Платим блогерам

Новости 26 августа 2004 года

Р fin
Появление встроенного и активированного по умолчанию брандмауэра Windows Firewall стало одним из главных новшеств и одновременно одной из главных проблем Service Pack 2 для Windows XP. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что сторонние разработчики уже начали готовить вспомогательные утилиты для работы с ним.

Утилита FirePanel XP является дополнением к Windows Firewall и позволяет проводить его настройку, контролировать происходящие события в реальном времени.

FirePanel XP позволяет просматривать список всех активных соединений, процессы, которым они принадлежат, следить за передачей пакетов, отображать содержимое LOG-файлов, изучать различную статистику и другую информацию. Кроме того, утилита имеет богатые возможности по настройке собственных правил для Windows Firewall.

Программа распространяется бесплатно, для работы требуется установка .NET Framework 1.1. Получить последнюю версию можно по ссылке:

Для жителей Евразии порой часто бывает сложно представить, как протекает жизнь в других уголках света, будь то Юго-Восточная Азия, Новая Зеландия или Южная Америка. Между тем, компьютерное сообщество полноценно функционирует и на территории Южной Америки, местные оверклокеры тоже имеют собственные сайты. Мне, например, недавно удалось обнаружить сайт Overclockers.cl, где делятся жизненными впечатлениями чилийские оверклокеры :).

Оказывается, данный континент еще и богат на экзотические позиции в прайс-листах. Например, один из бразильских онлайновых магазинов предлагает местным жителям диковинные процессоры, о существовании которых мы только догадывались по косвенным признакам.

Например, процессор Pentium 4 XE 3.6 ГГц на ядре Gallatin можно заказать за сумму в бразильских реалах, эквивалентную 1880 долларам США:

Интригующие новинки от AMD по имени Sempron 3000+ и Athlon 64 3600+ тоже фигурируют в этом прайс-листе, но уже без информации о цене:

Надеемся, что это не просто опечатка или недоразумение, и бразильские дистрибьюторы хотя бы краем уха слышали о существовании подобных процессоров, что и позволило им включить их в прайс-лист. Японская розница отдыхает! :)

Лишь вчера мы узнали, что ядро RV410 будет содержать порядка 120 млн. транзисторов. Ситуация с числом транзисторов его конкурента по имени NV43 до сих пор не прояснилась. К счастью, сегодня на японском сайте PC Watch появился объемный аналитический материал, посвященный современным тенденциям в области "графического чипостроения".

Прежде всего, наши коллеги сообщили число транзисторов для чипа NV43: оно равно 163 млн. штук. То есть, число транзисторов NV43 примерно на 30% больше, чем число транзисторов RV410. Возможно, подобный разрыв позволит ATI достичь преимущества в площади ядра, и это отразится на экономической эффективности производства RV410.

Пока же считается, что площадь ядра NV43 составляет 150-160 кв. мм, что уже больше присущей NV36 площади в 140 кв. мм. Заметим, что при переходе от NV36 к NV43 сменился техпроцесс (0.13 мкм -> 0.11 мкм), и вся экономия на возросшей плотности размещения элементов была "съедена" возросшей сложностью архитектуры. Свой вклад сделало не только увеличение числа пиксельных конвейеров с 4 до 8, но и появление поддержки Pixel Shader 3.0, а также прочих усовершенствований.

Кстати, наши японские коллеги объясняют разрыв в площади современных графических ядер ATI и Nvidia в том числе и отсутствием в изделиях канадской компании поддержки элементов DirectX 9.0c. Возможно, с выходом ядра R520 в первой половине 2005 года, поддерживающего Pixel Shader 3.0, данный разрыв несколько сократится.

Тенденция увеличения площади ядер даже с учетом "утончения" техпроцессов будет сохраняться – так считают не только японские аналитики, но и представители ATI. Например, если современные флагманские решения типа NV40 или R420 имеют по 222 млн. и 160 млн. транзисторов соответственно, то уже в следующем году рубеж 250-300 млн. транзисторов может быть освоен. В подобных темпах роста сложности чипов виноваты появление новых технологий визуализации, а также банальное стремление производителей представлять каждый год новое поколение чипов, превосходящее предшественников по уровню производительности в два раза.

Между тем, бесконечно наращивать площадь ядер не удастся. Представители ATI в шутку говорят, что когда из одной кремниевой пластины (диаметр которых достигает 200-300 мм) можно будет изготовить только одно графическое ядро, "потолок" будет достигнут. Шутки шутками, но физический предел уплотнения элементов на графическом ядре будет рано или поздно достигнут.

Предел тепловыделения для воздушных кулеров может быть достигнут гораздо раньше, как показывает грустная история с отменой анонса процессоров Intel на ядре Tejas. ATI уже дала понять, что в будущем может перейти на использование многоядерных графических чипов, чтобы сохранить темп прироста производительности без необходимости использовать жидкостное охлаждение.

К сожалению, в будущем будет сохраняться и еще одна неприятная тенденция. Если стоимость графических решений среднего уровня еще сохраняется в пределах $199-299, то себестоимость производства флагманских решений неуклонно подвигает ценовую планку к отметке $599 и выше. Проблема также заключается в росте объемов памяти и переходе на более широкие шины памяти – все это сказывается на себестоимости производства видеокарт.

Интересно, что площадь ядра решений среднего ценового сегмента за последние несколько лет сильно не изменилась – чипы первого поколения GeForce имели площадь чуть больше 130 кв. мм, выпускались по 0.20 мкм техпроцессу и содержали 23 млн. транзисторов. На порядок более производительные решения современности имеют почти такую же площадь ядра. Кроме того, современные решения класса middle-end способны обеспечивать такой же уровень производительности, как флагманские решения годичной свежести. Однако, разработчики игр стараются не упускать подобный потенциал, и от души нагружают графические карты новыми играми :).

Кстати, прозвучала информация о сроках выхода 0.09 мкм графических решений. Во всяком случае, ATI собирается покорить этот рубеж в первой половине 2005 года. Надо полагать, что отрабатываться новый техпроцесс будет на менее сложных решениях, и лишь потом выйдет флагман под кодовым названием R520.

Р fin

Как бы мне не хотелось еще вчера закрыть тему производительности Counter-Strike: Source, но постоянно поступающая информация с новостями по этому "модному" и живо интересующему пользователей вопросу продолжает поступать. Так, фанатский сайт AMDZone.com впервые провел тесты процессорозависимости игры, так как после сравнительного тестирования обнаружилось, что производительность зачастую упирается в мощность процессора.

Как и положено фанатскому сайту AMD, набор тестовых процессоров принадлежал именно этому производителю и отличался некоторой необычностью:

  • Opteron 144 (1.8 ГГц 1 МБ L2)
  • Opteron 246 (2.0 ГГц 1 MB L2)
  • Athlon 64 FX51 (2.2 ГГц 1 МБ L2)
  • Athlon 64 FX53 (2.4 ГГц 1 МБ L2)

Тем не мене, диапазон от среднего по мощности современного процессора до топового на сегодняшний день охвачен, хотя использование Opteron довольно непривычно, но простим это фанатам . Прочие компоненты тестовой системы: ASUS SK8N (nForce 3 150), 2 ГБ DDR400 Registered, Radeon 9800XT (Catalyst 4.8) / GeForce FX 5950 Ultra (ForceWare 61.77), Windows XP.

Тестирование проводилось на собственном демо, записанном при реальной игровой ситуации. Результаты действительно демонстрируют значительную процессорозависимость для карт, которые должны были бы быть загружены почти "по полной":

В 1024x768 разница между младшим и старшим процессором достигает 25% для обеих карт, даже в 1600x1200 процессорозависимость остается и достигает уже 17% разницы.

