Платим блогерам

Новости 31 марта 2004 года

Р fin

Сегодня у нас массово обновились популярные медиа-плееры, а также программа Adobe Reader Speed-Up, с которой мы и начнем.
 

Небольшая утилита Adobe Reader Speed-Up предназначена для ускорения запуска программы для просмотра PDF-файлов Adobe Reader, ранее известной как Acrobat Reader, что достигается путем отключения ненужных вам плагинов. В новой версии 1.16 добавлена полезная опция отката к состоянию до использования утилиты. Ссылки:

  • Adobe Reader Speed-Up 1.16 (0,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP), домашняя страница.
     

А теперь - о медиа-плеерах. Quintessential Player (QCD) обновился до очередной бета-версии - 4.11 Build 75. Изменения:

  • Добавлен выбор типа файлов в диалог загрузки папки. 
  • Добавлена загрузка настроек прокси из предыдущей версии.
  • Улучшено открытие/закрытие внешних окон
  • Оптимизировано ядро программы.
  • Исправлено шесть ошибок.

Скачиваем отсюда:

  • Quintessential Player 4.11 Build 75 (2,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware), домашняя страница
     

Созданный одним из разработчиков Winamp, медиа-плеер foobar2000 стал доступен в бета-версии 0.8.1 Beta 3. Список изменений:

  • Добавлены новые команды.
  • Внесены несколько разнообразных улучшений в программу.
  • Исправлено шесть ошибок.

Скачать полную или облегченную версию плеера можно по ссылкам:

Входящая в пакет для записи на оптические накопители Nero программа Nero Media Player станет последним обновлением на сегодня. Изменения, как всегда, неизвестны, скачать же можно отсюда:
  • Nero Media Player 1.4.0.20 (6,7 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware):
Об успехах японских инженеров в освоении альтернативных источников энергии для питания ноутбуков мы уже писали. Метиловый спирт представлялся неплохой заменой традиционным твердотельным элементам питания, и позволял не только увеличить время автономной работы устройства, но и получить определенную независимость от наличия в округе силовой розетки. То есть, если "сели батарейки", достаточно найти 300 мл метанола, и работа вашего ноутбука на следующие десять часов будет гарантирована.

Неприятные качества у этой технологии тоже существуют. Во-первых, метиловый спирт не так распространен в быту, чтобы служить в качестве доступного "топлива". Во-вторых, метиловый спирт все же является ядом, и пускать такую обманчиво пахнущую жидкость "в оборот" достаточно опасно – отравлений не избежать.

Как сообщают наши коллеги с сайта The Inquirer, американским ученым удалось разработать технологию питания портативных устройств от элементов, заправляемых этиловым спиртом. Грубо говоря, в качестве топлива можно использовать любые спиртосодержащие жидкости, вплоть до алкогольных напитков.

Авторы изобретения утверждают, что одной "алкогольной" батареи хватает, чтобы питать сотовый телефон на протяжении недели, а ноутбук – на протяжении всего дня. В сравнении с традиционными элементами питания, новая технология обеспечивает в 62 раза более высокую плотность энергии.

Кроме того, подобные элементы питания не вредят окружающей среде и не содержат токсичных наполнителей. На доведение технологии до "предсерийного состояния" не уйдет много времени, поэтому первые устройства, работающие на алкоголе, должны появиться уже в ближайшем будущем.

Забавно представить себе следующую картину. К барной стойке подбегает взъерошенный человек с сотовым телефоном и запыхавшимся голосом выкрикивает бармену: "Сто грамм водки!" Получив заказ, он производит судорожные манипуляции с "мобильником", после чего с довольным видом подносит его к уху и расслабленно выдыхает: "Уф, заправился!" :)

Надо полагать, найдутся смелые экспериментаторы в области электрохимических процессов, которые начнут заправлять элементы питания различными смесями а-ля "ёрш" или "северное сияние". В конце концов, для таких исследований "питейный рацион" человечества открывает достаточно широкие возможности. Главное, чтобы от злоупотребления разного рода "бормотухой" не страдали чувствительные и дорогостоящие устройства, оснащенные альтернативными источниками питания :).

Чиспеты ALi/ULi для платформы Pentium 4 интересовали нас преимущественно с теоретической точки зрения, поскольку материнские платы на их основе достаточно сложно отыскать в продаже. Другое дело, что причудливое сочетание характеристик этих наборов логики всегда служит хорошим материалом для новости :).

Прошлым летом компания анонсировала чипсет M1683, который обзавелся неофициальной поддержкой 800 МГц шины только в руках инженеров ASRock. Память поддерживалась только одноканальная, южный мост M1563 функциональностью не впечатлял. Одним словом, надежды на появление современного чипсета от ULi для платформы Pentium 4 таяли с каждым днем.

Оказывается, что на выставке CeBIT 2004 компания представила образцы материнских плат на чипсете нового поколения, M1685, дополненного южным мостом M1566.

Решив компенсировать медлительность в подготовке к производству чипсетов, ALi/ULi сразу ввела поддержку PCI Express, Serial ATA и памяти DDR2-667. К сожалению, память остается одноканальной, чипсет поддерживает максимум три двухсторонних модуля DIMM общим объемом до 3.5 Гб. Не знаю, насколько широки возможности чипсета по одновременной поддержке модулей памяти разного типа, но если таковые имеются, то это будет второй после SiS 656 набор системной логики с подобными возможностями.

Видимо, отсутствие поддержки двухканальной памяти ULi компенсирует поддержкой скоростной памяти DDR2-667, способной обеспечить полосу пропускания до 5.3 Гб/с. Заметим, что даже без учета высокой цены таких модулей и отдаленности момента их появления на рынке (второй квартал 2005 года), высокие задержки ставят под сомнение целесообразность такой замены.

Процессоры Prescott этим чипсетом поддерживаются, наверняка будет предусмотрена совместимость с разъемом Socket T (LGA 775). Чипсет даже заблаговременно поддерживает процессорную шину с частотой свыше 800 МГц :).

Интересной особенностью архитектуры чипсета остается поддержка шины HyperTransport, которая исторически больше тяготеет к платформе AMD, недели к Intel. В данном случае шина соединяет северный и южный мосты, обеспечивая полосу пропускания до 2 Гб/с (для частоты шины 1 ГГц). Пожалуй, таким высокоскоростным соединением северного и южного моста не может похвастаться ни один чипсет для Pentium 4 :).

Важно отметить, что северный мост M1685 поддерживает графический интерфейс PCI Express x16, позволяющий признать этот набор системной логики решением следующего поколения.

Функциональность южного моста M1566 от предшественника отличается преимущественно поддержкой PCI Express x4 (1 порт) и PCI Express x1 (2 порта), а также поддержкой дискового интерфейса Serial ATA (2 порта?). Напомним, что в случае с чипсетами VIA PT890 и VIA K8T890 поддержка PCI Express x4 доверяется северному мосту, из-за чего производители материнских плат в ряде случаев могут подменять слот PCI Express x4 слотом PCI Express x1. Чипсеты ULi поддерживают PCI Express x4 средствами южного моста.

Сейчас сложно говорить о перспективах распространения решений на базе ULi M1685 в обозримом будущем. Возможно, развитые функции энергосбережения и поддержка процессоров Pentium M позволят этому чипсету занять нишу в сегменте мобильных чипсетов. Кроме того, по мере появления дешевой памяти DDR-II, этот чипсет может стать основой для бюджетных материнских плат.

Р fin

Умы многих пользователей продолжают бороздить мечты о будущей операционной системе Microsoft, известной под кодовым названием "Longhorn". Достаточно заглянуть, например, в нашу конференцию и убедиться в этом, обнаружив с десяток соответствующих тем - особенности еще очень далекой от выпуска операционной системы активно обсуждаются, а бета-версии находятся, скачиваются и проверяются .

Поэтому, многим будет интересно узнать о недавнем выступлении Билла Гейтса, коснувшегося официальных сроков выхода Longhorn. Ранее считалось, что данная операционная система будет выпущена в 2005 году, теперь же руководитель Microsoft заявил о новых сроках выхода, перенесенных на 2006 год. Однако, Гейтс предупредил, что дата выпуска не является твердой и может изменяться, так как определяется прогрессом множества новых технологических разработок. Зато уже в течение этого года была обещана официальная альфа-версия, предназначенная для разработчиков ПО, которая, без сомнения, снова "утечет" в руки рядовых пользователей.  

Напомню также, что от новой операционной системы Microsoft ожидают непомерно возросших системных требований - DirectX 9 акселератора с уровнем производительности не ниже Radeon 9700 и процессора с частотой в несколько гигагерц.

Р fin

Сегодня нам доступны обновления двух утилит, позволяющих облегчить работу с некоторым вашим "железом". Так, Ray Adams продолжил совершенствование механизмов разгона утилиты ATI Tray Tools, предназначенной для быстрого управления настройками видеокарт Radeon из системного трея. В новой версии 1.0.0.255 переработана формула расчета делителей для более точной установки частот при оверклокинге. 

Скачать новинку, как всегда, можно из нашего файлового архива:

Кроме того, к нашей общей радости, Виталий Джангл все-таки продолжил работы над утилитой Central Brain Identifier, предназначенной для отображения информации о технических характеристиках установленных в системе процессоров AMD и их дополнительной "тонкой" настройки. В бета-версии 7.0.0.0 Build 0330:

  • Обновлен драйвер для Windows 9x/NT.
  • Добавлена полная поддержка процессоров AMD64.
  • Добавлены функции смены множителя, напряжения и вычисления рейтинга для процессоров AMD 64.

Скачать можно все оттуда же - из нашего файлового архива:

  • Central Brain Identifier 7.0.0.0 Beta (0,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
На страницах нашего сайта о тепловыделении процессоров Intel на 0.09 мкм ядре Prescott говорилось столько, что хватило бы на увесистый томик под названием "Хроники освоения 0.09 мкм техпроцесса" :). Оверклокеров все эти проблемы с освоением 0.09 мкм технологии волнуют в большей степени не с позиций задержки появления новых моделей, а с позиции ожидания момента появления новых степпингов, которые позволят разогнать до очередного предела младшие процессоры семейства при сохранении приемлемого уровня тепловыделения.

Благо, что недавно выпущенный процессор Prescott 2.4A имеет привлекательную цену ($125-140) и сопоставимый со старшими собратьями разгонный потенциал. Если бы ядро Prescott чуть улучшило свои тепловые и разгонные характеристики, то модернизированная версия этого процессора стала бы фаворитом продаж среди сторонников разгона.

Известно, что в начале мая Intel переведет на степпинг D0 ядро Prescott, и первые процессоры этой ревизии будут иметь исполнение Socket 478. Заметных улучшений в характеристиках ядра степпинг D0 не принесет – от силы на 15% снизятся показатели тепловыделения, а частотный предел поднимется ровно настолько, чтобы позволить выпустить модель с частотой 3.6 ГГц в исполнении LGA 775. Последний факт, кстати, должен иметь место в начале июня, если верить предположениям ведущих аналитиков.

Между тем, до конца года Intel должна "по-любому" осилить частоты 3.8 ГГц и 4.0 ГГц. На подготовку к выпуску этих моделей останется полгода, и следующий за Prescott 3.6 ГГц процессор с частотой 3.8 ГГц наверняка должен появиться в третьем квартале.

Наши британские коллеги на сайте The Inquirer со ссылкой на знакомых им экспертов утверждают, что устранить большинство проблем с 0.09 мкм техпроцессом Intel удастся достаточно скоро, в течение лета 2004 года. Первоисточник уповает на огромный научный потенциал Intel, который поможет обуздать существующие проблемы.

Даже если это действительно случится, чуда не произойдет. То есть, процессоры Prescott будут нагреваться меньше, но за порог обозначенного для них рубежа (4.5 ГГц) они все равно не шагнут. Тем более, что новейшая концепция развития настольных процессоров Intel подразумевает наращивание производительности за счет увеличения числа ядер на кристалле, размера кэша и прочих "интенсивных" мер.

Если учесть, что большинство сравнительных испытаний по разгону Northwood и Prescott говорит об отставании нового ядра от старого, то безусловный перевес на стороне Prescott появится только на частоте свыше 4.2 ГГц. Сейчас даже на более низких частотах существуют типы приложений, в которых Prescott выигрывает, но их не так много, как хотелось бы.

Кроме того, если бы Intel была уверена в "сказочном" снижении мощности ядра Prescott, мероприятия по переходу на форм-фактор BTX не продвигались бы компанией столь усердно. Новый стандарт позволит охлаждать процессоры более эффективно – при помощи увесистых кулеров и корпусов с принципиально новой компоновкой интерьера.

Так или иначе, на некоторое улучшение частотных и тепловых характеристик ядра Prescott мы можем рассчитывать, и степпинг D0 будет на этом пути только первым этапом :).

Р fin

Довольно интересная информация всплыла одновременно из нескольких источников. Сообщается, что корпорация Microsoft планирует полностью открыть исходные коды некоторых приложений. Какие именно приложения - не известно, но отдельно подчеркивается, что это будут не основные, вспомогательные продукты, то есть явно не операционные системы.

Из уст представителей Microsoft звучат заявления о спонсорской поддержке и более глубоком взаимодействии с пользователем через этот шаг, но я позволю себе усомниться в том, что именно это стало причиной такого мало ожидаемого хода. Ведь ранее мы слышали от них, что проекты Open Source представляют угрозу для существования коммерческого ПО, идут в разрез с правом интеллектуальной собственности и т.п. Возможно, как результат этой новой внутренней политики нас ждут новые "телодвижения" корпорации в сторону Open Source с целью укрепить собственные позиции, а не "помочь пользователю".

Первые фотографии эталонной платы NV40, опубликованные корейским сайтом Bodnara, давали ответы на многие вопросы, но не могли сформировать законченного представления о внешнем виде этой видеокарты, так как система охлаждения была удалена.

Наши коллеги на сайте The Inquirer смогли узнать, что система охлаждения видеокарты NV40 будет иметь схожую с NV38 (GeForce FX 5950 Ultra) конструкцию. Другими словами, видеокарта по-прежнему будет занимать два слота расширения. Забортный воздух будет втягиваться системой охлаждения и прогоняться через внушительных размеров радиатор. Как уже было отмечено в ходе первых тестов NV38, такой подход позволяет обеспечить надлежащую эффективность охлаждения без достижения жуткого уровня шума.

Конечно, наличие на плате двух разъемов питания и нескромный аппетит (до 100 Вт при пиковой нагрузке) позволяют говорить о высоком уровне энергопотребления (а следовательно, и тепловыделения). Между тем, используемая память типа GDDR-3 не только будет нагреваться гораздо меньше предшественницы и расширит частотный диапазон, но и позволит отказаться от размещения дополнительных чипов памяти на оборотной стороне печатной платы. Все восемь чипов, формирующих 256 Мб памяти, будут находиться на лицевой стороне видеокарты.

По поводу реального числа транзисторов, содержащихся в чипе NV40, мнения разных источников отличаются. Одни утверждают, что чип содержит "всего" 175 млн. транзисторов, хотя ранее называлась цифра в 210-220 млн. транзисторов. Любопытную гипотезу в этом плане выдвигает сайт PenStar Systems. Если верить имеющейся у них информации, одна модификация NV40 производится TSMC и имеет 210 млн. транзисторов, вторая производится IBM и имеет 175 млн. транзисторов. Скорее всего, речь идет о прототипах NV40 – связывать судьбу своих флагманских решений с IBM компания Nvidia не желает, несмотря на достаточно приятный опыт производства NV36. Возможно, IBM выпустила для Nvidia одну из первых ревизий NV40, однако потом были внесены какие-то изменения в архитектуру (самым вероятным из которых представляется "перестройка" пиксельных конвейеров), и чип получил 210 млн. транзисторов, заодно обосновавшись на конвейере TSMC.

К слову, вопрос о конфигурации пиксельных конвейеров NV40 тоже остается открытым. Фразу о поддержке возможности обработки 16 текстур за такт многие источники склонны трактовать по-разному. В итоге, существуют гипотезы о поддержке NV40 формулы "8 x 2", "16 x 1" и даже "32 х 0" (!) На самом деле, все это не так важно для конечного потребителя – он гораздо больше ценит реальный уровень производительности, а не формулу пиксельных конвейеров :).

Первые тесты Radeon 9550 доказали, что видеокарта способна успешно конкурировать с GeForce FX 5700LE в плане производительности, обладая при этом более низкой ценой. Ситуацию омрачали только два обстоятельства. Во-первых, видеокарты Radeon 9550 первое время будут иметь хождение только в азиатском регионе. Во-вторых, все известные нам попытки разгона этих видеокарт не увенчались успехом. Очевидно, следует дождаться появления поддержки со стороны соответствующих версий оверклокерских утилит, а также снятия блокировки разгона в BIOS видеокарты.

Судя по сообщениям некоторых китайских сайтов, официальный анонс Radeon 9550 уже состоялся.

Еще раз напомним, что это решение на базе чипа RV350LX работает на частотах 250/400 МГц, имеет 128-битную шину памяти, четыре пиксельных конвейера и поддерживает DirectX 9.0. При цене порядка $75-85 видеокарта обладает заманчивым набором характеристик и уровнем производительности.

Справедливости ради, следует упомянуть о модификации Radeon 9550 с 64-битной шиной памяти. Вот так может выглядеть подобная видеокарта в низкопрофильном исполнении, поставляемая на ОЕМ-рынок:

Несмотря на то, что наши коллеги с сайта X-bit Labs окрестили этот вариант "Radeon 9550 SE", на официальном уровне такое обозначение до сих пор не использовалось. Кроме урезанной шины памяти и более скромных возможностей по выводу изображения на различные устройства, отличий в характеристиках эта модификация Radeon 9550 иметь не должна.

Полагаю, о влиянии пропускной способности памяти на производительность бюджетных видеокарт рассказывать не нужно. 64-битные решения этого класса заметно уступают своим 128-битным собратьям, но при этом стоят лишь чуть-чуть меньше. В этом плане следует четко разделять при покупке 64-битные и 128-битные видеокарты, так как мизерная экономия может вылиться в большие "тормоза" при эксплуатации.

В то время как даже самые дешевые потомки NV40 будут поддерживать шейдеры версии 3.0 (вершинные и пиксельные, слайды можно увидеть здесь), высказанные некогда нашими немецкими коллегами предположения о том, что R420 не будет поддерживать шейдеры версии 3.0, имеют хорошие шансы подтвердиться.

Тем не менее, выуженная вчера многими сайтами презентация ATI, предназначенная для выступления на GDC 2004, открыла некоторые новые факты о ближайших продуктах канадской компании. Например, следующий слайд...

... был интерпретирован многими источниками, как прямой намек на возможность поддержки шейдеров версии 3.0 чипом R420. Четко виднеется утверждение о том, что для поддержки шейдеров версии 3.0 требуется точность вычислений в 32 бита. Известно, что R420 эту точность обеспечивает, а потому говорить о формуле поддерживаемых этим решением шейдеров следует говорить скорее как о "Pixel Shader 2.x", чем "Pixel Shader 2.0".

Если утрировать этот подход, то "2.х" может легко превратиться в "2.9", что уже совсем близко от "3.0". Кроме того, ATI утверждает, что основная "фишка" шейдеров версии 3.0 заключается в управлении потоком (flow control), однако для современных чипов использование этой функции оборачивается неоправданным падением производительности. Именно отсутствие поддержки этой функции является главным отличием R420 от NV40, во всем остальном изделие ATI претендует на "частичную поддержку" шейдеров версии 3.0.

Реализовать поддержку flow control для шейдеров версии 3.0 канадская компания планирует только после выхода решений поколения R5xx. О шейдерах версии 4.0 представители ATI утверждают следующее – поддержка этих технологий уже будет заложена в следующее поколение DirectX (10.0 или что-то аналогичное). Тем не менее, темпы внедрения DirectX 10 сильно зависят от Microsoft, и ранее 2006 года ждать появления Longhorn не стоит. Соответственно, примерно в это же время поддержка Pixel Shader 4.0 и DirectX 10 обретет актуальность. Для поддержки Shader 4.0 потребуется точность вычислений 64 бита, так что аппаратные изменения на уровне архитектуры неизбежны.

Стало быть, DirectX 9.x будет главенствующим стандартом в области графики до 2006 года. Что ж, по крайней мере, радикальных изменений в области аппаратной поддержки тех или иных функций в последующие два года происходить не будет. Разумеется, эволюция API DirectX 9.0 будет продолжаться за счет добавления новых возможностей (и суффиксов в названии :)), но производители графических чипов смогут заложить некоторый фундамент для поддержки будущих технологий.

По поводу перспектив увеличения объема памяти видеокарт сегмента high-end сообщается следующее. ATI будет использовать технологии доступа к виртуальной памяти, при этом не исключается возможность появления видеокарт с 512 Мб памяти. Такие решения появятся уже в этом году, но они отнюдь не обязательно будут основаны на чипе R420. Память GDDR-3 в этом плане предоставляет большие возможности – объем в 128 Мб можно набрать четырьмя чипами, 256 Мб – восемью, а 512 Мб – шестнадцатью чипами. Для сравнения – Radeon 9800 Pro 256 Мб с памятью типа GDDR-2 имел именно 16 чипов памяти. Не очень грациозное решение, но на крайний случай сгодится :).

Любопытно, что в отношении уровня производительности NV40 и ее производных представители ATI на протяжении всей презентации высказываются весьма пренебрежительно. Дескать, "вот у нас правильный подход, а Nvidia не обеспечивает достаточной производительности в современных приложениях". Если под недостаточной производительностью понимаются 36 000 "попугаев", то нам остается только порадоваться за потенциальных покупателей видеокарт на базе R420.

Кстати, о сроках анонса R420 появилась дополнительная информация. Хотя появления готовых плат в магазинах никто не ждет ранее мая, некоторые слухи говорят о намерении ATI анонсировать это решение через несколько дней после "бумажного анонса" NV40, который состоится 13-14 апреля.

Сейчас обсуждают