Новости 31 августа 2004 года

Р fin

Некоторое время назад мы уже публиковали достаточно интересную информацию о работе видеокарт ATI и Nvidia в текущей бета-версии игры Counter-Strike: Source при различных режимах DirectX - 8.0, 8.1 и 9.0 . Тогда, в целом, были получены следующие ключевые выводы: режим DirectX 9 на видеокартах GeForce FX активизировать невозможно, а видеокарты ATI при понижении качества до сопоставимого режима (DirectX 8.1) демонстрируют улучшение показателей и более высокую по сравнению с конкурентами производительность.

После консультации авторов обзора с разработчиками игры оказалось, что консольная команда "mat_dxlevel 90" на видеокартах GeForce FX корректно не функционирует, но на ключ "-dxlevel 90" в командной строке Counter-Strike: Source реагирует уже правильно. Поэтому обозреватели были вынуждены провести тесты снова.

Сотрудники Valve также предоставили таблицу, в которой в явном виде указаны различия между режимами DirectX 7.0/8.1/9.0. Переводить таблицу было бы накладно, да и многие термины на русском звучать будут так же , поэтому вот ее оригинал:

Различия между режимами DirectX в игре видны невооруженным взглядом уже только при взгляде на таблицу, не рассматривая скриншоты . Кроме того, некоторым сравнительно слабым видеокартам дополнительно "не повезло" - так, например, на GeForce 4 Ti4200 в некоторых сценах отключается функция Bump Mapping, а Radeon 9100 IGP даже работает режиме DirectX 7.

В отличие от предыдущего тестирования, в этот раз используя команду "-dxlevel 90" режим DirectX 9 на видеокартах GeForce FX удалось включить корректно и без каких либо ограничений. Скриншоты приводить смысла не имеет, так как они демонстрируют идентичное качество картинки на видеокартах обоих производителей в режимах DirectX 8.x/9.0, разве что наблюдается "глюк" с отображением воды в DirectX 9.0 на GeForce FX.

Наибольший же интерес теперь представляет сравнительное тестирование, когда видеокарты GeForce FX наконец-то "по-настоящему" покажут свою производительность в DirectX 9.0. Тесты проводились на той же системе с аналогичным набором ПО/драйверов: Athlon 64 3800+, ASUS K8V Deluxe, 1 ГБ DDR400, Windows XP SP1 с DirectX 9.0c, Catalyst 4.8 / ForceWare 61.77.

И вот оно, первое откровение, результаты встроенного бенчмарка Video Stress Test:

Как видим, видеокарты GeForce FX демонстрируют удручающее, более чем двукратное падение производительности в DirectX 9.0 по сравнению с DirectX 8.1 и даже трехкратное (!) для GeForce FX 5600 Ultra, причем GeForce 5950 Ultra почти в полтора раз медленнее Radeon 9600XT! Видеокарты ATI таким образом получают преимущество в производительности в те же 2-3 раза, а в случае GeForce FX 5600 Ultra даже до 4-х раз (тут надо еще один восклицательный знак - ! ). Производительность в более тяжелом видеорежиме 1280x1024 пропорционально уменьшается для всех видеокарт, но быстродействие продуктов Nvidia падает быстрее и их сравнительные результаты становятся еще хуже.

При включении полноэкранного сглаживания степени 4x и анизотропной фильтрации степени 8x ситуация с видеокартами Nvidia слегка улучшается, если так можно назвать сокращение отставания GeForce FX 5950 Ultra от Radeon 9800XT на 20% и победу на ту же величину над Radeon 9600XT в режиме DirectX 9.0 . А вот младшие модели GeForce FX уже демонстрируют более сравнимые с Radeon 9600XT результаты (отставание в 1,5-2,5 раза против 2,7-4,3 раз), но такое быстродействие и тех и других все равно недостаточно для нормальной играбельности:

При тех же настройках в режиме 1280x1024 также наблюдается пропорциональное снижение производительности - соотношение быстродействия видеокарт между собой остается на том же уровне, хотя общая играбельность еще более снижается.

Дополнительно обозревателями проводились тесты производительности, которые должны отображать реальную игровую ситуацию - на собственноручно записанном демо из сетевой баталии. Можно было бы привести графики, но особого смысла в этом нет - соотношение производительности осталось практически тем же, может быть с разницей в несколько процентов. Из неожиданностей - улучшившиеся показатели видеокарты GeForce FX 5950 Ultra в режиме 1024x768 без AA/AF при использовании DirectX 9 ("всего лишь" полуторакратное отставание от Radeon 9800 XT), но с переходом к более тяжелым режимам все возвращается к тем же цифрам, что и раньше.

Низкая производительность серии GeForce FX в DirectX 9 и чисто "номинальное" присутствие поддержки DirectX 9 в младших видеокартах GeForce FX секретом ни для кого не являлось и раньше. Такие же шокирующие результаты в Counter-Strike: Source никак не могут быть вызваны только "нелюбовью Valve" к продуктам Nvidia, как хотелось бы думать фанатам. Вспомним хотя бы, что GeForce 6800 показывают вполне адекватную производительность.

Похоже, ранние заявления Valve об удручающе низкой производительности GeForce FX в режиме DirectX 9 имеют под собой вескую основу, и совершенно не зря по умолчанию они работают как видеокарты DirectX 8 - в противном случае их владельцы стандартно бы наблюдали вместо игры комиксы . В то же время конкуренты из ATI не показывают столь большой разницы в производительности между режимами DirectX 8.1 и 9.0 и реально позволяют наслаждаться лучшим качеством изображения от использования DirectX 9.0.

Конечно, можно было бы надеяться на выход новых драйверов ForceWare, но такую дырку в производительности они закрыть никак не смогут. Да и давно понятно, что драйверы ForceWare 6x.xx уже ориентированы на улучшение производительности GeForce 6800, а не предыдущих продуктов Nvidia...

Примерно в конце июня компания SiS освежила свой роадмап, выразив намерение начать поставки чипсетов с поддержкой PCI Express в четвертом квартале этого года. Кроме того, мы узнали о появлении поддержки 1066 МГц шины, памяти DDR2-800 и некоторых менее значимых функций, которыми SiS всегда норовит "утереть нос" компании Intel.

Как сообщает тайваньский сайт DigiTimes со ссылкой на местные источники, компания SiS собирается начать массовые поставки чипсетов с поддержкой PCI Express в октябре этого года. Скорее всего, речь идет о чипсетах SiS 656, SiS 656FX, SiS 649, SiS 662, SiS 761GX, SiS 756 и SiS 761. Естественно, в "южной части" все это разнообразие должно дополняться чипом SiS 966, обеспечивающим поддержку четырех портов PCI Express x1, четырех портов Serial ATA, RAID, гигабитного сетевого интерфейса, 10 портов USB 2.0 и интегрированного звука Azalia.

Наши постоянные читатели могут помнить, что VIA тоже собирается представить новые чипсеты этой осенью. Среди них особое место занимают решения с поддержкой режима SLI, в частности - VIA PT894 Pro и VIA K8T890 Pro. Материнские платы на базе последнего могут появиться уже в октябре, а вот отгрузки чипсетов для платформы Intel с поддержкой 1066 МГц шиной будут развернуты только в середине ноября, так что готовые платы на базе VIA PT894 и VIA PT894 Pro могут появиться не ранее декабря.

Другими словами, решения с поддержкой SLI на базе чипсетов VIA будут доступны этой осенью только для сторонников платформы AMD64, поклонникам Intel пока придется довольствоваться дорогими платами на базе чипсета E7525 (Tumwater). Тем более, что сама Nvidia анонсировать чипсет nForce 5 с поддержкой SLI пока не собирается, а готовящийся к анонсу набор системной логики nForce 4 предназначен исключительно для процессоров AMD.

Р fin

Проблема выбора персонального брандмауэра (часто привычно называемых английским словом firewall или его транслитерацией) может быть действительно проблемой - количество существующих бесплатных и коммерческих разработок просто зашкаливает, а предпочтения пользователей делятся между большим количеством продуктов. Тем не менее, похоже, что применительно хотя бы к посетителям нашего сайта лидер есть - это Outpost Firewall Pro разработки отечественной компании Agnitum.

В голосовании на нашем форуме выяснилось, что Agnitum Outpost Firewall используют более 50% из числа отдавших свой голос, оставляя позади с многократным отставанием любые другие продукты. Что послужило причиной такой популярности - богатые возможности, полезные дополнительные модули, удобство в использовании, "отечественность" разработки или другие факторы/их комбинация - сказать сложно. Но интерес пользователей к данному продукту налицо и не учитывать его нельзя .

Выход Service Pack 2 для Windows XP со встроенным брандмауэром привел к конфликтам в работе ряда приложений и других брандмауэров. Не обошли проблемы и последние версии Outpost Firewall Pro 2.1, поэтому разработчики опубликовали краткую инструкцию по их устранению. Вам потребуется:

  • Внести Outpost Firewall в список исключений модуля Data Execution Prevention (DEP) и перезагрузить компьютер.
  • Отключать встроенный Windows Firewall при работе Outpost Firewall.

