Платим блогерам

Новости 25 сентября 2003 года

Неожиданное появление на арене военных действий процессора Pentium 4 Extreme Edition заставило нас проанализировать его происхождение, да и источники в Intel не скрывают факт его родства с Xeon на ядре Gallatin. Появление первых тестов и результатов разгона этого процессора дополнительно обострило интригу вокруг его появления. К слову, в кулуарных разговорах перед официальным анонсом Athlon 64 FX нам не раз доводилось слышать мнение, что "Intel выпустила Pentium 4 EE специально для противопоставления Athlon 64 FX" и "AMD серьезно озабочена выходом Pentium 4 EE".

Так или иначе, процессор получился производительный. Он обрел недостающий прирост быстродействия путем наращивания кэша. Считается, что Intel пошла путем увеличения кэша ради сокращения задержек при работе с памятью. AMD для этой же цели встроила контроллер памяти прямо в процессор. Одна цель, но разные средства. И почти сопоставимые результаты - однозначного лидера при беспристрастной оценке результатов тестирования выделить все же нельзя.

Наши коллеги с сайта Nordic Hardware успели за короткое время осуществить достаточно подробное знакомство с архитектурой и свойствами этого процессора. "Под крышечку" они так и не заглянули - на тестовых образцах процессоров подобные трюки Intel предпринимать не разрешила :).

Тем не менее, обозреватели быстро пришли к выводу, что от "соплеменников" этот процессор отличает только кэш третьего уровня объемом 2 Мб, а потому все внимание при анализе результатов тестирования направили именно на эффективность кэша.

Не секрет, что размер кэш-памяти процессора непосредственно связан с уровнем быстродействия. Не во всех приложениях, но при запросе больших объемов данных из оперативной памяти большой кэш позволяет хранить наиболее часто используемые данные в быстрой памяти SRAM, которая и формирует кэш. Чем реже процессор обращается к оперативной памяти, тем быстрее идет обработка данных. Все дело в том, что кэш-память быстрее системной памяти в десятки раз. Предпочтительнее обращаться к быстрому кэшу, чем более медленной системной памяти.

В общем случае иерархическая цепочка обращения процессора к типам памяти выглядит так:

Процессор -> кэш L1 -> кэш L2 -> кэш L3 -> ОЗУ -> дисковые накопители

При этом, "чем дальше в лес, тем толще партизаны" :), то есть по мере удаления от ядра процессора задержки при обращении к памяти возрастают, а максимально доступный объем памяти увеличивается. Ближе всего к конвейерам процессора находится кэш L1, поэтому он самый быстрый (задержки составляют единицы наносекунд). Но в архитектуре NetBurst он и самый маленький - всего 8 Кб. С другой стороны, подобный подход позволяет легко масштабировать ядро по частоте.

Кэш второго уровня в Pentium 4 тоже интегрирован на кристалле, его объем составляет 512 Кб, а задержки - на уровне десятков наносекунд. Теоретически, увеличить объем кэша второго уровня можно было наращиванием его объема прямо на кристалле, но это экономически невыгодно. Гораздо дешевле использовать память SRAM, которая дешевле интегрированного кэша, дороже оперативной памяти DRAM, но обеспечивает примерно сопоставимые с кэшем L2 задержки. По крайней мере, так считает Intel.

Инклюзивность кэша Pentium 4 подразумевает обратное архитектуре Athlon XP свойство: эффективным объемом кэша для Pentium 4 EE будет 1.5 Мб (2 - 0.5), а не 2.5 Мб (2 + 0.5), как может показаться сначала. В принципе, этого вполне достаточно, и при небольшой ценовой разнице с обычными Pentium 4 (порядка 16%) выглядит допустимой издержкой.

Прежде чем оценить прирост производительности от использования дополнительного кэша L3, рассмотрим результаты разгона. Наши шведские коллеги превзошли всех остальных, разогнав этот процессор до 3.69 ГГц:

Разгон по шине достиг 230 МГц, множитель не увеличивался. Кстати, авторы эксперимента выражают скромную надежду на то, что в серийных образцах множитель также можно будет изменять в обе стороны. Не знаем, пойдет ли Intel навстречу оверклокерам в этом последнем представителе династии Pentium 4, но возможность выглядит заманчивой :).

