Платим блогерам

Новости 29 июня 2005 года

Ещё в начале месяца мы узнали, что Intel снизит цены на процессоры Celeron D 3xx в конце июля. Позднее появился процессор Celeron D 351, а заодно легализовались и другие модели семейства Celeron D 3x1, обладающие поддержкой EM64T. Только предвкушение скорого снижения цен удерживало многих потенциальных покупателей от более близкого знакомства с новинками.

Сегодня тайваньский сайт DigiTimes со ссылкой на производителей персональных компьютеров сообщил более точную дату снижения цен - оно запланировано на 24 июля текущего года. Масштаб снижения исчисляется цифрами от 5.4% до 13.5%, в реальном выражении экономия достигает $10-14. Для "малообеспеченных слоёв населения" это существенная сумма, поэтому пренебрегать такой возможностью они вряд ли станут.

Напомним, что 14 августа будут снижены цены на всю линейку Pentium 4 6xx, а вот в отношении перспектив уценки процессоров Pentium 4 5xx мы имеем основания выразить сомнения. Дело в том, что в третьем квартале семейство начнёт сниматься с производства, поэтому привлекать к нему внимание потенциальных владельцев Pentium 4 6xx компания Intel вряд ли пожелает.

Несмотря на официальные опровержения, тайваньские источники продолжают распространять слухи о возможности снижения цен на процессоры Athlon 64 в конце июля. Словно тайваньские производители уподобляются Йоде из рекламного ролика Pepsi: Цены Athlon 64 на прежнем уровне не хочешь сохранить ты. AMD упорствует: Нет, хочу! Маленький зелёный джедай противится: Не хочешь... Не хочешь... Кто победит в этом споре, мы узнаем в конце июля.

Одним из наиболее ярких потрясений первых дней выставки Computex 2005 стали экспонаты на стенде компании MSI, в числе которых была и видеокарта Geminium-VIII, представляющая собой Radeon X800 XL с одновременной поддержкой интерфейсов PCI Express x16 и AGP 8x. Если соседствовавшую с ней видеокарту на базе двух чипов GeForce 6800 Ultra ещё можно было отнести к концептуальным продуктам, которые не пойдут в серию, то продукт с царственным именем Geminium-VIII Gemini имел все шансы добраться до полок магазинов. Кстати, слово Gemini ("Джеминай") по-английски символизирует знак Зодиака "Близнецы", так что намёк на поддержку двойного интерфейса прослеживается даже в названии.

Сегодня мы получили возможность изучить образец видеокарты Geminium-VIII более подробно, а потому решили опубликовать отдельные фотографии, которые ещё не появлялись на других сайтах.

Из изысков дизайна печатной платы следует отметить "двухсторонний" интерфейс. С "традиционной" стороны видеокарта имеет разъём AGP 8x, при повороте платы "вверх ногами" пользователь получает доступ к интерфейсу PCI Express x16. Судя по всему, переключать вручную ничего не надо - плата сама распознаёт, какой интерфейс задействован, благо использовать одновременно оба невозможно.

Как вы могли заметить, планка с портами DVI был отделена от печатной платы - иначе такой "перевёртыш" нельзя было бы закрепить в стандартном корпусе системного блока. При переворачивании графической платы соединяющие с задней планкой гибкие шлейфы просто перекрещиваются, саму планку переставлять нет необходимости. У такого решения есть один важный недостаток - дополнительная фиксация платы в слоте расширения и поддержка со стороны каркаса системного блока не обеспечиваются.

Разъём питания на плате только один - он имеет четыре штырька и подключается к свободной вилке блока питания. Он задействуется только в том случае, если плата работает через интерфейс AGP 8x. Как вы можете помнить, версия Radeon X800 XL с интерфейсом PCI Express x16 обходится без разъёма дополнительного питания, так как получает необходимую мощность через интерфейсный разъём (до 75 Вт).

На оборотной стороне платы мы видим ещё четыре чипа памяти GDDR-3 со временем выборки 1.6 нс производства Samsung, которые формируют общий объём в 256 Мб. Кроме того, вблизи от интерфейса AGP 8x приютился чип переходного моста RIALTO. Чип R430 обладает врождённой поддержкой PCI Express x16, а потому для работы с AGP 8x ему нужен переходный мост. Функции VIVO видеокарта лишена, так как привычный чип Rage Theater на плате не распаян.

