Платим блогерам

Новости 23 июня 2005 года

Как мы могли убедиться, переход на 64-разрядную платформу идёт полным ходом. Даже изначально равнодушная к 64-битным расширением компания Intel ввела в августе прошлого года поддержку EM64T для процессоров семейства Pentium 4 3.xF, предназначенных для рабочих станций, в феврале этого года выпустила семейство процессоров Pentium 4 6xx с поддержкой EM64T, затем 12 июня включила процессоры Pentium 4 5x1 с поддержкой EM64T в официальный прайс-лист. Наконец, весь июнь представители Intel говорили о том, что поставки процессоров Celeron D 3x1 с поддержкой EM64T уже начались. Оставалось лишь дождаться их появления в рознице и разобраться с маркировками.

К счастью, сегодня мы можем сделать то и другое одновременно. Прежде всего, импульс к изучению темы подали наши японские коллеги, обнаружившие неопознанный процессор Celeron D 331 (2.26 ГГц) в коробочном исполнении на прилавках местных магазинов:

Как видите, о поддержке EM64T гласит традиционная чёрная наклейка в нижней части коробки. Ярлык с названием модели и маркировка на крышке теплораспределителя позволяют однозначно утверждать, что перед нами процессор Celeron D 331, работающий на частоте 2.26 ГГц, поддерживающий 533 МГц шину и оснащённый 256 Кб кэша второго уровня. Уровень TDP=84 Вт, он соответствует требованиям FMB 04A.

Ярлык FPO даёт более широкую информацию. Например, мы замечаем код коробочной версии вида BX80547RE2667CN, где буква "N" говорит о поддержке EM64T.

Конкретный экземпляр изготовлен в Малайзии и упакован 14 июня 2005 года, то есть немногим более недели назад. Скорее всего, все процессоры этого семейства начали выпускаться только в июне текущего года.

Покопавшись в документации Intel, мы обнаружили маркировки процессоров Celeron D 3x1 в исполнении LGA 775 с поддержкой EM64T:

  • Celeron D 346 (3.06 ГГц) -> SL7TY;
  • Celeron D 341 (2.93 ГГц) -> SL7TX;
  • Celeron D 336 (2.8 ГГц) -> SL7TW;
  • Celeron D 331 (2.66 ГГц) -> SL7TV;
  • Celeron D 326 (2.53 ГГц) -> SL7TU.

Эти маркировки применимы к процессорам в коробочном и OEM-исполнении на степпинге E0. Если в случае с процессорами Sempron внедрение поддержки AMD64 потребовало перехода на новый степпинг, то процессоры Celeron D 3x1 остались верны прежнему степпингу E0.

Как видите, процессор Celeron D 351 (3.2 ГГц) в этом списке пока не значится. Его анонс запланирован на 26 июня, и он обязательно появится в этом перечне маркировок. Стало быть, процессоры Celeron D перешли на поддержку EM64T раньше, чем вышла модель Celeron D 351 (3.2 ГГц). Соответственно, процессор Celeron D 350 в исполнении LGA 775 без поддержки EM64T теперь вряд ли появится - выпускать процессор с более старыми характеристиками после модернизации всего семейства нет смысла.

Процессор Celeron D 331 (2.66 ГГц) стоит в Японии примерно $95. Это достаточно дорого в сравнении с официальной оптовой ценой ($79), но вполне приемлемо для новинки японского рынка. Напомним, что в конце июля процессоры Celeron D подешевеют, так что потенциальным покупателям имеет смысл немного подождать, чтобы сэкономить до $10.

Хотя подобное начало больше подходит какому-нибудь банальному анекдоту, приходится использовать его в качестве вступительной части для новости. Точнее говоря, для двух новостей. Итак, у нас есть две новости о процессорах Sempron поколения K8: одна хорошая, а другая... Впрочем, начнём с хорошей, а пессимисты могут перескочить следующие два абзаца и немного подпортить себе настроение.

Не так давно пытающийся не терять зоркости глаз вашего покорного слуги обнаружил на сайте AMD упоминания о процессоре Sempron 2500+ в исполнении Socket 754. Как вы помните, ранее младшей моделью в семействе был процессор Sempron 2600+, работавший на частоте 1.6 ГГц. Процессор Sempron 2500+ опускается до частоты 1.4 ГГц - именно она традиционно символизировала в ассортименте продукции AMD что-то откровенно дешёвое, но пользующееся неизменным спросом у оверклокеров. Хотя отсутствие поддержки Cool'n'Quiet лишает процессор с такой частотой возможности изменять множитель в сторону понижения, хорошая материнская плата может неплохо разогнать такой процессор по шине. В конце концов, $60-70 - это не та сумма, за которую можно получить рекорд частоты и полцарства в придачу, так что можно вполне довольствоваться и разгоном до 2.0-2.2 ГГц.

Важно другое - процессоры Sempron в исполнении Socket 754 скоро перейдут на степпинг E6, обеспечивающий их поддержкой AMD64, и модель Sempron 2500+ не станет исключением. При ориентировочной цене порядка $60 этот процессор будет самым дешёвым предложением для сторонников AMD, обеспечивающим совместимость с 64-разрядными операционными системами. Как нам удалось узнать, процессор Sempron 2500+ в исполнении Socket 754 скоро появится в рознице, так что судьба OEM-экзотики его благополучно минует. В этом заключается хорошая новость. Выпускать подобные процессоры с рейтингом 2400+ и ниже пока не планируется, хотя модель Sempron 2400+ с частотой 1.4 ГГц и 128 Кб кэша удачно бы вписалась в ассортимент продукции.

А теперь переходим к плохой новости. Точнее говоря, к отсутствию хороших новостей, что в некоторых ситуациях можно приравнять к наличию плохих :). Итак, процессоры Sempron в исполнении Socket 939 на степпинге E6 с поддержкой AMD64 уже засвидетельствовали факт своего существования в наших новостях, и даже засветились в официальных документах. Казалось бы, вот-вот они появятся в магазинах. Однако, мы справедливо заметили, что с учётом появления поддержки AMD64 такие процессоры становятся ещё менее желанными гостями на розничном рынке, чем ранее. Они будут создавать конкуренцию процессорам Athlon 64 в исполнении Socket 939, чего AMD по понятным причинам допустить не хочет.

Так вот, пока начало поставок процессоров Sempron в исполнении Socket 939 на розничный рынок не планируется. По крайней мере, о масштабных поставках разговор пока не идёт - мелкие партии могут просачиваться в магазины с подачи OEM-партнёров. Скорее всего, эти процессоры легализуются в рознице ближе к концу 2005 года, когда близость анонса процессоров в исполнении Socket M2 автоматически переведёт платформу Socket 939 в бюджетный сегмент.

Р fin

Вместе с выпуском нового флагмана GeForce 7800 GTX, которого мы все ждали и к которому готовились, корпорация NVIDIA объявила о "немедленной доступности нового графического драйвера NVIDIA ForceWare Release 75 с сертификацией WHQL". Действительно, к тому времени варианты нового драйвера ForceWare 77.72 вместе с сопроводительной документацией уже были на официальном сервере компании, но и тут не обошлось без проблем: странички с описанием драйвера на официальном сайте появились только ближе к ночи; изначально были выложены неправильно названные версии для Windows 2000/XP, которые затем были переименованы и, как результат, начавшие закачку увидели неожиданную ошибку "файл не найден". Сейчас, к счастью, все проблемы решены и можно предоставить все подробности о драйвере без всяких помех .

Теперь мы знаем, что новый драйвер "76.63+" оказался драйвером номер 77.72, а компания причисляет его к серии "Release 75", в то время как последним "Release 70", похоже, навсегда остался ForceWare 71.89. О новых же драйверах ForceWare 77.72 известны следующие подробности:

  • Предназначены отдельно для Windows 2000/XP; Windows XP/2003 x64; Windows 9x/ME; Windows NT.
  • Датированы 15 июня.
  • Не имеют WHQL-сертификатов.
  • Поддерживают видеокарты от GeForce 2 до GeForce 6, а также GeForce 7800 GTX.
  • Имеют версии с англоязычным и многоязычным интерфейсами.

Тут надо сделать несколько замечаний. Во-первых, несмотря на утверждение NVIDIA о "немедленной доступности драйвера с сертификацией WHQL", ни один из драйверов не имеет WHQL-сертификата, лишь версии для Windows 2000/XP и Windows XP/2003 x64 значатся как "кандидаты на WHQL-сертификацию". Скорее всего, сертификацию они вскоре всё-таки получат и нам придется скачивать "более правильные" драйверы заново . Во-вторых, драйверы для устаревших операционных систем не имеют поддержки GeForce 7800 GTX, хотя это уже никому мешать не будет.

Из сопроводительной документации драйвера мы узнаем, что в ForceWare 77.72 внесены такие ключевые новшества сравнительно с ForceWare 71.89:

  • Поддержка OpenGL:
    • Добавлена поддержка OpenGL 2.0.
    • Добавлены новые расширения OpenGL (ARB_draw_buffers, ARB_color_buffer_float, ARB_half_float_pixel, ARB_texture_float, EXT_framebuffer_object).
  • Поддержка технологии SLI:
    • Добавлена поддержка режимов SLI при работе чипсетов nForce4 SLI, nForce Professional 2050, nForce Professional 2200 совместно с двумя PCI-Express видеокартами GeForce 7800 GTX и GeForce 6600.
    • Добавлена поддержка режима SLI для рабочих станций с PCI-Express видеокартами семейства Quadro.
    • Повышена производительность при работе SLI в DirectX и OpenGL приложениях.
    • Улучшено управление профилями SLI и режимами рендеринга.
  • Панель управления драйвером:
    • Добавлены настройки тройной буферизации (Triple Buffering) для дополнительного управления быстродействием.
    • Добавлено управление новым режимом полноэкранного сглаживания Transparency Antialiasing для GeForce 7800 GTX.
    • Добавлено управление новым механизмом Gamma Correct Antialiasing для GeForce 7800 GTX.
    • Собраны на одну страницу настройки профилей всех приложений, включая профили приложений  DirectX/OpenGL, приложений для рабочих станций.
    • Добавлена поддержка режима HDTV Underscan для оптимизации работы HD-дисплеев с рабочим столом Windows.
    • Добавлена возможность оставить или удалить старые профили при инсталляции нового драйвера.
  • Видеодрайвер:
    • Повышена производительность.
    • Улучшена работа в высоких разрешениях экрана.
    • Улучшена поддержка собственных настроек частот.
    • Улучшено управление 2D-памятью.
    • Реализовано более эффективное распределение ресурсов между DirectX-приложениями.
    • Добавлена поддержка CVT (VESA Coordinated Video Timing).
    • Добавлена поддержка цветовой компрессии.
    • Улучшена поддержка SLI, добавлена возможность создания скриншотов в SLI-режиме.
    • Улучшена стабильность и производительность DirectX-драйвера (UMA, 2D, SLI). 
  • Менеджер управления nView:
    • Внесены изменения в мастер управления настройками ТВ и дисплеев для облегчения настройки режимов HDTV, добавлена возможность предварительного просмотра каждого HD-режима для определения возможностей дисплея.
    • Добавлена возможность создания профилей nView в пределах всей системы - для всех пользователей сразу.
    • Добавлена поддержка независимых виртуальных рабочих столов (индивидуальных настроек для каждого из мониторов) в режимах Span и Multiview.

Владельцы Windows x64, а также видеокарт с технологией TurboCache могут рассчитывать на более ощутимый рост производительности, чем остальные. Владельцы же Windows 9x/ME и Windows NT наоборот лишились расширенных функций nView/NVKeystone и не получили практически никаких новшеств - обладатели Windows 9x/ME могут ожидать только улучшенной поддержки HDTV-дисплеев, а обладатели Windows NT - поддержку OpenGL 2.0. 

Также в драйвере ForceWare 77.72 был исправлен ряд ошибок:

  • При работе отдельных видеокарт:
    • GeForce 6800 Ultra, Silent Hunter 3, Windows XP: искажение видеороликов.
    • GeForce 6800 Ultra, World of Warcraft: паузы и "заикания".
    • GeForce 6800, Star Wars Lego: низкая производительность видеорежима 1600x1200.
    • GeForce 6200, 3DMark05: искажения при включении антиалиасинга.
    • GeForce 6200 32 MB TurboCache, Windows XP Media Center Edition 2005: невозможность установки HD-режимов 720p или 1080i без перезагрузки.
    • GeForce 6200 TurboCache, Half-Life 2, Windows XP: отсутствие изображения в левой части экрана при использовании антиалиасинга.
    • GeForce FX 5950, Ultra Battle for Middle-earth: сбой игры.
    • GeForce FX 5900 Ultra, NVTV, Windows XP Media Center Edition 2005: зависание при работе в полноэкранном режиме.
    • GeForce FX 5200, 3DMark05: искажения в изображении воды при прохождении теста Canyon Flight.
  • При работе в режиме SLI:
    • GeForce 6800 Ultra, 6800 GT, Half Life 2: сбой при переключении пропорций экрана с 4:3 на широкоэкранный режим для LCD-дисплеев.
    • GeForce 6800 Ultra: сбой системы при установке видеорежима 1900x1200.
    • GeForce 6800 GT: мерцание в ряде игр при использовании полноэкранного сглаживания степени 2x и режима SLI SFR.

Относительно отзывов пользователей говорить пока сложно - их много и они достаточно противоречивы. Одни утверждают, что немного выросла производительность, исправлены некоторые ошибки, другие говорят, что производительность осталась та же, а ошибки в некоторых нужных им приложениях остались на месте. Как всегда, "истина где-то там" и зависит, видимо, от конкретной системы и приложений .

В нашем файловом архиве начинают появляться первые перепакованные архиватором 7-Zip дистрибутивы драйверов, со временем представленный ниже список будет расти:

Все же варианты драйвера, которых получилось целых восемь, доступны с официального сервера NVIDIA, оттуда же можно скачать сопроводительную документацию:

  • ForceWare 77.72:
    • Windows 2000/XP: English (15,8 МБ), International (28,6 МБ).
    • Windows XP/2003 x64: English (21,4 МБ), International (35,4 МБ).
    • Windows 9x/ME: English (11,1 МБ), International (18,6 МБ).
    • Windows NT: English (12,1 МБ), International (22,0 МБ).
  • Сопроводительная документация ForceWare 77.72:

Перепакованные версии драйверов постепенно будут выкладываться на нашем сервере, но из-за большого объема это может занять некоторое время. Следите за обновлением этой новости или за колонкой "Новое в файлах".

Обсуждение ForceWare 7x.xx продолжено в этой ветке нашей конференции.
 

Дополнение

NVIDIA довольно быстро получила WHQL-сертификаты на новый драйвер для Windows 2000/XP. Все ссылки выше уже обновлены на WHQL-версии, дистрибутивы в нашем файловом архиве также заменены на новые.

Как мы могли убедиться, далеко не все партнёры nVidia по выпуску GeForce 7800 GTX хотели довольствоваться стандартной системой охлаждения и номинальными частотами, поэтому решили добавить элементы оригинальности за счёт комплектации. Лишь немногие компании решились гарантировать разгон видеокарт GeForce 7800 GTX в состоянии поставки, в их число традиционно попали BFG, XFX и Gainward. Тем не менее, видеокарты GeForce 7800 GTX продемонстрировали весьма привлекательное соотношение разгонного потенциала и уровня энергопотребления, да и сам эталонный кулер получился удачным, что лишь усиливало соблазн выпуска разогнанных версий.

Самое интересное, что самый впечатляющий "заводской разгон" на сегодняшний день гарантирует компания Asus для своей видеокарты EN7800GTX/2DHTV, представляющей собой 256 Мб версию GeForce 7800 GTX.

Как можно понять по фотографии, от эталонной видеокарты изделие Asus отличается только наличием медного радиатора в средней части кулера, ответственной за охлаждение графического чипа. Эталонные же видеокарты, предложенные в качестве образцов для тестирования, оснащались полностью алюминиевым радиатором. Именно переход на использование медного радиатора позволил Asus гарантировать разгон до 470 МГц по чипу без серьёзной переработки конструкции системы охлаждения видеокарты.

Если посмотреть на фотографию эталонной видеокарты из презентации nVidia, этот медный радиатор тоже можно разглядеть. Скорее всего, первоначальный вариант GeForce 7800 GTX оснащался именно медным радиатором, однако в дальнейшем для снижения себестоимости и веса решили обходиться алюминиевым. Получается, что Asus не изобрела ничего нового - она просто приняла на вооружение идею разработчиков эталонной видеокарты, дополнив её адаптацией к условиям разгона. Традиционно видеокарты Asus питают симпатии к медным радиаторам, так что в использовании этого металла при создании системы охлаждения Asus EN7800GTX/2DHTV нет ничего удивительного.

Видеокарты BFG и XFX довольствуются частотами 460/1300 МГц и 450/1250 МГц соответственно. Таким образом, видеокарта Asus обеспечивает самый высокий результат по гарантированному разгону чипа. Память, как показали первые эксперименты, в этом плане тоже не разочарует, так что покупать Asus EN7800GTX/2DHTV с прицелом на дальнейший разгон можно смело.

В комплекте с видеокартой идут игры Project Snow Blind, Xpand Rally и Joint Operations, а также утилиты ASUS DVD, Media & Show, Power Director 3, драйверы, ПО для работы с веб-камерой (ASUS GameFace Messenger, ASUS GameLiveShow, ASUS GameReplay, ASUS Video Security Online, ASUS OnScreenDisplay). В качестве аксессуара прилагается кожаный футляр для компакт-дисков.

Р fin

Молдавская компания RitLabs продолжает "радовать" поклонников почтового клиента The Bat! очередными "финальными версиями", "совсем финальными версиями" и "почти точно финальными версиями" . Со времен первоначального объявления о финальном выпуске версии 3.5 прошел всего месяц, зато за это время выпускается уже четвертое "обновление финальной версии".

В этот раз статус финальной получила выпущенная недавно бета-версия The Bat! 3.5.30, в которой были исправлены еще с два десятка ошибок прошлого финального выпуска The Bat! 3.5.26, одна из которых, в частности, не позволяла запустить программу. В очередной раз констатируем, что разработчики программы сильно поспешили с выпуском финальной версии, для которой неоднократно пришлось выпускать исправления, и всё так же демонстрируют неспособность создать стабильную версию программы.

Осталось напомнить, что два варианта программы различаются стоимостью и возможностями - The Bat! Home Edition оценивается в 25$ и в комплект поставки не входит языковой модуль, а The Bat! Professional Edition уже в 35$, но дополнительно предлагает возможности аппаратной аутентификации на почтовых серверах, шифрования почтовой базы, биометрической аутентификации и разрешен к коммерческому использованию.

Скачать все новые версии можно по ссылкам:

Обсуждение программы ведется в этой ветке нашей конференции.

Было понятно, что итоги нашего предварительного анализа разгонного потенциала видеокарт GeForce 7800 GTX не останутся незыблемыми до анонса следующего флагманского решения. В недрах форума XtremeSystems.org в поте лица ковал своё оверклокерское счастье OPPAINTER, готовящийся в ближайшие дни пересадить видеокарты на каскадное охлаждение фреоном. Пока же он выжимает последние капли из водяного охлаждения. Вот что получилось в итоге:

Разогнанные до частот 549/1420 МГц видеокарты GeForce 7800 GTX (против вчерашних 534/1380 МГц) в режиме SLI смогли покорить рубеж в 16 086 "попугаев" 3DMark05. Кроме того, на этой конфигурации удалось получить результат в 34 891 "попугай" 3DMark03 при частотах видеокарт 536/1411 МГц, а также результат в 47 271 "попугай" 3DMark01 при частотах видеокарт 538/1418 МГц. Судя по всему, система "приработалась" достаточно хорошо, чтобы стабильно функционировать на подобных частотах. Кстати, результат в 3DMark01 будет в ближайшее время улучшен за счёт настройки программного обеспечения. Автор эксперимента рассчитывает покорить рубеж в 50 000 "попугаев" 3DMark01.

Остаётся только делать ставки на результат разгона GeForce 7800 GTX в режиме SLI с применением каскадной "фреонки". Будет ли покорён рубеж в 20 000 "попугаев" 3DMark05? Остаётся подождать совсем немного...

Хотя численность образцов видеокарт Asus EN6800Ultra Dual и Asus EN6800GT Dual стремительно увеличивалась, вчерашний анонс GeForce 7800 GTX поставил под сомнение целесообразность выпуска подобных "тандемов". Во-первых, одиночная видеокарта GeForce 7800 GTX в большинстве случаев либо оказывалась быстрее связки из двух GeForce 6800 Ultra, либо уступала ей весьма незначительно. Во-вторых, даже при стоимости порядка $600 такая видеокарта казалась более выгодным приобретением, чем пара GeForce 6800 Ultra или тандем на их основе, который ещё и не в каждый корпус можно установить без проблем. Наконец, видеочип G70 получился более экономичным, и это позволяло использовать его для построения менее громоздких "тандемов".

Как сообщают коллеги с сайта X-bit Labs, компания Asus сделала из всего сказанного выше правильные выводы, и решила отказаться от планов по выпуску сдвоенных видеокарт серии EN6800 Dual. Вместо этого будет предлагаться одиночная видеокарта EN7800GTX/2DHTV на базе чипа G70, а в перспективе может быть разработан "тандем" на базе двух таких чипов. Можно с уверенностью говорить, что на его разработку у Asus уйдёт не так много времени - дизайн графической платы уже отработан на примере EN6800Ultra Dual. Остаётся только заменить видеочипы NV45 на G70. Главное в этом опасном и не очень прибыльном деле - успеть до анонса следующего флагманского решения nVidia.

Что ждёт проекты Asus по выпуску видеокарты на базе двух чипов GeForce 6600 GT, не уточняется. Вполне возможно, что такие видеокарты тоже утратят актуальность после неизбежного снижения цен на видеокарты серии GeForce 6800 GT. Кстати, переварив информацию об анонсе GeForce 7800 GTX, мы бы не стали высказываться столь категорично в пользу возможности снижения цен на GeForce 6800 GT. Если GeForce 6800 Ultra будет замещена GeForce 7800 GTX, то в отношении GeForce 6800 GT подобных заявлений не делается. По крайней мере, сейчас мы не располагаем информацией о более дешёвых видеокартах на базе чипа G70, которые ранее фигурировали в новостях под именами GeForce 7800 GT и GeForce 7800. Вполне возможно, что nVidia выпустит их только осенью, когда возникнет необходимость конкурировать с более дешёвыми родственниками R520.

Сейчас же главная задача GeForce 7800 GTX - наполнить вынужденно пустовавший до этого (из-за дефицита чипов NV45) сегмент рынка производительными и относительно компактными видеокартами. Заодно можно и прибыль получить - рекомендованная цена GeForce 7800 GTX в версии с 256 Мб памяти в последний момент подскочила с $549 до $599. Между тем, в рознице эти видеокарты уже встречаются по ценам порядка $560-570, так что ситуация стабилизируется достаточно быстро.

Как выяснилось, 22 июня был благоприятным днём не только для анонса видеокарт, но и для анонса процессоров. На сайте AMD незаметно обновился прайс-лист, в котором появились три новых модели Turion 64.

Перечислим их основные характеристики и цену:

  • Turion 64 ML-40 -> 2.2 ГГц, 1 Мб кэша, Socket 754, TDP=35 Вт, $525;
  • Turion 64 ML-28 -> 1.6 ГГц, 512 Кб кэша, Socket 754, TDP=35 Вт, $154;
  • Turion 64 MT-28 -> 1.6 ГГц, 512 Кб кэша, Socket 754, TDP=25 Вт, $159.

Становится ясно, что модель ML-40 теперь представляет собой самый производительный процессор семейства. Покорение частоты 2.2 ГГц не далось даром - процессор имеет TDP=35 Вт. Старшая модель более холодного семейства, Turion 64 MT-34 (TDP=25 Вт), работает на частоте 1.8 ГГц.

Процессоры Turion 64 ML-28 и Turion 64 MT-28 призваны сделать семейство более доступным - цена менее $160 будет всячески этому способствовать. Заметим, что процессоры Turion 64 ещё долгое время будут оставаться самыми экономичными мобильными процессорами с поддержкой AMD64. Двухъядерные процессоры Yonah от Intel воздержатся от перехода на EM64T из соображений экономии энергии. К сожалению, в следующем году процессоры Turion 64 перейдут на двухъядерное исполнение, и уже не смогут вписаться в рамки теплового пакета 25 Вт. Тем не менее, версии с TDP не более 35 Вт будут существовать и в двухъядерном варианте.

Хотя цены на остальные процессоры AMD не изменились, в колонке Athlon 64 FX появилась пустая белая строчка, заготовленная под анонсируемый в ближайший понедельник Athlon 64 FX-57 (2.8 ГГц). Точнее говоря, в эту строчку опустится Athlon 64 FX-55 (2.6 ГГц), а модель Athlon 64 FX-57 займёт верхнюю позицию $899-900. Впервые две модели Athlon 64 FX будут сосуществовать на рынке официально. Если учесть, что Athlon 64 FX-55 с мая этого года переводится на 0.09 мкм ядро San Diego, то в сравнении с похожим Athlon 64 FX-57 он выглядит более привлекательным приобретением для оверклокера.

Ещё в начале года многие эксперты говорили, что при желании можно наделить видеокарты GeForce 6600 поддержкой SLI. Компания Prolink демонстрировала опытные образцы GeForce 6600 со специальным интерфейсом MIO, к которому подключается хорошо известный всем SLI-мост. Компания Gigabyte даже выпустила "тандем" по имени GV-3D1-XL, объединяющий на одной печатной плате два видеочипа GeForce 6600. Компания Albatron предложила включить поддержку SLI на GeForce 6600 при помощи куска провода. Наконец, существующие видеокарты GeForce 6600 без интерфейса MIO могли обрести поддержку SLI после обновления BIOS. При этом, правда, обмен данными должен был вестись через шину PCI Express x16, что несколько смущало в условиях строгого контроля nVidia за соответствием SLI-компонентов установленным требованиям.

Теперь категоричность nVidia уступает место здравому смыслу. "Враг у ворот" в лице CrossFire заставляет компанию не только раздавать лицензии на поддержку SLI сторонним производителям чипсетов, но и к осени снизить цену чипсета nForce 4 SLI в два раза. Не достаёт SLI только одного - недорогих видеокарт, способных работать в этом режиме.

Как сообщают наши зарубежные коллеги, теперь nVidia легализует поддержку SLI для видеокарт серии GeForce 6600 (не-GT).

Что самое приятное, искать новые видеокарты с интерфейсом MIO не придётся - вполне подойдут существующие видеокарты с интерфейсом PCI Express x16. Именно по шине PCI Express x16 и будет производиться обмен данными между видеокартами. Если более производительные решения типа GeForce 6600 GT или GeForce 6800 GT могли пострадать от ограничений пропускной способности режима PCI Express x8 (который в отдельных случаях сужается до режима PCI Express x4), то для GeForce 6600 это не так критично, так как собственные возможности видеокарты по пропускной способности вполне соответствуют режиму работы через шину PCI Express.

В ближайшее время технология SLI должна стать ещё более гибкой, позволяя объединять в одной системе не только одноимённые видеокарты с разными версиями BIOS или от разных производителей, но и видеокарты разных серий. Например, GeForce 6800 GT и GeForce 6800 Ultra. Судя по всему, сохранится лишь одно ограничение - видеокарты должны иметь одинаковое число пиксельных конвейеров. Подобную схему использует и технология ATI CrossFire, в качестве альтернативы позволяя ещё и объединять две разных видеокарты. В этом случае часть конвейеров старшей видеокарты отключается. Скорее всего, SLI до подобной схемы не усовершенствуется, но и предложенные "послабления" уже значительно облегчат жизнь экономных пользователей, которые будут идти к SLI поэтапно.

Кстати, сама экономическая эффективность объединения двух видеокарт класса GeForce 6600 в режиме SLI может быть такой низкой, что радость от появления такой возможности будет носить скорее теоретический характер, чем практический. Подобная схема может пригодиться только тем, кто не может потратить определённую сумму сразу на покупку более производительной одиночной видеокарты, и будет дополнять возможности своей GeForce 6600 при помощи технологии SLI. Так или иначе, постепенная "демократизация" технологии SLI не может не радовать.

Сейчас обсуждают