Платим блогерам

Новости 28 мая 2004 года

Все вы прекрасно помните, как 20 мая на полки японских магазинов поступила видеокарта Sapphire Radeon 9800 Pro со 128-битной шиной и памятью в упаковке TSOP. Естественно, нас всех обеспокоили не только характеристики этой платы и ее разгонный потенциал, но и собственно цена данного экзотического решения.

Что ж, время не стоит на месте и планомерно вносит ясность в имеющиеся вопросы. Во-первых, нам удалось получить подтверждение - компания Sapphire действительно выпускает 128-битную версию Radeon 9800 Pro с мая этого года.

Во-вторых, номинальные частоты этого продукта соответствуют характеристикам Radeon 9800 не-Pro, то есть 325/580 МГц. Напомним, что полноценный Radeon 9800 Pro должен работать на частотах 380/680 МГц, и наши опасения о частотном потенциале 3.3 нс памяти в исполнении TSOP оправдались. Кстати, разогнать такую память можно до частот 620 МГц DDR и больше, но успех будет во многом зависеть от банального везения и наличия адекватного охлаждения для чипов памяти.

Естественно, что работающая на пониженных частотах плата со 128-битной шиной и упрощенным дизайном просто не имеет права стоить столько же, как и традиционный Radeon 9800 Pro. По этой причине Sapphire великодушно снижает цену на $30-40 относительно 256-битной версии. На сегодняшний день это означает, что в московской рознице новинку можно было бы встретить по цене $180-200.

Есть ли у простого обывателя шансы встретить эту дерзкую насмешку над добрым именем Radeon 9800 Pro в отечественной рознице? Хотя инженерные образцы плат уже поступили в Россию, до массовых продаж дело может не дойти вообще. ATI поставляет чипы R350 для этой серии видеокарт в крайне ограниченных количествах, и Sapphire вообще может отказаться от идеи массового производства 128-битной версии Radeon 9800 Pro.

Тем не менее, все может обернуться и благоприятным исходом. Как мы знаем, в среднесрочной перспективе видеокарты Radeon 9800 Pro должны стать разумной альтернативой решениям с поддержкой PCI Express x16 в ценовом диапазоне до $200. По этой причине представители семейства Radeon 9800 Pro просто обречены на относительное долголетие.

Все основные события грядущего лета мы уже расписали в наших новостях, однако наши друзья и коллеги с сайта X-bit Labs решили обобщить всю имеющуюся информацию о ключевых анонсах, касающихся продукции Intel. Поскольку некоторая часть информации до сих пор не появлялась на просторах Сети, мы решили опубликовать данный график, снабдив его собственными комментариями.

  • 1 июня - публичное обсуждение технических особенностей платформы LGA 775. Очевидно, Intel не желает оставлять без ответа намеченный на 1 июня анонс платформы Socket 939 от AMD, а потому планирует хотя бы "поговорить об этом" :).
  • 19 июня - снятие NDA с информации о ценах на чипсеты i925X, i915P и i915G, а также с данных о производительности этих решений. Похоже, Intel намеревается организовать "затяжные роды" для платформы LGA 775.
  • 20 июня - процессоры семейства Celeron D на 0.09 мкм ядре Prescott с 256 Кб кэша появятся в официальном прайс-листе Intel.
  • 21 июня - "красный день календаря", анонс платформы LGA 775. Официально выходят чипсеты i925X, i915P и i915G, а также процессоры Pentium 4 в исполнении LGA 775. Дебютирует процессор Prescott с частотой 3.6 ГГц. Производители публикуют информацию о материнских платах на новых чипсетах.
  • 24 июня - официальный анонс процессоров Celeron D с частотами 2.53 ГГц, 2.66 ГГц и 2.8 ГГц.
  • 27 июня - снижение цен на чипсеты поколения i84x и i8xx. Анонс чипсета E7525 и процессоров Xeon DP на ядре Nocona с поддержкой EM64T. Весьма неожиданный шаг, особенно в свете слухов о переносе этого анонса на третий квартал.
  • 18 июля - снижение цены на Pentium 4 520, младший процессор семейства Prescott в исполнении LGA 775. С уровня $178 его цена опускается до $163. Аналог в исполнении Socket 478 остается на отметке $178, он подешевеет только 22 августа. 18 июля попутно снижаются цены на мобильные процессоры Intel. Надо понимать, что процессоры Dothan станут еще ближе к народу.
  • 1 августа - анонс процессоров Prescott с поддержкой EM64T. Младшая модель работает на частоте 3.2 ГГц. Стоимость этих процессоров не отличается о цены аналогов без поддержки EM64T. Новые процессоры распространяются по OEM-каналам небольшими партиями.
  • 22 августа - к началу сезона "back-to-school" компания Intel снижает цены на мобильные и настольные процессоры. Возможно, в этот день будет анонсирован процессор Prescott с частотой 3.8 ГГц.

Все дальнейшие события анонсного календаря Intel относятся к третьему кварталу и не имеют четкой привязки к датам. По этой причине мы не беремся прогнозировать, какие даты будут предусмотрены для последующих событий. Для рассмотренного графика конкретные даты могут отличаться, так как информация носит неофициальный характер.

Р fin

Из опубликованной сегодня статьи Power supply II знающие люди с "прямыми руками" могут почерпнуть для себя много интересного. К сожалению, как видно из обсуждения в конференции, далеко не всем нашим читателем известно, что автор этой статьи, Serj, является еще и разработчиком нескольких знаменитых и уникальных программ: 

  • Известная серия TestMem 1/2/4 - тестирование оперативной памяти и памяти видеокарты (TestMem 4) на наличие ошибок. 
  • TestVideoRAM - отдельный тест для проверки видеопамяти.
  • Loader - тестирование БИОСа видеокарты без перепрошивки путем замещения текущего БИОСа в памяти компьютера.
  • Video BIOS Extender - уникальная утилита, добавляющая в БИОС видеокарты управляющее меню аналогично таковому в BIOS Setup материнской платы.

В новой статье Serj'а самые внимательные читатели заметили неизвестную им программу под названием S&M. Она использовалась для тестирования компьютера на потребляемую мощность и смогла нагрузить его сильнее чем знаменитые BurnK7 и Prime95! А теперь еще один приятный сюрприз - S&M это новая разработка Serj'а! Разумеется, мы рассмотрим ее поподробнее .

S&M предназначена для проверки памяти и стабильности процессора. Изначально программа задумывалась как средство для проверки стабильности конвертера питания процессора, но, как это часто бывает, появилась идея расширить функциональность, которая пока не реализована . Вторая ключевая часть программы (проверка системной памяти) появится в следующей версии 0.1 утилиты.

Параметры тестирования в текущей версии 0.0.0 (alpha):

  • Отключение прогрева памяти. При этом не будет циклов прогрева памяти, что на 8-10% повысит эффективность нагрева процессора. Автор не советует сразу отключать эту функцию, алгоритм прогрева памяти достаточно эффективен - память нагревается весьма ощутимо.
  • Очень низкий приоритет. Если хочется запустить утилиту надолго, то можно включить эту настройку и S&M не будет мешать другим программам. Естественно, другие программы будут забирать часть процессорного времени себе и эффективность прогрева уменьшится, но если вы не запускаете ресурсоемких программ, то снижение эффективности будет минимально.
  • Загрузка процессора. При выполнении теста заранее известно количество операций, выполняемых в единицу времени, и можно точно сказать сколько времени процессор выполнял программу в единицу времени. Если другие задачи и сама операционная система не мешает, то, естественно, будет отображаться 100%. При отладке программы обнаружилось, что система подсчета занятости процессора, реализованная в Windows, отображает неверные результаты.

И самое интересное - результаты тестирования и сравнение с конкурентами, проведенное автором программы. Для тестов использовалась следующая система:

  • Athlon XP 1800 МГц 1,75 В.
  • Самодельное водяное охлаждение (температура процессора составляла 40-50 градусов).
  • EPoX 8RADA3 v.2.0.
  • 512 МБ DDR SDRAM.
  • Radeon 9700 370MHz/600 МГц.
  • Creative Audigy.
  • 80 ГБ MAXTOR 6Y080P0 DiamondMax Plus 9.
  • Windows XP SP1.

И непосредственно результаты:

Программа Измеренная мощность Комментарии
Процессор Общая
BurnK6 62W 155W -
BurnK7 67W 176W -
S&M 67W 198W с прогревом памяти
S&M 72W 186W без прогрева
CPU Burn-in v1.01 53W 147W контроль отключен
Prime95 62W 161W small FFT
UT2003 53W 205W 1280x1024 botmatch

Как видим, программа действительно не уступает или превосходит бывшего лидера BurnK7!