Вот так выглядит видеокарта с этой же стороны с установленным радиатором охлаждения. Он покрывает не только чипы памяти, но и чип переходного моста RIALTO, хотя тот не очень сильно нагревается в процессе работы. Когда вы используете интерфейс PCI Express x16, эта пластина оказывается снизу, а верхнюю часть платы украшает медный кулер с прозрачным кожухом. При смене интерфейса ориентация видеокарты в пространстве меняется.

Как видно на фото "в профиль", плата спокойно умещается в одиночном слоте расширения. Кстати, работает она на стандартных для Radeon X800 XL частотах: 400/980 МГц, чип R430 обладает 16 пиксельными конвейерами.

Наконец, самое сладкое :). Нам стало известно, что MSI собирается наладить массовое производство видеокарты Geminium-VIII Gemini. Конкретные сроки мы пока назвать не можем, но уже располагаем информацией о цене: она будет всего на $20 дороже обычного Radeon X800 XL с интерфейсом PCI Express x16. Вот вам и частичный ответ на вопрос о том, как присутствие переходного моста RIALTO сказывается на цене видеокарты.

Р fin

Недавно корпорация Futuremark объявила о скором выходе нового бенчмарка PCMark05 и тогда мы ожидали его появления в течение месяца. Но всё произошло намного быстрее - PCMark05 уже официально доступен!

Новый PCMark05 продолжает традиции комплексных бенчмарков этой линейки, как и PCMark04 он использует в качестве тестов элементы работы реальных приложений, что повышает его ценность по сравнению с "полностью синтетическими" бенчмарками. Серия из одиннадцати обязательных тестов быстродействия различных компонентов системы приводит к вычислению общего результата в неких условных единицах ("PCMarks"), по мотивам известного мультика традиционно именуемых в странах бывшего СССР "попугаями" .

В разработке PCMark05 принимали участие члены программы Futuremark Benchmark Development Program (среди них называются AMD, Dell, Intel, Microsoft и NVIDIA), что позволяет надеяться на его общую объективность. При этом бенчмарком поддерживаются все новейшие разработки в области аппаратного обеспечения, включая двухъядерные процессоры AMD/Intel и недавно выпущенные видеопроцессоры NVIDIA серии GeForce 7800.

В свое время в PCMark04 была введена еще одна система приближения сравнительных результатов бенчмарка к "реальной жизни". Для этого имитируется одновременное выполнение нескольких задач, что в принципе, действительно является каждодневным явлением практической работы на компьютере. В качестве иллюстрации работы этого механизма в PCMark05 можно привести схему выполнения всех одиннадцати тестов с сайта 3DVelocity.com, на которой виден состав трех многопоточных тестов:

В целом же бенчмарк имеет возможности для тестирования комплексной производительности системы и отдельные наборы специализированных тестов процессора, памяти, 2D/3D графики, дисковой подсистемы. При этом разработчик утверждает, что PCMark05 - совершенно новый продукт, обладающий функциями тестирования нагрузки на систему при работе с HD-видео, кодировании аудио-информации и расширенными возможностями по тестированию многопоточной нагрузки на процессор и жесткий диск. Также утверждается, что результаты PCMark05 позволят определить слабые места вашей системы и принять соответствующие меры. А интеграция с онлайновой системой ORB предоставляет доступ к миллионам опубликованных результатов пользователей по всему миру.

Как и было анонсировано ранее, PCMark05 доступен в трех вариантах: бесплатный PCMark04 Basic с ограниченной функциональностью, коммерческий PCMark05 Advanced и дорогой вариант PCMark05 Professional для бизнес-пользователей, желающих применять бенчмарк в коммерческих и демонстрационных целях либо же использовать его в собственных продуктах, рекламных акциях и т.п. Различия функциональности всех трех версий можно представить таким образом:

  • PCMark05 Basic:
    • Возможность запуска только основных тестов.
    • Базовые возможности доступа к системной информации.
    • Базовая возможность публикации результатов в системе Online ResultsBrowser.
  • PCMark05 Advanced:
    • Расширенные возможности доступа к системной информации.
    • Расширенные возможности управления всеми тестами.
    • Расширенная функциональность системы Online ResultsBrowser.
  • PCMark05 Professional:
    • Дополнительные возможности проведения тестов.
    • Функции управления из командной строки.

Коммерческие версии позволяют создавать собственные наборы тестов, включая произвольную конфигурацию многопоточных. Возможность запуска нескольких проходов или циклической работы также недоступна в бесплатной версии.

Официальный список минимальных системных требований PCMark05 следующий:

  • Процессор с частотой 1,4 ГГц и поддержкой инструкций SSE.
  • 128 МБ оперативной памяти (рекомендуется 256 МБ).
  • Видеоадаптер с поддержкой DirectX 7. Для 3D-тестов требуется аппаратная поддержка DirectX 9.
  • 110 МБ свободного места на жестком диске для установки бенчмарка и еще 130 МБ на время проведения тестов быстродействия накопителя.
  • Windows XP.
  • Internet Explorer 6.
  • Windows Media Encoder 9 и Media Player 10.
  • DirectX 9.0c.

От поддержки Windows 2000 корпорация Futuremark отказалась уже давно, а по сравнению с PCMark04 существенные ограничения накладывает также и необходимость наличия видеокарты с аппаратной поддержкой DirectX9. Без современного видеоадаптера бенчмарк будет запускаться, но проводить обязательный тест 3D-быстродействия не сможет, значит и не сможет предоставить итоговый результат в "попугаях".

А теперь к практическим впечатлениям. Запуск PCMark05 производится довольно долго, до одной минуты, и сопровождается опросом всех устройств и "эффектами зависания", что довольно неприятно. Кроме того, бесплатная версия еще и обзавелась дурной привычкой при каждом запуске выводить окошко с предложением купить полный вариант и пятисекундной паузой.

После инициализации бенчмарк встречает нас привычным интерфейсом продуктов Futuremark:

Как обычно, бесплатная версия фактически предлагает нам одну возможность - запустить бенчмарк, дождаться выполнение тестов и получить итоговый результат в "попугаях 3DMark05". 

Общая длительность проведения бенчмарков составляет 10-20 минут. Из 11 тестов только 4 задействуют графическую систему и отображают что-то отличное от индикации прогресса выполнения. Многопоточные же тесты представлены соответствующим образом:

Программисты Futuremark интересно решили проблему снижения результатов из-за "фоновой активности пользователя" - при попытке переключения к другому приложению PCMark05 просто прервет выполнение бенчмарков.

При тестировании системы с разогнанным до 2 ГГц процессором Sempron 3100+ и разогнанной видеокартой GeForce 6800 GT обозреватели сайта 3dvelocity.com получили такой результат:

Негусто, надо сказать. Очередная "деноминация попугаев" 

После проведения тестирования можно посмотреть данные о результатах каждого отдельного теста. Расширенные возможности экспорта в Excel при этом доступны только для коммерческой версиях версиях, равно как и загрузка сохраненных результатов.

Как обычно, можно опубликовать свой результат в онлайновой системе PCMark05 ORB (Online ResultBrowser). Там же можно посмотреть все опубликованные результаты (понадобится регистрация в системе).

Общий результат бенчмарка получается по формуле:

PCMark Score = 87 x (Среднее геометрическое значение основных тестов),

где среднее геометрическое вычисляется как (Результат 1 x Результат 2 x ...) / количество результатов.

Стоимость PCMark05 Advanced составляет 20$, стоимость PCMark05 Professional составляет 200$, а если вы желаете заказать программу с доставкой на компакт-диске добавьте еще 10$ к цене каждого из вариантов. Как обычно, с расширенных функции версий Advanced и Professional снимается блокировка при вводе лицензионного ключа - дистрибутив у всех общий. Тем же, кому повезло купить PCMark04 Pro за месяц до выхода PCMark05, имеют право на бесплатное обновление до PCMark05 Advanced.

Размер дистрибутива программы в очередной раз вырос - до 70 МБ, что вдвое больше дистрибутива предыдущей версии, PCMark04. К этому объему следует добавить еще по 10 МБ дистрибутивов Windows Media Encoder 9 и Windows Media Player 10, без которых часть бенчмарков PCMark 04/05 не работает. Жаль, что ширина моего интернет-канала не растет так же быстро, как объем дистрибутивов продуктов Futuremark .

