Сравнительное тестирование e-IPS мониторов NEC EA232WMi и PA231W (страница 2)
реклама
Меню и управление
Для управления NEC EA232WMi в нижней правой части расположены четыре кнопки и один джойстик. С помощью последнего производится вся навигация по меню. Выбор пунктов осуществляется посредством кнопки Select, а вход в меню, выход со страниц производится соответствующей клавишей. Для сброса настроек и быстрого включения режима сохранения электроэнергии используется кнопка Reset/Eco Mode.
О работе монитора сигнализирует синий светодиод, встроенный в клавишу включения/выключения. В левой части расположен датчик освещённости, который изменяет яркость экрана в зависимости от внешних условий просмотра. Благодаря его работе можно не только долго сидеть за монитором без лишней головной боли, но и сохранить зрение за счёт снижения напряжения на глаза.
Само меню практически не изменилось со времен моего первого знакомства (2003 год, модель 1970NX) с мониторами компании NEC. Основные настройки монитора находятся на первых двух закладках. В них можно изменить яркость/контрастность монитора, активировать Eco Mode и автоматическое изменение яркости (на выбор предлагается целых три режима работы), переключить предустановленные режимы и выбрать одну из предложенных цветовых температур.
Всего у монитора шесть режимов DV-Mode: Standard, Text, Gaming, Photo, Movie и Dynamic. Последний активирует динамическую контрастность, которая по заявлению компании составляет 25000:1. Ручное внесение правок в цветовую температуру доступно исключительно при выборе следующих режимов: 1, 2, 3 и 5.
В двух последующих закладках пользователю предлагается настроить меню на своё усмотрение (положение, время выключения, горячие клавиши и прочее), установить громкость встроенной аудиосистемы, изменить яркость светодиода питания, включить автоматическое определение видеосигнала и таймер выключения монитора. Здесь же можно сбросить все настройки по умолчанию и активировать дополнительную систему снижения энергопотребления NEC Intelligent Power Manager (IPM).
реклама
На последних закладках представлена общая информация о мониторе, экономии выбросов CO2 (Carbon) на электростанциях и затратах на оплату энергии. Последние пункты, по замыслу разработчика, должно заставить пользователя призадуматься о сохранении окружающей среды и, конечно, показать, что все эти энергосберегающие технологии действительно работают. Как мило…
Управлять монитором NEC EA232WMi не составило труда. Все кнопки подобающим образом вписаны в дизайн модели. Клавиши нажимаются легко и чётко, пункты меню расположены логичным образом, а четырехпозиционный джойстик позволяет производить навигацию и изменять настройки даже в полной темноте. Кроме того, с его помощью можно быстро изменить яркость/контрастность без входа в само меню.
Совсем иначе выглядят система управления профессионального NEC PA231W. Часть кнопок расположена на нижней части рамки, а часть на боковой. Джойстика здесь нет, вся навигация осуществляется четырьмя специальными клавишами. На практике это оказалось ничуть не сложнее и даже несколько удобнее. Но тут главную роль, скорее всего, сыграли не сами кнопки.
Во время активации меню на экране монитора возникают надписи напротив каждой из клавиш управления. Названия пунктов отличны от наименования самих кнопок. Это позволило избежать двойной маркировки элементов управления и в полной мере обеспечило беспроблемное управление при отсутствии всякого освещения.
В отличие от EA232WMi в мониторе PA231W кнопка включения и соответствующий светодиод разместились в правой части. Там же находится датчик освещённости, плюсы которого я уже изложил выше. Однако стоит отметить, что здесь он работает значительно плавней (а не ступенчато, как у EA232WMi) и слегка быстрее, при этом никакого выбора режима его работы не предусмотрено. Возможно, это связано с тем, что модель PA231W вышла почти на год раньше своего соперника по данному тестированию.
реклама
В меню монитора семь разделов и, как минимум, по трём из них наблюдается схожесть с EA232WMi. Останавливаться на них я не буду, расскажу только об основных и действительно полезных настройках.
В первую очередь отмечу невозможность изменения значения Contrast. Насколько мне стало известно - оно остаётся заблокированным при всех цифровых подключениях к монитору (DVI, Display Port) и доступно исключительно в работе с «аналогом». По правде говоря, это идеальное решение, ведь на большинстве LCD мониторов повышение/понижение контраста с заводских значений было связано с простым усилением/уменьшением яркости подсветки, а это только дополнительно запутывало пользователей.
В первой закладке также возможна активация Eco Mode с выбором из двух режимов. По факту - всего лишь ограничение максимальной яркости и ничего более. Дополнительно у монитора присутствует настройка глубины черного. Можно выставить минимально возможное значение (Min), либо сделать из чёрного тёмно- и светло-серый цвета в зависимости от желания пользователя. Фактически, доступно изменение гамма-кривых, воздействуя тем самым на получаемую контрастность изображения. Во второй закладке настраиваемыми параметрами являются: положение картинки на экране (зачем это нужно при цифровом подключении мне непонятно) и увеличение её резкости.
В следующем, самом основном разделе, расположены главные настройки для гиков и простых любителей правильной цветопередачи. В нём можно выставить один из предустановленных режимов (не выдуманные инженерами и маркетологами, а соответствующие определённым стандартам), установить конкретную цветовую температуру и значение гаммы. Да, вы не ослышались – конкретные значения. Больше не надо вручную выставлять значения каналов RGB для достижения того или иного значения WB, в мониторе PA231W оно выставляется с точностью до 100К. Таким же образом изменяется значения гаммы – пользователь может установить любое из известных значений (от 0.5 до 4.0) либо выбрать один из стандартов тоновой кривой (sRGB, L Star, DICOM).
В отсутствии регулировки стандартных значений RGB нет ничего страшного, ведь в PA231W есть возможность изменения оттенка, насыщенности и цветового сдвига для шести основных цветов полиграфии (красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, розовый). Пока мне сложно представить для каких случаев необходимо внесение ручных корректировок подобных параметров, хотя не исключаю вероятности, что кто-то ими часто пользуется. Последним пунктом значатся «Продвинутые настройки» (Advanced Setting), но про них будет чуть позже.
Изменение настроек функций «картинка-в-картине» (PIP – Picture in Picture) и DisplaySync Pro кроется в четвёртом разделе меню. В нём можно настроить положение, размер, вход (с которого будет подаваться второе изображение) и вид режима. Для подключённых USB устройств, таких как мышка и клавиатура, задается соответствие конкретным видеовходам. Производитель особенно подчёркивает возможность управления двумя компьютерами (подключённых к монитору по USB и видео-кабелю) одним манипулятором. Резонный вопрос – «Многим ли это надо?». Дальше – веселее…
Кастомизация монитора PA231W опережает возможности EA232WMi. Здесь вам изменения прозрачности меню, цвета его рамки (на выбор: красный, зелёный, синий, серый), яркости светодиода (от 0 до 100%, то есть возможно его выключение) и переключения с синего на зелёный светодиод. До чего только не додумались инженеры NEC, да ещё и в мониторе для профессионалов… Хотя с другой стороны, такая забота о пользователе – стоит многого. но не десять тысяч рублей.
Перейдём к настройкам Advanced. Они представляют собой некое подобие стандартного меню с несколькими изменёнными пунктами. Можно выбрать предустановленный режим и определить его положение (Picture Mode 1-5) в разделе выбора. Точка белого может быть задана не только конкретным значением по шкале Кельвин, но и координатами в системе CIE. Аналогичным образом задаются крайние значения красного, зелёного и синего цветов, которые и определяют цветовой охват монитора. Именно благодаря встроенному четырнадцатибитному 3D LUT дисплей NEC PA231W может с высокой точностью имитировать любые цветовые пространства, не выходящие за пределы его собственного (native gamut).
Опция Color Vision позволяет провести эмуляцию изображение в соответствии с несколькими типами восприятия цвета. Здесь же можно выставить компенсацию яркости и цветопередачи изображения на всей площади монитора (Uniformity). Доступны значения от 1 до 5 и Off. Есть смысл выставить максимальное значение, либо вовсе выключить эту функцию. На второй закладке пользователь может регулировать резкость, включить «разгон» матрицы (Response Improve), Eco Mode и датчик освещённости.
Опция Metamerism позволяет улучшить совпадение цветовой температуры при использовании мультимониторных конфигураций. Включение Ambient Light Compensation провоцирует автоматическую настройку black point в зависимости от внешней освещённости. Чем она больше, тем выше яркость чёрного цвета. То же самое можно выполнить вручную с помощью настройки Black в основном меню.
Регулировка насыщенности, оттенка и сдвига шести основных цветов в дополнительном меню выполняется куда нагляднее и проще. Если есть необходимость в быстром переключении подобных настроек, монитор предлагает сохранить до пяти ручных «пресетов». В «продвинутом» меню кастомизация PA231W может быть продолжена отключением заставки при включении, информации о изменении разрешение и источника сигнала. Можно произвести активацию встроенного скринсейвера, выставить таймер выключения монитора и посмотреть время наработки. Все остальные настройки совпадают с таковыми из основного меню.
Быстрое переключение режимов монитора возможно с помощью кнопок вверх/вниз. Узнать подробную информацию о каждом из них можно нажатием клавиши Select. Любой пункт меню (а не целиком все настройки, как в остальных мониторах) можно обнулить до заводских значением соответствующей кнопкой Reset. Если пользователь хочет привести монитор к первоначальному состоянию (настройкам) через меню можно выбрать Factory Reset.
реклама
После продолжительного тестирования NEC MultiSync PA231W я могу четко сказать – вот лучшее по удобству и количеству настроек меню из всех мною виданных. Его кастомизация и ручное изменение любых настроек предустановленных режимов, изменение их положения при выборе, регулировка координат представления цвета – всё это поражает воображение. Несомненно, у монитора очень функциональная и точная начинка, позволяющая выжать с почти той же матрицы, что и у EA232WMi, её теоретический максимум. А кому-то это возможно очень нужно…
Результаты тестирования
NEC EA232WMi
Цветовой охват
Монитор NEC EA232WMi оснащается W-LED подсветкой матрицы, а цветовой охват практически полностью соответствует стандарту sRGB.
Судя по треугольнику на CIE диаграмме можно отметить 99% сходство ЦО монитора NEC и ASUS ML239H из прошлого обзора. Есть вероятность, что в ASUS используется та же матрица, тем более он тоже оснащается LED подсветкой. Стоит отметить частичное несовпадение нативного охвата и sRGB. По этой причине рекомендую использовать ICM/ICC профиль при работе с профессиональным программным обеспечением.
На двух видеороликах внутренняя фигура представляет охват NEC EA232WMi, внешние – стандартные пространства для сравнения. Полученные процентные соотношения цветовых охватов монитора составляют: 92,9% sRGB и 71,4% AdobeRGB. Эти значения были получены в режиме сравнения Perceptual, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений. По ним можно говорить об отсутствии проблем при работе с фотографиями и видеоматериалом. Цветовой охват большинства настольных мониторов не превышает 95%, а поэтому +-2% это не так страшно.
Яркость и контрастность
Как и на любом другом мониторе, на EA232WMi изначально выставлен режим Standard с настройками яркости – 100%, контраста – 50%.
Несмотря на заявленные в характеристиках 250 cd/m2 в пяти из шести предустановленных режимах яркость оказалась равна 270 cd/m2. Но тут совсем не важно, что она на 8% выше, главное – яркость везде максимальная, даже в таком режиме как Text. Основные изменения кроются в значении гаммы и яркости чёрной точки. К примеру, в Game изображение зачем-то сильно теряет контраст, что говорит о резком поднятии всех трёх цветовых каналов.
С одной стороны, это поможет увидеть каждую деталь в тёмных игровых пространствах, с другой – атмосфера любой игры явно будет нарушена. Аналогично странно настроен режим Photo. Послушайте, но какой обработкой фотографий (да пускай даже простым просмотром) можно заниматься при таком неконтрастном изображении на мониторе? Видимо, кто-то решил поиздеваться над покупателями.
В ту же степь отправляется уже отмеченный режим Text, в котором большинство производителей серьёзно снижают яркость монитора для комфортного чтения. Но, что сделали в компании NEC? Они слегка повысили контраст с помощью увеличения значения гаммы. Просто «превосходный» полёт фантазии. Серого вещества им явно не занимать.
Последний режим Dynamic, в котором активируется динамическая контрастность изображения. В нём значение яркости белого и чёрного поля постоянно меняются в зависимости от изображения на экране. По данным из таблицы легко можно посчитать ДК – 3857:1 – в семь раз меньше заявленного. Но здесь мне стоит зайти вперёд и сказать, что при дальнейшем изучении монитора используемый измерительный прибор попросту не смог выявить минимальное значение уровня чёрного. При значениях меньше 0.04 cd/m2 он входил в ступор, отказываясь считывать значения. На основании этого можно предположить, что указанные цифры в ТХ более, чем реальны.
Дополнительно были измерены значения при уровне контрастности 0% и при всех настройках, выставленных в максимальное положение. По этим замерам я могу отметить, что регулировка ползунка Contrast совершенно не вносит коррективы в соответствующее значение. Как и у многих мониторов, она меняет яркость подсветки и ничего более. Собственно, это и доказал мой замер. Аналогичным образом ни к чему не привело и увеличение его до 100%. Кроме резкого пропадания большей части светлых оттенков и усиления тёмных - ничего другого я не увидел. Не смог заметить изменений и Eye-One Display 2. По полученным результатам и собственным впечатлениям могу констатировать факт – производитель идеально выставил значение контрастности и лучше его вообще не трогать.
Для достижения уровня яркости в 100 cd/m2 мне пришлось снизить уровень Brightness до 35%. При таких настройках контрастность монитора составила 909:1, а после дальнейшей калибровки и профилирования (но уже с другими настройками) снизилась до 667:1.
Дополнительные настройки
Отдельно стоит поговорить о датчике освещённости и режимах его работы, коих здесь четыре. Первый – это его бездействие (off). Три последующих предлагают алгоритмы, опирающиеся на силу внешнего освещения (Ambient Light), яркость изображения на мониторе (White Content) и совмещение первого и второго режимов (Ambient + Content). Во время проведения дополнительных тестов падающий на монитор свет являлся константой (то есть не менялся), для изучения принципов работы режимов использовалась заглавная страница нашего сайта, фотография с преобладанием светлых оттенков и ещё один снимок с преобладанием тёмных.
Как можно заметить, в самом простом режиме Ambient Light при любом источнике изображения яркость оставалась неизменной. При активации White Content наблюдалось резкое снижение яркости при преобладании на мониторе светлых участков изображения и обратный эффект при просмотре тёмной картинки. Большинству пользователей такое резкое и постоянное изменение яркости будет «бить» по глазам. Тем более, с учётом довольно заметных скачков (хотя значение Brightness и меняется по 1%) этот режим оказывается не лучшим вариантом, хотя он и помогает снизить нагрузку на зрение (большинство сайтов и программ выполнено в светлой гамме).
Последний режим предлагает объединение двух предыдущих методов в один. В его работе можно отметить не сильный, но заметный разброс в выставленных в меню значениях при просмотре различного контента. Многим он может показаться более выигрышным, чем Ambient Light и значительно лучше простого White Content. Моё же мнение такое – первого режима будет достаточно для любых задач.
Гамма-кривые, калибровка и профилирование
Для начала разберёмся с гамма-кривыми в предустановленном по умолчанию режиме Standard. Напомню, что чёрная линия на графике является референсным значением гаммы 2.2. К ней должны стремиться все «подопытные».
У монитора NEC EA232WMi не всё плохо. Сильнее всего поднят синий канал, заметно меньше - зёлёный. Красный лежит по идеальной траектории, вплоть до 90% значений. После них появляется резкий скачок вниз и постепенный уход вверх. По распределению точек серого градиента на CIE диаграмме я могу судить об отсутствии паразитного оттенка на изображении вкупе со значительным разбросом цветовой температуры самых тёмных участков градиента.
По первоначальному отчёту UGRA заметно, по каким позициям намечаются улучшения. В целом не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Хотя подобное заводское «качество» настройки можно встретить и на многих TN мониторах.
В остальных предустановленных режимах, как я и предполагал, были изменены только гамма-кривые. По их форме (особенно в Photo и Gaming) не приходится поражаться высокой яркости чёрной точки и соответствующем (низком) коэффициенте контрастности изображения. И ладно, режим Gaming, в котором фантазия может найти выплеск в любой несуразной настройке, но о чём думали инженеры, когда программировали режим Photo? А для чего в Text решили повысить гамму? Ещё основательнее выделить чёрные шрифты на светлом фоне? Лучше бы снизили яркость…
При выставленных в максимум настройках, как и предполагалось, все кривые покинули зону диаграммы уже на 80% значении проверочного градиента. На изображении это сказывается слиянием светлых участков в один максимально насыщенный цвет.
При снижении уровня яркости до 100 нит (напомню настройки: яркость 35%, контрастность 50%) ничего нового, относительно результатов режима Standard я не увидел. Всё тот же подъём синего и зелёного канала, а также резкие скачки кривых под самый конец градиента.
Под наблюдением прибора настройки калибровки для последующего профилирования оказались следующими:
- Яркость – 48%;
- Контрастность – 50%;
- Режим RGB – любой из предустановленных с возможностью ручного изменения;
- Значения RGB – 88.0\78.6\84.9.
Применять эти настройки без профиля я не рекомендую. При отсутствии калибратора ограничьтесь рекомендациями для достижения 100 cd/m2. Этого хватит для комфортной работы и относительно точной цветопередачи. В случае необходимости снизьте значение контрастности до 0-10% для достижения почти идеальной гамма-кривой.
В моем же случае с применённым профилем среднее значение гаммы вплотную приблизилось к заветным 2.2 и составило 2.21. Точки градиента стали более плотно лежать в допустимом диапазоне (DeltaE 3.0), однако некоторые значения всё равно остались далеки от идеала.
Полученные данные с помощью программы Colorimeter HCFR подтверждает второй отчёт UGRA. Несмотря на небольшие проблемы с балансом серого модель NEC EA232WMi смогла получить сертификат соответствия определённым нормам и стандартам цветовоспроизведения. Впрочем, ничего другого от монитора на e-IPS матрице и не ожидалось.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила