Asus V9999GT/TD – больше, чем 6800, но меньше, чем 6800GT

3 ноября 2004, среда 01:57
Два производителя графических чипов, ATI и NVIDIA, немало сил и средств тратят для достижения превосходства над соперником. Выпустить самый быстрый и технологически совершенный чип – от этого зависит не только престиж, но и финансовое благополучие компании. В не меньшей степени вопросы престижа и доходности волнуют производителей видеокарт. Не секрет, что имеется лишь относительно незначительное количество пользователей, готовых платить по $500-$700 за high-end решения, основную долю прибыли составляет доход от продажи младших и средних по производительности (и стоимости) видеокарт. В связи с этим компания Asus поступила достаточно нестандартно, но разумно, представив линейку своих видеокарт V9999, основанную на семействе GeForce 6800 от NVIDIA.

Для начала вспомним обычные характеристики видеокарт, основанных на чипах семейства NV40:

  • GeForce 6800Ultra – частоты ядра/памяти 400/1100 МГц, 16 пиксельных конвейеров, 6 вершинных процессоров
  • GeForce 6800GT – частоты ядра/памяти 350/1000 МГц, 16 пиксельных конвейеров, 6 вершинных процессоров
  • GeForce 6800 – частоты ядра/памяти 325/700 МГц, 12 пиксельных конвейеров, 5 вершинных процессоров

Старшие видеокарты линейки комплектуются 256 МБ памяти DDR3, а младшая обычной, более медленной DDR.

Очевидно, что оптимальным было бы приобретение видеокарты GeForce 6800GT – она отличается от 6800Ultra только слегка сниженными частотами, которые можно поднять разгоном. Немаловажный фактор – видеокарты GeForce 6800GT более широко представлены в продаже и отличаются меньшей ценой, однако стоимость всё равно остаётся достаточно высокой. Как же поступила компания Asus?

Для престижа и с целью охватить все категории покупателей, компания Asus представила видеокарты V9999Ultra и V9999Ultra Deluxe, основанные на чипах GeForce 6800Ultra – это самые быстрые видеокарты. На противоположном конце линейки выпускается видеокарта V9999/TD, которая основана на GeForce 6800, оснащена 128 МБ памяти DDR и работает на штатных частотах 325/700 МГц. Однако в ассортименте продукции отсутствует (пока?) "полноценная" видеокарта на базе GeForce 6800GT. Вместо неё выпускается модель V9999GE – она полностью соответствует штатным характеристикам GeForce 6800GT – 256 МБ памяти DDR3, частоты 350/1000 МГц, однако оснащена процессором GeForce 6800, имеющим всего 12 пиксельных конвейеров и 5 вершинных процессоров.

Нельзя сказать, что Asus совсем не задействовала чипы 6800GT, на них основана модель V9999GT/TD. Однако при этом используется PCB от обычной 6800 – видеокарта оснащена 128 МБ памяти DDR, работающей на частоте 700 МГц и полноценным чипом 6800GT, тоже работающим на своей штатной частоте 350 МГц. Таким образом, V9999GE – это чуть меньше, чем обычная GeForce 6800GT, поскольку использует чип GeForce 6800. А V9999GT/TD – чуть больше, чем обычная 6800, опять же благодаря использованию более быстрого процессора GeForce 6800GT, оснащённого полным набором конвейеров. Сегодня мы рассмотрим именно эту видеокарту – Asus V9999GT/TD.

В комплект видеокарты входит лишь краткая печатная инструкция, полное руководство находится на CD. Второй диск содержит две версии драйвера к видеокарте и набор утилит от Asus. Кроме видео-кабеля и переходника в комплект входит CD-box с семью дисками, на них находятся программы, полные и демо-версии игр:

  • Medi@Show SE 2.0
  • Asus DVD
  • Battle Engine Aquila
  • Gun Metal
  • Deus Ex: Invisible War (2CD)
  • Games Power – демо-версии:
    • Tom Clancy's Splinter Cell
    • Warcraft 3: Regin of Chaos
    • Big Mutha Truckers
    • Breed
    • Colin McRae Rally 3
    • TOCA Race Driver

А вот как выглядит сама видеокарта Asus V9999GT/TD.





Утилита RivaTuner показала, что на карте установлен полноценный чип NV40 ревизии A1, работающий на частоте 350 МГц. Ширина шины памяти 256 бит, её объём 128 МБ, частота работы 700 МГц – это штатная частота для чипов памяти Hynix со временем доступа 2.8 нс.

На видеокарте используется оригинальная система охлаждения, которая представляет собой медный радиатор, продуваемый небольшой турбинкой. При работе турбинка подсвечивается голубыми светодиодами.

