GeForce 7800 GTX: бенчмарки в режиме SLI и разгон

18 июня 2005, суббота 15:36
О значимости факта присутствия в рейтингах Futuremark новых графических карт для их производителя мы уже достаточно много рассуждали вчера. Официальная информация о производительности GeForce 7800 GTX от законопослушных обозревателей появится только на следующей неделе. Можно предположить, что на какое-то время GeForce 7800 GTX получит титул чемпиона, ведь многие из обозревателей в день анонса опубликуют результаты тестов для режима SLI. Компания ATI припасла ответную меру - официальные тесты производительности двух видеокарт Radeon X850 XT PE, работающих в режиме CrossFire, ещё не были проведены. Скорее всего, результаты появятся на следующей неделе. Можно предположить, что режим CrossFire не поможет видеокартам уходящего поколения победить GeForce 7800 GTX в связке SLI, но и тут ATI на заставит себя долго ждать. Прежде всего, в конце июля появится таинственный чип R520 и видеокарты на его основе, которые тоже будут объединены в режиме CrossFire для окончательной и бесповоротной победы над GeForce 7800 GTX и технологией SLI.

Конечно, окончательность и бесповоротность в этом смысле имеет относительный характер. nVidia тоже способна дать ответ на подобный шаг со стороны ATI. Например, наши коллеги с сайта The Inquirer считают возможным выход видеокарты GeForce 7800 Ultra, работающей на более высоких частотах по сравнению с GeForce 7800 GTX. Якобы таким образом nVidia сможет одержать верх в схватке с ATI - до поры, до времени, конечно. Заметим, что подобные слухи появляются каждый раз, когда nVidia либо демонстрирует неудовлетворительный уровень выхода годных чипов, либо заведомо не может соперничать с конкурирующим графическим решением от ATI. То есть, если появляются слухи о возможности выхода новой ревизии только готовящегося к анонсу видеочипа, то это явный признак существования проблем в стане nVidia. Либо это признак того, что некоторые источники хотели бы думать, что у nVidia не всё в порядке - в действительности это чаще оказывается ближе к истине. Предрекать же появление новой ревизии чипов nVidia становится настолько же привычным делом, как и предсказывать конец света.

Кстати, некоторые аналитики высказывают и более здравые прогнозы о соотношении уровня выхода и частотного потенциала чипов G70. Как мы могли понять, уровень выхода ставился во главу угла при проектировании этого чипа. В противном случае nVidia не стала бы придерживаться проверенного, но не очень нового 0.11 мкм техпроцесса для производства такого "густонаселённого" чипа, как G70. Кроме того, разные источники в один голос говорят о том, что проблем с поставками решений на базе G70 не будет, nVidia буквально готова завалить ими прилавки магазинов с первого дня, и как можно быстрее забыть о проблемах с доступностью NV45, полностью вытеснив с рынка решения на основе этого чипа к осени текущего года.

Считается, что частотный потенциал чипа G70 будет не очень большим. nVidia и TSMC выбрали оптимальное сочетание характеристик и технологичности. Поскольку чип теперь располагает 24 пиксельными конвейерами и 8 вершинными процессорами, по этим критериям прирост в сравнении с NV45 составил 50% и 33% соответственно, то следует как-то компенсировать неизбежный прирост энергопотребления. Конечно, чип G70 выпускается по 0.11 мкм техпроцессу, но такое сложное изделие всё равно сложно удержать в заданных рамках теплового пакета, не пожертвовав частотным потенциалом. По этой причине nVidia могла ограничить частотный потенциал G70 в угоду более скромному тепловыделению. По крайней мере, кулер теперь используется "одноэтажный", а отказ от погони за частотами попутно обеспечил и хороший уровень выхода кристаллов, способных работать на номинальной частоте 430 МГц. Другими словами, чип получился большой и не слишком горячий, но при этом пришлось пожертвовать частью разгонного потенциала. Заметим, всё сказанное в этом абзаце является лишь предположениями, которые могут не иметь отношения к реальности.

Само собой, многие из оверклокеров хотели бы убедиться в том, насколько хорошо или плохо разгоняется видеокарта GeForce 7800 GTX с использованием штатного охлаждения. Далеко не все из любопытствующих небрежно выхватят из тумбочки пригоршню стодолларовых купюр и побегут покупать 22 июня видеокарты этой серии, но именно по результатам разгона в таких условиях многие будут судить о разгонном потенциале более доступных версий графических плат на базе G70. В этом и заключается "социальная значимость" подобных экспериментов.

Что ж, пойти навстречу общественному любопытству решил завсегдатай форумов XtremeSystems.org по имени sxs112, который представляет в этой англоязычной тусовке интересы тайваньского сайта Digital-Info. Поскольку именно этот ресурс взял за обычай публиковать первые бенчмарки ещё не анонсированных официально продуктов, то и повозиться с парочкой видеокарт GeForce 7800 GTX сотрудникам этого сайта тоже удалось.

Кстати, кучу фотографий видеокарты GeForce 7800 GTX и её элементов можно найти в другой ветке форума XtremeSystems.org. Например, там представлена фотография установленной на видеокарте памяти GDDR-3 со временем выборки 1.6 нс. Именно такая память позволяет работать на частоте 1200 МГц DDR в номинальном режиме, а при разгоне поднять частоту до 1350 МГц DDR. Судя по всему, в данном случае решающую роль сыграла улучшенная система охлаждения памяти на видеокарте GeForce 7800 GTX, да и сами чипы GDDR-3 значительно "окрепли" со времён первого появления на борту графических плат.

Как мы видим, тестовый стенд не только лишён корпуса, но и со всех сторон обвешан дополнительными вентиляторами, так что "штатным" такое охлаждение можно назвать с натяжкой. Однако, видеокарты не модифицировались, а потому полученные результаты дают надежду на то, что первые покупатели аналогичных плат эталонного дизайна смогут повторить успех оверклокера-первооткрывателя.

Итак, система на базе разогнанного до 2961 МГц процессора Athlon 64 FX-57 (ещё одна готовящаяся к анонсу новинка, но об экспериментах с ней мы поговорим отдельно) позволила видеокарте GeForce 7800 GTX в номинальном режиме (430/1200 МГц) набрать 7823 "попугая" 3DMark05. Здесь невольно вспоминаются предварительные результаты бенчмарков, продемонстрировавшие схожие результаты в системе без разгона. Получается, что заветного рубежа в 7800 "попугаев" видеокарта GeForce 7800 GTX будет чаще всего достигать при помощи разогнанного процессора. Впрочем, на доработку драйверов ещё есть время, и подозревать nVidia в применении "допинга" преждевременно.

Разогнать видеокарту GeForce 7800 GTX удалось до частот 508/1370 МГц - неплохой результат для раннего образца, охлаждаемого штатным кулером с дополнительным обдувом. Экстремалы наверняка смогут выжать из этой видеокарты больше, но пока частота ядра 500 МГц не выглядит столь впечатляющей. Более простые 0.11 мкм ядра уверенно покоряют рубеж 550-600 МГц, а для флагмана разгон менее 20% не выглядит рекордным. Опять же, ситуация может измениться с появлением серийных видеокарт, после вольтмоддинга и установки более серьёзного охлаждения, но ждать чудес в частотном выражении не стоит. Сила G70 кроется в конвейерах, а не мегагерцах. В конце концов, важен получаемый результат в "попугаях" или кадрах в секунду, а не сам по себе разгон в мегагерцах. Так вот, на частотах 508/1370 МГц данная видеокарта набирает 9030 "попугаев" 3DMark05.

Наконец, настало время обсудить результаты объединения двух GeForce 7800 GTX в режиме SLI. На номинальных частотах 430/1200 МГц удалось набрать 13 142 "попугая" 3DMark05. Следующий шаг - разгон видеокарт в режиме SLI до частот 506/1350 МГц. Он обеспечил достижение результата в 13 960 "попугаев". Что ж, можно с уверенностью говорить, что казавшиеся некогда рекордным рубежом 15 000 "попугаев" 3DMark05 скоро покорятся связке из двух разогнанных видеокарт GeForce 7800 GTX. Тем более, что их уже покорили видеокарты ATI. Дальнейшее продвижение вверх по рейтингу Futuremark будет осложнено тем фактом, что производительность процессоров не успевает за ростом производительности видеокарт. Intel и AMD перестали выпускать быстрые одноядерные процессоры, и именно центральный процессор станет "узким местом" в дальнейшем разгоне. Возможно, скоро появятся оптимизированные под двухъядерные системы игровые бенчмарки, и производительность мы начнём измерять в каких-нибудь "механоидах". Так или иначе, главное - чтобы прогресс не останавливался, и новые вершины разгона непрерывно покорялись!

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают