Платим блогерам

Новости 15 ноября 2004 года

Хотя официальный анонс AGP-варианта GeForce 6600 GT состоится только завтра, в лаборатории наших китайских коллег уже побывала подобная видеокарта производства компании XFX Technology. Мы восприняли ее компоновку и характеристики в качестве эталонных, однако сегодня поняли, что этого делать не стоило.

Так, пресловутая видеокарта от XFX оснащалась памятью GDDR-3 со временем выборки 1.6 нс, что позволяло рассчитывать на разгон до 1200 МГц DDR. При этом номинальная частота памяти равнялась 1000 МГц DDR, и подобный запас по разгону внушал симпатии к производителю.

Оказывается, что покупателям продукции других брендов может повезти в меньшей степени. Как сообщает сайт The Inquirer, эталонный дизайн AGP-варианта GeForce 6600 GT предусматривает частоты 500/900 МГц, то есть память работает на 100 МГц медленнее в сравнении с PCI-E модификацией.

Насколько оправданы подобные ожидания, мы пока утверждать не беремся, но уже завтра все станет ясно. Причиной, побудившей Nvidia снизить частоту памяти, может быть не экономия, а стремление повысить стабильность работы памяти. Вряд ли 2.0 нс память стоит существенно меньше 1.6 нс чипов GDDR-3, и сэкономить на этом не удастся. Тем более, что 2.0 нс чипы спокойно могут работать на частоте 1000 МГц DDR, и нет никакой необходимости снижать частоту до 900 МГц DDR.

Проблема может заключаться в необычной компоновке чипов памяти на печатной плате. Из-за необходимости размещения на плате переходного моста HSI графический чип и микросхемы памяти были развернуты на 45 градусов относительно своего обычного положения. Возможно, это наложило определенные ограничения на частоту памяти, так как на частоте 1000 МГц DDR стабильности сигнала добиться при такой компоновке сложнее.

С другой стороны, наши британские коллеги могут оказаться и правы, выдвигая в качестве основной причины экономическую. Nvidia не желает продавать более дорогую в производстве видеокарту по одинаковой с PCI-E модификацией цене, не снижая при этом частот. Вот уменьшили частоту памяти, и цена уже себя оправдывает - вроде и производительность чуть пониже :). На практике в рознице AGP-варианты GeForce 6600 GT стоят на $30 дороже предшественников с интерфейсом PCI Express x16.

Известно, что GeForce 6600 тоже получит поддержку AGP 8x, а вот с GeForce 6200 вопрос не решен однозначно. Официально Nvidia не собирается наделять эти видеокарты поддержкой AGP 8x, однако сторонним производителям это сделать ничто не мешает.

Пока европейский рынок только готовится принять видеокарты GeForce 6200 производства Sparkle к концу месяца, в Японии они продаются уже с 7 ноября. Судя по всему, компания Sparkle решила взять на себя функции "волшебника из голубого вертолета", который прилетит в числе первых по сигналу боевой тревоги, и, если не подарит, то предложит по очень привлекательной цене видеокарту с поддержкой Pixel Shader 3.0 и прочих прелестей DirectX 9.0c, оснащенную интерфейсом PCI Express x16.

По крайней мере, в Китае видеокарту GeForce 6200 от Sparkle с 128 Мб памяти и частотами 300/500 МГц уже можно купить вполне официально по цене порядка $120. Это означает, что GeForce 6200 расширяет ареал своего обитания, и решительным образом продвигается в розничный сегмент.

На плате установлена 4.0 нс память производства Hynix в упаковке TSOP. Это позволяет считать номинальную частоту 500 МГц DDR практически предельной - для длительной работы в разогнанном состоянии наверняка придется принимать дополнительные меры.

Кстати, в Японии на прошлой неделе появилась видеокарта GeForce 6200 производства Gigabyte, так что единичным случаем анонс решения от Sparkle назвать нельзя. Будем надеяться, что GeForce 6200 появится и на отечественном рынке, цены предельно быстро стабилизируются, а процент удачных трансформаций будет максимально высок. Нельзя исключать, что кто-нибудь из производителей со временем предложит и AGP-версию, хотя официально она и не предусмотрена.

Как это часто бывает, о конструктивных решениях и ноу-хау производителей материнских плат мы узнаем вначале из текстов пресс-релизов, и только потом появляются фотографии новинок. Именно принцип "лучше один раз увидеть" позволяет получить представление о новшестве на гораздо лучшем уровне, чем размытые и исполненные превосходных эпитетов пресс-релизы.

Так получилось и на этот раз, когда Asus сообщила об использовании новых конструктивных решений на своей материнской плате A8N-SLI Deluxe. Мы уже тогда предположили, что под громкими названиями EZ Plug и EZ Switch скрываются вполне обычные решения, немного усовершенствованные усилиями инженеров Asus.

Наши японские коллеги опубликовали краткий отчет о прошедшей в Стране Восходящего Солнца презентации данной материнской платы. Итак, начнем с фотографии силового разъема EZ Plug, предназначенного для питания видеокарт с интерфейсом PCI Express x16:

Как видите, это обычный четырехштырьковый Molex, только распаянный в непосредственной близости от разъема PCI Express x16. Такое решение не только позволяет обеспечить графические платы выделенной линией питания, но и снижает уровень помех. Кроме того, от блока питания тянется меньше проводов, что облегчает вентиляцию корпуса.

EZ Switch на практике выглядит менее амбициозно, чем в описании, содержащемся в пресс-релизе. Поскольку разъем SLI-переключателя в эталонном варианте расположен под углом к плоскости материнской платы, что может создать помехи для установки видеокарт и быстрого переключения режимов, Asus решила просто расположить плату-переключатель "плашмя":

Выгода от такого решения чем-то напоминает использование "лежачих" разъемов IDE. Кроме того, на плате Asus между слотами PCI Express x16 располагаются два разъема PCI Express x1, что дополнительно освобождает пространство. В итоге переключаться в режим SLI можно, не вынимая графические платы из разъемов. Впрочем, эталонный вариант потенциальными недостатками тоже обременен не всегда - все зависит от габаритов системы охлаждения видеокарт.

В остальном SLI-переключатель Asus идентичен эталонному варианту. Кстати, непосредственно SLI-соединитель также должен прилагаться к материнской плате. Предполагается, что он будет иметь исполнение в виде гибкого шлейфа. В системе на базе платы Asus A8N-SLI Deluxe слоты PCI Express x16 разнесены достаточно далеко, поэтому для использования с другими материнскими платами SLI-коннектор от Asus не подойдет.

По поводу сроков начала поставок этих материнских плат сообщается следующее: в Японии они появятся в первой половине декабря. Цена наверняка превысит $200. Между прочим, некоторые немецкие магазины начали принимать заказы на поставку материнской платы MSI K8N Neo4 Diamond-54G с поддержкой SLI по цене 214 евро. Аналогичная плата без поддержки SLI продается за чуть меньшую сумму. Что интересно, компания Gigabyte успешно продвигает свою плату на базе nForce 4 Ultra, и многие сайты уже опубликовали соответствующие обзоры. Не иначе, как в декабре мы все же увидим эти платы в розничной продаже.

Компания XGI Technology не является частым гостем нашей новостной колонки, а ее продукция не числится в списках популярных графических решений, но познакомиться с планами этой "маленькой, но очень гордой" фирмы всегда интересно. Прежде всего, по той простой причине, что XGI в виде самостоятельной компании пришла на рынок достаточно поздно, и конкурировать с ATI и Nvidia ей приходится достаточно жестко. При этом в своих честолюбивых планах XGI видит своей 10% долю рынка :).

Графические решения нового поколения XGI обещала выпустить только в 2005 году, а переходные решения с поддержкой PCI Express x16 вообще могут не появиться.

Наши коллеги с сайта HKE PC смогли добиться аудиенции вице-президента XGI по маркетингу, Роберта Фанга (Robert Fang), и в ходе беседы с ним получили представление о дальнейших планах компании.

Примерно в марте 2005 года должно появиться следующее флагманское решение под кодовым обозначением XG45. Чип будет выпускаться по 0.13 мкм техпроцессу, число пиксельных конвейеров будет равно лишь восьми, вопреки ожиданиям - считалось, что XG45 обретет 12 пиксельных конвейеров. Основными нововведениями станут врожденная поддержка PCI Express x16 и совместимость с Pixel Shader 3.0 и Vertex Shader 3.0.

Что интересно, XG45 должен быть в 2.5 раза производительнее XG40, однако найти источник такого "ускорения" пока не представляется возможным. Скорее всего, чип будет работать на более высокой частоте, а оставшуюся прибавку к производительности даст обновление архитектуры или новые драйверы.

В первом квартале 2006 года выйдет семейство чипов XG5x, выпускаемых по 0.09 мкм техпроцессу и ориентированных на совместимость с Windows Longhorn. Что интересно, в плане производительности разница между XG5x и XG45 составит лишь 1.3 раза - достаточно скромный прирост для решений, разделяемых 12 месяцами по времени анонса.

В конце 2006 года выйдет поколение чипов XG6x, поддерживающее DirectX 10. Характеристики этого семейства пока не определены.

В январе 2005 года появится чип среднего ценового сегмента под кодовым обозначением XG47. Что характерно, от поддержки Pixel Shader 3.0 он откажется - судя по всему, "сроки поджимают", и XGI не успевает переработать архитектуру XG42 должным образом. Ясно лишь, что XG47 обретет врожденную поддержку PCI Express x16, а также уйдет в более доступную ценовую нишу - за счет упрощения дизайна и снижения разрядности шины памяти до 64 бит на самых простых модификациях. Очень разумная тактика в условиях вялого спроса на решения XGI.

В первом квартале 2006 года выйдет совместимый с XG47 по разводке последователь класса XG5x. Он будет отличаться более высокой производительностью, поддержкой GDDR-3, а выпускаться будет по 0.09 мкм техпроцессу. Соответствующее решение семейства XG6x выйдет в четвертом квартале 2006 года.

Остается лишь пожелать XGI следовать намеченным планам и трезво оценивать конкурентную ситуацию на рынке :).

Уровень тепловыделения процессоров зависит непосредственно от потребляемой ими мощности, что, в свою очередь, определяет рабочую температуру процессора - фактор, к которому привязываются многие утилиты и механизмы. Уровень энергопотребления оказывает влияние и на экономические показатели эксплуатации процессора - чем больше электроэнергии он потребляет, тем больше пользователю придется платить за электричество. Нагрузка на силовую подсистему материнской платы и блок питания - вот еще одна составляющая, определяющая удобство эксплуатации процессора, и зависящая непосредственно от уровня энергопотребления конкретной модели.

Составить своего рода табель о рангах взялись наши коллеги с французского сайта x86-secret, которые измерили уровень потребляемой современными процессорами мощности. В результате они получили вот такой график, отображающий потребляемую процессором мощность:

Естественно, что самым "жадным" становится ядро Prescott. Из-за высокого уровня энергопотребления этих процессоров часто выходят из строя материнские платы: силовые элементы просто не выдерживают длительной эксплуатации в предельных режимах. Процессоры Northwood на равных с Prescott частотах демонстрируют более низкое (на 25%) энергопотребление.

Проблема также усугубляется тем, что ядро Prescott имеет меньшую площадь, то есть плотность теплового потока заметно возрастает. Частично компенсировать это обстоятельство призван новый термоинтерфейс, который Intel закладывает между поверхностью кристалла и крышкой теплораспределителя - теперь снять крышку с Pentium 4 без повреждения кристалла практически невозможно.

Между прочим, проблема возросшей плотности теплового потока в некоторой степени беспокоит и владельцев процессоров Athlon 64 на 0.09 мкм ядре Winchester. Хотя по уровню энергопотребления эти процессоры на 25-30% лучше процессоров на ядре Newcastle, температурный режим для них в лучшем случае одинаков. Кстати, на приведенной ниже диаграмме вас не должно смущать более высокое по сравнению со степпингом CG энергопотребление степпинга C0 - в последнем случае использовались процессоры в исполнении Socket 754, поддерживающие лишь один канал памяти. Общеизвестно, что процессоры в исполнении Socket 939 нагреваются сильнее своих собратьев в исполнении Socket 754.

Как мы уже сегодня отмечали, степпинги D0 и E0 ядра Prescott практически не отличаются в плане энергопотребления под нагрузкой. Новый степпинг E0 обеспечивает выигрыш только в режиме "холостого хода" за счет более эффективного состояния C1E:

Надеемся, что в скором времени мы увидим подобное сравнение для температурных режимов различных процессоров, ибо эти показатели ближе конечному потребителю.

Как мы не раз говорили, анонс Pentium 4 570J (3.8 ГГц) не будет сопровождаться привычной шумихой. Дело даже не в том, что образцы процессоров для тестов не распространялись по официальным каналам. Практически все обозреватели с ведущих сайтов уже сделали своеобразный прогноз по производительности процессора Prescott с частотой 3.8 ГГц, разогнав до соответствующей частоты младшие модели. Даже если подобные эксперименты не производились, было ясно, что прибавление 200 МГц тактовой частоты чуда не сотворит.

По этой причине нам хотелось бы заострить внимание на качественных изменениях, произошедших в процессоре одновременно с официальным покорением частоты 3.8 ГГц. О поддержке XD уже много раз говорилось, но Intel отнюдь не считает это нововведение революционным. Отчасти потому, что выпустила его вслед за AMD :). Во-вторых, потому что поддержка XD панацеей от вирусов не является, защищая лишь от самых примитивных форм вредоносного кода.

