Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Раз уж в последние дни речь зашла об официальной поддержке различными производителями процессорной шины 800 МГц для Pentium 4, стоит упомянуть еще об одной компании, которая в последние годы исключительно редко заявляла о своих продуктах в области наборов системной логики для процессоров Intel. Мы имеем в виду ALi Corporation, если это имя у вас еще может ассоциироваться с чипсетами для настольных платформ :).

Поводом для возникновения интереса с нашей стороны к продукции этой компании стало заявление представителя компании, согласно которому Intel передала ALi лицензию на поддержку процессоров с 800 МГц шиной. Таким образом, все игроки рынка чипсетов для платформы Pentium 4 охвачены лицензией на 800 МГц шину, и теперь дело осталось за малым – выпустить чипсеты :).

Для текущего поколения процессоров Pentium 4 в арсенале ALi имеется один чипсет - M1683. Если быть точнее, это северный мост чипсета, который должен будет поддерживать процессоры с частотой шины до 800 МГц и технологией Hyper-Threading, одноканальную память DDR 400, шину AGP 8x.

реклама

Полные характеристики M1683 еще нигде не оглашались, поэтому мы предположили, что он унаследует основные возможности M1681, дополнив функциональность северного моста поддержкой 800 МГц шины и технологии Hyper-Threading. На основе блок-схемы M1681 нами была изображена возможная компоновка северного моста M1683, поэтому реальные характеристики могут отличаться.

Самое интригующее отличие чипсетов ALi для платформы Pentium 4 от изделий конкурентов – поддержка шины HyperTransport, которая изначально была предназначена для использования на платформе AMD, помимо чипсетов для Athlon 64 или Opteron, она нашла свое применение в чипсетах Nvidia NForce. Так или иначе, но в чипсетах для процессоров Intel она ранее не применялась. Напомним, что эта двунаправленная 16-разрядная шина, работающая на частоте 800 МГц, способна обеспечивать пропускную способность до 3,2 Гб/с. Во всех возможных комбинациях она соединяет северный и южный мосты чипсета, M1683 не стал исключением.

Имея возможность асинхронной работы с памятью, чипсет M1683 позволяет использовать различные типы памяти. Сложно сказать, будет ли устаревшая PC-133 поддерживаться этим чипсетом, но чисто теоретически комбинация процессора с 800 МГц шиной и памяти PC-133 выглядит абсурдной. С другой стороны, Intel в свое время не побрезговала выпустить чипсет i845, поддерживающий процессоры Pentium 4 с 400 МГц шиной и память PC-133, так чем же хуже аналогичный вариант для чипсета ALi? Никто не утверждает, что на материнской плате на основе M1683 нужно обязательно использовать самый мощный процессор, для Celeron с его 400 МГц шиной памяти PC-133 могло быть вполне достаточно, если бы не одно "но"...

Дело в том, что сейчас память PC-133 стоит дороже аналогичных модулей DDR 266, поэтому целесообразность такой покупки выглядит сомнительной – с учетом вдвое увеличенной для DDR 266 пропускной способности :).

Каким южным мостом будет комплектоваться M1683, пока не сообщается – для M1681 был предназначен южный мост M1563. В принципе, в планы ALi входит выпуск версии южного моста M1565, поддерживающей Serial ATA и стандарт беспроводного доступа 802.11b, но по срокам ALi может не уложиться – выход M1683 запланирован на второй квартал этого года, до конца которого осталось чуть более двух месяцев.

ALi планирует выделить чипсетное подразделение в отдельную компанию ULi Electronics в июне-июле этого года, а в общем ассортименте продукции корпорации чипсеты должны составлять до 19%, что можно назвать весьма амбициозными заявлениями. Под каким брендом будут продаваться чипсеты – пока не решено.

Ранее для чипсета M1683 предрекалась поддержка памяти DDR-II, но с того момента прошел почти год, и планы компании поменялись. Сложно сказать, насколько ALi преуспеет в этом своем начинании – чипсеты ее производства до сей поры были весьма раритетны, не повторится ли история на этот раз?

Сейчас обсуждают