К сожалению, S&M оптимизирована только под процессоры AMD Athlon и на других может просто не запуститься. Также в текущей версии замечена ошибка при уходе компьютера в режим hibernate.

Скачать нового лидера в разогреве Атлонов можно из нашего файлового архива:

  • S&M 0.0.0 (alpha) (5 КБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).

Обсудить утилиту, поделиться впечатлениями и высказать пожелания автору можно в этой ветке нашей конференции.

Недавно мы сообщали, что видеокарты на базе чипа NV45 уже начинают поставляться для нужд тестирования платформ с поддержкой PCI Express x16, и сегодня данная тема получает дополнительное развитие.

Nvidia действительно предоставила компании Intel и ее партнерам несколько тысяч видеокарт с разъемом PCI Express x16, но эти платы преимущественно относятся к классу GeForce PCX, использующему переходный мост HSI.

Тем не менее, платы на основе чипа NV45 действительно существуют, если верить сообщениям британского сайта Hexus. Более того, чип NV45 обладает врожденной поддержкой интерфейса PCI Express x16, и никакой переходный мост ему для этого не нужен. Другое дело, что выпустить плату на базе NV45 с поддержкой AGP 8x действительно можно при использовании чипа HSI. Получается, что NV45 все же будет иметь некоторые отличия в характеристиках, раз идея о возможности обратной трансформации интерфейсов не кажется производителям абсурдной. Либо подобная возможность предусмотрена с прицелом на будущее, когда чип NV40 будет снят с производства, а потребность рынка в аналогичных решениях с интерфейсом AGP 8x еще сохранится.

Главное, что самые интересные новости касаются системы питания видеокарт на базе чипа NV45. Как уже сообщалось, флагманские решения с интерфейсом PCI Express x16 смогут потреблять до 75 Вт через графический порт, но все равно потребуют наличия дополнительного разъема питания. До сих пор не уточнялось, что это будет за разъем.

Наши английские коллеги утверждают, что видеокарты на базе NV45 будут использовать некий разъем питания типа "3*2", обеспечивающий 4 канала по 12 В. Возможно, речь идет о разъеме с поддержкой двух 3-штырьковых вилок, от которых питаются корпусные вентиляторы. После некоторых размышлений мы также пришли к гипотезе о существовании специального разъема питания, содержащего три ряда по два контакта. Очевидно, владельцам систем с интерфейсом PCI Express x16 и мощной графической платы придется покупать новые блоки питания, либо искать альтернативу в виде переходников.

Кстати, владельцам многих материнских плат на базе чипсетов i915x и i925X все равно придется искать переходник с 20-штырькового разъема питания на 24-штырьковый, так что блок питания в этом сезоне придется менять многим пользователям.

Новые подробности о данной проблеме появятся в ближайшее время, так как производители неизбежно представят прототипы подобных систем на выставке Computex 2004.

Р fin
В очередную версию ATI Tray Tools автор утилиты внес неожиданно большое количество изменений. Напомню, что данная программа предназначена для быстрого управления настройками драйверов видеокарт ATI Radeon из системного трея и имеет ряд дополнительных возможностей (например, систему профилей с функциями оверклокинга), является при этом полностью бесплатной.

В ATI Tray Tools 1.0.0.322 внесены такие новшества (некоторые из них - по просьбам пользователей):

  • Добавлена поддержка управления оптимизацией кода пиксельных шейдеров.
  • Добавлено резервное копирование всех профилей.
  • Произведена оптимизация кода программы.
  • Добавлена поддержка управления некоторыми опциями HyperZ.
  • Обновлен инсталлятор. Теперь запущенная версия программы будет автоматически закрываться в момент копирования файлов новой версии.
  • Добавлены настройки в atitray.ini для изменения внешнего вида основного меню:
    • hide_ogl=0 ;Если 1 то все меню OpenGL будут спрятаны
    • hide_d3d=0 ;Если 1 то все меню Direct3D будут спрятаны
    • hide_tweaks=0 ;Если 1 то все меню раздела Tweaks будут спрятаны

По результатам собственных экспериментов автор полагает, что все опции HyperZ уже включены по умолчанию, даже если в реестре отсутствуют эти значения (по крайней мере для карт RV3xx). Используйте новые возможности по настройке HyperZ для тестирования - если что-то пойдет не так, всегда можно сбросить установки HyperZ на значения по умолчанию.

Скачать полезное обновление можно из нашего файлового архива:

Обсуждение с участием автора программы продолжается в этой ветке нашей конференции.

Хотя видеокарты GeForce 6800 не-Ultra уже появляются в первых предварительных обзорах, а Nvidia с гордостью отчитывается о начале поставок этих решений, реальные образцы еще не торопятся появиться в рознице. Учитывая то, что чип все же будет иметь 12 конвейеров, определенная часть оверклокеров наверняка связывает с этими платами определенные надежды.

Сегодня мы изучим внешний вид и характеристики одной из видеоплат серии GeForce 6800 производства компании ELSA, поскольку данный продукт был анонсирован на японском рынке.

Видеокарта ELSA Gladiac 940 будет отличаться фирменной системой охлаждения, чья высота не превысит 6.5 мм. Это позволит освободить пространство соседнего PCI слота, чего нельзя сделать в случае использования эталонной системы охлаждения GeForce 6800 Ultra.

Кстати, система охлаждения обещает быть не только компактной, но также эффективной и нешумной. Медный радиатор и тихоходный вентилятор должны об этом позаботиться.

Частоты видеокарты соответствуют стандартным: 325/700 МГц. Общий объем памяти составляет 128 Мб. Характерно, что время выборки используемых чипов DDR-I равно 2.8 нс – это чуть выше, чем на виденных нами эталонных платах. Либо сотрудники ELSA ошибаются, либо серийные видеокарты будут комплектоваться более медленной памятью. Конечно, разогнать до 800 МГц DDR память со временем выборки 2.8 нс можно, но при использовании 2.5 нс памяти это достигается проще.

Характерно, что плата имеет типичный набор портов: D-Sub, S-Video и DVI-I. Напомним, что видеокарты GeForce 6800 Ultra от использования D-Sub отказались в пользу более прогрессивного DVI. Судя по всему, набор портов в настоящее время определяется ценовой категорией видеокарты :).

Для питания платы используется один разъем Molex, мощность рекомендованного блока питания составляет 300 Вт.

Поставки GeForce 6800 не-Ultra в розницу должны начаться в середине июня, причем это касается не только продукции ELSA. Стало быть, самые экономные пользователи смогут прикоснуться к великолепию решений на базе NV40 примерно во второй половине следующего месяца. Единственное огорчение – высокая цена анонсированной ELSA платы, для японской розницы она достигает $430, что заметно выше рекомендованного уровня $299. Конечно, GeForce 6800 Ultra сейчас тоже стоит свыше $600, так что после насыщения рынка видеокарты GeForce 6800 наверняка будут стоить не более $350.

Столкнувшись с витающими за пределом $800 реальными розничными ценами на процессоры Athlon 64 3700+ и Athlon 64 3800+, мы еще питали надежду на воплощение в жизнь собственного прогноза. Действительно, если ценовая политика AMD теперь привязывается к прейскуранту на Pentium 4 (которые стоят одинаково в любом исполнении), зачем делать различие между ценой процессора в исполнении Socket 754 и Socket 939?

Оказывается, AMD имеет на этот счет свое мнение. Как сообщают наши немецкие коллеги с сайта Planet3DNow.de, официальные оптовые цены новых процессоров серии Athlon 64 будут выглядеть следующим образом:

  • Athlon 64 3800+ (Socket 939, 2.4 ГГц, 512 Кб кэша) -> $720;
  • Athlon 64 3700+ (Socket 754, 2.4 ГГц, 1 Мб кэша) -> $710;
  • Athlon 64 3500+ (Socket 939, 2.2 ГГц, 512 Кб кэша) -> $500.

Заметим, что цены не только далеки от цифр прейскуранта Intel, но и в сравнении с предшествующими моделями Athlon 64 несколько шокируют. Кстати, мы можем подтвердить соответствие этих цен официальным данным, которые будут обнародованы 1 июня.

Вот так будет выглядеть прайс-лист AMD после 1 июня:

Согласитесь, что $210 (разница в цене моделей с рейтингом 3500+ и 3700+) - это слишком много за 200 баллов рейтинга, тем более что в процентном выражении эта разница достигает 42%, а разница в уровне производительности легко перекрывается разгоном. Точнее говоря, нам хочется верить, что она будет перекрываться :).

Аналогичная ситуация и с процессорами Athlon 64 3700+ и Athlon 64 3800+: за 100 баллов рейтинга дается всего $10! Стоимость каждой сотни баллов рейтинга распределяется весьма неравномерно, это очевидно.

Athlon 64 3400+ с 1 Мб кэша и Athlon 64 3500+ с 512 Кб кэша смотрятся еще забавнее. Разница в цене достигает $83 (20%), а производительность новой модели с рейтингом 3500+ в некоторых случаях оказывается "в хвосте".

Кстати, теперь можно смело говорить о рейтинговом эквиваленте обозначения "Athlon 64 FX-53". Судя по близости цен ($733 и $720), процессор Athlon 64 FX-53 следует сравнивать с Athlon 64 3800+. В принципе, для исполнения Socket 939 отличия между ними заключаются только в объеме кэша, который у Athlon 64 3800+ на 50% (512 Кб) меньше.

Заметим, что Athlon 64 FX-53 в исполнении Socket 939 будет стоить прежние $733, как и его аналог в исполнении Socket 940. Очевидно, свои цены AMD все же привязывает к рейтингу производительности, а не типу конструктивного исполнения. Возможно, намеченные к выпуску процессоры Athlon 64 в исполнении Socket 939 с рейтингом ниже 3500+ в будущем будут стоить лишь немногим больше своих собратьев типа Socket 754. В том, что они будут стоить больше, сомневаться не приходится - при равных тактовых частотах двухканальный контроллер памяти в сочетании с 512 Кб кэша обеспечивают на 100 баллов больше, чем одноканальный контроллер памяти в сочетании с 1 Мб кэша.

В конце концов, большинство источников уверенно называет цену для засветившегося вчера процессора Athlon 64 2600+. Цифры варьируются от $120 до $150, и в этом смысле мы можем рассматривать этот процессор, как конкурента Prescott 2.4A, чья цена достигает $120-140.

Чисто визуально семейство процессоров Athlon 64 разрастется до невиданного ранее многообразия - модели с ценой от $150 до $720 будут способны удовлетворить запросы самых разных категорий пользователей. Остается лишь надеяться, что производители материнских плат и оперативной памяти помогут оверклокерам достичь на процессорах стоимостью менее $400 уровня производительности, характерного для моделей стоимостью $800 :).

Появление гипотезы о возможности переделки видеокарты Radeon X800 Pro в Radeon X800 XT путем включения 4 заблокированных пиксельных конвейеров взбудоражило оверклокерскую общественность. Категоричные заявления ATI о невозможности проведения подобной операции в домашних условиях лишь подзадоривали экспериментаторов. Тем не менее, соединить указанные мостики и получить из Radeon X800 Pro видеокарту Radeon X800 XT с 16 пиксельными конвейерами нашим коллегам с сайта X-bit Labs не удалось.

Кстати, Алексей Николайчук (Unwinder), автор знаменитой утилиты RivaTuner и многих полезных в оверклокерском деле скриптов, пока не обнаружил реальных способов программного включения 4 пиксельных конвейеров на платах Radeon X800 Pro. Действительно, ATI предусмотрела некоторые защитные механизмы.

Тем занятнее будет ознакомиться с косвенными заявлениями некоего безымянного героя, опубликовавшего в рейтинге Futuremark результат в 12 988 "попугаев" 3DMark 2003, полученный якобы на модифицированной видеокарте Radeon X800 Pro с 16 пиксельными конвейерами.

Процессор Pentium 4 3.0 ГГц был разогнан до 3.8 ГГц, видеокарта Radeon X800 Pro с 16 пиксельными конвейерами работала на частотах 603/1194 МГц. В принципе, на более мощном процессоре эта видеокарта наверняка могла бы достичь результата свыше 14 000 "попугаев".

Самое интересное, что скриншот утилиты ATI Tool 0.0.20 показывает наличие всех 16 пиксельных конвейеров:

Судя по всему, автором этого достижения был найден способ аппаратной модификации видеокарты Radeon X800 Pro. Мы допускаем, что на предсерийных образцах Radeon X800 Pro вероятность включения всех 16 конвейеров была крайне низка, и розничные платы оставляют оверклокерам больше шансов.

По предварительным оценкам, прирост производительности от включения 4 пиксельных конвейеров может достигать 15% и более. Осталось лишь дождаться внятной и правдивой информации о возможных способах включения этих конвейеров :).

Сейчас обсуждают