Довольно забавно выглядит появление этих рекомендаций уже после официального пресс-релиза о поддержке пакета обновлений Windows XP SP2 и дополнении его функций безопасности и конфиденциальности. Правда, там говорилось о будущей версии 2.5, а не о текущей 2.1.

Ожидаемая к выпуску новая версия Outpost Firewall Pro 2.5 будет отличаться улучшенной защитой от практически всех существующих leak-тестов и той самой поддержкой SP2. Ее анонс состоялся еще в начале июля, и тогда было объявлено о планах на выпуск в конце этого лета. Учитывая, что именно сегодня лето подходит к концу, можно предположить, что выпуск несколько отложен, но надеяться на скорейшее появление новой версии все-таки можно .

Р fin

Разработчики одного из наиболее популярных и мощных почтовых клиентов The Bat! смогли нас удивить. Сразу после выпуска The Bat! 2.13 Beta 8 была выпущена первая бета-версия... The Bat! 3.0! Что же такого планируют добавить разработчики программы, чтобы оправдать присвоение очередного ключевого номера к версии программы мы узнаем из официальных пресс-релизов. Пока вероятнее всего предположить, что это произошло благодаря новой системе фильтров, интенсивные работы над которой ведутся на протяжении уже восьми бета-версий, продолжены и в в новом The Bat! 3.00 Beta 1. Скачать это символическое обновление можно по ссылке: 

Традиционно быстро и без каких-либо намеков на внесенные изменения, обновились утилиты от Crystal Dew World. Комплексный бенчмарк CrystalMark 2004 и утилита для предоставления информации о процессоре и его разгона CrystalCPUID теперь доступны нам в версиях соответственно 0.9.103.194 и 3.5.18.194. Новинки были помещены в наш файловый архив, оттуда их и можно скачать:

  • CrystalMark 2004 0.9.103.194 (2,0 МБ, Windows 2000/XP, Freeware).
  • CrystalCPUID 3.5.17.194 (0,4 МБ, Windows 2000/XP, Freeware).
  • Домашняя страница.
     

Появилась новая версия и еще одной быстрой на рост версий программы AI RoboForm, предназначенной для автоматизации работы с формами в интернет и управления/вводом паролей. О внесенных в версию 6.0.5 изменениях все так же известно мало, сообщается только об исправлении ошибок предыдущих выпусков. Более того, новинка одновременно фигурирует на официальном сайте и в разделе "Beta", и в разделе "Release" . Тем не менее, разработчики рекомендуют пользователям установить новую версию, скачать которую можно по ссылке:

Последние несколько обновлений утилиты RadLinker нельзя было назвать очень уж важными или существенными, поэтому, учитывая также наличие намного более популярных и функциональных конкурентов для настройки и разгона видеокарт ATI, она постепенно скатывается с нашей главной страницы в "обновления одной строкой". Вот и в очередной версии RadLinker 1.014 появилось единственное исправление - теперь настройки гаммы снова работоспособны. Скачать исправленную версию можно на нашем сервере:

  • RadLinker 1.014 (0,3 МБ, Windows 98/ME/2000/XP, Freeware), домашняя страница.
     

На сайте бесплатной многофункциональной программы для просмотра и обработки графических и мультимедиа файлов IrfanView наконец-то появились первые локализации версии 3.92, представляющие интерес посетителям нашего сайта. Файлы с переводами на русский и украинский были добавлены в архив с программой, размещенный на нашем сервере, ожидается появление латвийского и эстонского модулей. Уже загрузившие дистрибутив IrfanView 3.92 могут скачать необходимые файлы отдельно, с официально сайта. Ссылки:

  • IrfanView 3.92 + русский и украинский (0,9 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP/2003, Freeware).
  • Русский языковый файл (58 КБ).
  • Украинский языковый файл (28 КБ).
  • Домашняя страница.
     

Успела обновиться и программа 8rdavcore, обладающая богатыми возможностями по настройке и разгону материнских плат на базе чипсетов nForce 2, а также отличной реализацией функции автоматического разгона. Совсем недавно мы описывали версию 0.8.8-dev3 утилиты, после чего поступило большое количество жалоб пользователей на присутствие в ней различных ошибок. В новом выпуске 8rdavcore 0.8.8-dev5 пока исправлена всего одна из них - получение значения напряжения VCore процессора при его установке в "Auto" из BIOS материнской платы. Скачать дистрибутив можно из нашего файлового архива:

Р Doors4ever
Последний летний месяц почти закончился, а это значит, что вы уже прочли все статьи, которые были присланы на конкурс в августе. На итоги можно посмотреть с разных сторон. С одной – полная катастрофа и реальная угроза прекращения бессрочного конкурса, поскольку никогда ещё не приходило так мало работ. Лето, солнце, море, девушки – это всё понятно и объяснимо, но если так дело пойдёт и дальше, то вам придётся довольствоваться только моими сочинениями.

С другой стороны – важно не количество, а качество работ и с этим у нас всё в порядке, в числе претендентов есть несколько очень незаурядных статей. Не собираюсь вам подсказывать лидеров, тем более, что это всего лишь моё личное мнение, вот полный список конкурсных статей августа, освежите их в памяти:

Надеюсь, что вы поможете мне выбрать победителей месяца, для этого я специально открыл обсуждение в нашей конференции. Да, вот ещё что, если есть тема для статьи – не откладывайте, пишите и присылайте. Про экстренное завершение конкурса я пошутил, но доля правды в этом есть – кому нужен конкурс, в котором никто не участвует? Так что жду ваших работ. Удачи!

Р fin

Выпуск новой версии наиболее мощной утилиты для настройки видеокарт RivaTuner в свете последней информации о не до конца ясном для конечного пользователя числе вершинных конвейеров новых видеокарт Nvidia вызывает неподдельный интерес и желание увидеть новинку поскорее .

Несколько дне назад стало известно, что очередной выпуск RivaTuner состоится в сентябре. Теперь же ее автор, Алексей Николайчук aka Unwinder, в форуме сайта Guru3D.com объявил, что работы над новой версией RivaTuner 2.0 RC15.1 закончены и началась стадия закрытого бета-тестирования. Выпуск планируется на понедельник, 6 сентября, то есть должен состояться уже через неделю .

Кроме того, нам был предоставлен список изменений будущей версии. Кратко, насколько это возможно, хотелось бы отметить следующие из них:

  • Добавлена поддержка драйверов ForceWare 65.xx-66.xx.
  • Добавлена поддержка видеокарт PCI-Express на базе чипов NV40, видеокарт Radeon 9550.
  • Внеснено множество специфических новшеств для настройки и диагностики чипов NV40/R420.
  • Добавлено определение числа активных пиксельных конвейеров и вершинных процессоров видеокарт на чипах NV40.
  • Обновлена DOS-утилита NVInfo. Версия 1.3 позволяет загрузиться с дискеты и проверить количество активных модулей чипов NV40 перед покупкой видеокарты.
  • Обновлен драйвер NVStrap до версии 1.5. Добавлена поддержка чипов NV40 и уникальная возможность изменять количество их активных пиксельных конвейеров и вершинных процессоров (только на программном уровне), а также возможность быстрой проверки является ли видеокарта на NV40 модифицируемой.
  • Добавлена возможность изменять напряжение на чипе совместно с частотами чипа/процессора (включая чипы NV40), а также возможность проверки корректности напряжений BIOS для NV40 (что будет полезно при использовании сторонних, часто некорректно модифицированных образов BIOS).
  • Обновлены различные информационные модули программы, расширена предоставляемая по VGA BIOS информация.
  • Обновлены патч-скрипты SoftR9x00 и ATIOverclockingAntiprotection для драйверов Catalyst 4.7, 4.8, 4.9 beta (Windows 2000/XP).
  • Добавлен мониторинг и управление скоростями вентиляторов видеокарт на базе R360/R420 (с наличием таких функций), в том числе изменение настроек температура/обороты.
  • Добавлена расшифровка таймингов видеокарт на R420, определение использования в них памяти DDR3.
  • Добавлена возможность сохранения образа BIOS из командной строки для всех поддерживаемых видеокарт Nvidia, а также видеокарт ATI на чипах R300+ (ключ /BI). Добавлена команда /BD для сохранения образа BIOS любых неподдерживаемых видеокарт с целью дальнейшего его изучения и без возможности прошивки.
  • Обновлен драйвер RivaTunerEx.sys, уменьшена вероятность конфликтов с другими приложениями.
  • Улучшено определение видеоадаптеров, обновлена база данных по мониторам.
  • Добавлены новые "пасхальные яйца" .
  • А также другие изменения и улучшения в модулях программы и ее интерфейсе.

Хотелось бы особо отметить наличие видеокарт GeForce 6800, в которых изменение количества активных пиксельных конвейеров и вершинных процессоров заблокировано на аппаратном уровне - в этом случае RivaTuner не поможет .

Зато на отечественном сайте iXBT.com и его английском зеркале удалось обнаружить некоторую дополнительную информацию и несколько интересных скриншотов из будущей версии. Так, в новой версии RivaTuner уже есть поддержка видеокарт GeForce 6600 (NV43) со все той же возможностью определения/изменения количества активных модулей чипа:

А счастливые владельцы видеокарт Radeon X800 (есть тут такие? ) могут полюбоваться возможностями по управлению скоростью вращения вентилятора:

Количество изменений в RivaTuner 2.0 RC15.1, как обычно, довольно впечатляюще, а сами они отличаются исключительной полезностью. Радует, что дожидаться нам их не две-три-четыре недели, а всего одну. Или, если быть более точным, то уже и меньше - 6 дней .

Хотя информация об отсрочке анонса Radeon X700 XT пока не находит подтверждения в других источниках, некоторые подробности о младшем решении на чипе RV410 мы все же узнали.

Увы, ATI пока неохотно говорит о частотах видеокарт Radeon X700 Pro и даже обеспечиваемом ими уровне производительности. Однако в свете недавних известий об урезании числа вершинных процессоров на видеокартах семейства GeForce 6800 в сознание закрадываются опасения о вероятности подобных действий в отношении видеокарт на чипах ATI.

Между тем, обрывочная информация о характеристиках Radeon X700 Pro достигла и наших ушей. В частности, видеокарты этого класса аналогичным образом будут иметь восемь пиксельных конвейеров, 6 блоков геометрии, 128-битную шину памяти и поддерживать прочие технологические решения, присущие "старшему брату".

Другими словами, видеокарты класса Radeon X700 Pro будут отличаться от Radeon X700 XT только частотами, как это было типично и для видеокарт одного семейства в прежние времена. В плане компоновки графических плат отличия тоже наверняка найдутся. Если GeForce 6600 при цене порядка $149 будет обходиться более дешевой и медленной памятью в упаковке TSOP, то от Radeon X700 Pro и его цены в $199 наверняка можно было бы требовать нечто более серьезное :).

Из собственных источников нам стало известно, что видеокарты Radeon X700 Pro будут оснащаться микросхемами памяти типа GDDR-3! Другими словами, разгон этих видеокарт не будет ограничиваться возможностями памяти, а номинальная частота, скорее всего, достигнет 900 МГц DDR. Небольшим ограничением может стать упрощенная система охлаждения Radeon X700 Pro, но упрекать в этом производителей заблаговременно у нас нет оснований.

Родственной проблемой может стать упрощенный дизайн печатной платы, из-за чего память не сможет работать на столь же высоких частотах, как в случае с Radeon X700 XT. Кстати, при схожести дизайна этих двух семейств видеокарт наверняка обретет популярность такая мера, как прошивка в Radeon X700 Pro кода BIOS от Radeon X700 XT.

Будем надеяться, что отличные оверклокерские возможности видеокарт Radeon X700 Pro смогут компенсировать для Человека Разгоняющего высокую стоимость Radeon X700 XT, которая должна колебаться в пределах $249-299. Остается лишь дождаться новых подтверждений наших гипотез :)...

Р fin

Наконец-то корпорацией Microsoft выпущена русская версия многострадального пакета обновлений Service Pack 2 для Windows XP. Как и в случае с появлением финальной английской версии, русская выпущена пока в RTM-варианте. Финальная версия будет отличаться только добавленной цифровой подписью, поэтому качать имеющуюся можно уже сейчас (если наличие цифровой подпись Microsoft не является для вас критически важной).

Заказать бесплатную доставку диска с русской версией SP2 можно будет с 14 сентября. Скачать же полную версию русского варианта пакета можно по ссылке:

  • Windows XP Service Pack 2 Russian (260,0 МБ).

Обсуждение Windows XP SP2 продолжается в этой ветке нашей конференции.

Хотя до форума MPF 2004 остается еще больше месяца, компания AMD решила нанести "превентивный удар" по позициям Intel, которая собирается в начале сентября только обнародовать характеристики своих будущих двуядерных процессоров.

Многие источники, включая сайт DigiTimes, доложили о прошедшей сегодня в США презентации, на которой был представлен четырехсокетный сервер HP ProLiant DL585, содержащий четыре двуядерных 0.09 мкм процессора Opteron. По сути, общее число ядер в этой системе достигло 8 штук. Кстати, AMD считает более корректным называть серверы по количеству процессорных разъемов, а не собственно процессоров. По крайней мере, в условиях появления двуядерных процессоров это оправдано. Например, обозначения сместятся следующим образом:

  • 1P -> 1S (один процессорный разъем);
  • 2P -> 2S (два процессорных разъема);
  • 4P -> 4S (четыре процессорных разъема).

Выставленный на презентации сервер еще раз доказал, что двуядерные версии Opteron будут устанавливаться в материнские платы с разъемами Socket 940 безо всяких затруднений, для обеспечения совместимости потребуется лишь обновить BIOS.

Ситуация с уровнем тепловыделения двуядерных версий Opteron пока не разрешена полностью. С одной стороны, AMD собирается удержать TDP в пределах показателей, присущих одноядерным процессорам. Если учесть, что для одноядерной версии 0.09 мкм процессора Opteron уровень TDP составит 95 Вт, то сохранить аналогичные показатели для двуядерного аналога удастся только за счет снижения частоты обоих ядер. Опытные образцы двуядерных Opteron работали на частоте 1.6 ГГц, что соответствует частоте одноядерных 0.13 мкм процессоров серии x42.

Дело в том, что прирост производительности от увеличения числа ядер в системе проявится только в тех задачах, которые оптимизированы под многопроцессорность. В меньшей степени ориентированные на многопроцессорность задачи скорее пострадают от снижения частоты каждого из ядер. По этой причине AMD заметно лукавит, говоря о существенном приросте производительности при переходе на двуядерные процессоры Opteron. Хорошую масштабируемость серверов и преемственность конструктивной платформы можно бесспорно причислить к преимуществам двуядерных Opteron, а вот "сырая производительность" может достичь приемлемых уровней только после появления двуядерных процессоров с частотой 2.0 ГГц и выше.

Впрочем, на данный момент мы не знаем, какова была частота процессоров, использованных в составе демонстрационного экземпляра сервера HP, так что все эти рассуждения могут иметь и абстрактное значение.

Если говорить об уровне тепловыделения, то здесь AMD допускает некоторый рост показателей при переходе к двуядерным решениям. Пока неизвестно, впишутся ли реальные показатели в расчетный уровень 95-105 Вт.

Зато мы достоверно знаем, что двуядерные версии Opteron не только смогут прозрачно работать со многими приложениями, понимающими многозадачность, но и поддерживать Hyper-Threading и SSE3. Для операционной системы два ядра на одном кристалле будут выглядеть двумя раздельными процессорами.

Еще раз подтверждаются проектные сроки анонса серийных двуядерных процессоров. Первые модели двуядерных Opteron для серверов и рабочих станций с числом процессорных разъемов от одного до восьми появятся в продаже примерно в середине 2005 года. Интересно, что упоминаются сроки поставки первых двуядерных процессоров для "потребительского рынка". Очевидно, речь идет о процессорах Athlon 64 FX на 0.09 мкм ядре Toledo. Они должны появиться во второй половине 2005 года, хотя ранее оптимистичные прогнозы указывали середину 2005 года.

Поспешность демонстрации функционирующего сервера на базе двуядерных Opteron объясняется желанием обогнать Intel – та еще собирается в сентябре только говорить о двуядерных процессорах этого класса, а AMD уже располагает работающими образцами. Главное, чтобы подобный темп освоения новшеств сохранился и в будущем, а серийные продукты не страдали от "сырости".

Материнская плата ASRock P4 Combo наверняка привлекла внимание тех, кто рассчитывает купить недорогую систему класса Socket 478 с потенциалом дальнейшей модернизации до процессора в исполнении LGA 775. Компания ASRock определенно претендует на получение звания Лучшего Друга Любителей Апгрейда :).

Мы высказывали опасения по поводу ограниченности разгонного потенциала этой материнской платы. Во-первых, нетрадиционная компоновка могла сказаться на качестве разводки тех элементов, которые отвечают за стабильность в разгоне. Чего только стоят "переехавшие" ближе к южному мосту разъемы для модулей памяти DIMM!

Во-вторых, материнские платы компании ASRock никогда не отличались рекордами в области разгона. Необходимость экономии при проектировании плат оборачивалась ухудшением стабильности при разгоне. Тем не менее, данная плата была основана на чипсете i848P, который является одноканальной версией i865PE, и 800 МГц шину поддерживает без ограничений.

Этим свойством решили воспользоваться наши коллеги с сайта OC Workbench, которые начали экспериментировать с разгоном процессора Northwood 2.4C, установленного в эту материнскую плату.

В итоге частота 3.2 ГГц (12 х 266 МГц) покорилась вполне успешно, однако отсутствие возможности регулировать какие-либо напряжения несколько ограничивает оверклокерские возможности этой платы. Тут следует сделать небольшое пояснение. Дело в том, что далеко не все процессоры Pentium 4 2.4C способны разгоняться до частот порядка 3.6 ГГц, для заметной их части разгон до 3.0-3.2 ГГц является нормой. По этой причине нельзя утверждать, что возможности разгона по шине материнской платы ASRock P4 Combo ограничены 260-270 МГц, а процессоры с частотой свыше 3.2 ГГц она просто не поддерживает. В действительности наши китайские коллеги смогли заставить плату работать с процессором Pentium 4 560 (3.6 ГГц) в исполнении LGA 775:

Кроме того, модели процессоров с более высоким множителем могут разгоняться лучше. Поскольку сейчас стоимость процессоров Pentium 4 с частотами 2.8 ГГц и 3.0 ГГц выровнялась, покупать второй с прицелом на разгон несколько предпочтительнее. Более того, наличие на плате разъема LGA 775 позволит устанавливать в будущем процессоры Celeron D с 533 МГц шиной, которые не только обладают высокими множителями и низкой ценой, но и поддерживают технологию XD.

Напомним, что большинство системных параметров на этой материнской плате выставляется при помощи джамперов, так что привыкшим к простому и быстрому разгону через меню BIOS пользователям наверняка придется повозиться для достижения желаемого результата. Так или иначе, для универсальной материнской платы стоимостью $70 от бюджетного бренда данный экземпляр показывает совсем неплохие достижения.

Мы уже могли убедиться, что процессор Sempron 3000+ "без опознавательных знаков" засветился в прайс-листах бразильских дистрибьюторов, а торговая фортуна в целом благосклонна к южному полушарию :).

В качестве подтверждения этой тенденции сегодня мы можем привести выдержки из прайс-листов австралийских и новозеландских дистрибьюторов, в которых процессор Sempron 3000+ упоминается в коробочном исполнении, однако конструктивно он почему-то относится к классу Socket 754...

Удивительно, но в прайс-листе компании Austin Computers можно обнаружить процессор Sempron 3200+ в коробочном исполнении, об анонсе которого пока даже не идет разговор:

Скорее всего, в данном случае имеет место опечатка, и на самом деле подразумевается процессор Sempron 3100+ в исполнении Socket 754. Известно, что процессор Sempron 3200+ в исполнении Socket 939 дебютирует только в первом квартале 2005 года, и будет работать на идентичной частоте 1.8 ГГц. Поддержка второго канала памяти позволит AMD "накинуть" еще 100 баллов рейтинга в обозначении этой модели.

Между прочим, дистрибьюторы тихоокеанского региона выражают неуверенность по поводу принадлежности модели Sempron 3000+ к классу Socket 754. Действительно, подобный процессор должен работать либо на частоте 1700 МГц (что невозможно из-за кратности частот процессоров в исполнении Socket 754 числу "200"), либо иметь уменьшенный до 128 Кб кэш второго уровня. О планах по выпуску подобной Duron'изированной версии Sempron в исполнении Socket 754 нам ничего неизвестно, поэтому причастность Sempron 3000+ к данному конструктивному исполнению следует считать недоразумением.

Зато нам достоверно известно, что процессор Sempron 3000+ будет иметь исполнение Socket A. На это указывают не только заявления собственных источников, но и появление этой модели в списках поддерживаемых процессоров, опубликованных многими производителями материнских плат. Пока лишь неясно, на какой частоте будет работать Sempron 3000+, и когда он будет анонсирован. Честно говоря, рассчитывать на громкий анонс не приходится. Поскольку старшей моделью Sempron является процессор с рейтингом 3100+, появление промежуточной модели с рейтингом 3000+ должно осуществиться без лишнего шума.

Если же говорить о цене, то Sempron 3000+ стоит в указанных странах от $135 до $145 без учета налогов. Надо заметить, что цена спекулятивна, и ближе к началу поставок она должна снизиться. С идеологической точки зрения самым подходящим моментом для анонса Sempron 3000+ будет конец сентября, когда Intel разродится двумя модификациями Celeron D 340 (2.93 ГГц).

Неприятные открытия в отношении числа вершинных процессоров видеокарт GeForce 6800 не-Ultra заставили многих потенциальных покупателей насторожиться. Другая часть потребителей почувствовала воодушевление, связанное с открывающимися перспективами включения недостающих блоков геометрии на этих видеокартах.

Так или иначе, последнее слово в этом вопросе было за Nvidia, и представители компании высказались на страницах сайта X-bit Labs. Как и предполагалось, характеристики решений семейства GeForce 6800 в области блоков геометрии распределились следующим образом:

  • GeForce 6800 Ultra -> 16 пиксельных конвейеров, 6 вершинных процессоров;
  • GeForce 6800 GT -> 16 пиксельных конвейеров, 6 вершинных процессоров;
  • GeForce 6800 -> 12 пиксельных конвейеров, 5 вершинных процессоров;
  • GeForce 6800 LE -> 8 пиксельных конвейеров, 4 вершинных процессора.

Естественно, что эти характеристики применимы в полной мере только к серийным продуктам, и появляющиеся в тестовых лабораториях образцы нередко обладают бОльшим числом вершинных процессоров. По этой причине на равных частотах со старшими модификациями эти видеокарты демонстрируют идентичную скорость в тестах вершинных шейдеров.

Приятно, что GeForce 6800 GT остается почти полным аналогом GeForce 6800 Ultra, за исключением более скромных частот и цены. Это позволяет использовать данную видеокарту в качестве "заготовки" для разгона :).

Говоря недавно о ценах на решения класса Radeon X700, мы были удивлены политикой ATI: за Radeon X700 Pro нужно будет отдать $199, за Radeon X700 XT – целых $249-299. Соответствующие решения семейства GeForce 6600 обходились примерно на $50-80 дешевле. Между тем, об уровне производительности последних ревизий Radeon X700 XT ходили самые противоречивые слухи: назывался диапазон от 7ххх до 8ххх "попугаев" 3DMark 2003. Складывалось впечатление, что ATI спешно "натягивает" уровень производительности Radeon X700 XT с таким расчетом, чтобы гарантировано обходить GeForce 6600 GT. Тогда и высокая цена не будет казаться такой неоправданной.

Интересно, что производители уже начали анонсировать свои продукты класса Radeon X700 XT. В числе первых выступила корейская фирма ELSA, опубликовавшая на собственном сайте вполне откровенный пресс-релиз.

Для видеокарты ELSA Falcox X70XT даже приводились технические характеристики, среди которых самым необычным является объем памяти – 256 Мб против 128 Мб у обычной версии. Как мы уже говорили, дополнительная память в условиях появления все более "прожорливых" игр лишней не будет, однако пропускная способность 128-битной шины будет несколько ограничивать производительность. Кроме того, расположенные с оборотной стороны видеокарты чипы памяти наверняка останутся без средств охлаждения, и тогда все старания по охлаждению чипов памяти с лицевой стороны пойдут насмарку.

Изделие ELSA основано на чипе RV410, имеющем 8 пиксельных конвейеров и 6 вершинных процессоров. Учитывая недавний скандал с "разоблачением" числа вершинных процессоров на видеокартах серии GeForce 6800, открытое упоминание о числе блоков геометрии чипа RV410 еще принесет ATI свои дивиденды.

Других характеристик этой видеокарты не сообщается, зато сроки начала поставок звучат весьма оптимистично – сентябрь этого года. Разделяют ли подобный оптимизм другие производители? Как только что сообщил гонконгский сайт HKE PC, взявший на себя в этом году функции "Вестника RV410", ATI может отложить анонс Radeon X700 XT, который предварительно был намечен на 15 сентября.

Сообщается, что такое решение может быть связано с желанием "подкрутить" характеристики для более уверенного соперничества с GeForce 6600 GT. Более того, вариант Radeon X700 Pro теперь якобы будет иметь частоту ядра 500 МГц, а для Radeon X700 XT припасена еще более внушительная частота. Предположим, что рубеж 550 МГц это ядро в условиях серийного производства все же освоит, так что определенное преимущество над GeForce 6600 GT действительно появится. Возможно, что число пиксельных конвейеров RV410 тоже будет увеличено – с 8 до 12, например.

В таких условиях к 15 сентября с анонсом может поспеть только Radeon X700 Pro, если ATI вообще ставит задачу анонсировать что-либо из серии Radeon X700 уже в сентябре. Напомним, что еще недавно для анонса Radeon X700 XT назывались сроки типа "четвертый квартал 2004 года" или "первый квартал 2005 года". Нельзя исключать, что эти прогнозы вновь обретут актуальность.

Сейчас обсуждают