Дистрибутив новинки был размещен в нашем файловом архиве, откуда его и можно скачать, необходимые же компоненты Windows Media можно загрузить с сайта Microsoft:

В нашей конференции открыта ветка с результатами PCMark05, в которой вы можете опубликовать собственные достижения или изучить цифры, полученные другими участниками конференции.

Одним из важных аргументов AMD в борьбе за покупательские предпочтения была и остаётся простота перехода на использование двухъядерных процессоров Athlon 64 X2. Никаких там новых чипсетов, новой памяти или нового блока питания - просто обновляешь BIOS материнской платы, и можно устанавливать в разъём Socket 939 двухъядерный процессор Athlon 64 X2. Даже если не обновить BIOS, процессор будет работать в одноядерном режиме - Intel не могла обеспечить для Smithfield даже такой относительной гибкости.

Насколько просто научить материнскую плату поддерживать Athlon 64 X2? Ответить на этот вопрос постарались сотрудники сайта Anandtech. Прежде чем перейти непосредственно к вопросам совместимости процессоров Athlon 64 X2 с существующими материнскими платами, заострим внимание на особенностях контроллера памяти процессоров степпинга E.

Как мы уже отмечали, в ядрах на степпинге E3 и E4 компания AMD ввела поддержку новых режимов работы памяти - от DDR 433 до DDR 500, а в случае с Athlon 64 FX-57 даже позарилась на DDR 533. Казалось бы, если эта возможность была предусмотрена с самого начала, почему мы узнаём об этом только сейчас? Как объясняют наши коллеги, поддержка новых делителей частоты памяти должна быть реализована на уровне BIOS материнской платы, чтобы процессор мог реализовать эту функцию. До сих пор только некоторые производители материнских плат порадовали потребителей подобным "бонусом". В числе первых оказалась компания Abit с материнской платой Fatal1ty AN8.

Ещё один интересный нюанс касается процедуры обновления BIOS материнской платы для поддержки процессора Athlon 64 X2 в том случае, если текущая версия BIOS его не поддерживает, а других процессоров под рукой нет. Как утверждают представители AMD, в этом случае процессор Athlon 64 X2 сможет работать в одноядерном режиме, но только если текущая версия BIOS поддерживает процессоры степпинга E3 или E4. Вы сможете запустить систему, обновить BIOS, перезагрузиться и "увидеть" второе ядро. Если же текущая версия BIOS не поддерживает процессоры степпинга E, то запускать систему придётся при помощи процессора предшествующих ревизий. Если же найти такой процессор не удастся, то многие производители материнских плат готовы прислать микросхему с новой версией BIOS по почте. Безусловно, подобная предусмотрительная щедрость открывает лазейку для тех владельцев материнских плат, которые хотели бы получить микросхему BIOS бесплатно :). С другой стороны, не все модели материнских плат имеют съёмные микросхемы BIOS, определённая часть оснащается распаянными микросхемами. Менять их гораздо сложнее.

Другой момент касается возможности работы контроллера памяти Athlon 64 с четырьмя модулями DDR 400 при значении таймингов 2T. Как вы можете помнить, такая возможность была внедрена в степпингах серии E. Надежды на возможность четырёх модулей DDR 400 работать с таймингами 1T пока не оправдались - процессоры Athlon 64 X2 в этом плане не отличаются от процессоров Athlon 64 на ядрах Venice и San Diego.

Далее следует душещипательное расследование по поводу наличия на рынке материнских плат, готовых к поддержке Athlon 64 X2, а также обновлений BIOS для прежних материнских плат. Увереннее всего работают с Athlon 64 X2 материнские платы на базе чипсетов nVidia семейства nForce 4. Подобной функциональностью должны обзавестись материнские платы на базе чипсетов ATI Radeon Xpress 200 CrossFire Edition и SiS 756, а также ULi M1689. Последний заодно поддерживает и AGP 8x, чего нельзя сказать о прочих чипсетах. Впрочем, старый добрый nForce 3 тоже постепенно научится поддерживать Athlon 64 X2, просто он слегка замешкался на этом пути.

Ситуация с чипсетами VIA заслуживает отдельного упоминания. Как вы можете помнить, первая ревизия чипсета VIA K8T890 не дружила с Athlon 64 X2, и производитель вынужден был срочно выпустить исправленную ревизию, которая и стала основой для большинства отгруженных в розницу материнских плат. Кстати, более старые чипсеты VIA вроде K8T800 Pro процессоры Athlon 64 X2 без проблем воспринимают после обновления BIOS.

Даже несмотря на некоторые незначительные оговорки, ситуация с преемственностью платформ под Athlon 64 X2 значительно лучше, чем в случае с процессорами Pentium D 8xx. Как только AMD получит возможность немного снизить стоимость самих процессоров, а соответствующее оптимизированное под них программное обеспечение появится, процессоры Athlon 64 X2 начнут пользоваться стабильным спросом.

Уже вчера стало ясно, что экстремальный разгон видеокарты GeForce 7800 GTX не остановится на отметке 702/1506 МГц. По крайней мере, у одиночной видеокарты ещё есть некоторый запас увеличения частот - жидкий азот в её разгоне пока не был задействован. Другое дело - видеокарты в связке SLI, которые гораздо более чувствительны к взаимному влиянию при разгоне. Поскольку текущие драйверы подразумевают работу видеокарт в режиме SLI на одинаковых частотах, в ходе разгона приходится ограничиваться худшим результатом из двух.

Сегодня мы можем судить, как далеко продвинулись сингапурские коллеги с сайта VR-Zone в экстремальном разгоне SLI-связки на базе двух видеокарт GeForce 7800 GTX. Чтобы не размениваться по мелочам, они сразу оснастили обе видеокарты и центральный процессор каскадным фреоновым охлаждением. Видеокарты при старте системы получали порцию мороза в минус 88 градусов Цельсия.

Легко понять, что "тандем" не разгонится так же успешно, как одиночная видеокарта. На неуклюжесть этого дуэта пришлось списать почти 50 МГц частоты ядра. Например, в тесте 3DMark05 видеокарты устойчиво смогли работать только на частотах 653/1491 МГц. В паре с разогнанным до 3601 МГц процессором Athlon 64 FX-55 они показали результат в 16 364 "попугая".

В 3DMark03 частоты видеокарт несколько отличались - 653/1485 МГц, однако результат в 37 822 "попугая" был достигнут. Легко заметить, что от прошлого рекорда сильно отдалиться не удалось - жалкие 278 "попугаев" дались большой кровью: видеокарты пришлось разогнать с 549/1420 МГц до 653/1491 МГц. Процессоры в обоих случаях работали на близких частотах - порядка 3.6 ГГц, так что влияние частоты видеокарт на производительность в данном тесте можно проследить очень чётко. Прирост в 100 МГц по частоте видеочипа дал только 278 "попугаев" прироста производительности!

Причиной подобного унылого масштабирования является сильная зависимость от быстродействия центрального процессора. Именно он является узким местом, как уже не раз отмечалось. Резвая двойка лошадей по имени GeForce 7800 GTX и рада бы сорваться с места в стремительный галоп, увлекая за собой повозку по имени SLI, да вот кучер попался медлительный. Он это... ну, типа... не успевает ориентироваться в быстро меняющейся ситуации :). Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!

Как бы то ни было, результат сингапурских коллег далеко не лучший. Место для улучшения достижений ещё имеется: не освоен жидкий азот, флагманский процессор Athlon 64 FX-57 криогенным пыткам пока не был подвергнут. Наконец, какие-то улучшения могут принести и обновлённые драйверы. Рубеж в 17 000 "попугаев" 3DMark05 наверняка будет покорён ещё в эпоху царствования GeForce 7800 GTX.

Р fin

Созданный Игорем Павловым архиватор 7-Zip можно считать самым лучшим среди бесплатных продуктов и очень сильным конкурентом коммерческим образцам. Не последнюю очередь в этом занимают такие его уникальные возможности, как наличие собственного формата 7z с отличной степенью сжатия (при определенных условиях достигается двукратное превосходство над форматом RAR) и сжатие в форматы ZIP, GZIP и BZIP2 на 2-10% лучше, чем у "классических" архиваторов.