При первом запуске неприятно удивил шум, создаваемый системой охлаждения. Это характерный для турбин шелестящий звук воздуха. К слову, утилита RivaTuner способна фиксировать только частоту работы ядра и памяти, а так же напряжение, подаваемое на ядро. Поскольку видеокарта Asus V9999GT/TD использует нестандартную систему мониторинга, контролировать скорость вращения вентилятора и управлять ею с помощью RivaTuner невозможно. Зато эту и другие функции предоставляет фирменная утилита Asus SmartDoctor.

В небольших пределах утилита позволяет менять частоту работы ядра и памяти, а так же контролировать напряжения, температуру и скорость вращения вентилятора. По умолчанию регулятор скорости стоит в положении Auto и она составляет примерно 3300 об/мин. Это достаточно шумно. Можно перейти к ручному управлению скорости вращения, так я выяснил, что максимально он способен работать при 3400 об/мин. Есть ещё одна опция – Smart Cooling, когда скорость вращения меняется в зависимости от температуры. При установке этой опции скорость в покое снизилась до 3000 об/мин, что уже намного лучше, но всё равно достаточно громко.





Ещё одна интересная возможность, которую предоставляет утилита SmartDoctor – это функция динамического разгона, которая носит название HyperDrive.

Видеокарта будет автоматически разгоняться, если вы запускаете 3D-игру, повышается уровень загрузки процессора, либо увеличивается температура. Нужно отметить, что первый пункт доступен только в случае использования специально адаптированных драйверов от Asus. Если же вы используете стандартный набор драйверов ForceWare от NVIDIA, то функция HyperDrive сможет работать, используя только косвенные признаки в виде увеличения загрузки CPU и повышения температуры.

К слову, при использовании специальных драйверов появляется приятная возможность регулировки характеристик изображения с помощью всплывающего меню, которое вызывается с помощью заданной комбинации клавиш. Это особенно удобно делать прямо в игре, если имеющиеся возможности отсутствуют или недостаточны.

Теоретически функция авторазгона HyperDrive очень удобна, однако всё портит невозможность задать границы повышения частот. Для проверки я включил HyperDrive, установил 3D game mode и запустил игру. Через некоторое время я проверил текущие частоты видеокарты: частота памяти не изменилась, а частота процессора выросла, но всего на 6 МГц. Разочарованный, я решил разгонять видеокарту без использования HyperDrive, однако процесс разгона оказался непривычно сложным и долгим. Во многом из-за того, что это первая видеокарта семейства NVIDIA GeForce 6800, которую я проверял, и мне банально не хватало опыта.

Прежде всего, меня удивил факт, что на сайте NVIDIA предлагается достаточно старая версия драйверов ForceWare 61.77, к тому же не имеющая сертификации от Microsoft. Что же, если NVIDIA считает, что в настоящий момент это самый подходящий драйвер, будем использовать его.

В драйверах ForceWare есть функция автоматического подбора оптимальных частот. Воспользовавшись ею, я получил результат – 390/781 МГц. Не факт, что эти частоты нельзя превысить, либо, что они не окажутся непосильными для видеокарты и её системы охлаждения, однако их можно использовать в качестве первого ориентира.

К сожалению, с разгоном у меня дело не заладилось. Я намного перекрыл предлагаемую драйвером частоту работы памяти 781 МГц и уж тем более штатную частоту 700 МГц. Без видимых дефектов память заработала на частоте 860 МГц. Однако с разгоном ядра я никак не мог определиться. Я не мог понять, почему в некоторых случаях утилита RivaTuner показывает увеличение частоты, а в некоторых нет.

Отчаявшись и потратив немало времени впустую, я решил прогнать тесты на стандартных частотах, однако и здесь меня поджидала неприятность. В разрешении 1024*768 я, не глядя, прогнал все тесты, но при проверке в разрешении 1600*1200 обнаружил, что во втором игровом тесте 3DMark05 видеокарта выдаёт артефакты, несколько похожие на переразгон памяти, хотя память работала на номинальной частоте.





Сначала я заподозрил драйвер и установил с диска специализированный драйвер Asus, основанный на более свежей ревизии ForceWare 62.11. Однако и с ним наблюдались те же проблемы, поэтому я решил, что видеокарта дефектная и потребовал замены.С появлением второй видеокарты ничего не изменилось, причём оказалось, что артефакты в тесте Firefly Forest появляются при любых разрешениях. На этот раз тест 3DMark05 был исключен из нашего стандартного набора, а в дальнейшем я постараюсь разобраться с этим недоразумением.

Кстати, при замене драйвера со стандартного на адаптированный компанией Asus, обнаружился ещё один странный факт. Известно, что 3DMark05 – это один из первых тестов, способных задействовать шейдеры версии 3.0, поддержкой которых обладают новые видеокарты, основанные на чипах NVIDIA. При тестировании с драйвером ForceWare 61.77 в 3DMark05 использовались шейдеры 3.0, однако при переходе к адаптированному драйверу версии 62.11 поддержка шейдеров 3.0 исчезла и 3DMark05 предлагал использовать вертексные шейдеры 2.0 и пиксельные 2.0a. Странно...

Вернёмся к разгону. Известно, что при переразгоне ядра драйвер автоматически сбрасывает частоту до номинальной. Однако для меня оказалось сюрпризом, что после этого никакое изменение частот невозможно до перезагрузки. Теперь я понял, почему Hardware Monitoring утилиты RivaTuner иногда не показывал изменение частоты. Это происходило после автоматического сброса и частота действительно не менялась.

Происходящее напомнило мне защиту от перегрева, реализованную в процессорах Intel Pentium 4. Неопытный оверклокер, не позаботившись об охлаждении, увеличивает напряжение и частоту своего процессора, после чего безумно гордится полученными заоблачными цифрами. На самом деле, при появлении серьёзной нагрузки процессор начинает пропускать такты, спасаясь от перегрева, и его производительность может упасть даже ниже номинала.

В моём случае частота ниже номинала не падала, однако теперь у меня возникают серьёзные сомнения, когда я вижу результаты разгона видеокарт семейства GeForce 6800 до частот 430-450 МГц или выше. Не составляет никакого труда установить высокую частоту, видеокарта не зависнет и пройдёт тестирование, однако какова будет частота ядра после окончания тестов? Нет необходимости постоянно держать в фоне Hardware Monitoring утилиты RivaTuner, достаточно запустить программу после теста и убедиться, что частота не сбросилась и при желании меняется. Это будет гарантией успешного разгона, свидетельством реального увеличения производительности. Боюсь, что у многих увеличивается не скорость, а всего лишь цифры.

Я же не могу порадовать вас даже цифрами. При любом разгоне ядра видеокарта рано или поздно сбрасывала частоту до номинальной. Я не поленился и провёл тесты при увеличении частоты всего на 10 МГц, до 360, но и в этом случае после окончания тестов увидел привычные цифры 350 МГц. Очень печально, но ядро разгону не поддаётся и нам придётся ограничиться разгоном памяти до 860 МГц.

Для тестов использовалась система следующей конфигурации:

  • Материнская плата – Gigabyte GA-K8NS, BIOS F5
  • Процессор – AMD Athlon 64 2200MHz, ClawHammer
  • Память – 2x256 MB Patriot PDC5123200+XBLK
  • Жёсткий диск – Western Digital WD400PB
  • Кулер – Zalman CNPS7700Cu
  • Термопаста – НС-125
  • Блок питания – Thermaltake PurePower W0008 (420W)
  • Операционная система – WinXP SP2

Поскольку во время попыток разгона я использовал стандартную версию драйвера ForceWare 61.77 и адаптированную 62.11, то тесты были проведены с обеими версиями. В качестве видеокарты для сравнения использовалась PowerColor Radeon X800Pro, работающая на своих штатных частотах 475/900MHz с драйвером Catalyst 4.9 (8.07).





Как правило, специализированный драйвер чуть быстрее стандартного, однако совсем ненамного. Также нетрудно заметить, что разрешение 1024*768 недостаточно для столь быстрой видеокарты, скорость при разгоне почти не меняется, поэтому те же тесты были проведены с большей нагрузкой на видеокарту. В драйверах форсировалось полноэкранное сглаживание 4x и включалась анизотропная фильтрация 8x.

Здесь прирост от разгона уже более заметен, хотя смущает резкое падение производительности в Far Cry при использовании специализированного драйвера от Asus. Это не ошибка, тесты проводились многократно, а после замены драйвера на стандартный ForceWare 61.77, результаты вернулись к прежнему уровню.

Результата, схожего с включением антиалиасинга, можно достичь увеличением используемого разрешения. Это тоже даёт дополнительную нагрузку на видеокарту, поэтому были проведены тесты видеокарты Asus V9999GT/TD в штатном режиме и при разгоне с драйвером ForceWare 61.77 при использовании разрешения 1600*1200.

Боюсь, что в настоящее время мне трудно дать взвешенную оценку видеокарте Asus V9999GT/TD – не хватает сравнения с обычными карточками семейства NVIDIA GeForce 6800. Интересно посмотреть, сколько мы теряем по сравнению с "полноценной" видеокартой GeForce 6800GT, использующей 256 МБ памяти DDR3, работающей на частоте 1000 МГц? Правда, не стоит забывать, что в любом случае мы немало выигрываем в стоимости. Ещё более интересно сравнить Asus V9999GT/TD с обычной GeForce 6800 – каков прирост скорости мы получаем от использования всех конвейеров? Удастся ли включить конвейеры на 6800? Цена этих видеокарт очень близка.

В ближайшее время я собираюсь заняться изучением этих вопросов и, разумеется, познакомлю вас с результатами. Пока же я крайне разочарован шумностью видеокарты Asus V9999GT/TD, а главное – невозможностью разгона ядра.


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают