовы начать поставки видеокарт этого класса уже в феврале, ближе к концу месяца. Скорее всего, розничная цена первое время будет держаться около отметки $150.

Во втором квартале должен выйти 0.11 мкм чип NV44A, обладающий меньшей площадью - "лишние" конвейеры на нем не предусмотрены. Это позволит выпускать более дешевые видеокарты GeForce 6200 с поддержкой AGP 8x, что должно снизить стоимость подобных решений. Возможно, некоторые производители предпочтут дождаться выхода NV44A, а не выпускать промежуточные версии на базе NV43-V.

Энтузиазм в отношении всех материнских плат с поддержкой "псевдо-SLI" заметно ослаб после сообщений о применении Nvidia "репрессивных мер" по отношению к тем производителям, которые пытались реализовать поддержку SLI силами чипсета nForce 4 Ultra. Как вы может помнить, новые версии драйверов с индексом выше 71.хх тщательно проверяли чипсет и материнскую плату на предмет принадлежности к "настоящему" nForce 4 SLI, и в случае несовпадения ID отказывались включать поддержку SLI на программном уровне.

Первой подобных мер испугалась компания MSI, решившая не включать поддержку технологии DBS в материнских платах серии K8N Neo4 Platinum. Между тем, подобной программной защиты было явно недостаточно, чтобы "задушить эту песню". Желающих реализовать поддержку SLI на nForce 4 Ultra не убавлялось - на очереди были платы от DFI и Epox.

Тогда мы предположили, что в самом крайнем случае материнскую плату можно будет модифицировать аппаратно. Для этого достаточно было бы изменить ID чипсета. К счастью, подобная мысль пришла в голову и нашим американским коллегам с сайта Anandtech, которые тут же проверили теорию на практике. В ходе эксперимента они использовали материнские платы DFI, об особенностях которых мы уже достаточно много говорили. Дело в том, что обе платы серии LANPartyUT NF4 основаны на идентичном дизайне, и различаются только чипсетом: более дешевая использует nForce 4 Ultra, более дорогая - настоящий nForce 4 SLI.

Кстати, факт поддержки платой LANPartyUT NF4 Ultra-D всех 20 линий PCI Express x16 нас немного настораживает. Дело в том, что чипсету nForce 4 Ultra "официально" полагается иметь только 19 линий PCI Express. По крайней мере, материнские платы эталонного дизайна рассчитаны именно на такое количество каналов. Для чего резервируется один канал PCI Express x1, мы точно сказать не можем. Скорее всего, он отводится под нужды какого-то контроллера.

Можно предположить, что плата DFI использует все 20 линий PCI Express только потому, что основана на дизайне nForce 4 SLI. Стало быть, "честные" платы на базе nForce 4 Ultra смогут выделить для нужд импровизированного второго графического слота только пропускную способность PCI Express x2. Если использовать сочетание "PCI Express x16 + PCI Express x2" для реализации поддержки SLI, то результаты могут быть несколько ниже, чем у "честного" nForce 4 SLI.

Возвращаясь к эксперименту наших американских коллег, хочется подчеркнуть их смекалку. Они не стали мудрствовать, и просто сняли с обеих материнских плат кулеры чипсета. Обнажив чипы, они смогли найти то самое важное отличие, разделяющее nForce 4 Ultra и nForce 4 SLI на аппаратном уровне. Итак, на фото слева мы видим фрагмент микросхемы nForce 4 SLI, на фото справа - фрагмент микросхемы nForce 4 Ultra:

Отличие заключается в наличии у чипсета nForce 4 SLI маленького резистора, соединяющего два контакта. Совсем как в старые добрые времена - различия между чипами задаются при помощи резистора :). В данном случае при помощи этого резистора меняется ID чипсета, и более дешевый nForce 4 Ultra превращается в nForce 4 SLI.

Наши коллеги вспомнили эру переделываемых Athlon XP, и соединили два контакта при помощи токопроводящего лака. Как только материнская плата в сборе была включена после такой модификации, чипсет идентифицировал себя как "nForce 4 SLI". Более того, замыкание контактов при помощи графитовой дорожки тоже работало, так что приобретенные ранее навыки "разлочки" Athlon XP могут пригодиться и сейчас :).

Единственным отличием от nForce 4 SLI в данном случае стало отсутствие возможности переключить чипсет в режим "PCI Express x8 + PCI Express x8". Наши коллеги по какой-то причине настаивают, что единственно возможный для платы DFI режим имеет формулу "PCI Express x16 + PCI Express x2", то есть опасения в отношении поддержки только 19 линий PCI Express имеют шансы оправдаться.

Тем не менее, система прекрасно работала в режиме "PCI Express x16 + PCI Express x2", поддерживая SLI с драйверами версии 70.90 и ниже. Новейшие драйверы ForceWare 71.xx уже не позволяли использовать вторую видеокарту для организации SLI, хотя сам факт поддержки этой технологии не отрицали. Судя по всему, теперь драйверы проверяют комбинацию графических слотов, и при наличии сочетания "PCI Express x16 + PCI Express x2" отказываются поддерживать SLI. В принципе, и это препятствие можно будет обойти программно.

Интересно, что настоящий чипсет nForce 4 SLI тоже поддерживает комбинацию "PCI Express x16 + PCI Express x2", и разрешает ей работать в режиме SLI с соответствующими драйверами. Для этого просто нужно оставить SLI-переключатель в режиме "Single Mode". Модификация чипсета nForce 4 Ultra никакого прироста в производительности не дала, просто обмануть драйверы стало легче.

Наши американские коллеги сравнили две видеокарты GeForce 6800 Ultra в материнской плате на базе чипсета nForce 4 SLI (PCI Express x8 + PCI Express x8) с аналогичной конфигурацией на базе модифицированного чипсета nForce 4 Ultra (PCI Express x16 + PCI Express x2). При этом SLI-джамперы выставлялись в соответствующее положение, а видеокарты соединялись при помощи SLI-моста.

Отрыв "честного" SLI становился более заметным при усложнении графического режима. Максимальная величина составила чуть больше 11%. Интересно, что в некоторых случаях (в игре Far Cry) комбинация "PCI Express x16 + PCI Express x2" даже вышла вперед на 2-3%. Это можно объяснить тем, что "ведущая" графическая карта получила преимущество от полноценного режима PCI Express x16, а все сообщение с "ведомой" происходило по SLI-мосту, поэтому режим PCI Express x2 свое пагубное влияние не проявил.

Конечно, результаты эксперимента можно признать удовлетворительными. По крайней мере, производители материнских плат, симпатизирующие идее создания "недорогого SLI", могут использовать эту лазейку для превращения чипсета nForce 4 Ultra в nForce 4 SLI. Конечным владельцам плат на базе nForce 4 Ultra от этой возможности пользы будет мало, ведь в домашних условиях оснастить плату вторым графическим слотом нельзя. Разве что производитель платы изначально оставит какой-нибудь короткий слот под псевдонимом "PCI Express x2" с открытым пазом, что позволит установить в него графическую плату :).

Кстати, на материнской плате MSI K8N Neo4 Platinum тот самый желтый слот останется, так что одним из немногих "материалов" для трансформаций в домашних условиях станет именно эта плата. Недостаток заключается в том, что снять защиту полностью такая трансформация не позволит, а наиболее осторожные пользователи вообще предпочтут ограничиться старыми драйверами. Надеемся, что в будущем нам удастся узнать больше об этой интересной проблеме.

Стоить отметить, что идентификация чипсета в драйверах остается главным оружием Nvidia в борьбе с "незаконной" реализацией поддержки SLI на чипсетах сторонних производителей. Недавно зеленый свет был дан поддержке SLI чипсетами i915P и i925XE, а вот готовящиеся к анонсу чипсеты VIA пока такой привилегии лишены. Надеемся, что когда-нибудь Nvidia "подобреет" хотя бы в отношении сторонних чипсетов, и nForce 4 SLI перестанет быть единственным эталоном "классического SLI".

Популярные статьи

Сейчас обсуждают