К другим характерным особенностям можно отнести поддержку распаковки ряда популярных форматов архивов; наличие версии для командной строки; поддержку многопоточности (и, соответственно, оптимизацию для многоядерных процессоров, многопроцессорных систем, процессоров с поддержкой HyperThreading); встроенный бенчмарк производительности,  одновременно являющийся тестом стабильности/безошибочности работы системы; локализацию на шесть десятков мировых языков; открытые исходные коды. Как недостаток архиватора выступает обратная сторона хорошей степени сжатия - сравнительно большое время создания архивов и потребление ощутимо большего количество оперативной памяти при работе. Также можно посетовать на сравнительную простоту интерфейса и отсутствие некоторых функций, имеющихся в коммерческих продуктах (например, механизмы восстановления поврежденных архивов, создания самораспаковывающихся многотомных архивов). 

Месяц назад мы стали свидетелями появления долгожданной финальной версии 7-Zip 4.20, в которой за полтора года разработки нашли официальное признание несколько десятков ключевых новшеств. Выпуск финальной версии - не частое явление применительно к данной программе. И в этот раз выпущена еще одна финальная версия архиватора - 7-Zip 4.23. Ключевое ее новшество не менее долгожданно, я даже затрудняюсь сказать, сколько времени в планах автора значилась поддержка возможности "перетаскивания" файлов при создании архивов и распаковке. 

Всего же в новую версию 7-Zip 4.23 внесены такие изменения:

  • Добавлена поддержка Drag & Drop.
  • Теперь файловый менеджер 7-Zip умеет копировать файлы из одного архива в другой.
  • Исправлены некоторые ошибки.

Теперь в официальных планах ("Roadmap") развития 7-Zip 5.x значатся всего два пункта:

  • Новые методы компрессии мультимедиа-информации.
  • Механизмы восстановления испорченных архивов.

С сожалением констатирую, что эти возможности планировалось реализовать чуть ли не год назад в линейке 7-Zip 4.x .

Как обычно, новинка была размещена в нашем файловом архиве и скачать все доступные файлы можно по ссылкам:

Обсуждение программы находится в этой ветке нашей конференции.

Как мы могли убедиться, повышение номинальных частот видеокарт GeForce 7800 GTX отдельными производителями далеко не всегда сопровождалось модификацией системы охлаждения, что внушало надежду на появление большего числа разогнанных "на заводе" видеокарт. Собственно говоря, для опытного оверклокера такая плата представляет ограниченный интерес - достаточно высокие номинальные частоты лишь внушают уверенность на обладание экземпляром с хорошим частотным потенциалом. Кстати, видеокарты GeForce 7800 GTX эталонного дизайна вообще показали хороший разгонный потенциал - это относится как к 0.11 мкм чипу G70, так и к необычайно удачной 1.6 нс памяти GDDR-3. С этой точки зрения производителей от "заводского" разгона могут удерживать только идеологические причины или панический страх столкнуться с массой гарантийных случаев. Если же разогнать видеокарту в меру, то можно привлечь "сомневающуюся" часть потребителей, которые ещё не решили для себя, положительное ли явление разгон, либо отрицательное. На фоне удручающей одинаковости видеокарт GeForce 7800 GTX привлечь внимание к своему продукту повышенными частотами совсем не сложно.

Судя по всему, компания Leadtek решила следовать своей оверклокерской идеологии, и недавно выпустила обновление BIOS для видеокарты WinFast PX7800 GTX TDH MyVIVO, обеспечивающее увеличение номинальных частот с 430/1200 МГц до 450/1250 МГц.

Заметим, что именно такие частоты изначально избрала для своей версии GeForce 7800 GTX компания XFX. Впрочем, до частоты ядра видеокарты Asus EN7800GTX (470 МГц) оба этих решения не дотягивают, так что разгон до 450 МГц можно признать умеренным и безопасным.

Вот так, простым обновлением BIOS компания Leadtek готова обеспечить своих клиентов более высоким уровнем производительности. С другой стороны, владелец видеокарты имеет выбор: разгонять свою видеокарту или оставить частоты на номинальных значениях. Нельзя исключать, что вновь отгружаемые серийные платы WinFast PX7800 GTX TDH MyVIVO будут оснащаться уже новой версией BIOS, из-за чего номинальные частоты подрастут до 450/1250 МГц.