Не будем забывать, что Pentium 4 570J является первым процессором, во всеуслышание перешедшим на степпинг E0. Если ранее этому степпингу предрекалась поддержка технологии IEST (Enhanced SpeedStep), то на практике дело ограничилось появлением поддержки механизма Thermal Monitor 2 и улучшенного состояния C1E.

Рассмотрим, что представляют из себя оба нововведения. Thermal Monitor 2 призван во многом заменить механизм Thermal Throttling, который эффективно защищал ядро Prescott от перегрева, но делал это в ущерб производительности. Одна из проблем Thermal Throttling - это скрытность действия. По сути, пользователь может перебрать в уме сотни причин, по которым система начала серьезно "подтормаживать", и только потом догадаться, что процессор перегрелся и начал "буксовать", пропуская такты.

Срабатывать этот механизм начинает гораздо чаще, чем многие из нас могут догадываться. Например, если после частой смены кулера класса LGA 775 крепления немного разболтались, он может неплотно прилегать к процессору. Перегрев неизбежен, и обнаружить его причину можно будет не сразу.

Вторая возможная проблема - недостаточная эффективность термопасты. Если коробочный кулер в состоянии поставки снабжается одноразовой "нашлепкой", которая в качестве термоинтерфейса оказывается достаточно эффективной для охлаждения процессоров Prescott с частотой 3.6 ГГц и выше, то далеко не все имеющиеся в рознице термопасты могут заменить стандартный термоинтерфейс. Во всяком случае, к такому выводу пришли наши коллеги с сайта Tom's Hardware Guide, столкнувшиеся с проблемой "пробуксовки" процессора Pentium 4 560, работающего в паре со "сторонней" термопастой.

Теперь, начиная со степпинга E0, механизм Thermal Monitor 2 позволяет в случае достижения критической температуры снижать напряжение на ядре и тактовую частоту процессора (за счет снижения множителя, вероятнее всего, до значения 14х). Производительность при этом падает не так заметно, а эффект охлаждения достигается быстрее. Как только процессор немного "остыл", осуществляется переход в штатный режим работы.

Другая важная функция, появившаяся в степпинге E0 - это состояние C1E. Оно позволяет снизить напряжение при переводе процессора в состояние HALT, применяемое при низком уровне загрузки системы. При этом снижается уровень энергопотребления системы при низкой загрузке процессора. Неприятным моментом остается условие низкой нагрузки на оба виртуальных процессора, работающих в рамках технологии Hyper-Threading - это не всегда достижимо.

Тем не менее, наши коллеги с сайта Anandtech отмечают снижение уровня энергопотребления системы в режиме "холостого хода" при использовании процессора Pentium 4 570J:

По сути, в "спячке" процессоры степпинга E0 действительно потребляют меньше энергии, чем процессоры предыдущих степпингов, работающие на частотах 3.0 ГГц. Это утверждение справедливо и по отношению к другим процессорам степпинга E0, а не только Pentium 4 570J. Вот вам и дополнительная выгода: при динамическом регулировании скорости вращения вентиляторов слабо нагруженная система не будет досаждать шумом кулеров в прежней степени.

Кстати, под нагрузкой уровень энергопотребления процессоров степпингов D0 и E0 примерно равен, так что на разгон распространять действие C1E не следует. Для корректной поддержки этого механизма потребуется обновление BIOS материнской платы:

Говоря непосредственно об уровне производительности, обеспечиваемом новой моделью Prescott, можно ограничиться лишь краткими выводами. Архитектура NetBurst по-прежнему дает преимущество в задачах создания контента, кодирования видео и звука, а также в ряде задач трехмерной графики. В игровых приложениях сопоставимый по цене Athlon 64 4000+ держится более уверенно. Характерно, что Pentium 4 570J (3.8 ГГц) во многих случаях смотрится не хуже Pentium 4 XE 3.4 ГГц, стоящего в полтора раза дороже.

В части разгона Pentium 4 570J дает надежду всем, кто с нетерпением ждет появления процессоров Prescott на степпинге E0. Помимо рекордного результата разгона до 4.7 ГГц "на воздухе", сегодня мы можем сообщить о разгоне серийного процессора Pentium 4 570J до 4.2 ГГц. На этой частоте все игровые приложения работали стабильно. Заметьте, и это не предел - наши коллеги использовали материнскую плату Intel и коробочный кулер. На степпинг E0 в скором времени перейдет и процессор Prescott 2.4A в исполнении Socket 478, что дает определенные надежды сторонникам "бюджетного" разгона. Проблема заключается лишь в том, что процессоры в исполнении Socket 478 решительно уступают место процессорам в упаковке LGA 775, и найти указанный процессор будет достаточно сложно.

Сейчас обсуждают