С другой стороны, повышенное тепловыделение (на 15% выше, чем у Northwood) и большой объем расположенного рядом с кристаллом кэша, наряду с близостью "потолка" для 0.13 мкм техпроцесса заставляют многих аналитиков высказывать сомнения в оверклокерских способностях этого процессора. Все и так работает на пределе :(.

Наши коллеги сравнили уровень производительности процессоров Pentium 4 2.8 ГГц и работающего на той же частоте Pentium 4 EE в различных тестах, а затем вывели показатели прироста от использования кэша L3:

В среднем производительность увеличилась на 6.7%, в игровых приложениях - на 7.8%. Вполне оправданно, что Intel позиционирует эти процессоры как продукт для геймеров и энтузиастов - именно в играх дополнительный кэш обеспечивает преимущество.

С другой стороны, те же 7-8% можно обеспечить разгоном обычного Northwood-D1, который без балласта в виде 2 Мб памяти SRAM наверняка разгонится чуть лучше (если ничто не воспрепятствует успешному разгону). По этой причине Pentium 4 EE можно считать процессором для избранных, к числу которых не каждый любителей экстремальной производительности сможет себя причислить.

Оказывается, среди анонсированных недавно чипсетов серии NForce 3 подразумевается четкая сегментация согласно сферы применения. В общей сложности будет выделено пять чипсетов, носящих имя NForce 3.

Среди настольных вариантов самым мощным и универсальным станет NForce 3 250Gb. Как известно, от NForce 3 Pro 150 его будут отличать поддержка двухпроцессорных конфигураций, два дополнительных порта USB 2.0, гигабитный сетевой контроллер, поддержка RAID и четыре порта Serial ATA. На базе этого чипсета можно будет строить системы в исполнении Socket 940 и Socket 754, то есть будут поддерживаться все процессоры Athlon 64, Athlon 64 FX и Opteron. Проблема с замедленной шиной HyperTransport, притормаживающей магистраль "чипсет - центральный процессор", должна быть также решена. Согласно некоторым данным, именно проблемы на этом участке работ служат причиной задержки выхода NForce 3.

Более бюджетным решением станет чипсет NForce 3 250, лишенный поддержки гигабитного сетевого контроллера и процессоров в исполнении Socket 940. Таким образом, этот вариант чипсета станет основой для современных систем под Athlon 64.

С характеристиками "старичка" NForce 3 Pro 150 мы уже хорошо знакомы, на его основе производятся системы для Socket 940 и Socket 754. Этому чипсету не хватало нативной поддержки Serial ATA, она появилась в серии NForce 3 250, а вот версия NForce 3 Pro 150 станет более дешевым вариантом для энтузиастов.

Новый вариант NForce 3 150 будет самой "легкой" версией настольных чипсетов. Он лишится поддержки процессоров в исполнении Socket 940, а также некоторых других функций (возможно).

Мобильным чипсетом станет NForce 3 Go 150. Единственным отличием от NForce 3 150 станет поддержка технологии энергосбережения PowerNow!

Честно говоря, деление по признаку поддержки процессорных разъемов не очень понятно - тот же VIA K8T800 поддерживает все процессоры AMD64, вплоть до двухпроцессорных систем класса Opteron. Возможно, ход исключительно маркетинговый, и Nvidia хочет оптимизировать ценовую политику, предлагая "облегченные" версии чипсетов чуть дешевле.

Итак, обобщим характеристики чипсетов серии NForce 3:

  • NForce 3 250Gb: Socket 940 и Socket 754, Serial ATA, RAID, 8 портов USB 2.0 и Gigabit Ethernet;
  • NForce 3 250: Socket 754, Serial ATA, RAID, 8 портов USB 2.0;
  • NForce 3 Pro 150: Socket 940 и Socket 754, Parallel ATA, 6 портов USB 2.0;
  • NForce 3 150: Socket 754, Parallel ATA, 6 портов USB 2.0;
  • NForce 3 Go 150: Socket 754, Parallel ATA, 6 портов USB 2.0, PowerNow!

Кроме того, обещанная диагностическая и оверклокерская утилита войдет в комплект поставки чипсетов NForce 3. Ее окончательное название будет ForceWare. Точнее говоря, под этой вывеской будут объединены различные утилиты, среди прочих будет и программа для разгона системы.

Эта утилита позволит регулировать напряжения на процессоре, шине AGP, памяти, чипсете (!) прямо из Windows XP. Частота шин FSB и AGP также может динамически изменяться, можно будет изменять значения таймингов и управлять скоростью вращения вентиляторов. Все показатели будут динамически отслеживаться.