Компания AMD на протяжении многих лет оставалась "гадким утёнком", вынужденным довольствоваться рынком клонов процессоров класса x86. Единственным способом конкуренции с Intel оставалось снижение цен, однако небольшие объёмы продаж не могли при этом обеспечить прибыльность производства. В 2003 году ситуация начала меняться: анонс процессоров Athlon 64 и Opteron не только положил начало планомерному увеличению доли AMD на рынке, но и позволил компании улучшить финансовые показатели. Заминка Intel со сменой "генеральной линии" на рубеже 2004-2005 годов тоже сыграла на руку AMD. Успех так вдохновил руководство AMD, что к 2015 году компания собирается захватить 50% рынка микропроцессоров.

Очевидно, уверенность в собственных силах позволила AMD высказать накопившиеся претензии к Intel. Едва управившись с анонсом Athlon 64 FX-57, компания опубликовала на своём сайте заявление о направлении в окружной федеральный суд штата Делавэр (США) претензии о нарушении Intel некоторых антимонопольных законодательных актов. Иск содержит информацию на 48 страницах, в качестве свидетелей обвинения упоминаются 38 компаний, расположенных на трёх континентах. Не факт, что все из "униженных и оскорблённых" наберутся смелости свидетельствовать против Intel в суде, но поделиться уличающей Intel информацией они не побрезговали.

Основные претензии AMD к Intel сформулированы на специальном разделе сайта истца. Согласно заявлениям AMD, компания Intel занималась следующим:

  • Вынуждала ведущих производителей заключать эксклюзивные контракты.
  • Удерживала скидки и маркетинговые субсидии с целью наказания тех партнёров, которые покупали процессоры AMD свыше установленного лимита.
  • Угрожала преследованием потребителям, имевшим взаимоотношения с AMD.
  • Устанавливала ограничительные квоты на продажу компьютеров на базе процессоров AMD для отдельных игроков рынка.
  • Заставляла производителей компьютеров игнорировать мероприятия, связанные с анонсом новых продуктов AMD.

По словам представителей AMD, подобное поведение ещё можно было бы признать условно допустимым, если бы Intel не являлась фактическим монополистом рынка центральных процессоров, занимая долю от 80% до 90% в денежном выражении. В качестве результата судебного расследования и решения AMD хотела бы видеть тщательное регулирование деятельности Intel. Финансовых претензий AMD не выдвигает, просто хочет, чтобы дела велись по-честному.

AMD утверждает, что подобная политика Intel искусственно завышает цены на компоненты для персональных компьютеров, а также препятствует быстрому внедрению инноваций. Особенно забавно обвинения в завышении цен выглядят на фоне недавней смены курса в ценовой политике AMD, одним из ярких примеров является анонсированный позавчера процессор Athlon 64 FX-57, оптовая стоимость которого достигает $1031. Безусловно, какая-то часть обвинений может быть доказана в суде, нарушения антимонопольного законодательства США действительно могли иметь место со стороны Intel, однако не стоит думать, что AMD преследует исключительно благородные цели. Как только руки правосудия придушат конкурента, AMD наверняка воспользуется этим для не менее агрессивного захвата рынка. Запустить дело в производство AMD рассчитывает до начала 2006 года. В течение следующего года расследование может быть закончено, вердикт будет вынесен, и место Intel на рынке может быть переопределено.

Вполне возможно, что некоторые запретительные меры к тому времени помогут AMD лучше продавать свои процессоры, ведь на конец 2006 года у неё не запланированы какие-то радикально новые продукты, а вот Intel в этот период собирается представить настольные процессоры Conroe на псевдо-мобильной архитектуре, отличающиеся высоким быстродействием и низким энергопотреблением. Нам не хотелось бы оправдывать Intel, но канонизировать AMD в ранг вселенского борца за справедливость тоже не следует. Если звёзды зажигают, значит, кто-то в этом материально заинтересован :). Например, уже вчера акции AMD поднялись в цене на 50 центов. Если дело пойдёт такими темпами, то к 2015 году фанатичная толпа "протестантов" внесёт AMD на олимп рыночного благополучия, который сейчас она представляет себе в виде 50% доли на рынке. Надеемся, что в такой ситуации AMD не станет прибегать к методам конкуренции, за которую осудила Intel в 2005 году.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают