Платим блогерам

Новости 05 августа 2003 года

Р fin

В прошедшем недавно чате представители Valve поделились следующей полезной и приятной информацией о выходе будущего Half Life 2:

  • Проблемы с полноэкранным сглаживанием решены на всех картах (надеюсь, их решили не так как в Splinter Cell - отключением антиалиасинга) :).
  • Перед выходом самой игры будет выпущен бенчмарк на ее основе.

Так что владельцы видеокарт Nvidia могут быть спокойны - и на их улице будет полноэкранно сглаженный Half Life 2 :).

Р fin

mp3DirectCut - небольшая утилита для прямого редактирования аудио в формате MP3. Утилита позволяет удалять из файла отрывки, изменять громкость, разделять звук на несколько файлов и копировать отрывки в новые файлы. При этом нет необходимости в преобразовании MP3 в WAV, что бережет время, дисковое пространство и, конечно, позволяет избежать потери качества звуковой дорожки.

Программа также имеет следующие функции:

  • Несколько функций предварительного прослушивания.
  • Визуализация MP3 и уровня громкости.
  • Легкая навигация по файлу.
  • Затухание/нарастание, изменение уровня громкости, нормализация звука.
  • Нахождение пауз.
  • Прямая запись MP3 (поддерживаются кодеки ACM и Lame).
  • Поддержка тегов ID3v1.1.
  • Расстановка "меток" (поисковых точек) по файлу.
  • И другие.

В новой версии 1.33:

  • Выделение сохраняется после нормализации.
  • Высота графика MPEG теперь может быть изменена.
  • Добавлен относительный таймер.
  • Изменен автовыбор - теперь всегда выбирается предыдущая часть, а не ближайшая.
  • Исправлена ошибка с отсутствием последней метки в некоторых случаях при загрузке.
  • Заголовки Xing VBR теперь будут удаляться аналогично тегам ID3v2 во избежание некорректной информации о длине файла.
  • Улучшено обнаружение тишины.

Программа распространяется бесплатно. Скачать можно здесь:

  • mp3DirectCut 1.33 (89 КБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP).
  • Локализация с поддержкой русского языка (39 КБ).
Информация о превышении существующей ревизией ядра Prescott проектных пределов тепловыделения сегодня нашла подтверждение в сообщении на английском сайте The Inquirer.

Наши британские коллеги утверждают, что представитель Intel признал, что первые образцы процессоров на ядре Prescott действительно имеют уровень тепловыделения, "близкий к 100 Вт". Напомню, что другими источниками ранее называлась цифра 103 Вт, что почти тождественно, хотя и звучит чудовищно :).

Находит подтверждение информация о необходимости соблюдения новыми ревизиями материнских плат требований Prescott FMB 1.5. Кроме того, Intel заявляет, что Prescott все же выйдет в четвертом квартале, и временные трудности ее не остановят.

Однако, следует отметить важный момент: в настоящее время инженеры Intel работают над созданием новой ревизии ядра Prescott, имеющей более низкие уровни энергопотребления и тепловой мощности. Не исключено, что к началу массового производства уровень тепловыделения удастся снизить. Это вполне реально - для процессоров класса DTR на ядре Prescott запланирован уровень тепловыделения в 80 Вт. Сможет ли Intel снизить энергопотребления настольных версий Prescott за оставшееся до анонса время (17 ноября - наиболее вероятная дата) при сохранении экономически оправданных уровней отбраковки - покажет время. Всем потенциальным покупателям этих процессоров очень хотелось бы в это верить...

После появления в июне первых модулей оверклокерской памяти на чипах в упаковке типа WLCSP прошло уже два месяца, однако массового перехода на этот тип упаковки до сих пор не наблюдалось.

Застой и нерешительность некоторых производителей решила нарушить тайваньская компания TwinMOS, решившая выпустить серию оверклокерской памяти с использованием чипов в новой упаковке. Серия получила название TwiSTER, причем происхождение этого названия имеет свое толкование представителями компании: "S" - от слова Speed ("скорость"), а "TER" - от слова Terrific ("великолепный, потрясающий"). Получается, что скорость этих модулей памяти должна просто ошеломлять :).

Внешне модули выполнены вполне добротно - радиаторы и позолоченные контакты, а также шестислойный дизайн. Все в лучших традициях индустрии :).