Между прочим, на выставке Computex представители Nvidia не упустили возможность заявить, что компания планирует нарушить стереотип привязки ее сферы деятельности к графическим продуктам. "Широкий спектр мультимедийных продуктов" от Nvidia призван этому способствовать.

Одним из первенцев этой тенденции стал чип GoForce 2150, предназначенный для использования в портативных устройствах. Если говорить конкретнее, он будет применяться в мобильных телефонах со встроенными фотокамерами, обеспечивая разрешение 1.3 мегапикселя.

Отказ от интеграции в чипсеты NForce 3 шестиканального звукового решения SoundStorm многими аналитиками трактуется, как признак намерений Nvidia выпустить в ближайшие месяцы дискретную звуковую карту собственной разработки.

Желающие еще раз ознакомиться с решениями Gigabyte на чипах Nvidia могут это сделать сейчас:

Это действительно вполне готовый к серийному производству образец видеокарты GeForce FX 5900 с явно оверклокерским уклоном - мощное охлаждение должно позволить разогнать этот 128 Мб вариант до уровня производительности GeForce FX 5900 Ultra. Оказывается, Gigabyte будет производить весь спектр решений от GeForce FX 5200 до GeForce FX 5900 Ultra, включая GeForce FX 5600 Ultra. Учитывая привычку компании устанавливать на свои видеоплаты необычные системы охлаждения, это начинание можно только приветствовать :).

Анонс процессора Celeron 2.7 ГГц не был обставлен пышными атрибутами и прошел в скромной обстановке. На сайте Intel теперь можно найти упоминание об этой модели, в остальном ничем выдающимся порадовать нас эти процессоры не могут. Разве что ценой в $103 - это единственная модель Celeron, которая после прошедшей месяц назад уценки стоит более $100.

Модель с частотой 2.7 ГГц имеет все ту же 400 МГц шину, кэш второго уровня объемом 128 Кб, множитель 27х. Кстати, эти процессоры наверняка будут выпускаться только на степпинге ядра D1, но ситуацию с разгоном этот факт особенно не меняет. Точнее говоря, новый степпинг помог бы какому-то младшему Celeron покорить рубеж 3 ГГц, но в отношении производительности привлекательность процессора не увеличивает.

Как мы уже сообщали, маркироваться эти процессоры будут достаточно оригинально: SL77S и SL77U. Последней моделью на ядре Northwood-128 должен стать Celeron 2.8 ГГц, который появится только в начале следующего года. На этой же частоте во втором квартале следующего года дебютирует Celeron на ядре Prescott с 533 МГц шиной и 256 Кб кэша второго уровня. Он будет совместим со всеми материнскими платами на базе Socket 478. В третьем квартале появится Celeron 2.8 ГГц в исполнении Socket T (LGA 775). В этой ситуации остается только гадать, каким образом сможет Intel разграничить обозначения этих процессоров, ведь с давних пор они именуются просто Celeron, вне зависимости от архитектурного происхождения. Скорее всего, дело ограничится введением суффиксов типа "А" или "В", как это обычно происходит с дублирующими друг друга по частоте моделями Pentium.

Кроме того, вчера Intel известила о начале программы по снятию с производства следующих моделей процессоров:

  • Pentium 4 2.53 ГГц (FSB 533 МГц);
  • Pentium 4 2.50 ГГц (FSB 400 МГц);
  • Pentium 4 2.26 ГГц (FSB 533 МГц);
  • Celeron 2.1 ГГц (FSB 400 МГц).

Для ОЕМ-версий этих процессоров последней датой поставки станут 14 марта 2005 года (Pentium 4) и 13 сентября 2004 года (Celeron), для коробочных версий обоих типов процессоров - 17 апреля 2004 года. Розничная сеть перестанет получать эти процессоры после 17 января 2004 года. Таким образом, немного времени для приобретения этих процессоров еще есть.

Любопытно, но снимаемые с производства процессоры основаны на степпинге D1 ядра Northwood. Рассмотрим соответствие маркировок:

  • Pentium 4 2.53 ГГц: SL6SJ (box), SL6S2 (box) и SL6PD (OEM);
  • Pentium 4 2.50 ГГц: SL6EB (box), SL6GT (box) и SL6PN (OEM);
  • Pentium 4 2.26 ГГц: SL6ET (box), SL67Y (box) и SL6PB (OEM);
  • Celeron 2.1 ГГц: SL6SY (box) и SL6VS (OEM).

Учитывая их родство с процессорами на 800 МГц шине, можно предположить, что они достаточно хорошо разгоняются. И чем меньше номинал частоты процессора, тем больше выигрыш от разгона. В этом мы могли убедиться во время тестирования модели Pentium 4 с частотой 1.8 ГГц на степпинге D1. Преимущество этих процессоров над "честными" носителями 800 МГц шины остаются большие значения множителей, позволяющие достигать высоких частот без излишнего насилия над системной шиной. Единственным способом выделения этих процессоров среди аналогов на других степпингах остается маркировка. Так что желающие получить больше мегагерц за меньшие деньги вынуждены учить "степпинговую азбуку" :).

Мы уже неоднократно встречались с феноменом распространения в модельных рядах производителей видеокарт на чипах Nvidia так называемых GeForce FX 5900 SE, имеющих упрощенный дизайн печатной платы, 128 Мб памяти со временем выборки 2.8 нс и привлекательную цену в районе $300.

Как известно, Gainward также приняла на вооружение подобную концепцию, но при этом продолжила комплектовать платы отборной памятью, гарантирующей хороший разгон. Наши немецкие коллеги на сайте K-Hardware получили возможность протестировать младшее решение Gainward этой серии, имеющее обозначение Gainward FX PowerPack! Ultra/1100 TV/DVI.

Несмотря на низкие частоты (400/700 МГц), плата имеет все признаки потенциального заместителя GeForce FX 5900. В частности, 256-битная шина и полноценный чип NV35 дают основания надеяться, что разгон позволит приблизиться к заветным 450/900 МГц, на которых способен работать любой экземпляр Gainward GeForce FX 5900. Порты у рассматриваемого варианта видеоплаты самые обычные: D-Sub, DVI и S-Video.

Не вдаваясь в подробности обычной части тестирования, перейдем непосредственно к результатам разгона. Удивительно, но видеокарта разогналась до 490/925 МГц! Если для чипа такой результат можно назвать предсказуемым, то для 2.8 нс памяти достижение частоты 925 МГц DDR выглядит почти фантастическим. Не иначе, как Gainward особенно старательно отбирает лучшие чипы памяти для комплектации своих видеокарт.

В бенчмарке Unreal Tournament 2003 производительность после разгона с частот 400/700 МГц до 490/925 МГц поднялась на 7-9% в зависимости от режима. Вполне нормальный разгон для видеокарты данного класса, которая плюс ко всему еще и стоит чуть выше $300. Понятно, что распространять успех этого экземпляра на все видеокарты так называемого класса GeForce FX 5900 SE нельзя, но определенные надежды он вселяет.

Учитывая достаточно грозный внешний вид первых образцов GeForce FX 5950 Ultra (NV38), можно считать видеокарты GeForce FX 5900 SE хорошей альтернативой мощным и дорогим продуктам Nvidia. Другой вопрос, насколько успешно они будут работать по сравнению с конкурирующими решениями ATI...

Скорее всего, существенных изменений ситуации с производительностью Pixel Shader 2.0 в NV38 и NV36 не произойдет. Nvidia постарается устранить все "перекосы" очередными оптимизациями и новыми драйверами, а на основательную переработку архитектуры чипов времени уже не остается. Некоторые аналитики утверждают, что выпускаемый IBM чип NV38 имеет гораздо меньший уровень тепловыделения, чем производимые TSMC аналоги. Судя по всему, выигрыш по тепловыделению Nvidia планирует "потратить" на увеличение тактовой частоты NV38. Версия Ultra может работать и на частотах 500-600 МГц. В принципе, можно в этом не сомневаться, но вот будет ли система охлаждения GeForce FX 5950 Ultra более успешной, чем FX Flow? Это покажет только время, однако некоторые опасения появляются у нас уже сейчас. Печально известный FX Flow тоже задумывался с прицелом на "как лучше", а получилось "как всегда" :).

Проблемы с производительностью пиксельных шейдеров Nvidia должна разрешить в чипе NV40. Предполагается, что чип будет комплектоваться памятью типа GDDR-2 или GDDR-3, обеспечивающей пропускную способность до 51 Гб/с при частотах до 1.6 ГГц DDR. Между прочим, поставки подобной памяти уже начали ведущие производители памяти, однако нам достоверно известно, что действующих прототипов NV40 еще не существует. Поэтому все появляющиеся в эти дни "фотозагадки" с лейблом Nvidia носят рекламно-провокационный характер.

Тревожные симптомы дефицита анонсированных недавно процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX продолжают появляться за счет усилий различных источников. В прошлый раз сообщалось, что AMD не успевает поставить обещанные 80 тысяч процессоров до конца сентября, но все же надежды на поставку остальных 400 тысяч до конца года оставлять не нужно.

Представители компании Acer утверждают, что до конца года AMD сможет поставить лишь 100 тысяч процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX. По этой причине Acer переносит начало производства систем на их основе на следующий год. Представители VIA подтверждают, что объемы поставок данных процессоров в этом году будут "очень незначительными". Конкретные цифры ими не разглашаются, но сохраняется утверждение о том, что "Athlon 64 станет массовым продуктом только в следующем году".

Сами представители AMD комментировать объемы поставок Athlon 64 отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Они утверждают, что компания имеет достаточно производственных ресурсов, чтобы обеспечить "объемы производства, соответствующие уровню спроса". Если AMD убеждена, что объем спроса не превысит в этом году 100 000 процессоров, то утверждение вполне справедливое :).

Некоторые аналитики считают, что чисто теоретически AMD способна производить до 50 000 Athlon 64 каждую неделю. Тем не менее, некоторые производственные ограничения не позволяют компании выпускать процессоров больше, чем 15-20% от потребности рынка. Экстраполировав эти объемы на оставшееся до конца года время, мы получим пресловутую цифру в районе 100 000 процессоров.

Тем временем розничные цены на процессоры Athlon 64 3200+ начинают постепенно снижаться. От преданонсного уровня в $500 они постепенно сползают ближе к $450-460, и объемы поставок для зарубежных торговых сетей начинают постепенно превышать пресловутые несколько десятков штук.

В передовой в этом плане Японии даже появился коробочный вариант Athlon 64 FX-51 по цене порядка $838. Не "под заказ", а просто для свободной продажи:

Японские источники утверждают, что число предложений этого процессора заметно увеличится к концу недели. Учитывая высокий уровень цен и необходимость использования дорогой и редкой регистровой двухканальной DDR 400, соотношение объемов поставок Athlon 64 FX к Athlon 64 вряд ли превысит в этом году "10/90" или "20/80".

Между прочим, в той же японской рознице появились 512 Мб модули регистровой памяти DDR 400 производства SanMax.

Что любопытно, собраны они на чипах Hynix "счастливой серии" (326AA HY5DU56822BT-D43), которая принесла успех в разгоне до частот 500 МГц DDR и выше многим активным участникам нашего форума. Самое примечательное - цена этой памяти. Регистровый модуль DDR 400 (CL3) объемом 512 Мб стоит в Японии где-то $130. Это означает, что за двухканальный набор объемом 1 Гб придется заплатить где-то $260. Теперь сравните эту сумму с ценой аналогичного набора от Kingston ($450), и вы ощутите непреодолимую тягу обрадоваться этому факту. Безусловно, память от Kingston обладает некоторыми гарантированными оверклокерскими способностями, но 40% разница в цене склоняет чашу весов в пользу модулей на чипах Hynix. В отечественной рознице аналогичный по объему модуль нерегистровой DDR 400 стоит порядка $85, так что для регистровой памяти 50% наценка первое время будет сохраняться.

С момента появления первых характеристик видеочипов XGI Volari прошло уже десять дней, производитель весьма активно продвигает новинки. По крайней мере, на проходящей выставке Computex 2003 компания XGI представила весь спектр "настольных" видеокарт на базе чипов Volari.

Кстати, представители компании пояснили, что volari по латыни значит "скорость". Весьма амбициозное название для таких разноплановых в плане производительности решений.

Как и предполагалось, основным партнером XGI по производству чипов станет UMC, обеспечивающая достаточно низкую себестоимость производства. Тем не менее, прежние предположения о типе техпроцесса оказались неверными: XGI официально заявляет, что весь модельный ряд чипов Volari будет производиться по 0.13 мкм техпроцессу. В этой связи становится понятной идеология производителя, согласно которой на одной пластине можно разместить "много мелких чипов", что и обеспечит низкую себестоимость.

Итак, перейдем к изучению своеобразного "семейного фотоальбома" клана Volari:

Младший представитель семейства - Volari V5. Его отличает относительно простой (скорее всего, четырехслойный) дизайн, частоты 300/650 МГц, 4 пиксельных конвейера, до 256 Мб памяти DDR-I/DDR-II. Производительность чуть выше 2000 "попугаев" 3DMark 2003. Стоимость подобных решений составит менее $99.

Volari V5 Ultra - более быстрый вариант. Кроме более серьезного дизайна, его отличают чипы памяти BGA. В остальном отличий не так много - чуть более высокие частоты (350/750 МГц), прежние 4 пиксельных конвейера, до 256 Мб памяти DDR-I/DDR-II. На плате появляется разъем дополнительного питания.

Volari V8 Ultra - самое мощное одночиповое решение. Сходный с предшественником дизайн, память BGA. Аналогичные частоты и объемы памяти. Единственное отличие - 8 пиксельных конвейеров. Знакомая ситуация, не правда ли? Возможно, дополнительные конвейеры можно будет включить достаточно просто :). Прирост производительности при этом составит до 50%, выводя это решение на уровень 3000 с лишним "попугаев" 3DMark 2003.

В конце концов, двухчиповые решения. Первым идет Volari Duo V5 Ultra, объединяющий два чипа V5 Ultra. Частоты 350/750 МГц, итого восемь пиксельных конвейеров. Ориентировочная производительность - свыше 4000 "попугаев", цена порядка $400.

Лидер семейства - Volari Duo V8 Ultra. Именно он мощью своих 16 пиксельных конвейеров угрожает Radeon 9800 Pro, набирая свыше 5600 "попугаев" 3DMark 2003. Между прочим, XGI признается, что двухчиповое решение примерно на 70% быстрее своего одночипового аналога. В принципе, пропорция сохраняется, если верить бенчмаркам производства XGI :). Стоить подобное чудо будет $499, что уже несколько неоправданно для такого уровня производительности. Забавно будет, если Volari Duo V5 Ultra переделается в Volari Duo V8 Ultra включением всех конвейеров. Еще забавнее будет, если один чип переделается, а второй нет :). Уровень энергопотребления этой видеокарты составляет 60-70 Вт, так что два разъема питания на ней предусмотрены не зря.

Видеокарты на основе чипов XGI Volari будут производиться Gigabyte, PowerColor, возможно и MSI. Массовые поставки чипов начнутся в конце октября, то есть в ноябре мы увидим готовые видеоплаты.

Делясь планами на будущее, XGI заявляет следующее. Поддержка PCI Express современными чипами будет реализована посредством моста AGP->PCI Express. Чипы следующего поколения выйдут не ранее мая следующего года. Интегрированные решения на базе графических ядер Volari могут появиться под лейблом SiS и ULi. Увлекаться многочиповостью и представлять трехчиповые решения компания не планирует.

Р fin

Представители компании Valve, разработчика игры Half-Life 2, заявили о том, что игра не будет выпущена 30 сентября, как это планировалась ранее. В качестве ориентировочных сроков выхода звучит расплывчатая формулировка "к праздникам" и сообщается, что точная дата пока попросту не существует. Новая дата будет сообщена представителями компании сразу же после ее назначения.

Будем надеяться, что в качестве "утешения" в ближайшее время будет хотя бы выпущен бенчмарк на основе игры, который нам уже довольно долго обещают .

 

Дополнение:

Сайт gamershell.com утверждает, что сообщение о переносе даты выпуска Hal-Life 2 является не более чем уткой, распространенной сайтом shacknews.com, и что все сроки выхода будут соблюдены.

Р fin

Обнаружена новая версия утилиты SSC Service Utility, предназначенной для "продвинутой" работы с картриджами принтеров Epson и позволяющей существенно экономить как на самих картриджах, так и на чернилах. 

В новой версии 3.10:

  • Улучшен независимый монитор чернил.
  • Улучшен механизм горячей замены для некоторых моделей принтеров.
  • Поддержка новых принтеров:
    • Photo 820
    • Photo 925
    • CX3200 / CX5200
  • Исправлены найденные ошибки.

Скачать SSC Service Utility 3.10 (824 КБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP) можно по ссылке внизу этой страницы. Перед скачиванием настоятельно рекомендуется ознакомиться с кратким соглашением об использовании.

Сейчас обсуждают