Deus Ex: Mankind Divided – рецензия

Оглавление

Жанр
Стелс
Разработчик
Eidos Montreal (Канада)
Издатель
Square Enix (Япония)
Платформа
Steam
Локализация
Текст + озвучка
Дата выхода
23 августа 2016 года

Вступление

Сорок с лишним часов. Сорок с лишним часов взлома электронных замков, ползанья по коллекторам, сбора всякого добра, чтения заметок, изучения достопримечательностей и убеждения в разговорах. Если лет через двадцать, когда память уничтожит воспоминания о мелких деталях, кто-то спросит, было ли это круто, без сомнений отвечу: да, вне всяких сомнений. Но сейчас ответ иной: у всего своя цена.

История Адама Дженсена продолжается день в день спустя пять лет после выхода Human Revolution. Но просил ли он об этом? Ответ в нашей рецензии на игру Deus Ex: Mankind Divided.

— Завернись в плащ и идем через майдан. Если кто-нибудь остановит, прикинемся солдатами.
— Хорошо. В случае чего скажу…
— Мы прикинемся глупыми солдатами!

Анджей Сапковский, «Крещение огнём».

450x274  75 KB. Big one: 1920x1170  750 KB





Он никогда такого не выбирал

На самом деле, дать оценку продолжительности тяжелее всего. Поклонники сюжета и маскировочных аугментаций без проблем сдюжат игру часов за семь и справедливо затребуют добавки, и никто не сможет им возразить, поскольку любители обшаривать каждый подвал застрянут в Праге будущего часов на пятьдесят. Таким людям еще время на работу и сон где-то надо найти, не говоря уже об участии в дискуссиях.

По сравнению с предшественницей игра основательно изменила форму. Если провести параллели с геометрией, Human Revolution — это длинная прямая, пронизывающая два небольших прямоугольника, а Mankind Divided — огромный эллипс, из которого линия проходит к парочке объектов помельче, но потом возвращается обратно. Иными словами, большую часть времени вы проведете в режиме свободной игры.

450x253  15 KB. Big one: 1920x1080  181 KB
Личные апартаменты Адама всегда были на удивление уютным местом.

А вот духом Deus Ex остался прежним. Как и раньше, у вас есть куча способов выполнить задание: напрямую или в обход, шумно или скрытно, с использованием летального или нелетального оружия. Приход нового поколения консолей позволил увеличить размеры уровней, из-за чего игра отчасти потеряла в сложности, ведь при наличии множества точек подхода к цели вы наверняка воспользуетесь самой удобной.

При этом в Mankind Divided есть куча условностей, которые напрягают, словно жаждущие сладостей муравьи, бесславно сгинувшие в чашечке горячего кофе: их можно проглотить и не заметить, но если присмотреться, зрелище это определенно не приведет в восторг. И самое досадное, что эти условности, как и муравьи, никогда не приходят поодиночке.

450x253  15 KB. Big one: 1920x1080  124 KB
Благодаря долгим загрузкам, поездки на метро выглядят очень реалистичными.

Первым делом разработчики упразднили «лишние» концовки предшественницы, оставив за канон, казалось, наименее логичную из них. Во время происшествия на Панхее в 2027 году, толерантно названного Инцидентом, когда по вине одного безумца все аугментированные с обновленной «прошивкой» стали одержимыми, Дженсен уничтожил станцию вместе с её обитателями, решив, что это на благо человечества.

Но сам Адам в тот день не умер. Его тело выловили спасатели, затем был длительный курс реабилитации в клинике на Аляске. За это время социальное расслоение общества на «аугов» и «чистых» достигло точки кипения: выжившие после трагедии люди с имплантами преследовались властями и всячески угнетались, а большую их часть насильно переселили в специальное гетто под названием Город Големов.





450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  169 KB
Газеты в Deus Ex всегда было интересно читать, а в Mankind Divided появилось еще и подпольное издание, рубящее правду-матку.

Теперь бывший шеф службы безопасности уже обанкротившейся «Шариф Индастриз» работает на Интерпол, не оставляя попыток пресечь деятельность тайной ложи, вершащей судьбы мира. И, вы знаете, даже если бы мне хотелось испортить вам удовольствие от здешнего повествования, это едва ли стало возможным, поскольку ничего шокирующего сценаристы Mankind Divided нам так и не покажут.

В эпицентре Human Revolution была личная драма Адама Дженсена — человека, потерявшего всё: друзей, близких, даже собственное тело. Это запоминающаяся история с рядом красивых, волевых моментов. И на её фоне продолжение выглядит на удивление бледным: как Pre-Sequel для Borderlands, где сюжетная линия хоть и ладно подана, но уж точно не выглядит «обязательной к ознакомлению».

450x253  13 KB. Big one: 1920x1080  170 KB
Дизайн Steam Controller, похоже, оказался успешным, если подобные устройства пользуются популярностью и в 2029 году.

Сказывается нехватка запоминающихся персонажей. Из старой гвардии нам встретятся только Дэвид Шариф и Элиза Кассан, да и те в эпизодах. Новички же представлены классическими типажами и привлекают внимание ровно в те моменты, когда крупным планом попадают в кадр. Если в свое время вас утомили язвительные шуточки Фрэнка Притчарда, то сейчас, даю слово, вы будете по ним скучать.

Скверное впечатление произвела локализация. На то, что часть горожан и полицейских изъясняются на чистом чешском, еще можно закрыть глаза, но отсутствие субтитров к большей части внесюжетных диалогов — уже перебор. Во вступительном ролике-предыстории бросаются в глаза неправильные ударения, а синхронизация с губами, как и в прошлой части, оставляет желать лучшего.

450x253  15 KB. Big one: 1920x1080  173 KB
В какой-то момент думаешь, что игра уже ничем не может удивить. А потом встречаешь Альберта Вескера…

Искать-собирать

Есть две причины сыграть в Mankind Divided — это с маниакальной дотошностью проработанные декорации и интересные побочные задания. Прага 2029 года канадским разработчикам удалась на славу: в вашем распоряжении окажутся два крупных района города, разделенных веткой метро, и уже после краткого пролога вы сможете почти без ограничений удовлетворять свою жажду исследования и взлома.





Вламываться в чужие квартиры и находить секретные проходы интересно не только с целью поживы: у каждого места здесь своя легенда, которую интересно изучить. Напротив вашего убежища, например, поселился адепт церкви Бога-Машины, о чем свидетельствует куча свечей и тотем на стене, а этажом ниже обитает любительница кошек: её пути с Дженсеном еще могут сойтись в ходе одного из побочных заданий.

450x253  11 KB. Big one: 1920x1080  151 KB
Порой вламываешься в очередную каморку и думаешь «что, черт подери, здесь произошло?»

Столицу Чехии суждено посетить трижды, и каждый раз город будет выглядеть иначе. Сперва он поприветствует вас дневным светом и относительно мирной обстановкой, чем сильно напомнит мегаполис из Half-Life, затем заиграет ночными огоньками, приглашая посетить увеселительные заведения, которые днем закрыты. По ходу прохождения изменятся и некоторые локации: так, в банк гораздо легче пробраться ночью, когда здание покинет охрана.

Увы, нынешняя работа Адама не предусматривает частые поездки в разные уголки земного шара. Если говорить о местах с относительной свободой передвижения, помимо Праги мы посетим уже упомянутый Город Големов, по компоновке напоминающий уменьшенную копию нижних уровней Хэнша. Остальные зоны слишком компактные, да и тех всего парочка: уровней, созданных специально «под стелс», в игре очень мало.

450x253  28 KB. Big one: 1920x1080  400 KB
Прага выглядит типичным футуристичным городом Восточной Европы. Сменили бы название на Будапешт или Варшаву, никто бы и не заподозрил подвох.

Поначалу кажется, что Deus Ex растеряла былой шарм, но атмосфера киберпанка здесь настолько густая, что можно заметить трассеры от выстрелов. Погружению в мир антиутопии способствуют второстепенные миссии, где авторы сумели поднять важные для этой вселенной темы: угнетение «аугов», проблема искусственного интеллекта, эксперименты по пересадке памяти. Чаще всего вам так или иначе придется что-то искать или вырубать врагов, но с точки зрения подачи все поручения прописаны великолепно.

Побочные задания радуют еще и нелинейностью — почти все заканчиваются моральной дилеммой, и не везде есть очевидное решение, ведущее к хеппи-энду. Жаль, ничего такого не предлагает основной сюжет: считанные разы вам позволяют что-то выбрать, и еще меньше у этого есть какие-то последствия. Крупная развилка всего одна, да и та вообще не влияет на концовку, а завязана на судьбе парочки героев.

450x253  13 KB. Big one: 1920x1080  132 KB
Разговор по местной «аське» от лица другого человека — разве может Deus Ex предложить что-либо круче?

Арсенал Дженсена почти не изменился. На первой же вылазке вы получите привычный шокер или винтовку с усыпляющими дротиками, правда, последнюю применять толком и негде: всегда можно подойти на расстояние удара кулака, да и открытыми пространствами игра небогата. Отыгрывать бойца — по-прежнему занятие на любителя: слишком топорно устроена стрельба, чтобы разглядеть здесь хороший шутер.





По схожей причине оказываются не у дел почти все новые аугментации. Защитный панцирь, замедление времени, наноклинок и рывок Икара больше подходят для «плохого парня», а не «пафициста», так что, скорее всего, вы будете довольствоваться удаленным взломом и уже проверенными в Human Revolution модификациями. Благо, теперь почти вначале вам дается сразу девять «праксисов» для раскачки.

450x253  11 KB. Big one: 1920x1080  131 KB
Пожалуй, это лучший кадр для оценки уровня детализации текстур в игре.

За время реабилитации Дженсена обучили рукоделию, так что теперь на уровнях повсеместно встречаются универсальные детали, конвертируемые в основы для мин, клеточные батареи источники энергии и лечилки. Ими же прокачивается оружие, хоть для тихого прохождения это и ни к чему. Лишнее снаряжение традиционно сплавляется торговцам, хотя деньги здесь нужны разве что силовикам из-за вечной недостачи патронов — остальные ограничатся покупкой трех пакетов «праксис» у барыги из начальной зоны.

Изменился принцип работы батареек. Если раньше при использовании затратных аугментаций вроде невидимости регенерировал единственный «кубик» аккумулятора, то теперь при каждой её активации предельная емкость шкалы энергии уменьшается всего на 10%, а остальное восстанавливается, что позволяет чаще пользоваться навыками. А вот дурацкая фишка с расходом ресурсов при оглушении никуда не делась.

450x253  15 KB. Big one: 1920x1080  219 KB
Иногда торговцы Праги предлагают купить у них удивительные и загадочные вещи.

От ролевых элементов серию избавили окончательно. В Mankind Divided Адам реже обращается к силе убеждения, да и подтекст разговорных баталий часто напоминает ситуации из Human Revolution (убедить врага в неправоте, отговорить от самоубийства). Зато система укрытий стала нагляднее: при желании вы можете играть в Deus Ex, почти как в тактику XCOM, поскольку отныне персонаж не нелепо перекатывается, а совершает перебежки, причем рывок задается к любому месту в пределах видимости.

Не могу напоследок не упомянуть музыку. После, без преувеличения, эпичного саундтрека из предыдущей игры, мелодии из новой части не запоминаются вообще ничем, хотя за них по-прежнему отвечал Майкл Макканн. В качестве фона они воспринимаются сносно, но слушать отдельно вы их вряд ли захотите.

450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  221 KB
Противники замечают героя на больших расстояниях, а вот с периферическим зрением и слухом у них проблемы.

Не слишком горячо

Новое творение Square Enix не избежало практики (как правило, грустной) внедрения заочных соревновательных элементов, читайте, никому не нужных режимов. В Rise of Tomb Raider были «Экспедиции», предлагающие пройти сюжетные главы на очки и с модификаторами, в Hitman — «Контракты», где мы выслеживали и убивали случайных целей. Знакомьтесь, младший сын, имя его — Breach.

Если вкратце, вы играете за безымянного хакера, представляющего группу риперов жнецов, цель которых — выудить грязные секреты корпораций. Здесь даже есть немного сюжета, но не надейтесь узнать что-то значимое: полученные сведения лишь дополнят картину мира, не более того.

450x253  16 KB. Big one: 1920x1080  174 KB
Каждая карта в Breach — своего рода головоломка, ведь нужно не только найти указанные предметы, но и понять, как до них добраться.

Внешне режим Breach напоминает недавний новаторский проект Superhot: вы управляете трехмерным аватаром внутри нейронной сети, выполняя задания на очки и время. Чаще всего цель: найти и скачать данные, но иногда вас просят устранить всех врагов, собрать фрагменты или расправиться с «боссом». Играется всё, как и полноценная игра: стрельба, укрытия, прятки и взлом в наличии.

Успех поощряется кредитами и опытом. По мере прокачки получаете пакеты «праксис» (аугментации аватара почти идентичны Дженсену, только стоят дороже), а за деньги покупаются наборы со случайным содержимым различной степени ценности. В число последнего входит оружие, патроны, а также модификаторы, позволяющие на одну попытку удвоить здоровье или увеличить наносимый урон.

450x253  16 KB. Big one: 1920x1080  192 KB
Удаленный взлом — неотъемлемая часть игрового процесса в нейронной сети. Без него не обойдется почти ни один уровень.

Новые задания выбираются на карте, напоминающей реестр на сервере. Иногда в открываемых папках попадаются бесплатные наборы со всяким добром, а еще встречаются цепочки расследований, где вам предстоит докопаться до истины в каком-то загадочном происшествии. Подзадоривают вызовы, предлагающие побить означенный счет или пройти уровень за рекордное время, но количество попыток ограничено.

Вся эта затея вряд ли выстрелит, поскольку, будем честны, заочные соревнования мало кому вообще интересны, тем более в Deus Ex, где всегда на первых ролях были атмосфера и отыгрыш, поэтому в Breach стоит заглянуть сугубо ради ознакомления, а программа «максимум» — пройти все карты ради достижений. Пытаться завершить всё на 100% и бить рекорды — удовольствие сомнительное и бесперспективное.

450x253  12 KB. Big one: 1920x1080  113 KB
Беда наборов снаряжения не в том, что ценные предметы встречаются в них редко, а в том, что копить на самый престижный комплект вы будете несколько часов.

Пять отвратительных решений Square Enix, которые могли погубить игру

Одноразовые бонусы за предзаказ. «Предвыборная» кампания игры закончилась небольшим, но неприятным скандалом. Оказалось, что часть бонусов версии «первого дня» можно использовать только раз, в одно прохождение. Всё бы ничего, получил подарки и сохранил игру в отдельную ячейку, затем возвращайся к ней когда угодно, но в Mankind Divided не все сложности доступны изначально, а на последней доступна одна жизнь: после смерти сохранения удаляются. Ха-ха? Издатель считает, что это и правда смешно.

450x253  22 KB. Big one: 1920x1080  266 KB

Микротранзакции. Кривя душой, могу согласиться, что продажа внутриигровой валюты для режима Breach — это нормально, ведь даже в признанной идеальной GTA V продаются чемоданчики вечнозеленых для сетевой игры. Но как низко нужно пасть, чтобы додуматься сдирать деньги за дополнительные пакеты «праксис», такие же одноразовые, что и за предзаказ? Вот уж действительно, I never asked for this.

450x253  22 KB. Big one: 1920x1080  256 KB

«Читы» в сезонном абонементе. Первые три пункта — это уже triple kill здравого смысла. Большая часть внушительного перечня составляющих сезонного пропуска — расходники, некоторые вообще бесполезные, поскольку нехватки ресурсов в Mankind Divided не наблюдается. И в этом вопросе я резко против мнения «не хочешь — не покупай». Игры за $90 стали нормой, дополнения для каждого крупного проекта — уже стандарт, поэтому игроки вправе настаивать, чтобы за треть стоимости продукта им не впаривали хлам.

450x253  10 KB. Big one: 1920x1080  125 KB

Бестолковое мобильное приложение. Один из предметов коллекционирования в новой части Deus Ex — треугольные коды, которые можно сканировать смартфоном, получая за это дополнительные материалы вроде концепт-арта или фото разработчиков. Но не на всех платформах есть это приложение, да и был ли смысл переусложнить доступ к данным, когда многие разработчики прямо в меню предоставляют то же самое? Еще одна особенность Deus Ex Universe — показ статистики игрока, и если отсутствие картинок — это пустяки, то сведения о количестве убийств и поднятых тревогах просто обязаны быть в игре.

450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  222 KB

Дополнительные главы — не часть основной игры. История с The Missing Link для Human Revolution, ставшим полноценным приложением, видимо, ничему Square Enix не научила. Вот и сейчас издатель пытается подать дополнительные главы обособленными фрагментами, не связанными с основной кампанией. Так сделали с бонусной миссией за предзаказ, и так будет с двумя дополнениями из Season Pass. Недостатки этой схемы налицо: в DLC вы прокачиваетесь отдельно, снаряжение добываете с нуля, прогресс заданий и собирательства никуда не переходит. Такая попытка продать еще больше «праксисов» за «реал»?

450x253  17 KB. Big one: 1920x1080  207 KB

Заключение

Несмотря на то, что почти по всем аспектам Mankind Divided оказалась слабее предшественницы и ожиданий по большей части не оправдала, трудно найти нечто подобное с таким же сильным вовлечением в игровой процесс. Вы посетуете на скучный сюжет, огрехи в балансе, местами скверную оптимизацию, хоть игра и бодро бегает на устаревших конфигурациях, но все равно несколько дней просидите за ней до утра.

Этой части очень не хватает ярких моментов: она ровная от начала и до конца, не вызывает сильных эмоций и переживаний. На ранних этапах разработки проект часто сравнивался с Splinter Cell: Double Agent, но в итоге разговоры о двойной игре как-то замяли. Надежда на эффектную развязку в заключительной части трилогии о Дженсене, ведь если судить по вставке после титров, то как минимум еще одна игра определенно будет.

450x253  20 KB. Big one: 1920x1080  255 KB

Вердикт: консервативное и очень осторожное продолжение одной из лучших стелс-серий в тематике киберпанка. Все еще высочайший уровень исполнения, но недостатков в этот раз больше.

Оценка: 8.7 («Отлично»).

Виталий Красновид aka Dezintegration



Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
  • Вступление, сюжет, мир и механика, режим Breach, экстра-раздел, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал
рейтинг: 2.9 из 5
голосов: 34

Комментарии 20 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают