Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

В то время как даже самые дешевые потомки NV40 будут поддерживать шейдеры версии 3.0 (вершинные и пиксельные, слайды можно увидеть здесь), высказанные некогда нашими немецкими коллегами предположения о том, что R420 не будет поддерживать шейдеры версии 3.0, имеют хорошие шансы подтвердиться.

Тем не менее, выуженная вчера многими сайтами презентация ATI, предназначенная для выступления на GDC 2004, открыла некоторые новые факты о ближайших продуктах канадской компании. Например, следующий слайд...

реклама

... был интерпретирован многими источниками, как прямой намек на возможность поддержки шейдеров версии 3.0 чипом R420. Четко виднеется утверждение о том, что для поддержки шейдеров версии 3.0 требуется точность вычислений в 32 бита. Известно, что R420 эту точность обеспечивает, а потому говорить о формуле поддерживаемых этим решением шейдеров следует говорить скорее как о "Pixel Shader 2.x", чем "Pixel Shader 2.0".

Если утрировать этот подход, то "2.х" может легко превратиться в "2.9", что уже совсем близко от "3.0". Кроме того, ATI утверждает, что основная "фишка" шейдеров версии 3.0 заключается в управлении потоком (flow control), однако для современных чипов использование этой функции оборачивается неоправданным падением производительности. Именно отсутствие поддержки этой функции является главным отличием R420 от NV40, во всем остальном изделие ATI претендует на "частичную поддержку" шейдеров версии 3.0.

Реализовать поддержку flow control для шейдеров версии 3.0 канадская компания планирует только после выхода решений поколения R5xx. О шейдерах версии 4.0 представители ATI утверждают следующее – поддержка этих технологий уже будет заложена в следующее поколение DirectX (10.0 или что-то аналогичное). Тем не менее, темпы внедрения DirectX 10 сильно зависят от Microsoft, и ранее 2006 года ждать появления Longhorn не стоит. Соответственно, примерно в это же время поддержка Pixel Shader 4.0 и DirectX 10 обретет актуальность. Для поддержки Shader 4.0 потребуется точность вычислений 64 бита, так что аппаратные изменения на уровне архитектуры неизбежны.

Стало быть, DirectX 9.x будет главенствующим стандартом в области графики до 2006 года. Что ж, по крайней мере, радикальных изменений в области аппаратной поддержки тех или иных функций в последующие два года происходить не будет. Разумеется, эволюция API DirectX 9.0 будет продолжаться за счет добавления новых возможностей (и суффиксов в названии :)), но производители графических чипов смогут заложить некоторый фундамент для поддержки будущих технологий.

По поводу перспектив увеличения объема памяти видеокарт сегмента high-end сообщается следующее. ATI будет использовать технологии доступа к виртуальной памяти, при этом не исключается возможность появления видеокарт с 512 Мб памяти. Такие решения появятся уже в этом году, но они отнюдь не обязательно будут основаны на чипе R420. Память GDDR-3 в этом плане предоставляет большие возможности – объем в 128 Мб можно набрать четырьмя чипами, 256 Мб – восемью, а 512 Мб – шестнадцатью чипами. Для сравнения – Radeon 9800 Pro 256 Мб с памятью типа GDDR-2 имел именно 16 чипов памяти. Не очень грациозное решение, но на крайний случай сгодится :).

Любопытно, что в отношении уровня производительности NV40 и ее производных представители ATI на протяжении всей презентации высказываются весьма пренебрежительно. Дескать, "вот у нас правильный подход, а Nvidia не обеспечивает достаточной производительности в современных приложениях". Если под недостаточной производительностью понимаются 36 000 "попугаев", то нам остается только порадоваться за потенциальных покупателей видеокарт на базе R420.

Кстати, о сроках анонса R420 появилась дополнительная информация. Хотя появления готовых плат в магазинах никто не ждет ранее мая, некоторые слухи говорят о намерении ATI анонсировать это решение через несколько дней после "бумажного анонса" NV40, который состоится 13-14 апреля.

Сейчас обсуждают