В тесте Video Stress Test уже наблюдаются весомые отличия: разница в производительности GeForce 5950 Ultra снижается до 10% с разными процессорами и в 1024x768, и в 1600x1200, хотя в последнем случае прирост на процессоре быстрее чем Opteron 246 (2.0 ГГц) практически не наблюдается. А вот Radeon 9800XT работает в этом тесте в полную мощность на любом процессоре.

Изменения в зависимости от процессора здесь вызваны повышенной нагрузкой на видеокарту, хотя видно, что конкурирующие продукты ATI и Nvidia отозвались на нее по разному.

Предварительные итоги, которые можно подвести с традиционной сноской на бета-версию самой игры и довольно узкий охват тестирования будут следующими: для игры в Counter-Strike: Source не следует забывать о мощности процессора если только вы не собрались играть с тяжелыми настройками графики (видеорежим, AA, AF). Мощность процессора здесь может оказаться не менее важной, чем мощность видеокарты.

Мы уже выяснили, что ближайшим мероприятием, на котором Intel решится откровенничать по поводу двуядерных процессоров, станет IDF Fall 2004, который будет проходить с 7 по 9 сентября в Сан-Франциско.

На сегодняшний день сразу несколько ресурсов опубликовали новые подробности о характере этих откровений, так что мы спешим преподать их в самом "горячем виде".

Прежде всего, сайт News.com сообщает об особенностях архитектуры будущих двуядерных процессоров Intel. Мы уже знаем, что двуядерная версия Opteron будет использовать два раздельных кэша второго уровня и общий контроллер памяти. Сообщается, что подход Intel не будет отличаться, за исключением встроенного контроллера памяти, разумеется. То есть, двуядерные процессоры Intel будут иметь два раздельных кэша второго и третьего (если таковой предусмотрен) уровня.

По крайней мере, серверные процессоры Itanium 2 на ядре Montecito будут разделять кэш в следующей пропорции: по 1 Мб кэша второго уровня на ядро и по 12 Мб кэша третьего уровня. Общий объем кэша третьего уровня составит 24 Мб, и именно эту цифру представители Intel называли ранее, не конкретизируя схему распределения кэша.

Аналитики считают, что использование двумя ядрами общего кэша благотворно сказывается на производительности, так как ядра получают доступ к совместно используемой информации быстрее. С другой стороны, проектирование двуядерного процессора с разделяемым кэшем требует больше времени и средств. По этой причине Intel и AMD решили "на скорую руку" выделить каждому ядру по собственной порции кэша.

Кстати, для процессора на ядре Smithfield в качестве предполагаемых сроков выхода называется вторая половина 2005 года, хотя ранее подобная дата звучала как нечто более близкое к середине 2005 года. Вполне естественно, что Intel может задержать анонс Smithfield, ведь решение о его выпуске было принято относительно недавно.

Тайваньский сайт DigiTimes разбавляет эту информацию сообщениями о намерении Intel представить на IDF Fall 2004 подробные роадмапы с участием двуядерных процессоров. Новым для нас именем в этих роадмапах становится кодовое обозначение Napa, покрывающее семейство двуядерных процессоров для ноутбуков, анонс которых намечен на первый квартал 2006 года.

Судя по всему, ядро Napa являлось нам ранее под именем Jonah/Yonah, и теперь его принадлежность к 0.065 мкм техпроцессу практически не вызывает сомнений. Можно предположить, что массовый переход настольных процессоров на 0.065 мкм ядра начнется в сопоставимые сроки, хотя с процессорами Celeron на ядре Cedarmill это может произойти еще во второй половине 2005 года.

Остается надеяться, что информация с осенней сессии IDF 2004 все же просочится в прессу, и мы сможем поделиться с вами новыми подробностями о планах Intel на следующее полугодие.

Р fin

Похоже, в Microsoft действительно серьезно озаботились вопросами безопасности и скорейшего повсеместного внедрения пакета обновлений Service Pack 2 для Windows XP. На сайте корпорации появилась страничка, предлагающая заказать Windows XP SP2 с доставкой почтой на компакт-диске совершенно бесплатно!

Что интересно, форма заказа содержит все страны и все имеющиеся в данный момент локализованные варианты Service Pack 2 (то есть пока английский и немецкий). Это значит, что бесплатная доставка действует не только для стран Северной Америки, как обычно, но и для всего мира и для нас с вами!

Пересылаемое обновление предназначено для операционных систем Windows XP Home Edition, Professional, Media Center Edition и Tablet PC Edition. Заказать посылку можно на той же странице, нажав кнопку "Order Now". Потребуется указать адрес электронной почты и почтовый адрес, посылка должна прийти в течение 4-6 недель. Дополнительно указывается, что на русском языке Service Pack 2 можно будет заказать с доставкой на CD 14 сентября.

Интересно звучит официальная рекомендация "после установки Service Pack 2 передайте диск другу или члену семьи, использующему Windows XP". Как говорится, экономия должна быть экономной .

А тем временем поступают сообщения о новых ошибках и уязвимостях в Windows XP SP2. В дополнение к информации о время от времени проявляющейся невозможности работы на процессорах Pentium 4 с ядром Prescott официально подтвержден факт, что SP2 может вызвать неработоспособность (постоянные перезагрузки) систем на базе 64-битных процессоров AMD. Правда, для этого требуется одновременное выполнение нескольких дополнительных условий: принудительная активация защитной технологии NX (DEP) процессора и наличие устройства, требующего драйвера Mpegport.sys.

Довольно иронично, что проблемы, связанные с разрекламированным новым механизмом защиты NX, пока излечиваются только деинсталляцией Service Pack 2, впервые такой механизм поддерживающего... 

Мы уже успели заметить, что все тестовые образцы видеокарт GeForce 6600 GT оснащаются шестиштырьковым разъемом питания, а более близкие к серийным экземпляры такого разъем лишены.

Совершенно справедливо на ум приходит история с требованиями по электропитанию видеокарт GeForce 6800 Ultra, которые вначале испугали рядовых пользователей аппетитом по мощности блока питания (480 Вт), а потом начали демонстрировать привязанность к двойному разъему питания, без которого разгон казался безнадежной затеей. Эволюция не стояла на месте, и серийные видеокарты GeForce 6800 Ultra смогли обходиться 350 Вт блоком питания, но второй разъем питания им был по-прежнему необходим из-за высокой нагрузки на цепь +12 В.

Судя по всему, видеокарты серии GeForce 6600 GT отличаются непредсказуемым характером нагрузки на систему питания. Хотя через разъем PCI Express x16 можно подавать до 60-70 Вт мощности, некоторые опасения на стадии проектирования GeForce 6600 GT все же имелись. По крайней мере, сотрудники сайта HKE PC смогли пролить свет истины на эту ситуацию.

В их руках оказался инженерный образец видеокарты GeForce 6600 GT производства компании Gigabyte:

Как видите, шестиштырьковый разъем питания на плате присутствует, хотя эталонный кулер уже заменен на "фирменный".

Наши коллеги смогли получить внятное объяснение по поводу перспектив появления такого разъема питания на серийных образцах видеокарт GeForce 6600 GT. Дело в том, что Nvidia традиционно перестраховалась в плане надежности питания, и дополнительный разъем предусмотрела для повышения стабильности при разгоне. Точнее говоря, на стадии проектирования первых плат не было окончательно ясно, каким уровнем энергопотребления будут отличаться видеокарты класса GeForce 6600 GT. "На всякий случай" разъем оставили...

После испытаний первых образцов видеокарт стало ясно, что 0.11 мкм техпроцесс все же сделал свой вклад в дело борьбы с высоким энергопотреблением, и серийные экземпляры вполне смогут обойтись без шестиштырькового разъема питания. Кроме того, компанию Nvidia якобы озаботил тот факт, что "блоков питания с 6-штырьковым разъемом не так много", и лучше бы не вынуждать потребителей их искать или использовать переходники :).

Так или иначе, серийные видеокарты GeForce 6600 GT смогут обойтись без 6-штырькового разъема питания. Лишь производители конкретных графических карт могут предложить подобный разъем в рамках личной инициативы.

Интересно, что при отключенном разъеме питания инженерные экземпляры GeForce 6600 GT реагируют на такую небрежность подобающим образом – драйвер определяет недостаточность мощности, переводит тактовые частоты на более низкий уровень, и показывает соответствующее уведомление.

Следует понимать, что все вышесказанное относится исключительно к модификации GeForce 6600 GT с интерфейсом PCI Express x16. В октябре или ноябре выйдет AGP-версия, и ей без дополнительного разъема питания уже нельзя будет обойтись. Скорее всего, это будет обычный 4-штырьковый Molex.

Кстати, наши коллеги провели тестирование видеокарты Gigabyte GeForce 6600 GT в системе на базе процессора Pentium 4 550 (3.4 ГГц) и чипсета i925X. Для особо любопытных приводим некоторые результаты:

  • 3DMark 2003 (1024 x 768) -> 8042 "попугая";
  • 3DMark 2001 SE (1024 x 768) -> 18 839 "попугаев";
  • AquaMark 3 (total) -> 53 630 баллов;
  • AquaMark 3 (CPU) -> 7374 балла;
  • PCMark 04 (graphics) -> 4492 балла.

В целом эти результаты укладываются в рамки прогнозов. В системах различных конфигураций результаты будут варьироваться. Так или иначе, для решения стоимостью порядка $229 цифры весьма неплохие.

Вчера мы имели возможность изучить видеокарту Radeon X700 XT по фотографии. Дополнив впечатление уже известными техническими характеристиками, мы пришли к выводу, что Radeon X700 XT во многом идентичен GeForce 6600 GT, но имеет преимущество в виде более сбалансированного энергопотребления и более серьезного охлаждения чипов памяти.

Сегодня сайт HKE PC выдал очередную порцию информации о видеокартах на базе RV410. Если ранее считалось, что Radeon X700 XT и GeForce 6600 GT будут обладать не только сопоставимым уровнем производительности, но и одинаковой ценой. До анонса GeForce 6600 GT для этого решения назывались цены менее $199, однако после анонса для этого семейства ценовая планка поднялась до $229. Естественно, что реальная розничная цена будет еще выше, особенно в первое время.

Наши гонконгские коллеги приводят выдержку из конфиденциального документа ATI, показывающего ценовое позиционирование продуктов на базе RV410:

Из этой таблицы можно понять, что видеокарты Radeon X700 XT будут стоить от $249 до $299, то есть на $20-70 дороже GeForce 6600 GT. Только младшая модификация по имени Radeon X700 Pro сможет вписаться в диапазон цен менее $199.

Легко понять, что реальные розничные цены на видеокарты Radeon X700 XT и вовсе могут перевалить за рубеж $300. При этом уровень производительности порядка 8000 "попугаев" 3DMark 2003 позволяет ATI "ломить цену", ничуть не стесняясь – предшествующие продукты компании такой производительностью за эти деньги в момент анонса похвастаться не могли. Другое дело, что конкурирующие решения класса GeForce 6600 GT могут обеспечить более выгодное соотношение "цена/производительность", и в этом плане у ATI действительно есть повод для беспокойства.

Надеемся, что непосредственно в момент появления видеокарт класса Radeon X700 XT в продаже уровень цен стабилизируется на отметке менее $299.

Практика появления товаров в японской рознице такова, что сначала демонстрируется образец, и лишь потом начинаются продажи. В случае с видеокартой Asus EAX800XT появление образца имело место еще 12 июня, однако до сих пор четких заявлений о начале продаж видеокарт Radeon X800 XT с интерфейсом PCI Express x16 не делал никто. Между тем, новейшие сведения указывали сентябрь в качестве вероятной даты начала массовых продаж подобных решений.

Если увязывать подобную отсрочку начала поставок с дефицитом видеокарт Radeon X800 XT PE, то прямой зависимости нет. В действительности Radeon X800 XT PCI-E работает на чуть более низких частотах – 500/1000 МГц, и проблемы с уровнем выхода хорошо масштабирующихся по частоте чипов R423 его касаются в меньшей мере. Естественно, что версия Radeon X800 XT PE PCI-E с частотами 520/1120 МГц тоже должна появиться в продаже, но вот о сроках сейчас говорить сложно.

Что ж, благословенный миг настал не только для жителей Японии, но и для проживающих в Австралии, Европе и США поклонников ATI – видеокарты серии Asus Extreme AX800XT начали появляться в магазинах этих регионов. Во всяком случае, оформить предварительный заказ можно уже давно, а японские журналисты успели задокументировать появление этого решения в рознице при помощи фотоаппарата.

Характерно, что серийный образец оснащен фирменной системой охлаждения, а не эталонным кулером с наклейкой "от Asus". Характерно, что серийная модификация также лишилась дополнительного порта VIVO и обзавелась шестиштырьковым разъемом питания. В принципе, для видеокарт класса Radeon X800 XT с интерфейсом PCI Express x16 наличие этого разъема не является обязательным, но в условиях разгона лишним не будет.

В качестве аксессуаров к видеокарте Asus прилагаются веб-камера, переходник питания с 4-pin на 6-pin, различные кабели, а также набор фирменного программного обеспечения и игр. Стоимость всего комплекта составляет порядка $725. В США и Европе подобные предложения колеблются в диапазоне от $600 до $700.

Японские магазины также рассчитывают получить к концу недели видеокарты Radeon X800 XT PCI-E производства Sapphire по цене от $580. О сроках начала массовых поставок варианта Radeon X800 XT PE PCI-E с частотами 520/1120 МГц ничего не сообщается.

Компания Nvidia рассчитывает сразу же после освоения 0.11 мкм техпроцесса снять с производства видеочипы поколения NV3x, выпускаемые по 0.13 мкм и 0.15 мкм техпроцессам. Ядро NV35 не стало исключением – в скором времени на рынке развивающихся регионов должны появиться видеокарты GeForce FX 5900 ZT, предлагающие сопоставимый со знаменитыми GeForce FX 5900 XT разгонный потенциал по более низкой цене.

В качестве доказательства серьезности намерений производителей видеокарт мы можем привести фотографии GeForce FX 5900 ZT производства Inno3D, опубликованные гонконгским сайтом HKE PC:

Используется восьмислойный дизайн печатной платы от GeForce FX 5900, видеочип оснащен кулером, а микросхемы памяти – радиаторами. Кстати, время выборки памяти этой видеокарты равно 2.5 нс, так что частота 800 МГц DDR должна ей покоряться без осложнений. Номинальные частоты видеокарты равны 325/700 МГц, однако перспективы разгона у нее не хуже предшественницы.

Важно, что эти видеокарты будут использовать 256-битную шину памяти и 8 пиксельных конвейеров. Ничего включать не придется, останется лишь разогнать. В настоящее время стоимость GeForce FX 5900 XT в московской рознице опустилась до $160-170. Существуют все основания предполагать, что видеокарты GeForce FX 5900 ZT будут стоить еще меньше, порядка $140-150.

Кстати, маркировка на крышке теплораспределителя видеочипа указывает на принадлежность к семейству GeForce FX 5900 ZT, то есть никаких подмен здесь нет, и такой чип действительно будет выпускаться в массовых количествах.

Видеокарты GeForce FX 5900 XT сейчас показывают неплохой уровень производительности в современных играх, а с учетом разгонного потенциала их привлекательность лишь возрастает. Будем надеяться, что в скором времени эти желанные для оверклокеров продукты доберутся и до ближайших магазинов.

Сейчас обсуждают