Платим блогерам

Новости 29 июля 2003 года

Р fin

Сегодня, наконец, вышли первые официальные драйверы для всей серии чипсетов nForce под Windows 2000/XP со времен многострадальных драйверов версий 2.41/2.42. Как мы знаем, Nvidia серьезно пересмотрела свое отношение к разработке и тестированию драйверов, и можно надеяться на улучшения в плане их качества. 

Новое в версии 2.45:

  • Поддержка nForce2 400 и nForce2 Ultra 400.
  • Исправления в EAX и улучшения совместимости в:
    • Operation Flashpoint.
    • Neverwinter Nights.
    • The Matrix Reloaded.
    • Grand Theft Auto: ViceCity.
    • Mafia.
    • Battlefield 1942.
  • Обновлена панель управления аудио.
  • Улучшения в производительности 3D-аудио.

Драйверы прошли WHQL-сертификацию, но графический драйвер в английской версии драйвера ее пока не имеет (хотя он точно такой же, как и в многоязычной версии).

Версии компонент:

  • Audio driver 3.48 (WHQL)
  • Audio utilities 3.48
  • Ethernet driver 3.13 (WHQL)
  • GART driver 3.34 (WHQL)
  • Memory controller driver 3.38 (WHQL)
  • SMBus driver 3.38 (WHQL)
  • Installer 3.56
  • IDE In-the-box 2.70
  • Display drivers 44.03 (WHQL)
  • USB driver

Известные ограничения:

  • Для корректного функционирования устройств USB 2.0 в Windows XP необходима установка Service Pack 1 до установки драйверов nForce.
  • Драйверы не предназначены для материнской платы Chaintech 7NJS.

Недавно я писал, что нашел простой способ уменьшить без потерь драйверы Detonator практически вдвое (запаковав их при помощи 7-zip). На следующий день один известный западный сайт, по загадочному стечению обстоятельств, открыл абсолютно идентичный способ, упаковав Detonator 45.20 (21 МБ) без потерь в 8 МБ :). Озарение видимо, снизошло на нас одновременно :).

В этот раз, для облегчения жизни пользователей, я перепаковал архив с драйверами nForce, выиграв около 3-х МБ, таких нелишних и при Dial-up, и при прочих небесплатных соединениях.

Скачать драйверы можно здесь:

Недавно мы уже сообщали, что ряды производителей профессиональных видеоадаптеров серии Fire GL на чипах ATI R300 продолжают пополняться новыми именами, несмотря на почти годовалый возраст чипа. Кроме того, всего лишь неделю назад Nvidia анонсировала новые продукты профессиональной серии Quadro FX 3000 на базе относительно свежего чипа NV35. Последние впечатляли не столько уровнем производительности (от "бытовых" GeForce FX 5900 Ultra эти платы отличают только Device ID и BIOS, позволяющие использовать преимущества профессиональных драйверов), сколько заоблачными ценами :).

Между тем, выставка SiGraph 2003 не стала очередным способом развеять летнюю скуку - ATI анонсировала свой ответ на серию Quadro FX 3000. Если быть точнее, то флагманским видеоадаптерам Nvidia теперь будет противостоять Fire GL X2, основанный на чипе R350 (Radeon 9800 Pro). Вполне предсказуемо, что плата при этом оснащается 256 Мб памяти и двойным интерфейсом DVI. Кстати, тип используемой памяти и частоты платы не сообщаются, так что о возможности переделки Radeon 9800 Pro 256 Мб в профессиональный видеоадаптер остается только гадать. Если вспомнить внешность Fire GL X1, то разводка памяти и компоновка платы сделана более грамотно, нежели у второпях одаренного 256 Мб памяти DDR-II игрового Radeon 9800 Pro 256 Мб. Кроме того, на профессиональные платы обычно устанавливается качественная память с минимальными задержками, и более высокие тайминги DDR-II им "не к лицу". Стало быть, с высокой степенью вероятности мы можем говорить об оснащении Fire GL X2 памятью типа DDR-I.

Второе решение профессионального класса от ATI рассчитано на более массового покупателя. Плата Fire GL T2 основана на базе чипа RV350 (Radeon 9600 Pro) и имеет 128 Мб памяти. Разъемы у этой модификации тоже поскромнее - обычные D-Sub и DVI-I.

Теперь о самом приятном - ценах. Fire GL X2 начнет продаваться в августе по цене порядка $999, а Fire GL T2 должен поступить в продажу со дня на день по цене $379. Сравните с ценой Quadro FX 3000 ($2295), и вспомните примерный паритет производительности NV35 и R350, тогда вы поймете, что политика ATI может весьма сильно подорвать позиции Nvidia в этом сегменте. Впрочем, такая пропорция цен сохранялась всегда - Nvidia очень ловко лоббирует свои интересы среди разработчиков профессиональных графических приложений, поэтому переплата за Quadro FX во многом является платой за гарантию того, что сверхдорогая система САПР будет дружить с картой Nvidia. Безусловно, что ATI предпринимает аналогичные меры, но в плане PR-поддержки Fire GL несколько обделены вниманием "родителя".

Кстати, пресловутая возможность "распределенных графических вычислений", заявляемая для Quadro FX 3000G ($2995), пока не находит адекватного ответа со стороны ATI. Посмотрим, за кого "проголосуют рублем" профессионалы...

Р fin

В подтверждение недавних обещаний представителей Nvidia из команды по разработке драйверов, поддержка операционных систем семейства Linux продолжает оставаться на высоком уровне, и сегодня нам доступны обновленные драйверы версии 1.0-4496 для семейства этих ОС. 

Основные нововведения:

  • Поддержка GeForce FX 5900.
  • Поддержка Active Stereo + TwinView.
  • Начальная поддержка Active Stereo + TwinView.
  • Улучшена производительность в OpenGL.
  • Исправлены найденные ошибки.

Подробности вы можете узнать в сопутствующем выпуску документе.

Скачать можно здесь:

Как это ни печально для любителей теплой летней погоды, но август наступит в ближайшую пятницу, и для заметной доли жителей северного полушария это будет означать неминуемое приближение осени. Для компьютерной индустрии осенний сезон обычно благоприятен, поскольку она оживает после летней спячки. По этой причине многие заготовленные в течение лета продукты обычно припасаются производителями до сентября...

Похоже, что аналогичным образом поступят производители материнских плат с изделиями на базе чипсета i848P, хотя подготовка соответствующих продуктов уже ведется полным ходом. Первые партии чипсета i848P начнут поставляться производителям в период с 11 по 22 августа, а непосредственно готовые платы мы сможем увидеть только в середине сентября.

Любопытно, что ожидаемая оптовая цена этого чипсета ($28-29) так близка к стоимости чипсетов группы i865x ($32-36), что готовые материнские платы на основе i848P будут стоить на оптовом рынке порядка $60-70. Забавно, но отдельные платы на базе i865PE уже достигли уровня оптовой цены в $70, при этом двухканальный доступ к памяти и более высокий разгонный потенциал явно говорят в пользу i865PE, а не i848P. Кому могут понадобиться менее функциональные изделия на базе i848P по такой цене – остается загадкой. Будем верить, что ценовой паритет в ближайшем будущем восстановится, и каждый желающий получит за свои X условных единиц именно столько производительности и функциональности, сколько захочет. А оверклокер – даже чуть больше, чем обычный пользователь :).

Итак, технологии памяти интенсивно развиваются, и вскоре на арене должна появиться DDR-II. Собственно, передовые производители памяти уже начали выпуск модулей DDR-II, но до массового внедрения этого типа памяти в настольные компьютеры еще достаточно далеко.

Между тем, сайт EBN решил поведать о новинках этой технологии. Прежде всего, нововведения должны касаться буферизованной памяти, применяемой в серверном оборудовании. Комитет JEDEC планирует представить предварительные требования к буферизованным модулям DIMM DDR-II уже в сентябре этого года. Существующие буферизованные модули DIMM не смогут успешно работать в серверах на скоростях 667 Мбит/с и 800 Мбит/с. По этой причине было решено разработать новый тип буферизованной памяти DDR-II.

Обычный буферизованный модуль DIMM содержит встроенный контроллер, играющий роль буфера, снижающего нагрузку на адресную и управляющую шины. Эти буферы принимают часть нагрузки на себя, поэтому в систему с поддержкой буферизованных модулей обычно можно установить больший объем памяти. Заметим, что проблема актуальна только для серверов – настольные системы с управлением своими объемами памяти справляются превосходно.

В настоящее время подобная память буферизует адресные, управляющие и тактовые сигналы, но сигнал данных при этом не буферизуется. При таком подходе с увеличением числа и скорости подключаемых к шине модулей памяти снижается целостность сигнала данных, что неизбежно вызывает ошибки. В новых буферизованных модулях DDR-II предлагается использовать буферизацию данных и последовательное объединение модулей в цепь. Отправленный в первый модуль сигнал может быть переадресован в последующие модули – такой подход призван снизить потери.

Кстати, называть эти модули предлагается не иначе как "полностью буферизованные модули" (fully buffered). Такая память сможет работать на частотах передачи данных свыше 667 Мбит/с и при этом сохранять надежность. В серверах с использованием полностью буферизованной памяти на один канал доступа может приходиться до четырех модулей DIMM. Современная технология позволяет использовать только два модуля DDR2-667 на один канал, либо одни модуль DDR2-800.

Первые модули полностью буферизованной памяти DDR-II появятся на рынке примерно в 2005 году. Часть аналитиков считает, что с момента одобрения JEDEC этого стандарта до появления готовых модулей пройдет примерно год. Еще одним замечательным качеством этого типа памяти будет возможность "горячей замены". Другими словами, модули памяти можно будет менять, не выключая сервер. Разумеется, что стоить подобное удовольствие будет немало.

Для владельцев настольных платформ данная информация также может представлять определенную ценность. Не секрет, что часть технологий перекочевала в настольные системы из серверного сегмента (те же RAID-массивы с возможностью горячей замены теперь можно встретить в реализации для южных мостов настольных систем). Возможно, что отдельные идеи, применяемые в полностью буферизованной памяти DDR-II будут со временем приняты на вооружение настольными решениями.

Р fin

Немецкий сайт Pcanalyser.de выпустил новые версии своих бесплатных программ CPUInfo и Chipinfo, предоставляющих подробную информацию соответственно о процессоре и материнской плате/устройствах.

CPUInfo 2.0.0 предоставляет стандартную (по сравнению с другими утилитами) информацию о процессоре: тип, степпинг, частоты, множитель, наборы поддерживаемых инструкций, размеры и типы кэшей и некоторую дополнительную информацию.

Если утилита CPUInfo и не показалась мне чем-то особенным, то Chipinfo 1.0.0 beta произвела намного более благоприятное впечатление: количество отображаемой информации о материнской плате, чипсете и подключенных PCI-устройствах можно охарактеризовать как "явно избыточное". 

Перечислять выводимую информацию бесполезно - намного проще увидеть своими глазами. Единственный недостаток - в данной версии поддерживаются только чипсеты от Intel (от 440BX до 845xx). Если бы в эту программу интегрировать некоторые функции из CPUInfo, то получилась бы самодостаточная утилита для изучения "тонкостей" текущей настройки компьютера без снятия крышки системного блока и ковыряния в биосе. 

В следующей версии Chipinfo нам обещают добавление поддержки новых чипестов, таблицу IRQ и прочие улучшения.

Скачать программы можно здесь:

  • CPUInfo 2.0.0 (275 КБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP).
  • Chipinfo 1.0.0 beta (504 КБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP).
Поскольку единого мнения о характеристиках якобы готовящихся к выходу видеочипов NV36 и NV38 пока не существует, сейчас самое время поразмышлять о некоторых спорных вопросах. Одним из них, в частности, является прогноз в отношении разрядности шины памяти будущих решений от Nvidia. В ходе "уточнения слухов" о характеристиках NV36 шина памяти то приобретала ширину 256 бит, то вновь ее лишалась в пользу более скромных 128 бит. Каково значение этого параметра для разработчиков и что оно может дать пользователю? Ответить на этот вопрос попробовали наши коллеги с сайта Beyond 3D.

Итак, является ли на сегодняшний день 256-битная шина памяти исключительной прерогативой дорогих видеокарт? Вероятно, что даже несколько месяцев назад можно было ответить утвердительно, но сейчас поводов для такой уверенности становится все меньше...

Долгое время считалось, что разводка платы с 256-битной шиной памяти способна значительно увеличить себестоимость производства, и оправдан такой шаг мог быть только для высокодоходных решений верхнего ценового диапазона. Видеокарты Matrox Parhelia, Wildcat VP и Radeon 9700 перешли на использование 256-битной шины еще в 2002 году, для их цены это было оправдано. Но не будем забывать, что знаменитый Radeon 9500 на "правильном дизайне" использует все ту же 256-битную шину, а купить его можно было ровно за цену варианта со 128-битной шиной. Так ли уж важен фактор себестоимости?

В настоящее время объем памяти в 128 Мб стал нормой для большинства видеокарт среднего ценового диапазона. При этом число чипов памяти обычно равно восьми. При 256-битной шине памяти также достаточно использовать восемь чипов, если каждый из них имеет 32-битный доступ. Чтобы не провоцировать заметный разрыв в производительности флагманских видеоплат с 256-битной шиной и более дешевых плат со 128-битной шиной, проектировщики вынуждены использовать на платах со 128-битной шиной более быстрые чипы памяти (в плане таймингов), что обходится дороже памяти для 256-битного варианта, где тайминги не играют большой роли.

Дилемма достаточно проста: 8 очень быстрых чипов в 128-битной конфигурации или 8 менее быстрых чипов в 256-битной конфигурации. В переводе на скупой язык экономики выбор заключается в следующем: более дорогие чипы памяти или менее дорогие чипы памяти плюс несколько более дорогой дизайн печатной платы.

По рассмотренным причинам мы вполне признаем вариант плат на базе NV36 с 256-битной шиной памяти экономически целесообразным. Пропускная способность памяти не будет упираться в ограничения шины, возможно, это слегка поможет увеличить производительность видеоплат в тяжелых графических режимах. Учитывая современную тенденцию к усложнению графических сцен, 256-битная шина памяти не повредит даже такому потенциально урезанному решению, как NV36. Осталось только подождать завершения конференции SIGGRAPH, и мы наверняка узнаем правду...

Р fin

Продолжает развиваться Open-source проект Mozilla. На этот раз обновления коснулись браузера Mozilla Firebird и почтового клиента Mozilla Thunderbird.

Mozilla Firebird (ранее известный как Phoenix) - "облегченный" браузер на фирменном кросс-платформенном ядре Gecko, разрабатывающийся с упором на быстродействие, легкость и удобство работы.

К числу его возможностей и достоинств относятся:

  • Мультиоконный интерфейс.
  • Блокиратор всплывающих окон.
  • Встроенный механизм фильтрации "назойливого" веб-содержимого.
  • Интегрированный поисковой механизм (на основе Google).
  • Механизм "поиск по мере ввода символов".
  • Простой и эффективный механизм контроля за приватностью.
  • Большое количество расширений и скинов, изменяющих браузер как внешне, так и функционально.
  • И множество других возможностей.

Версия 0.6.1 направлена в основном на исправление найденных критических ошибок:

  • Исправлена критическая ошибка автозавершения.
  • Исправлена ошибка безопасности DOM, приводившая к сбоям в работе с закладками.
  • Новая иконка приложения.
  • А также другие исправления и изменения.

Mozilla  Thunderbird - кросс-платформенный почтовый клиент, создаваемый с аналогичными целями. Из уникальных целей можно отметить направленность на работу совместно с Mozilla Firebird (или любым другим "одиночным" браузером) и улучшения пользовательского интерфейса по сравнению со встроенными в браузер почтовыми клиентами.

Данная версия 0.1 - первая вышедшая публично. Возможности этого почтового клиента повторяют Mozilla Mail, и в дополнение к ним содержат несколько уникальных:

  • Возможность настройки панелей инструментов.
  • Поддержка механизма внешних расширений, позволяющих изменить функциональность по своему желанию.
  • Новый пользовательский интерфейс, поддержка скинов.
  • Значительные улучшения в удобстве работы, новая боковая панель контактов.
  • Улучшения в механизме фильтрации спама.
  • Улучшения в производительности.

Скачать программы можно отсюда:

  • Mozilla Firebird (6,8 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP).
  • Mozilla Firebird (9,2 МБ, Linux).
  • Mozilla  Thunderbird 0.1 (8,9 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP).
  • Mozilla  Thunderbird 0.1 (9,2 МБ, Linux).
На страницах нашего сайта уже не раз появлялись ссылки на интерактивные справочники по мостикам и ножкам процессоров Athlon XP на ядре Thoroughbred и Barton. Все эти программы преследовали собой одну цель: максимально облегчить труд оверклокера, который избрал для себя процессоры AMD в качестве платформы для экспериментов. Используя подобные средства помощи, можно быстро получить подсказку на возможный путь реализации задуманного, а потом, не очень задумываясь, воплотить свой план в реальной жизни.

Разумеется, что все интерактивные подсказки хороши для тех, кто не хочет ломать голову над "вопросами мироздания", то есть вникать в подробности – почему нужно замкнуть именно этот мостик или ножку, а не другой, и так далее. Тем не менее, среди нашей постоянной аудитории абсолютно точно есть люди с пытливым умом, которым хочется проводить подобные модификации осознанно. Для них на сайте Fab51 предусмотрена своеобразная "памятка" на английском языке со множеством справочных таблиц, поясняющих, какой мостик и за что отвечает. Что вдвойне приятно, описание касается мостиков Thoroughbred и Barton, являющихся безоговорочными фаворитами среди оверклокеров клана AMD.

Собственно, конкретные комбинации положений мостиков вы можете посмотреть для каждого конкретного случая в первоисточнике, мы лишь перечислим, за что отвечает каждая группа мостиков:

  • L1 - блокировка изменения множителя. При всех пяти закрытых мостиках изменение множителя разрешено.
  • L2 - управление размером кэша второго уровня. По умолчанию все мостики закрыты, так что модификации достаточно бессмысленны. Единственной "лазейкой" остается возможность модификации процессоров Thorton до полноценного Barton, однако это лишь гипотеза. Более того, насколько Thorton будут распространены в рознице – сказать сейчас достаточно сложно.
  • L3 - собственно выставляет значение множителя. Для доступа к множителям свыше 12.5х требуется разомкнуть самый дальний от ключа мостик. Современные материнские платы могут управлять множителем из BIOS в широких пределах, так что данная возможность увеличения множителя свыше 12.5х понадобится лишь владельцам более старых моделей.
  • L5 - состояние поддержки многопроцессорного режима. В положении "С::С" ("закрыто-открыто-открыто-закрыто") процессор Athlon XP превращается в Athlon MP.
  • L6 - присутствует только на мобильных процессорах, управляет множителем.
  • L8 - в мобильных процессорах отвечает за напряжение питания ядра.
  • L11 - отвечает за напряжение питания ядра настольных процессоров. Возможные пределы значений напряжения – от 1.1 В до 1.85 В с шагом 0.025 В.
  • L12 - отвечает за выбор частоты системной шины по умолчанию. Возможные значения – 133 МГц, 166 МГц, 200 МГц.

Еще раз напомним, что указанные положения мостиков относятся к процессорам на ядре Thoroughbred и Barton. Значительная часть изменяемых при их помощи параметров в настоящее время может быть выставлена средствами BIOS материнской платы. Поскольку процессоры Athlon XP постепенно переводятся на упаковку без мостиков, то подобные модификации могут производиться замыканием ножек процессора – если возможности материнской платы ограничены. Как выставить желаемый множитель через ножки процессора, вы можете прочитать на нашем сайте здесь.

Р fin

Немецкий сайт Dark-tweaker продолжает традицию тестирования новейших драйверов ATI и их конкурентов от сторонних разработчиков. В этот раз тестировались драйверы Catalyst 3.5 и Catalyst 3.6 от ATI, а также скандально известные драйверы от Omega (версии 2474, основанные на Catalyst 3.6).

Результаты поражают необычайно малым разбросом показателей. Судите сами, я приведу наиболее "отличающиеся" по цифрам бенчмарки:

В 3DMark 2001SE / 2003 v.330 Catalyst 3.6 стабильно незначительно уступает Catalyst 3.5, а Omega 2474 - незначительно быстрее обоих Catalyst. 

В альтернативном DirectX 9 бенчмарке Gun Metal картина немного меняется:

Теперь Omega 2474 уже уступает Catalyst 3.5, Catalyst 3.6 опять же на последнем месте. В бенчмарках OpenGL расстановка сил аналогична таковой в 3DMark'ах:

Результаты прочих бенчмарков аналогичны, поэтому приводить их не имеет смысла. Полученные результаты не отличаются даже на один процент, что можно было бы причислить к погрешности измерений, если бы не их стабильность. 

Каким драйвером пользоваться - выбирать вам. А я бы лично выбрал Catalyst 3.6 - при минимальном падении производительности решены некоторые проблемы с совместимостью/качеством и нет возможности нарваться на некорректные оптимизации (которые потенциально могут присутствовать в драйверах Omega).

Как и планировалось, с 28 июля начали действовать новые цены на серверные процессоры AMD. Впрочем, под словом "серверные" в данном случае следует понимать не только Opteron, но и Athlon MP, которые используются для построения серверов начального уровня и рабочих станций.

Масштабы снижения цен на процессоры Opteron отображены в следующей таблице:

Модель процессора Цена до снижения Цена после снижения Снижение цены, %
Opteron 140 $229 $229 0
Opteron 142 $438 $292 33
Opteron 144 $669 $438 34
Opteron 240 $283 $256 10
Opteron 242 $690 $455 34
Opteron 244 $794 $690 13
Opteron 840 $749 $749 0
Opteron 842 $1299 $1299 0
Opteron 844 $2149 $2149 0

Следует сказать, что прогнозы по поводу количественного изменения цен и подлежащих уценке процессоров оказались несколько неточными. Были заметно снижены цены на "одиночные" Opteron 142 и Opteron 144. Судя по всему, это подготовка к выходу Athlon 64, которые должны быть совместимы с Socket 940. Поскольку явных признаков отличий у Opteron 1xx и Athlon 64 (Socket 940) наблюдаться не должно, то выравнивание цен придется весьма кстати – вряд ли кто-то пожелает переплачивать за Opteron 1xx, который сможет работать только в однопроцессорной системе.

Можно предположить, таким образом, что Athlon 64 3100+ (1.8 ГГц) будет стоить чуть больше $400, поскольку Opteron 144 с той же реальной частотой стоит сейчас $438. Для модели Athlon 64 3400+ (2 ГГц) можно прогнозировать цену выше $600 – в этом диапазоне находится стартовая цена всех флагманских процессоров AMD. Вполне возможно, что в момент анонса Athlon 64 в сентябре цены на младшую серию Opteron будут снижены еще раз, и реальная стоимость Athlon 64 окажется еще более низкой.

Очень "дружно" подешевели и процессоры Opteron 2xx. Как уже сообщалось, снижение цен предваряет анонс модели Opteron 246 с реальной тактовой частотой 2 ГГц, запланированный на 4 августа. Opteron 8xx снижению цен не подверглись – они предназначены для "солидной публики", которая не привыкла мелочиться :).

Кстати, процессоры Athlon MP были уценены более равномерно, чем предполагалось:

Модель процессора Цена до снижения Цена после снижения Снижение цены, %
Athlon MP 2000+ $116 $116 0
Athlon MP 2200+ $131 $116 11
Athlon MP 2400+ $153 $131 14
Athlon MP 2600+ $201 $174 14
Athlon MP 2800+ $275 $230 16

Между прочим, цены на мобильные процессоры Athlon XP-M и их разновидности тоже изменились – конкретные цифры можно узнать здесь. Масштаб снижения цен достигает в среднем 20%.

Отдельно отметим, что настольные процессоры Athlon XP снижению цен не подверглись :(. Скорее всего, очередное снижение цен на них состоится уже в сентябре, но оно в большей степени затронет модели с рейтингом выше 2400+, поскольку младшие модели уже сейчас стоят "до безобразия дешево" :).

После выделения чипсетного подразделения в компанию ULi Electronics, столь хорошо известная своими бумажными анонсами фирма ALi решила крепко взяться за покорение рынка. Кроме чипетов для Pentium 4 и Athlon 64, ALi желает заполучить в свой арсенал поддержку шины PCI Express.

Как сообщается, ALi недавно приобрела у печально известной Rambus лицензию на коммуникационное ядро RaSer, предназначенное для использования в коммуникационных устройствах. Поддержка чипом от одного до четырех параллельных каналов передачи данных позволяет обеспечить пропускную способность до 3.2 Гб/с. В интерпретации ALi это ядро должно использоваться для поддержки шины PCI Express. Опытное производство 0.13 мкм ядра RaSer уже началось на мощностях TSMC.

Любопытно, что пресловутое ядро не обеспечивает поддержку самого массового варианта шины PCI Express - типа х1, сразу начиная отсчет с уровня х4 и заканчивая х32. Если для коммуникационных устройств с высокой пропускной способностью интерфейс PCI Express x4 еще может иметь некоторую актуальность, то обычные карты PCI Express, которые должны заменить собой PCI 2.3, останутся без "приюта". Впрочем, чипсеты ALi всегда удивляли нас причудливым сочетанием характеристик – вспомним хотя бы соседство шины HyperTransport и разъема Socket 478 с памятью SDRAM PC-133...

Графические платы нового поколения должны использовать интерфейс PCI Express x16, и поддержка PCI Express x32 чипом RaSer может показаться избыточной. Однако, не будем забывать, что это решение перекочевало в стан ALi из недр занимающейся серверными и коммуникационными технологиями Rambus. Вполне возможно, что шина PCI Express x32 пригодилась бы в серверах. Будет ли ALi/ULi предлагать решения для этого сегмента – сказать сложно, поскольку кроме сдержанных успехов в сегменте портативных компьютеров дела у нее продвигаются не очень хорошо. Нельзя исключать, что все ограничится лишь очередным "бумажным анонсом"...

Сейчас обсуждают