NVIDIA GeForce 6600GT или GeForce 6800LE – что лучше?
Полагаю, что недоумённых вопросов возникнуть не должно, но на всякий случай поясню. Эти две видеокарты очень похожи по своим возможностям и характеристикам. Видеокарта 6600GT обладает восемью пиксельными конвейерами и тремя вершинными процессорами, а 6800LE отличается тем, что у неё на один вершинный процессор больше. В настоящее время даже стоимость видеокарт достаточно близка и находится в районе $300, хотя, безусловно, это временное явление. По идее 6600GT должна стоить заметно меньше, достаточно посмотреть на цену этих плат с разъёмом PCI-E, которая ниже почти на $100. Разумеется, дополнительная микросхема в виде переходного моста играет свою роль в повышении цены, но не на столько же!
Есть между видеокартами NVIDIA GeForce 6600GT, а также GeForce 6800LE и отличия. Например, в пользу 6600GT говорят более высокие штатные частоты, зато у 6800LE 256-битная шина памяти, а самое главное, конвейерная формула 6600GT всегда будет оставаться неизменной, в то время как на 6800LE у нас всегда есть шанс задействовать отключенные конвейеры. Так какая видеокарта лучше в номинале, с учётом разгона и переделки? Давайте разберёмся на конкретных примерах.
Образцом видеокарты NVIDIA GeForce 6600GT служит Asus N6600GT.
Диковатого вида мужчина на упаковке должен символизировать безудержную мощь и молодецкую удаль видеокарты, которая, впрочем, производит двойственное впечатление при первом знакомстве. Референсный дизайн от NVIDIA, предусматривающий такое наклонное расположение чипов, может и хорош с технической точки зрения, однако выглядит карта неряшливо и неопрятно, кажется, что кулер просто криво и неровно налеплен, в худших традициях noname-картостроения.
реклама
Впрочем, это как раз тот случай, когда по одёжке встречать не стоит, о чём говорит качество изготовления видеокарты, её характеристики, результаты разгона и производительности, о которых ниже, а пока оценим комплектацию.
Утилита RivaTuner сообщает нам, что карта оснащена ядром NV43 ревизии A2, работающим на частоте 500 МГц с формулой: 8 пиксельных конвейеров и три вершинных процессора. GPU 128-битной шиной связан со 128 МБ быстрой памяти DDR3 от Samsung, функционирующей на частоте 900 МГц. Система охлаждения негромкая.
При разгоне память порадовала, увеличив частоту с 900 до 1175 МГц, а ядро поднялось в частоте с 500 до 560 МГц.
Теперь познакомимся с видеокартой класса NVIDIA GeForce 6800LE, которая тоже произведена компанией Asus и называется V9999LE.
Не обращая больше внимания на нарисованных безумных дядек, сразу распаковываем видеокарту и видим, что она как две капли воды похожа на свою старшую сестру Asus V9999GT/TD, которую мы уже тестировали.
реклама
По данным RivaTuner на видеокарте установлен GPU NV40 ревизии A1, работающий на частоте 300 МГц и имеющий восемь пиксельных конвейеров и четыре вершинных процессора, однако мы знаем, что в глубине кремния запрятаны ещё восемь отключенных конвейеров и два вершинных. Шина памяти у карты полноценная, 256-битная, а сама память произведена компанией Hynix и теоретически способна работать на частоте 900 МГц, однако штатной частотой для видеокарты является 700 МГц.
Видеокарта является младшей в линейке 6800, однако принадлежность к столь уважаемому семейству обязывает и её комплектность отличается в лучшую сторону от ранее рассмотренной Asus N6600GT.
Разумеется, первым делом я воспользовался программой RivaTuner, чтобы включить всё отключенное и удача меня не подвела – все конвейеры заработали, никаких глюков заметно не было и урезанная номинальная формула видеокарты 8х4 превратилась в полноценную 16х6. Способ программного включения очень прост и вкратце описан в заметке "Иллюстрированное руководство по разблокированию конвейеров на видеокартах NVIDIA GeForce 6800".
Естественно, что на этом я не остановился и попытался разогнать видеокарту. Результат считаю неплохим – со штатных частот 300/700 МГц видеокарта разогналась до 390/910 МГц.
Можно добавить, что система охлаждения видеокарты подсвечивается светодиодами.
Поскольку в статье о видеокарте Asus V9999GT/TD мы достаточно подробно рассмотрели фирменную систему охлаждения от Asus, на этот раз я не буду останавливаться на этом моменте. Скажу лишь, что лично мне она не нравится из-за высокого уровня шума. Мне резонно могут возразить, что с помощью утилиты Asus SmartDoctor (так же рассмотренной в обзоре V9999GT/TD) уровень шума можно понизить, но я не очень понимаю, зачем сначала создавать проблему, а потом с ней бороться с помощью дополнительных программ? К тому же полная функциональность утилиты SmartDoctor обеспечивается только с фирменными драйверами от Asus – не слишком ли много условий и ограничений?
Мне больше по душе подход компании Leadtek, кстати, почему бы нам в качестве примера не познакомиться с видеокартой Leadtek WinFast A400LE TDH, которая тоже основана на NVIDIA GeForce 6800LE.
Комплектность видеокарты находится на должном уровне:
реклама
Если же достать видеокарту из упаковки, то нашим глазам предстаёт хорошо знакомая фирменная система охлаждения от Leadtek.
Мы уже видели фото в разных ракурсах такой системы охлаждения на видеокарте Leadtek WinFast A400 TDH, например. Она, пожалуй, не менее шумная, чем система от Asus, однако только до загрузки Windows. С этого момента управление переходит к драйверу видеокарты и он автоматически уменьшает скорость вращения вентилятора. Не требуется специальных программ или драйверов, а утилита RivaTuner, к примеру, может контролировать не только частоты видеокарты, но и скорость вращения вентилятора, напряжение ядра и температуру, что невозможно с картой Asus V9999LE из-за нестандартной схемы мониторинга.
Если бы я выбирал себе видеокарту, то, не задумываясь, взял бы Leadtek..., но только не этот экземпляр. Дело в том, что разблокировка всех отключенных конвейеров приводила к дефектам изображения, поэтому пришлось ограничиться формулой 12х6, вместо желаемой полноценной 16х6. Мало того, видеокарта Leadtek WinFast A400LE TDH уступила сопернице от Asus по всем параметрам и при разгоне, стабильные частоты составили 360/882 МГц.
Тестовая система для оценки уровня производительности видеокарт выглядела следующим образом:
- Материнская плата – Gigabyte GA-8IPE775, BIOS F4
- Процессор – Intel Pentium 4 530 (3GHz@4GHz)
- Память – 2x256 MB Patriot PDC5123200+XBLK
- Жёсткий диск – Western Digital Raptor WD360
- Кулер – Zalman CNPS7700Cu
- Термопаста – НС-125
- Блок питания – Thermaltake PurePower W0008 (420W)
- Операционная система – WinXP SP2.
Видеокарт у нас только три, зато режимов, в которых они могут работать, значительно больше. Давайте рассмотрим их в том порядке, в каком они находятся на итоговых диаграммах:
- Прежде всего, мы должны оценить номинальную производительность видеокарты NVIDIA GeForce 6600GT, для чего Asus N6600GT прошла набор наших привычных тестов на штатных частотах 500/900 МГц.
- Затем неплохо узнать прирост производительности от её разгона до частот 560/1175 МГц. Напомню, что 8х3 – стандартную формулу конвейеров у GeForce 6600, изменить невозможно.
- Далее мы выяснили штатную производительность видеокарты NVIDIA GeForce 6800LE. В этой роли выступила Asus V9999LE, работающая на частотах 300/700 МГц с формулой 8х4.
- Совершенно нереальный вариант, когда у карты включились все конвейеры, но она не разогналась ни на мегагерц, мы рассматривать не стали. Мы рассмотрели другой, хотя тоже маловероятный случай, когда видеокарта разогналась и достаточно хорошо, но все конвейеры оказались "битыми" и их включить не удалось. Для этой цели использовалась опять же карта Asus V9999LE при разгоне до повышенных частот 390/910 МГц, однако формула была оставлена номинальной – 8х4.
- Видеокарта Leadtek WinFast A400LE TDH, работающая на частотах 360/882 МГц с формулой 12х6, представляет наиболее вероятное развитие событий – карта разогналась, но не экстремально, конвейеры включились, но не все.
- Идеальный вариант – разгон неплохой и все конвейеры работают, демонстрирует, естественно, видеокарта Asus V9999LE с частотами 390/910 МГц и формулой 16х6.
- Для сравнения в тех же тестах участвовала видеокарта PowerColor Radeon X800Pro, работающая в штатном режиме – частоты 475/900 МГц, формула 12х6.
В тестах применялись последние на момент проверки официальные версии драйверов ForceWare 66.93 и Catalyst 5.2. Использовались стандартные настройки драйвера, только запрещалась вертикальная синхронизация, а в Catalyst были отключены функции авторазгона и VPU Recover. Каждый из тестов проводился минимум три раза, выпадающие результаты отбрасывались, а оставшиеся усреднялись. Прошу ознакомиться с результатами.
Полагаю, что удивить вас мне не удалось – всё закономерно и объяснимо. В штатном режиме (см. результаты 1 и 3) и при разгоне (см. результаты 2 и 4) видеокарта GeForce 6600GT выглядит предпочтительнее GeForce 6800LE. Формулы у них близки, однако частоты у 6600GT выше. Однако всё меняется, как только мы включим хотя бы часть конвейеров (см. результат 5). Несмотря на внушительную разницу в частотах, видеокарта 6600GT всегда в проигрыше по сравнению с формулой 12х6, не говоря уже о полноценной формуле 16х6 (результат 6).
Впрочем, по результатам тестов в UT2004 и Far Cry этого преимущества почти не видно, слишком процессорозависимы наши тестовые демки. Это тоже полезное напоминание – если вы не позаботитесь о достаточно мощном процессоре (напомню, что мы использовали не самый слабый Intel Pentium 4, разогнанный до 4 ГГц), то в некоторых играх или в отдельных моментах игр, вы можете просто не заметить разницу от использования видеокарт разных классов.
Увеличить нагрузку на видеокарту можно несколькими способами. Например, можно сменить набор тестов, но это нежелательный вариант, теряется преемственность и возможность хоть какого-то сравнения. Ещё можно увеличить используемое разрешение или включить анизотропию и антиалиасинг. Результат будет примерно одинаковый – улучшившееся качество картинки. Я выбрал второй вариант, поскольку не все игры, к примеру, поддерживают высокие разрешения, зато в свойствах драйвера всегда можно включить сглаживание и фильтрацию. Согласитесь, что стыдно в современных играх и на современных видеокартах не использовать такую возможность. Тот же набор тестов был пройден в тех же стандартных условиях, однако, при форсировании в драйверах полноэкранного сглаживания 4х и анизотропной фильтрации 8х. Результаты перед вами:
Согласитесь, что с увеличением нагрузки на видеокарты результаты существенно изменились. Теперь GeForce 6600GT лишь иногда выручают высокие частоты, но всё чаще подводит урезанная шина памяти. Как правило, видеокарта ничего не может противопоставить разогнанной GeForce 6800LE (см. четвёртый вариант), не говоря уже о вариантах с успешным включением конвейеров, где преимущество 6800LE неоспоримо.
Значат ли результаты нашей проверки, что на видеокартах класса NVIDIA GeForce 6600GT нужно ставить крест? Разумеется, нет. Понятно, что видеокарты NVIDIA GeForce 6800LE выглядят намного более предпочтительно для оверклокера, поскольку позволяют не только разгон, но и оставляют надежду на включение всех или только части конвейеров, что тоже сулит немалый прирост производительности. Однако не будем забывать о таком немаловажном параметре, как стоимость. При заметной разнице в цене многие предпочтут синицу в руках в виде хорошо разгоняющейся видеокарты семейства GeForce 6600, журавлю, в виде возможности включить конвейеры на GeForce 6800. Однако не забывайте результаты сегодняшнего тестирования, которое в очередной раз показало, что частота не всегда играет определяющую роль. Компания Intel это уже знает, теперь этот факт нужно осознать потенциальным покупателям видеокарт класса GeForce 6600.
Кстати, об Intel. Я же начал эту заметку с намерения оценить производительность разогнанного до 4 ГГц процессора Intel Pentium 4. Если вкратце, то я разочарован. Разумеется, в детских синтетических тестах, таких как PCMark, преимущество четырёхгигагерцового процессора налицо, однако во многих реальных приложениях и играх оно оставляет желать лучшего. К примеру, разогнанный до 2.6 ГГц процессор AMD Sempron 2600+ обгоняет нашего гиганта в тесте POV-Ray. Для успешного соперничества с процессорами AMD семейства K8 процессорам Intel требуется ещё большее увеличение частоты, дополнительные меры, например, в виде увеличенного объёма кэш-памяти или смена архитектуры.
Ну, а нам нужна возможность выбора, нужны процессоры, материнские платы и видеокарты. Нужно больше функциональности, выше надёжность и меньше стоимость, надеюсь, что со временем каждый найдёт желаемое, а все три рассмотренные сегодня видеокарты достойны вашего внимания. Главное – сделать разумный выбор.
Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают