Речь пойдет о разгоне системы класса Apple Mac, причем не ординарном разгоне, а экстремальном. Привыкших к диким цифрам из диапазона свыше 4 ГГц пользователям PC вынужден сразу заявить – не тактовой частотой силен Mac, поэтому и предельные частоты разгона для него еще лежат в пределах до 2 ГГц. Более того, разгонный потенциал процессоров серии G4 не измеряется десятками процентов прироста, а уж тем более сотней, что было возможно при экстремальном разгоне Thoroughbred-B. С позиции экстремальности охлаждения данный эксперимент также не претендует на абсолютный мировой межплатформенный рекорд – дело ограничилось лишь жидкостным охлаждением "с холодком". Тем не менее, эксперимент для Mac'ов уникальный, и мы не смогли равнодушно пройти мимо, считая своим долгом познакомить вас с достижениями "братьев по разуму".
Последние в данном случае опубликовали свой обзор на популярном среди пользователей Mac'ов франкоязычном сайте MacBidouille . Прежде, чем перейти к рассмотрению результатов эксперимента, предлагаю вам изучить особенности технологии разгона систем на основе процессоров G4 и им подобных. Желающие "до всего доходить своим умом" могут сделать это самостоятельно посредством посещения специализированного сайта с "говорящим названием" XLR8YourMac, что в вольной интерпретации означает "Ускорь Свой Mac". Менее инициативную часть аудитории мы приглашаем разобраться в основах разгона Mac'ов вместе с нами...
Итак, для платформы Mac понятие разгона носит несколько иной смысл, чем для PC. Во-первых, большинство процессорных плат имеют достаточно ограниченные возможности регулирования параметров процессора, либо не имеют их вообще. Кстати, разгон G4 осуществляется путем увеличения множителя и поднятия напряжения – особого выбора в средствах у "яблочных оверклокеров" не остается :(.
Рассмотрим устройство типичной процессорной платы для G4. Почему именно "процессорной"? Просто архитектура системы Mac такова, что процессор расположен на специальной небольшой плате, где имеется кэш-память третьего уровня и вся силовая разводка по питанию процессора и кэша L3. Плата соединяется с системной посредством специального интерфейса.
Итак, с лицевой стороны на процессорной плате расположены:
- Центральный процессор;
- Кэш-память SRAM L3 2 Мб;
- Цепь питания ядра процессора;
- Цепь питания кэш-памяти L3;
- Цепь питания шины "кэш L3-центральный процессор";
- Интерфейсный разъем для подключения к системной плате.
Аналогично видны элементы с обратной стороны:
Заметим, что в большинстве случаев для разгона процессора требуется перепаивать резисторы на процессорной плате – это позволяет установить нужный множитель и напряжения. На рисунке необходимые для модификации группы элементов обведены красной рамкой.
Разумеется, что некоторые процессорные платы имеют определенный диапазон регулирования ключевых параметров, но для предельного разгона необходимо аппаратно модифицировать плату. Кроме того, процессоры G4 при разгоне выделяют заметное количество тепловой энергии, поэтому вопрос охлаждения должен быть продуман тщательнейшим образом.
Вернемся к эксперименту по экстремальному разгону процессора G4 800 МГц. Это самый младший на сегодня процессор семейства, так что каноны оверклокерского искусства здесь не нарушены :). Для охлаждения было решено использовать систему жидкостного охлаждения Thermaltake Aquarius II, процессорная плата GigaDesign не только имела возможности регулирования множителя и напряжения на процессоре (до 2,05 В при номинале 1,6 В), но и позволяла устанавливать PC-совместимые устройства охлаждения. Заметим, что серийные системы водяного охлаждения для нужд Mac можно адаптировать только путем сложной модификации крепления процессорного радиатора. Заметим, что избранная для эксперимента плата не имела встроенной кэш-памяти L3 – дешевые варианты плат позволяют обходиться без нее, в ущерб производительности, разумеется.
Вот и сама процессорная плата с установленным ватерблоком:
Мы не будем томить вас длительным описанием каждого этапа повышения частоты процессора и напряжения на ядре. Скажем только, что процессорная шина 100 МГц позволяет разгонять процессор путем изменения множителя с шагом в 0,5х. Итак, в итоге при напряжении 2,7 В была достигнута устойчивая работа процессора на частоте 1,1 ГГц. Заметим, что после рубежа в 2,5 В особых изменений в стабильности системы не наблюдалось, а для подстраховки от перегрева решено было поместить элементы системы охлаждения в емкости со льдом:
В итоге получен прирост тактовой частоты в 300 МГц, то есть 37,5%. Заметим, это очень много для процессора семейства G4! Авторы модификации обещали попробовать на экстремальный разгон процессор 1 ГГц, который при повышении напряжения до 1,95 В легко достигает частоты 1,2 ГГц без дополнительных мер по охлаждению. Самый лакомый кусочек для разгона – модель с тактовой частотой 1,4 ГГц, но о возможности проведения такого эксперимента авторы пока говорят с неуверенностью.
Что же могут значить все эти невысокие для пользователей PC цифры? Разумеется, что прямого сопоставления производительности двух платформ сделать нельзя – разные аппаратные и программные платформы не позволяют так поступить. Однако, отдельные приложения типа Photoshop и QuickTime все же позволяют сравнивать производительность двух различных платформ. Так вот, использовавшийся в разгоне процессор 800 МГц в этих задачах можно грубо сопоставить с Pentium 4 1.2-1.4 ГГц, а в некоторых тестах – с моделями выше 1.6 ГГц. Кстати, новейший процессор G5 (Power PC 970) с тактовой частотой 1.4 ГГц сможет легко "уделать" Pentium 4 3.0C, если верить результатам первых тестов . Архитектура G5 так же с нетерпением ожидается пользователями Mac, как и Athlon 64 пользователями PC – этот процессор также будет иметь гибридную архитектуру с поддержкой 32/64-битных приложений.
В заключение хотелось бы выразить признательность Олегу Любченко, ведущему новостного раздела сайта MacTime , за помощь и консультации при написании данного материала.
Сейчас обсуждают