Отличие метода упаковки WLCSP от традиционного TSOP-II заключается в том, что чипы не переносятся с кремниевой пластины по одному после разрезания. Вместо этого часть пластины переносится целиком. Не берусь вникать в тонкости технологии производства, но все это напоминает манипуляции Алисы из сказки Льюиса Кэрролла с пудингом, который надо было вначале съесть, а потом разрезать :).

Преимущество данного метода упаковки заключается в снижении паразитных наводок при работе памяти, что выражается в лучшей целостности передаваемых данных и более высоким скоростям. Кроме того, тепловыделение модулей также снижается. Разумеется, что эти качества весьма полезны при разгоне.

Производитель утверждает, что модуль в упаковке WLCSP обходит своего аналогичного собрата в упаковке TSOP-II на 18% по пропускной способности. На данный момент существуют различные модули TwiSTER со скоростями от DDR 333 до DDR 500, причем тайминг CL=2.5 является для всех модулей максимальным значением. На частоте 500 МГц DDR устойчиво работать с таким низким значения тайминга могут только модули в упаковке WLCSP (те же GEIL Golden Dragon). В этом заключается еще одно преимущество новой технологии упаковки - обычные модули работают на этих частотах при CL=3.0 или выше.

Р fin

Очередное обновление программы-менеджера паролей / заполнителя форм AI RoboForm. Сведений об изменениях в новой версии 5.3.7 относительно версии 5.3.2 нет, хотя пакет установки вырос в размере довольно заметно.

AI RoboForm распространяется в trial-версии протяженностью 30 дней, после чего часть функций отключается. Полнофункциональная версия стоит 30$.

Скачать программу можно здесь:

Похоже, что не только мы оказались озабочены перспективами новых технологий, применяемых на материнской плате Abit IC7-MAX3. Если говорить откровенно, прежде всего, нас интересовала модернизированная четырехфазная система питания и фирменная "вытяжка" по имени OTES. Предполагается, что данные меры не только позволили обеспечить поддержку мощных процессоров на ядре Prescott, но и предоставить некоторый запас по разгону.

Английский сайт The Inquirer решил дополнить сведения о возможностях этой новаторской материнской платы. Во-первых, сообщается, что меры по активному охлаждения силовой обвязки позволят увеличить эффективность разгона на 18% по сравнению с конкурирующими платами на чипсете i875P. Даже если это так, то сулит ли это какие-то выгоды рядовому оверклокеру?

Попробуем разобраться. Существующий хит-парад разгона материнских плат по шине действительно содержит неплохие для IC7 прежней ревизии результаты – до 345-348 МГц при воздушном охлаждении северного моста. Можно ли считать подобный результат практически полезным? Нет, поскольку использовался инженерный образец процессора с разблокированным множителем. Серийные образцы процессоров на подобной плате могут успешно разогнаться до 280-300 МГц по шине. Далее они упираются в предел разгона процессора с воздушным охлаждением. Что смогут в этих условиях дать дополнительные 18% разгона? Только странную уверенность в том, что "вот если бы процессор еще разогнался"... Не исключаем, что при использовании жидкостного или криогенного охлаждения те самые 18% пригодились бы, равно как и при разгоне Prescott они могут оказать нелишними.

Второе заявление английских журналистов: пределы напряжений на этой ревизии платы были увеличены. Прежний вариант демонстрировал следующие возможности:

  • Напряжение на ядре процессора – до 1.9 В;
  • Напряжение на памяти – до 2.8 В;
  • Напряжение на шине AGP – до 1.7 В.

Нужен ли современным процессорам Northwood-D1 более высокий предел увеличения напряжения на ядре? Нет, они достаточно слабо реагируют на изменение напряжения при разгоне. Поможет ли это будущим Prescott? Возможно, но запаса по разгонному потенциалу у платы не так уж много, чтобы выбрать весь возможный диапазон напряжений. С множителем 17х процессору Prescott 3.4 ГГц до теоретического предела платы в 4 ГГц понадобиться набрать всего лишь 35 МГц по шине от номинальных 200 МГц. Эти 17% процессор сможет преодолеть и без повышения напряжения на ядре.

Понадобится ли добавочное напряжение на памяти? Вполне возможно – при синхронном разгоне модули новоявленной DDR 500 очень охотно принимают дополнительное напряжение – вплоть до 3.2 В. Усилить питание памяти – это действительно полезно.

Разумеется, что шина AGP без предельных напряжений прекрасно обходилась в старые времена, так что нарушать традиции здесь не имеет смысла.

Другими словами, приведенные английскими журналистами доводы выглядят неубедительными...

Продажи платы начнутся в сентябре, но опытные образцы уже появляются. Последний факт дает повод надеяться, что некоторые железячные сайты смогут получить одну из таких плат в свое распоряжение, и потенциальные потребители смогут хотя бы частично удовлетворить свое любопытство.

Получивший желанную порцию скандальной известности после опубликования слухов о переводе ядра Thorton на обозначение Athlon FX, сайт Adrian's Rojak Pot сегодня опубликовал новую порцию информации уже о процессоре Opteron...

Кстати, позвольте добавить несколько личных впечатлений о том, как название Athlon FX прижилось в массах. Прежде всего, появившиеся на страницах DigiTimes упоминания об этой торговой марке автором исходной информации были восприняты как подтверждение правдоподобности высказанного предположения. На самом деле, пресловутая публикация на известном тайваньском сайте ссылалась на "некоторые источники в Сети", в число которых мог попасть и сам Adrian's Rojak Pot. Как говорится, имел место эффект "снежного кома" – обросшая подробностями информация вернулась к первоисточнику.

Во-вторых, японский сайт MyCOM в своих недавних пророчествах обращались к Thorton не иначе как "Athlon FX". Либо они поверили доводам первоисточника, либо "это ж-ж-ж неспроста", и вероятность использования такого названия существует. Более того, с официального сайта упоминания о процессорах на ядре Thorton исчезли...

Возвращаясь к новой байке указанного сайта, следует кратко изложить суть выдвигаемого предположения (которое основано на некоторой информации из собственных источников сайта). Итак, в скором времени должен выйти процессор под названием Opteron FX. Разумеется, что основной отличительной чертой этого процессора должна стать урезанность кэша второго уровня (предположим, в два раза – до 512 Кб).

На чем основаны эти слухи? Доводы достаточно просты – интегрированный кэш второго уровня объемом 1 Мб занимает достаточно большую площадь на ядре процессоров Opteron:

Значит, в процессе производства неизбежно появление кристаллов с бракованным кэшем. Зачем добру пропадать? Авторы гипотезы считают, что отключив дефектную часть кэша, можно спасти некоторые процессоры Opteron от попадания на свалку. Производительность при этом уменьшится (цена, надо думать, тоже), и на помощь сбитому с толку покупателю придет суффикс FX, в рамках данной теории обозначающий всё самое тяжелое наследие процессоров Duron.

При этом на той же странице приводится предположение, что Athlon 64 в исполнении Socket 940 будет как раз называться Opteron FX. Здесь выявляется заметное противоречие. Во-первых, Athlon 64 идеологически не предназначены для двухпроцессорных конфигураций (на практике они должны спокойно работать в подобной системе – для конструктива Socket 940, по крайней мере). Стало быть, лепить к "теоретически одиночному" процессору "серверное прозвище" Opteron (даже с уменьшительно-ласкательным суффиксом FX) не совсем уместно. Во-вторых, объем кэша второго уровня моделей Athlon 64 в исполнении Socket 940 все же должен составлять 1 Мб, и никаких урезаний пока не предвидится – этому процессору предстоит отстаивать "честь семейства" в боях с самыми сильными конкурентами, для чего ему и приданы поддержка двухканальной памяти DDR 400 и 1 Мб кэша. В общем, соответствие Athlon 64 под Socket 940 и Opteron FX звучит неубедительно...

Будет ли выпущен этот самый Opteron FX под любым другим названием – покажет время. В данный момент AMD настолько неуверенна в собственных возможностях, что предлагает потенциальным покупателям разрываться между тремя конструктивными исполнениями. В таких условиях самая причудливая догадка о новом варианте процессора рискует обернуться былью...

Р fin

kX Project - независимый проект, направленный на развитие WDM-драйверов для звуковых карт на базе чипов EMU10K1 и EMU10K2, произведенных Creative и E-mu (серий SoundBlaster Live!, E-mu Audio Production Studio (APS), Audigy). Проект родился из необходимости иметь качественные профессиональные драйверы под новые операционные системы, особенно учитывая, что "потребительские" карты Creative и "профессиональные" E-mu создаются на основе одних и тех же чипов :), и расчитан, в первую очередь, на музыкантов и сочувствующих. Родоначальник проекта - наш соотечественник Евгений Гаврилов.

В последней версии драйвер имеет полную или частичную поддержку следующих функций:

  • Запись и воспроизведение звуков.
  • Синтезатор MIDI (Synth Engine).
  • MIDI UART In/Out.
  • DirectSound 2D.
  • DirectSound 3D (программная эмуляция, только 2-канальный звук).
  • Soundfonts.
  • Полная поддержка ASIO.
  • Изменение микрокодов DSP.
  • Полная поддержка AC97 I/O.
  • Программное декодирование AC3.
  • Очень важная для морального состояния владельца карт на чипах EMU10Kx поддержка скинов :).

В новой версии 5.10.0.3534:

  • Добавлена встроенная поддержка файлов sfArk v2.
  • Исправлены проблемы с регулятором WavePCM в микшере.
  • Исправлена ошибка инсталлятора в Win98SE/WinME.
  • Исправлено некорректное функционирование опции "Поменять передние и тыловые колонки" ("Swap Front and Rear") в режиме цифрового выхода ("Digital Output Only").
  • Улучшена поддержка нескольких устройств.
  • Добавлены локализации на немецкий, итальянский, польский языки.
  • Исправлено вычисление высоты звука (pitch) для некоторых моделей звуковых карт.
  • Добавлена функция включения/отключения в реальном времени резонанса и среза фильтров (совместимость с синтезатором).
  • Добавлена поддержка частоты модуляции 44100 для ASIO (альфа-версия, без поддержки записи).
  • Исправлена ошибка с некорректной частотой модуляции ASIO 44100 в Cubase SX.
  • Добавлена функция изменения буфера GSIF.
  • Добавлена опция отключения колонок при подключении наушников. 
  • Исправлены ошибки в плагинах B2B.
  • Начальная поддержка аппаратного ускорения DirectSound 3D.
  • Исправлена ошибка с одновременным воспроизведением нескольких soundfont.
  • Добавлена автоматизация большинства плагинов.
  • Другие изменения и исправления.

Драйвер распространяется бесплатно, хотя для поддержки его развития вы можете внести 10$ (или другую сумму) в соответствующий фонд.

Скачать можно здесь:

Как и ожидалось, AMD анонсировала сегодня флагманский процессор линейки Opteron 2xx, работающий на частоте 2 ГГц и имеющий номер модели 246. Разного рода PR-информацию, касающуюся новинки, можно найти на официальном сайте компании. Более того, на сайте IBM можно обнаружить описания серверов серии eServer 325 на основе новых процессоров. Цены на серверы колеблются в пределах от $3649 до $5959, сам процессор стоит $794 при поставках в партиях от 1000 штук.

Безусловно, Opteron 246 не является лучшим по соотношению "цена/производительность", однако его выход служит сигналом к близости анонса соответствующих моделей на частоте 2 ГГц в сериях 8хх и 1хх. Последний, как говорилось в древнем рекламном ролике, "нам наиболее симпатичен" :). Прогресс с масштабированием ядра SledgeHammer по частоте дает повод надеяться, что Athlon 64 достигнет рейтинга 3400+ (2 ГГц) без особых проблем. Другой вопрос – во сколько это обойдется AMD, но это уже совсем другая история...

Р fin

Появилась новая версия DirectX 9 демо/бенчмарка со сложным названием RTHDRIBL 1.2, которое расшифровывается как "Real-time High Dynamic Range Image-Based Lighting", из чего можно сделать вывод, что программа занимается рендерингом в реальном времени объектов с широким динамическим диапазоном и эффектами освещения. Благодаря встроенному счетчику частоты кадров в секунду и использования большого количества интересных эффектов, которые мы, я надеюсь, увидим в играх будущего, RTHDRIBL с успехом можно использовать в качестве бенчмарка.

Суммарно в программе используются следующие виды эффектов:

  • Рендеринг объектов с широким цветовым динамическим диапазоном.
  • Эффекты освещения.
  • Эффекты бликов.
  • Эффект изменения экспозиции.
  • Эффект "глубина резкости".
  • Реалистичная размытость изображения, вызванная движением объекта (Motion Blur).
  • Полноэкранное сглаживание.
  • Эффекты отражения Френеля.
  • И некоторые другие.

В новую версию 1.2 внесены следующие изменения:

  • Новые материалы объектов.
  • Некоторые новые спецэффекты.
  • Новая схема освещения "пляж".
  • Начальные настройки теперь загружаются из rthdribl.ini.
  • В  меню добавлены некоторые необязательные натройки.

Для функционирования демо необходимы DirectX 9 и видеокарта с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0. Если драйвер Direct3D не поддерживает форматы текстур с плавающей запятой, эффекты глубины резкости и гало работать не будут. А при отсутствии поддержки высоких форматов точности (хотя бы 16-бит на компонент) качество картинки и скорость прорисовки упадут.

Для повышения величины FPS можно применить следующие меры:

  • Отключить мультисэмплинг.
  • Отключить эффект глубины резкости.
  • Изменить тип бликов ("Glare Type") на "Natural".

На некоторых системах возможны сбои программы в полноэкранном режиме, в этом случае рекомендуется запуск в окне. 

Скачать можно здесь:

Похоже, что компания Nvidia не намерена довольствоваться достаточно сильными позициями на рынке графических решений для настольных компьютеров и ноутбуков. Укрепить веру в планы расширения спектра выпускаемой продукции на сегмент портативных устройств и мобильных телефонов позволяет совершенная недавно компанией сделка по приобретению фирмы MediaQ, занимающейся разработками в области мультимедийных контроллеров для мобильных устройств.

Компания MediaQ ведет свою деятельность с 1997 года, ее разработки успешно применяются гигантами индустрии в карманных компьютерах, мобильных телефонах и прочих устройствах. Сумма сделки составила $70 млн., очевидно, Nvidia не собирается "бросать эти деньги на ветер" :). Дополнительные подробности представители компании обещали сообщить 7 августа.

Возможно, что пресловутый чип NV33 для мобильных устройств все же увидит свет. Близок тот день, когда карманные электронные устройства будут соперничать в графических возможностях с представителями настольного сегмента недавнего периода. Поддержка DirectX 9.0 в карманном компьютере – согласитесь, это мощный стимул к покупке для заядлых игроманов, не желающих расставаться с любимой игрой даже в дороге :).

Наши американские "тезки" на сайте Overclockers.com решили в очередной раз пуститься в размышления о судьбах процессоров Athlon 64 во всем их многообразии. Некоторые высказанные ими мысли и факты показались нам достойными отдельного упоминания, и мы решили довести их до вас...

Итак, упоминавшаяся в разгадке тайны Socket 939 причина исчезновения дополнительного штырька получила некоторые разъяснения. В тот период сообщалось, что 940-ой штырек процессоров Athlon 64 с 1 Мб кэша будет необходим для совместимости с шестислойными материнскими платами под Opteron. Выясняется, что число слоев текстолита материнских плат все-таки не причем, и главной причиной все-таки служит поддержка многопроцессорности тем самым 940-ым штырьком. Впрочем, мы так и предполагали изначально. О чем нам может сказать эта информация?

Все очень просто – материнские платы для версий Athlon 64 под Socket 940 будут иметь традиционный четырехслойный дизайн. Шестислойный дизайн требовался платам под Opteron для обеспечения возможности разместить на ограниченной площади два процессорных разъема и восемь слотов памяти, а также для обеспечения требуемой мощности питания процессоров. Очевидно, что для однопроцессорных систем на базе Athlon 64 будут допустимы некоторые послабления, и проектировщики смогут обойтись четырехслойным дизайном.

Что это даст конечному потребителю? Более низкую стоимость материнских плат под Athlon 64. Шестислойный дизайн не позволял опустить ценовую планку ниже $200, для четырехслойных плат вполне достижима предельная цена в $100-150.

Еще некоторые соображения по части цен на системы с Socket 940. Если вся разница между Opteron и Athlon 64 под Socket 940 будет заключаться в маркировке, то естественным желанием AMD будет защитить себя от установки Athlon 64 в двухпроцессорные платы для Opteron. Собственно, компания и собирается это сделать при переходе на разъем Socket 939. Как же ей обезопасить себя в первое время, когда оба типа процессоров будут иметь разъем Socket 940?

Наши американские коллеги предполагают, что сделать это AMD сможет при помощи ценовой политики. Назначая цену на Athlon 64 в исполнении Socket 940 на уровне, сопоставимом с Opteron серии 2хх, компания начисто отобьет у энтузиастов желание устанавливать Athlon 64 в системы для Opteron. Печальная перспектива, но вполне возможная.

Что касается информации о необходимости использовать с процессорами Athlon 64 модулей памяти с поддержкой ECC, то здесь приятного также мало. Мало того, что память DDR 400 с ECC "днем с огнем не сыщешь", она будет стоить дороже небуферизованных модулей. Предполагается, что разница составит $10-15 из расчета на одну планку. Для двухканального доступа потребуются минимум две – это еще $30 в пользу производителей памяти. Кроме того, буферизованная память работает несколько медленнее – за стабильность приходится расплачиваться не только рублем.

В конце концов, обещанная минимальная разница в цене Athlon XP и Athlon 64. Скорее всего, речь шла о процессорах в исполнении Socket 754. Мы уже объяснили, почему вариант под Socket 940 не может стоить мало – кроме маркетинговых соображений, чипы с двухканальным контроллером памяти отличаются низким процентом выхода годных кристаллов (читай – высокой себестоимостью). Более того, даже Athlon 64 под Socket 754 сверхнизкой ценой похвастаться не смогут – дай бог, если модель с рейтингом 2800+ появится на рынке по цене $125-150.

Одним словом, кроме бардака с совместимостью процессорных разъемов, потенциальных покупателей платформы Athlon 64 ожидают заметные расходы. В сложившейся ситуации даже Intel с ее "сокетной чехардой" и более высокими ценами не выглядит так зловеще в глазах колеблющихся с выбором платформы. Отмечаемый рост доли AMD на процессорном рынке может не закрепиться в следующем отчетном году...

Некоторое время назад мы уже поразмышляли о перспективах разгона видеокарт Radeon 9800, а чуть позже сообщили о появлении в московской рознице видеокарт Radeon 9800 SE. Надо отметить, что последние начали появляться не только в России, но и в других регионах. О массовости этого явления мы судить не беремся, но в системе Price.ru уже насчитывается минимум четыре предложения этих видеокарт по ценам от $258 до $288.

Очевидно, что каждого оверклокера волнует вопрос: какая видеокарта будет предпочтительней для разгона – Radeon 9800 или Radeon 9800 SE. Попробуем обобщить всю имеющуюся на данный момент информацию о нюансах разгона и трансформации этих решений.

Итак, рассмотрим различия между двумя альтернативами:

  • Radeon 9800 – имеет 8 пиксельных конвейеров, 256-битную шину памяти, частоты 325/580 МГц (в редких случаях 325/620 МГц), встречаются варианты с памятью 2.8 нс, 3.0 нс и 3.3 нс различных производителей. Разгон обеспечивается прошивкой BIOS от Radeon 9800 Pro, успех разгона по памяти во многом определяется "удачностью" памяти. Розничная цена опустилась ниже $280-300.
  • Radeon 9800 SE Gold Version (здесь и далее – просто Radeon 9800 SE) – имеет сходный с Radeon 9700 дизайн печатной платы, 4 пиксельных конвейера, 256-битную шину памяти, частоты 380/680 МГц. На сегодняшний день в продаже были замечены только платы с 2.8 нс памятью производства Hynix. Дополнительных четыре конвейера включаются программно, однако успешность трансформации во многом зависит от удачи – в некоторой части случаев наблюдается появление артефактов. Розничная цена может достигать $250.

Каждый из вариантов таит в себе потенциальную опасность. Radeon 9800 имеет гарантированно работающие 8 пиксельных конвейеров, однако ситуация с комплектацией этих плат памятью достаточно сильно напоминает лотерею. Напомним, что наиболее вероятным вариантом в российской рознице будут платы с 3.0 нс памятью Infineon (разгону поддается отвратительно, любители продукции PowerColor должны иметь это в виду) и 3.3 нс памятью Samsung. Последний вариант часто встречается среди продукции Sapphire, разгонный потенциал памяти достаточно хорош для этого времени выборки (до 670-680 МГц DDR), однако тягаться с 2.8 нс вариантом не может. О различных вариантах noname мы пока не говорим – первое время контроль за производством Radeon 9800 сосредоточен в руках ATI, что будет твориться дальше, сказать не беремся.

Теперь поговорим о перспективах разгона и трансформации Radeon 9800 SE. Безусловно, гарантированно быстрая память позволяет разгонять себя до частот 710-720 МГц DDR. Ядро разгоняется по-разному, но при отключенных четырех конвейерах немного лучше – очевидно, за счет меньшей рабочей температуры. Включение всех восьми конвейеров далеко не всегда оказывается удачным. Весьма своевременно опубликованная моим коллегой статистика утверждает, что в случае с чипом R300 процент успешных трансформаций составлял первые месяцы до 80%, однако в последнее время "съехал" на крайне неутешительный уровень 30%. Существующие данные позволяют нам утверждать, что на фабриках ATI контроль за отбраковкой чипов достиг нового качественного уровня, и "счастливых чипов" на Radeon 9500 попадает все меньше.

Первое время после появления доказательств возможности включения всех восьми конвейеров на Radeon 9800 SE я еще тешил себя надеждой, что R350 не повторит печальную судьбу R300, и некоторое время мы будем наблюдать столь же высокий процент успешных трансформаций. Судя по сообщениям в некоторых отечественных и зарубежных форумах, это далеко не так. Мы пока не можем говорить о конкретных пропорциях удачных и неудачных трансформаций, но факт остается фактом: определенная часть видеокарт Radeon 9800 SE после переделки начинает выдавать артефакты. Тем не менее, появление артефактов может иметь и иную причину – перегрев памяти при разгоне. Если при снижении частот до номинальных или установке дополнительного охлаждения артефакты не исчезают, значит, попался неудачный чип. Возможно, что уровень контроля качества чипов R350 обеспечит достаточно низкий процент удачи при трансформации Radeon 9800 SE в Radeon 9800 Pro.

Какой из вариантов лотереи для вас более предпочтителен – решать вам. Покупая Radeon 9800, нужно потратить чуть больше денег ($20-30), и можно нарваться на медленную память. Покупая Radeon 9800 SE Gold Version, можно нарваться на бракованный чип или вообще на бюджетную версию Radeon 9800 SE с частотами 325/500 МГц, 3.6 нс памятью TSOP, 128-битной шиной памяти и шестислойным дизайном печатной платы. В последнем случае, однако, виновата будет извечная страсть отечественного покупателя к дешевым продуктам с громкими названиями – такой вариант должен стоить не более $150. Кроме того, мы пока не беремся утверждать, что подобные платы появятся в широкой продаже.

Между прочим, первый подробный тест Radeon 9800 на английском языке был недавно опубликован сайтом Firing Squad. Сообщим сразу – разгон не проводился, и результаты тестов интересны главным образом с точки зрения сопоставления Radeon 9700 Pro и Radeon 9800. Дело в том, что при всей своей раритетности, Radeon 9700 Pro имеет более высокие номинальные частоты, чем Radeon 9800: 325/620 МГц против 325/580 МГц. При этом Radeon 9700 Pro достаточно проблематично купить по цене менее $300, а комплектация памятью этого устаревающего решения носит достаточно непредсказуемый характер (большой удачей можно считать вариант с 3.0 нс памятью). В то же время Radeon 9800 имеет несколько более высокий разгонный потенциал (если повезет с памятью, опять же) и более низкую цену. На номинальных частотах Radeon 9800 отстает от Radeon 9700 Pro в среднем на 3%. При этом чип R350 имеет некоторые архитектурные улучшения, что также позволяет надеяться на лучшие перспективы разгона Radeon 9800.

Увы, но подсказать "беспроигрышный вариант" оверклокерской платы на базе чипа R350 пока не способен ни один ясновидящий :). Оптимальным вариантом будет отбор видеоплаты Radeon 9800 из нескольких вариантов по критерию времени выборки и марки памяти. В случае с Radeon 9800 SE Gold Version вы можете немного сэкономить, получить гарантированно хороший разгон памяти, но уберечь от дефектного чипа вас сможет только Госпожа Фортуна или гарантия возврата денег без объяснения причин.

Сейчас обсуждают